ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСТВА

ЧАСТЬ 1

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Внимательно присматриваясь к событиям нашего времени, мы говорим, что "ветви у смоковницы уже мягкие и пускают листья", и мы уже "близко при дверях" (Матф. 24:32-33), и пришествие Господне уже очень близко. Однако мы не знаем одного, - сколько еще продлится долготерпение Божие (2 Пет. 3:9), и, следовательно, сколько еще пробудет Церковь Христова на земле. Хорошо, если восхищение Церкви совершится в наши дни. Но, паче чаяния, если Божье долготерпение еще продлится, и если нашим потомкам придется еще сколько-то пожить после нас, а мы не оставим им никаких сведений об истории нашего Братства, а особенно об истории пятидесятничества, имеющего очень важное отношение к жизни и истории нашего Братства вообще, то эти потомки будут на нас за это обижаться; да и перед Богом похвально это не будет.

И вот, сознавая важность этого положения и ответственность за него, уже на склоне моих дней мне положилось на сердце не оставаться к этому равнодушным, но внести свою "лепту" и принять участие в столь важном и серьезном деле. Этому способствовали и настоятельные просьбы моих друзей.

Назвать этот скромный труд громким словом "История пятидесятничества" я не дерзаю, потому что не располагаю достаточным количеством данных, составляющих какую-то неразрывную цепь событий; видимо это сделают другие. Но, тем не менее, будучи по возрасту примерно ровесником этого движения в нашей стране, я дерзаю все же что-то сделать и назвать этот труд просто "Очерками по истории пятидесятничества". Очерки будут иметь характер мемуаров, с внесением в них некоторых сведений и из различных источников, рассказывающих об этом движении, его деяниях и деятелях в нашей стране и за рубежом.

Как известно, пятидесятническое движение в нашей стране вначале было очень бурным, но я тогда знал о нем только понаслышке, а также из того, что мог прочитать о нем в наших журналах и другой духовной литературе, имевшейся в очень ограниченном количестве. Однако и к этому малому я не был безразличен.

Но когда в 1940 году в пятидесятничество уклонился один проповедник, который для меня с раннего моего детства постоянно был примером и наставником в духовной жизни, и стал убеждать меня последовать его примеру, я, в силу необходимости, начал неотступно заниматься исследованием этого учения. Я стал тщательно изучать литературу по данной теме, практическую духовную жизнь самих пятидесятников, разумеется, сопоставляя со Словом Божиим и здравым смыслом, основываясь на повелении: "Держись образца ЗДРАВОГО УЧЕНИЯ" (2 Тим. 1:13). Передо мной стоял один вопрос: "ГДЕ ИСТИНА?" Переходить ли и мне в пятидесятничество или оставаться в своем родном Евангельско-Баптистском Братстве?

Разумеется, поиски порою были очень трудными; были и колебания, и сомнения, и нерешительность. Я много молился, переживал, но зато благодаря этому у меня формировались и утверждались определенные убеждение, определяющее мое положение в нашем братстве и в служении Господу.

Не буду таить и того, что в первые годы этих исканий были моменты, когда мне казалось, что я вот-вот заговорю на "ином языке" или начну пророчествовать, к чему у меня тяги было гораздо больше. Но поскольку я умолял Господа о том, чтобы Он даровал мне истинные духовные дары, то Господь не давал мне ни того, ни другого. И для того, чтобы у меня сформировалось определенное и устойчивое убеждение, конечно, потребовались годы... А когда убеждение сформировалось по-настоящему, то проявилось неотразимое желание передать это и другим в устной и письменной форме. Результатом были многие проповеди, беседы и письменные труды о Духе Святом, Его дарах и действиях в свете Слова Божьего.

Однако жизнь - это движение, и она порождает все новые и новые вопросы в отношении жизни в Духе Святом, которые необходимо тщательно изучать; и этим я занимался и занимаюсь вот уже свыше сорока лет. Многое пришлось изучить и исследовать особенно при несении пресвитерского служения в церквах, где значительная часть членов была из пятидесятников. Это помогало подробнее узнать тонкости не только их учения, но и личную духовную жизнь, во что доступнее всего проникнуть только пресвитеру.

Именно обо всем этом и хочется рассказать в данной книге, разумеется, правдиво и беспристрастно. А читающие непременно увидят и извлекут полезное.

Напоследок скажу, что когда сложилось устойчивое намерение писать данные очерки, то потребовалось решить принципиальный вопрос о том, как писать. Писать ли так, как обычно пишутся художественные книги, в которых положительное выпячивается и даже преувеличивается, а отрицательное замалчивается и затирается? Или же писать объективно, не преувеличивая положительного, но, не скрывая и не затирая отрицательного? Рассуждая об этом всесторонне и советуясь с друзьями, пришлось решить так: писать правдиво (а неправдиво вообще писать грешно). Следовательно, надо все события и факты описывать так, как оно было, как оно есть. Иначе говоря, все факты и события описывать не так, как рисует картину художник, а так, как фотографирует фотоаппарат: что есть, то и есть. Это и будет соответствовать словам "правдиво" и "объективно". Но если, как замечает И. Барчук, "открытая правда всегда колкая", то все равно правдивое, хотя оно и будет колким, останется правдивым и полезным, и из него многие извлекут уроки.

Жизнеописания многих праведников Ветхого Завета, помещенные в Библии, - это тоже своего рода ОЧЕРКИ. Но важно то, что они изложены беспристрастно. Положительное описывается положительно и похвально. А отрицательное (например, у Ноя, Авраама, Лота, Иакова, Давида и других) описывается не художественным, а "фотографическим способом". Вот такого метода мы и будем держаться при изложении фактов, которые будут упоминаться в данных "Очерках по истории пятидесятничества". Вещи придется называть своими именами. Но если это кому-то придется не по душе, то таковые пусть сетуют не на описание, а на свои собственные поступки и действия, заслуживающие не одобрения, а справедливого обличения.

Для данных очерков мы не намерены изыскивать какие-то новые, неизвестные факты, а собрать общеизвестное, использовать рассказы очевидцев и то, что описано в нашей христианской литературе, а по мере необходимости и в других источниках, если они соответствует действительности. Только при таком методе наши "Очерки" будут отражать жизненную правду и действительность такими, каковы они были в прошлом, и есть теперь.

Хотелось бы, чтобы каждый читающий или исследующий правильно понял изложенное. И Господь да поможет в этом каждому.

 

Глава 1

Возникновение пятидесятничества

 

1. ПРЕДЫСТОРИЯ ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСТВА

Как правило, у всякого движения, имеющего свою историю, имеется еще и предыстория. Это тот период, из которого берет истоки данная история. И как нет следствия без причин, породивших его, то, следовательно, нет и истории без предыстории, породившей ее. А потому и истоки пятидесятничества надо искать не от его рождения, а раньше, в том, что предшествовало и способствовало возникновению самой идеи и породило ее.

Итак, если рождение пятидесятничества исследователи относят к началу 20-го столетия, на чем подробнее мы остановимся ниже, и обычно от этой даты начинают излагать историю этого своеобразного движения, то его предыстория уходит далеко в седую глубь веков. В данном случае мы имеем в виду не само пятидесятничество как таковое, а его основную отличительную черту - языки, без которых пятидесятника никто из этого движения пятидесятником не признает. "Крещение Духом Святым со знамением иных языков" - такова отличительная особенность, принятая у пятидесятников вообще.

Здесь очень уместно заметить то, что языки, а вернее глоссолалия,1 в языческом мире существовала еще до Рождества Христова. Так известный проповедник и глубокий знаток истории Н. Салов-Астахов приводит следующие сведения:

"Древнеримский поэт Вергилий (19-70 г. до Р.Х.) в своей знаменитой поэме "Энеида" изображает очень яркую картину о древней языческой пророчице, ГОВОРИВШЕЙ ЯЗЫКАМИ. Он описывает ее с растрепанными, всклокоченными волосами, быстро меняющимися красками лица, тяжело дышащей из-за наполнения духом, которое тогда назвалось "божественным вдохновением". Это было еще до христианской эры в языческой стране".2

Безусловно, нас поражает, что еще до Рождества Христова говорение языками уже существовало. Но если это было лет за 50-70 до Рождества Христова, то тот же исследователь приводит и другое свидетельство:

"Клемент Александрийский, один из первых отцов церкви, писал: "Платон, родившийся за 427 лет до Рождества Христова, приписывает богам особый диалект, который они сообщают спящим оракулам и бесноватым. Тогда эти люди не говорят на своем диалекте, но только на диалекте демонов, которые вошли в них. Платон понимал, что говорение языками может быть действием демонов, употребляющих язык своей жертвы, или обманутого тела, которым они владеют".3

Здесь надо особенно подчеркнуть, что подобное имело место не в народе израильском, не в христианстве, а в самых глубоких дебрях древнего язычества. Эти же сведения приводит и другой исследователь, Иван Барчук.4

Существовала ли глоссолалия до времен Платона? Хотя прямыми сведениями об этом мы не располагаем, но, судя по тому, что волхвы-чародеи, находившиеся при фараоне в Египте, своими чарами делали почти такие же знамения, какие делал и Моисей, то и глоссолалией владеть они могли с успехом. То же самое можно сказать и о чародеях, тайноведцах Вавилонских (Исх. 7-8 гл.; Дан. 4:22).

Все это служит прямым основанием того, чтобы утверждать, что глоссолалия действительно берет свое начало не от апостолов, как это нередко пытаются утверждать недалекие люди, пристрастные к ней, а ее начало где-то в самой глубине веков, за много столетий до Рождества Христова, в древнейшем язычестве.

К изложенному полезно привести еще одно сведение, извлеченное из энциклопедии: "Пифия - пифийская жрица - жрица-прорицательница в храме древнегреческого языческого бога Аполлона в Дельфах. Пифия после предварительных обрядов "очищения" садилась на треножник над расщелиной "святой скалы", вдыхая исходившие из расщелины испарения, приходила в состояние ЭКСТАЗА и ПРОИЗНОСИЛА чаще всего БЕССВЯЗНЫЕ СЛОВА, которые облекались дельфийскими жрецами в форму прорицаний бога Аполлона".5

Годы происходящих событий, к сожалению, в энциклопедии не обозначены, но это еще одно свидетельство о распространении глоссолалии в древнем язычестве до Р.Х., и факт этот, видимо, не последний.

Но это более далекая предыстория глоссолалии вообще. И чем ближе к Рождеству Христову и после него, то о глоссолалии сведений добавляется все больше и больше.

Если древнеримский поэт Вергилий в поэме "Энеида" сообщает о какой-то языческой пророчице, говорившей языками где-то близко к Рождеству Христову, то доктор X. У. Парнелл сообщает следующее: "В Средиземноморье в Новозаветные времена Божественные откровения были небезызвестны, а ГОВОРЕНИЕ ЯЗЫКАМИ знали и в языческом мире".6

У того же автора находим и такое: "Возьмите племя Зулу. Сандлер пишет: "Различные формы говорения языками ИЗВЕСТНЫ С НЕЗАПАМЯТНЫХ ВРЕМЕН среди племен Зулу".7

Как известно, в буддизме говорения языками и пророчества среди лам (священнослужителей этой религии) - явления вполне обычные, а буддизм, как языческая религия, возник на несколько столетий раньше Рождества Христова. В шестом столетии н. э. возникло магометанство, и среди дервишей (мусульманских или магометанских монахов) говорение никому непонятными языками также стало и поныне остается обычным. То же самое наблюдается и у еврейских хасидов.8

Разумеется, что ни дервиши, ни хасиды, как одно из религиозных течений в иудаизме, к христианству никакого отношения не имеют, а языки имеют с успехом.

Итак, чем ближе к нашим временам, тем все более распространенной становится глоссолалия в язычестве и среди нехристиан. У того же д-ра Парнелла находим и такое:

"Американский миссионер (видимо Сандлер) был первым, принесшим славное Евангелие Святого Духа в Южную Африку в 1908 году, а ЭКСТАТИЧЕСКОЕ ГОВОРЕНИЕ ЯЗЫКАМИ уже практиковалось среди язычников". И далее: "Говорение на этом виде "языков" выделено не только среди племен зулу, но и в других племенах, такое как мацона. Д-р П. Кришна на упрек, что он не говорит языками, отвечал: "Говорить языками? Я должен лишь зайти в обычный храм хинди (языческий) и услышу говорение языками".9

А из трудов А. И. Мицкевича видно, что глоссолалия или непонятные звуки распространены не только в языческих религиях Африки, но и у шаманов10 языческой религии северных народов.11

Так обстояло и обстоит дело с глоссолалией у язычников, где она считается вдохновением или языком их богов, которым они поклоняются и слепо служат. Но кроме перечисленных языков среди буддистов, мусульман и еврейских хасидов, глоссолалия успешно приживается у духоборов, хлыстов, прыгунов, мормонов и пятидесятников всех разновидностей. А с возникновением на Западе харизматического движения, глоссолалия перешагнула рамки буквально всех деноминаций.12 "Она проникает в места, которые и не предполагали и не ожидали этого".13

В последнее время глоссолалия уже появляется даже в среде православных и у некоторых членов из нашего братства. Одним словом, эта черная туча не обходит никого, и никакие разновидности в вероучениях и пониманиях, никакое различие в духовной жизни ей не помеха. Больше того! В городе Мелитополе был случай в 1979 году, когда женщина-алкоголичка Клава Б. допилась, как говорят, "до белой горячки" и заговорила непонятным языком -типичной глоссолалией. А узнавший об этом проповедник пятидесятников В. Б. от всей души восхищался, посчитав это за "крещение духом..." Выходит, что и такое безобразное состояние для глоссолалии не помеха!

Конечно, это ужасно. Но мы не умолчим о еще более ужасном. Всем известно, что в странах Запада широко распространено занятие спиритизмом. Спириты, думая, что они общаются с духами умерших людей, фактически общаются с демонами посредством своих медиумов; однако глоссолалия не обходит и их. Так, совершенно нейтрально относящийся к глоссолалии исследователь религиозных культов, распространенных в Латинской Америке, И. Р. Григулевич сообщает следующее:

"Считается, что в Сан-Паулу (столица Бразилии) около 20 процентов жителей являются сторонниками спиритизма. Спириты также УПРАЖНЯЮТСЯ В ГЛОССОЛАЛИЯХ, и это роднит их с ПЯТИДЕСЯТНИКАМИ".14

Но еще более того! В Сан-Франциско, в США, есть так называемая "церковь сатаны", в которой ее участники молятся и служат непосредственно, вполне сознательно, сатане! И по свидетельству А. Н. Пятохи - председателя Западного Союза баптистов Канады, в этом болоте процветает ГЛОССОЛАЛИЯ, пророчество и исцеление от болезней! С чем это сравнимо???

Вот как эта черная туча не обходит никого, кто ее принимает; конечно, кроме тех, кто ее обходит, понимая ей цену.

 

2. БОЛЕЕ БЛИЗКАЯ ПРЕДЫСТОРИЯ ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСТВА

Итак, мы сделали довольно широкий обзор глоссолалии от ее древних проявлений и заканчивая последними, поистине страшными. Но это предыстория более далекая. А нам нельзя не обратить внимания на предысторию более близкую, времен нашей эры. Несомненно, что более близкая предыстория пятидесятничества и глоссолалии начинается не от дня Пятидесятницы, как в один голос утверждают пятидесятники всех разновидностей и харизматы,15 а от Коринфской церкви в дни Апостола Павла. Это наглядно видно в трех главах 1-го Послания к Коринфянам 12,13 и 14 главы, в которых ни о языках Пятидесятницы, ни о самой Пятидесятнице нет и намека. Чтобы лучше понять это, надо обратить внимание на то, что Апостол Павел до обращения к этой церкви о языках никогда не писал, ни проповедовал. Эту идею внес кто-то другой, а Апостолу Павлу пришлось столкнуться с готовым фактом.

Как видим из указанных выше трех глав, ему пришлось иметь дело не с одной, а с двумя категориями языков: с "РАЗНЫМИ" (гл. 12:10) и "НЕЗНАКОМЫМИ". "РАЗНЫЕ" были от Духа Святого, потому числились в списке даров, производимых Духом Святым (гл. 12:7-11). А "НЕЗНАКОМЫЕ" (гл. 14:14) были отдуха человеческого (или человеческой психики). Даром духовным они не назывались, а потому и в списке даров от Духа не числились. Доказательства этого в план данной книги не входят, а нуждающиеся могут прочесть об этом в книгах "Глоссолалия и языки" и "Крещение Духом Святым и языки" этого же автора. А здесь мы скажем коротко, что современные языки пятидесятников, будучи настоящей копией коринфских незнакомых языков, именно оттуда и берут свое начало.

Но как же и откуда они попали в Коринфскую церковь? Ответ на этот довольно актуальный вопрос содержится в реферате Р. П. Вызу, имеющего хорошее духовное образование и опыт. Он пишет в своей работе: "Известно, что недалеко от Коринфа в языческом храме Дельфа были пророки бога мудрости Аполлона, ГОВОРИВШИЕ НЕПОНЯТНЫМ "ЯЗЫКОМ БОГОВ", который они же и переводили".16 Вполне очевидно, что такие пророки, обратившись в христианство, вошли в Коринфскую церковь, и свои языки захватили с собою, а от них эти языки перенимали члены этой церкви. И получалось, что параллельно с разными языками, имевшимися в церкви, стали проявляться и эти непонятные, получившие название "незнакомые". Повторяем, что языки "разные" были от Духа Святого (1 Кор. 12:10-11), а "незнакомые" (1 Кор. 14:14) - от человеческого духа или психики человека. И поскольку в этом же реферате Р. П. Вызу дважды повторяет, что языки незнакомые не считались христианским явлением (стр. 3), а, кроме того, имевшие их рвались к руководству церковью, то, конечно, как сами языки, так и говорящие ими вносили много неустройства в церковь.

О том, что в Коринфскую церковь языки были перенесены обращенными из язычников, может служить такой исторический факт: "Во втором столетии восстал некто Монтан, бывший языческий жрец из Фригии, обращенный в христианство. Он и его последователи говорили непонятными языками, утверждая, что это исполнение пророчества пророка Иоиля, о котором Ап. Петр говорил в день Пятидесятницы".17 Глоссолалию, которой Монтан владел до обращения, будучи жрецом, он применил и в христианстве. Несомненно, что таким же путем глоссолалия была перенесена и в Коринфскую церковь из храма Дельфа. Потому-то ее и не считали явлением христианским.

И вот, поскольку в день Пятидесятницы в доме Корнилия и в Ефесе языки были понятными, а непонятные "незнакомые" появились только в Коринфской церкви, то из этого мы утверждаем, что современная непонятная глоссолалия берет свое начало не от Пятидесятницы, не из дома Корнилия, не из Ефеса, а из Коринфской церкви, которая была в то время единственной, где открыто проявлялись непонятные "незнакомые языки". Несомненно, что и монтанисты продолжали коринфскую традицию; оснований для этого достаточно. И, несмотря на то, что эта пагубная ересь в 235 году была осуждена Синодом в Иконии, а потом в 381 году Константинопольским собором, она все же просуществовала до пятого столетия, пока угасла окончательно.18 Следовательно, глоссолалия и коринфская, и у монтанистов была происхождения не Божественного, не христианского, а ЯЗЫЧЕСКОГО.

Кстати, у нас сейчас под руками солидная статья С. В. Белоусова, редактора журнала "Баптист" 20-х годов. В ней имеется следующее:

"Учение пятидесятников не ново; оно тождественно с учением хлыстов и малеванцев. Свое начало оно берет, по-видимому, от ЯЗЫЧНИКОВ. Наряду с христианством, язычество тянется до наших дней".19 И еще: "Вообще трясунство (пятидесятничество) известно не более сорока лет. Оно АВСТРАЛИЙСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ; оттуда перенесено в Германию и другие страны. В Россию занесено через Финляндию американцем Бартельманом и норвежцем Шмидтом".20 И поскольку в Австралии в те времена процветало язычество, то исследователи и заключают, что трясунство и его языки - хотя и с христианской окраской - в своей сущности языческие по происхождению. Да и плоды их не христианские, а языческие. Но об этом скажем ниже, а особенно во второй части.

Вспышки такой языческой глоссолалии в христианской окраске в истории христианства, хотя и не часто, но проявлялись, и сведения об этом мы приведем из книги Н. Салона-Астахова, этого выдающегося знатока истории вообще.

Во времена реформации между 1517-1648 годами в Германии появилась секта, члены которой ГОВОРИЛИ "ЯЗЫКАМИ" и совершали "исцеления". Это движение отличалось крайней безнравственностью. Фанатики бродили по лесам совершенно нагие. Среди них свободно практиковалось многоженство".21

Приблизительно в 1650 году появились "французские пророки". Они претендовали на апостольские дары и "говорили ЯЗЫКАМИ". В их среде царил дикий беспорядок. С пеной, струящейся изо рта, они катались по полу во время довольно длительных припадков "святого смеха". Члены этой секты утверждали, что 15-месячные дети получали "духа" и пророчествовали. Это движение отмечено также повальным развратом. Места сборищ этих сектантов были известны, как дома публичного разврата. Можно ли допустить, чтобы все перечисленные факты имели хоть какую-то связь с Духом Святым? Не кощунство ли это на Духа Святого? Не на лицо ли здесь деятельность духов тьмы - демонов? А ведь все эти секты утверждали, что имеют дары Духа Святого и крещены Им".22

Разве не говорят приведенные исторические факты, что эти вспышки глоссолалии, как и сама она, были именно ЯЗЫЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ, действовали демоническими силами, хотя и в христианской окраске? Вот как сатана приходит в виде "ангела света" (2 Кор. 11:14).

Кстати, послушаем определение д-ра X. У. Парнелла: "Мы видим, что современное говорение языками - это не то же самое явление, которое произошло в день Пятидесятницы, когда был разрушен языковой барьер, но Коринфское переживание было обычным проявлением ЭКСТАТИЧЕСКОГО ВДОХНОВЕНИЯ В НЕЗНАКОМЫХ ЯЗЫКАХ, а не говорением на известном языке".23

Экстаз, а не действие Духа Святого был источником незнакомых языков, как в Коринфской церкви, так и у монтанистов, да и у всех, у кого "языкоговорение" проявилось в прошлом и теперь проявляется. И вот, в тридцатые годы 19-го столетия в Англии и Шотландии рождается и довольно быстро развивается так называемая Новоапостольская церковь.

Ее основатели Ирвинг и Кемпбелл проповедовали о необходимости "Новой Пятидесятницы" и ее даров. В результате особых молитв в этой церкви появились "иные языки", "исцеления" и "пророчества", которые к истинным дарам Пятидесятницы отнести было просто невозможно.24 Но эти бедные люди радовались и тому, потому что о настоящих проявлениях Духа Святого они были просто в неведении.25

Но такое положение существовало испокон веков. Так, еще в 1-ом веке коринфяне в изобилии имели незнакомые языки, а о дарах духовных, настоящих, были в НЕВЕДЕНИИ (1 Кор. 12:1). Народная мудрость гласит: "Кто новины не видел, тот и ветоши рад". Так получалось и с этими бедными людьми. В Коринфской церкви было также 12 апостолов. Но, конечно, с Апостолами Христовыми у них ничего общего не было. Безусловно, что и это было результатом того же неведения.

В двадцатых годах того же 19-го столетия родилась еще одна "церковь", именуемая "Церковь Иисуса Христа святых последних дней". Название - куда громче, но состояние - совершенно противоположное. И в этой церкви непонятных языков было предостаточно, но характер ее был языческий.26 В данном движении наблюдается смесь христианства с многобожием. А многобожие - это и есть язычество со своей низкой моралью, существующее испокон веков.

Сделав довольно пространный обзор предыстории более далекой и более близкий, мы подходим к самой истории современного пятидесятничества. Если обобщить все изложенные нами исторические факты, то, прежде всего, видим, что глоссолалия, как более древняя, так и более близкая, по сути одного происхождения - языческого. Разница если и встречается, то только в окраске, а основная сущность одинаковая, и этого доказывать не требуется. Факты, изложенные выше, говорят сами о себе; не видеть этого может лишь тот, кто не хочет, кто ни во что не вникает.

Но возникает вопрос: "Почему же люди так стремились к этому говорению (глоссолалии)? Разве они не хотели сами для себя лучшего?" На это можно ответить только таким примером: если вода всегда устремляется туда, где ниже и занимает постоянно такие места, то душа человеческая всегда устремлялась туда, где выше, к лучшему и более высокому. Не секрет, что и плоть, которая постоянно рвется к самовозвышению, тоже в этом помогала не меньше, чтобы возвыситься, чем-то блеснуть. Это факт. Таковы закономерности вообще. С одной стороны это хорошо, потому что если человек находится под Божьим водительством. Бог ведет его не к низшему, а к высшему. Но, к сожалению, пользуясь свободной волей, свободой выбора, люди в поисках высшего при искушении диавола, попадают в низшее. Ева с Адамом, поверив змею больше, чем Богу с целью достижения высшего положения - стать как боги - по сути, упали так низко, что потеряли и то, что имели. И таких примеров в Библии много.

Так в свое время коринфские верующие, монтанисты, мормоны, ирвингианцы и другие, перечисленные нами выше, достигая языков, хотели достичь даров Пятидесятницы, но... увы! Вместо высшего получалось низшее: они получали языческую глоссолалию лишь в христианской окраске; вместо настоящего пророчества-лжепророчество; вместо крещения Духом Святым - обман чувств и заблуждение. Вся история глоссолалии от седой древности и до 20-го столетия, до зарождения современного пятидесятничества - все это глоссолалия языческого происхождения. В том числе и коринфская, как об этом уже не раз сказано выше. Если в древности, при Платоне, ее считали "диалектом" (говором) демонов, то позже стали считать "языком богов". А когда ее занесли в Коринфскую церковь, а после и в монтанизм, то тут ее стали считать языком Духа Святого. Однако, как бы ее ни именовали, какими бы способами ни достигали, она была, есть и остается глоссолалией, и природа ее остается та же, что и в далеком и близком прошлом - ЯЗЫЧЕСКАЯ.

Но такой вывод для имеющих глоссолалию не убедителен. Обычно в порядке возражения они говорят: "Если я просил этого дара у Господа, то разве Он может вместо просимого хлеба подать мне камень?" Такое слышится постоянно и повсеместно. На такое возражение Освальд Смит, проповедник мировой известности, отвечает таким примером: "Вторая опасность - действовать, искать, но слепо, не думая и не остерегаясь ошибок, а это может привести к печальным результатам ... Вы не должны принимать так, как принимает воду ДОЖДЕВАЯ БОЧКА. Дождевая бочка пассивна. Она принимает в себя одинаково все, что в нее попадает. Если вы будете ждать и искать, если будете получать таким образом, ТО МОЖЕТЕ БЫТЬ ЖЕСТОКО ОБМАНУТЫ, ибо сатана всегда готов подражать делу Божиему и даст вам ЛОЖНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ. О нет, возлюбленные! НЕ УПОДОБЛЯЙТЕСЬ ТАКИМ ДОЖДЕВЫМ БОЧКАМ".27 Далее этот же проповедник пишет: "Если просимое вами Бог вам не дает, то это не значит, что вам ложного не даст другой".28

Конечно, апостолов, говоривших языками, понятными чужестранцам, домочадцам Корнилия и верующим в Ефесе, таким дождевым бочкам уподобить нельзя. Полученные от Бога языки понимали и они сами, и слушающие их. Если бы такие языки Бог продолжал давать, то кто бы посмел возражать против них? Но, когда такие понятные языки по слову - "ЯЗЫКИ УМОЛКНУТ..."(1 Кор. 13:8) - УМОЛКЛИ, а несогласные с этим любыми путями и методами продолжали достигать их, то, конечно, достигали, но каких? Этому хорошо помогали и языческие жрецы, обращенные в христианство, вроде Монтана и др. Языки заговорили снова, но не языки, а глоссолалия, чем-то похожая на языки. Но разве людям, пристрастным к таким языкам, было не все равно? Если Адама и Еву "на повышение" Бог не поднимал, то нашелся другой, который, обещая поднять, по сути, толкнул вниз. Так и с языками: если настоящие по определению Божьему к тому времени и впредь умолкли, и Бог их уже никому не давал, то нашелся другой, который в этом не отказывал ни христианам, ни не христианам, ни язычникам, - ни вообще никому.

Вот такова предыстория глоссолалии, а, следовательно, и пятидесятничества, к очеркам о котором мы переходим.

Но, к сожалению, по причине недостаточности информации в нашей христианской литературе (видимо, потому что этому мало кто придавал должное значение), нам придется некоторые данные позаимствовать у неверующих исследователей, если в их достоверности нет основания сомневаться. Притом, сами эти исследователи приводят большинство таких сведений, ссылаясь на наши христианские журналы того времени, или на некоторые наблюдения за ходом самих исторических событий. И если неверующие исследователи черпали сведения у нас, то почему же нам нужное не почерпнуть у них? Главное не в том, откуда почерпнуто, а в том, чтобы оно соответствовало историческим фактам, действительности. А вообще в данном направлении эти исследователи поработали, видимо, даже больше, чем наши, поскольку за пятидесятническим движением они также наблюдали довольно внимательно.

Да и теперь, если бы мы не занимались "Очерками", то подобные очерки все равно будут написаны или неверующими, или самими пятидесятниками. Важно не это, а то, как они будут написаны. События ведь не останутся без написания истории. Вот почему этим трудом занимаемся и мы. Но только жаль, что мы в какой-то мере опоздали, и некоторые факты уточнить стало труд нее. Мы верим, что с Божией помощью сделаем, что сможем. А потомки наши, если им придется еще жить, всем этим хорошо воспользуются, как пользуемся мы теперь тем, над чем потрудились наши предшественники.

 

3. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСТВА В МИРЕ

Поскольку пятидесятничество зародилось не в нашей стране, а пришло из-за рубежа, то нам необходимо проследить его начало и место возникновения. И если оно, как таковое, очень различно, то это говорит о том, что единого начала данное учение не имело и иметь не могло. Одним словом, единого "Адама-родоначальника" оно не имеет, как не имеет его, например, харизматическое движение на Западе, о котором мы поговорим особо.

Но все же, большинство исследователей вопроса о пятидесятничестве сходятся к тому, что место и время его возникновения - США, исход 19-го и начало 20-го столетия. Притом, оно не "упало сверху", мгновенно, а, по сути, вобрав в себя идеи, стремления и действия своих предшественников, к этому времени лишь сформировалось, как своеобразное движение, стремящееся возродить якобы забытую Пятидесятницу с ее дарами. К числу таких предшественников относятся мормоны, квакеры, духоборы, "церковь святых" и особенно ирвингианцы, о которых мы говорили выше. Понимания и действия их были очень различны, но основа приблизительно единая - идея возрождения Пятидесятницы и апостольских даров в том виде, кто как их понимал.

Прямое подтверждение сказанного о таких предшественниках мы находим и в других письменных источниках, в частности в труде Ю. Терещенко, где он пишет: "Пятидесятничество находится в ГЕНЕТИЧЕСКОЙ (наследственной) связи не только с "движением святости" ("церковь святых"), но и с вероучением квакеров, прыгунов, духоборов, которые, спасаясь от преследований, почти целыми общинами переселялись в США и Канаду, где их уже никто не беспокоил".

Однако установлено и много раз проверено, что НЕТ СЛЕДСТВИЯ БЕЗ ПРИЧИНЫ, ПОРОДИВШЕЙ ЕГО. Так получилось и при возникновении пятидесятничества. А причина такая: различные ветви протестантского направления, такие как менониты, пресвитериане, методисты и значительная часть баптистов, которые в своем первоначальном положении стояли на должной духовной высоте, со временем стали опускаться на низменность формального и обрядового образа жизни в вере и служении Богу. Буква стала вытеснять дух; живое служение Богу постепенно превращалось в традицию.

Все больше и больше наблюдалось омертвение, общий спад или состояние "ни холоден, ни горяч". Некоторую часть равнодушных христиан это устраивало; значительная же часть тосковала о живом и настоящем служении Богу. Но выхода из создавшегося положения не было видно. Традиция поглотила саму жизнь. Поскольку люди в своем духовном складе вообще не одинаковы, то из среды таких ревнителей выделялись особые ревнители - "ревнители чересчур" - искавшие острых ощущений и переживаний, желающие чего-то необычного, сверхъестественного, бурного... С одной стороны, это была ревность благочестивая, а с другой - "ревность не по рассуждению". А к этому непременно приплеталось и чисто плотское стремление превзойти других, блеснуть собой; однако под предлогом "достичь совершенства", в котором духовное и плотское идут вперемешку. Такие настроения побуждали отдельных ревнителей объединяться в особые группы, где они совершали особые моления, часто выходящие за пределы благопристойности: о "новом излиянии Духа Святого и Его силы". Такие молитвы обычно сопровождались изнурительными постами, непомерным нервно-психическим перенапряжением и даже самоистязанием.

Хотя Новоапостольская церковь, основанная Ирвингом и Кемпбеялом, со своими языками и пророчествами, существовала и в Европе, и в самой Америке, расширяя свои пределы,29 "ревнителей чересчур" это не устраивало. Они искали чего-то большего, и в результате "нашли"... Так в штате Теннеси, США, в 1896 году, в "святой церкви", возглавляемой проповедниками Р. Спелингом и В. Бриантом в результате долгих и страстных молитв верующие получили "дар Святого Духа" и заговорили "иноязыками". Это было воспринято, как "божественное чудо Пятидесятницы",30 и весть об этом стала быстро распространяться по другим штатам Америки.

Однако и эта новинка почему-то не всем "ревнителям" пришлась по душе; они не стремились воспользоваться готовым достигнутым, а продолжали искать и достигать большего. В это время в основных церквях евангельского направления (баптистов, методистов и подобных) пошла волна пробуждения от формального и традиционного к живому служению Богу. Восстала целая плеяда высоко духовных и одаренных проповедников, таких как Чарльз Финней, Дуайт Муди, Рубен Торрей, Чарльз Инвуд, Пенн Луис, Эван Роберте, Эрнст Модерзон, Фредерик Мейер и наш И. В. Каргель, проповедовавших об "освящении" и "крещении Духом Святым" как явлении особом, отличном от "возрождения".31 Цель этих проповедников, разумеется, заключалась в том, чтобы такими проповедями поднимать верующих людей из состояния формальной обрядности и духовного омертвения на уровень настоящей духовной жизни, жизни в Духе Святом.

Несомненно, что в то время многие верующие, правильно поняв эти проповеди, действительно пробуждались и поднимались на более высокий уровень духовного состояния, действительного освящения, настоящей жизни во Христе, в Духе Святом. Проповеди в силе Духа Святого вызывали общий подъем в среде верующих и большие пробуждения грешников, такие как в Уэльсе и других местах.

Но... если при обильном дожде хорошо растут полезные растения, то рядом же непременно растет и сорная трава. Точно так же получилось и в те времена на ниве Божией. Если одни получали обильные благословения от Господа и несли их другим, жаждущим спасения и настоящей жизни во Христе, то находились и такие, кому этого было мало, и они искали еще большего, как себе это представляли.

В числе таких искателей "истинного крещения Духом Святым" оказался пастор небольшой методистской общины в Лос-Анджелесе (штат Калифорния, США) негр Сеймур. Эта община состояла из белых и черных членов, отличающихся повышенной восприимчивостью и впечатлительностью. Каждый день Сеймур вместе со своей общиной страстно молился о "крещении Духом Святым" (несомненно, в такой форме, как сам понимал), а результатом таких молитв было то, что в апреле 1906 года в общине группа верующих заговорила непонятными языками.

Конечно, это было не начало, а просто продолжение того, что произошло в "святой церкви" штата Теннеси 10 лет назад, в 1896 году. Если оно было и не точно таким, то в лучшем случае - подражанием тому.

Из Лос-Анджелеса явление говорения непонятными языками переносилось и в другие места США, главным образом в среду методистов и баптистов. Впоследствии оно было перенесено в Европу, в Норвегию и Швецию, но подробнее об этом скажем ниже.

Однако такие авторитетные исследователи вопроса о пятидесятничестве, как д-р X. У. Парнелл,32 Иван Барчук33 и И. С. Силич34 утверждают, что "отцом современного пятидесятничества считается Чарльз Ф. Пархам, проживавший в городе Топика, штат Техас, США, заговоривший непонятными языками зимой в 1900 году. Пархам и его приверженцы объявляли всех, кто такими языками не говорил, соблюдающими "неполное" Евангелие. Эту же версию позднее распространял и Воронаев и все пятидесятники за самым малым исключением, но об этом потом.

Но вот одна весьма важная деталь: за языки и за "полное" Евангелие Пархам ратовал весьма рьяно. Но его духовная жизнь была настолько низкой, что он даже был изгнан властями своего штата, - но не за учение, а... за распутство и другие злодеяния.35 Как мог Пархам совмещать это с Евангелием "полным", просто непонятно. Видимо по этой же причине издатели нашего журнала "Братский вестник" выдвигают на первое место не Пархама, а Сеймура, который хотя и позднее заговорил языками, зато вел более пристойный образ жизни.

А вообще в этом отношении Пархам не единственный в своем роде. Так в 1918 году Эйми С. Макферсон основала "Международную церковь истинного Евангелия". По свидетельству американских авторов эта основательница отличалась крайне нравственной распущенностью и необузданностью характера, побывав трижды замужем, разумеется, при живых мужьях. Однако эти нравственные качества не мешали ей вести проповедь в "духе истинного Евангелия", которое якобы только она одна сумела постичь с помощью "божественного откровения".36 Не кощунство ли это над Евангелием вообще?

"Не обошлось без подобного и на Украине", - пишет И. Барчук. Почти одновременно появились два "пархама" - это вышеупомянутые нами пресловутый изувер Мурашко и ужасный развратник Момонтюк. Надо добавить, что оба "деятеля" были в духе антихриста, потому что Мурашко называл себя "отцом Сиона" и имел 12 апостолов, подобных "хиппи", и чужую жену, которую называл "Матерью Сиона". А Момонтюк называл себя "Христом", имея тоже двенадцать, но не апостолов, а апостолок, называя их "духовными женами", живя с ними по плотскому.37

Мы несколько отвлеклись. Но для более объективного изучения истоков пятидесятничества, не касаться этого просто нельзя. Чтобы лучше узнать учение новоявленных "учителей", надо показать их плоды, чтобы "ПО ПЛОДАМ ИХ УЗНАТЬ ИХ" (Матф. 7:15-16).

А вообще исследователи заявляют, что точную дату возникновения современного пятидесятничества в виду его разновидности и разноречивости, установить просто невозможно, и потому принято считать началом рубеж, разделяющий девятнадцатое и двадцатое столетия.

Далее

К Оглавлению / К Сноскам

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки