Г. П. Винс. Тропою верности

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава 1 «Истоки»

к стр. 12— Интересно отметить, что примерно в то же время, в 90-е годы прошлого столетия, молокане, жившие в Закавказье, проявили христианское сострадание к ссыльным семьям баптистов, переживавшим большие бедствия на пути в ссылку. Вот как описывает это Феоктист Дунаенко, который в 1894 году был сослан за веру с Украины в далекий Закавказский край (действие происходило в горной местности Армении): «Через три дня к нам зашли два человека из молоканского братства. Они увидели нашу бедность и наготу: мы даже не могли укутать детей, а был февраль месяц. Один молоканин сбрасывает с себя бараний тулуп и дает моей жене, а сам плачет от сокрушения, глядя на наше горе. Другой вынул из кармана 3 рубля и тоже с плачем подает мне и говорит: «Жаль, что как раз у меня больше нет, я бы помог вам!»  Я начал искать подводу для детей, потому что исправник (полицейский начальник) подводы не дал. Помогли добрые армяне: на дилижансе везли нас три почтовых пролета. Полицейский сопровождал нас на лошади, так как я считался арестантом. На каждом почтовом дворе полицейские менялись. В дилижансе мы и переночевали. Утром я пошел искать подводу. Полицейский за мной. Я зашел на постоялый двор и начал просить молокан, которые что-то везли в Александрополь. но они посмотрели на моих детей и говорят: «Мы бы взяли, но ведь зима, дети померзнут на фургонах. Мы едем помаленьку, потому что в каждом фургоне по 120 пудов весу».

От нас молокане пошли на постоялый двор, где собрались все молокане, а ехало их много. Одного они послали на почту — уплатить за шесть пролетов до Александрополя. Дали мне квитанцию и сказали: «Ваша дорога оплачена до конечного места». Со слезами я благодарил их за такую милость. И вот подъехала почтовая подвода, забрала детей, жену и меня. Полицейский тоже был рад такому случаю. Почтари тронули, поехали как можно быстрей. А зима в тот год была лютая».

Это пример проявления доброты и сострадания, заповеданных Богом: в те же годы, когда в Закавказье молокане не могли равнодушно пройти мимо нужды страдающих за веру, в Сибири добрые сибиряки оказывали помощь нуждающимся переселенцам-молоканам. «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути его!» (Римл. 11: 33)

 

Глава 3 «Миссионер из Америки»

к стр. 31— Перечитывая в журнале «Сеятель Истины» сегодня, 70 лет спустя, доклад моего отца на Восьмом съезде Русско-украинского союза ЕХБ Америки в 1926 году, я преклоняюсь перед премудростью и величием Божьим в осуществлени Его предвечных планов. Действительно, «все пути Господни — милость и истина» (Пс. 24: 10).

В своем докладе отец призывал: «Братья-сотрудники! Пишите статьи, создавайте журналы, печатайте книги и брошюры, а мы будем их читать и поддерживать вас, чем и как можем». За минувшие с тех пор 70 лет церковь Христа на нашей родине прошла через десятилетия страшных гонений, тысячи христиан окончили свой жизненный путь как мученики, а та скудная духовная литература, которую имело братство баптистов, почти вся была конфискована и уничтожена. Но для Господа нет ничего невозможного: наступила религиозная свобода, и миллионы Библий, Евангелий, христианских книг и брошюр были завезены в Россию, Украину, Белоруссию и другие страны бывшего Советского Союза. Духовные книги стали широко распространяться как среди верующих, так и среди тех, кто раньше ничего не знал о Боге. Мне особенно дорого, что Господь удостоил и нашу миссию участвовать в этом труде, и что духовное завещание моего отца: «Братья-сотрудники, пишите и печатайте книги и брошюры!» стало делом и моей жизни. С глубоким смирением я благодарю Господа за Его чудные пути.

С Божьей помощью за последние годы Русской Миссией Благовестия были переизданы и завезены в бывший Советский Союз: мемуары В.Ф. Марцинковского «Записки верующего» — свидетельство-воспоминание о жажде слышания Слова Божьего среди русского народа сразу после революции 1917 года; брошюра Я.Я. Винса «Наши баптистские принципы», впервые изданная в Китае на русском языке в 1922 году, но не потерявшая своей актуальности и в наши дни; книга В.Е. Блекстоун «Господь грядет».

Также Русской Миссией Благовестия были переведены на русский язык и изданы большим тиражом следующие книги: «Погибший мир» Джона Уиткомб — исследование о всемирном потопе, в котором на основании Библии и новейших научных открытий утверждается библейское учение о творении мира и приводятся веские подтверждения несостоятельности теории эволюции и материалистического взгляда на происхождение жизни, земли и вселенной; «К Нему по одному» М. Лакок — библейские уроки в помощь новообращенным, приступающим к самостоятельному изучению Слова Божьего, а также трактат «Жизненно важное открытие»; «Библейский сепаратизм» Эрнста Пикеринг утверждает абсолютный авторитет Библии, выступая в защиту чистоты учения Христа против модернизма и либерального взгляда на Библию; «От Иерусалима до Рима» Гомера А. Кент — богословские заметки по книге «Деяния Апостолов»; книга «Харизма тики» Джона Ф. Макартур утверждает библейское учение о Духе Святом и направлена против заблуждений пятидесятников и харизматиков. Брошюры «Псевдохристианство» Тома Уилер и «Дух Истины и дух заблуждения» К. Брукс посвящены защите чистоты евангельского учения от всевозможных заблуждений и лжеучений. Для молодежи и детей были выпущены книги: К. Стром «Джон Ньютон — свирепый моряк», Кирилла Давей «Ай-Вай-Де» о миссионерке в Китае Глэдис Айлвард, и воспоминания Павла Джелетт «10 лет на Севере» о миссионерском служении на севере Канады.

Помимо переводных книг, были еще опубликованы на русском языке: сборники стихов современных христианских поэтов «Под сенью Всемогущего» Василия Беличенко и «Время пения» Галины Везиковой; книга воспоминаний Феоктиста Дунаенко «До конца претерпевший» — исторический материал о гонениях, перенесенных нашими братьями в конце прошлого века от государственной православной церкви и царского правительства. Кроме того, за последние годы были написаны и опубликованы мои книги «Евангелие в узах» и «Горизонты веры», а также сборники стихов «Из поэтической тетради», «Нам нужен Бог!». «Жить не по лжи».

 

к стр. 32— Доклад Г. И. Шипкова на XXVI съезде баптистов «Дальневосточный союз христиан-баптистов»

Для того, чтобы уяснить себе, как развивался Дальневосточный союз, мы должны проследить историю его возникновения из отдельной ячейки, называемой общиной баптистов, и последовавшего затем развития общин в Амурской области. В 1889 году из центра от русского братства приехали два пионера для того, чтобы возвестить благую весть на дальнем Востоке. Это были Я.Д. Деляков (усопший, да будет память о нем светла) и ныне еще здравствующий в престарелом возрасте М.Д. Чечеткин (да будет его имя упомянуто с благодарностью). Они положили основание благовещенской общине, как краеугольному камню, на котором впоследствии воссоздалось здание, именуемое Дальневосточным союзом баптистов.

Затем, в начале 1904 года, из центра посетили нас братья М.Д. Густомясов и И.В. Бабенков, посеяв семена благой вести, от которых были обильные всходы. Их посещение было благословенно. Затем в 1913 году Дальний Восток посетили братья Г.И. Мазаев и Н.В. Одинцов. Посещение их также принесло обильные благословения. Затем, в конце 1913 года, приехал на всю зиму В.Г. Павлов (ныне усопший, да будет память о нем светла). Он с супругой пожил и потрудился у нас на Дальнем Востоке во славу Господа. Брат Павлов созвал в 1913 году съезд в Благовещенске, на котором было решено открыть Дальневосточный отдел Всероссийского союза баптистов, и был избран соответствующий орган правления.

В начале 1914 года Дальний Восток посетил брат В.П. Степанов, работа которого была благословенна. В 1917 году на Владикавказском съезде Дальневосточный отдел был окончательно принят в состав Всероссийского союза. К Рождеству 1917 года к нам приехал Г.И. Мазаев, который пробыл здесь все праздники и уехал после Нового года. В 1919 году к нам на Дальний Восток приехал уважаемый брат наш Я.Я. Винс, а также В.И. Олсон, и тут для нас началась уже новая эра.

Вкратце работа на Дальнем Востоке может быть разделена на следующие периоды: с 1890 по 1908 год — период общинной деятельности, когда общины работали внутри себя, не распространяя своего влияния на окружающих. Период с 1909 по 1913 годы следует отметить, как деятельность Миссионерского общества, а дальше, с 1914 по 1919 годы — период деятельности Отдела разъездных благовестников. Теперь, с прибытием Я.Я. Винса и В.И. Олсена, деятельность разъездных благовестников была заменена постоянной деятельностью: кочевнический период окончился, и начался период оседлости. Весь Дальний Восток был разбит на секции, участки и районы, и в каждом районе был поставлен работник, который должен был работать круглый миссионерский год, не отлучаясь. Эта система лучше прежней: нельзя довольствоваться только тем, чтобы рождать детей, но их надо и воспитывать, и эта система служения была принята на Дальнем Востоке в 1919 году и существует по настоящее время. В результате было достигнуто следующее:

1) Постановка миссионерского дела на должную высоту с тех пор, как весь Дальний Восток был разбит на участки с постоянными благовестниками;

2) Реорганизация старых крупных общин по усовершенствованному плану домостроительства с введением парламентарных правил, основанных на баптистских принципах;

3) Организация молодежи, выросшей из воскресных школ внутри общин, и присоединение к ним молодых людей извне, как прирост к существующей уже организованной молодежи;

4) Духовное воспитание молодежи по планомерной программе, подготавливающей работников для многоразличной христианской деятельности;

5) Воспитание молодежи с раннего возраста по системе, принятой ВСБ;

6) Организация сестер в общине: кружки для изучения Слова Божьего, назидания, молитвы и работы для дела Божьего;

7) Поднятие, если можно ввести новое слово, жертвочувствительности в общинах, в результате чего возросли пожертвования.

Вот это все те достижения, которые, по милости Божьей, нам удалось осуществить благодаря пребыванию на Дальнем Востоке уважаемого Я.Я. Винса, который сидит здесь между вами.

Теперь цифровые данные, и я буду очень краток в этом отношении. Хотя наша статистика хромала, в прошлом году у нас было (по имевшимся у нас сведениям) 108 общин. В нынешнем году у нас на Дальнем Востоке со всеми группами более 200 общин. Посеянное семя дает ростки и в свое время приносит плоды. Я не могу сказать, сколько было пожертвовано средств, потому что этих данных в своем распоряжении не имею. Но так или иначе, из моего доклада вы видите, что мы на Дальнем Востоке не бездельничали, а работали, и слава Богу, за последнее время работа эта развивается все больше и больше.

 

к стр. 32 — Доклад Я.Я. Винса на xxvi съезде баптистов Территория Дальнего Востока слишком обширна: если взять самый западный пункт нашего края около озера Байкал и по железной дороге проехать до Владивостока, то будет более четырех тысяч верст. А если посмотреть по карте от Владивостока на север, то в наш край входит вся Камчатка, до самого Северного Ледовитого океана. Это громадная территория, которую нелегко охватить. Поэтому братья, посеявшие Слово Божие вначале, очевидно не могли распространить благую весть по всей территории Дальнего Востока. Вся их работа вначале ограничивалась, как брат Шипков говорил, одной Амурской областью, да и то не всей областью, а семью Зазейскими церквами — это семь поселений, заселенных когда-то молоканами, среди которых и были основаны первые семь общин баптистов.

Когда Господь усмотрел для меня с семьей туда приехать, братья пожелали, чтобы я принял более активное участие в работе, от чего я не отказался. Там я столкнулся с одной главной причиной, которая осложняла работу: для меня это было совершенно новым явлением, я никогда раньше с подобным не встречался. Дело заключается в том, что дальневосточные братья, вступивши в церковь, усвоили крепко такое понятие: «Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты» (Псалом 31: 1). Разве это плохой текст? Конечно, нет, но проблема в том, что они усвоили его совершенно превратно: они не считали нужным расти духовно и совершенствоваться, а успокаивали себя тем, что Господь все грехи прощает и всякое беззаконие отпускает, С этим злом пришлось бороться, многим это не понравилось, но я с этим не мог считаться. Я ни одной пяди не уступлю в защите евангельской истины: Господь призвал нас к чистоте и святости, а не к тому, чтобы потворствовать греху и оправдывать себя текстами. Все это послужило громаднейшим тормозом в развитии дела Божьего на Дальнем Востоке.

В данное время в границы Дальневосточного края, охваченного работой нашего братства, входят 9 округов — громаднейшая территория, которую населяет много разных народностей. При всем нашем желании всем им дать Евангелие, мы успели пока создать только начало работы среди корейцев и китайцев, которые там живут. Уже имеются верующие китайцы, довольно искренние и интересные братья: сердце радуется, когда ближе знакомишься с ними. Также среди корейцев мы имеем общину в 45 членов, и для нее требуется особый работник. Это заставило исполнительный орган Дальневосточного союза написать официальное письмо в нашу баптистскую заграничную миссию, которая работает в Корее, с просьбой дать нам благовестника, которого мы берем на свое обеспечение, чтобы иметь работника среди корейцев.

С Божьей помощью, в 1927 году собираемся начинать работу среди камчадал. Это забитый, заброшенный народ, но среди них обнаружилось желание и жажда христианского света и истины. Господу было угодно привести к Себе одного старого русского рыбака, который долго работал на Камчатке на рыбных промыслах, и изучил язык камчадал. Господь его призвал несколько лет назад, он теперь наш брат во Христе, и вот он-то просит послать его туда, так как его сердце влечет его сказать камчадалам о любви нашего Господа. И в недалеком будущем это будет исполнено.

Дальневосточное братство в настоящее время состоит приблизительно из семи тысяч членов (более точной статистики у меня здесь нет). Приход нашей кассы за 1926 год составлял 8 тысяч 437 рублей и 13 копеек, что в среднем на одного члена составляет 1 рубль 25 копеек. Пресвитеров у нас не так много, потому что поле совершенно новое, а Священное Писание учит поспешно рук на новообращенных не возлагать. Сейчас у нас 30 рукоположенных пресвитеров, и еще трудятся 77 нерукоположенных братьев, временно исполняющих обязанности пресвитера. Кроме того, у нас есть 20 благовестников, находящихся на содержании Союза.

Молитвенных домов, построенных специально для богослужений, у нас только 20, больше не успели построить. Певческих хоров во всех наших общинах только 14, и у нас большая нужда в учителях, которые могли бы проводить регентские курсы. В центральных общинах есть 4 духовых оркестра, в благовещенской общине оркестр состоит из 17 музыкантов, в других городах оркестры меньше.

Наши благовестники в минувшем отчетном году на своих миссионерских полях преподали крещение 508 душам, а сколько всего было за год крещений — я не могу сказать, так как целый ряд самостоятельных общин не успели предоставить требуемых статистических сведений, и мы не могли составить полную картину того, что произошло за год. Господь прилагает спасаемых к церкви, и этот успех в значительной мере зависит от принятой нами системы прикрепления благовестников к одному месту и отказу от разъездных благовестников.

У нас имеется единый сбор по всем общинам, который проводится два раза в год: весной и осенью. Эти средства поступают в одну центральную кассу, и съезд назначает процентное распределение: на дело благовестия, на постройку молитвенных домов, на содержание правления, для бедных, неимущих и на другие нужды.

 

Глава 6 «Арест»

к стр. 54 — Из материалов дела Р-33960 по поводу резолюции Дальневосточного союза баптистов:

«В конце июля 1929 г. по инициативе Винс П.Я. в г. Хабаровске был собран Пленум представителей общин баптистов Д.В. края со включением и районных проповедников в количестве 50 человек. Единственным предметом обсуждения был поставлен вопрос: «Как мы, баптисты Д.В. края, должны относиться к Новому закону Советского правительства от 8 апреля 1929 года.» По этому вопросу на следующий день Пленума были предоставлены две писанные резолюции: первая — «Закон принять безусловно», за которую проголосовали только двое, и вторая резолюция, принятая большинством Пленума во главе с Винсом П.Я. и также и Перцевым В.Н., гласила в своем заключении так: «Новый закон принять мы не можем». ( Архив ФСБ, дело П-663, стр. 168-169)

 

к стр. 55 - Из материалов дела Р-33960

Постановление:

1931 г. 8 янв. я, сотр. секретного отд. ОГПУ Савельев С.Н., рассмотрев дело гр. Винса Петра Яковлевича по обвинению его в совершении преступных действий, предусмотренных ст. 58-10 УК и принимая во внимание, что имеющимся в деле материалом он изобличается в преступлении, предусмотренном вышеуказанной статьей, постановил: привлечь гр. Винс П.Я. в качестве обвиняемого, предъявив ему обвинение по 58-10 ст. У. К. и меру пресечения уклонения от следствия и суда оставить прежнюю, т.е. содержание под стражей.

8 янв. 1931 г.

Сотр. секретного отд. ОГПУ — Савельев Настоящее постановление мне объявлено:

П. Винс (подпись)

 

к стр. 55 — Из материалов дела Р-33960.

Заключение:

1931 г. 12 января я, сотр. 6 СО ОГПУ Савельев, рассмотрев дело за № 106173 по обвинению гр. Винс Петра Яковлевич по 58/10 ст. УК., арестованного 26 декабря 1930 г., содержащегося в Бутырской тюрьме;

НАШЕЛ:

Винс П.Я., 32 лет, сектант-баптист, председатель Д.В. союза баптистов, занимался активной антисоветской деятельностью и, в частности, являлся автором антисов. резолюции, принятой Пленумом Д.В. союза баптистов, происходившего в 1929 г., требующей от советской власти изменения «нероновского» законодательства о религиозных объединениях и прекращения «гонения на религию».

В этих же целях Винс в декабре 1930 г. приехал в Москву выступить с аналогичным заявлением, что было предотвращено его арестом. Находясь в Москве, Винс поддерживал шифрованную переписку с хабаровскими баптистами, призывая их к активным антисоветским выступлениям.

Кроме того, Винс поддерживал регулярную связь с заграничными сектантскими кругами и, в частности, со своим отцом, не возвратившимся в СССР после поездки на международный баптистский конгресс в 1928 г. На основании вышеизложенного

ПОЛАГАЮ:

1. Предъявленное обвинение Винсу П.Я. по 58/10 ст. УК считать доказанным.

2. Дело о нем передать на рассмотрение Особого Совещания при коллегии ОГПУ.

Сотр. 6 СО ОГПУ Савельев (Подпись)

 

к стр. 55 — Из материалов дела Р-33960: «Срочное предписание об этапировании» и «Извещение об исполнении»

«Срочно;

Начальнику Бутырской тюрьмы ОГПУ

Копия: Начальнику Управления Вышерских исправительных трудовых лагерей ОГПУ г. Соликамск

Препровождается выписка из Протокола Особого совещания Коллегии ОГПУ от 13 января 1931 г. по делу № 106173 на исполнение, Винса Петра Яковлевича отправить с первым отходящим этапом в г. Усолье. Верхне-Камского района, для заключения в Вышлаг ОГПУ. Приговор объявлен под расписку на обороте выписки и приложить к тюремному делу. Свидание разрешается на общих основаниях. Приложены: Выписка и фотокарточка.

Нач. ОСК ОГПУ (Подпись)»

 

«ОГПУ ОСР Извещение к № 363406

Исполнено:

4 февраля 1931 г. осужденный Винс Петр Яковлевич отправлен в г. Усолье.

Нач. административной канцелярии Бутырской тюрьмы ОГПУ (Подпись)»

 

к стр. 55 — «Реабилитация Винса П.Я. по делу 1930-31 гг.»

Утверждаю:

Зам. нач. отдела по надзору за следствием в органах госбезопасности прокуратуры СССР 21 марта 1989 года

Заключение

В отношении Винса П.Я.

по материалам уголовного дела арх. № Н-6842 Винс Петр Яковлевич, 16/2 1898 г. рожд. в г. Самаре, беспартийный, зам. председ. Дальневост. союза баптистов Место жит. до ареста: Благовещенск, ул. Кооперативная 96 Родственники: жена — Лидия Михайловна, 1908 г. рожд., сын — Георгий 1929 г.р. Арестован 26/12 1930 г.

Решение по делу вынесено 13/2 1931 г. ОСК ОГПУ, за антисоветскую агитацию по ст. 58-10 УК был привлечен на 3 года лишения свободы. Винс П.Я. подпадает по действ, ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16.01.89 «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х годов».

Сотр. прокуратуры СССР   Кючков В. И. (Подпись)

Сотр. след. отд. КГБ СССР   Бородин С. И. (Подпись)

Сотр. отд. КГБ СССР     Воздвиженский (Подпись)

 

Глава 12 «Новый арест»

к стр. 99 — «Краткие данные о подследственных верующих»

Клименко Андрей Николаевич. 1902 г. рожд., благовестник Дальневосточного союза баптистов до 1931 года. С 1935 г. проживал в Омске, где в его жилом доме в 1935-36 гг. собирались верующие на небольшие молитвенные собрания (после конфискации молитвенного дома омской церкви баптистов в 1935 году).

Мартыненко Антон Павлович, 1899 г. рожд., благовестник Дальневосточного союза баптистов и пресвитер церкви баптистов в Уссурийске до февраля 1933 г. С 1933 г. проживал в Омске, где в его жилом доме собирались верующие в 1935-36 гг.

Перцев Василий Никитович, 1900 г. рожд., пресвитер Хабаровской церкви баптистов до 1935 года и казначей Дальневосточного союза баптистов до 1930 г. В 1935 г. переехал в Омск.

Винс Петр Яковлевич, 1898 г. рожд., до декабря 1930 г. — заместитель председателя Дальневосточного союза баптистов и пресвитер благовещенской церкви баптистов. Находился в Омске на положении ссыльного с июня 1935 г.

В эту группу арестованных верующих были включены еще трое верующих из города Омска и Омской области:

Масленок Петр Игнатьевич, 1886 г. рожд., до 1930 г. пресвитер церкви христиан-баптистов в деревне Алексеевка. Омской области. С 1935 г. он проживал в Омске, где в его жилом доме собирались верующие в 1935-36 гг.

Буткевич Людвиг Густавович, 1894 г. рожд., в 1935-36 гг. пресвитер официально разрешенной церкви евангельских христиан г. Омска-Ленинска (станция Куломзино — за рекой Иртыш).

 Ерошенко Михаил Андреевич, 1894 г. рожд., проповедник церкви христиан-баптистов в деревне Алексеевка, Омской области. В его жилом доме в деревне Алексеевка проходили собрания верующих до его ареста в апреле 1936 г.

 

Глава 13 «Судебный процесс»

к стр. 103 — «Обвинительное заключение»

«УТВЕРЖДАЮ»

НАЧАЛЬНИК УНКВД СТАРШИЙ

МАЙОР ГОСБЕЗОПАСНОСТИ

ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По обвинению:

1. Винс Петра Яковлевича

2. Мартыненко Антона Павловича

3. Клименко Андрея Николаевича

4. Масленок Петра Игнатьевича

5. Ерошенко Михаила А.

6. Галуза Петра А.

7. Сосковец Григория Максимовича

8. Дракина Василия Осиповича

9. Фомич Кузьмы Васильевича

10. Тишковец Семена Яковлевича

11. Буткевич Людвига Густавовича

в преступлении по ст. 58-10-11 УК РСФСР.

В СПО У НКВД Омской области поступили материалы о том, что прибывшие в г. Омск из ДВК, в прошлом видные руководители религиозников-баптистов: Винс П.Я., Мартыненко А.П. и Клименко А.Н. организовали баптистов Омской области в мелкие нелегальные группы, среди которых проводили контррев. работу, имея целью объединить этим контррев. элемент на борьбу против Сов. власти. На основании этого, наиболее активные участники данных группировок были арестованы и привлечены к ответственности. Следствием по делу установлено:

1) Винс Петр Яковлевич, прибыв в июне 1935 г. в г. Омск, совместно с др. обвиняемыми, активно стали организовывать нелегальные группы верующих, которые систематически собирались по частным квартирам. Сборища эти достигали от 30 до 50 чел., с привлечением граждан, не состоящих в религиозных сектах.

Как правило. Винс и др. проповедники во всех своих нелегальных выступлениях, под видом религиозной проповеди ложно изображали жизнь при Советской власти в виде ужасных страданий человечества и предвещали спасение от этого в ближайшее время, призывая организовываться и сплотиться вокруг религии.

По инициативе Винса, были организованы в Омске систематические обходы квартир верующих, где собирались групповые собеседования с соседями посещаемых (лист дела 13, 275, 276, 296, об. 45, 53, 54, 290-291). Под влиянием таких выступлений, в Муромцевском районе Омской области еще в 1935 г. стали создаваться среди баптистов повстанческие группы (лист дела 106. 107, 104).

Винс П.Я. прибыл в СССР в 1926 г. как посланец Германо-Американского баптистского миссионерского общества и содержался на ДВК на средства этого общества. В 1918 г. белогвардейскими организациями в Америке были организованы специальные русские библейские курсы для подготовки проповедников для СССР. Винс на этих курсах учился в 1918-19 гг., после чего окончил в Америке высшую богословскую школу и для практики руководил русскими белогвардейскими сектами баптистов в Дейтройте и Питсбурге в Америке. В пути из Америки Винс останавливался в Японии и пробыл месяц в Харбине (Манчжурия), где связался с белогвардейскими руководителями баптистов за границей — Осиповым и др. (лист дела 15-19, 22, 280).

Отец Винса Петра, Яков Яковлевич Винс, в 1919г. прибыл из Америки на Дальний Восток одновременно с американскими оккупационными войсками, где руководил Дальневосточным союзом баптистов до освобождения Дальнего Востока от интервентов, после чего уехал в Харбин. Спустя три года Винс Я.Я. вернулся снова в СССР и руководил ДВ баптистским союзом до 1928 г., после чего выбыл в Америку, передав руководство союзом своему сыну Петру  Винс (лист дела 19, 20, 21).

В 1930 г. Винс П.Я. был осужден на 3 года заключения в концлагерь за организационную контррев. деятельность на Дальнем Востоке. По отбытии наказания Винс П.Я. как сектант и служитель культа в местных общинах на учет не становился и проводил работу нелегально (л.д. 24-31, 294).

Винс П.Я. в 1927 г. проездом останавливался в Омске, где связался с местной организацией баптистов. К этому времени, по показанию обвиняемого Масленок, стали проводиться среди баптистов разговоры об организованной к-р деятельности, идея которой пропагандировалась в иерархическом порядке через разъездных районных проповедников (лист дела 105, 106, 107-114).

2) Мартыненко Антон Павлович до 1933 г. являлся служителем религиозного культа баптистов и разъездным проповедником союза ДВК и был тесно связан по своей работе с Винс П.Я., с которым поддерживал связь вплоть до его приезда в Омск. По приезде в Омск Мартыненко как служитель культа на учет в общине не становился и проводил работу среди баптистов нелегально (лист дела 44, 269, 275, об. 294).

В начале 1935 г. Мартыненко. под видом артели плотников, организовал контррев. ядро из активных баптистов и пресвитеров, находившихся, как и сам он, на нелегальном положении. В число этой артели входят: Клименко Н.А., прибывший из ДВК, и районные пресвитера Масленок П.И. и Радьков (оба лишались избирательных прав, как служители культа, лист дела 82-83, 299, 112 об. 307.)

Мартыненко, предварительно заручившись на это согласием Масленок и Клименко, развертывает контррев. работу среди баптистов по вербовке «надежных» контррев. кадров на борьбу с Сов. властью, одновременно подготовляя приезд в Омск Винса П.Я., который и возглавил руководство по созданию контррев. организации по прибытии в Омск в июле 1935 г. (лист дела 106, 107, 51, 83 об. 278).

С приездом Винса у Мартыненко в доме проводятся ряд организационных собраний, на одном из которых в декабре 1935 г. решено вести обработку новых членов в контррев. организацию на нелегальных групповых собраниях, проводимых под разными предлогами, по частным квартирам (лист дела 109-111 об, 86 об, 47, 47 об, 14).

В целях развертывания работы по созданию контррев. организации и вербовке членов среди баптистов по районам области, Мартыненко, по обоюдному согласию с Винсом, был использован пресвитер Муромцевского района Масленок П.И., которому было поручено держать связь с баптистами районов, что практически таковым и осуществлялось (лист дела 107 об, 104).

Мартыненко, по взаимной договоренности с Винсом, в г. Омске в контррев. целях, проводились нелегальные собрания по домам, а так же практиковался метод индивидуальной обработки новых членов в организацию путем обхода квартир (лист дела 275, 276, 290-291, 328-329. 331-332).

По инициативе Мартыненко и Винс и по их установкам членами контррев. организации Масленок и Клименко производились сборы денег для контррев. целей, (лист дела 110, 112 об. 85, 96 об, 87, 13 об. 321, 341)

3) Клименко Андрей Николаевич до 1931 г. проживавший в пос. Станичном, Иконниковского р-на, с 1931 г. до начала 1935 г. находился в ДВК в г. Хабаровске, где имел связь с Мартыненко.

В 1935 г. по прибытию в г. Омск, связавшись в контррев. работе с Мартыненко, а впоследствии и Винс П.Я., он является активным участником в контррев. работе по объединению контррев. кадров (лист дела 83 об, 106).

Разделяя практические установки Винс и Мартыненко, в контррев. работе по объединению баптистов и др. контррев. кадров, Клименко в контрреволюционных целях предоставлял свою квартиру для подпольных собраний, а равно и сам участвовал на таковых по частным домам, и являясь организатором таковых, производил сборы средств для финансирования контррев. организации (лист дела 44 Об, 45, 53, 54, 82 об, 85, 325).

Будучи активным членом контррев. организации, вместе с Масленок привлекал для пропагандирования контррев. установок активных баптистов из районов на нелегальные собрания, как например из Иконниковского района Радькова Григория (б. пресвитера) и др. (лист дела 299, 300, 44 об, 45, 53, 54, 83).

4) Масленок Петр Игнатьевич прибыл в Омск в начале 1935 г. и, оставаясь на положении нелегального пресвитера, являлся активным членом контррев. организации.

До 1930 г. Масленок лично руководил контррев. работой в д. Алексеевке. Муромцевского р-на, откуда в 1930 г. выехал в Алма-Ату с целью скрыть свое соц. лицо, однако не теряя связей и руководства своей группой в д. Алексеевке. В 1934 г. Масленок лично выезжал из Алма-Аты в д. Алексеевка для руководства контррев. работой (лист дела 99-114, 302 об 394, 420-421).

В 1935 г. переехав на жительство из Алма-Аты в г. Омск, вскоре же связался по контррев. работе сначала с Мартыненко, а через последнего связался с Винс П.Я., о которых знал от районного руководителя Суковин еще с 1927 г. Под их руководством продолжал осуществлять связь и руководство в контррев, работе с группой д. Алексеевки, где его помощником по вербовке новых кадров являлся Ерошенко М. (лист дела 114, 298 об, 299, 307-308, 310-319, 171, 193, 207, 225 об, 239-240, 253-254)

5) Буткевич Л.Г. по прибытии в Омск связался с Мартыненко и др. баптистами и использовал их авторитет для объединения в контррев. работе среди евангельских христиан. В этих целях Буткевич, под видом объединенных «молитвенных собраний» баптистов с евангельскими христианами, проводил обработку последних на единый блок борьбы с Сов, властью. В этих целях Буткевич ведет индивидуальную обработку отдельных членов своей общины путем обхода по домам (лист дела 354 об, 346, 348 об, 350-351, 361, 362, 414, 416.)

Скрывая свое звание военного чиновника и службу у белых до 1919 г., при первичном допросе указал в анкете протокола лишь службу писарем до 1917 г. С 1923 по 1933 г. на Кавказе и Украине вел активную религиозную работу в качестве разъездного проповедника, но официально на учет как служитель культа не становился до 1933 г. В 1933 г. прибыл в Омск, где до последнего времени работал в качестве пресвитера евангельских христиан, используя свое положение в контррев. целях, (лист дела 126-129. 346 об, 348, 353-355, 358-359, 423-237)

6) Ерошенко М., будучи прямым заместителем в руководстве по контррев. работе после Масленок, осуществлял практически контррев. установки по объединению контррев. кадров в Муромцевском районе и работал над созданием контррев. группы среди колхозников д. Алексеевки, где им были завербованы в период 1935-36 г.г. в члены контррев. организации 5 чел., а именно: Галуза, Дракин, Сосковец. Фомич и Тишковец. Начало по объединению контррев. кадров здесь было заложено Масленок еще с 1927 г., увязавшегося в это время с районным руководством в г. Омске в лице Суковина (лист дела 164-165, 168-169, 187, 191).

По примеру руководства в контррев. работе, исходящего из Омска, Ерошенко использовал в своей практической работе также метод контррев. пропаганды и агитации пораженческо-повстанческого характера, проводимых как на нелегальных собраниях, а равно и путем индивидуальной обработки (лист дела 239, 258, 240, 254, 375)

Свою контррев. работу по вербовке контррев. кадров Ерошенко конспирировал разговорами на религиозные темы о «скорой гибели Сов. власти», что «сатана спешит, нечистая сила вселилась в народ и ведет их к погибели», и что «на землю пришел опустошитель, и надо терпеть и дожидаться времени», выявляя таким образом «надежных» кадров для вербовки в контррев. организацию (лист дела 193. 370)

С 1934 г. пробравшись в члены колхоза. Ерошенко вел систематически антиколхозную агитацию, доказывая, что «в колхозах все должны погибнуть, как в бездне от голода», и что они, равно как и Сов. власть, долго не просуществуют (лист дела 223, 239, 253 об, 382, 383 об, 391).

Непосредственными помощниками в контррев. работе Ерошенко внутри колхоза являются завербованные им Дракин В., Галуза Д., Фомич К., Сосковец Г. и Тишковец Семен, которые систематически в 1935-36 г.г. проводили среди колхозников пораженческую пропаганду с целью разложения колхоза (лист дела 370 об, 371, 373, 379-379 об. 382, 393. 431)

Галуза впервые был осведомлен о подготовке кадров на борьбу с Сов. властью в 1927 г., когда ему об этом рассказал Масленок, последний же подтвердил о существующей среди баптистов контррев. организации с 1934 г. В 1935 г. Галуза в беседе «о плохой жизни в колхозе» дал Ерошенко свое согласие на совместную контррев. работу по вербовке кадров, и вести разложение колхоза (лист дела 187, 191, 192)

В июле 1935 г. Галуза вместе с Ерошенко, с целью срыва работы, покинули демонстративно полевые работы, увлекая за собой к этому остальных колхозников (лист дела 253 об, 391, 434)

Пораженческая антиколхозная агитация Ерошенко и завербованных им вышеуказанных членов для контррев. работы: Галуза и др., сводилась в основном к разложению колхоза и подготовке контррев. кадров для свержения Сов. власти (лист дела 108, 108 об, 169, 191 об, 223, 446).

Кроме того, группой через Сосковец поддерживалась личная связь с Омским контррев. баптистским руководством в лице Масленок П. (лист дела л.д. 318, 318 об, 310-311, 441).

На основании вышеизложенного обвиняются

1. Винс Петр Яковлевич. 1898 г. рождения, б/п., служитель религиозного культа баптистов, б. председатель союза баптистов ДВК, сын фермера из Канады, где проживал до 1926 г. по национальности голландец, перешел в подданство СССР, имеет связь заграницей с отцом, служителем культа в Канаде — иноподданным, имеет обще-среднее образование и окончил специальную высшую богословскую школу в Америке, в 1930 г. осужден и отбыл 3 года к/лагерей по ст. 58-10 УК. По прибытии в Омск, с июня 1935 г. перешел на нелегальное положение служителя культа баптистов, в семье имеет жену и ребенка, лишен избирательских прав как служитель культа, и это скрыл от органов власти, — В том, что:

По прибытии в Омск с июня 1935 г. возглавил руководство по организации контррев. кадров баптистов на борьбу с Сов. властью и помощи интервентам на случай войны. С этой целью, совместно со своими единомышленниками, также активными деятелями, прибывшими из ДВК: Мартыненко, Клименко и др., систематически в течение 1935-36 г.г. вел контррев. пораженческую пропаганду среди баптистов. В тех же контррев. целях, будучи сам на нелегальном положении пресвитера, давал установки баптистам устраивать подпольные собрания по частным квартирам, каковые использовал для контррев. пропаганды, выступая на таковых в качестве проповедника, где разъяснял тексты евангелия в контррев. направлении.

Давал установки и организовывал сам сборы денег на подпольных собраниях для контррев. целей. По его установке и заданию, участником контррев. организации и активным помощником его, районным пресвитером баптистов Масленок, была организована в тех же целях объединенная контррев. группа в д. Алексеевке, Муромцевского р-на, во главе с Ерошенко М. В тех же контррев. целях им велась пропаганда за объединение баптистов с евангельскими христианами, руководимыми Буткевич Людвигом, в результате пропаганды которых произошло идейное объединение этих ранее враждовавших между собой групп —

Т.е. в преступлении, предусмотренном ст. 58-10-11 УК.

ВИНОВНЫМ СЕБЯ ПРИЗНАЛ НЕ ПОЛНОСТЬЮ. Изобличается показаниями обвиняемого Масленок и свидетелей.

2. Мартыненко Антон Павлович. 1899 г. рождения, уроженец ДВК, Амурской области, русский, б/п., будучи в ДВК состоял пресвитером и разъездным проповедником ДВ союза баптистов. По прибытию в Омск с 1933 г. перешел на нелегальное положение пресвитера, с 1927 г. лишен изб. прав. как служитель культа, в 1928 г. был присужден к 1 году лишения свободы за уклонение от трудповинности, в 1929 г. по приговору нарсуда был присужден к 2 мес. принудработ, по кассации оправдан, документов об оправдании не имеет. В 1931 г. привлекался органами ОГПУ по ст. 58-10 УК, отбыл 5 мес. ареста. В 1919-20 г.г. служил в армии Колчака поваром, состоит на учете военнообязанных, как тылоополченец, семья — жена и 3 детей.

В том, что:

Совместно с Винс являлся активным участником и руководителем контррев. организации. Предоставлял свою квартиру для подпольных собраний, на которых вместе с Винс, Клименко и Масленок обсуждались организационно-тактические вопросы контррев. организации. Давал установки по организации подпольных собраний, на которых сам выступал с разъяснением евангелия в контррев. направлении. На организованных им подпольных собраниях проводил сборы денег в контррев. целях. В 1935 г. завербовал в контррев. организацию в качестве авторитета по организации баптистских контррев. кадров на периферии области районного пресвитера Масленок П.И., которого связал с руководителем контррев. организации Винс П. Я.

Подготовлял приезд в Омск Винса, как заграничного авторитета-подпольщика, который и возглавил контррев. организацию —

Т.е. в преступлении, предусмотренном ст. 58-10-11 УК.

ВИНОВНЫМ СЕБЯ ПРИЗНАЛ НЕ ПОЛНОСТЬЮ. Изобличен показаниями об. Масленок и свидетелями.

3. Клименко Андрей Николаевич 1902 г. рождения, уроженец Екатеринославской губ., из крестьян, служащий, украинец, в армиях не служил, освобожден по религиозным убеждениям, б/п., в 34 г. осужден в Хабаровске за утрату госуд. имущества, оштрафован по суду на 700 р., с 1931 по 1935 г. проживал в Хабаровске, устроившись на хозяйственную службу закрытого рабочего кооператива, в семье имеет жену и 4 детей, —

В том, что:

По прибытии в Омск в 1935 г., являясь активным членом контррев. организации, по установкам Винс и Мартыненко, по сговору с последним, организовал подпольные собрания, на которых участвовал сам и организовывал сбор денег для контррев. целей.

В 1935-36 г. предоставлял свою квартиру под подпольные собрания, на которых проводил контррев. пропаганду в целях объединения баптистских и др. кадров на борьбу с Сов. властью.

Т.е. в преступлении, предусмотренном ст. 58-10-11 УК.

ВИНОВНЫМ СЕБЯ ПРИЗНАЛ НЕ ПОЛНОСТЬЮ, но изобличается показаниями обвиняемого Масленок и свидетелей.

4. Масленок Петр Игнатьевич. 1886 г. рождения, уроженец д. Алексеевка, Муромцевского р-на, где проживал до 1930 г.. лишен изб. прав как служитель культа — пресвитер баптистов; с 1930 г. выехал в Алма-Ату, в 1935 г. проживал в Омске без определенных занятий, на положении нелегального пресвитера баптистов, служил до 1917 г. в царской армии, б/п., образование низшее, в 1930 г. в момент контррев. кулацкого восстания в Муромцевском р-не, подвергался аресту по подозрению в кулацком восстании, через месяц был освобожден, в семье имеет жену и сына 23 лет.

В том, что:

Является членом контррев. организации, еще в 1927 и 1934 годах он вел контррев. повстанческую пропаганду в д. Алексеевке с членом контррев. организации Галуза Петром, этим было положено начало организации повстанческой группы в его селе, руководимой впоследствии им через своего помощника Ерошенко и Морозова М.

Прибыв в 1935 г. в Омск, Масленок связался в контррев. работе сначала с Мартыненко и Клименко, а затем и с руководителем контррев. организации Винс П.Я., являясь проводником их контррев. установок в жизнь. В контррев. целях предоставлял свою квартиру, а также сам организовывал подпольные собрания и сборы денег на таковые —

Т.е. в преступлении предусмотренном ст. 58-10-11 УК.

ВИНОВНЫМ СЕБЯ ПРИЗНАЛ.

5. Буткевич Людвиг Густавович. 1894 г. рождения, уроженец г. Ленинграда, немец, подданный СССР, состоит руководителем пресвитером Л-Омской общины евангелистов, лишен изб. прав, как служитель культа с 1926 г., б/п., служил в царской и белой армиях чиновником военного времени, имеет связь со своим братом Владимиром, проживающим за границей; в 1925 г. окончил высшие библейские курсы в Ленинграде, женат, на иждивении 2 чел.

В том, что:

В течение 1935-36 гг., увязавшись в контррев. работе по объединению кадров религиозников на борьбу с Сов. властью с контррев, руководством баптистов в лице Винс, Мартыненко и др., систематически вел агитацию за объединение баптистов с евангелистами. в результате чего достиг этого объединения.

В тех же контррев. целях использовал трибуну на баптистских собраниях, выступая с проповедями призывного характера, В целях привлечения новых кадров, проводил подпольные собрания по частным квартирам евангелистов и в этих же целях практиковал индивидуальный обход квартир.

В тех же целях собирания кадров, используя свое положение пресвитера, проводил нелегально массовое крещение на р. Иртыш. Использовал для контррев. пропаганды членов своей общины, подкупая таковых своим авторитетом и денежной помощью, каковой является обработанный им свидетель Криволапова.

Т.е. в преступлении, предусмотренном ст. 58-10-11 УК. ВИНОВНЫМ СЕБЯ ПРИЗНАЛ НЕ ПОЛНОСТЬЮ, но уличен свидетельскими показаниями.

6. Етюшенко Михаил Андреевич 1888 г. рождения, уроженец дер. Алексеевка, Муромцевского района, крестьянин-середняк, проповедник культа баптистов, в 1934 г. вступил рядовым колхозником. б/п., образование низшее, в армиях не служил, со слов не судим, женат, на иждивении жена и трое детей.

В том, что:

Будучи активным членом контррев. организации, после Масленок с 1934 г. возглавил начатую работу по созданию контррев. группы в д. Алексеевка, ставящей своей целью свержение Сов. власти.

В 1935-36 г., будучи в колхозе, систематически вел антиколхозную пораженческую пропаганду среди колхозников. Одновременно вербовал новых членов в контррев. организацию и скрывал у себя в доме лишенца-пресвитера Путилова. Для своей контррев. пропаганды использовал подпольные религиозные собрания, предоставляя для этого свою квартиру. В результате его антиколхозной пропаганды были массовые выходы из колхоза

Т.е. в преступлении, предусмотренном ст. 58-10-11 УК. ВИНОВНЫМ СЕБЯ ПРИЗНАЛ.

7. Галуза Петр Амбросиевич 1895 г. рождения, из крестьян-середняков, с 1934 г. рядовой колхозник д. Алексеевка. Муромцевского р-на, б/п., образование низшее, служил в армии Колчака рядовым, религиозник-баптист, в Красной армии не служил, не судим (со слов), женат, на иждивении жена и 6 детей.

В том, что:

Состоял членом контррев. организации, будучи обработанным в таковую Масленок и впоследствии завербованным в 1935 г. Ерошенко М.

Совместно с Ерошенко по заданию последнего, в течение 1935-36 гг. проводил антиколхозную пораженческую агитацию.

Т.е. в преступлении, предусмотренном ст. 58-10-11 УК. ВИНОВНЫМ СЕБЯ ПРИЗНАЛ.

8. Дракин Василий Осипович. 1883 г. рождения, из крестьян дер. Алексеевка, Муромцевского р-на, в 1931 г. лишался избирательных прав, как имевший кулацкое хозяйство, б/п., образование низшее, в армиях не служил, религиозник-баптист, со слов — не судим, в семье имеет жену и 7 детей —

В том, что:

Состоял членом контррев. организации, будучи завербованным в таковую Ерошенко в 1935 г.

Совместно с Ерошенко и Галуза, в течение 1935-36 г.г. проводил антиколхозную пропаганду. Участвовал в подпольных собраниях в квартире Ерошенко. Знал, что у Ерошенко в квартире скрывался лишенец Путилов, который вел контррев. пропаганду —

Т.е. в преступлении предусмотренном ст. 58-10-11 УК.

ВИНОВНЫМ СЕБЯ ПОЛНОСТЬЮ НЕ ПРИЗНАЛ, но уличен свидетельскими показаниями и показаниями обвин. Ерошенко и Галуза.

9. Сосковец Григорий Максимович 1873 г. рождения, уроженец Минской губ., из крестьян-середняков, сторож маслозавода, проживал в д. Алексеевке Муромцевского р-на, б/п., неграмотный, со слов не судим, в армиях не служил, одинокий —

В том, что:

Будучи членом контррев. организации в д. Алексеевка, вел антиколхозную пропаганду среди колхозников. Служил связчиком по контррев. работе от группы д. Алексеевка с Омскими контррев руководителями через Масленок —

Т.е. в преступлении предусмотренном ст. 58-10-11 УК

ВИНОВНЫМ СЕБЯ ПРИЗНАЛ.

10. Фомич Кузьма Васильевич 1876 г. рождения, из крестьян, уроженец д. Алексеевка, Муромцевского р-на, в прошлом кулак, в 1932 г. был лишен изб. прав, пролез в колхоз в качестве скотника, б/п., в армиях не служил, не судим, женат, в семье жена и мать —

В том, что:

Будучи членом контррев. организации д. Алексеевка, по заданию Ерошенко вел антиколхозную повстанческую пропаганду среди колхозников —

Т.е. в преступлении по ст. 58-10-11 У К.

ВИНОВНЫМ СЕБЯ НЕ ПРИЗНАЛ.

11. Тишковец Семен Яковлевич 1876 г. рождения, урож.

Минской губ., из крестьян-середняков, проживал в д. Алексеевке, в колхозе состоял конюхом, б/п., неграмотный, в армиях не служил, со слов не судим, в семье жена и сын 17 лет —

В том, что:

Будучи членом контррев. огранизации, в которую завербован

Ерошенко, по заданию вел контррев. пропаганду пораженческого характера —

Т.е. в преступлении, предусмотренном ст. 58-10-11 УК.

ВИНОВНЫМ СЕБЯ НЕ ПРИЗНАЛ, изобличен показаниями свидетелей.

Считая следствие по настоящему делу законченным и руководствуясь ст. 208 УПК —

ПОЛАГАЛ БЫ:

След. дело № 7297 по обвинению Винса П.Я., Мартыненко А.П., Клименко А.Н. и др., всего в количестве 11 чел., направить на рассмотрение Спецколлегии Омского Областного суда через зам. облпрокурора по спецделам.

Обвиняемых перечислить с сего числа содержанием за Спецколлегией Облсуда.

Составлено 19/Х- 1936 г.

Оперуполномоченный СПО

Лейтенант Госбезопасности (Подпись)

«СОГЛАСЕН» Нач. IV отд. СПО

Лейтенант Госбезопасности (Подпись)

                                               СПРАВКА:

 1.    Винс П.Я.                         содержится под стражей с   25/4-36 г.

2.    Мартыненко А. П.                                                           25/6-36 г.

3.    Клименко А.Н.                                                                 25/6-36 г.

4.    Масленок П.И.                                                                 29/5-36 г.

5.    Буткевич Л. Г.                                                                  25/4-36 г.

6. Ерошенко М.П.

7. Галуза П.А.

8. Дракин В.О.

9. Сосковец Г.М.

10. Фомич К.В.

11. Тишковец С.Я.

 

СВИДЕТЕЛИ:

1. Лемачко В.Н.

2. Бендырева В. И

3. Майоренко Г.М.

4. Олейникова О.А.

5. Чистякова Е.К.

6. Хиверов И.Ф.

7. Киселев Ф.К.

8. Кондратьев И.Е.

9. Солодуха П.С.

10. Семиреч А. И.

11. Хмырова О.П.

12. Сосковец Н.Г.

13. Морозов В. Т.

14. Морозов И.Г.

15. Лисненко Г.К.

16. Никитин Б.П.

17. Гурбич К.К.

18. Ушаков М.И.

19. Шипков Г.И.

20. Сливко К.В.

21. Гладович А.С.

22. Масленкин Ф.И.

23. Сливко И.В.

24. Ерошенко Е.А.

25. Акимович И.А.

Оперуполномоченный СПО (Подпись)

Обвинительное заключение составлено 19.10.1936, г. Омск

Оперуполномоченный СПО

Лейтенант Госбезопасности Юрмазов (подпись)

Утверждено: Начальник УНКВД

Майор Госбезопасности Салынь (подпись)

 

Глава 15 «Прощай, отец!»

к стр.129 — «Судьба других обвиняемых по делу П-663»

Дело П-663 обрывается на 434 странице, где помещено начало «Постановления тройки У НКВД по Омской области от 4 ноября 1937 года» об осуждении 14 человек к высшей мере наказания — расстрелу, и приводится список, где первым назван Сосковец Григорий Максимович, 1873 г. рождения, из деревни Алексеевка, Омской области. На этом документ обрывается.

 

к стр.129 «Протест прокурора Омской области»

Прокуратура СССР

Прокурор Омской области Отдел СПО, № 348 - 63/2122

«Секретно»

Президиум Омского Облсуда 12.12.1963

Протест (в порядке надзора)

По делу Винс П.Я., Мартыненко А.П., Масленок П.И.

Постановлением Тройки У НКВД по Омской области от 23 августа 1937 года по ст. 58, п.п. 10 и 11 УК РСФСР осуждены:

Винс Петр Яковлевич, 1898 года рождения, уроженец бывшего города Самара, голландец, гражданин СССР, образование среднее, судим в 1930 году по ст. 58-10 УК РСФСР, служитель религиозного культа, до ареста работал плотником в омском аптеке-управлении; Мартыненко Антон Павлович, 1899 года рождения, уроженец с. Добрянка Свободненского района Дальневосточного края, русский, из крестьян-середняков, образование три класса, до ареста работал столяром на омской обувной фабрике — к высшей мере наказания — расстрелу каждый.

Масленок Петр Игнатьевич, 1886 года рождения, уроженец деревни Алексеевка, Муромцевского района. Омской области, из крестьян-середняков, русский, малограмотный, не судимый, до ареста работал плотником в Городском кооперативном строительстве — к 10 годам лишения свободы

Согласно обвинительному заключению и постановлению Тройки, осужденные признаны виновными в том, что они состояли членами контрреволюционной организации и на нелегальных собраниях баптистов проводили антисоветскую агитацию.

Постановление Тройки подлежит отмене, а дело — прекращено по следующим основаниям

Винс, Мартыненко и Масленок свою вину в антисоветской деятельности отрицали. Доказательствами вины осужденных на предварительном следствии явились показания осужденного Масленок и свидетеля Ушакова М.И. Остальные допрошенные по делу свидетели Бетев Е.А., Забродцкий А.Т., Севостьянов А.Ф., Шипков Г.И., Карасюк Д.А., Репченко А.Г. и другие, всего 27 человек, показаний об антисоветской деятельности осужденных не дали.

Будучи допрошены в суде свидетели Семиреч А.И., Солодуха П.С., Кондратьев И.Е., Олейникова О.А., Майоренко Г.М. и другие подтвердили свои показания, данные на предварительном следствии и заявили, что Винс и другие антисоветскую агитацию не проводили.

Масленок П.И. и Ушаков М.И. свои показания на суде изменили и пояснили, что протоколы допроса записаны не с их слов и. что об антисоветской деятельности осужденных им ничего не известно. В виду того, что данных об антисоветской деятельности осужденных в суде добыто не было, из-под стражи они были освобождены, а дело определением областного суда от 21 января 1937 года возвращено к доследствию.

При дополнительном расследовании вновь допрошенные свидетели Ушаков М.И., Солодуха П.С., Хмырова О.П., Лисненко Г.К., Радьков Д.В. и Гурбич К.К. привели отдельные высказывания Мартыненко и Винс, которые не образуют состава государственного преступления.

Таким образом, в материалах дела доказательства об антисоветской деятельности осужденных не имеется. Руководствуясь ст. 371 и 376 УПК РСФСР,

ПРОШУ:

Постановление Тройки УНКВД по Омской области от 23 августа 1937 года в отношении Винс Петра Яковлевича, Мартыненко Антона Павловича, Масленок Петра Игнатьевича отменить, дело прекратить за отсутствием состава преступления

Приложение: дело арх. № 220179

Прокурор Омской области Государственный советник юстиции 3 класса

(Пушкарев)

 

к стр. 133               «Постановление президиума Омского облсуда»

Постановление Президиум Омского облсуда г. Омск, 20 дек. 1963 г.

Постановил:

Постановление тройки УНКВД по Омской области от 23 августа 1937 года в отношении Винс Петра Яковлевича, Мартыненко Антона Павловича и Масленок Петра Игнатьевича отменить и дело прекратить за отсутствием состава преступления.

Зам. председателя омского обл. суда Павленко (Подпись)

 

к стр. 129 — Справка о реабилитации Винса П.Я.

Справка

24 декабря 1963 г.

4-141/63

Дело по обвинению Винс Петра Яковлевича пересмотрено Президиумом Омского областного суда 20 декабря 1963 года. Постановление тройки УНКВД по Омской области от 23 августа 1937 года в отношении его отменено с прекращением делопроизводства за отсутствием состава преступления. До ареста реабилитированный работал плотником в Омском Аптекоуправлении.

Зам. председателя омского обл. суда

Павленко (Подпись)

 

Глава 16 «Не оставлены»

к стр. 134 —«Ответ Федеральной службы безопасности на имя Базазян (Жариковой) Виргинии Петровны»

Федеральная Служба безопасности Управление по Амурской области г. Благовещенск, № Ж-3, Ж-4 29.05.96 г.

Базазян Виргинии Петровне 141090, Московская обл.

Уважаемая Виргиния Петровна!

г. Юбилейный, гор. 3,Согласно Ваших заявлений, поступивших в Управление ФСБ дом 4, кв. 104по Амурской области 4.03.96 г., нами рассмотрены: архивное уголовное дело П—65942 в отношении ЖАРИКОВА ПЕТРА МИХАЙЛОВИЧА и архивное уголовное дело П—70306 в отношении ЖАРИКОВОЙ ВЕРЫ ТИМОФЕЕВНЫ.

ЖАРИКОВ ПЕТР МИХАЙЛОВИЧ, 1903 г. р., уроженец г. Благовещенска, Амурской области, русский, малограмотный, женатый (состав семьи на момент ареста: жена—Жарикова Вера Тимофеевна, 33 лет, дети: Юлия—12 лет, Геннадий—10 лет, Виргиния—3 лет) работал начальником мастерских коммунально-строительного техникума, проживал в г. Благовещенске, Амурской области.

Арестован 12 августа 1938 г., в период предварительного следствия содержался под стражей в благовещенской тюрьме. 15 октября 1938 г. Тройкой УНКВД по ДВК приговорен к ВМН — расстрелу с конфискацией лично ему принадлежащего имущества за то, что являлся активным участником контрреволюционной сектантской организации и занимался шпионажем в пользу немецкой и японской разведок. Приговор приведен в исполнение 26 октября 1938 года.

Свидетельство о смерти Жарикова П.М. Вы можете получить, обратившись в отдел ЗАГСа администрации г. Благовещенска, Амурской области, куда нами высланы соответствующие документы. К сожалению, указать место захоронения Вашего отца не представляется возможным, т.к. документальные данные об этом в деле отсутствуют.

Определением №4-1379 Военного трибунала ДВО от 10.12.56 года дело в отношении Жарикова П.М. прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления. Ваш отец по данному делу реабилитирован. За справкой о его реабилитации Вам следует обратиться в Военный Суд ДВО (г. Хабаровск, ул. Волочаевская, 114), сославшись на номер Определения и дату реабилитации.

В соответствии с законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» Вы можете быть признаны пострадавшей от политических репрессий. По данному вопросу необходимо обратиться а заявлением в Военную прокуратуру ДВО (г. Хабаровск, ул. Шеронова, 55).

ЖАРИКОВА ВЕРА ТИМОФЕЕВНА, 1905 г.р., уроженка г. Благовещенска, Амурской области, русская, грамотная, имела следующий состав семьи на момент ареста: дети — Юлия 1924 г.р., Геннадий 1926 г.р., Виргиния 1932 г.р., работала секретарем в Благовещенском финансово-экономическом техникуме, проживала в г. Благовещенске, Амурской области.

Арестована 27 октября 1939 г., содержалась под стражей в благовещенской тюрьме № 3. Судебной коллегией по уголовным делам Амурского облсуда Жарикова ВТ. приговорена 24-25 августа 1940 г. к лишению свободы сроком на 10 лет по ст. 58-2-10-11 УК РСФСР. Определением Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда РСФСР от 5 марта 1941 г. приговор Амурского облсуда в отношении Вашей матери оставлен в силе.

В 1949 году Жарикова ВТ. отбыла срок наказания (где именно — данных в деле нет) и до 1956 г. находилась в ссылке на поселении в Магаданской области. 26 ноября 1955 г. Постановлением № 3179-СП5 Президиума Верховного Суда РСФСР дело в отношении Вашей матери прекращено за отсутствием состава преступления и 12 января 1956 г. она была освобождена из ссылки. Какие-либо документальные сведения о дальнейшей судьбе Жариковой ВТ. в деле отсутствуют.

За справкой о реабилитации Вашей матери следует обратиться в Верховный Суд РФ (г. Москва), указав номер Постановления и дату реабилитации, а для решения вопроса о признании Вас пострадавшей от политических репрессий — в прокуратуру Амурской области (г. Благовещенск, ул. Пионерская, 37). Уточняем, уважаемая Виргиния Петровна, что Вы можете быть признаны пострадавшей от политических репрессий либо на основании факта применения политических репрессий к Вашему отцу, либо к матери. В любом случае Вам потребуется предъявить в вышеназванные органы нотариально заверенные копии следующих документов:

  1. справку о реабилитации отца (или матери);
  2. свидетельство о рождении (личное);
  3. свидетельство о браке (личное).

Справку о признании Вас пострадавшей от политических репрессий, которая будет выслана Военной прокуратурой ДВО или прокуратурой Амурской области (в зависимости от того, куда Вы обратитесь), необходимо представить в отдел социальной защиты населения по месту жительства для получения льгот в установленном порядке. (Высылаем сохранившиеся в деле фотографию и профбилет Жариковой В.Т.)

С уважением, Начальник Управления В.Г. Плигин (подпись)

 

Глава 21 «Духовное пробуждение»

к стр. 164 — Доклад о работе Сибирского отдела Союза баптистов (из материалов 26-го съезда Всероссийского союза баптистов, г. Москва, 1926 год).

Тридцать четыре года назад, в 1892 году, в сибирском крае появились первые баптисты: в восточную часть Сибири (район Иркутска—Минусинска) они были сосланы на поселение за свои религиозные убеждения; в западную часть (район Омска—Павлодара) большинство из них переселилось из России, спасаясь от гонений. Первое крещение по вере в реке Иртыш в Омске было совершено в 1897 году братом АЛ. Евстратенко, который крестил три души из семей, сосланных за религиозные убеждения из Дагестанской области.Первый районный съезд состоялся в 1899 году на хуторе Романтеевом, и с этого съезда братья КГ. Горбачев и И.А. Романтеев поехали в первую поездку с целью проповеди в городе Павлодаре и его окрестностях, где ими было крещено шесть душ во имя Господа. Первый Сибирский краевой съезд баптистов состоялся в 1905 году в Омске, и с этого года съезды уже не прекращались.

За отчетные три года со времени последнего Всероссийского съезда нашего братства в декабре 1923 года, Сибирский отдел имел два деловых съезда: 20-й съезд с 15 по 18 ноября 1924 г. с участием 112 делегатов и представителя центра Всероссийского союза баптистов бр. А.П. Костюкова, избранного почетным председателем съезда; 21-й съезд с 15 по 20 ноября 1925 года с участием 164 делегатов, но без присутствия представителя от Союза, который не был командирован несмотря на наши своевременные просьбы.

Огромное значение для Сибирского отдела имел наш 20-й съезд в 1924 году, так как до этого все у нас находилось на точке замерзания, что дало повод Совету Всероссийского Союза баптистов на заседании 10 декабря 1923 года постановить: «В виду того, что работа Сибирского отдела фактически приостановилась по причине материальных и иных затруднений, а также в виду того, что сношения Московского центра с сибирскими районами замедляются и удорожаются, предложить сибирским братьям пересмотреть вопрос о существовании отдела и ликвидировать отдел или избрать одного уполномоченного для сношений с Коллегией союза».

Однако, со съезда в 1924 году заметен крутой поворот в сторону улучшения дела в Сибирском отделе. Разрешите ознакомить съезд с некоторыми сторонами нашей деятельности за последние три года на основании цифровых данных, которые говорят яснее слов. В кассу отдела поступило пожертвований на миссионерскую работу: в 1924 году — 1 тыс. 420 руб. в 1925 году — 8 тыс. 945 руб. в 1926 году — 19 тыс. 366 руб.

Эти средства дали возможность трудиться от Сибирского отдела по благовестию и воспитанию:

в 1924 г. — 8 братьям, пробывшим в разъездах 38 мес.
в 1925 г. — 33 " " " 125 мес.

в 1926 г. - 38 " " " 205 мес.

На 1927 год приглашено 39 братьев-работников и на их содержание и путевые расходы требуется 20 тыс. рублей. Размер содержания братьям-работникам, включая председателя отдела, определялся в месяц: в 1924 г. — от 8 до 40 руб.; в 1925 г. — от 20 до 50 руб.; в 1926 г. — от 20 до 60 рублей.

Крещение было преподано (по неполным сведениям, поступившим в отдел): в 1924 г. — 1 039 душам, в 1925 г. — 1 207 душам, в

1926 г. — 1 184 душам.

В Сибирском отделе активных районов в 1924 году было 17, в

1925 г. — 24, в 1926 г. — 30. С целью подготовки к служению в народе Божием проводились районные курсы:

в 1924 г. — 2 курс, для проповедников и 2 для регентов;

в 1925 г. — 4 музыкально-регентских курс.;

в 1926 г. — 9 " " и 1 курс для проповеди.

С 14 по 21 июня 1925 года в Омске проходил назидательный съезд, на котором присутствовало 202 брата и 27 сестер, а также представители от ВСБ братья В.П. Степанов и МИ. Голяев, участие которых принесло большие благословения.

Необходимо также отметить посещение Сибирского отдела зимой 1926 года братом В.П. Степановым. Он приехал с огнем пробуждения и за полтора месяца его работы в 21 населенном пункте покаялось 580 душ. По всем местам его посещения словно большая туча прошла с проливным дождем, который освежил и верующих.

Замечен также благословенный результат в материальном служении после докладов на эту тему братьев М.И. Голяева и В.П. Степанова на назидательном съезде в Омске. А также обстоятельные проповеди на эту тему брата И.К. Вязовского подняли до высшей точки поступления пожертвований как в общинные кассы, так и на миссию. Оставленный нам в Сибири на память братом Вязовским градусник под названием «К совершенству!» глубоко затронул сердца верующих. Совсем недавно этим градусником измеряли духовную температуру старейшей в Сибири Усовской общины и получился хороший результат: на празднике жатвы эта община, которая состоит из 130 членов, пожертвовала на миссию 1 тыс. 500 рублей — рекордная цифра!

В распахивании новины тоже есть за что благодарить Бога! Открыты собрания в новых местах: в пяти городах, на одной большой станции и в десятках поселков. Летом 1925 года мы впервые посетили юг Сибири, включая город Сергиополь. Летом 1926 года два наших благовестника впервые посетили Нарымский край. Везде замечается огромная жажда слышания Евангелия среди русского населения, а также начинают пробуждаться национальные меньшинства.

В Боготольском районе есть группа верующих из ясашных татар. В Томском районе в 1926 году обратился татарин-мусульманин. В Уранхайском крае усиленно посещают наши собрания сайоты, граждане Тувинской республики. Например, 3 августа 1926 года на нашем собрании было около 40 тувинцев, а одно из собраний летом того же года посетил их жрец Тун-Жук-Пан. Когда после собрания наш проповедник спросил его о впечатлении от собрания, он ответил: «Я мало что понял, но ваше пение сильно тревожит душу».

Поставлено задачей в 1927 году построить в Новосибирске Союзный молитвенный дом, чтобы перенести туда центр Сибирского отдела и наше правление. Заканчиваю свой доклад съезду разъяснением нашего отношения к Союзу братства, что было выражено на нашем 20-м съезде в 1924 году в следующей резолюции:

«Съезд постановил: существование Сибирского отдела необходимо, и его отношение к центру ВСБ должно быть согласно Слова Божьего «да будут все едино». В вопросах практического отношения

Сибирского отдела к ВСБ съезд постановил: Сибирский отдел 1) участвует в расходах ВСБ; 2) имеет своего представителя в Совете ВСБ; 3) принимает советы и предложения ВСБ, проведя их сначала через Совет Сибирского отдела (всякие же непосредственные сношения центра ВСБ с районами, общинами и группами Сибирского отдела съезд рекомендует не производить). Сибирский отдел отчисляет в кассу центра 25% пожертвований.»

В кассу Союза были внесены наши отчисления: в 1925 г. — 2 тыс. 192 рублей, в 1926 г. — 3 тыс. 970 рублей. Сибирский отдел благодарит Союз за посещение нас братьями А.П. Костюковым, В.П. Степановым, МИ. Голяевым, Е.К. Краштан и ПК. Вязовским, путевые расходы которых мы покрывали, не касаясь процентного отчисления.

Сибирский отдел всегда готов поддерживать живое и тесное общение с нашим Всесоюзным братством: наши представители АС. Ананьин и ИГ. Патковский посетили Союзный Пленум в декабре 1924 года; на пресвитерском съезде в мае 1926 года от нас приняли участие братья А.С. Ананьин, Ф.Г. Патковский, К.П. Голубев, В.Я. Диркс, А.А. Врачев. И на настоящий съезд, как видите, от нас приехало 7 братьев-сибиряков. В заключение хочу сказать, братья наши возлюбленные: стараясь сохранять единство духа в союзе мира, будем «тверды, непоколебимы, всегда преуспевая в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом. Аминь» (1 Кор. 15:58).

 

Дополнение Ф.Г. Патковского к докладу о работе Сибирского отдела

В Сибири районов — 33, общин — 124, групп — 376, общее число мест, где проходят собрания — 518, молитвенных домов — 88, руководящих братьев в группах и общинах — 375, рукоположенных пресвитеров — 124, общее число членов — 17 614.

Относительно национальных меньшинств, о которых здесь вкратце упоминалось, хотелось бы немного добавить: нам приятно слышать об обращении армян и грузин, но это народы, вкусившие хоть в какой-то мере культурной жизни; если же говорить о тех заброшенных народностях, которые населяют Сибирь и ее окраины, то невольно проникаешься к ним глубоким сожалением. Например, тувинцы: они редко умываются, у многих имеются заболевания глаз от той грязи и темноты, в которой они живут, они любят водку и табак; но при всем этом я заметил, что у них такое же сердце, как у нас: я как-то наблюдал, с какой нежностью мать-тувинка ласкала своего ребенка, и я не видел в проявлении ее чувств никакой разницы с белой женщиной. Среди этих народностей начата евангельская работа, но ведется она непланомерно, и во многих местах замирает.

К книге

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки