ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСТВА

Глава 2

Начало пятидесятничества в России, Закавказье, Украине

 

4. ПРОНИКНОВЕНИЕ ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСТВА В ЕВРОПУ, РОССИЮ И УКРАИНУ

В нашу страну пятидесятничество проникло не фазу. В 1906 году норвежский методистский пастор Томас Баррат привез это учение из Нью-Йорка (США) в Норвегию, а шведский баптистский проповедник Леви Петрус, став пятидесятником, в 1907 году положил начало этому учению в Швеции. В этом же 1907 году Т. Баррат, будучи приглашен в Англию, положил начало пятидесятничеству в Англии. Также в 1907 году пятидесятничество достигло Германии и Швейцарии. Затем других стран Европы, пока в 1921 году было завезено из США через Болгарию в нашу страну русским эмигрантом И. В. Воронае-вым, возвратившимся из США.38

Хотя Воронаева принято считать основателем пятидесятничества в нашей стране, но если говорить подробнее, то фактически это не так. Воронаева лет на восемь опередили другие. Но кто и когда это сделал?

В ноябре 1912 года в Хельсинки (Финляндия) начал свою открытую проповедь пятидесятничества тот же Т. Баррат, ранее привезший это учение в Норвегию в 1906 году. Из Хельсинки Баррат направился в Выборг, но его опередил миссионер Уршан, прибывший в Выборг из США в 1911 году, и путем раскола общины Евангельских Христиан создавший общину пятидесятников. В эту общину входили и русские проповедники, проживавшие тогда в Выборге Н. П. Смородин и А. И. Иванов. Они то и стали первыми миссионерами пятидесятничества в России. Вскоре Смородин, рукоположенный Уршаном в пресвитеры, вместе с Ивановым и некоторыми другими приехали в Петербург, где развернули работу по насаждению пятидесятничества.

Так в 1913 году в Петербурге возникла первая в России община пятидесятников, именовавшаяся "евангельские христиане в духе апостолов", которых обычно называли "смородинцами". Развернув свою деятельность по Новгородской, Витебской, Вятской и Московской губерниям, они в 1914 году устремились на Закавказье, избрав главным образом город Тифлис (Тбилиси). Эти сведения мы извлекаем в основном из книг А. Т. Москаленко, стр. 37-42 и В. Е. Солдатенко, стр. 8 одинакового наименования "Пятидесятники". Точно такие же сведения содержатся в книге верующего англичанина, историка Вильгельма Кале "Евангельские христиане в России и в Советском Союзе", стр. 244-245. Но поскольку он делает беглый обзор событий, не давая конкретных данных, то для лучшей ясности мы пользуемся сведениями из вышеуказанных книг, в которых исторические данные и факты изложены вполне правдиво и беспристрастно. Точно такая же информация содержится также в книге исследователя Ф. Федоренко "Секты, их вера и дела". Во всех этих книгах существенных расхождений нет, а потому нет основания не доверять им. Но продолжим:

"Ветвь пятидесятничества, насаждаемая Смородиным и Ивановым от ветви, насаждаемой Воронаевым, значительно отличалась тем, что "смородинцы", как их стали называть в простонародье, отрицая триединого Бога, верили в Единого Бога - Иисуса Христа. Во Христе, по их мнению, воплощается Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Из-за этого их еще называли "единственниками".39

По этому поводу брат Г. Ф. Таран из Ленинграда писал: "Это учение было завезено Смородиным и Ивановым, и в начале они основались в Великих Луках. По приезду семьи Шатровых в Ленинград, они осторожно начали обрабатывать крещенных во имя Отца, Сына и Святого Духа и повторяли потом крещение (перекрещивали) во имя Господа Иисуса. Учение "смородинцев" отвергает Святую Троицу, а предлагает искаженные понятия ряда мест Священного Писания, утверждая, что один Бог, видоизменяющийся: в одном случае Он - Отец, в другом случае Он - Сын. В этой секте тоже увлекаются говорением "незнакомыми языками", а Святой Дух у них не Личность, а просто сила, проявляющаяся в языках".40

Такую же версию излагает и П. К. Шатров, возглавляющий течение пятидесятников-единственников (видимо из потомства Шатровых, упомянутых выше), в своей брошюре "Истина", появившейся сравнительно недавно. Название брошюры, конечно, громкое, но содержится ли в ней действительная истина, покажу отрывки, которые мы приведем из нее.

Хитровато манипулируя некоторыми местами из Евангелия и искусно искажая их истинный смысл, Шатров силится доказать совершенно недоказуемое, что якобы в момент крещения Иисуса Христа в Иордане и Сам Христос, и Дух Святой в виде голубя спускавшийся на Него, и Отец, говоривший голосом с неба: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Матф. 3:16-17) - все это якобы было действие не Божественной Троицы - Отца, Сына и Духа Святого, а одной личности - Иисуса.41

Но как же можно это вместить? Неужели мог Иисус Христос одновременно говорить Сам о Себе: "Се (это) Сын Мой"; и Духа Божия принимать, спускавшегося на Него, и молиться в этот момент к Отцу, если Он (Христос) Сам же Отец? Если выше приведено, будто Он один Бог, лишь видоизменяющийся: в одном случае Он - Отец, в другом случае Он - Сын, то здесь изложено еще мудрее: Христос якобы действовал одновременно и как Отец, и как Сын, и... как Дух Святой! Можно ли, рассуждая хоть чуть-чуть логически допускать такую несуразность?

Но больше того! Шатров продолжает: "Римский император Константин созвал епископов разрешить большой спор о природе (характере) Христа. На этом соборе в 325 году (Никейский собор) сформулировали Никейское вероисповедание. Оттуда пришло в наследство и нам "Учение о Троице". К сожалению, этот документ не старается разъяснить природу (характер) Иисуса, а только вводит читателя в заблуждение. Там находятся противоречия, и содержание не согласовано с Библией".42

Вот здорово! Символ веры или вероисповедание, сформулированное Никейским Собором, воспринято всеми христианскими течениями, в том числе и нашим Братством. А Шатрову он не пришелся по душе, и он отваживается назвать его "вводящим в заблуждение". Не дерзко ли это?

Однако в этом ничего загадочного нет. Символ веры, выработанный Никейским собором, нанес решительный удар по безбожному арианству, которое низводило Иисуса Христа на низменность, хотя и мудрого, но все же обыкновенного человека, не считая Его истинным Богом, Богом Сыном. Зато "единственники" вроде и возвышают Иисуса Христа высоко, но за счет того, что объединяют в одну Личность и Личность Отца, и Личность Христа. Получается, Личность Иисуса Христа возвышают, а Личность Бога Отца сводят на нет. В общем, снова арианство, но только наоборот: те унижали Бога Сына, Иисуса Христа, а эти унижают Бога Отца. А еще осуждают Никейский Собор 325 года, что "оттуда и нам пришло это наследство - "учение о Троице". Дескать, это учение заводит в заблуждение, а они то, единственники, стремятся из этого "заблуждения" вывести...

Да не осудят нас читатели за то, что мы занимаем страницы этими подробностями. Но если этим не заниматься, то, как же можно показать настоящее лицо пятидесятнического лжеучения, проникшего к нам из Финляндии, с севера, опередив Воронаевское лжеучение, проникшее с юга, с Одессы лет на восемь позже. Таков исторический ход событий. Итак, мы продвинулись далеко вперед, даже до наших дней. Но давайте вернемся назад и посмотрим, как это учение, достигнув Закавказья, распространялось и действовало там?

 

5. ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСТВО В ЗАКАВКАЗЬЕ

Сведения о том, как проникло пятидесятничество в Закавказье и другие места России, мы можем извлечь из журнальных статей, написанных выдающимися работниками нашего Братства того времени. Но прежде сделаем оговорку, что авторы этих статей и другие тогда называли пятидесятничество большей частью "трясунством", а самих пятидесятников - "трясунами". Это было не случайно. Поводом тому служило, во-первых, то, что все действия произвольно называвших себя "пятидесятниками", не имели с апостольской Пятидесятницей абсолютно ничего общего. А второе то, что все последователи этого лжеучения имели обычай, или даже манеру, во время пения и особенно молитвы, трястись всем телом, что со стороны имело довольно неприятный вид. Именно поэтому выдающийся деятель нашего Братства того времени С. В. Белоусов писал: "Трясуны именуют себя пятидесятниками, но мы умышленно не упоминаем это наименование, ибо оно к ним совершенно не подходит. Это чистое хлыстовство. Мы предлагаем братьям воздерживаться от применения к ним наименования "пятидесятников".43 Попутно скажем, что такая же тряска тела практиковалась и у русских хлыстов - потомков духоборов, у английских и американских квакеров. Даже само слово "квакеры" означает "трясущиеся, дрожащие".44 Манера трястись не новая. В России у упомянутых выше хлыстов она практиковалась на протяжении лет 260 до проникновения пятидесятничества-трясунства, и примерно столько же лет у квакеров. Вот ее по традиции и подхватило пятидесятничество как Смородинского, так и Воронаевского толка. Таково происхождение этого нелестного наименования. И если мы при необходимости будем употреблять данный термин по мере его употребления в источниках, из которых мы берем сведения и цитаты, то пусть это никого не смущает.

Итак, о насаждении пятидесятничества в Закавказье вышеупомянутый С. В. Белоусов излагает следующее: "Впервые трясунство появилось в 1914 году в городе Тифлисе. Два проповедника с удостоверениями, скрепленными подписью И. С. Проханова, были допущены к проповеди руководящим общиной А. Е. Леушкиным. После первых проповедей Леушкин заметил нечто ненормальное. А когда в личной беседе Масяов оскорбил Леушкина, то для выяснения Леушкин запросил Проханова о приезжих, имеющих удостоверения с его подписью.

И. С. Проханов ответил, что Маслов и Степанов трясуны-хлысты. После сего община решила не допускать их до проповеди в собраниях. После такого постановления Маслов и Степанов покинули Тифлис. На смену им в Тифлис приехали в начале Смородин и Иванов, а затем Герасимов и Прохоров, которым удалось увлечь известную А. И. Капранову, в квартире которой происходили трясунские "радения" (собрания для получения непонятных языков и пр.)

Когда трясунскому проповеднику удается завладеть вниманием и душами слушателей, он начинает внушать, что они, состоя членами общины баптистов или евангелистов, не имеют Духа, а потому дело спасения их душ совершено наполовину, и им угрожает вечная погибель. Затем предлагает слушающим сейчас же просить силу Святого Духа.

"Но это, - говорит он, - не дается легко, нужно с плачем просить о сем у Господа". Присутствующие падают на колени, начинается плач, а проповедник диктует: "Просите громче, неотступно". Поднимается крик: "Дай, дай!".

Слабонервные не выдерживают, распростершись на полу, начинают передергиваться всем телом. Такие исступленные молитвы длятся часами и приводят участников в полное изнеможение, появляется пена во рту. Проповедник объясняет появление пены у рта и дерганые телодвижения, как борьбу с нечистым духом...

После сего проповедник-трясун бесцеремонно дует в рот, предлагая получить силу Святого Духа...

И вот начинается разговор на непонятном языке, вроде: "гам", "гам", "гам", "рув","рув"...

"Сектанты представляют Святого Духа под образом дыхания, проникающего через дыхательные пути, поэтому в собраниях начинают втягивать в себя воздух, ловить ртом Святого Духа..."45

Со временем трясунство появилось в городе Батуми, одновременно показывая также свои плоды. Автор продолжает об этом:

"Братья из Батуми уведомили Тифлисскую общину о появившейся некоей, именующей себя сестрой Ирой. Допустили ее к проповеди. Часть членов поддержала приезжую проповедницу, а другие были против. Выезжала она в Сухуми, а потом снова возвратилась в Батуми и привезла с собой красноармейцев...

После некоторых вопросов и ответов Ира была уличена в хлыстовстве и отступничестве. Например, заявила громогласно, что она не женщина, а мужчина, что в ней находится дух пророка Иеремии. Сомневающихся просила удостовериться. После собрания, как свидетельствуют братья, она целовала всех без разбора, причем, как говорят, взасос и непременно грудь к груди.

Далее Ира предлагала всем братьям и сестрам составить совместную жизнь и начать жить "как ангелы", ссылаясь на слова Христа: "Кто оставит ради Меня жену, мужа и детей, тот получит во сто крат..."

И далее: "Пресвитер В., увлеченный трясунством, одно время начал неудержимо смеяться, иные на собрании начали давиться и икать. Ира объясняла это муками рождения от Святого Духа. Падение на пол, пена изо рта, языки с возгласами по-собачьи, по куриному: все это имело место в Батуми". Благо, что у трясунов нет никаких правил приема и отлучения. Валяйся по полу, болтай, что придет на ум, ругай всех, не трясущихся - вот ты и член общины трясунов...

Смородин и Иванов всю свою работу направляли к тому, чтобы слушающие тряслись, падали на пол и получали силу совершать чудеса. Герасимов и Прохоров явно отвергали Слово Божие, пытаясь вызвать языки. Когда таковые появлялись в виде болтовни, они толковали произносимое. Между этими группами не было согласия; каждая работала самостоятельно. Один из их проповедников Герасимов, во время своей деятельности в Тифлисе дошел до того, что отверг авторитет Священного Писания в делах веры, а также загробную жизнь, за что и был отлучен...

Тряска во время молитвы и другие, часто непристойные телодвижения у трясунов, не оправдываются ни единым словом Евангелия".46

В отношении тряски уместно привести историю из недавнего прошлого - 1963 года. Епископ пятидесятников Петр Турлак из с. Дмитровка Одесской области, посетив некоторые общины пятидесятников по Украине (в основном регистрированные), по возвращении в свою общину сказал, что трястись во время молитвы и пения не обязательно, что можно, да и нужно молиться без этого.

И если до того во время молитвы тряслись все поголовно и говорили, что это делается силою не своею, а Божиею, и удержаться от этого невозможно, то с того вечера, после объяснения пастора, трястись все перестали и никакая сила их уже не сотрясала. Но интересно, какая же сила сотрясала их до этого, и почему они не могли ей противостоять?

А теперь мы приведем сведения, извлеченные из журнальной статьи серьезного исследователя Атанаса, рассказывающие о действиях Смородина и его приверженцев в годы, еще до появления Воронаева в России. Но, поскольку в данной статье приводятся некоторые факты, описанные и в статье С. В. Белоусова, а мы их уже изложили, то повторять не станем, а извлечем то, чего еще у нас нет.

"Надо знать, что учение трясунства, появившееся в России в конце 1913 года, очень сродно учению ПРЫГУНОВ-ХЛЫСТОВ. Трясунами они названы потому, что во время своего богослужения СОДРОГАЮТСЯ, ТРЯСУТСЯ, впадая в СТРАШНЫЕ КОНВУЛЬСИИ. Сами же себя они называют пятидесятниками ... Вообще трясунство известно не более сорока лет. ОНО АВСТРАЛИЙСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ".47

Но каково же было подлинное лицо так называемых пятидесятников? Вот пример далеко не единственный: "Рябоконевская община Евангельских христиан Одесской области сообщала:

"В августе 1924 года в нашу общину прибыли с Кавказа двое духоборов-трясунов и начали проповедовать крещение Святым Духом, а также отвергать брак верующих, называя его СОРОМ (хламом) жизни. Никакие увещания не могли остановить проповедников ереси. Наши братья подвергались уговорам продавать свое имущество, выходить из общины и вступать в их "обитель", находившуюся близи Симферополя в Крыму. В этой обители устанавливалось полное равенство членов; и в отношении полов проповедовалось: "Долой стыд..." Некоторые из наших верующих были прельщены ересью, продали свое имущество и отправились в "Крымскую обитель", но того, о чем им рассказывали, не нашли и остались ни с чем...

Кому приходилось поближе познакомиться с хлыстами, тот знает, к чему клонится их проповедь об "ангельской жизни" в связи с "долой стыд". Признавать, чтобы проповедники разврата могли иметь от Бога духовные дары, это ВЕРХ БЕЗУМИЯ".48 К тому же самому склоняла и некая Ира, о которой мы говорили выше.

Но не лучше выглядели и те, кто был рангом повыше. Это было еще поначалу еретического движения. Атанас описывает и такое событие:

"9 сентября 1914 года во время молитвы в собрании одна женщина неестественно кричала. К ней подошел Смородин и сказал: "Аминь, аминь, аминь". Но она не утихала. Тогда он заявил, что ее молитва не от Бога, а от ЗЛОГО ДУХА... В это время выступил один человек и сказал, что сам Смородин от злого духа и начал обличать его в неблаговидных поступках. На помощь Смородину поднялся Прохоров49 и со сжатыми кулаками приказывал обличителю замолчать и уходить вон. Поднялся большой шум. Смородин предложил голосовать, кто за него и кто против него? И обличитель удалился...

Трясуны и сами сознают, что их учение и жизнь противоречат Священному Писанию. А потому высказываются, что живут не по букве, а по духу, и ненормальность их поступков нужна для какого-то предзнаменования..."50

Но так рассуждали многие из пятидесятников и в прошлом и теперь. Так, "знаменитая" Соломия в Измаиле до последнего кощунственно утверждала, что для "водимых духом" Евангелие то же, что "соленый огурец на Пасху..." Таковые водятся непосредственно духом, и обличать их Евангельскими заповедями не надо. Евангелие - это буква, а они "водимы духом"...

То же самое описывает и Атанас. "Знаменательно то, что трясунские пророки, как и родственные им хлысты, для привлечения людей в свою секту показывают себя верящими всему Писанию. Когда же заметят, что новичок доверился им, тогда говорят, что Писание при переписях изменялось, переделывалось, и вообще оно есть буква, которая убивает, а верить надо по духу, который животворит. А потому Библию надо отбросить, как "ненужную ветошь", а руководствоваться только тем, что говорится их пророками".51 Но так рассуждая можно зайти (и заходят) далеко.

 

6. ОСОБЕННОСТИ ПЯТИДЕСЯТНИКОВ-ЕДИНСТВЕННИКОВ

Разумеется, что у любого течения имеются свои особенности, которыми оно и определяется как самостоятельное течение. А потому и у пятидесятников-единственников смородинского направления, имеются отличия. Особенно выделяется отрицание ими триединства Бога и перекрещивание. Они крестят только во имя Иисуса Христа всех подряд, в том числе и тех, кто крещен взрослым по вере, по заповеди Иисуса Христа "во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Матф. 28:19).

Во втором разделе этой главы мы достаточно касались вопроса триединства Бога, а на вопросе перекрещивания всех, попадающих к ним, мы немного остановимся. Существовало ли оно до Уршана (или Уршата), миссионера-сирийца, ничего не известно, но всех сподвижников Смородина (в том числе и самого Смородина) в количестве 64 человек перекрестил Уршан, кстати сам до этого не будучи перекрещен. При крещении произошел довольно комический факт. Посчитав недействительным крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа, Уршан попросил кого-то из своих приверженцев, разумеется тоже крещенных лишь в это крещение, перекрестить его "во имя Иисуса Христа". И когда это кощунственное крещение было совершено, он начал перекрещивание "во имя Иисуса Христа". Так был перекрещен Смородин и с ним 64 человека. Так вошла эта ересь в церкви пятидесятников-единственников смородинского толка, ставящая ни во что святую заповедь Иисуса Христа о крещении по вере.52

Кстати, столько горя ни внес Воронаев позднее, но внесена была эта ересь Уршаном, Смородиным, Ивановым. По этому поводу сподвижник Смородина Иванов писал: "Не надлежит ли и нам исправить ошибку, которую мы сделали по неведению, живя верою по плоти? Ученики (ефесские - Деян. 19:1-7) исправили свою ошибку и крестились во второй раз, но уже во имя Иисуса Христа. Подумав и тщательно взвесив... не сделано ли нами ошибки в том, что мы крестились во имя Отца и Сына и Святого Духа (Матф. 28:19)?53

Доказывать с богословских позиций, где именно неведение и у кого, в план данной книги не входит, но повторяем, что ересь эта вошла к смородинцам-единственникам именно через некоего сирийца-миссионера пятидесятничества Уршана. Таким образом рождаются всякие ереси: одному что-то придет в голову, а остальные слепо подражают, не понимая, что делают и для чего.

Правда, манера перекрещивать крещенных по заповеди Иисуса Христа практикуется и у адвентистов, и у иеговистов, но причина одна и та же - превратное толкование заповеди Христа о крещении, а вернее - заблуждение. А вот что дополняет о единственниках Г. Агнцев, который сам прожил в пятидесятничестве 20 лет.

"В настоящее время единственники имеют два особых толка и расходятся в методах получения духа. Одни считают, что по вере, а другие - по неотступной молитве. Центр одних в Ленинграде, а других - в Караганде. Однако и те, и другие крестят во имя Иисуса Христа, уча, что Христос есть Отец, Он же Сын, Он же Дух Святой".54

 

7. БЫЛО ЛИ ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСТВО В РОССИИ ДО 1913 ГОДА?

Обычно на такой вопрос можно ответить коротко: "Нет". Сведений о его проникновении из Финляндии или какой-то другой страны раньше 1913 года не имеется. Правда, в некоторых книгах, таких как Д. Шакариян "Наисчастливейшие люди на земле", В. И. Явсевич-Бородаевская "Борьба за веру", Ф. Федоренко "Секты, их вера и дела" и других содержатся сведения о существовавших и в двенадцатом столетии таких экстатических сект (от слова "экстаз" - воодушевление и увлечение до изнеможения), как духоборы, мормоны, хлысты, прыгуны, малеванцы, в которых проявлялись подобные пятидесятниче-ским языки, пророчества, видения и пр. Эти секты иногда смешивали с пятидесятниками, но это ошибка. Так Д. Шакариян, зная настоящих русских прыгунов лишь понаслышке, называет их прямо пятидесятниками, но и это та же ошибка. И если даже большая группа армян-прыгунов, выехавших из Армении в Америку, там постепенно переродилась в пятидесятников, то это еще не значит, что эти армяне до выезда уже были пятидесятниками. Прыгуны, как и другие выше перечисленные секты, хотя имели экстатические переживания, но это не служит основанием, чтобы их также считать пятидесятниками. Вот почему сведения о появлении пятидесятничества в России до 1913 года ни в каких более или менее солидных источниках не встречаются.

Исходя из вышесказанного вытекает то, что Николая Смородина и Александра Иванова, рукоположенным сирийцем Уршаном, в русском пятидесятничестве следует считать первопроходцами; но не Воронаева, как думают некоторые.

О том, как это трясунство-пятидесятничество, будучи австралийского происхождения, перекочевало из Австралии в Германию, а потом и в другие страны, пока проникло в Россию, описаний не существует. Видимо это потому, что заметным явлением оно не было, а потому историки не обратили на него внимания. Следовательно, и мы об этом сказать чего-либо основательного не можем. Однако упомянутый миссионер Уршан, по-видимому, занимал не второстепенное положение в распространении этого лжеучения.

Следует подчеркнуть и то, что новшества, вносимые этим лжеучением - отвержение триединства Бога и перекрещивание крещенных по заповеди Иисуса Христа - успеху не способствовали, и потому численность пятидесятников-единственников незначительная.

К 1932 году Смородин переметнулся в Польшу и там обосновал свою церковь, но успеха не имел. Из Польши это учение проникло в Западную Украину, но как в России, так и в Польше, успехом не пользовалось.

Далее

К Оглавлению / К Сноскам

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки