ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСТВА

Глава 7

Другие направления в пятидесятничестве

 

29. ПЯТИДЕСЯТНИКИ-СИОНИСТЫ

Кроме пятидесятников смородинского направления, возникшего в России в 1913 году, и воронаевского, возникшего в 1921 году, возникло в нашей стране в 1922 году и направление пятидесятников - СИОНИСТЫ. По численности это направление меньше обоих вышеназванных, но все же является деноминацией самостоятельной. Происхождение его то же, что и первых, и поэтому это не нечто новое совершенно, а одна из разновидностей пятидесятничества. Но и эта разновидность разделяется на другие, о которых мы скажем ниже.

Первые общины этого направления возникло в Черно-Островском районе Каменец-Подольской губернии. Проповедником этого учения и основателем первых общин был Л. В. Мельник, проповедовавший не только само учение, но и идею переселения верующих на гору Сион в Палестину, где надо ожидать второго пришествия Христа, грядущего в мир за Своей Церковью. И не обращая внимания на предупреждение Самого Иисуса Христа: "И скажут вам: "вот здесь", или: "вот там" - не ходите и не ГОНЯЙТЕСЬ" (Лук. 17:23), ослепленные лжеучением эти люди все-таки постоянно мечтали о выезде на Сион.

Эти мечты мечтами не остались и такой выезд все же состоялся и пожалуй не единственный. Кроме того, что об этом проповедовал Мельник и его приверженцы, об этом же говорил и "дух" через своих "пророков"!

Мы уже излагали выше, что крымские "пророки" в 1955 году "предвозвещали" о том, что в Крым приплывут корабли из заморской страны и всех крещенных духом отвезут в "землю свободную", где они будут блаженствовать и славить Бога. А эстонские "пророки" пророчили, что приплывет белый корабль и всех пятидесятников увезет куда-то навстречу Христу. Подобно этому и съехавшиеся в город Находку пятидесятники (о чем мы уже излагали более подробно), по "пророчеству" также ожидали "большого ковчега" (необычно большого корабля), который повезет всех съехавшихся в Палестину, в Иосафатову долину, где Христос будет совершать суд...

И все это ведь не собственные выдумки "пророков", а так говорил "дух". И мы ничуть не сомневаемся в том, что это говорил именно дух, но важно, какой дух говорил? И если написано: "НЕ ВСЯКОМУ ДУХУ ВЕРЬТЕ, НО ИСПЫТЫВАЙТЕ ДУХОВ, ОТ БОГА ЛИ ОНИ?" (1 Иоан. 4:1), то это значит, что духи через людей говорить могут что угодно. Но важно понимать, что не все духи - от Бога. И к очень большому сожалению вот эти люди ни над чем этим не задумывались, а все "сказанное" принимали как от Бога. Вот в чем причина таких грубых заблуждений обманутых людей.

Выше было затронуто, но лишь вскользь, а здесь остановимся подробнее на том, о чем даже сообщалось в журнале "Христианин" в 1925 году: "Так например в с. Романовка (около города Днепродзержинска, тогда Каменского) через одну женщину дух сказал, что они должны уехать на Сион сейчас же. Несмотря на холодную зимнюю погоду, почти все бричками (с семьями) стали отъезжать в неизвестном направлении, бросив на произвол и дома, и хозяйства. Их, конечно, задержали местные власти, и при медицинском обследовании нашли некоторых из них нервно расстроенными, почти душевно больными. Под надзором милиций их вернули назад в свое родное село Романовку. Двое из детей - замерзли.114 В результате, как передает А. Д. Беспалов, община, численностью 200 человек, перестала существовать; все от позора кто уехал, а остальные ушли в мир.

Но если некоторые оказались психически нездоровыми и послушались некой женщины - "пророчицы", и отправились в путь, то почему же от них не отстали и здоровые?

Такова она сила заблуждения и доверие любому духу без исследования. Таковы они деяния сионистов. И если такие странности наблюдались у пятидесятников воронаевского направления, то и сионисты, пренебрегающие ими, в этом отношении поступали не лучше. Не лучше от сионистов поступали и субботствующие пятидесятники, о чем скажем немного ниже.

А в Закарпатье, о чем подробнее мы останавливались в главе 5, когда тоже по пророчеству взобрались на одну из гор и стар, и мал, "встречать Христа", ведь это были тоже ни кто иные, а пятидесятники - СИОНИСТЫ. Да разве это и все, в чем проявили себя эти странные люди? Конечно нет! Но все это одно и то же - доверие всякому духу, не думая о том, что духи бывают всякие.

Как это обычно бывает, у Л. В. Мельника появились помощники Д. С. Чайка, Н. И. Стародуб и др. Это течение многочисленным не было, но все же давало о себе знать и насаждалось в различных областях страны в виде небольших групп, а иногда и общин.

В 40-х годах деятельность сионистов значительно активизировалась и на Украине, и за ее пределами. С 1955 года это течение возглавил ближайший сотрудник Мельника - Д. С. Чайка, много разъезжавший по стране, проповедуя те же идеи, которые проповедовал его предшественник Мельник.

В Казахстане и Сибири миссионерскую деятельность вел А. О. Дьякун, который кроме устной проповеди написал еще и шесть посланий, назвав их "историческими", в которых определил название своему течению: "евангельские христиане-пятидесятники, сионисты", а затем изложил краткий "символ веры" этого течения: "Слово "пятидесятник" означает - "крещенный Духом Святым". А "сионист" - означает то, что Христос дал Новый закон и Новый Завет Своим ученикам на горе Сионе, и потому я стремлюсь на гору Сион. Там моя отчизна, и потому я называю себя сионистом. Отец мой на небесах, а мать моя - Сион. Оттуда начал Господь крестить Духом Святым и туда же Он соберет и всех Своих избранных".

Такая трактовка для мало осведомленного человека может показаться и обоснованной, и правильной. Но человек просвещенный Духом Святым и углубленный в Слово Божие сразу же заметит, куда клонит этот "учитель" и его "символ веры". Если написано, что "наше жительство НА НЕБЕСАХ, откуда мы ожидаем Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа" (Фил. 3:20), то Дьякун и иже с ним трактуют, что их жительство будет на земле, "на Сионе".

Не на небо, а на Сион; не восхищения Церкви ожидать, живя на месте, а уезжать бричками Бог весть куда. Ничего в этом "символе" не говорится о преображении тела и воскресении мертвых вообще. И если все так изложено, то что же в этом верного, соответствующего духу Евангелия?

Кстати и иеговисты тоже ни о каком небе не думают, а рассчитывают после всеистребляющего "армагедона" жить вечно на этой нашей земле. Но одно только не понятно, где же все они рассчитывают жить тогда, когда "ЗЕМЛЯ и все дела на ней СГОРЯТ"? (2 Пет. 3:10). Сгорит земля, сгорит и Сион, а куда же придется им деваться после этого?

Христос же, наоборот, учит никуда не бросаться, а оставаясь на месте, бодрствовать и ожидать Его пришествия, когда Он придет за Своей Церковью. А на вопрос: "Где, Господи"?, то есть где же то место, куда надо собираться, чтобы Его встретить. Он ответил короткой притчей:

"Где труп, там соберутся орлы" (Лук. 17:37). Этим Он сказал что, как к месту нахождения трупа орлов никто не созывает и дороги никто не показывает, но они сами своим чутьем находят место и дорогу, так и место, где Он будет собирать Своих или дорогу к нему указывать не нужно. Все это сделает Дух Святой Сам и без участия нашего. И для этого ни брички, ни поезда, ни корабли не потребуются. Вот насколько нелепо учение сионистов и в частности послания Дьякуна о Сионе и 'переезде туда.

Но если бы это учение было только нелепо. Оно пагубно, и в основном тем, что оно отвлекает верующих от самого главного. Если все учение Иисуса Христа проникнуто призывом к тому, чтобы БОДРСТВОВАТЬ и ожидая Его явления БЫТЬ ГОТОВЫМ к встрече с Ним, то учение сионистов проникнуто тем, чтобы как можно скорее отправиться на в Сион, совершенно не заботясь о готовности к встрече Господа, грядущего за Своей Церковью.

А чтобы этому заблуждению придать какую-то значимость, сионисты каждого переходящего к ним из любой церкви перекрещивают и никакое крещение действительным не признают. Разумеется, что и от пятидесятников воронаевского направления они тщательно отмежевываются, равно как и от смородинского.

 

30. ХРИСТИАНЕ СИОНА (МУРАШКОВЦЫ)

В начале 30-х годов на территории нынешней Западной Украины и Западной Белоруссии, на Волыни появился еще один "апостол" пятидесятничества И. Мурашко, прибывший из США, именовавший себя "отцом Сиона", а свою жену (незаконную) - "матерью Сиона", которую он как-то отбил у одного пятидесятника. Она была очень красивая и этим прельстила его. Его учение - это смесь пятидесятничества с хлыстовством.

Брат А. Конец из города Бреста рассказывает, что этот новоявленный "апостол" купил возле с. Дубровицы на Ровенщине 300 гектаров земли, которая тогда была еще под владением Польши, и в этом своем "уделе" построил "скинию" и заимел 12 апостолов, но во всем руководствовался тем, что скажет жена, которая была не просто "пророчицей", а чревовещателем. И хотя она у него была на положении "духовной жены", но фактически она была и его женой по плоти. Подобные сведения сообщает также И. Барчук.115

Приверженцы И. Мурашко назывались "евангельскими христианами святыми сионистами". И хотя их название сходно с сионистами, о которых мы говорили выше, но исследователи-социологи утверждают, что эти два направления не следует смешивать ни между собою, ни с еврейским буржуазным национализмом -сионизмом. Они возникли в разное время и у их истоков стояли разные люди, и потому с этим сионизмом у них нет ничего общего и никогда не было.116

Кроме языков, пророчества, видений и других причуд у этих мурашковцев практикуется еще и своеобразный "танец радости". Приходя в особый экстаз и сами себе припевают слова: "Гоп, гоп, мой Иисусе, я с Тобою веселюся", они пускаются в пляс, подпрыгивая, подобно духоборам-прыгунам, довольно высоко. Даже идя по дороге, когда их охватывает такой экстаз, который они называют "ревностью", то начинают танцевать и по одиночке, и по несколько человек, находя в этом удовлетворение своих "духовных потребностей". Этот же брат Копец рассказывал, что однажды, когда он косил сено на берегу болота, то подошел к нему мурашковец и предложил: "Давай я станцую" и, не дождавшись ответа, пустился в пляс, делая такие прыжки, что на воде в болоте даже пошли волны. При этом все мурашковцы ссылаются на Давида, который, придя в необычный восторг, тоже скакал и плясал. Такие же пляски практикуются и у хлыстов, потомков духоборов.

Практикуется у мурашковцев и особый групповой танец радости, называемый "колесо в колесе", когда обессилевшие танцующие одни падают, а другие еще с большим запалом продолжают безумную пляску, пока уже танцевать некому.

Порываются эти люди и на чудотворение. Так, однажды сам Мурашко явился на кладбище в момент похорон и просил покойника не хоронить, а обещал его воскресить. Но когда хоронившие на это не согласились, то он, чтобы помешать опустить гроб, сам впрыгнул в могилу. Однако хоронившие не растерялись и лопатами стали бросать землю прямо на него. Видя, чем может кончиться дело, Мурашко выпрыгнул из могилы, а хоронившие опустив гроб в могилу, похоронили. Это событие стало известным настолько, что и ныне его вспоминают с самой едкой насмешкой, хотя прошло уже до полета лет. Да и можно ли о таком забыть? Так сатане удалось использовать "ревность не по рассуждению" в своих коварных целях.

Можно бы привести и другие причуды Мурашко и его приспешников, но, пожалуй, и приведенного достаточно. Но любопытно то, что этот лжеапостол на Сион в Палестину никого не направлял, а на своем трехсотдесятинном участке, кроме своего домовладения решил построить свой "Сион". Потому-то он и "скинию" построил, и себя именовал "отцом Сиона", а жену свою "матерью Сиона". До чего только доводит заблуждение! Ужас!

 

31. ПЯТИДЕСЯТНИКИ СУББОТСТВУЮЩИЕ

Несколько позднее из среды пятидесятников-сионистов, последователей Мельника и Чайки, выделилась еще одна ветвь пятидесятников - субботствующих, распространившаяся больше всего в Закарпатье. По своему вероучению эти люди мало чем отличались от тех, из среды которых вышли, но особенность их была в том, что попав под влияние адвентистов-субботников они стали также праздновать не воскресение, а субботу - "день покоя", не менее ревностно, чем и субботники, а еще больше. Вторая особенность их была в том, что они возомнили о себе, что пятидесятники только "крещены духом", а они вдобавок к тому еще и "водимые духом".

Н. Н. Мельников рассказывает, что в начале пятидесятых годов в городе Батуми появилась большая группа пятидесятников, которые из пятидесятников обычных стали пятидесятниками субботствующими, из которых большинство приехали из Эстонии.

История этих "беженцев" была довольно странной. В главе 5 мы уже описывали подробно истории о том, когда в разных местах нашей страны пятидесятники выходили и выезжали "навстречу Христу". Но мы намеренно не описали еще одну, которую опишем здесь.

В 1947 году из села Мачехи, из-под Полтавы, по пророчеству некоего "пророка" - старца выехала целая община пятидесятников в Эстонию. "Пророк" предвозвестил, что в этой местности произойдет страшное бедствие. Распродав за бесценок, что успели, в этот голодный год обманутые люди двинулись в путь. Все деньги, у кого сколько было, сложили в один чемодан и вручили самому доверенному брату. Но на половине дороги вдруг не стало ни чемодана, ни "брата" и никакого жизненного запаса. Создалась неимоверная паника, но коль билеты были у каждого на руках, то ехать продолжали...

По приезду в Эстонию, голодные и измученные, они обратились к какому-то пресвитеру, и были помещены временно в молитвенном доме, нов тот голодный 1947 год, кто смог бы прокормить такое количество людей. Началось голодание, заболевания, смертность... Ни один день не обходился без похорон. Нужно было что-то делать.

И вот оставшиеся в живых, изыскивая любые средства, стали разъезжаться кто куда, а большинство поехали в города Батуми и Сухуми, но от стыда в свое село не возвращались. Многое при этом стали отступниками, а село Мачехи, как стояло, так и поныне стоит невредимо.

Казалось, надо бы осознать свое заблуждение и, оставив пятидесятничество, вернуться в родное братство ЕХБ, из которого большинство из них и вышли. Но нет! В своем упрямстве они нашли заблуждение другое, ничуть не лучше первого - они стали субботствующими пятидесятниками. И когда их спрашивали, что побудило вас пойти на это, то они уверенно отвечали: "До этого мы были просто пятидесятниками, а теперь мы стали пятидесятниками, "водимыми духом". И если бы тогда, когда мы выезжали с Полтавщины, мы были такими, как теперь, то того, что случилось, не произошло бы".117

Но, в самом ли деле эти пятидесятники-суббртствующие так "водимы духом", что таких промахов, какие бывают у пятидесятников обычных, у них не бывает? На такой вопрос лучше всего ответить не рассуждениями или предположениями, а фактами, которые мы и приведем.

Так, в конце сороковых годов пятидесятникам субботствующим было сказано через пророчество, которые также считали себя "водимыми духом", проживавшим в Восточном Казахстане, идти на гору, и там будет "брачный пир" Иисуса Христа и Церкви. И хотя это было зимою, но не теряя времени они все ринулись к горе неподалеку от города Зырянска, но поднявшись на гору, ничего там не нашли. Видя такое возмущение, пророки ободряя сказали, что попали на гору, но не на ту; надо идти на другую... Пошли, но и на другой горе было пустынно и ничего не нашли. Тогда пророки стали убеждать всех в том, что надо идти на третью гору...И хотя люди были утомлены до крайности, но все же поверили и стали подниматься на третью, однако и там не нашли ничего.

Трудно судить, что было бы с этими перемерзшими и изнемогшими людьми, не способными идти никуда, но здесь подоспели солдаты и чуть живых стали собирать и отправлять на прежнее место жительства. Эта трагедия настолько пошатнула веру у всех, что многие стали просто неверующими ни в пророчество, ни во что. Даже их руководящий, впав в неверие, оставил свою большую семью и связался со "старой девой" Мещеряковой, за что власти его судили и куда-то сослали. А когда, отбыв срок, возвратился и хотел вернуться к своей законной жене, то она его не приняла. Дети за это время подросли, и она решила, что сможет обойтись и без него. А сколько соблазна произвела эта трагедия среди людей окружающих! Сколько насмешек, злословия и хулы вообще на всякую истину; кто мог это учесть!

Верно, нам могут сказать, что это было давно, более тридцати лет тому назад, а теперь уже научились и такого теперь не бывает. Но и современные факты говорят о том, что фактически все остается по-прежнему также. Вот один факт, но, конечно, не последний.

В начале лета 1980 года в семье А. П. Петренко, проживающего в с. Каменское, Запорожской области, начались приготовления к браку: дочь Талла должна выходить замуж за молодого человека, верующего, которого страстно любила. Любил ее и жених... Но вот неожиданно в доме Петренко появляется неизвестный пятидесятник субботствующий, считающий себя "водимым духом", Тимоша Коба, и спрашивает:

- Вы готовитесь к браку?

-Да, - ответили родители спокойно.

- Так вот, что: ломайте этот брак немедленно, потому что есть пророчество, что этот брак - ваше несчастье.

Через некоторое время, когда было уже все решено, и было подано заявление в ЗАГС о регистрации, Тимоша появился снова и самым настоятельным образом требовал поломать этот брак. Конечно, ему говорить и даже требовать этого было легче. Но, как должны были реагировать на это родители и сама невеста?! Сколько нужно было иметь мужества, чтобы не послушаться этого "пророка", который, как каркающий ворон, вещал о беде. Легко ли это решать, да и переживать? Наконец наступило 5-е августа - день брака. И когда невеста была уже одета в фату и венок, внезапно появился этот же Тимоша - "пророк" и в самой категорической форме заявил, выходя из себя:

- Так вы все же не слушаетесь и продолжаете свое? Сейчас же срывайте с дочери фату и венок и все ломайте. А если вы этого сделать не можете, то я сорву сам. Вы только дозвольте! Почему вы не слушаетесь?! Трудно представить, какое впечатление сложилось у родителей, жениха и невесты. И при этом впечатлении надо было идти в молитвенный дом на бракосочетание... Но, помолившись и возложив всю надежду на Господа, и жених с невестой, и родители отправились в молитвенный дом, где их уже ожидали. Конечно, бракосочетание и брачный обед прошли благословенно и торжественно, потому что никто ничего не знал. Но, сколько надо было мужества и родителям, и жениху с невестой, чтобы преодолеть страх и сомнение: "А что, если в самом деле этот "предвестник" от Бога?" И что же? Молодая чета живет хорошо, имеют наследство и счастливы. Но, чего стоило все это пережить, перечувствовать и принять решение тогда?!

Можно бы привести и другие примеры из деятельности этих "водимых духом", но разве для оценки этих деятелей приведенного не достаточно? И что значит, поломать брак, поломать счастье молодых людей? Но разве этот лжепророк об этом думал?

Ничего не думал и другой лжепророк А. Б. Сиващенко из Мелитополя, пророчивший о том, что город Мелитополь полностью провалится в 1946 году от землетрясения, а потому надо немедленно куда-то уезжать. И хотя его никто не послушался, но субботствующий пятидесятник первым уехал в Молдавию, в город Бендеры, где и умер. А Мелитополь, слава Богу, и поныне невредим.

Надо подчеркнуть, что субботствующие пятидесятники, как и сионисты-мельниковцы, их предшественники, также мечтают и ждут, когда отправятся на Сион. Думают об этом и мурашковцы, хотя сам Мурашко думал иначе.

И если в Слове Божием гора Сион упоминается, как символ места, куда Господь соберет Своих искупленных, то сионисты и субботствующие - их потомки, поняли это буквально и мечтают о переселении на физическую гору Сион, находящуюся вблизи города Иерусалима в Палестине. Но если бы они и действительно были духовными, то разобрались бы, где символ, а где буквальное. О каком же водительстве духом можно тут говорить?

 

32. СОЛОМИЯ И "СОЛОМИЕВЦЫ" В ИЗМАИЛЕ

Город Измаил, Одесской области, отличился от других городов тем, что в нем насчитывается до пятнадцати разновидностей пятидесятников, если считать легальных и нелегальных. В это число входит и особая разновидность - так называемые "соломиевцы", берущие начало от необычной лжепророчицы Соломин, известной далеко за пределами Измаила, о которой мы уже упоминали в разделах 5 и 6 пятой главы.

Странная история этой лжепророчицы начинается не с начала, а с конца, то есть с того времени, когда она прозрела в 1980 году и во всеуслышание заявила о том, что все то, что имела, было не от Бога, а, как она сама это утверждает, от... диавола. Это ее свидетельство записано на магнитофонную ленту и сохраняется в Одесской церкви ЕХБ, как неоспоримый документ, в котором отчетливо слышен и голос, и речь, и рыдание этой 75-летней женщины.

Из этой записи и из рассказов Гриши Матева, А. Ф. Кулешова и Г. Н. Агнцева известно, что первой, воспринявшей пятидесятничество в Измаиле была именно эта Соломия, по своему складу очень склонная ко всему, что как-то необычно, сверхъестественно. Получив "духовное крещение" еще в 1940 году, она заговорила на непонятном языке, но не понимала ни языка своего, ни языков других, от которых она это восприняла, и ей страстно хотелось понимать. Разумеется, что об этом она постоянно постилась, молилась и, наконец, в одно мгновение (как утверждает она сама) она получила не только способность понимать языки, но и ряд других "даров" - всего, как она утверждала, - тринадцать... И если в списке настоящих даров духовных (1 Кор. 12:8-10) их насчитывается всего девять, то у нее оказалось больше - тринадцать... Сюда входили языки, истолкование, пророчество, видения, распознание духов, откровение, зрение, отсутствие души и пр.

Все ее пророчества и откровения ее муж сначала тщательно записывал и сам перед этим преклонялся. Но когда впоследствии через 40 лет раскрылось, чти все это было не от Бога, то всю эту писанину он сжег, и она исчезла (к сожалению) бесследно.

Но это мы заходим вперед. А первоначально, когда у Соломин проявилось такое обилие "даров", то к ней со всех сторон стали стекаться люди, не только пятидесятники, но тайком и баптисты, считая ее необычайной пророчицей. Всего, как она подсчитывала, за время ее деятельности у нее нашлось 180 сторонников, в число которых входили даже некоторые проповедники и диаконы из поместной церкви ЕХБ... А сорок человек- это были постоянными ее приверженцами, из которых она определила 12 апостолов....которые без дела не сидели, а также трудились...

С этими людьми она проводила тайные сборища, на которых в моменты особого восторга, при экстазе, все становились в хоровод (круг) и совершали коллективный танец "джек", ссылаясь на то, что когда-то в восторге и Давид плясал. Во что превращался этот "джек", можно лишь догадываться, а вообще все это сохранялось в "тайне великой". Впрочем, такие танцы в таких хороводах практиковались и у хлыстов, и у "двоюродных братьев" - прыгунов намного раньше, чем до этого додумалась Соломия и иже с нею.

Очень примечательно то, что кто бы что ни делал, близко или далеко, снаружи или в комнате, она все видела и обо всем знала; никаких тайн для нее не существовало. Не знала она только того, что кто думает или желает. А все, в чем она кого уличала или кому предсказывала (особенно в бытовых делах), все это было правдиво, все сбывалось. Разумеется, что этим она привлекала к себе все больше и больше людей и из православных, и из баптистов, и из пятидесятников, входящих в другие группировки. Но важнее всего то, что из мира ни один грешник не покаялся!

Было у нее и чудотворение. Она могла на дверь поставить только один палец, и дверь открыть никто не мог. А вот исцеляла ли она больных, то об этом ни она и никто другой ничего не обмолвились. Видимо этого у нее не было. Евангелие, как уже выше упоминалось, она ставила ни во что, а то, что пророчески говорила она, то ставила наравне со Словом Божиим и называла его "живым словом".

- А Евангелие, как соленый огурец на Пасху, - говорила она без какого-либо стеснения и страха.

Блуд, аборты, разводы, предательство у соломиевцев почти не считались за грех, и она это не пресекала.

- Если Бог сказал, плодитесь и размножайтесь, то что здесь такого, - говорила она открыто, не стесняясь. Не случайно же у одного из служителей, ее сторонников, Ефима, вся комната была увешана самыми скверными видами из порнографии118 так, что не было где и ладонь руки положить. Не даром же говорят: "Каков поп, таков и приход"... Так было и у соломиевцев.

Так прошло лет 35. Часто к ней являлись "ангелы" и какое-то особое духовное существо, выдававшее себя за "Иисуса Христа", сияющее, в золотом облачении, но в шляпе. Это существо отвечало ей на любые вопросы, интересующие ее, точно и правдиво. И потому все, что она потом говорила, было "правдиво и неправдивого у нее не было ничего". Это еще больше притягивало людей к ней.

Но вот в 1976 году она осмелилась спросить у него: "А когда ты возьмешь церковь от земли?"

- В марте этого года... Об этом она поведала всем своим приверженцам, и они стали тщательно готовиться к восхищению. Целый день 15 марта они просидели на стоге сена, ожидая Христа, но никого и ничего не дождались. Так прошел и весь март, а "Христос" так и не пришел.

Но когда после он явился, иона спросила: "А почему же ты не пришел в марте?", то он помолчавши, все же пообещал прийти в марте, но на следующий год. Так прошло пять лет и пять мартов, но он откладывал свой приход ежегодно до следующего марта. Тогда перед мартом 1980 года она заявила ему прямо ультиматум: "Если еще и в этом марте не придешь, то тогда и ты, и то, что ты обещаешь - ложь; я тебя открою!"

Однако и на этот март он не пришел. Тогда она, собрав своих приверженцев, объявила: "Дух, которым я действовала, НЕ ОТ БОГА. А потому я пойду к баптистам (но не к пятидесятникам) каяться..." И когда она ехала в машине в молитвенный дом баптистов, то машину бросало так, что трудно было удержать руль. А когда приехали, то дверку машины открыть было невозможно, но потом все же ' как-то открыли, и она была в собрании с начала и до конца. На последней молитве она включилась в молитву и молилась так долго, что пришлось ее прервать пением. Была она в собрании и второй раз, много молилась, но покаяния не совершала ни разу, а только просила у Бога: "Избавь меня от дьявола", потому что после посещения собрания бесы стали ее сильно мучить.

Она и сторонникам своим настоятельно советовала каяться и призывала их: "Отрезвитесь, потому что во мне бес". Человек до тридцати из них покаялись и возвратились кто к пятидесятникам, а кто в церковь ЕХБ, а проповедники и диакон Ефим так и не каются. Даже ее приемник Витя, у которого тоже начинали проявляться такие же "дары", как и у нее, раскаявшись, говорит, что в Соломин бес, а остальные каяться так и не хотят. Сама Соломия говорит, что к ней ходило бесов целый легион, так что хватило бы настелить дорогу до самой Одессы... Приходил к ней еще один особенный и говорил: "Я Христос", но она все равно его не приняла, сказав: "Хватит!"

Некоторые считали, что у нее произошло психопомешательство, но при проверке установлено, что особого отклонения в психике от нормы у нее нет. Однако бесы ее сильно мучают. "Не могу закрыть глаза, не сплю; закрою - давят бесы, не дают покоя. Это ад на земле", - жаловалась она многим.

Пишущему лично пришлось присутствовать на заседании областного пресвитерского совета в июле 1980 года в Одессе, и там прямо и недвусмысленно было изложено: "Соломия пророчицей была 40 лет. Она была одержима бесами, а ДУМАЛА, что все это у нее от Духа Святого..."

Нельзя упустить и того, что после того, как она побывала в двух собраниях в церкви ЕХБ и там помолилась, ночью к ней явился тот же, который выдавал себя за "Христа" и строго сказал: "За то, что ты пошла в собрание и все там раскрыла, теперь ты ослепнешь". И так и получилось; она полностью лишилась зрения, глаза видеть перестали, а кошмарные видения и действие бесов как видела до этого, так и видит, и покоя не имеет ни днем, ни ночью.

Немалый интерес представляет беседа старшего пресвитера по Одесской области А.М. Цап и пресвитера Одесской церкви ЕХБ Е.З. Иванова, беседовавших лично с Соломией после ее посещения собраний, которую они, с ее согласия, записали на магнитофонную ленту. Пишущий эти строки сам прокручивал на магнитофоне эту ленту и все важные Моменты выписал в свою тетрадь. И вот, некоторые особо важные моменты из этой записи приведем здесь.

Вопрос: "А вы понимаете, что дух вас обманывал?"

Ответ: "Конечно, обманывал! За эти сорок лет я убедилась, и тем, которые ко мне ходили, я сказала: "Я дошла до конца и узнала, что ВСЕ ЭТО ОБМАН, хотя приходящий ко мне имел вид ангела... Вот уже год, как я не вижу (ослепла). Я говорю, ЧТО ВСЕ ЭТО, ЧТО БЫЛО У МЕНЯ – ОТ ДИАВОЛА.

Вопрос: "А не смогли бы вы поделиться, как это и с чего началось? Как вы попали в эту историю?"

Ответ: "О, это тайна великая! Секрет!.."

Вопрос: "Да какая же это тайна, если вы все поняли, что это обман?"

Ответ: "Тайна, тайна... У меня было тринадцать даров: зрение, распознание, истолкование, видения, отсутствие души, присутствие души, пение духом и т.д."

Вопрос: "Кто же вам их дал?"

Ответ: "Под видом - Бог".

Вопрос: "А как же вы узнали, когда все началось?"

Ответ: "Сорок лет назад... Сначала я получила крещение духовное...Ко мне зашли две девицы, стали молиться языками, а я не понимаю. А потом такое, как сабля, через голову, и прямо в сердце... И сразу я стала понимать, что они говорят. Так меня признали, что я крещена духом и получила толкование языков. Ко мне являлся и диавол; сам красный, а глаза золотые".

Вопрос: "А с тех пор, как вы пошли против, вас мучает?"

Ответ: "Мучает постоянно".

Вопрос: "А до этого мучило?"

Ответ: "Нет!"

Вопрос: "Спите ли вы ночью, а если нет, то почему?"

Ответ: "Страшные видения. Вот уже месяц, как я не знаю, что такое сон..."

Вопрос: "А когда вы ложитесь спать, вы молитесь?"

Ответ: "Молюсь, со слезами молюсь!"

Вопрос: "Чувствуете ли вы, что вам Бог простил?"

Ответ: "Деточки, да что же прощать? Это же дарования - и видения, и сновидения, и толкование, и все...

Кто виноват, кто что наделал дома, а мне все известно; все вижу, все знаю (хотя и незрячая). Такая сила!

Вот и сейчас вижу, они (бесы) тут все; вижу...

Вопрос: "А что вы видите?"

Ответ: "Видения, знание, толкование..."

Вопрос: "А как это проявляется?"

Ответ: "Ну не дает покоя, конца нет! Страдание, наказание. А люди, которые ко мне ходили, приказывали: "Лучше сама погибни, но только не объясняйся". Им страшно, что они ходили под действием диавола. Они знают все, но если они не хотят сердечно отрешиться, отлучайте их, потому что ничего не поможет. Они всею душою там. Не покоряются, исключайте их и пусть идут. Все это от диавола, а они говорят: "От Бога". Отлучайте их и все! Ничего не поможет, это диавол! Я школу прошла - 40 лет! Меня обманывал, говорил: "Посылка пришла". Пошла, а там ничего нет. А тут, что делает? Кто как ест, кто как живет - все известно! И сейчас они (бесы) тут стоят".

Вопрос: "А как вы понимаете ваше духовное крещение? От Бога ли оно и истинно ли оно?"

Ответ: "Я про это думаю..., но как от него отвязаться?"

Вопрос: "А у вас вера есть, если мы об этом будем молиться за вас?"

Ответ: "Если бы веры не было, то я бы и в собрание не пошла".

- Вы совершили подвиг тем, что открыли, что все это от диавола, - сказали братья.

- А что же, март прошел, а ничего нет, - ответила она со стоном и досадой.

Вопрос: "Но дух вас обманывал и в чем-то другом, или только в пришествии Христа?"

Ответ: "Все о пришествии. Вот этот год я слепая стала, а видения вижу и день и ночь: и небо, и все... До того красота! Этим языком не можно рассказать. На земле такого нет ничего. А меня ночью, душат, душат, заснуть не могу... Тех, кто ходил ко мне, отлучите, и мне будет легче".

Вопрос: "А если они осознают, как и вы, то можно же и не отлучать?"

Ответ; "Они не согласятся. Я все вижу и знаю... Тонкая работа! Меня допекло. Накажи, Господи! Диавол задушит..."

- Не задушит, - отвечают братья. - Бог за вас заступится! Христос изгонял всякую нечистую силу.

- Благодарим вас сердечно!

- Благодарю я и вас, что вы заботитесь о мне. Но это сила страшная! Вот уже месяц без сна; одни видения, страх и ужас! Я запретила моим посещающим, чтобы они ко мне не приходили. И так страшно, и так страшно... Они напитаны той силой, и эта сила влияет и на меня. Они просили, чтобы я не открывала их. Там и ПЛОТЬ, И ДИАВОЛ, и все!

Вопрос: "А они языками говорят?"

Ответ: "Есть крещенные".

Вопрос: "Мало крещенных, а все равно одержимые?"

Ответ: "Одержимые, да еще и не из тех, что не крещенные. А до того же страшно, ну нет покоя! А теперь будет еще хуже! - простонала Соломия.

- Не будет хуже! Не падайте духом! Мы будем молиться, - сказали братья, - а сила у Бога!

- Они передразнивают (бесы), перекривляют меня, что я вам говорю, что объясняю.

Затем Афанасий Михайлович (старший пресвитер) предложил принести все это в молитве Господу.

Первым молится муж Соломин, а Соломия рыдает и просит одно:

"Удали, удали духа от диавола!" Об этом же молится и муж. Молятся одновременно, но слышно только одно: "дьявола, дьявола..."

Афанасий Михайлович молится о том, чтобы Господь удалил диавола и освободил от его действий.

Евгений Захарович молится о том же, а Соломия продолжает рыдать, но ее рыдания какие-то гробовые, напоминающие ржание лошади, нечеловеческие, и повторяется все то же слово: "Дьявола, дьявола..."

Действительно сила, но какая? И при этом припоминаются слова, сказанные ап. Павлом: "Как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил благотворя и исцеляя ВСЕХ ОДЕРЖИМЫХ ДИАВОЛОМ, потому что Бог был с Ним" (Деян. 10:38).

И вот эта Соломия и ее приверженцы - наглядный образец таких обладаемых диаволом.

К числу обладаемых диаволом надо отнести и некоего "пророка" Павла Васильевича из города Воркуты, о котором рассказывает его же племянница Люда Буйвол, член церкви ЕХБ в городе Шахтерске. Вот что пишет она:

"Когда я хотела с ним поприветствоваться, то он свою руку спрятал и сказал: "Ты похулила Духа Святого. Я никогда простить тебе этого не смогу. Ты нечистая, и поэтому не могу, чтобы ты взялась за мою руку..." Но мне стало известно, что он, оставив свою семью, женился по пророчеству на "пророчице" лет на 20 моложе его. У них родилась дочь, и они считали ее "врожденной пророчицей". Верно, она много пророчествовала с детства, и они всему этому верили, хотя оно очень часто бывало неправдивым. Дядя пошил себе белую одежду и одевая ее по вечерам становился на колени с молодой женой, а доченька (видимо по наущению мамы), пророчествовала. Оставив город Воркуту, они переехали в Одесскую область, и он заболел раком. Молодой жене, видимо, это очень не понравилось, и у них пошли крупные скандалы, до драки, а дочь продолжала пророчествовать. Он пытался возвратиться к первой жене, чтобы она досмотрела его до смерти, но она не приняла. Надвигалась смерть, болезнь делала свое, а на него напал ужас. Призвав жену и дочь, и зятя, он кричал: "О, ужас! Знав Бога, я иду в ад!.. Вот смотрите: они стоят рядом со мною и ожидают мою душу, чтобы забрать ее в ад". Он рвал на себе волосы и одежду и отчаянно кричал. Они даже боялись к нему подойти. Жена (молодая) ему говорила: "Павел! Неужели ты не можешь теперь же покаяться?" - Поздно, - отвечал он ей. - Я, зная Слово Божие, служил под именем Бога лукавому. И я теперь не могу выбраться из его рук. Вот он стоит и ожидает, чтобы взять мою душу..." В таких терзаниях души и тела он скончался".

Вот как люди могут думать, что они служат Богу, от Его имени пророчествуют, другим стараются прививать непонятные языки и пророчество, и при этом могут не знать, что все это от лукавого. А если и узнают, то при самой смерти, когда ни каяться, ни молиться уже не в состоянии. И разве этот пример последний?119

Правда, Соломия пока еще живет. И как ни тяжко ей достается, но можно не сомневаясь сказать, что кончина ее будет несравненно тяжелее. Таков удел всех обладаемых диаволом, независимо, знали они об этом или, как этот Павел Васильевич, и не знали.

А вот что рассказывал о немецком пятидесятничестве-трясунстве известный И. В. Каргель?

"Одна девица, считавшаяся пророчицей, имела дух прорицания, около десяти лет своими обнаружениями и обличениями даже самых тайных грехов содействовала увеличению членов своей общины. И вот в последнее время, сидя на диване в собрании, она внезапно залилась истерическим смехом (необычайной силы) и начала громко повторять: "Вот я вас одурачил, вот я вас одурачил," - то вскакивая, то приседая, и в промежутках смеха произносила различные хульные слова на Господа нашего Иисуса Христа. Все собрание испугалось, сочло пророчицу заболевшей и препроводили ее в дом душевно больных. Не знаменательно ли то, что пророчица в бесновании своем произносила слова не как девушка, а как мужчина: "Вот я вас (не одурачила), а одурачил". Это бесспорно доказывает, что эта "пророчица" все время БЫЛА ВО ВЛАСТИ ЗЛОГО ДУХА, который ДЕСЯТЬ ЛЕТ ПРОЯВЛЯЛ СЕБЯ В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОМ БЕСОВСТВЕ".120

"Какого же духа эти дары? Это объясняется печальным концом немецкой "пророчицы" и не менее печальными последствиями многих русских прорицателей. Трясуны пользуются дарами такого рода духов, за изгнание которых из одной служанки в городе Филиппах ап. Павлу пришлось тяжко пострадать" (Деян. 16:16-24).121

Это еще один образчик людей, которые думают, что они обладают дарованиями от Бога, но по сути являются обладаемыми диаволом, пользуясь откровениями духа прорицательного, способного также открывать сокрытое. Вот что значит слово: "Не всякому духу верьте", если этот дух и открывает сокрытое.

В порядке примечания скажем, что если обычно истинность пророчества мы определяем по исполняемости его, а истинность языков - по наличию истолкователя их, то у этой лжепророчицы Соломин и пророчества о том, кто, где и как поступает и что делает, были правильными и истолкование тоже получалось неплохо. Но все это получалось только потому, что это ей открыл сам диавол, которому такие тайны хорошо известны, и удивляться этому не следует.

Кстати, известно, что на Филиппинах есть один юноша, совершенно неверующий в Бога, который приходя в экстаз, полностью владеет девятнадцатью языками, разговаривая ими и хорошо понимая их, когда ими говорят чужестранцы.

Но как только экстаз проходит, у него все это прекращается, и он становится совершенно не способным ни говорить, ни понимать ни одного языка, кроме своего родного. Вот вам "родной брат" Соломин (если не больше), действительно обладаемый диаволом.

Такие-то новинки нашего века! А потому, сколько же надо иметь мудрости и осторожности для того, чтобы распознавать, что от Бога, а что дьявольское, или просто от плоти, от психики человека.

Удивительно и то, что даже теперь Соломия от мучений, причиняемых диаволом, избавиться хочет, а раскаяться в своем заблуждении не хочет. Потому ли, что покаяния не дает ей Бог, или потому, чтобы не лишиться дьявольских видений и откровений?

Но по всей вероятности причина не в первом, а во втором, и не иначе. По ее же примеру поступают и ее единомышленники.

А вообще, все приведенное нами об этой странной женщине и ее единомышленниках, извлеченное из рассказов авторитетных работников нашего братства и непосредственно из магнитофонной записи, раскрывает перед нами жуткую картину того, до чего доходят люди, принимающие все сверхъестественное подряд, не думая, что и сатана способен принимать вид ангела света (2 Кор. 11:14), что и дьявольское можно посчитать за Божье. Вот почему написано: "...равно как и лжепророков и НЕЧИСТОГО ДУХА удаляю с земли" (Зах. 13:2).

А вообще лжепророки тогда высказывали отчасти "МЕЧТЫ СЕРДЦА СВОЕГО" (Иер. 23? 16), а отчасти открываемое НЕЧИСТЫМ ДУХОМ - ДИАВОЛОМ. Но они все это считали и людям предлагали, как откровение от Бога. Подобным же образом поступала и Соломия, и все лжепророки наших времен. Потому-то и написано: "Не всякому духу верьте, НО ИСПЫТЫВАЙТЕ ДУХОВ, ОТ БОГА ЛИ ОНИ, ПОТОМУ ЧТО МНОГО ЛЖЕПРОРОКОВ ПОЯВИЛОСЬ В МИРЕ" (1Иоан. 4:1). И еще: "...НО ИЗБАВЬ НАС ОТ ЛУКАВОГО" (Матф. 6:13). Слово "избавь" означает - сохрани, обереги.

Кроме перечисленных направлений в пятидесятничестве имеются еще более мелкие ответвления, и мы перечислим хотя некоторые из них:

СВОБОДНЫЕ ПЯТИДЕСЯТНИКИ, не входящие ни в какой союз. Они не принимают водного крещения, не совершают хлебопреломления, не признают праздников и пр.

СОВЕРШЕНЦЫ. Секта, возникшая после Отечественной войны в Днепропетровской области через А. И. Алисевича и Сербай. Проповедуют христианский коммунизм и осуществляют его в материальной жизни и в семейно-супружеских отношениях. Описывать подробности - рука не поднимается...

ДЕВСТВЕННИКИ. Ни женятся, ни замуж не выходят. А кто женат, старается любым образом развестись.

ДУХОБОРЫ. Постоянно имеют дело с духами и в основном этим занимаются.

ЧЕРНОГОРСКИЕ ПЯТИДЕСЯТНИКИ. Мяса не едят. Рыбу едят только ту, которую сами поймают и живую зарежут. Отказываются от паспортов, профсоюзов, голосования, больничных листов и военной службы.

ДУХОВНЫЕ ПЯТИДЕСЯТНИКИ. Отвергают Иисуса Христа, пришедшего во плоти в мир. Отвергают Его рождение, Его жизнь, смерть, воскресение, пришествие, крещение и преломление; понимая все это, как молокане, - духовно.

ЧЕТЫРЕХИПОСТАСНИКИ - безбрачники. Основоположник Василий Васильевич из г. Львова. Центр его в Вильнюсе.

ИСКАТЕЛИ ИСТИНЫ. Исключительно затаенная секта. Центр ее в Ленинграде. Ветвь находится в Молдавии, в г. Бендеры. Молдавскую группу возглавляет некая "сестра" Нина, отбившая мужа у жены с четырьмя детьми.

Есть еще более мелкие разветвления, которым мы не станем уделять внимания. Но характерно то, что при несогласии между собой пятидесятники иногда устраивают споры на непонятных языках и молитве. А когда встают с молитвы, то тоже спорят уже на языках понятных.

Данное перечисление касается пятидесятников, проживающих в нашей стране. А сколько есть разновидностей в мировом масштабе, то трудно сосчитать.

Этот перечень извлечен из книги Г. Агнцева "Дух Святой и духи обольстители в Новозаветном периоде", стр. 36-37 (61 -62).

 

33. ХАРИЗМАТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Хотя некоторые из пятидесятников говорят, что к настоящему пятидесятничеству это движение отношения не имеет, но фактически, это просто одна из ветвей пятидесятничества, которая в свою очередь разветвляется на много своеобразных ветвей. И если в продолжение нескольких десятков лет языки в христианстве (о не христианах, говорящих языками, мы здесь не говорим) принадлежали в основном пятидесятникам, то в 1955-1960 годах в Европе образовалось и стало довольно быстро развиваться и распространяться новое, так называемое "харизматическое движение". Но в действительности свое начало это движение берет из штата Калифорнии, США, а потом перебрасывается в Европу.

Название это происходит от слова "харизма", означающего "дары милости" или "дары духовные". А слово, воспроизведенное из этого слова "харизмат", по объяснению Е. Рузского, означает- "человек, исполненный Духом Святым, получивший дары Святого Духа" или "крещенный Духом Святым".122 Это движение и сами харизматы именуют еще и "неопятидесятничеством".123 "Новое" - значит оно должно быть лучше старого. Однако основное объединение пятидесятников в США, именуемое "Ассамблеей Божией" от этого движения решительно отмежевывается. Но такое отношение движения этого не остановило и даже не затормозило.

Движение это понудило многих исследователей заняться по серьезному исследованием не только этого движения, как такового, но и вопроса о крещении Духом Святым вообще. Так даже на 41-м Всесоюзном съезде ЕХБ в Москве в 1974 году генеральный секретарь союза баптистов Швеции, Лонгрен, в своем выступлении сказал: "В настоящее время мы находимся здесь, а у нас, в Стокгольме проходит большая конференция, на которую собрались пасторы из различных христианских течений для более глубокого изучения вопроса о крещении Духом Святым. Распространяющееся у нас харизматическое движение понуждает вопрос этот исследовать всесторонне и глубже. Этим занимается совет нашего союза". Результат действия харизматов привел к тому, что в Швеции стало два союза баптистов - один полностью харизматический, а другой отчасти. Подобное происходит и в других странах Запада.

Кроме конференций и многочисленных бесед, об этом движении не только говорится, но и написано много статей и рефератов, из которых для лучшего представления самое существенное приведем и мы.

а) "Движение это проникло почти во все деноминации124 христианского направления: католиков, англикан, епископальной церкви, методистов, лютеран, меннонитов, баптистов, пресвитериан и др."125

б) Харизматическое движение, иногда называемое неопятидесятничеством, стало теперь всемирным явлением. Оно охватило многих верующих в протестантских деноминациях. Это явление проникает и в католицизм; в июне 1971 года около 12 тысяч католиков собрались на харизматическую конференцию в Нотр-Дамском университете, штата Индиана.

Помимо протестантских групп в католической церкви, харизматическое движение нашло последователей и среди "людей Иисуса".126 Оно проникло в те места, которые и не предполагали и не ожидали этого. Говорение на иных языках появляется в евангельских колледжах и еминариях, в летних лагерях среди молодежи и студентов".127

Подобных свидетельств можно привести и больше, но все они говорят почти то же самое и об одном и том же: что если до этого глоссолалия или говорение непонятными языками наблюдалась в христианстве только среди отдельных группировок пятидесятников, то начиная с пятидесятых годов это явление ПЕРЕШАГНУЛО эти рамки, став, как выражается Гарольд Линдселл, "всемирным явлением" (!)

Сторонники этого движения называют его "харизматическим пробуждением" и "обновлением" прежде всего в католической церкви, а также в других деноминациях. Так профессор Саливен пытается утверждать, что такого понимания о Духе Святом, какого держатся харизматы, держался даже выдающийся католический философ и теолог Фома Аквинский, живший в XIII веке. Но это грубое преувеличение и прямо фальсификация исторических фактов прошлого.

Но если это движение умножает число говорящих языками, а следовательно, людей "крещенных" и "исполненных Духом Святым", то пятидесятникам следовало бы об этом только радоваться. И, несомненно, известная часть из них и радуется, не будучи осведомлена по-настоящему. Но основная часть торжествовать не торопится. Дело в том, что "обновление" это заключается только в том, что ЯЗЫКАМИ ЭТИ ЛЮДИ ГОВОРЯТ ХОРОШО, НО ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ ОСТАЕТСЯ ПРЕЖНЕЙ, потому что эти языки они обычно получают без возрождения. А что может обновиться у того, кто не получил ВОЗРОЖДЕНИЯ? И какая речь может идти о крещении и ИСПОЛНЕНИИ ДУХОМ СВЯТЫМ? Вот почему об этом мы имеем такое неутешительное свидетельство: "Традиционные пятидесятники утверждают, что крещение Духом Святым производит изменение в их образе жизни. Их вера дает им силу бросить АЛКОГОЛЬ И КУРЕНИЕ. Но они искренно озадачены тем, что получившие "крещение Духом Святым" католики ПРОДОЛЖАЮТ КУРИТЬ СИГАРЕТЫ И ПИТЬ КОКТЕЙЛИ.128 Они твердо верят, что тело христианина есть храм Святого Духа и не должно разрушаться. Но как может человек, крещенный Духом Святым (если он действительно крещен), ТАК РАЗРУШАТЬ СВОЕ ТЕЛО?129

Выходит, что католикам, получающим "дары харизмы" (языки) не мешает ни употребление спиртного, ни курение, и для этого "обновления" не требуется ни покаяния, ни возрождения. Для такого "обновления" достаточно одного - получить непонятный язык, а жить можно по-прежнему, во грехах, и "обновлению" это ничуть не помеха. То же самое наблюдается и в других деноминациях, куда это движение проникает: ревнующие о языках их получают, а в другом отношении, в плодах духовной жизни, какими были, такими и остаются. И здесь также все "обновление" и "пробуждение" сводится к одному - к говорению непонятными языками, к глоссолалии. Ясно, что такое "обновление" не порадует ни искреннего пятидесятника, ни никого другого, кто стремится жить не по обряду, а по вере и совести. Вот почему Британская "ассамблея Божия" пятидесятников от такого движения также решительно отмежевывается.

В связи с этим, в этом же очерке Г. Линдселла говорится: "Для пятидесятников принять католиков-харизматов, как добросовестных верующих, потому что они говорят языками, значит поставить карету впереди лошади. "Языки не доказывают, что говорящий ими оправдан. Принятие в христианское общество должно основываться НЕ НА "ЯЗЫКАХ", а только на признании вменяемой праведности Иисуса Христа через веру.

Помимо оправдания по вере, есть и другие теологические вопросы, с которыми должны встретиться католики-харизматы... Рано или поздно католикам-харизматам придется дать четкое определение, во что они верят". Вот как по сути обстоит дело с этим движением и его языками в современном христианском мире и за его пределами, куда оно проникает.

Такой точки зрения придерживается не только Г. Линдселл, но и многие серьезные пятидесятники на Западе и потому "харизматическому обновлению" они не особенно радуются, а потому от него и отмежевываются.

Но такие "деятели", как И. Зинчик и В. Шевчук - пятидесятники, находясь в Канаде, по радиопередаче "Дорога до Бога" назойливо твердят другое. По их трактовке любой, кто бы он ни был, но если "языком" заговорил, значит Бог "крестил его Духом Святым". И если бы их право, то они и подобные им, всех говорящих языками зачислили бы в число пятидесятников, "крещенных Духом Святым со знамением языков", И они пытаются это сделать.

Однако это те, которые живут где-то за океаном, в Канаде. А вот в Мелитополе в 1979 году был странный случай: женщина алкоголичка Клава Б., напившись до "белой горячки", начала произносить совершенно бессвязные звуки, похожие на какой-то язык, что у алкоголиков случается часто. И что же? Узнав об этом, В. Безуглов, руководитель группки пятидесятников нелегальных в городе Запорожье, от всей души восхищался тем, что "Бог даже и в таком состоянии "крестит". Для таковых важно не то, возрожден ли человек, что он делает и как живет, а то, если он заговорит что-то непонятное и не на своем языке; в таком случае он "крещен и исполнен Духом Святым". После этого ее приняли членом в группу В. Безуглова без всякого покаяния и возрождения.

Кстати, тот же В. Безуглов всегда утверждал, что Дух Святой может войти только в чистое сердце. Но если здесь языком заговорила ПАДШАЯ АЛКОГОЛИЧКА, и притом в таком бессознательном состоянии, то разве для ПОЛУЧЕНИЯ ТАКОГО "ДУХОВНОГО КРЕЩЕНИЯ"" ЧИСТОТА СЕРДЦА НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНА? Где же здесь логика и что же это за крещение? Но что этому "пастырю" до того? Его понятие одно - язык, решающий все...

Более того! Когда эта Клава заговорила, то на столе еще оставалась недопитая бутылка спиртного, и ей послышался голос: "Допей все!" И она допивала... Как же можно совмещать это с настоящим крещением Духом Святым?

Вот почему в харизматическом движении получению языков и пользованию ими не мешает ни курение сигарет, ни употребление спиртного. А потому и отсутствие покаяния и возрождения в движении этом не помеха. Вот почему пятидесятничество засорено так, что если в нем и есть хорошие богобоязненные души, то при такой засоренности их не видно. И такое засорение вносит с собой в основном харизматическое движение, о котором мы говорим. Вот что это за движение, если о нем говорить без прикрас.

Из приведенного следует сделать определенный вывод. Если для получения харизматических языков не требуется ни возрождения, ни покаяния и вообще никакой перемены в личной и духовной жизни, то движение это НИЧЕГО ДУХОВНОГО в себе не содержит. А потому, о каком крещении Духом Святым может идти речь? Языки, получаемые при этом, по сути не действие Святого Духа, а просто-напросто глоссолалия, о которой достаточно мы говорили еще в начале книги, во введении.

Из этого видно, ясно, что движение это ни пробуждение, ни обновление, а наоборот - духовное усыпление. К Богу оно человека не приближает, а наоборот, удаляет. Таково истинное лицо этой новины нашего века.

Для того, чтобы обрядовые, формальные христиане не искали пробуждения и обновления настоящего, враг старается подложить им ложное и внушает, что они достигли якобы самого высокого - "крещения Духом Святым". Именно таким путем диавол достигает своей исконной цели о людях, "чтобы они НЕ УВЕРОВАЛИ И НЕ СПАСЛИСЬ" (Лук. 8:11). А люди по своей легковерности и несерьезности охотно идут на эту уловку. И идут на это не только католики, англиканец другие обрядовые христиане, но и верующие евангельского направления: меннониты, методисты и, к сожалению, даже евангельские христиане и баптисты.

Примерно лет 25 харизматическое движение распространялось только по странам Запада, но в последние два года оно стало просачиваться и в нашу страну: сначала в среду православных в Ровенской области, а вот в 1981 году некий Павел Ягольников смог привить языки и пророчество человекам двадцати из молодежи баптистов, входящих в Совет церквей в городе Славянске, Донецкой области. Подобную "работу" проделал также И. А. Пунк в городе Сухуми. Имеются сведения, что говорящие языками есть и в Московской церкви ЕХБ. Лучшими в духовной жизни они не стали, но на всех остальных верующих нашего братства они начали смотреть свысока и мнить о каком-то превосходстве. А некоторые просто стали более уверенными в своем спасении (вроде языки - это гарантия спасения), потому что без этого у них уверенности в спасении не было. Вот что заставляет нас по этому поводу "бить тревогу" и заблаговременно показывать истинное лицо этого заблуждения, влияющего на слабодушных.

Именно таково истинное лицо харизматического "пробуждения", движущегося как темная туча с Запада на Восток. И те, кто видят это, но из-за боязни, чтобы "не похулить Духа Святого", боятся промолвить хоть слово вопреки, те по сути так способствуют этому продвижению, независимо от того, хотели бы они того или не хотели. И никакое красивое наименование не скроет и не изменит настоящего лица этого лжеучения.

Кто сам не заблуждается, тот не будет вводить в заблуждение никого. А кто в заблуждение попал сам, тот и других будет вводить в то же самое, и таким образом число заблуждающихся будет расти. Вот почему Христос особенным образом предупреждал: "БЕРЕГИТЕСЬ, ЧТОБЫ ВАС НЕ ВВЕЛИ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ" (Лук. 21:8). Но жаль, что на это предупреждение не все обращают должное внимание!

В последнем остановимся на вопросах, в чем заключается движущая сила харизматического движения и почему несмотря на явную его несостоятельность оно все же распространяется? Почему же его считают "пробуждением" и "обновлением" при том, когда оно совсем не то? Некоторые из такие вопросов серьезно волнуют, но на них можно коротко ответить простой, хотя и несколько острой, но зато верной пословицей: "Кто новины не видел, тот и ветоши рад".

Относясь не насмешливо, но, наоборот, сочувственно к людям, хочется сказать то, что там, где мертвая религиозная обрядность вытесняет настоящую жизнь духовную, там люди, ищущие и жаждущие истины и духовной жизни, будут ее искать; это закономерно. Если харизматическое движение возникло и стало сильно распространяться сначала в католической церкви, в потом и в других деноминациях, то причина этого заключается в том же самом - в искании настоящей духовной жизни. Удивляться здесь не приходится, но печально, что такие верующие попали не на верный путь, и то, что они нашли, в сущности мало или даже ничуть не лучше того, из чего они вышли. Вина, с одной стороны, их самих, что, увлекаясь сверхъестественным, они охотно пошли на этот превратный путь. А с другой стороны, диаволу, который хочет, чтобы люди "не спаслись", удалось и удается ловко обманывать их, заменяя истинное тем, что только похоже на истинное, а по сути оно совершенно не то.

Вот и получилось, что такие, кто настоящей жизни во Христе не видели, те и заблуждению рады. Наша цель - помочь ищущим обновления найти обновление не так называемое, а настоящее.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение первой части "Очерков по истории пятидесятничества" хотелось бы говорить не много, но чтобы оно охватывало все изложенное в этой книге. Несомненно, что найдутся люди, кто сочувствует им, которые скажут: "Что же, об отрицательных сторонах пятидесятников сказано очень много, но неужели у них нет ничего положительного?

- Есть, - ответим мы, - Но смотря, что и смотря, у кого. Дело в том, что в пятидесятничестве большое разнообразие, и сказать о нем чего-то общее просто невозможно. И если оно делится в основном на "умеренных" и "крайних", то уже по этому одного общего о них сказать невозможно. Есть среди них люди искренние, необдуманно попавшие в их среду, которые сомневаются в явлениях, противоречащих Библии. Богослужения свои они проводят чинно и благопристойно. У них и личная духовная жизнь настоящая, христианская, и с таковыми, как об этом пишут И. Барчук, Н. Салов-Астахов и В. С. Мещеряков, приятно иметь братское отношение. Этой же точки зрения придерживается и сам пишущий эти строки и др.

Но подобного никак нельзя сказать о пятидесятниках "крайних - нелегальных". О них с уверенностью можно сказать, что многие из них совершенно не возрожденные, и в пятидесятничестве их держит не вера во Христа, а явления сверхъестественные: языки; пророчества, видения всякого рода и прочее, исходящее совершенно не от Бога, хотя сами они все это приписывают Богу Духу Святому. На своих "богослужениях" они допускают много такого странного, которое не свойственно не только людям верующим, но и людям здравомыслящим вообще. Проводя свои собрания так, что слушателей из мира они естественно не имеют, а пополнение своих групп ведут за счет членов наших церквей и пятидесятников объединенных, если им удается кого-то совратить на свою сторону. К делу единства они относятся совершенно отрицательно не только верующими ЕХБ, но даже и с пятидесятниками, входящими в единство с нашим братством ЕХБ. Вместо того, чтобы быть "светом и солью для мира", они, наоборот, служат большим соблазном и преткновением, подвергая осмеянию и верующих, и Евангелие в целом. Именно в основном от них и выходят все те же странные пророчества, предсказания и действия, о которых мы так пространно говорили почти в каждой главе этой книги. В целом - это клин, раскалывающий наше братство, губящий тысячи малоутвержденных в вере душ.

Но в семидесятых годах из среды пятидесятничества выделилась еще одна категория так называемых "автономных", о которых мы говорили в главе 5. Что же можно сказать об этой категории?

Эта категория между пятидесятниками объединенными "умеренными" и пятидесятниками "крайними" ведет линию хитроватую и неопределенную. Стремясь впитать в себя и нелегальных, и легальных, - занимают "золотую середину", а вернее в известной степени стараются подражать и одним, и другим. Но из такой двойственности ничего хорошего не получается. Двум господам угодить невозможно, и потому эти "автономные" не имеют авторитета ни у тех, ни у других, и потому вынуждены приближаться более к категории "крайних" во всех отношениях. А потому и отрицательного проявляют больше несравненно, нежели положительного.

И вот, если читающие эти "Очерки" будут иметь ввиду, что описывая различные события, факты и действия, мы не старались разграничивать, которое из них к какой категории относится, то судя по характеру описанного они и сами должны это понимать.

Очень хотелось бы, чтобы читающие избегали самого главного - "круговой поруки", а хорошо разграничивали бы, какой факт к какой категории относится, и не относили его ко всем подряд. Это первое.

А второе, очень хотелось бы, чтобы этот же метод "круговой поруки" не применялся и в восприятии самого описанного. Конкретнее, это значит, что если речь идет о каких-то безобразных действиях или фактах, допускающихся у "нелегальных", то это не значит, что и легальные должны относить это и к себе, а потом еще и обижаться за остроту обличения. Если, например, о поведении моего брата, носящего ту же фамилию, что и я, кто-то рассказывает что-то нелестное, то почему я должен возмущаться, если там называется моя фамилия? Разве не написано, что "каждый из нас ЗА СЕБЯ даст отчет Богу?" (Рим. 14:12). И наоборот, если говорится о чем-то похвальном, положительном, то почему "крайние" должны присваивать себе и это?

В-третьих, приведем мудрое определение, что если "ложка дегтя портит бочку меда", то что сделает бочка дегтя ложке меда?

Этим примером мы хотим сказать, что если и при самом благочестивом образе жизни одна "мертвая муха" может испортить всю "благовонную масть мироварника" (Еккл. 10:1), то, следовательно, и при самом благочестивом образе жизни если кто из пятидесятников допускает что-то непристойное, хотя бы и из "святой простоты" или "ревности", то этим он омрачает и все благочестие не только свое, но и других. Вот до чего может доводить такая "святая простота" или "святая ревность". Именно такое "святое" и погубило тысячи недостаточно утвержденных и не укорененных душ - хороших верующих людей. И неужели за это ни с кого не взыщется?

И последнее, ответим на вопрос, волнующий многих. Если пятидесятничество, а особенно пятидесятничество "крайнее", имеет столько вопиющих, грубых недостатков и заблуждения, то почему же оно все же обладает столь притягательной силой, привлекая и удерживая в своей среде не только простодушных, но порою и довольно разумных, искренних и добропорядочных людей? В общих чертах, попутно, мы уже не раз на это ответили, но здесь в заключении скажем то, что ГЛАВНАЯ ПРИЧИНА В ТОМ, что это учение опирается не просто на учение (как, например, учение адвентистов или иеговистов), а НА ФАКТЫ. А ведь говорят, что "факт - вещь упрямая" и опровергать его не всегда удается.

Ведь такое, как языки, пророчество, видения, откровения, слышание голосов, принимаемое за голос Божий, особенно радость в момент говорения языками и прочее - все это не выдумки, как думают некоторые, а ФАКТЫ, НАСТОЯЩИЕ ФАКТЫ. И надо признать, что именно эти факты БУКВАЛЬНО ПОКОРЯЮТ И УМЫ, И СЕРДЦА МНОГИХ, как в свое время был убежден и Фома (Иоан. 20:24-29). Но в этом-то и кроются две грубейшие ошибки.

Первая в том, что вера, обоснованная на видимом, вообще, неполноценная, потому что настоящая вера-это "УВЕРЕННОСТЬ В НЕВИДИМОМ" (Евр. 11:1; 2 Кор. 5:7).

А вторая в том, что эти "факты" в сущности совсем не такие, о которых написано в Евангелии, а только лишь в какой-то мере похожи на них, как скажем, сахарин похож на сахар, а в сущности совершенно ничего общего с ним не имеет. Доказывать это не входит в план этой книги, потому что это основательно доказано в других трудах этого же автора, таких как "Глоссолалия и языки", "Пророчество", "Видения и голос Божий" и др.

И вот, если бы эти факты были и действительно такими, о которых написано в Евангелии, то и при том превращать их в основание веры не следовало бы. Но если они происхождения НЕ БОЖЕСТВЕННОГО, а в основном человеческого и даже бесовского (как у Соломин и иже с нею (глава 4, раздел 4), то допустимо ли их почитать за факты истинные, да еще и строить на них веру?

Вот почему мы столько усердствуем, чтобы людям искренним открыть очи на это. Вот в чем заключается притягательная сила пятидесятничества вообще и в частности.

Аминь.

Август 1982 года

Далее

К Оглавлению / К Сноскам

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки