ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСТВА
Хотя в течение этого десятилетия особых перемен не произошло в пятидесятничестве, но все же и эти годы были насыщены такими событиями, о которых существенное надо написать. Эти годы были годами решительного "наступления" пятидесятников на наши объединенные общины. Если до этого находящихся в единстве пятидесятников от открытой работы по переубеждению удерживало членство в наших общинах, то вышедши из объединения они почувствовали себя совершенно вольно, независимо ни от кого, и потому вели эту работу самым развязанным образом. Работа была направлена одновременно на наших членов и на тех пятидесятников, которые не хотели выходить из объединенных общин и оставались в них членами.
Эти "работники" старались внушить всем, что баптисты Духа Святого не имеют, что они не возрожденные, не спасенные и что, выступая против превратного учения пятидесятников о Духе Святом и Его дарах, они тем самым совершают хулу на Духа Святого, и потому они безвозвратно погибшие. А предводитель пятидесятников, вышедших из объединения, Бедаш пророчил, что Союз ЕХБ скоро распадется, и ХВЕ должны всех баптистов взять под свою опеку (!) "Правду Божию принесем мы, - утверждал он, - потому что все веры задыхаются, как рыба в мутной воде".
Но, чтобы брать других под свою опеку, надо было как можно быстрее привести в порядок свои дела: надо было создать свой руководящий центр, но этому никак не благоприятствовало положение ни внешнее, ни внутреннее: внутри разногласия среди раздробившихся общин и групп, а извне - ограничение деятельности пятидесятничества, как изуверского культа, причиняющего вред здоровью людей.
И вот, еще в 1948 году, в Днепродзержинске, сразу же по выходу из Объединенного Союза Бедаш со своими сторонниками предприняли попытку создать самостоятельный центр, который противостоял бы Союзу ЕХБ, но все кончилось неудачей. Такая затея угодной Господу не была и потому успехом не увенчалась. Но в связи с происшедшими изменениями внешних условий, в связи с осуждением культа личности, в 1955-1956 годах пятидесятники проявляли большую активность, и к июню 1956 года в г. Пятихатках был восстановлен руководящий "центр", а 15-20 августа 1956 года в г. Харькове проведен тайно съезд, в котором участвовали представители всех областей не только Украины, но и всей страны. Здесь же было утверждено новое вероучение, заранее разработанное лицами, входящими в руководящий "центр", созданный в Пятихатках.
Этому съезду предшествовала большая подготовительная работа представителями пятихатинского "центра", разъезжавшими по всем областям. Съезд принял ряд решений, и в частности: всемерное усиление работы как над пятидесятниками, не вышедшими из объединения, а также и над членами наших церквей с целью вовлечь их в свои общины. Это по линии духовной. А по линии гражданской было принято решение в отношении службы в армии, что это не гражданская обязанность, а просто - дело по совести, что давало повод к отказу от этой обязанности.
Кстати, напомним, что еще II Всеукраинский съезд ХЕВ в Одессе, руководимый Воронаевьм, принял решение о том, что все ХЕВ должны нести воинскую повинность наравне со всеми гражданами страны. Но Бедаш и его ближайшие помощники Кружко и Левчук почему-то пренебрегли этим решением, а продвинули решение свое. Видимо они рассчитывали, что молодежь из ЕХБ пойдет на этот путь и хлынет в их союз, но грубо просчитались. Никакого притока из ЕХБ они не получили, а только усугубили свое положение, а также и возможность открыть свой союз, о чем Бедаш неоднократно с ходатайством ездил в Москву. Эти факты говорят сами за себя, насколько немудрыми и недальновидными были эти люди. Но возможно, что это было даже допущено Богом, потому что сколько они ни добивались открыть свой союз ХВЕ, но так ничего и не добились. И если цель такого союза - противостоять Союзу ЕХБ, то потому его и не удалось открыть.
Да, наше братство потерпело поражение, - говорил мне с досадой И. Рябчинский в Крюкове-на-Днепре. Будучи не в курсе дела, я тогда просто не понимал, о чем он говорил. И узнал лишь значительно позже. Но действительно, это было серьезное поражение братства ХВЕ.
О том, долго ли просуществовал пятихаткинский "центр" и какую он проделал работу, сказать трудно потому, что все делалось скрыто, нелегально. Но каких-то видимых результатов, кроме назойливой работы в наших церквах по "перетаскиванию готового меда в свой улей", видно не было. А от такого нелегального существования эти пятидесятники получили еще одно имя нарицательное - "нелегальные".
И действительно, эта работа была очень назойливой, и ею занимались и проповедники, и рядовые члены ХВЕ повсеместно и постоянно. Да и само дело заставляло: надо же было пополнить свои поредевшие ряды. А пополнения фактически не было, потому что через это нелегальное существование одни уходили в мир, а другие, более осмотрительные, возвращались обратно в объединенные общины ЕХБ, из которых они вышли. Поскольку богослужения в них проводились открыто и свободно.
Однако возвратившиеся возвращались не с одинаковой целью. Одни возвращались искренно, желая открыто и свободно послужить Господу, а другие - с лукавым намерением, для того, чтобы доступнее было поработать внутри общин. Часто бывало так, что как только покается новообращенный, то сразу же попадает в "объятия" таких "возвратившихся", которые доводили его уже до "совершенства": наделив непонятным языком, передавали его "нелегальным". Такая "работа" вынудила руководителей нашего братства, при всей их осторожности "сохранять единство" написать циркулярное письмо всем старшим пресвитерам за подписью Я. И. Жидкова и А. В. Карева, в котором было дано следующее разъяснение:
"Мы хотим напомнить, что объединяясь с так называемыми пятидесятниками, Всесоюзный Совет ЕХБ поставил ТОЛЬКО ДВА УСЛОВИЯ. Эти два условия следующие:
1. Чтобы братья и сестры из пятидесятников воздерживались от "иных языков" в общих молитвенных собраниях.
2. Чтобы они не распространяли среди остальных верующих своих взглядов...
Что же касается тех пятидесятников, которые СОЗНАТЕЛЬНО и после повторных увещаний продолжают нарушать условия августовского соглашения, то есть МОЛЯТСЯ НА "ИНЫХ ЯЗЫКАХ" в общих собраниях, а также РАСПРОСТРАНЯЮТ СВОИ ВЗГЛЯДЫ среди членов наших общин, то в отношении таковых остается в силе наше решение: ИСКЛЮЧАТЬ ИХ ИЗ ОБЩИН, НО НЕ ЗА ТО, что ни пятидесятники, АЗА НАРУШЕНИЕ ИМИ НАШЕГО БРАТСКОГО СОГЛАШЕНИЯ".
И если при всей своей осторожности в отношениях с пятидесятниками, присоединившимися ВСЕХБ, все же был вынужден рассылать такие письма, то это показывает, насколько же напористой и назойливой была эта работа в те, а также и последующие годы.
Так, в Запорожской церкви ЕХБ в 1963 году готовили новообращенных к водному крещению; но когда попробовали объяснить им о том, что существует превратное учение о Духе Святом и Его дарах, о языках, то оказалось, что больше половины эти языки уже имели...
Бывало и так: крещение новообращенные принимают в общине ЕХБ, а приняв, сразу же переходят к пятидесятникам "нелегальным", а также к "своим".
Притом же, в те годы и наше братство достаточной подготовки по этим вопросам не имело; разъяснительной литературы почти никакой не было; а печатать в "Братском вестнике" статьи на эту тему было нельзя, потому что "ради сохранения единства" спорных вопросов о Духе Святом касаться не позволялось. Трудные это были годы.
А вообще пятидесятники, особенно "нелегальные", а нередко и состоящие членами наших общин, легальные, ни с какими дозволениями не считались и работали, сколько могли. А наши братья с этими дозволениями или недозволениями вынуждены были считаться. Такое положение пятидесятникам для их работы создавало самые благоприятные возможности, которыми они и пользовались не стесняясь.
Однако, находясь в таких условиях, не все из нашего братства соблюдали эти ограничения. Сама жизнь церквей вынуждала что-то делать. Это и стало причиной, что в это время стали появляться труды письменные, самобытных писателей, и их подхватывали на ходу, переписывали от руки и пользовались многие. Я никогда не забуду того, как в 1959 году ко мне лично в Крюков-на-Днепре приехали братья-ревнители по делу Божиему из Запорожья, чтобы познакомиться со мною, и показали мне переписанную от руки мою первую книгу "Лепту" - "Беседы о Духе Святом", которая просто чудом попала в их руки. И если ничего другого не было, то люди рады были иметь в руках хоть что-нибудь. А после, в результате больших стараний покойного К. В. Сомова, редактора журнала "Братский вестник", эта "Лепта" печаталась в журнале в 1962-1963 годах, но недолго. Некто Панько, подписавший "Августовское соглашение", обрушился на редакцию журнала с воплем, что это нарушение соглашения, и покойный А. В. Карев, ответственный редактор журнала, был вынужден печатание прекратить и даже сожалел о том, что редакция поступила "опрометчиво". Что же? Так уж обстояло дело тогда.
Спустя некоторое время на эту же тему осмелился написать книгу и покойный ныне В. С. Мещеряков - "Рассуждение о Духе Святом и иных языках", а позднее и Г. Н. Агнцев (Авраменко) - "Дух Святой и духи обольстители в Новозаветном периоде". А еще позднее появились книги "Лепта Ш" и "Глоссолалия и языки" того же автора - В.С. Так возник так называемый "самиздат".
Однако надо сказать, что и до всего этого в нашем братстве имелись (хоть в очень малом количестве) книги И. В. Каргеля и Р. Торрея с довольно богатым содержанием о Духе Святом, но к сожалению, эти книги отвечали на вопросы, порождаемые тем временем, когда жили оба эти автора. А на вопросы, порождаемые серединой двадцатого столетия, они отвечали очень мало и недостаточно. Но поскольку этих ответов искали многие искренние дети Божий и те, кто старался отстаивать чистоту евангельского учения и предохранять наши церкви от проникновения лжеучений и заблуждений по вопросам о Духе Святом, Его дарах и плодах, то такой поиск и породил вышеназванные труды болеющих за дело Божие, за наше братство. И если бы эти труды, освещающие столь насущные вопросы, помещались хотя бы на страницах нашего "Братского вестника", то кто бы стал переписывать их от руки? Но если "ради сохранения единства", как об этом обычно говорилось, ничего не печаталось, а сама жизнь этого требовала, то при этом ничего и не оставалось делать, как заниматься "самиздатом", кто как мог. Жизнь есть жизнь. Это можно сравнить и с тем, что когда в аптеке лекарств достаточно, то все пользуются ими. А когда а аптеке нет, то тогда люди идут в лес, в степь и занимаются самолечением.
И это "самолечение "самиздатом", обоснованном на Слове Божием и на фактах самой жизни, подоспело как раз вовремя. Оно способствовало не разобщению, а наоборот, еще больше укрепило наше единство. Не только нашим работникам, но и отдельным детям Божиим из нашего братства, а также и многим объединенным пятидесятникам оно открыло очи на многие истины, по которым у нас были значительные расхождения. А тем, кто старался перетаскивать "готовый мед в свои ульи", тем это стало серьезным заслоном и, разумеется, не понравилось. Надо сказать, что с появлением такой литературы, как реакция на нее, стала появляться и "литература" пятидесятников, находящихся вне единства или вышедших из него, тоже рукописная. Но успех ее совсем незначительный. Трудно доказывать недоказуемое, а от того и результат неутешительный и не обещающий. Однако и об этом мы не умалчиваем, а говорим, что было и это.
Хотя пророчеству во второй части данных "Очерков" будет отведено надлежащее место, но здесь мы приведем особо выдающиеся факты того времени.
Я хочу признаться, что описывать события тех лет - удовольствия мне не доставляет, а наоборот, меня это удручает. Но поскольку эти факты столь разительны, то по правилам историографии замалчивать об этом нельзя. Притом, если это может послужить уроками вразумляющими, описывать это не только нужно, но и необходимо.
Итак, мы приведем факты, достоверность которых несомненна. Так в 1955 году крымские пророки вещали, что в Крым приплывут корабли с заморской страны, возьмут всех крещенных духом, как в Ноев ковчег, и отвезут в "землю свободную", где они будут благоденствовать и славить Бога. Однако, сколько ни ожидали, но ни один корабль для такой цели так и не приплыл, и никто никуда не поехал.
Подобное вещали и пророки Эстонии; они уверяли всех пятидесятников, что приплывет большой белый корабль, заберет их и увезет куда-то навстречу Иисусу Христу, грядущему за Своей невестой. Многие ожидали этого с глубокой верой, но ни пророчество, ни ожидаемое так и не осуществилось. И все это, как в Крыму, так и в Эстонии, превращалось в самую едкую насмешку и над пророчеством, и над истиной вообще. А сколько оно разрушило веры, то кто бы мог это исчислить? Это было тоже в 50-е годы.
Однако это были события, когда люди, обнадеженные пророчеством, ожидали, но хоть сами оставались жить на месте. Но было и хуже этого.
Закарпатье, 1957 год. Брат А. И. С., будучи очевидцем этого события, рассказал следующее: Немалая группа пятидесятников-сионистов по пророчеству собрались на одну из Карпатских гор с детьми и даже грудными "встречать Христа". Весть об этом молниеносно разнеслась на всю округу. Дошло это и до старшего пресвитера ВСЕХБ по Закарпатью Мочарко, который вместе со своим помощником А. Н. С. незамедлительно прибыл на место события. Картина была жуткая.
Одетые в белые одежды взрослые до изнеможения громко молились на непонятных языках; дети отчаянно кричали, а растерянные матери не знали, что с ними делать. Никто не брал с собой ни пищи, ни воды...
Мочарко со своими помощниками пытались увещевать всех собравшихся оставить эту затею и возвратиться по домам, но их никто и слушать не хотел. Все продолжали молиться и ожидать явления Христа. Так под открытым небом провели двое суток эти бедные обманутые люди. А на третьи сутки милиция и военнослужащие стали силою сажать их в машины и развозить кого куда, чтобы они не находились вместе.
Но, как ликовали и злорадствовали те, кто к верующим были настроены враждебно! Сколько злословия и поношения вылилось на истину! А сколько, разочаровавшись, стали безбожниками и противниками истины? Можно ли было чем-то возместить или загладить ущерб, причиненный делу Божиему? А как можно было проповедовать Евангелие и призывать грешников ко Христу после всего этого? Однако все это делалось "в страхе Божием" из повиновения пророчеству, изрекаемому именем Господним. Вот они умыслы диавола!
(Рассказывали об этом работники ВСЕХБ Н.С. и Д.А.)
Было и такое: в конце 1954 года по всему городу Запорожье разнеслось "пророчество", что 25 мая 1955 года город провалится, и все, кто будут находиться в городе, погибнут. А кто хочет спастись, тот к этому времени из Запорожья должен выехать.
Правда, такому "пророчеству" доверились не все, а поверившие - родство Оробей, Безугловых и др., распродав имущество, двинулись в Барнаул, а кто в Майкоп. Однако назначенное число пришло и ПРОШЛО, а Запорожье не потерпело абсолютно ничего. Даже и до сегодняшнего дня. Слава Богу, все благополучно.
В последствии, не скоро, некоторые из выезжавших начали возвращаться обратно в Запорожье, а другие от стыда и позора, хотя стали и отступниками, но продолжают жить где-то в чужих краях. Раны от таких переживаний хотя со временем и заживают, но шрамы от них (воспоминания) остаются навсегда. Такие жуткие события никогда не забудутся.
Что же, "искушение" - говорят обманутые люди. Да и действительно искушение! А что можно сказать иначе! Но сколько это "искушение" породило поношения на истину! Кто может его уничтожить или хотя бы счесть?
(Это рассказывали Т. М. Б., У. К. В. и К. К. М.)
Очень похожая история повторилась через четыре года в 1959 году в селах, окружавших станцию Камыш-Заря (в прошлом - Цареконстантиновку). Запорожской области.
А произошло это так: в село Цареконстантиновку приехал "пророк" Диканов и начал пророчить, что не только в этом селе, но и по всей Украине будет большое бедствие и нужно немедленно выезжать в Казахстан, где будет все благополучно. Это же "пророчество" подтверждали "пророк и учитель" Аналолий Войтов и "пророчица" Нюра Луг.
Не теряя времени, пятидесятники, проживавшие в Цареконстантиновке, Розовке, Зачатьевке, Бильманке и ближайших хуторах, начали продавать свое имущество, а что не продавалось, раздавали даром кому попало, и ринулись в путь до станции Опановка в Казахстан "на встречу с Христом", Однако, хотя этот выезд был массовым, но некоторые из пятидесятников, более предусмотрительные, в это пророчество не поверили и оставались на месте, несмотря на увещание и упреки своих собратьев.
По прибытии в Опановку, чтобы сохранить все в секрете, Диканов приказал всем своих адресов никому не давать, а давать адрес только его. И таким образом все письма с Украины сначала попадали в его руки "на цензуру", и в которых находил что-то нежелательное, он уничтожал, а в которых такого не находил, те вручал адресатам. И потому письма с Украины доходили к рядовым членам только те, которые были пропущены "цензурой" Диканова. Но так или иначе, а года через полтора несмотря на строгую "цензуру" люди все же дознались, что на Украине и в самой Цереконстантиновке (или Камыш-Заре) ничего особенного не случилось и начали неудержимо рваться обратно, в свои родные села на Украине. К этому понуждал и климат, и сами условия жизни, и удержать уже ни Диканов, ни Нюра Луг никого не могли. Местные жители возвращавшихся "переселенцев" встречали с самой едкой насмешкой и, понятно, с самым отчаянным поношением веры, истины и всего святого. Но важно то, что одним из первых возвратившихся был, думаете, кто? Тот же лжепророк Диканов, но уже не со своей женой, а с другой женщиной... А "пророчица" Нюра Луг жива и теперь, но только ей, как потерявшей доверие, уже никто теперь не верит. И если бы не верили только одной ей. Отравленные тем обманом люди теперь не верят ни пророкам, ни проповедникам, ни самому Евангелию вообще.
Так Камыш-Заря перестала быть зарей Евангельской истины о спасении грешников. Трудно и почти совсем невозможно стало проповедовать о Христе в этих селах.
Разумеется, что в результате двух таких "переселений" эти люди разорились настолько, что не каждый был в состоянии купить себе жилье и часть пошли по квартирам. Но важно то, что когда люди их осмеивали, то они и сами с себя смеялись за свое легковерие. Значительная часть после этого пошла в мир, а оставшиеся все равно пятидесятниками объясняли эту историю тем, что тогда, дескать, мы не умели распознавать духов и потому попали под влияние лживого духа.
В настоящее время там на всю округу имеется только одна небольшая община ЕХБ и несколько малых группок пятидесятников, поделившихся между собой. Вот плоды "пророчества" Диканова, А. Войтова и Нюры Луг. Впрочем, этот Войтов тоже уходил в Донецк к какой-то "пророчице", а через три года вернулся снова к своей жене. Да и чего лучшего можно ожидать от таких неуравновешенных людей, хотя и почитаемых за пророков?
(Рассказали это С. И. С., Г. М. Я. и В. С. Б.)
А вот покойный С. Т. Тимченко, справедливость и богобоязненность которого известна многим, рассказывал и такую историю, что примерно в те же пятидесятые годы произошло еще одно очень громкое событие.
На гору Алатау, неподалеку от города Алма-Ата, по пророчеству со всей Средней Азии съехалось много пятидесятников "навстречу Христу", грядущему за Своей церковью. Все ожидали, что восхищение совершится в тот же день и потому никаких запасов пищи или воды никто не брал. Собравшиеся сначала все громко молились, пели, исповедовались в согрешениях и настроение у всех было приподнятое.
Но кончался день, сгущались сумерки, а ожидаемое не осуществлялось. На другой день настроение стало падать, хотя пророки особенным образом старались ободрить и поддерживать "малодушных" и "маловерных". Но... прошел и второй день и так же наступали сумерки, и при этом успокоить волнение уже было невозможно. Холод и голод давали себя чувствовать довольно ощутимо, но все же согласились ожидать и третьего дня.
Но вот и третий день приближался к концу, и люди, увидев явный обман, под всякими предлогами стали спускаться с горы и на вечер осталась на горе только одна верхушка, которая также не стала ожидать следующего дня. Убедить кого-либо уже было невозможно.
Но, куда же пошли эти обманутые люди с горы? Правда, некоторые все же вернулись в свои церкви. Но большинство, потеряв свои имущества и средства на существование, потеряли не только веру в Бога, но и человеческий облик - стали отступниками и преступниками: пошли воровать, потому что если Бога нет, то все можно. Если пророчество - обман, то и вера - обман.
Вот так одним ударом удалось сбить с пути веры не одну сотню верующих людей. И ловко же! То, что приобреталось годами и десятками лет, ценою жизни и даже крови, а также ценою Крови Христовой, то диаволу удалось возвратить в свое царство тьмы в течение всего лишь трех дней... Действительно ловко! Но можно ли загладить в памяти людей такую трагедию? Никогда! Такое войдет в историю не только нашу, но и светскую, атеистическую, и об этом будут знать поколения.
Подобных историй можно бы привести много и их прошлых десятилетий, но мы ограничимся самой громкой, о которой рассказали довольно авторитетные люди - П. П. Рак, В. Ф. В. и Д. М. А.
В 1958 году в г. Находку, расположенный на скалистом берегу Охотского моря, на востоке, с Дальнего Востока, Сибири и Камчатки в числе вербованных рабочих попали и пятидесятники. От них-то первоначально и вышло "пророчество"; о том, что бухта Находка - "земля обетованная", и этот клич разнесся среди пятидесятников в разные концы страны, который почему-то поддержали "пророки" своими "пророчествами" почти во всей стране. И вот с Украины, Белоруссии, Урала и Сибири в Находку съехалось до трех тысяч человек. А если посчитать и детей, то всего съехалось тысяч 7-8. Все они ожидали, что в Находку придет ковчег (особо большой корабль) и повезет всех ожидающих в Палестину на "Иосафатову долину", где Христос будет совершать суд. Не имея крова над головою и средств для существования, все это множество людей оказалось в весьма затруднительном положении: голод, заболевания и даже смертность.
Побережье в Находке скалистое, и в одну ночь все съехавшиеся собрались на высокую скалу "навстречу Христу" и подняли такой вопль, что это было слышно на несколько километров (!), но никакого ответа не было. Был ли это вопль молитв или отчаяния? Видимо и то, и другое, не иначе. Потерпев такую позорную неудачу, многие стали рассыпаться кто куда, по всему Дальнему Востоку, поделившись на группировки. Вмешались в это и власти и начали развозить этих обреченных на погибель по разным местам и в Алтайский край на целинные земли. Так безобразно и позорно закончилась эта необычная затея.
Однако клич, призывавший ехать в Находку, достигал очень далеко. Так жена брата Панченко Афанасия Ивановича - баптиста, проживающего в г. Шаргороде, Винницкой области, став пятидесятницей-сионисткой, согласно пророчеству заявила своему мужу, что она "обручена единому Мужу", и никакой муж ей больше не нужен. Оставив мужа, она тоже поехала в Находку, участвовала в той "знаменитой ночи на скале", а потом была отправлена на целину в Алтайский край. Дважды ездил за нею муж, чтобы забрать ее домой и восстановить разрушившуюся семью, но безрезультатно: она твердила одно, что она "обручена единому Мужу - Иисусу Христу".
Можно ли найти что-либо безобразнее, что могло бы так бесславить. Имя Господне и путь истины вообще? И все это на основании пророчеств и пророчеств... Трудно ли определить, что это за пророчества и из какого источника они происходят? А сколько людей стало безбожниками после этого, и не только из пятидесятников, потерпевших такую позорную неудачу, но и из простых людей, которые узнали об этой трагической затее?
Вот они злые умыслы сатаны, направленные на то, "чтобы люди не уверовали и не спаслись" (Лук. 8:12). Итак, истории, описанные нами, поистине жуткие, и человеку, не имеющему должного опыта, может показаться, насколько же неразумны были эти люди - участники описанных историй. Но по сути все зависело не от степени разумности, а от того, на что только бывают способны люди, хотя и разумные, но попадающие в заблуждение, обольщенные!
Заблуждение - это тоже убеждение, но ошибочное, ложное. И насколько же надо быть осторожным и дальновидным, чтобы не оказаться заблудившимся! Но жаль, что мало тех, кто над этим серьезно задумывается.
В общей оценке шестидесятые годы от пятидесятых мало чем отличаются, хотя имелись и такие особенности, на которых нельзя не остановиться. В это десятилетие со стороны руководства нашим союзом употреблялись все усилия, чтобы всех пятидесятников, находящихся вне единства, вовлечь в наш союз, а находящимся в единстве пятидесятникам создавать все возможные условия, чтобы они оставались в единстве, в наших объединенных церквах. Немалую долю давления в этом оказывали власти.
На средства Союза по церквам посылались из пятидесятников такие работники, как М. С. Бут и др., которые вели разъяснительную работу среди пятидесятников, стоящих вне единства, о том, что настоящее единство есть воля Божия, и что для разделения не существует ни причин, ни основания в Слове Божием. Во многих церквах объединенных они поставили заместителем пресвитера - пятидесятника, а в некоторых церквах - прямо пресвитерами.
Надо подчеркнуть, что и со стороны части присоединившихся пятидесятников к делу единства отношение было искренним и добросовестным. Они даже терпеливо сносили, если некоторые из наших братьев к их понятиям или чувствам относились неуважительно.
Среди присоединившихся встречались и поныне встречаются такие, которые проявляют лукавство и даже коварство. На словах они "за единство", а в душе имеют совсем другое намерение, как бы "уворовать сноп с чужого поля" и передать его неприсоединенным. Образно говоря, "они КВАРТИРУЮТ ТАМ, а на "РАБОТУ" ХОДЯТ К НАМ". И таких довольно много. Вот они то своим лукавством подрывают всякое доверие не только к себе, но и ко всем остальным пятидесятникам. Такое и было, и есть, и едва ли когда кончится, потому что о таких написано: "ЛУКАВО сердце человеков и КРАЙНЕ ИСПОРЧЕНО..." (Иер. 17:9).
Таким образом, между самими пятидесятниками все больше и больше вырисовывалась "межа", отдаляющая одних от других: объединенных и необъединенных, а вместе с ними и занимающих двойственную линию называют "крайними", а те, в свою очередь, называют этих "обаптистившимися". Кроме того, объединенные пятидесятники и баптистов, относящихся к ним недружелюбно, также назвали "крайними баптистами", не созревшими для единства. А баптисты тоже находили, что сказать... Однако чести это никому не доставляло, а наоборот. Потому и написано: "Посему не судите никак прежде времени" (1 Кор. 4:5). Трудно объединять людей с такими взаимоотношениями и понятиями, когда на пути лежат вот такие "камни".
Но ВСЕХБ работу по объединению продолжал. Это делалось различными путями: посредством бесед старших пресвитеров и других работников, имеющих полномочия от ВСЕХБ. По церквам рассылались письма ВСЕХБ, призывающие пресвитеров проводить беседы с неприсоединившимися на местах. По вопросу объединения созывались специальные совещания представителей ХВЕ и ЕХБ в Москве и в Киеве. Этот вопрос входил в повестку дня каждого съезда ЕХБ, начиная с 1963 года. Перечислить все мы не сможем, но приведем моменты особо важные по этому поводу, важные для истории.
а) Так, 20 августа 1959 года в Москве было созвано совещание по вопросу объединения с ВСЕХБ необъединенных пятидесятников, на котором А. В. Карев выступил с пространным докладом, в котором, изложив кратко историю возникновения пятидесятничества, дал этому движению следующую характеристику:
"Прежде всего надо сказать, что все пятидесятническое движение течет, в основном, двумя течениями: течением УМЕРЕННОГО и течением КРАЙНЕГО пятидесятничества. Характерные черты умеренного пятидесятничества такие:
А что характерно для пятидесятников крайних? Прежде всего - духовная гордость и самомнение. Отделение себя высокой стеной от всех остальных верующих, как неполноценных. Изнурительные посты, разрушающие нервную систему. Доведение себя до искусственного экстаза с ТРЯСЕНИЕМ И КРИКОМ, СУДОРОЖНЫМИ ДВИЖЕНИЯМИ, ЛОЖНЫМИ ПРОРОЧЕСТВАМИ, ВИДЕНИЯМИ, СЛЫШАНИЕМ ГОЛОСОВ (что в сущности лишь галлюцинации - В. С.) Стремление отделяться от церкви и создавать свои замкнутые группы, (от чего и получили наименование "нелегальные" - В. С.)
Руководители пятидесятничества - Дональд Джи (Англия), Леви Петрус (Швеция), Ноель Перкин (США) и др. - ведут борьбу с крайними пятидесятниками. Они отстаивают здоровое, умеренное пятидесятничество. Крайнее пятидесятничество они считают БОЛЕЗНЬЮ, ОПАСНОЙ ГОРЯЧКОЙ - не прославляющей Бога, а бесславящей Его.
В нашей стране 40 000 пятидесятников; большей частью умеренные, но значительная часть и крайних. Перед нами вопрос: "Как нам воздействовать на этих крайних и оздоровить их?"
Вот теперь наша задача ясна: вовлечь всех этих необъединенных пятидесятников в наши ряды, чтобы все крайности были изжиты, и мы все, как единое стадо Христа, могли единодушно служить Господу в истинной силе Духа Святого".105 (Но это и по сей день остается не осуществленным).
б) Затем, после проведенного 38-го Всесоюзного съезда ЕХБ (15-18 октября 1963 года) в Москве, в Киеве 4 декабря 1963 года было проведено совещание руководящих работников из ХВЕ, присоединившихся к Союзу ЕХБ и продолжающих нести служение в объединенных церквах. Всего на совещании присутствовало 15 служителей, в том числе Г. Г. Понурко, Д. И. Пономарчук, М. С. Бут и др., которые написали и подписали "Обращение ко всем церквам ХВЕ, находящимся вне единства", призывая последовать их примеру и тоже присоединиться к Союзу ЕХБ.
"Все это, - говорилось в Обращении, - побудило наши сердца еще раз обратиться с призывом ко всем находящимся вне единства присоединиться к единому братскому союзу детей Божиих... и заявляем, что нет никаких оснований стоять в стороне от единства и лишать себя радости общения со всеми детьми Божиими... поэтому все мы должны составлять и одно тело Христово, то есть одну Церковь, один братский союз". 106
в) Немалый интерес представляет еще одна деталь из "Постановления Всесоюзного съезда ЕХБ по вопросу единства" 1966 года.
"В деле объединения с третьим союзом, - Союзом ХВЕ, состоявшемся в 1945 году, имеются отрадные достижения. Но, к сожалению, до настоящего времени ОДНА ТРЕТЬ ХВЕ еще находится вне объединенного братства. Всесоюзный съезд надеется, что Господь побудит и их сердца к единству, и призывает всех служителей церквей трудиться в деле объединения их на основе Августовского соглашения 1945 года".107
г) Примерно через полгода после Всесоюзного съезда ЕХБ 1966 года, а именно в мае 1967 года в Москве состоялось еще одно Совещание президиума ВСЕХБ с представителями ХВЕ, на котором присутствовал 21 представитель от пятидесятников. На этом Совещании была принята резолюция, в которой в частности говорилось:
"Выступавшие на Совещании братья отметили, что в некоторых местах отдельные пятидесятники (присоединившиеся - В.С.) ПОЗВОЛЯЮТ СЕБЕ РАБОТУ ПО ПЕРЕУБЕЖДЕНИЮ евангельских христиан - баптистов, а отдельные братья ЕХБ допускают небратскую критику и порицание убеждений братьев ХВЕ, что нарушает братские отношения между сторонами".108
д) И наконец, в 1970 году (12 и 13 мая) на совещании президиума ВСЕХБ в Москве снова обсуждались вопросы единства с христианами веры евангельской (пятидесятниками).109
Итак, кроме отдельных совещаний о единстве с пятидесятниками, что ни съезд, что ни пленум ВСЕХБ, что ни областное совещание, власти только тогда разрешали проводить их, если вопрос единства с ХВЕ стоял первым.
Так прошли шестидесятые годы в нашем объединенном Братстве. Вопрос единства, достигнутого в октябре 1944 года между баптистами и евангельскими христианами, был обсужден раз и больше никогда не возбуждался. Но присоединенный к нашему союзу союз пятидесятников задавал столько работы! Разве это не странно?
Но какой эффект от такой старательной работы по объединению не присоединенных пятидесятников? Добавилось ли количество присоединенных и уменьшилось ли количество не присоединенных? Ни того, ни другого утвердительно сказать нельзя. Но почему же это так? Ответить на это можно простым примером: если два сосуда соединить соединяющей трубой внизу, то сколько ни черпай воду из одного и выливай в другой, то уровень в обоих не изменится. И если говорить беспристрастно, то надо признать, что практически подобное получается и в работе по объединению, и кто способен это видеть, тот целиком с этим примером согласится. Другого ответа на данный вопрос найти нельзя, потому что "лукаво сердце человеков и крайне испорчено..." (Иер. 17:9). И, к сожалению, громко именующие себя "духовными" исключения из этого не составляют.
Однако все сказанное не говорит о том, что в среде пятидесятников нет людей искренних и добросовестных. Есть! Но, к сожалению, неискренних гораздо больше, и потому о пятидесятничестве слагается впечатление, как о ниве, заросшей сорняками, и кажется, что это не нива, а заросли сорняков. Однако среди этих "сорняков" есть и пшеница.
Примерно с середины шестидесятых годов нашим союзом, разумеется с позволения властей, была предпринята еще одна попытка, направленная на объединение пятидесятников "нелегальных". В некоторых городах Украины, таких как Запорожье, Днепропетровск, Одесса и др. пятидесятникам было разрешено выходить из объединенных общин ЕХБ и создавать свои общины, которые должны быть под ведением областных пресвитеров и также состоять в союзе ЕХБ. Общинам этим разрешалось арендовать, а потом и приобретать свои молитвенные дома и проводить в них богослужения в соответствии с Уставом ВСЕХБ и Августовским соглашением. Надо сказать, что пятидесятникам это очень понравилось, и они охотно и с радостью принялись задело. Руководство союза и власти рассчитывали на то, что если организуются такие общины, то все "нелегальные", стоящие вне единства, охотно войдут в них, и "нелегальных" не станет.
Однако надежды эти не оправдались. Эти "нелегальные" сначала пришли, посмотрели, послушали, а потом пошли восвояси, заявивши:
"Это нам не подходит". Что же им не подходило? Прежде всего их не устраивало то, что эти общины все равно подчинены ВСЕХБ, а второе - что в этих вновь организуемых общинах соблюдалось Августовское соглашение, согласно которому в собраниях не допускалось говорение языками, пророчествование, омовение ног и прочее. Иными словами, все направленное на сохранение "чинности и благопристойности" (1 Кор. 14:40), их не устраивало. Привыкшим к вольностям и к полному простору для страстей и эмоций, безусловно, рамки Августовского соглашения не подходили. Им было скучно и душно.
Но если бы они ушли и на этом успокоились. Напротив, они всячески старались подбивать на выход из объединения и тех, которые оставались в объединенных общинах. Их "пророки" пророчили всякие нелепости о том, что это единство не от Бога, вплоть до Того, что наше объединенное братство - это "блудница", и кто из народа Божия, тот "должен выйти из нее", пытаясь подкрепить это местом из Откр. 18:4.
Однако пятидесятники, державшиеся трезвых взглядов, не обращая внимания на все это, оставались в объединенных общинах и ни на какие уловки не шли. Это о пятидесятниках благоразумных, в которых не было лукавства.
А касательно тех, которые оставались в объединенных общинах с лукавым намерением - с целью "воровать готовые снопы с чужого поля", то те действовали иначе: "тихой сапой'' они старались обрабатывать души в нашем братстве, попадающие под их влияние. Таких фактов очень много, но мы приведем самые наглядные.
Так, некоторые старшие пресвитеры жаловались И. Г. Иванову, председателю ВСЕХБ, на то, что пятидесятники, находящиеся в объединенных общинах, вопреки Августовскому соглашению внутри общин ведут работу по переубеждению и ни с чем не считаются. Но Илья Григорьевич, покачав головой, озабоченно ответил: "Что ж, нам их дали на перевоспитание, а они теперь нас перевоспитывают..."
Этим он хотел сказать, что жалоба мало поможет, а надо самим больше заниматься воспитанием членов и своих, и этих жалких ревнителей, дескать "для того и щука в озере, чтобы карась не дремал..." Однако, щука есть щука, и воспитать ее не только трудно, но и невозможно. А все же и она для чего-то создана...
И. И. Моторин на вопрос, что дает нам объединение с пятидесятниками, однажды (а может быть, и больше) отвечал такой притчей: Едущие на курорт расспрашивали возвращавшихся с того же курорта: "Ну, как, помогло?" Один отвечал: "Помогло и очень хорошо помогло". Второй ответил: "А мне стало еще хуже, чем было". Третий же сказал: "Каким я был, таким и остался..."
- Вот так и с нашим объединением, - сказал Иван Иудович. - Одним оно помогло, и очень хорошо помогло; другие стали еще хуже, чем были. А некоторые так: какими были до объединения, такими и остаются. Кто "щукой" был, тот "щукой" и остался.
И мы это пишем не голословно, но об этом говорит не только беседа с И. Г. Ивановым или притча И. И. Моторина, но даже и тот документальный факт, приведенный нами выше в разделе третьем, пункт "г". Ведь не какие-то "нелегальные", а именно присоединившиеся в наших общинах "ПОЗВОЛЯЛИ СЕБЕ РАБОТАТЬ ПО ПЕРЕУБЕЖДЕНИЮ", О ЧЕМ БЫЛО ЗАПИСАНО ДАЖЕ В РЕЗОЛЮЦИИ МАЙСКОГО СОВЕЩАНИЯ 1967 ГОДА А ПОСЛЕ НАПЕЧАТАНО В ЖУРНАЛЕ "Братский вестник" № 4 за 1967 год, стр. 41-42.
Такая картина вырисовывалась и до этого, но особенно к концу шестидесятых годов. При этом уже по-настоящему стало видно, кто чего хочет и кто куда клонит.
Попутно следует заметить и то, что начиная с 1961 года из нашего братства выделилась так называемая "инициативная группа", которую и поныне возглавляет "Совет церквей ЕХБ". Заметим, что в этой группе вопрос о пятидесятниках ставился "ребром": если кто из них хотел войти в нее, то мог входить только через полное покаяние, признав свои убеждения заблуждением. И правда, поначалу этот жесткий порядок сохранил эту группу от пятидесятников, но лишь до поры: сначала вальтеровство, а потом постепенно и пятидесятничество стало приникать и в ее ряды, но подробнее об этом мы расскажем ниже. А здесь мы говорим просто как об одной из особенностей в нашем братстве в шестидесятые годы.
Нельзя упустить и того, что зарегистрированные в нашем союзе общины пятидесятников в некоторых местах (особенно по Западной Украине) повели себя хорошо. Отрицать этого никак нельзя. Но в нашей местности, как в Запорожье, Днепропетровске и др. ведут себя вроде и не плохо, но близкого общения с общинами ЕХБ все же не. Углубляться, в чем причина этого, не станем, но по справедливости скажем: "Чего уж нет, то того нет".
Разумеется, что пятидесятники винят за это баптистов. Но если подойти к этим проблемам беспристрастно, то выявляется, что с их стороны вины несравненно больше. Если бы они полностью перестали "воровать снопы", то несомненно, отношения намного бы улучшились. И если этим занимаются не все, то все же с теми, кто занимается, никаких пресекающих мер не ведется. А баптисты расценивают это никак иначе, как попустительство, если не больше. Нередко отлученных в объединенных общинах за такую "работу" пятидесятников принимают в свои общины без всякого исследования, мотивируя тем, что это отлучение "не за грех". По ихнему получается, что заниматься работой, разрушающей единство и подрывающей доверие братское - вовсе не грех. Вот так и проблемы создаются и братское доверие подрывается. Не так ли?
И если такие отношения создаются даже с теми пятидесятниками, которые состоят в нашем Союзе ЕХБ, то каких же отношений можно ожидать с "нелегальными", для которых ни законов, ни пределов не существует?
Следует сказать и о том, что если в 60-х годах выходы и выезды "встречать Христа" в основном и прекратились, то эхо с пятидесятых годов все же кое-где отзывалось.
Так знаменитая Соломия, "пророчица" в г. Измаиле, куражившаяся своими "откровениями", буквально ежегодно "предсказывала" в марте "пришествие" Христа. Она утверждала, что ей является лично Иисус Христос и в числе других откровений обещает, что Он придет за Своей церковью в марте. Ее приверженцы, принимая это за божественное откровение (в том числе и ее муж), разумеется, готовились к этому не только сами, но будоражили других и это создавало немало шума. А когда март проходил и ничего не получалось, то шума и поношения на истину было еще больше и хватало до следующего марта. В результате и сама Соломия разочаровалась и за последним разом своему вестнику, выдававшему себя за "Иисуса Христа" заявила ультиматум: "Если еще и в_ этом марте не придешь, то я тебя открою" (разоблачу). Однако прошел и этот март, и не дождавшись никого, она всем заявила, что все эти откровения были от... диавола. Подробнее о делах Соломин расскажем ниже, а здесь мы это проводим просто как один из фактов.
Очень занимательное событие в 60-х годах произошло в г. Татарбунары, тоже Одесской области. Приехал некий "пророк" в общину пятидесятников и объявил, что надо немедленно выехать "навстречу Христу".
Все едущие должны захватить с собою необходимые на дорогу вещи, по 50 рублей на проезд. Все, кто этому поверили, собрались вечером к пятидесятнику Николаю Мацок, и "пророк", собрав все деньги - ТЫСЯЧИ ПОЛТОРЫ... исчез и больше не появился. В числе "отъезжающих" была и жена брата Феди, баптиста, проживающего по ул. Ленина, дом 64. Федя всячески уговаривал ее не ехать, но она, простившись со слезами, ушла. А когда произошел этот грубый обман, то вернулась к мужу и, конечно, слез было еще больше.
Да, легковерных людей этот аферист обманул. Но любопытно, почему же местные "пророки" не смогли разоблачить этого дельца и сами тоже давали ему деньги? О, это не только любопытно, но даже возмутительно!
Видя близорукость таких "провидцев", братья-баптисты из с. Шев-ченково приехали в с. Димитровку Одесской области к тамошним пророкам и попросили их открыть и саму их нужду и дать совет от Бога, как поступить. Трижды молились эти пророки о том, чтобы Бог открыл им, в чем заключается сама нужда, и после молитвы пытались объяснить, но все было совершенно невпопад. Тогда они начали требовать, чтобы братья сами рассказали, в чем заключается их нужда, и тогда будет дан им совет.
А братья заявили, что если Даниил мог рассказывать Навуходоносору содержание его сна и его значение, потому что он был истинным пророком Божиим; и если пророк Ахия распознал жену Иеровоама, хотя она была переодета, и сам он уже лишился зрения, но рассказал ее нужду, и чем все кончится (Дан. 2 гл., 3 Цар. 14:1-17). Следовательно,".. .если вы пророки Божий, вы должны открыть, в чем наша нужда, и как нам надо поступить. Но если открыть этого не можете, то как же сможем мы поверить вашему совету, если даже и расскажем вам свою нужду? Вот мы вас испытали и убедились в том, что вы говорите не то, что вам открывает Бог, а просто "МЕЧТЫ СЕРДЦА СВОЕГО", как говорили и те лжепророки (Иер. 14:14; Иер. 23:16)".
Так были разоблачены лжепророки.
И если, как мы говорили выше, шестидесятые годы в пятидесятничестве мало чем отличались от годов пятидесятых, то и о семидесятых годах в сравнении с шестидесятыми в общем можно сказать почти то же самое. Но на особенностях этого десятилетия мы все же остановимся основательно.
Основной особенностью этого десятилетия стало то, что во второй половине этих годов появились новые, зарегистрированные в органах власти, общины пятидесятников так называемые "автономные", не входящие ни в какой союз.
Если с половины шестидесятых годов стали появляться зарегистрированные общины пятидесятников, которые все равно входили во ВСЕХБ и это делалось с целью вовлечения "нелегальных" в объединенные общины, состоящие из ЕХБ и ХВЕ, то вновь организуемые автономные создавались с той же целью - вывести из подполья пятидесятников "нелегальных", но во ВСЕХБ они уже не входили, а стали существовать автономно. Автономно - это значит - самоуправляемо, не зависимо в управлении ни от союза, ни от каких-то других общин, хотя бы и пятидесятнических. Количество таких общин росло быстро и по стране достигло примерно до семидесяти, с количеством членов до четырех тысяч. Составились они частью из пятидесятников членов, входящих во ВСЕХБ, а частью и из "нелегальных".
Однако, хотя эти общины стали независимыми и самоуправляемыми, но косвенно они все же подчиняются епископам, которые, как и сами общины автономные, ведут дело каждый тоже автономно, мало или совсем не согласуясь между собою. Такая независимость вскоре же привела к тому, что когда была предпринята попытка создать не союз, а хотя бы межобластные объединения таких автономных общин, то этого сделать не удалось по причине отсутствия единого вероучения. Каждый епископ в своей "епархии" строил свои порядки и вырабатывал свое вероучение, которых на это время оказалось... пятнадцать (!) Они часто отлучали друг друга и враждовали между собой.
Впрочем, проезжавший по некоторым городам на правах туриста пятидесятник из США некто Дурасов, сын бежавшего в Америку матроса с броненосца "Потемкин", подбадривал пятидесятников тем, что если организуется достаточное количество автономных общин, тогда американские пятидесятники как-то подействуют, чтобы эти автономные могли открыть свой самостоятельный союз. Но когда между этими общинами создалась такая разноголосица, конечно, речь о любом союзе отпала.
И не странно ли это, что вероисповедание по сути одно, и Евангелие - одно, а вероучений так много. Но это столько пятидесятнических вероучений оказалось только у одних автономных. А если бы удалось собрать все "вероучения" еще и "нелегальных", которые, дробясь на группки, тоже между собой общего не находят, и, разумеется, тоже имеют своих "епископов", которые также "вырабатывают" и свои "вероучения", то сколько же их насчиталось бы?! И это у так называемых "духовных". Однако каждый руководящий такими группками в ободрение своим приверженцам твердит слова Иисуса Христа: "Не бойся МАЛОЕ СТАДО!" А разве Христос имел ввиду такие стада? Нет, Он имел ввиду ОДНО СТАДО и ОДНОГО ПАСТЫРЯ (Иоан. 10:16).
Но больше того! Каждый из таких руководителей старательно оберегает свою "паству" от "производящих разделения" и очень пресекает текучесть из своей группки в другие из-за несогласия в понятиях, обычно карая отлучением. А те, к которым приходят такие "отлученные", охотно их принимают, оправдывая это тем, что они отлучены не за грех, а потому с таким отлучением очень мало считаются.
Не хотелось бы копаться в чужих грехах, но все же не умолчим о том, что в большинстве таких группок духовная дисциплина очень низкая: любодеяние, прелюбодеяние и даже блуд строго не пресекаются. Даже эта "знаменитая" пророчица Соломия, о которой мы говорили выше, на такие вещи смотрела очень свободно: коль Бог сказал "плодитесь и размножайтесь", то блуд за грех она почти не считала. А употребление вина и даже спиртных напитков вообще, мало кто осуждает; Тимофею советовал же ап. Павел "ради частых недугов и желудка..." значит можно, как будто все подряд заболели недугами и желудками...
В общем, называя себя "духовными", большинство ведут плотский образ жизни, и во всем выручает одно - язык. Язык есть - значит есть и Дух Святой, значит и духовный, и спасенный...
Но хватит! Бог им судья! Однако касаясь этого хотя и вскользь мы хотим все же показать, к чему приводит самоуправляемость и автономность не только общин, но и малых группок, ведущих себя обособленно или автономно.
Власти, разрешая автономную регистрацию, считали, что таким образом все "нелегальные" войдут в такие общины, что они вберут в себя всю подпольщину. Но увы! Этого не случилось и видимо никогда не случится. И на это существуют две основные причины: первая - большие разномыслия, и вторая - жажда первенствовать. Хоть в маленькой группке, но быть не вторым, а первым. Однако и первое, и второе исходит из одного источника - из плотского состояния. Так было когда-то в Коринфской церкви (1 Кор. 3:1-4), так оно будет всегда и везде, где люди плотские. Это закономерно и неизбежно. Вот до чего доводит заблуждение в том, что язык - это признак духовности и знамение, подтверждающее это состояние.
И это относится не только к годам семидесятым; такое получалось и раньше, и таких фактов много, но мы приведем хоть некоторые.
Так один из наших служителей Г. М. Я. рассказывает, что с 1947 по 1951 год, еще будучи юношей, он проживал в с. Красноволя, Волынской области. Там была община в основном из ХВЕ, а часть из ЕХБ. Молодежь ХВЕ особенно отличалась тем, что по окончании богослужения все оставались, пели, молились языками, беседовали, но... когда все оканчивалось, то юноши с девушками расходились попарно и потом попарно проводили и ночь. А когда юноша Г. Я., боясь греха, уклонялся от "напарницы", которую ему находили, то все его осмеивали. "Ты слишком святой и не понимаешь настоящей молодежной жизни", - говорили ему другие. А сам организатор молодежи упрекал его такими словами, что написать их рука не поднимается.
А другой проповедник - В. Ф. Я. рассказывает о том, что было еще раньше в 1927-1928 годах.
Село Пушкаревка, Днепропетровской области. Община ХВЕ была свыше 200 членов. В эту общину приезжали лично Воронаев и Колтович. Молодежь - члены церкви - "крещенные духом", в собрании пели в хоре, молились языками, считались "духовными", а выходя из собрания, вели типичную мирскую жизнь: смех, шутки до разврата, ночевки на пару, где часто совершался и блуд. Однако все это не мешало говорить и языками, а некоторые даже пророчествовали.
А коль язык не прекращался, значит такое считалось допустимым и сдерживать страсти никто не старался. Да и зачем себя сдерживать чрезмерно, если и при этом "дух" не оставляет, не уходит? Не подумайте, что здесь речь о Духе Святом.
Больше того! В пятидесятых годах на Полтавщине, в Крюкове-на-Днепре появился С. Володин, объявивший себя верующим. Женившись, он все равно систематически блудничал и от жены этого не скрывал. А когда жена его увещевала:
"Сергей! Ведь это же грех, и ты погибнешь навеки", то он, бесстыдно улыбаясь, отвечал: "Я никогда не погибну. А если хочешь убедиться, то давай помолимся". Становились оба на колени и он, помолившись на непонятных языках около часа, потом говорил: "Ну, убедилась?"
По его мнению, как и по мнению сверстников и предшественников, понималось просто: пока язык есть, значит и Дух Святой есть, и спасения не лишен... Все решалось по языку.
Уж насколько это грубая ошибка, пусть оценит сам читатель. А мы в результате многолетних наблюдений убедились, что распущенность, распространенная среди молодежи и не молодежи ХВЕ, существует не столько потому, что таковые не боятся Бога, сколько потому, что полагаясь на язык, как на "свидетельство", они этим определяют: имеют ли они Духа Святого и спасены ли вообще, или нет? Конечно, это относится, в основном, к "нелегальным", но такое частенько встречается и у автономных и даже у некоторых из регистрированных. А причина одна и та же - они полагаются на "язык".
Дело доходило даже до того, что некая "пророчица" Ульяна Ревунова из с. Воскресенка (ныне Чапаевка, Запорожской области) в двадцатых годах однажды заявила, что смену себе она должна родить сама. Но, если мужа у нее не было, то она указала на "брата" Павла. Чем окончилась эта безобразная история, описывать просто стыдно, рука не поднимается. Но что факт, то факт и его никуда не денешь.
Но, как бы печально оно ни выглядело, а все это плод того понимания, что у кого язык есть, тот и духовный, хотя на самом деле - самый настоящий плотский.
"Горе тем, которые зло называют добром и добро злом" (Ис. 5:20). Приведем выдержку из нашего братского журнала:
"По определению некоторых из наиболее глубоких мыслителей и писателей нашей страны, русский народ - богоискатель, нона пути своих исканий, вместо чистого хлеба Евангельского учения, он часто вынужден питаться камнями человеческих измышлений и выдумок..., которые, конечно, не только не удовлетворяют алкания и жажды правды вечной, но смертельно жалят и без того измученную обстоятельствами жизни душу русского народа".110
"Ибо когда один говорит: "Я Павлов", а другой: "Я Аполлосов", то не плотские ли вы?" (1 Кор. 3:4).
Итак, в семидесятых годах с появлением общин ХВЕ, зарегистрированных автономно, не говоря уже о других направлениях, Воронаевское направление в пятидесятничестве стало подразделяться в основном на три категории: общины, зарегистрированные во ВСЕХБ; общины, зарегистрированные автономно и группы "нелегальных", не входящих ни в какую регистрацию. И если у автономных на 70 общин оказалось 15 "вероучений", то у "нелегальных" этот разнобой намного больше, и роднит их между собой только глоссолалия (непонятные языки) и пророчество.
Конечно, общины, зарегистрированные в Союзе ЕХБ, в большинстве живут более здоровой жизнью и дробятся мало; а автономные - больше; а больше всех делятся и обособляются на группы и группки "нелегальные".
Вообще, каждое явление имеет и свою причину, и это дробление имеет свои причины. Но в чем же заключаются эти причины? Из беседы с А. Д. Мелюховым, проповедником автономной общины пятидесятников в городе Минске, я узнал, что расхождения между зарегистрированными в Союзе ЕХБ и автономно в основном заключаются в том, что "союзные" идут "не по Писанию", а потому и сближаются с баптистами. Автономные же идут по Писанию.
- А почему "нелегальные" не входят в общины автономных?
- Приблизительно, как думают они, потому же.
- А почему же и между автономными такая рознь? Почему у них столько "вероучений" и вообще несогласий? Ответа не последовало, потому что и отвечать было нечего.
- А почему и между "нелегальными" такая разноголосица?
- Да потому, что каждый думает, что он "идет по Писанию", и другие не идут, - ответил он, улыбаясь неловко. Кроме того, - добавил он, - Причина и в том, что автономные не дают простора при богослужении столько, сколько хотели бы эти "нелегальные". Они придерживаются закона чинности и благопристойности, а для нелегальных - они "сами себе закон", и потому в наших рамках им тесно и душно.
- Значит автономньм тесно в рамках регистрированных в Союзе ЕХБ, а "нелегальным" - тесно в ваших, и между собою им тесно, потому что не способны вмещать один другого. И до чего же можно так дойти?
- Вот и доходят, - ответил он неохотно.
А вообще искание простора доходит даже до того, что некоторые группы "нелегальных" отвергают даже Евангелие, заменяя его "живым словом", которое скажет "пророк" (а больше "пророчица"). Ведь та же "пророчица" Соломия, в Измаиле, утверждала, что Евангелие - это то же, что "соленый огурец на Пасху", а то, что скажет она, вот это слово Божие и притом "живое"... Но о ней скажем ниже.
Некто Афанасий Балацан еще в 40-х годах в селе Константиновке под Перекопом пытался внушить пятидесятникам, что Библия - это буква и свой век отжила, а надо слушать то, что скажет дух через "пророчиц".
Но больше того! И. 3. Лукьяненко из Кривого Рога рассказывает, что в 1929 году, когда он был "пророком", то через его же уста было сказано: "Читать Слово - это уже не для тебя. Я тебя запечатлел духом, и что Я скажу, то это ты и говори". Много пришлось побороться внутренне для того, чтобы понять, что такое "откровение" совсем не от Бога, хотя казалось, что и это от Бога.
Даже вот уже в 1981 году некий новоявленный "реформатор" пятидесятничества Павел Ягольников, о котором подробнее остановимся ниже, начал учить пользоваться "живым словом", сказанньм "пророком", а Библию во время своей "проповеди" в руке хотя он и держит, но из нее не читает ни одной строчки.
Однако отвержение авторитета Слова Божьего дело не новое. Это начинается издавна, еще с 17 столетия от хлыстов, лет за 250 до появления пятидесятничества в России, и потому удивляться этому не приходится. Первым это сделал костромской мужик Данил Филиппыч, и с тех пор это выныривает даже там, где никто не ждет.
Какое кощунство над Словом Божиим! Но ослепленные люди доходят и до этого, потому что им не только в рамках союза, но даже и в рамках ЕВАНГЕЛИЯ тесно.
Но, по сути, удивляться этому не следует. Если Христос в пустыне все искушения диавола отражал одним словом "написано", то после этого диавол прилагает все усилия к тому, чтобы оторвать людей от "написанного" - от Евангелия, отнять у них "меч духовный", который есть Слово Божие (Ефес. 6:17), и тем проще справляться с ними. И если ему не удается сделать это через своих слуг, то он делает это через лжепророков, выдающих себя за пророков истинных.
Но кроме этого, чего только не пророчат эти лжепророки! Именно разногласия в этих "пророчествах" привели к тому, что в истории, как говорит ответственный работник ВСЕХБ М.В. Мельник, вражды, расхождений и дробления в пятидесятничестве никогда еще не было столько, сколько существует теперь: что ни "пророк", то и группка, и свое учение, и своя "догматика".
Ведь мыслимо ли такое, что в одном только городе Измаиле существует 15 групп пятидесятников, со своей разновидностью. А в городе Львове кроме отдельных группок "нелегальных" существуют две довольно численные общины пятидесятников, которые до последнего были зарегистрированы в нашем Союзе ЕХБ, но ничего общего между собою они не имели. Богослужения проводили в одном и том же доме, но в разные часы и конечно, по-разному. Пишущему эти строки в 1980-м году самому удалось побывать в один и тот же день на богослужениях обеих общин и лично видеть, какая большая разница существует между ними и их богослужениями. Впечатление словами передать очень трудно, однако и те, и другие утверждают, что они идут "точно" по Евангелию, по истине.
В результате к 1982 году одна из общин (община Гаркавчука) вышла из Союза ЕХБ, но не может никак определить своего положения, к кому ей принадлежать. А само богослужение этой общины не входит ни в какие рамки не только Евангелия, но и благоразумия вообще.
Очень любопытна такая деталь: в моем личном присутствии пресвитер Запорожской общины пятидесятников, зарегистрированных автономно, Кобылинский жаловался старшему пресвитеру ВСЕХБ по Украине Я.К. Духонченко на то, что Запорожские общины ЕХБ не поддерживают контакта с его общиной. Рвутся к контактам и "нелегальные" пятидесятники, особенно молодежь с молодежью. Но какова же цель таких "контактов"? Конечно, цель одна и та же - чтобы было доступнее перетаскивать готовые снопы с поля этих общин. Не лукавство ли это?
В общем, щука щукой и остается. Видоизменяются только приемы действий, а характер остается тот же: не из мира призывать, а готовых призванных уводить. В общем - не погибших спасать, а "спасать" уже спасенных. А сколько работы это добавляет!
Здесь уместно привести и такой пример: при всем миролюбии ВСЕХБ к пятидесятничеству, которое проявлялось на протяжении 30 лет со дня достижения Августовского соглашения 1945 года, в результате и этому наступил предел. Так в октябре 1975 года в своем выступлении на пленуме ВСЕХБ А.М. Бычков - генеральный секретарь ВСЕХБ, в разделе "Различные лжеучения, проникающие в церкви нашего братства", вынужден был заявить следующее: "К таким ЛЖЕУЧЕНИЯМ следует отнести КРАЙНЕЕ ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСТВО, связывающее спасение с поучением дара ЯЗЫКОВ..."111
Как видим, название "крайнее пятидесятничество" вытекает из того, в что эта категория пятидесятников и действительно занимает самое крайнее положение, которое даже ВСЕХБ был вынужден назвать ЛЖЕУЧЕНИЕМ и даже опубликовать это в нашем журнале.
О том, к чему приводит это лжеучение, лучше всего говорят факты, из которых мы приведем хоть некоторые из последних лет.
Так в селе Лелековка, Кировоградской области, проживает некто Алеша Стулий. Став "крайним" пятидесятником, хотя до этого был членом общины, принадлежащей к Совету церквей, в 1976 году получил странное "откровение": дух ему сказал, чтобы он принес сам себя в жертву Богу, иначе все люди погибнут, будучи залиты дождями. Чтобы исполнить это, среди двора он наложил кучу соломы, облил ее горючим, зажег и сам упал в огонь. Подоспевшие люди выхватили его из огня обожженным и отправили в больницу в Кировоград. Все окончилось тем, что одну ногу совсем ампутировали (отрезали), а другая хоть и осталась, но стала совсем негодной, и после выздоровления он ездил на коляске. По возвращении из больницы братья много увещевали его оставить это заблуждение, но он не согласился.
После этого он получил другое "откровение" - провести 50 дней в посте о братьях, находящихся в заключение, что по сути не лучше первого, но на это он пока еще не согласился.
Другая женщина из того же села, став "пророчицей", пророчествовала, что ее муж Иван Сувалов сожительствует с родной дочерью и с соседкой, живущей рядом. Выяснили и установили, что это сущая ложь, но она утверждает свое. Кто же и какой дух дает ей такие "откровения"? Ясно, что не Божий, но она уверена, что Божий и не иначе. Вот как диаволу удается обманывать! Таких примеров можно привести и больше, но нужно ли? Такие-то они, плоды этого лжеучения "крайних"!112
К числу событий 70-х годов следует отнести и тот факт, что на 42-м Всесоюзном съезде ЕХБ в декабре 1979 года состоявший до этого членом президиума ВСЕХБ П. К. Шатров, возглавляющий пятидесятников-единственников, по голосованию не прошел не только в состав президиума, но даже в члены ВСЕХБ. Много было приложено усилий со стороны руководителей съездом к тому, чтобы хоть как-нибудь "протащить", но все оказалось безрезультатным. Большинство делегатов съезда решительно проголосовали "против". Много посуетились делегаты - пятидесятники вокруг этого вопроса, но все это ни к чему не привело. В президиум от пятидесятников был избран Д. Л. Вознюк - старший пресвитер ВСЕХБ по Тернопольской области, а Шатров, из особого снисхождения к нему, был оставлен всего лишь помощником старшего пресвитера по РСФСР.
Конечно, все это получилось не без причины: "Решение сбылось неземного суда", о котором до этого Шатров видимо мало думал, проявляя самонадеянность.
Некоторые из делегатов-пятидесятников в ответ на это угрожали даже выходом из союза ВСЕХБ, но остальные пятидесятники-делегаты их в этом не поддержали. Другие пытались расценивать это как недружелюбие к пятидесятникам вообще, но тот факт, что Вознюк, Глуховский, Билас и др. были избраны большинством голосов, сам по себе говорил, что дело не в дружелюбии, а в личных качествах самого Шатрова и перед людьми, и особенно перед Богом. Двойственная линия, которую он занимал, будучи членом президиума, дала свои плоды, и это стало уроком и другим, склонным на это. Хочется верить, что в дальнейшем Шатров из этого извлечет полезные уроки, чтобы держаться чего-то одного и не двоиться.
Хотя из восьмидесятых годов по день написания этих "Очерков" прошло всего лишь полтора года, но за это время произошли уже довольно громкие события, о которых умалчивать нельзя. Это может послужить уроками и для других.
Сравнительно недавно умеющий "пробивать" себе дорогу П. И. Виниченко, проживавший в г. Светловодске, Кировоградской области, правдами и неправдами сначала добился зачисления на Заочные библейские курсы при ВСЕХБ по ходатайству Г. Г. Понурко, а по окончании курсов вскоре оказался в звании пресвитера в церкви ЕХБ в г. Евпатории. Но если, как мы говорили выше, "щука" всегда останется щукой, то и с этим новоиспеченным пресвитером получилось то же самое. За короткое пребывание в этом служении Виниченко сумел повести дело так, что не считаясь ни с братским советом церкви, ни с областным пресвитером, проявил полное "единоначалие". В результате 13-ти душам новообращенных привил языки и передал в нелегальную группу пятидесятников, именуемую почему-то "Чайкой". Другие хотя из церкви и не ушли, но оказались со взглядами крайних пятидесятников.
За такую работу областным пресвитерским советом Виниченко со служения пресвитера был снят и оставлен только членом церкви. А он, вместо того, чтобы признать свою вину и исправиться, наоборот, подал заявление о выводе его из списков членов церкви.
Но мало того! Он попытался собирать группу пятидесятников с тем, чтобы зарегистрировать ее автономно, но собрания проводились в том же помещении, в котором проводит богослужения поместная церковь ЕХБ, которая отстранила его от служения. Это заставило церковь вникнуть и в личную жизнь этого "деятеля", в результате чего выяснилось и то, за что он был отлучен церковью безоговорочно и церковь настаивала на лишении его пресвитерского звания вообще.113
Кстати заметим, что сын его, Владимир, по примеру отца попытался повести такую же работу и в Александрийской церкви ЕХБ (Кировоградская область), где он состоит членом и руководит музыкальной частью. Но благодаря своевременному пресечению этой попытки пресвитером церкви Слободяником Н. А. все прекратилось, но, видимо, лишь до удобного случая.
Не лучше получилось и в церкви ЕХБ в городе Джанкое и Азовске в Крыму, где церкви оказались так же почти разрушенными "деятелями" подобными Виниченко, и областной пресвитерский совет прикрепил туда брата И. Н. Левчука, проживающего в Симферополе.
Разрушительной работой занялся и в городе Ялте некто по фамилии Осадчий, и не безрезультатно: пятидесятники, пользуясь добротою пресвитера церкви Малецкого, повели открытую работу по переубеждению, а тем, кто попытается противостоять этому, ловко закрывают уста и бьют по рукам. И вот такие люди работают, не покладая рук, но не созидают, а разрушают готовое, что созидалось десятками лет, иногда и ценою жизни.
Но почему же такая работа так мало пресекается? Дело не в том, что за этим якобы некому побеспокоиться, а в том, что для достижения и сохранения единства со стороны нашего братства ЕХБ к пятидесятникам и их действиям проявляется очень много (и даже слишком много) терпения и великодушия. И безусловно, на одних, добросовестных и боящихся Бога это действует благотворно, и они, находясь в единстве, ведут себя почти безупречно. Другие, наоборот, злоупотребляя и пользуясь этим отношением, скрыто и открыто занимаются разрушительной работой, не имея ни страха, ни чувства ответственности ни перед Богом, ни перед людьми. Вот так и выделяются и "умеренные", и "крайние" из тех же, которые одинаково называются одним именем "пятидесятники".
В этот же раздел следует вместить еще одну довольно странную историю, совершенно свежую.
В аппарате канцелярии ВСЕХБ, в Москве, работает известный многим И. С. Федотов, за которым, кажется, нет никаких замечаний. Но в сущности это не так. Помимо работы в канцелярии, он, как ретивый пятидесятник, но умеющий ловко прятать свое лицо, с группой пятидесятников, подобных ему, тайком "подрабатывают" и "на стороне".
В Подмосковье, в городе Электросталь с этой группкой собрал проживающих там верующих ЕХБ и в беседе с ними о крещении Духом Святым по-пятидесятнически он указал на присутствующую там сестру Аню Н., что именно она получит это "крещение".
И что же, в результате ревнования она и действительно получила и при этом она возомнила о себе, что стала духовной. Но результаты были не радующими. Она жила с матерью неверующей, и до этого относилась к ней с терпением и любовью. Но с момента этого "крещения" (по причине расшатанности психики в процессе ревнования) стала очень вспыльчивой и раздражительной, и терпение куда-то исчезло вообще. Но больше того! За всякую мелочь ей хотелось с матерью поскандалить; именно, поссориться и поскандалить. Эту перемену вскоре заметила мать, и она сама, невольно стала задумываться: "Что же я получила, что в результате этого я изменилась, но не в лучшую сторону, а в худшую?"
И дальше она рассказывает: "Я стала молиться и просить у Господа, чтобы Он это "крещение" удалил от меня. Но при этом произошло что-то странное. Помолившись горячо и искренно, я легла в постель и очень хотела уснуть, но этот дух стал так подбрасывать меня на постели, что я никакими силами не могла удержаться. Но мало того! При этом я ощущала такое сексуальное ощущение, которое получают женщины, побывавшие с мужчиной...
Все это меня так сильно напугало, что я сказала: "Отойди от меня, сатана!" Однако и при этом все продолжалось по-прежнему. Тогда я решительно заявила: "Отойди от меня, сатана! Кровь Иисуса Христа сильна избавить меня от тебя". И только после этого все прекратилось; прекратился и язык, и я вновь обрела мир с матерью, мир внутренний, сердечный.
И что же, этот дух меня хотя и оставил, но не забыл. Часто он нашептывал мне, напоминая о моих грехах до уверования, пытаясь смущать меня. Однако и на это я твердила то же самое: "Отойди от меня, сатана! Кровь Иисуса Христа мена омыла и я прощена. И теперь я свидетельствую всем об этом, не стесняясь".
Выходит, что работой по перетягиванию в пятидесятничество занимаются не только пятидесятники "нелегальные", но и такие, которые "трудятся" в канцелярии ВСЕХБ и едят хлеб не в скудности за счет средств, посылаемых верующими ЕХБ в Москву на дело Божие...
Печально, но это факт, о котором эта сестра рассказывает вполне искренно. Конечно, такое бывает, такое и есть. Но следовало бы спросить Федотова: "А КАК ОНО НАЗЫВАЕТСЯ?" По-книжному - это двоедушие. А по-евангельски, как?
Вот здесь то и становится очевидным, насколько необходима сдерживающая работа в отношении не в меру ретивых ревнителей из крайнего пятидесятничества. И если такая сдерживающая работа, "чтобы не повредить единству", не проводится сверху, то ею вынуждены заниматься "низы", то есть низовые работники: пресвитеры церквей или просто проповедники, кому дело Божие - родное, кто к судьбам людским равнодушным оставаться не может. Потому-то в наших церквах на эти темы проводится много бесед, проповедей; так появляются и письменные труты, в которых разъясняются самые насущные и наболевшие вопросы о Духе Святом, Его действиях и дарах - самым открытием и доступным образом.
Именно так и появились и некоторые скромные труды наших братьев В. С. Мещерякова, Г. Н. Агнцева и труды В. С. - пишущего и эти
"Очерки". Конечно, эти "Очерки", как это подчеркивалось еще в предисловии историей не называются и на такое громкое слово не претендуют, однако они могут быть с успехом использованы и для истории нашего братства вообще. А пока такая история не будет написана, то кто-то воспользуется и ими, найдя в них полезное и для себя, и для других.
Писать об этом не только нужно, но даже и необходимо, но плохо то, что когда речь идет о действиях пятидесятников крайних и их понятиях, то почему-то огорчаются и даже вступаются за них и пятидесятники умеренные, хотя они и сами против этого. И потому порою трудно различить одних от других. Такое отношение умеренных к действиям крайних их не исправляет, а наоборот, еще больше утверждает о том, что якобы они стоят на правильном пути. Хотелось бы, чтобы умеренные стали все и действительно умеренными и не подвизались бы за тех, чьих действий они не одобряют и не поддерживают.
О событиях 80-х годов, совершавшихся за эти полтора года, можно бы написать и больше, но мы ограничимся описанием одной довольно комичной истории, совершившейся в городе Славянске, Донецкой области.
Еще с 60-х годов в этом городе существовала община ЕХБ, входящая в совет церквей численностью до полета человек, в которой не было ни одного пятидесятника.
Но вот в 70-х годах в эту общину вошел некий приезжий, сравнительно еще молодой человек, Павел Яголъников, с неплохими проповедническими и организаторскими способностями. Влившись в общину, он стал усердно трудиться среди молодежи и потихоньку обрабатывать их на свой лад. Все делалось настолько тайно, что никто ничего не замечал, пока не открылось, что к началу 1982 года половина этой общины, в основном молодежь, начали говорить непонятными языками, видеть видения и пророчествовать. По сути они стали типичными пятидесятниками, но такими, что с поместной общиной пятидесятников у них не было ничего общего, да и община эта за пятидесятников их не признала.
В результате перед пасхой 1982 года из своей общины, входящей в Совет церквей, они вышли, а в общину пятидесятников не вошли. Однако они при этом не растерялись, а провозгласили, что их "движение" будет совершенно "новым" и самостоятельным, идущим непосредственно "по Слову Божиему". Так образовалась еще одна разновидность пятидесятничества, изобретенная новоявленным "реформатором" Павлом Ягольниковым. После пасхи в этой "общине" был избран 23-летний "пресвитер", а Ягольников самочинно объявил себя "епископом" нового "движения", насчитывающего чуть больше 20 членов...
Пытались их увещевать М. Т. Шаптала - члена Совета церквей и руководители зарегистрированной автономно поместной общины пятидесятников, но безрезультатно. На вопрос, есть ли где-нибудь подобные им, Ягольников отвечал, что они пока что первые, но со временем все верующие в нашей стране (и ХВЕ, и ЕХБ) примкнут к их "движению", и они возглавят всех верующих, и, разумеется, об этом молятся...
Рассчитывали они, что в 1982 году они будут иметь 100 человек покаявшихся, но прошло уже полгода, а ни одного не имеют. Ягольников пытался исцелять больных, но исцеленных по-настоящему тоже нет. Есть у них только одно - бахвальство и пренебрежительное отношение ко всем верующим, в том числе и к входящим в Совет церквей, какими до этого были и они сами. Появилась же "щука" и такая! Любопытно и то, что Ягольников во время своей проповеди на левой руке все время держит раскрытую Библию, но из нее ничего не читает. В основание своей проповеди он что-то пророчески "изрекает", а потом почти час это изреченное объясняет. Его примеру следуют и другие. (Составлено по рассказу А. Бычек, члена Славянской общины Совета церквей).
Главная
страница | Начала веры
| Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки