Евангельские христиане-баптисты являются церковью возрожденных христиан и в своем вероучении отражают стремление к библейскому учению первоапостольской церкви.
Систематизированное вероучение евангельских христиан-баптистов было разработано на основании Библии. Союз церквей христиан-баптистов, развиваясь на территории Евразии, время от времени переиздавал свое вероучение, основой которого был текст, разработанный в прошлом веке баптистским проповедником И. Г. Онкеном. Так в 1906 г. было издано вероучение христиан-баптистов под редакцией председателя Всероссийского Союза баптистов Д. И. Мазаева и в 1928 г. -- под редакцией председателя Всесоюзного Союза баптистов Н. В. Одинцова. Аналогичное вероучение было принято в 1985 г. на 43 съезде ВСЕХБ.
Содержание данного вероучения евангельских христиан-баптистов отражает текст вышеуказанных изданий. Надеемся, что настоящее вероучение послужит вспомогательным материалом для духовного воспитания и возрастания верующих и дальнейшего устройства церквей нашего евангельско-баптистского братства, объединенного в Союз церквей ЕХБ.
Триединство Бога
Мы веруем в единого, живого, истинного Бога (Ис. 45, 22; Иер. 10, 10; Иоан. 17, 3), сотворившего небо, землю и все, что наполняет их (Быт. 1, 1-2; Пс. 23, 1; Ис. 40, 26-29; 45, 12; Деян. 17, 24-29), Который проявляет Себя в трех лицах: Отец, Сын и Святой Дух, -- три в одном и один в трех лицах, живущий вечно, "и Сии три суть едино" (Ис. 48, 16; 1 Иоан. 5, 7; Рим. 11, 33).
Бог есть дух (Иоан. 4, 24), и как дух Он невидим для людей (Исх. 33, 20; Иоан. 1, 18; 1 Иоан. 4, 12; 1 Тим. 6, 16). Однако "невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы..." (Рим. 1, 20).
Познать Бога человек может только через откровение Бога о Самом Себе, которое содержится в Слове Божьем и становится понятным благодаря действию Духа Святого (2 Петр. 1, 20-21; Иоан. 14, 26).
Бог Отец
Мы веруем, что Бог -- безначальный (1 Иоан. 2, 14), вездесущий (Пс. 138, 7; Деян. 17, 27), всемогущий (Быт. 17, 1), всеведущий (Евр. 4, 13), премудрый (Рим. 14,26; 1 Тим. 1, 17), совершенный (Матф. 5, 48), человеколюбивый (Исх. 34, 6), милосердый, долготерпеливый, многомилостивый, истинный (Исх. 34, 6); святой (Ис. 6, 3; 1 Петр. 1, 15-16), праведный (Втор. 32, 4), справедливый (Пс. 118, 137), неизменный (Числ. 23, 19; Мал. 3, 6; Лук. 21, 33; Иак. 1, 17; Евр. 13, 8), ненавидящий зло (Пс. 5, 5-6; 33, 17; Аввак. 1, 13; Иоан. 3, 36; Рим. 1, 18; Еф. 5, 6), наказывающий неправду (Иер. 5, 1-9; Евр. 2, 2), мститель (Наум. 1, 2; 1 Фес. 4, 6), огонь поедающий (Втор. 4, 24; Евр. 12, 29), Судия праведный (Пс. 7, 12-14; Деян. 17, 31), сострадательный (Иак. 5, 11), желающий спасения всех (1 Тим. 2, 4; 2 Петр. 3, 9).
Бог есть свет (1 Иоан. 1, 5). Он обитает в неприступном свете (1 Тим. 6, 16).
Бог есть любовь (1 Иоан. 4, 16). Он любит Свое творение, и эта любовь явлена человечеству в Иисусе Христе (Иоан. 3, 16; 1 Иоан. 4, 9-10; Рим. 5, 8; Еф. 2, 4-5). Для спасения человека Бог послал на землю Своего единородного Сына и Духа Святого (Иоан. 3, 17; 16: 8-11, 13-14; 1 Иоан. 2, 27; Рим. 8, 26-27).
Бог Сын -- Иисус Христос
Иисус Христос является вечным Богом (1 Иоан. 5, 20) и не имеет ни начала дней, ни конца жизни (Евр. 7, 3). Он же -- Творец Вселенной (Кол. 1, 16).
Прежде создания мира Бог предопределил Своего единородного Сына в жертву умилостивления для искупления и спасения рода человеческого (1 Петр. 1, 18-20; 2, 24; 3, 18; 1 Иоан. 2, 2; Гал. 4, 4). Он явился во плоти (1 Тим. 3, 16), родившись от девы Марии через непорочное зачатие от Духа Святого (Матф. 1, 18).
Бог Сын соединил в Себе и Божественное, и человеческое естество (Лук. 1, 35). Он пришел в мир "в подобии плоти греховной" (Рим. 8, 3), но в Нем не было греха (1 Иоан. 3, 5). "Он не сделал никакого греха" (1 Петр. 2, 22). Он непричастен злу, поэтому мог стать жертвой за грех мира (Иоан. 1, 29; 2 Кор. 5, 21; Евр. 9, 26).
Иисус Христос -- это обещанный Помазанник Божий и единственный Спаситель мира (Лук. 4, 18-19; Иоан. 4, 42; 10, 28; Деян. 2, 36; 4, 12; Еф. 5, 2). Он победил дьявола и ад (Откр. 3, 21; 5, 5; 1 Кор. 15, 54-55), разрушил смерть (2 Тим. 1, 10).
Своей смертью Господь Иисус Христос лишил силы имеющего державу смерти, то есть дьявола (Лук. 4:33-36, 41; 1 Иоан. 3, 8; Евр. 2, 14-15; Откр. 20: 3-4, 14). Он искупил нас Своей Кровью, став единственным посредником между Богом и человеком (Кол. 1, 20; 1 Тим. 2, 5-6; Тит. 2, 14; Евр. 7, 24-25). Он стал Ходатаем за нас перед Отцом, а также Первосвященником будущих благ (1 Иоан. 2, 1; Евр. 9: 11-12, 24). Верующий в Него имеет жизнь вечную (Иоан. 6, 47).
Воскресший, вознесшийся на небо и прославленный Иисус Христос является Создателем и Главой Церкви (Матф. 16, 18; Еф. 1, 22-23; 5, 23; Кол. 1, 18? 1 Тим. 3, 16). Он будет судить вселенную (Иоан. 5, 22; Деян. 17, 31).
Бог Дух Святой
Дух Святой является личностью и, будучи Богом (Деян. 5, 3-4), обладает:
Дух Святой является Творцом вселенной наравне с Отцом и Сыном (Быт. 1, 2; Иов. 33, 4). Дух Святой вдохновлял пророков и Апостолов (2 Петр. 1, 21). В день Пятидесятницы был ниспослан Дух Святой для свидетельства о Христе, для прославления Его и для созидания Церкви (Иоан. 15, 26; 16: 7, 14; Деян. 1, 8; 1 Кор. 12, 13).
Святой Дух обличает мир о грехе, о правде и о суде (Иоан. 16, 8), ведет человека к покаянию и возрождает его. Он вселяется в покаявшегося, обратившегося и повинующегося Богу (Иоан. 3, 3-6; Деян. 5, 32; 1 Кор. 6, 19; Тит. 3, 5). Дух Святой живет в рожденном свыше (Рим. 8, 9; 1 Кор. 3, 16; Еф. 1, 13), учит (Иоан. 14, 26), обличает (Иоан. 16, 8-9), наставляет (Иоан. 16, 13; 1 Кор. 2, 12-13), руководит (Деян. 8, 29; 13, 2), ободряет и утешает (Иоан. 14, 26), утверждает (Еф. 3: 16-19), производит плод (Гал. 5, 22-23; Еф. 5, 9) и наделяет благодатными дарами для служения в церкви (1 Кор. 12:7-11, 28).
Слово Божье неоднократно повелевает верующим исполняться Духом Святым (Еф. 5. 18; Деян. 2, 4; 4: 8, 31; 1 Кор. 2, 4), чтобы иметь силу для святой жизни и свидетельства об Иисусе Христе (Деян. 1, 8; 4, 31; 1 Кор. 2, 4). Священное Писание повелевает не грешить против Духа Святого (Ис. 63, 10; Марк. 3, 29; Деян. 5: 3, 9; 7, 51; Еф. 4, 30; 1 Фес. 5, 19).
Мы веруем, что Библия, то есть канонические книги Ветхого (39 книг) и Нового (27 книг) Завета, является Словом Божьим, написанным мужами Божьими по вдохновению Духа Святого (2 Петр. 1, 21) для указания роду человеческому пути ко спасению (2 Тим. 3, 15-16). Всякому боящемуся Бога Он отверзает ум к уразумению Писания (Пс. 24, 14; Лук. 10, 22; 24, 45; 2 Петр. 1, 20), так -что при содействии Духа Святого оно становится для него источником Богопознания, вполне достаточным для познания истины и воли Божьей относительно жизни и служения (2 Тим. 3, 16). Всякое откровение, противоречащее Слову Божьему, -- ложно (Ис. 8, 20).
Священное Писание является единственным источником христианской веры (Иоан. 20, 31; Рим. 10, 17) и духовным руководством для верующих относительно спасения, жизни и служения (И. Нав. 1, 7-8; 2 Петр. 1, 19; Рим. 15, 4; 1 Тим. 4, 16; Евр. 4, 12).
Прибавление к Слову Божьему и убавление, а также извращение текста при переводе или толковании влечет за собой строгое наказание от Бога (Откр. 22, 18-19).
Мы веруем, что Бог сотворил небо и землю, солнце, луну и звезды (Быт. 1 и 2 гл.; Деян. 17, 24), все видимое и невидимое (Пс. 88, 12; 1 Кор. 8, 6; Евр. 11, 3; Откр. 4, 11), проявив Свою вечную силу, могущество и многоразличную премудрость (Еф. 3, 9-10; Кол. 1, 16).
Бог сотворил также человека по образу Своему и подобию (Быт. 1, 27; 5, 1; Иак. 3, 9). "От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли" (Деян. 17, 26).
Человек сотворен:
Бог сотворил Ангелов (Кол. 1, 16), чтобы они служили Ему (Пс. 102, 20; Евр. 1, 7) и тем, кто наследует спасение (Евр. 1, 14).
Ангелы -- это бесплотные существа (духи), превосходящие людей крепостью и силой (2 Петр. 2, 11), разные по наименованию и степени власти (Кол. 1, 16; 1 Фес. 4, 16).
Ангелы Божьи всегда находятся перед лицом Отца Небесного (Ис. 6, 1-7), радуются о спасении грешников (Лук. 15, 10), наблюдают за жизнью народов и детей (Дан. 10, 12-21; Матф. 18, 10), за жизнью церквей (1 Кор. 11, 10; 1 Тим. 5, 21).
Господь посылает Ангелов для наказания наглых хулителей Бога (Деян. 12, 23). Хотя Ангелы превосходят человека по своей силе, Слово Божье запрещает поклоняться им (Откр. 22, 8-9).
Превосходнейший из ангелов не устоял в истине, согрешил (Иез. 28, 16; 1 Иоан. 3, 8), сделался человекоубийцей (Иоан. 8, 44) и был назван дьяволом. Вслед за ним некоторые из ангелов не сохранили своего достоинства и согрешили, за что Бог связал их узами адского мрака (2 Петр. 2, 4; Иуды 6).
Мы веруем, что Бог сотворил человека по Своему образу и подобию (Быт. 1, 27; 5, 1; Ис. 45, 12) и поставил его владыкой над делами Своих рук (Пс. 8, 7).
Бог сотворил человека безгрешным, со свободной волей (Быт. 2, 16-17; И. Нав. 24, 15; Иер. 21, 8).
Бог благословил человека (Быт. 1, 28).
Грехопадение
Искушенный сатаной, человек впал в грех и лишился славы Божьей (Рим. 3, 23). Одним человеком грех вошел в мир (Рим. 5, 12) и перешел во все поколения, в каждого человека (Рим. 5, 19), все стали чадами гнева (Еф. 2, 3) и всех ожидает возмездие за грех, то есть смерть (Рим. 6, 23).
Грех разделил человека с Богом (Ис. 59, 2). Нарушив заповедь Божью, человек пал, отделился от Бога и стал творить зло. Человек не в состоянии самостоятельно возвратиться на путь праведности, поскольку разум и совесть его осквернены (Тит. 1, 15) и по природе он является чадом гнева (Еф. 2, 1-3).
Искупление
Бог любит человека и не хочет его гибели. Он послал в мир Своего единородного Сына в теле человеческом (Евр. 10, 5), чтобы Он Своей Кровью, пролитой на Голгофском кресте, совершил искупление всех людей (Еф. 1, 7; Откр. 5, 9). Иисус Христос удовлетворил требования святости Божьей (Рим. 3, 25-26), и теперь спасение по благодати дано всем людям (Деян. 28, 28; 2 Петр. 3,9; Рим. 3, 24; Тит. 2, 11).
Для получения спасения необходима вера, которая происходит от слышания Слова Божьего (Деян. 4, 4; Рим. 10, 17; Евр. 11, 6). Бог дает спасение принимающим Слово Его и кающимся в грехах под действием Духа Святого (Лук. 7, 29-39; Марк. 1, 15; Иоан. 3, 16; Деян. 2: 38, 41; 16, 31; 26, 18; Еф. 2, 8).
Вера побуждает человека доверять Господу и быть послушным Ему (Матф. 4, 18-20; Лук. 8, 38-40; Деян. 19. 18-20; 2 Тим. 1, 12; Евр. 11, 8). Исповедание Иисуса Христа Господом и Спасителем является подтверждением истинной веры (Матф. 10, 32-33; Лук. 12, 8-9; Иоан. 20. 28; Деян. 8, 37; Рим. 10, 9-10; 2 Кор. 4, 13). Об истинной вере свидетельствуют дела веры (Иак. 2, 26; Гал. 5, 6; Евр. 11 гл.). "...Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе" (Иак. 2, 17).
От человека зависит -- спасется он через веру (Деян. 2, 40-41; Еф. 2, 8) или, отвергнув Слово Божье, сделает себя недостойным вечной жизни (Деян. 13, 46). Уверовавший и возрожденный, то есть сделавшийся причастником Христу, однажды просвещенный и вкусивший дара небесного, сделавшийся причастником Духа Святого и вкусивший благого глагола Божьего и сил будущего века, достигнет вечной жизни только в том случае, если начатую жизнь твердо сохранит до конца (Иез. 18, 24; Евр. 3, 14; 6, 4-6; 10, 38-39).
Покаяние, обращение, прощение, возрождение
Дух Святой обличает человека в грехе и открывает ему благость Божью, побуждает его покаяться и обратиться к Богу (Иоан. 16, 8; Деян. 2, 31-38; Рим. 2, 4). Человек спасается (Деян. 2, 40), если принимает обличение от Духа Святого, кается в грехах, обращается от мертвых дел к Богу и принимает Иисуса Христа Спасителем и Господом (Иоан. 1, 12; Деян. 3, 19; 5, 31; Евр. 6, 1; 9, 14).
Покаяние и обращение включает в себя сокрушение о грехах (Пс. 37, 19; 2 Кор. 7, 10), исповедание грехов и оставление их (Притч. 28, 13; Лук. 18, 13-14; Деян. 19, 18-19; 26, 20).
Следствием обращения и личного принятия Иисуса Христа Господом и Спасителем является прощение грехов (Деян. 10, 42-43; 1 Иоан. 1, 9; Кол. 1, 13-14) и рождение от Духа Святого и Слова Божьего, без чего невозможно спастись и войти в Царство Божье (Иоан. 1, 12-13; 3, 5-6; Иак. 1, 18).
Через рождение свыше человек становится чадом Божьим, причастником Божеского естества и храмом Духа Святого (2 Петр. 1, 4; 1 Кор. 6, 19; Евр. 2, 14).
Признаки рождения свыше:
Оправдание, усыновление
Верою в Господа Иисуса Христа рожденные свыше получают оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе (Рим. 3, 24; Гал. 2, 16). Верою они обретают мир с Богом (Рим. 5, 1), получают свидетельство от Духа Святого, что они дети Божьи и наследники вечной жизни (1 Иоан. 5, 10-11; Рим. 8, 16-17; Гал. 4, 6-7).
Оправдание изменяет положение уверовавшего человека перед Богом: он спасен от гнева Божьего (Рим. 5, 9) и освобожден от вечного осуждения (Рим. 4, 5; 5, 1; 8:1, 30). Уверовавший освобождается от виновности за сделанные грехи и от страха осуждения за них (Рим. 3:24-25, 28; 5, 9; 2 Кор. 5, 21; Гал. 2, 16). Искупленных и оправданных Бог усыновляет, и они становятся наследниками Царства Божьего (Рим. 8, 16-18; Гал. 3, 26; 4, 4-5; Еф. 1, 4-7).
Освящение
Освящение -- это воля Божья для всех искупленных: "Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости" (1 Фес. 4, 3-8). Без святости никто не может увидеть Господа (1 Фес. 4, 3-7; Евр. 12, 14). При уверовании человек освящается Кровью завета (1 Петр. 1, 1-2; Евр. 10: 10, 14, 29; 13, 12). Христианин нуждается в постоянном освящении в течение всей жизни (Евр. 12, 14; Откр. 22, 11). Руководствуясь Словом Господним и поступая по духу, он приносит плод святости (1 Петр. 1: 15-16; Рим. 6, 22; Гал. 5, 16).
Освящение -- это отделение от греха (1 Петр. 2, 9; Тит. 2, 14), посвящение себя Богу и преображение в образ Иисуса Христа (1 Иоан. 3, 2-3; Рим. 6: 2, 6, 8, 12-13; 12, 1-2; 2 Кор. 5, 15; Фил. 2: 5, 15; 1 Фес. 3, 13).
Освящение осуществляется Богом (1 Фес. 5, 23) с участием самого верующего. Бог действует через жертву Иисуса Христа (Рим. 6, 11-12; 1 Кор. 1, 30; Еф. 5, 27; 1 Фес. 5, 23; Евр. 10, 10), через Свое Слово (Иоан. 17, 17) и живущего в нас Духа Святого (1 Кор. 6, 19-20).
К участию человека относится:
Святая любовь к Господу и Его заповедям, под действием Духа Святого, влечет детей Божьих к постоянному освящению (Рим. 5, 5; 2 Кор. 3, 18; 7, 1; Еф. 4: 15, 23-24).
Молитва
Молитва -- это средство общения человека с Богом (Пс. 5, 2-4; Фил. 4, 6). В молитве мы поклоняемся Богу, славословим Его, говоря о Его величии и славе (1 Пар. 29, 11-15; Пс. 102, 1-19).
В молитве мы открываем свои желания и нужды Богу, Который силен исполнить наши прошения (Фил. 4, 6-7). Он отвечает на молитвы тех, кто взывает к Нему с чистым сердцем, с верой и по Его воле (Пс. 49, 15; 65, 18; Марк. 11,24; 1 Иоан. З, 21-22). "Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине. Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит, и спасает их" (Пс. 144, 18-19).
Слово Божье учит нас молиться:
Дети Божьи призваны всегда и за все благодарить Господа, потому что все Его намерения служат во благо верующему (Иер. 29, 11; Рим. 8, 28; 1 Фес. 5, 17-18).
Апостолы и ученики часто молились с постом (Деян. 13, 2; 2 Кор. 11, 27).
Согласно Слову Божьему молитвы с постом совершаются:
Пост -- это не только воздержание от принятия пищи и питья и пребывание в молитве, но и проявление добродетели, разрешение "оков неправды" и установление должных отношений с людьми (Ис. 58, 3-12; Матф. 5, 23-24).
Мы веруем, что Церковь создал Иисус Христос (Матф. 16, 18). Она утверждена на основании учения Апостолов и пророков и имеет краеугольным камнем Самого Иисуса Христа (1 Кор. 3, 11; Еф. 2, 20; Кол. 1, 18).
Члены церкви, крещенные одним Духом (1 Кор. 12, 13), являются друг для друга членами и составляют одно тело (Рим. 12, 5; 1 Кор. 12, 14), составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей. Главой этого тела является Иисус Христос (Еф. 1, 22; 4, 15-16). Духовное родство влечет святых к объединению, и потому христиане, живущие в одной местности, соединяются в местную церковь (Деян. 11, 22; 13, 1; 2 Кор. 1, 1).
Местные церкви, составляя единое тело Господа, соединены между собой многоразличными связями. Это усмотрел Господь для участия в нуждах святых (Деян. 11, 27-30; 1 Иоан. 3, 17; Рим. 15, 25-27; 2 Кор. 8, 14-15; 9, 12-14), для совместного разрешения духовных вопросов (Деян. 15: 1-2, 4-29).
Связи между церквами становятся более крепкими, когда в объединении об общинах заботятся служители, получившие для этого благодать от Бога и доверие от церквей (2 Кор. 11, 28; Кол. 4, 7-8; Фил. 2, 19-25). Цель их служения -- совместное подвизание за веру, однажды преданную святым (Иуды 3 ст.; Фил. 1, 27-29), устройство местных церквей (1 Тим. 3, 14-15; 5, 17-22; Тит. 1, 5) и распространение благой вести о Господе и Спасителе Иисусе Христе (Деян. 16, 1-3; 20, 4; Рим. 16, 3-4).
Мы верим, что объединение церквей в тесный союз любви и мира, основанный на святости, совершает Сам Господь Духом Святым (Пс. 92, 5; Еф. 1, 4; 2, 13; 4, 16).
Со дня Пятидесятницы существует Вселенская (невидимая) Церковь, созданная Христом, в которую входят местные церкви (Деян. 2, 41-47; Еф. 1, 20-23).
Вселенская Церковь
Вселенская Церковь состоит из спасенных, рожденных свыше людей (Деян. 2, 47; Тит. 3, 5), искупленных Кровью Христа из всякого колена, языка, народа и племени (Кол. 1, 12-22; Евр. 12, 22-23; Откр. 5, 9-10), имеющих в себе свидетельство, что они дети Божьи (1 Иоан. 5, 10-11; Рим. 8, 16).
Вселенская Церковь является:
По окончании периода благодати Церковь Христова будет восхищена с земли в сретение Господу, чтобы всегда быть с Ним, видеть Его и разделять Его славу (Иоан. 17: 22, 24; 1 Кор. 15, 51-57; Фил. 3, 20-21; 1 Фес. 4, 13-17).
Местная церковь
Местная церковь -- это собрание возрожденных душ, живущих в одной местности, соединенных одной верой (одним исповеданием), одной любовью и надеждой для созидания тела Христова и совместного служения Господу (Матф. 18, 17; Деян. 2, 42-47; 14, 23; Еф. 4, 11-16;
Фил. 2, 1-2). Принадлежность к Вселенской Церкви не освобождает от необходимости принадлежать к местной церкви (Деян. 2, 41).
Местные церкви созидаются Господом в разных странах, городах и селениях (Евр. 3, 4-6). Их назначение -- возвещать совершенства Того, Кто призвал нас из тьмы в чудный Свой свет (1 Петр. 2, 9), прославлять Бога (Рим. 15, 9), содействовать возрастанию членов церкви в познании Бога и Христа (Кол. 2, 2), помогать христианам совершенствоваться в жизни веры и любви (Еф. 4, 12-16), распространять Царство Божье на земле (Деян. 13, 1-3; Рим. 10, 15; Фил. 1, 5), содействовать взаимному служению друг Другу (1 Петр. 4, 10).
Членство в местной церкви
Условием для приобщения души к местной церкви является вера в Иисуса Христа, покаяние, возрождение и водное крещение (Деян. 2, 38; 8, 37; 19, 2-5; Рим. 10, 9-10; 1 Тим. 6, 12). Преподают крещение охотно принявшим Слово Божье и верующим от всего сердца (Деян. 2, 41).
Через крещение по вере человек заключает завет с Господом и становится членом церкви (Деян. 2,41-42; Евр. 8, 10).
Устройство местной церкви
Каждая местная церковь принадлежит Богу (1 Кор. 1, 2). Глава Церкви -- Иисус Христос -- определяет порядок в церквах посредством Слова Божьего и водительства Духом Святым (1 Кор. 11, 2; 14: 33, 40; 16, 1; Еф. 4, 11-12).
Служителей в церкви поставляет Бог Духом Святым (Деян. 13, 2; 1 Кор. 12, 28; Еф. 4, 11). Он призывает на служение мужей, исполненных Духа Святого и мудрости (Иер. 30, 21; Деян. 6, 3; Евр. 5, 1-4), наделяет их дарами и способностью для служения (2 Кор. 3, 4-6). По признакам, отмеченным в Священном Писании, церковь должна определять призываемых Богом и избирать их для служения (Деян. 6, 2-7; 13, 1-3; 15, 22; 20, 28; Еф. 4, 11-12; Тит. 1, 5).
Пресвитеры, благовестники (евангелисты) и диаконы, избираемые церковью, должны соответствовать требованиям Священного Писания (1 Тим. 3, 1-12; Тит. 1, 5-9). Учителя избираются церковью на основании их призвания (Рим. 12, 6-7). Поставление на служение совершается посредством возложения рук служителя, имеющего на это поручение (2 Тим. 1, 6; 4, 5; Тит. 1,5).
В соответствии с новозаветным учением Иисуса Христа и Апостолов, порядок поставления служителей посредством рукоположения установлен в братстве на основании Деян. 6, 3; 14, 22-23; 1 Тим. З, 1-15; Тит. 1, 5-9.
Пресвитеры, как домостроители Церкви Христовой, руководят местной церковью. Они обязаны быть верными (1 Кор. 4, 1-2), усердно и богоугодно нести попечение о душах (1 Петр. 5, 1-4; 1 Кор. 4, 1-2; Евр. 13, 17).
Задача пресвитеров:
Благовестники (евангелисты) и учителя, также как и пресвитеры, являются домостроителями церкви и совершают служение священнодействия (Рим. 15, 16; Еф. 4, 11-12). Они вместе с пресвитерами участвуют в обсуждении и решении духовных вопросов (Деян. 15: 6, 22; Фил. 1, 1). По поручению церкви и служителей благовестники и пресвитеры совершают служение за пределами местных церквей, проповедуя Евангелие всем людям, и заботятся о церквах (Деян. 13, 14; 16, 1-3; 2 Тим. 4, 1-5).
Диаконы помогают пресвитерам и учителям в служении. Преимущественно же им поручается дело материального служения и благотворительности (Деян. 6, 1-4).
Служители церкви могут быть на ее содержании (Матф. 10, 10; 1 Кор. 9, 14; Гал. 6, 6; 1 Тим. 5, 17-18).
Согрешившие служители подлежат церковному взысканию наравне с другими членами церкви (1 Тим. 5, 19-20), но их вопрос рассматривается с участием ответственного служителя, заботящегося о многих церквах (1 Тим. 5, 19-20).
Рукоположение теряет силу при совершении служителем тяжкого греха или проявлении неверности (1 Кор. 4, 2; Евр. 12, 15-17). В таких случаях церковь принимает решение о наказании и снятии рукоположения с участием служителя, имеющего поручение рукополагать (Иез. 44, 10-14; Ос. 4, 6; Мал; 2, 7-9).
Обязанности членов церкви
Члены церкви должны:
Каждый член церкви призван посещать богослужебные собрания (Пс. 15, 3; 26, 4; 121, 1; Евр. 10, 25) и достойно участвовать в вечере Господней (Деян. 2, 42; 1 Кор. 11, 26-28).
Церковная дисциплина
В церковь принимаются рожденные свыше и наученные основам библейского учения; принимаются лишь после того, как церковь ознакомится с их духовным состоянием и они исповедают перед ней свою веру (Рим. 10, 9-10; 1 Иоан. 4: 1-3, 15). Принятие осуществляется решением церкви.
Члены церкви должны быть внимательны друг ко другу (Евр. 10, 24-25), предупредительны (Рим. 12, 10), с любовью принимать увещания и увещать, не нарушая установлении Господа (Матф. 18, 15-17), должны наблюдать, чтобы кто не лишился благодати Божьей (Евр. 12, 15).
От служителей церкви требуется, чтобы они соблюдали заповеди чисто и неукоризненно (1 Тим. 6, 14), были образцом для верных (1 Тим. 4, 12), учили детей Божьих соблюдать все, что заповедал Господь (Матф. 28, 20), были бдительными (2 Тим. 4, 5), обличали противящихся истине (Тит. 1, 9).
Имея пропитание и одежду, христиане должны довольствоваться этим (1 Тим. 6, 8), покоряясь любви Божьей, которая влечет их на путь самоотвержения и отказа от материальных излишеств, побуждает к жертвенному служению ради успеха проповеди Евангелия (Матф. 6, 25-34; 16, 24).
На богослужениях и в быту дети Божьи должны иметь вид, приличный святым, то есть одеваться со стыдливостью и целомудрием (1 Тим. 2, 9; Тит. 2, 3). В соответствии со Священным Писанием, жены должны покрывать голову (1 Кор. 11, 5-10).
Подражание миру в одежде, в, общем укладе жизни, в неприличной моде, в исполнении музыкальных произведений на богослужениях и в быту -- говорит о дружбе с миром и является враждуй против Бога.
Служитель призван ревновать о чистоте церкви, чтобы представить ее Христу чистой девой (2 Кор. 11, 2).
Для сохранения в церкви чистоты и благочиния (1 Кор. 5, 6-7; 2 Фес. 3, 6) существуют меры церковного воздействия: увещание (1 Тим. 1, 5; Тит. 2, 15), обличение (Матф. 18, 15-18), замечание (2 Фес. 3, 14) и отлучение (1 Кор. 5, 12-13).
Отлучение христианина от местной церкви может совершаться в случае:
Членов церкви, которые нарушают повеления Божьи и после сделанного им увещания не раскаиваются открыто и сердечно, которые не намерены исправляться и остаются в грехе, церковь наказывает: ставит на замечание или отлучает (2 Фес. 3, 14). В случае разномыслия по вопросу наказания меньшинство должно покориться решению церкви.
Церковь принимает отлученного после его искреннего покаяния, оставления им греха и наличия плодов покаяния (2 Кор. 2, 6-8).
Таким образом надлежит устроять порядок в церкви и хранить ее чистоту, чтобы Господь мог обитать со Своим народом (Иоан. 14, 23; 2 Кор. 6, 15-18).
Мы веруем, что водное крещение по вере -- это заповедь Иисуса Христа, а также свидетельство веры и послушания Господу (Марк. 16, 15-16; Деян. 2: 38, 41). Это торжественное обещание Богу доброй совести (1 Петр. 3, 21). Преподается крещение рожденным свыше, охотно принявшим Слово Божье и Иисуса Христа как Спасителя и Господа (Иоан. 1, 12; Деян. 2, 41; 5, 31). Все, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились (Рим. 6, 3-5; Гал. 3, 26-27; Кол. 2, 12).
Крещение могут принимать только достигшие сознательного возраста (Марк. 16, 16; Деян. 2, 41).
При совершении крещения служитель спрашивает крещаемого: "Веришь ли, что Иисус Христос есть Сын Божий?" (Деян. 8, 37). После утвердительного ответа служитель, на основании Матф. 28: 19, говорит: "По повелению Господа и по вере твоей крещу тебя во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь". Крещаемый подтверждает: "Аминь". Крещение совершается единократным полным погружением в воду.
После водного крещения совершается молитва благословения в присутствии церкви. Служитель молится над крещенным с возложением рук (Деян. 8, 17; 19, 6), затем совершает хлебопреломление.
Мы веруем, что вечеря Господня (хлебопреломление) является заповедью Иисуса Христа для воспоминания и возвещения Его страданий и смерти на кресте (Матф. 26, 26-28) и должна совершаться до пришествия Его за Церковью (1 Кор. 11, 23-26).
Участвующие в вечере Господней свидетельствуют о своем единстве с Господом и друг с другом (1 Кор. 10, 16-17). Поэтому приобщаться к телу и Крови Иисуса Христа могут только возрожденные души, которые засвидетельствовали о своей смерти со Христом через водное крещение и находятся в мире с Господом и с церковью (1 Кор. 11, 27-29).
Хлеб и вино указывают на Тело и Кровь Иисуса Христа (1 Кор. 11, 23-25).
Мы веруем, что учение о возложении рук относится к начаткам учения Христова (Евр. 6, 1-2).
При молитве с возложением рук служитель призывает благословение от Бога на того, над кем он молится (Быт. 48, 15-16; Числ. 27, 19-23; Деян. 14, 23).
Совершающий молитву служитель, возлагая руки, признает, что тот, на кого он возлагает руки, достоин принять благословение и соответствует требованиям -Божьим. Поэтому Слово Божье предостерегает от поспешного возложения рук, чтобы не сделаться участником в чужих грехах (1 Тим. 5, 22). "Без всякого же прекословия меньший благословляется большим" (Евр. 7, 7).
Библия говорит о возложении рук при благословении детей Иосифа Иаковом (Быт. 48, 13-20).
Моисею Бог повелел возложить руки на Иисуса Навина, "человека, в котором есть Дух", поставить его перед обществом и дать ему наставление. "И дай ему от славы твоей" (Числ. 27, 18-23). Иисус Навин "исполнился духа премудрости... и повиновались ему сыны Израилевы" (Втор. 34, 9).
Господь Иисус возлагал руки, исцеляя больных (Марк. 6, 5), благословляя детей (Марк. 10, 16), и дал обетование уверовавшим: "...возложат руки на больных, и они будут здоровы" (Марк. 16, 18).
На основании фактов, изложенных в Священном Писании, служители, имеющие право священнодействия,-- пресвитеры, благовестники и учителя -- с верой и молитвой возлагают руки:
При поставлении братьев, избранных церковью на пресвитера, благовестника, учителя или диакона, рукополагающий служитель во время молитвы возлагает на них руки (Деян. 6, 6; 13, 1-3; 14, 23; 1 Тим. 4, 14).
Мы не видим в Священном Писании основания для учения о преемственности благодати от Апостолов, потому что служителей в церкви поставляет Сам Господь (Еф. 4, 11), наделяя их дарами для служения и мудростью (Иер. 1, 5; 1 Кор. 12, 11; Гал. 1, 15), и благословляет по молитве рукополагающего, который получил поручение от ответственных служителей братства (Тит. 1, 5) при свидетельстве Духа Святого.
Мы веруем, что Иисус Христос воскрес для нашего оправдания в первый день недели (Матф. 28, 1-6; Марк. 16, 9). Этот день возвещает о победе и славном торжестве нашего Искупителя и о будущем воскресении всех людей (1 Кор. 15, 22-23). Это день Господень: "Сей день сотворил Господь..." (Пс. 117, 24; Откр. 1, 10).
Первое и второе явление воскресшего Христа ученикам происходило в первый день недели (Иоан. 20, 19-26). Сошествие Духа Святого также совершилось в первый день недели (Деян. 2, 1).
Мы чтим воскресенье как особый день, в который церковь собирается для совместного поклонения Богу и изучения Священного Писания (Деян. 20, 7; 1 Кор. 16, 1-2).
Мы веруем, что брак установлен Богом (Быт. 2, 18-24). Это союз между мужчиной и женщиной, созданный для взаимной помощи и поддержки, для продолжения человеческого рода (Быт. 1, 28) и для совместного прохождения жизненного пути в любви и согласии.
Муж может иметь только одну жену, и жена -- только одного мужа (1 Кор. 7, 1-5). Христиане имеют право вступать в брак только с членами церкви своего вероисповедания (1 Кор. 7, 39).
Бог установил, чтобы вступившие в брачный союз не разводились (Матф. 19, 6-9), чтобы супруги были верны друг другу до смерти (Рим. 7, 2). После смерти одного из супругов Слово Божье позволяет вступать в повторный брак, но только в Господе (1 Кор. 7, 39).
По Слову Божьему развод не позволителен, ибо что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Матф. 19, 6-9). Христос подтвердил .это слово еще раз: "Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует" (Матф. 19, 9). Здесь говорится о разводе по любой причине, кроме прелюбодеяния. Следовательно, христианская семья нерасторжима до наступления смерти одного из супругов.
Сложные бракоразводные вопросы церковь, руководствуясь Словом Божьим, рассматривает с участием ответственных служителей.
Как правило, христианская семья многодетна. Уклонение от деторождения -- грех. Бог дает жизнь человеку и определяет ее продолжительность (Иов. 10, 8-12; Пс. 138, 13-16). Дети в семье являются драгоценным даром Божьим (Пс. 126, 3). Верные Господу супруги принимают детей из руки Божьей, по Его усмотрению (Пс. 127, 3-4; Ис. 29, 23).
Родители, и в первую очередь отцы, несут ответственность за духовное воспитание детей (Втор. 6, 5-9; Пс. 77, 3-7). Их христианский долг -- воспитывать детей в учении и наставлении Господнем, подавая личный пример христианского благочестия (Еф. 6, 4).
Мы веруем, что существующие власти установлены Богом. Поэтому в гражданских вопросах, которые не противоречат повелениям Господа, члены церкви должны покоряться властям (Матф. 22, 21; Рим. 13, 1-7).
Христиане призваны молиться о правителях и начальствующих (Иер. 29, 7; 1 Тим. 2, 1-3), чтобы употребление вверенной им власти вело к сохранению мира и правосудия, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте.
Отделение церкви от государства и свобода совести отвечает принципам Евангелия.
Главой Церкви является Христос, и ей присуще повиноваться Ему (Еф. 5, 23-24). Церковь Христа -- не от этого мира (Иоан. 17, 15-16; 18, 36), и она не может находиться в зависимости от светской власти или вмешиваться в ее дела (2 Кор. 6, 14-18), тем более брать на себя функции, отведенные Богом светской власти и действовать в ее духе и ее методами (Матф. 20, 25-28; Лук. 12, 13-14).
Церковь обязана хранить себя от всякого вмешательства внешних в ее внутреннюю жизнь и служение (Деян. 4, 19; 5, 29). В отношении государства члены церкви живут по принципу, провозглашенному Христом: "Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу" (Матф. 22, 21).
Мы веруем во второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа (Деян. 1, 11), которое включает в себя два события.
1. Восхищение Церкви, то есть воскресение умерших во Христе и изменение верных, оставшихся в живых.
Это -- невидимое для мира восхищение Церкви и встреча ее со Христом на облаках (1 Иоан. 3, 2; 1 Кор. 15, 52-57; Фил. 2, 16; 3, 20-21; 1 Фес. 4, 16-17; 5, 23). После восхищения спасенные предстанут перед судилищем Христовым (1 Петр. 5, 4; 1 Кор. 3, 14; 9, 24-25; 2 Кор. 5, 10; 2 Тим. 4, 7-8).
2. Пришествие Иисуса Христа в силе и славе в день Господень (Матф. 24, 27; 25, 31; 26, 64; 1 Фес. 1, 10; 2 Фес. 1, 7; Откр. 1, 7; 19, 11).
Это открытое, видимое пришествие Христа ознаменуется судом над человечеством, после чего наступит тысячелетнее царство (Откр. 20, 1-6). Через тысячу лет воскреснут и неправедные. Они предстанут перед белым престолом на суд (Откр. 20, 11-15).
Затем наступит вечность. Праведные войдут в вечное блаженство, а нечестивые будут брошены в озеро огненное на вечное мучение (Матф. 25, 46; Иоан. 5, 29; Откр. 20, 11-15; 21, 7-8).
"Ей, гряду скоро! аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!" (Откр. 22, 20).
Вероучение принято
общебратским съездом Союза церквей
евангельских христиан-баптистов
9 октября 1997 г.
Главная
страница | Начала веры
| Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки