ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСТВА

Глава 9

Видения и голос Божий

 

Поскольку люди больше всего способны верить тому, что видели своими глазами и слышали своими ушами, то и верующие в этом отношении также не свободны от этого. А поэтому и эта часть нуждается в детальном объяснении.

В первой части данных Очерков этих проявлений мы также касались, но поскольку касались лишь вскользь, то здесь остановимся более основательно.

 

9. ВИДЕНИЯ

Из Слова Божьего нам известного, что видения могут быть от Бога и совершенно не от Бога. Так видения ап. Петра (Деян. 10:11-17); ап. Павла (Деян. 16:9- 10); Корнилия (Деян. 10:3); Анания и Савла (Деян. 9:10-12), ап. Иоанна на острове Патмос и др. Все эти видения были несомненно от Бога.

Но наряду с такими видениями были видения и не от Бога, ложные, о которых читаем в книге пророка Иеремии 14:14; пр. Захарии 13:4. Написано, что эти видения выражали "мечты сердца своего". Но к сожалению, видевшие их считали, что и это исходит от Бога. А кроме видений таких существуют еще и галлюцинации,28 которые видящие их очень часто считают тоже за видения от Бога. По сути же они ни от Бога, ни от злого духа, а просто от психики человека.

Но поскольку у пятидесятников манера любое зримое явление, если оно выходит из ряда обычного, считать видением от Бога и об этом много спорят, то для того, чтобы показать, какое это заблуждение, приведем несколько примеров из Библии, самой жизни и литературы.

По своей древности видения уходят вглубь веков ко временам Авраама - Иакова (Быт. 15:1; 46:2), и так через пророков и праведников доходят и до новозаветного периода, о чем мы сказали выше. Но со времени, когда ап. Павел провозгласил: "Ибо мы ходим верою, а не видением" (2 Кор. 5:7), видения стали встречаться все реже и реже. Так было с видениями от Бога. Зато видения отдуха нечистого, духов обольстителей и от расшатанной человеческой психики (галлюцинации) с течением времени проявлялись все больше и больше. И если известный нам Г. Агнцев, как он сам свидетельствует, видел видений больше, чем звезд на небе, а потом прозрев убедился, что все это было не от Бога, то разве мало было и есть таких и других?

Да та же Соломин, которую мы вспоминали не раз, могла ли счесть, сколько она видела видений за 40 лет своей деятельности? Притом, она и теперь видит их, хотя физически она уже два года незрячая. Однако и это "знаменитость" сама убедилась и лично во всеуслышание говорит, что все это она имела не от Бога, а прямо от... дьявола. Все понимают, но раскаяться в этом и признать этот грех - не хотят, потому что ей это особенно нравится. Нам даже страшно повторять ее слова и определение. Но коль об этом так говорит она сама, то приходится и верить, и говорить, что это правда.

Вот что заставляет нас приводить такие прямо-таки кричащие факты, разоблачающие такую "таинственность", как видения. И мы потому об этом не молчим. Приведем факты и другие:

Тот же Г. Агнцев пишет о некой женщине, которая бросила своего мужа, затем приняла его; неоднократно впадала в блуд с мирскими мужчинами, но видения как видела раньше, так и видит. Всех видит, все видит, не видит только себя: "бог века сего ослепил умы...''' (2 Кор. 4:4).29

Впрочем, той же Соломин настолько было доступно все видеть, что от нее ничто не ускользнуло. Где бы кто что ни сделал, как поступил, - она все видела, как через локатор. Но себя-то и поступков своих видеть тоже не могла. Такова она тактика или стратегия у этого "бога века сего" - сатаны.

А вообще пятидесятники умеют объяснять и это, и у них получается, что и греховная жизнь может как-то совмещаться с "небесными дарованиями". Но в действительности, может ли это быть так?

Этот же автор недоумевает, почему одного и того же брата в одной церкви в видении видят в светлой одежде, а в другой уже видят волком. Может ли от Бога быть такое?30 Кому же не ясно, что такое не может быть? Но утверждают же, что и это от Бога.

На Полтавщине проживает и ревностно трудится молодой брат Л. 3. И вот о нем пятидесятники пустили слух, что видели его в видении в виде Иуды - предателя, черным и страшным.

И что же, стоит в тихую погоду бросить в воду только один камешек, то от этого круги будут расходиться во все стороны и их не остановишь. Так получилось и с этим ни в чем неповинным братом: молва, что он "предатель" стала расходиться во все стороны не только среди пятидесятников, но и в общинах ЕХБ. Дошло и до пресвитера церкви, где он состоит членом, и он сказал ему наедине? "Верно ли это?" И брат Л.З., призывая в свидетели Бога, дерзновенно сказал: "Нет". Трудно судить, было ли в самом деле кому-то такое видение или нет, но известно то, что поводом к этому послужило то, что этот брат усердно разъяснял несостоятельность и заблуждение пятидесятников. Вот и получил возмездие. В общем, видение "по заказу".

Как по заказу было видение и о юноше Вите С. с Полтавщины тоже (1968 году.

Попав с молодежью в гости в Днепродзержинск, оказался в среде пятидесятников. А те, пользуясь моментом, сразу же предложили молиться о "крещении Духом Святым". Долго молились, устали и решили сделать передышку. И в это время пророчица объявила: "Я видела видение: голубь красивый летает, летает у Вити прямо над головой, а сесть никак не может".

Комментарии тут не требуются, но следует сказать, что в это время Витя был уже членом церкви, хорошим верующим и "голубя" - Духа Святого он принял еще "в день уверования" (Ефес. 1:13; 4:30). А по лжевидению этой горе пророчицы этот "голубь" все еще летает, а сесть никак не может. Но еще комичнее эпизод, описанный Г. Агнцевым.

Один из братьев баптистов, чтобы вывести из среды пятидесятников своего родного брата, решил разоблачить их и языки, и пророчество, и для этого он пошел на крайние меры. Он приготовил заранее "иной язык", состоящий из слов молдавского языка, произносимых наоборот. И когда об этом стали усиленно молиться и пророки - провидцы стали говорить, что они видят видение - летит птичка и несет веточку, он заговорил этим языком. При этом все пришли в восторг и стали его приветствовать и поздравлять. После он рассказал всем, что это за язык, все до точности. Но ни пророки, ни виденцы распознать этого не смогли.31

В общем, он испытал и разоблачил их, как разоблачил и испытал гагауз Афанасий Хаджигайчев истолковательницу, приехавшую откуда-то в Кишиневскую общину пятидесятников. Очень страшную историю рассказал Ю. Д. Шаповалов.

В с. Карноватка, близь Кривого Рога женщина по имени N сильно ревновала и получила язык. После этого дух стал руководить ею и повелевал: "Воду не пей, отравлена. Пища тоже отравлена, не ешь". И так прошло дней 10. Затем она увидела видение: зять, проживавший с ее дочерью в Киеве, зарезал ее. Видела она это ясно и определенно.

Собрав наспех, что могла для похорон дочери и толком не одевшись, она бросилась на вокзал зимою и поехала похоронить свою дочь. Однако по приезду в Киев она увидела совсем не то. Дочь, совершенно невредимая, накрывала стол для гостей, приглашенных на именины мужа, и муж ничего худого ей не сделал. Ее пригласили к столу, но голос через ее же уста твердил: "Не ешь, отравлено". С большим усилием ее убедили, когда и сами ели, чтобы она начала принимать пищу. Вот до чего довел ее голос и видение. А она ведь думала, что все это она получила от Бога...

Но этой женщине все же простительно, потому что видение такое она видела. А вот Гриша Матев (о котором мы уже говорили в первой части) из с. Димитровка, Одесской области, признавался, что находясь в общине пятидесятников он числился в числе так называемых "виденцев". Их почитали "глазом" церкви. Все члены этой общины буквально во всех затруднительных вопросах жизни всегда обращались к ним за советами, чтобы они вопрошали Бога. Но одни отвечали хоть сколько-то, что видели в видениях. А другие, в том числе и он, отвечали просто наугад, ничего не видев и не слышавши. В результате кое-что получалось и впопад, а больше невпопад, но выкручивались тем, что дескать Господь испытывает нашу веру. Вот это уже непростительно!

Вот почему во многих случаях к видениям сами же пятидесятники относятся несерьезно.

Так в селе К-Потоки, близь г. Кременчуга, в 1951 году мне лично пришлось участвовать в разборе конфликта в общине пятидесятников между пресвитером Омельяненко и председателем исполнительного органа Пасько. Дело дошло до того, что половина членов общины были на стороне Омельяненко, а половина на стороне Пасько. И когда пророчица обрушилась на проповедника Киву И. М. и заявила, что в видении видела, как он дергал винтовку и целил прямо в передний угол в собрании, то Кива на это внимания не обратил никакого.

Казалось бы, что коль это видение от Бога, то надо бы затрепетать и немедленно повиноваться. Но и Кива, и его сторонники, зная цену таким видениям, оставались совершенно невозмутимы. И это только потому, что они знали, сколько фальши в этих видениях, что если даже кто видение и видит, то оно чаще всего совершенно не от Бога, а то, что думает или желает тот, кто его видит. Потому этому и цена такая. И потому с видениями из-за их разноречивости и множества мало кто считается.

Вот почему Г. Агнцев, насмотревшись за 20 лет пребывания в пятидесятничестве и на пророчества, и на сказанное через сестру или брата, и на видения, говорит прямо, что это НАСТОЯЩИЙ БИЧ ДЛЯ САМОГО ЖЕ ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСТВА. Истинное пророчество только ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ, что где-то оно должно быть. Но куда ни поедут и куда не пойдут, ВЕЗДЕ ОНО в конце концов ОКАЗЫВАЕТСЯ ЛОЖНЫМ.32

Подчеркиваем, что это пишет тот, кто сам в течение 20 лет был пятидесятником и ПРОРОКОМ, но наконец прозрел и рассказывает это перед всеми.

 

10. ГАЛЛЮЦИНАЦИИ

Но говоря о видениях и голосе Божием, о котором мы будем говорить в следующем разделе, нельзя не осветить и такое переживание, которое на научном языке называется галлюцинацией, которое люди очень часто считают за видения или голос Божий. Такое определение делают не только одни пятидесятники, но и многие другие верующие (в том числе и многие верующие ЕХБ), когда они что-то видят или слышат необычным образом. Но больше всех в этом отличились в прошлом, отличаются и теперь пятидесятники. Некоторые, особенно крайние, этим только и живут и держатся веры. А поэтому мы на этом останавливаемся основательно.

Ученые и языковеды объясняют это переживание так: "Галлюцинации - это мнимые восприятия зрения, слуха, осязания без наличия самого факта, но которые человек принимает за достоверную реальность. Это симптомы психического расстройства".33 А языковед С. И. Ожегов объясняет так: "Галлюцинации - явления обмана зрения, слуха, осязания и т.п. вследствие психического расстройства".34 Всех разновидностей галлюцинаций мы рассматривать не станем, а рассмотрим имеющие прямое отношение к нашей теме - галлюцинации зрительные и слуховые, которые многие легковерные (а особенно пятидесятники) почти всегда принимают за видения или за голос Божий. В самом же деле Божьего в этом ничего нет, а есть одно - обман чувств расшатанной или напряженной психики человека.

Чтобы излагаемое было доходчивее, приведем примеры из самой жизни. В простонародье широко известны факты, когда "покойники навещают" тех, кто очень много плачут и переживают по ним. Появляясь обычно в ночное время, сначала ведут себя как бы осторожно и робко, но потом, как бы осмелев, бывают не только видимы, но подают руку, разговаривают вполне ясно и даже таким голосом и акцентом, каким говорили, будучи в живых, и даже ложатся в постель рядом, с краешку...

ФизиологЛ. Л. Васильев например писал: "В двадцатых годах я знал молодую, пышущую здоровьем женщину, домработницу, малограмотную, которая признавалась в том, что по ночам к ней является убитый на войне ее муж, что она его видит, осязает и продолжает едим жить как жена с мужем...35

Но это не столь редкий случай. Так мой дядя Иосиф Т. уверял всех, что его покойная Гаша, оставившая ему семерых малых детей, когда после ее смерти он много тосковал и плакал, по вечерам являлась к нему в комнату, где он обычно спал. Он ее видел, осязал; она подавала ему руку, такую маленькую и тепленькую; расспрашивала, как живет он, дети, а со временем, осмелев, ложилась на кровать с ним рядышком, с краю...36

И вот если отношения с покойными доходят даже до отношений интимных, и все же это не действительность, а всего лишь обман чувств или галлюцинации, вследствие расшатанности психики, то разве удивительно, если кто-то (а особенно пятидесятники) при особо возбужденном состоянии психики что-то видят, слышал и даже чувствуют? Конечно у таковых создается уверенность, что они видят видения, слышат голос Божий, если в добавок при этом они испытывают еще и особую радость. Легко ли доказать таковым, что это всего лишь галлюцинации, что это не действительность, а только лишь обман чувств? Да, самим таковым легко ли согласиться с этим? Вот насколько важно правильно разбираться в таких переживаниях!

Кроме того, галлюцинации могут видеть и слышать не только люди с расшатанной психикой, но и вполне здоровые люди, и это еще более усложняет дело.

Так физиолог В.И. Лебедев приводит примеры такие: космонавт Волков (а космонавты - это самые здоровые и отборные люди) во время полета слышал лай собаки и плач ребенка.37

А молодой тракторист, работая в ночное время на Алтайской целине, увидел деревенскую свадьбу и ясно слышал свадебную музыку и песни. Но когда подъехал ближе, все исчезло.38

Даже образованный человек, немецкий врач Линдерман, будучи вполне здоровым, переплывая на лодке Атлантический океан, в полусне неожиданно увидел лайнер (крупное морское судно), матросов и шлюпку. А через три дня он увидел огни ночного портового города, мальчика - негра в шлюпке; и такие "видения" исчезали не сразу, а после немалых усилий.39

Подобных явлений видимого и слышимого из жизни можно привести несчетно, и кто не научился отличать галлюцинацию от настоящих видений, тот всегда сочтет их за видения истинные, за голос Божий, за Божье откровение. Но в сущности это всего лишь галлюцинации, возникающие при состоянии психики, соответствующему и способствующему этому. Даже один из летчиков сообщил, что когда он выполнял длительный полет на большой высоте, то неожиданно для себя увидел сидящего на облаке дьявола, который хвостом как бы отмахивал его в сторону от намеченного курса.40 А сколько же можно в простонародье встретить людей, которые "видели" самого дьявола, покрытого шерстью, с рогами и копытами. И разве это и в самом деле дьявол настоящий? Вот что такое галлюцинации, которые так многие считают видениями и откровениями Божиими.

А сколько таких, которые "видели" ангелов, Иисуса Христа и... Самого Бога! И сколько таких, впадающих в подобные ошибки! Так руководящий группой ХВЕ в Бердянске в конце 70-х годов Холод И.Т. "видел" перед своей смертью в видении Иисуса Христа и Пилата, стоящего рядом с Ним в небесных обителях. И обычно человек остается при своих мнениях до тех пор, пока сам не осмыслит, что это не факт, а всего лишь обман чувств.

Так некая пророчица в 1942 году, сидя за столом вместе с другими в с. Марьянском, Днепропетровской области, "видела" не сатану, а "сатаненка", бегающего по краю стола (вроде у сатаны есть еще и сатанята). Но что можно ей сказать, если она своими очами видела? Никто из сидевших за столом не видел, а она... видела.

Так и Г. Агнцев рассказывает, что "видений" он видел множество - больше, чем звезд на небе; но для того, чтобы осмыслить, что это были не видения, а всего лишь галлюцинации, ему потребовалось времени до 10 лет (!) А другие и умирают при своих понятиях, что это все (все, что только видится) - все это видения от Бога.

Вот как трудно разобраться в таких явлениях! Следует обратить внимание и на то, что галлюцинации бывают одинаково и у верующих, и у неверующих; но к сожалению неверующие гораздо скорее распознают, что это такое. А верующие, да еще пристрастные к сверхъестественному, и особенно пятидесятники, из боязни, чтобы не похулить Духа Святого, обычно до самой смерти чтят их и распознают их только в вечности, где ничего поправить не будет возможности.

Важно подчеркнуть и то, что на такие "откровения" нисколько не влияет на духовное состояние самого человека. Они могут одинаково сохраняться по их желанию и у отпавших, и у отлученных, и у людей отступников и хулителей. А особенно это может проявляться в пьяном состоянии. Все это весьма убедительно говорит о том, что явления эти не божественного, а чисто психофизиологического происхождения, чаще всего расшатанной психики, если не от самого дьявола и его духов - обольстителей.

Вот почему написано: "И будет в тот день УСТЫДЯТСЯ такие прорицатели КАЖДЫЙ ВИДЕНИЯ СВОЕГО, когда будут прорицать, и не будут надевать на себя власяницы, ЧТОБЫ ОБМАНЫВАТЬ" (Зах. 13:4). И еще: "...равно как лжепророков и НЕЧИСТОГО ДУХА удалю с земли" (Зах. 13:2). Вот на каком основании мы утверждаем, что в видениях ложных или галлюцинациях участвует не только психика человека, но и нечистый дух - "духи обольстители" (1 Иоан. 4:1).

 

11. ГОЛОС БОЖИЙ И НЕ БОЖИЙ

Разумеется, что человека, который не пожелал бы слышать голос Божий, не найдется. К этому склонны не только неверующие, но и верующие. И это не плохо. Но плохо то, что любой голос, откуда бы он не исходил, люди по своей простоте принимают за голос Божий. И опять же в этом больше всего отличаются пятидесятники. Для многих из них Слова Божьего недостаточно; им хочется услышать "живое слово", и притом своими ушами. Некоторые из таковых только этим и живут. И если от них взять языки, пророчество и "голос Божий", то им и верить будет нечем и не во что, незачем будет и молиться.

Выше мы уже говорили, что галлюцинации бывают не только зрительные, когда люди что-то видят, но и слуховые, когда что-то слышат, какие-то звуки и голоса. А голоса, о которых мы намерены поговорить, бывают всякие, и в это необходимо вникать со всею серьезностью, если мы не хотим быть обманутыми.

Написано: "Бог многократно и МНОГООБРАЗНО говоривший издревле (из очень давних времен) отцам в пророках, в последние дни говорил нам в Сыне Своем..." (Евр. 1:1-2). Эти слова говорят о том, что с давних времен Бог говорил, а люди слышали. Но если Он говорил МНОГООБРАЗНО, то люди, веровавшие в Него, все равно умели безошибочно отличить голос Божий от голосов иных, которых, как теперь, так и в прошлом, было немало. И если и теперь в этом не разобраться, а принимать любой голос за голос Божий, и только потому что Он звучит как-то необычно, то так можно (как оно у многих и получается) зайти очень далеко. И кто так принимал и принимает все подряд, те и зашли в такие заблуждения, из которых выйти не так уж просто.

Здесь полезно обратить внимание на далекое и не так далекое прошлое. Лжепророки, существовавшие с глубокой древности, тоже слышали какие-то голоса и печально, что они принимали их за голос Божий. В действительности же это были голоса иные, не Божий. Так Анания, сын Азура, лжепророк, произносил пророчество от имени Господа Саваофа прямо в храме, перед глазами священников и всего народа, и ему и в голову не приходило, что голос, который он слышал, был голосом не Божиим. В сущности же это был голос иной, не Божий (Иер. 28:1-11). Тоже читаем и о лжепророке Седекии и его компании. И хотя он даже с дракой пытался доказать, что в нем говорит Дух Господень (3 ' Цар. 22:10-25), но это непристойное действие и результат его пророчества показали, какой голос говорил ему и откуда он исходил.

А сколько ересей и лжеучений породили такие голоса! Как и откуда берет свое начало магометанство? Известно, что в VII веке Магомет не просто придумал новую религию, а где-то в горах он услышал голос: "Нет Бога, кроме Бога единого и Его единого пророка Магомета". С этого времени он принялся насаждать новое учение огнем и мечом, сметая на своем пути учения языческие о многобожии и христианство в том числе. При этом дело дошло до крестовых походов и до других самых яростных столкновений. Как видим, образованию и насаждению этого лжеучения послужил голос, но чей? Вот вопрос!

Кстати, сам Магомет был человеком болезненным с расшатанной психикой, весь поверженный в галлюцинации и страдал эпилепсией (припадками). И если Коран (священная книга магометан) диктовал ему ангел, а он только писал, то поскольку в Коране содержится большая доля Ветхого Завета из Библии, а остальное из книг восточных религий, то это говорит о том, что ангелом он хотел только подкрепить авторитет своего сочинения. А если ему часто являлись "ангелы", то для поверженных в галлюцинации - это обычное явление. При этом сочетались и галлюцинации зрительные, и слуховые. С этого и берет свое начало и новая религия, и ее "священная книга" Коран. Вот к чему приводят голоса иные или галлюцинации слуховые.41 Вот как необходимо в этом разбираться правильно.

Приведем и второй пример. Константин, император римской империи в 312 году увидел на небе крест и прочел надпись "Сим победишь". Это удивило и все войско Константина.42 Отсюда и берет начало культ почитания креста, существующий у католиков и православных и поныне. Можно ли было убедить тогда Константина, или того же Магомета в том, что голоса, слышанные ими, были не Божьими?

Много видела видений и слышала голосов и адвентистская лжепророчица Э. Уайт. Но было ли там хоть что-нибудь от Бога? Она и на небе побывала не раз,43 но в самом деле ли это было так? Если бы это было от Бога, то в заблуждение Бог никого не вел никогда! Сплошные галлюцинации, и если бы только одни галлюцинации! Но тут больше!

Ведь написано: "Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая ДУХАМ ОБОЛЬСТИТЕЛЯМ И УЧЕНИЯМ БЕСОВСКИМ..." (1 Тим. 4:1). И еще: "Возлюбленные! НЕ ВСЯКОМУ ДУХУ ВЕРЬТЕ, НО ИСПЫТЫВАЙТЕ ДУХОВ, ОТ БОГА ЛИ ОНИ, ПОТОМУ ЧТО МНОГО ЛЖЕПРОРОКОВ ПОЯВИЛОСЬ В МИРЕ" (Иоан. 4:1).

Приведенные места Св. Писания со всею ясностью говорят о том, что в деятельности лжепророков занимают место не только галлюцинации зрительные и слуховые, как деятельность человеческого духа (1 Кор. 2:11; 14:14), но больше того! Участие при этом принимают и духи не от Бога, духи обольстители, бесовские...

И поэтому сам по себе напрашивается вопрос: "А не слишком ли много мы списываем за счет расшатанности психики людей и галлюцинаций? Разве в таких крайне странных проявлениях обходится без участия вышеназванных духов-ДУХОВ ОБОЛЬСТИТЕЛЕЙ - БЕСОВСКИХ? И если галлюцинации нередко приводят к возмутительным и даже трагическим исходам, то, конечно, без участия этих духов в этом не обходится. При этом могут быть и галлюцинации, и участие духов заодно. Участие это в какой-то мере может быть не одинаково; но, что оно есть, то есть! Иначе зачем же об этом написано так ясно и определенно?

Вот что самое страшное! А бедные, обманутые люди думают, что все это исходит не откуда-то, а от Бога, от Духа Святого! И можно ли об этом молчать? Вот над чем следует задумываться каждому, кто пророчествует, кто видит видение и слышит разные голоса толи из своих же уст, из своего же чрева или извне и даже, как ему кажется, сверху, с небес. Об этом же надо думать и тем, кто слушает таковых и принимает это за голос Божий.

Признаюсь, что сам я думал об этом и раньше, но высказать вслух эти мысли не решался. Но теперь хранить молчание больше не могу; об этом и говорю и пишу. Я говорю это не просто из головы, но на твердом основании из Слова Божьего и целого ряда фактов, приводимых из литературы и прямо из самой жизни. И кто может возражать, и на каком основании?

Мерить всех пятидесятников одной меркой я, конечно не стараюсь, потому что я встречаю (особенно в последние годы) среди них и таких, которые и сами об этом мыслят почти так же, и они тоже против таких проявлений. Но к сожалению таких не много и выступать открыто против всяких таких проявлений они не решаются по двум причинам: первая, чтобы при этом не похулить Духа Святого, а вторая - боятся разгневать тех, для кого это святыня, и попасть в опалу от них. Но разгневать кого-то они боятся, а того, что имя Божие хулится, того не боятся. Верно ли это? Это ли верный путь?

Однако напомним, что развязанность в таком пророчестве, видениях, слышании всяких голосов и прочее - дело не новое; все это появилось одновременно с появлением самого пятидесятничества, и Воронаев, когда пятидесятничество стало распространяться по Украине и за ее пределы, и когда появилось много пророчествующих, видящих видения и слышащих всякие голоса, вынужден был посылать ДО ТРИДЦАТИ благовестников (!) по борьбе с этими проявлениями. Они выходили из всяких рамок, допускаемых самим же Воронаевым.

Такова история этих проявлений на протяжении времени.

В подкрепление всего сказанного о пророчествах и видениях, фактов выше мы привели достаточно. А о голосах приведем еще. Пусть об этом знают все. Причем, такие голоса слышат не одни пятидесятники (да и пятидесятники не все), а в основном те, у кого психика расшатана. Сколько угодно слышат их и совсем неверующие, в зависимости от состояния психики. Итак, мы изложим некоторые факты.

Член Запорожской церкви ЕХБ, инвалид Отечественной войны Н. М. С. на войне контужен, неоднократно по этому поводу лечился. И вот при каком-то несогласии с женой сильно расстроился и в пылу гнева ложась на диван подумал: "Уйду я куда-нибудь в монастырь, где этих женщин вообще нет, и там мне будет спокойнее. Буду там молиться и спасать свою душу, и никто мешать мне не будет. А тут я все равно не спасусь".

И что же, в этот же миг, будучи в комнате совершенно один, он услышал четкий громкий голос: "Патриарх Пимен принимает в своей резиденции в Москве ежедневно с 9 до 13 часов".

Спрашивается, чей это голос, и какой это дух поспешил в критическую минуту для больного человека дать такую точную справку о том, к кому в таком случае надо обращаться, и даже указать часы приема. Комментарии тут не требуются.

Кроме того, этот человек часто слышит и другие голоса, но очень разноречивые. Хорошо, что он их меньше всего слушает.

А другая женщина Е. И. Б., тоже член Запорожской церкви ЕХБ, по своему состоянию здоровья различных голосов слышит постоянно несчетно. И если бы она принимала их во внимание, то можно бы и ума лишиться. Но она, понимая, что это такое и откуда, меньше всего волнуется.

Но бывает и хуже. Старейший из пресвитеров в Запорожской области Ф. М. Рябошенко вспоминает один очень страшный случай.

Некоему Стаху из с. Кориченцы, Хмельницкой области, в 1924 году, в период особого накала страстей в пятидесятничестве, послышался голос, который он принял за голос Божий: "Ты теперь имеешь власть умерщвлять и оживлять"... Поверив в это от всего сердца, он подумал: "А с кого же начать?" И решил, как первый эксперимент, проделать это над своей женой: умертвить, а потом оживить. .. Он пытался сделать это на глазах у своих детей, чтобы этим привести их к Богу. Но они подняли такой крик, что сбежались соседи и "эксперимент" не удался, его забрали в психбольницу, но что было дальше, Федор Максимович не знает.

Еще более сложную историю описывает Г. Агнцев.

В 60-х годах из среды пятидесятников-единственников объявился некий новоявленный пророк Василий Васильевич из г. Львова, исповедующий Бога не в едином лице, как единственники, не в трех, как исповедует все христианство, а в ЧЕТЫРЕХ. Кроме Отца и Сына и Святого Духа он исповедует и четвертое лицо - "мы", то есть церковь. На это "служение", как утверждает он сам, его послал громовой голос с неба, который он принял за голос Божий. Всех, кого ему удается склонить на свою сторону, он перекрещивает в Крыму в водах Черного моря. И когда согласился на перекрещивание и пресвитер Вильнюсской общины единственников Николай Иванович, то он повез его в Крым, завел в воду и сказал: "Буду крестить тебя не в четыре, а в десять имен..." А когда он не согласился, потому что так нигде не написано, то Василий Васильевич сказал: "Иди в горы, там услышишь с небе голос и придешь ко мне". Он пошел в горы и там действительно услышал с неба громовой голос, говорящий: "Иди, и все, что он повелит тебе делать, делай". Тогда Николай Иванович прибежал к пророку и принял от него крещение в ДЕСЯТЬ ИМЕН...44 Такого "многобожья" христианство еще не знало.

Подумать только, до какого заблуждения доводят голоса не из преисподней, а с неба. Но это и не удивительно. Ведь основное средоточие духов злобы обитает не в преисподней, а в поднебесье, вверху (Ефес. 2:2; 6:12). Вот оттуда и донесся громовой голос самому Василию Васильевичу при его "призвании". Оттуда же донесся такой же голос и Николаю Ивановичу. Донесется и кому угодно, кто будет раскрывать ухо любому голосу и принимать что угодно, и только потому, что оно доносится сверху.

Этот же автор описывает и другое. В Донецкой области в 1959 году проживал Павлик Зеленый, который будучи пьяницей, покаялся и стал ревностно читать Библию и молиться, чтобы Бог открыл ему Откровение Иоанна. И вот однажды, когда Павлик держал на руках своего ребенка, он услышал голос:

"Сын мой! Брось ребенка об пол, и я все тебе открою". Здесь он сразу же понял, что голос этот не Божий. Он рассказал об этом в церкви, все за него молились и голоса умолкли.45 А что было бы, если бы он, слепо доверившись голосу, посчитав его Божиим, исполнил, что говорил этот демонический голос?

Вот почему нельзя верить всякому духу. И духи и голоса бывают всякие, но кто испытывает их, тот в заблуждение не попадает. А бывает и так, что дух буквально издевается над человеком.

В сороковых годах пятидесятнику Семену из с. Шевченково, Одесской области, дух сказал: "Встань и беги", указав направление. Повинуясь сказанному, он побежал. Впереди был колодец, и как обычно, возле него лужа. Голос говорит:

- Ложись в лужу!

- А где так написано, чтобы ложиться в лужу, - возразил Семен.

- А где написано, чтобы ты бежал? - сердито спросил его голос.

Видя, что здесь что-то не то, перестал бежать. А голос перестал с ним говорить, и таким образом пререкания кончились.

Но бывало и гораздо хуже. В городе Туапсе в пятидесятые годы к пятидесятнику Ване пришла пророчица лет на 15 старше его с грубыми телесными недостатками (горбатая и хромая) и заявила: "Дух сказал, чтобы я была твоей женою".

- Ну что же, - ответил Ваня, - коль дух велит, то противиться не буду. И они поженились.

Но в скором дух им сказал, чтобы они поехали в Москву к Сталину, засвидетельствовали об истине, и он покается... И снова тот же оборот - коль дух сказал, то надо ехать.

Поехали, нашли приемную и стали добиваться приема Сталина. Отсюда их взяли органы милиции, посадили в поезд и отправили домой. Но вскоре голос о том же повторился, и они снова отправились в Москву, чтобы засвидетельствовать Сталину, пока он жив. Но на этот раз органы поступили построже: из приемной их взяли, но домой они не вернулись... Этот факт мы повторяем по необходимости.

Дело доходило и до большего. В мае 1953 года старший пресвитер по Донецкой области Б. А. Русанов рассказал о жутком событии, о котором печаталось и в литературе атеистической. Но об этом утвердительно рассказывал и старший пресвитер по Хмельницкой области Д. М. Андрикевич.46 Слух об этом прошел тогда по всему нашему Братству, и его эхо еще и теперь можно слышать то здесь, то там. Откровенно говоря, трудно и даже не хочется верить, что это фактически было. Но поскольку об этом говорит и печать, и наши братья - ответственные работники нашего братства, то приходится поверить, что это не выдумка, а факт.

Подробности об этом расписывать не станем, а кратко изложим сущность. Все было сделано по указанию пророчицы Волошенко из Хмельницкой области, которой якобы сказал дух, чтобы некоей пятидесятнице Нефедовой отсечь топором пальцы левой пуки, после чего они опять прирастут. И что же, Нефедова на это согласилась, пальцы были отсечены, но прирасти обратно так и не приросли. Фотография искалеченной руки сохраняется и доныне. На что только способна "Святая темнота" или люди, доверяющие "ВСЯКОМУ ДУХУ!" "Учи Твой голос различать, от голосов иных!"

 

12. СУЩЕСТВУЮТ ЛИ НАСТОЯЩИЕ ВИДЕНИЯ И ГОЛОС БОЖИЙ В НАШЕ ВРЕМЯ?

Перечисление фактов, когда люди слышали голоса и считали их Божиими, а они были совсем не Божий, мы могли бы и продолжить, но считаем, что и приведенных вполне достаточно. Но видения и голос Божий настоящие в наше время существуют или не существуют? Уточнить это очень важно.

Но такой вопрос ответим прямо и неуклончиво. Если о пророчестве и языках написано: "...ПРОРОЧЕСТВА ПРЕКРАТЯТСЯ И ЯЗЫКИ УМОЛКНУТ..." (1 Кор. 13:8), то, как мы уже говорили, настоящие пророчества и языки (тоже настоящие) прекратились и умолкли. Те же, которые существуют, - это лишь жалкая пародия на истинное пророчество и языки и ничто иное. Написано "прекратятся", "умолкнут", значит не исполниться написанное не могло. И это подтверждено фактами, жизнью.

Но о видениях и голосе Божием истинных так не написано, и потому проявления это в необходимых случаях проявляются и теперь. На это можно бы привести достоверные факты, но поскольку ап. Павел говорил о видениях: "Не полезно мне хвалиться..." (2 Кор. 12:1), то и мы делать этого не станем. Но что это и в наше время есть, то есть. Жалко лишь то, что эти проявления, поскольку они встречаются не часто, то они тонут в омуте проявлений, похожих на них, но они совсем не Божий, о чем мы уже так много говорили.

Но мы понимаем, что пристрастные к этим проявлениям могут нас на половине слова прервать и указать на слова Иисуса Христа: "Дух дышит, где хочет и Голос ЕГО слышишь... ТАК БЫВАЕТ СО ВСЯКИМ рожденным от Духа" (Иоан. 3:8).

И если мы говорим на основе Слова Божьего и самого опыта, что видеть видения и слышать голос Божий может не всякий и не всегда, а лишь в исключительных случаях, потому что "МЫ ХОДИМ ВЕРОЮ, а не ВИДЕНИЕМ" (2 Кор. 5:7),47 то возражающие укажут на слова: "Так бывает СО ВСЯКИМ рожденным от Духа".

Что же мы можем на такое возражение ответить? Ответить на это можно одним довольно поучительным примером. Где-то еще в сороковых годах в кругу друзей мы затронули этот вопрос, и один даже рассказал, как он видел видение, а другой - как он слышал настоящий голос Божий. Остальные из скромности молчали и слушали готовое. Но один из друзей в тоне обиженного сказал: "А я, наверно, самый грешный среди вас, потому что ни видений, ни голоса никогда не видел, ни слышал".

Но ведущий беседу, чтобы развеять его недопонимание, разъяснил, что голосом Божиим в Евангелии называется не только тот голос, который слышится извне, но и другой, и он привел три места из Евангелия:

"Се стою у двери и стучу: если кто услышит ГОЛОС МОЙ и отворит дверь, войду к нему..." (Отк. 3:20).

"Имеющий ухо да слышит, ЧТО ДУХ ГОВОРИТ ЦЕРКВАМ" (Отк. 3:22. Эти слова в этих двух главах повторяются 7 раз.

"Ныне, когда услышите ГЛАС (голос) ЕГО, не ожесточите сердец ваших" (Евр.4:7).

- И вот, - сказал ведущий, - если голос извне слышал не каждый, то это не потому что не слышавшие грешнее всех слышавших, а просто потому что в этом Бог не усматривал необходимости. А вот такой голос, необходимость в котором Бог усматривает для каждого, который слышится сердцем, то такой безусловно слышал и слышит каждый рожденный от Духа, а иначе они рожденным бы не был. И если голос извне иногда трудно различить. Божий ли он или не Божий, то голос к сердцу всегда и всякий может свободно различать, потому что голос не от Бога призывать к покаянию никогда не будет.

То же самое надо сказать и о видениях: если мы ходим верою, а не видением, то верою мы можем увидеть больше, чем видением. Моисей даже невидимого Бога верой видел еще лучше, чем он видел бы Его своими телесными глазами. Вот почему видения настоящие в наш век хождения верою встречаются так редко, и видят их не все, а только те, кому Бог открыть хочет то, чего человек иначе уразуметь не может.

Вера - это "УВЕРЕННОСТЬ В НЕВИДИМОМ" (Евр. 11:1), это очи или око человеческого духа (Отк. 3:22), и потому подменять это око видением нужды нет и не полезно. Видение может быть обмануто галлюцинациями, призраками, а веру, исходящую от Бога, ничто не обманет. То же самое надо сказать и о голосе, говорящем к сердцу: никакая галлюцинация его не подменить, не обманет. Потому-то Бог и говорит всегда к каждому этим голосом, а не голосом извне. Но кому скучно слушать голос Божий "ухом веры", тот гоняется за голосами извне. А эти голоса, как мы говорили в предыдущем разделе, бывают всякие - и галлюцинации, и голоса духов обольстителей, бесовских, и каких угодно. Вот почему этому вопросу мы уделяем так много места и внимания.

Ведь если доходит дело до того, что Николай Иванович, о котором мы говорили в разделе предыдущем, сначала был крещен во имя Отца и Сына, и Святого Духа, а потом, усомнившись в правильности этого крещения, хоть Его заповедал лично Иисус Христос, был перекрещен во имя Иисуса Христа, а потом был снова перекрещен и в десять имен, то в такое нелепое заблуждение ввел его громовой голос, но не Божий, а бесовский. Вот что делают голоса извне.

 

13. О СНОВИДЕНИЯХ

Хотя в число даров Духа Святого сновидения и не зачислены (1 Кор. 12:7-11), но поскольку о них говорилось и в пророчестве пророка Иоиля, а потом эти же слова повторил и ап. Петр в день Пятидесятницы (Иоил. 2:28; Деян. 2:17), то сновидения люди верующие (а особенно пятидесятники) нередко ставят в один ряд с пророчеством, видениями и откровением. Снам нередко доверяют гораздо больше, чем Слову Божию, считая его особым откровением от Бога. Вот почему и на этом вопросе нам надо остановиться.

Прежде всего обратим внимание на то, что говорится в этом отношении в Слове Божием?

В книге Иова говорится, что посредством сновидений Бог вразумляет человека, "чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом" (Иов 33:14-18), а в другом месте читаем: "...и старцы ваши СНОВИДЕНИЯМИ ВРАЗУМЛЯЕМЫ БУДУТ" (Деян. 2:17). Такие вразумления имели иногда значение исключительно важное. Это видно из таких примеров:

Трудно сказать, как поступил бы Иосиф с обрученной ему Марией. Но вразумленный во сне сновидением он поступил очень благоразумно и благородно (Матф. 1:18-25). Бегство в Египет с Марией и Младенцем, а также и возвращение из Египта совершалось вразумлением сновидениями (Матф. 2:13-15 и 19-21). Сновидением были вразумлены и волхвы, когда Ирод коварно пытался воспользоваться их услугой для розыска Младенца (Матф. 2:12). Важную роль в выполнении планов Божиих выполнили сны Иосифа, фараона, виночерпия, хлебодара и др. Бог использовал сновидения для осуществления Своих определений в самых различных случаях и ситуациях. Разумеется, что такие сны были от Бога, как Его откровение для вразумления.

Но кроме того, простонародье, и верующие, и неверующие на опыте жизни убедились в том, что существуют сновидения, довольно точно осведомляющие о будущем. Обычно такие сновидения в народе называют "вещими снами". Изучением их занимались различные естествоиспытатели в основном русские и французские, такие как Сеченов И.М.,' Павлов И.П., Бехтерев В.М., К. Фламмарион, Ш. Рише и др. А Н.А. Рубакин утверждает: "Пророческие (вещие) сны записаны в священных книгах всех народов и всех вероисповеданий: греков, римлян, персов, индусов, магометан, христиан, буддистов, китайцев и др."48 В литературе светской и духовной описано множество различных снов, которые исполнялись с особой точностью. Приводить их описание здесь не будем, а интересующиеся могут прочесть о них в труде К, Фламмариона "Психические загадки и область неведомого"; Гр. Дьяченко "Из области таинственного"; В.С. "Дух, душа и тело и жизнь загробная" и др.

Из указанных трудов и некоторых других ясно видно, что вещие сны - это не выдумка, а реальные факты, возражать против которых прямо-таки невозможно. А народная мудрость говорит, что это способность человеческой души "видеть дальше глаза и слышать раньше уха", способность в некоторых случаях заглянуть в неизвестное будущее. Это особый дар от Бога, но отнюдь не от природы или еще кого-то.

Такими возможностями Бог наделил человека и ему остается одно: разумно пользоваться ими. И если об этом записано в священных книгах всех народов, то это значит, что этими возможностями доступно пользоваться всем людям притом, если пользоваться будут разумно. И в этом выражается Божие попечение о Своем творении - о людях, притом и добрых, и недобрых. "Ибо Он благ и к НЕБЛАГОДАРНЫМ и ЗЛЫМ" (Лук. 6:35).

Известно, что в сновидении человек бывает способным говорить, видеть, слышать, а иногда и понимать, что это не действительность, а сон, и все это снится. Область эта обширна и интересна, но очень грубую ошибку делают те, кто виденное во сне относят к видениям и пророчеству. Сновидение есть сновидение и ни с чем другим смешивать его не надо. Притом, Бог категорически это запрещает и через пророка Иеремию говорил: "Я слышал, что говорят пророки... Они говорят: "Мне снилось, мне снилось..." Думают ли они довести народ Мой до забвения имени Моего посредством снов своих?.. Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон", а у которого - Мое слово, тот пусть говорит СЛОВО МОЕ ВЕРНО" (Иер. 23:25-28).

Вот так в свое время сновидения, применяемые не по назначению, служили делу Божьему не на пользу, а помехой в служении истинных пророков - вестников Божиих. Такое получается и в наше время там, где верующие люди сновидения превращают в какое-то особое откровение Божие. Сон есть сон и при любой его правдивости и сбывании он не может стать выше Слова Божия или откровения Божьего.

А вообще, необходимо подчеркнуть, что далеко не каждый сон бывает вещим. Много бывает снов и пустых, без смысла связи и значения, и об этом написано прямо: "Ибо как сновидения бывают при множестве забот..." И еще: "Ибо во множестве сновидений, как и во множестве слов МНОГО СУЕТЫ: но ты бойся Бога" (Еккл. 5:2,6), Слово "суета" здесь означает - пустое, бессмысленное, бессодержательное.

Таких суетных снов бывает много - большинство, и потому же, кто пытаются унизить достоинство и снов вещих, унижают все сновидения подряд. Но кто к снам относится не предвзято, те научились различать сны пустые от вещих. Они не метут все сны подряд в одну кучу, и потому из вещих извлекают много полезного. Просто надо поучиться различать, и сны вещие много помогут ориентироваться в сложных ситуациях.

А последнее подчеркнем, что в область сновидений нередко вклинивается и сам сатана, и этого надо опасаться больше всего. Кто этого не испытывал, когда во сне снятся всякие кошмарные и скверные вещи, о которых в состоянии бодрствования и думать страшно? Откуда приходят такие кошмары, и кто действует или злоупотребляет этим? И потому предусмотрительные верующие при отходе на сон молятся не только о благополучии во время сна, но и о том, чтобы Бог сохранял и от плохих сновидений. Но, к сожалению, не все верующие так поступают, и потому скверные сны посещают их, принося с собой не только огорчение, но и осквернение.

Немало бед вносят такие сновидения и во взаимоотношения людей, в разрешение вопросов вступления в брак, переездов на другое место жительства, устройства на работу, когда люди без молитвы и поста решают просто, как привиделось во сне, не молившись об этом, не прося такого ответа у Бога.

Так в послевоенные годы на Полтавщине, когда люди жили в нужде, в недоедании, жили очень дружно два соседа - верующие, помогая друг другу. Но вот у одного из них кто-то украл шубу, за которую он думал выменять что-то из продуктов. Следов никаких не обнаружилось, но когда он, подавленный горем, уснул, то приснилось, что его брат-сосед эту шубу понес и где-то спрятал. Проснувшись он счел это за откровение Божие и стал требовать с брата свою пропажу. И сколько тот ни доказывал, что он в этом не повинен, но этот и слушать не хотел, а требовал положить шубу там, где взял.

Пришлось конфликт этот разбирать и на дому, и в церкви, но потерпевший твердил одно: "Раз мне Бог открыл во сне, то это правда. Даром бы не приснилось". Со временем тяжба улеглась, но доверие друг ко другу так и не восстановилось; не восстановилась и былая дружба.

А сколько горя, соблазнов, сомнений и подозрений возникает, когда особенно доверчивые верующие видят во сне в неприятном виде брата, сестру, проповедника, своего пресвитера или даже и всю свою церковь! О, как много в этом действует и преуспевает сатана! Некоторые даже оставляют свою церковь и идут в другую лишь потому, что во сне им открыто, что церковь эта неправильная, что в ней нельзя спастись. Но таковые не понимают, что такие сновидения не откровение, а просто искушение от диавола и ничто другое. Надо помнить, что бывают сновидения от Бога, но сколько угодно бывает и не от Бога.

Из тех же послевоенных лет опишем еще одно событие, совершившееся тоже на Полтавщине в городе Крюково-на-Днепре.

Голодный 1947 год. Зима. В поисках пропитания Паша М. поступила работать уборщицей. Жилья не было, и она днем работала, а ночь проводила в вокзале. После вечернего собрания, куда она попала чисто случайно, с нею заговорил диакон церкви Андрей И., и узнав, что она ночует в вокзале, сжалился и пригласил ее переночевать в свой дом. Паша с радостью согласилась, а когда жена А. И. предложила изголодавшейся, простуженной тарелку горячего супа и кусочек черного хлеба, полученного на карточку, то она подумала: "Вот что значит люди верующие! Буду веровать и я". А когда еще предложили человеческую постель под грубкой, то она упала и забылась крепким сном, будучи усталой и измученной бессонницей на вокзале. Уснула и вся семья, ничего не подозревая. Но не прошло и трех часов, как Андрей И. проснулся. Во сне он видел, как Паша поднялась с постели, взяла ценную чужую вещь и вышла. И когда он посмотрел, то действительно вещи этой не оказалось, хотя Паша крепко спала. - Боже мой, - подумал Андрей И. - Значит она вещь эту куда-то вынесла и припрятала, а теперь либо действительно спит, либо притворяется. Что же делать? Разбудить и потребовать вещь, или не трогать впервые за две недели по-человечески уснувшую женщину. И хотя вещь эта стоила месячный заработок, но, подумав, А. И. несчастную будить не стал. Но сам до утра уснуть уже не мог. По утру Паша благодарила, как только могла, за оказанное внимание и с радостью пошла в утреннее собрание. Но на следующую ночь А. И. ее уже не пригласил... А на третий день "пропажа" нашлась. И когда А. И. стал вспоминать, то вспомнил, что вещь эту он переложил на это место сам, второпях, еще до прихода в дом Паши.

Паша так ничего и не знала, а после, в этом же году покаялась, приняла крещение и была хорошей христианкой. И побудительным толчком на это послужил именно тот приют, который оказал ей Андрей И. в ту студеную предвоскресную ночь. А что подумала бы она, если бы А. И., доверившись сну, разбудил ее и стал требовать эту вещь? Уверовала бы она, или наоборот, обходила бы верующих "десятой улицей"? Вот как дьявол хотел не допустить на путь спасения душу, ищущую правду и истину!

Этот пример показывает, насколько осторожно и тщательно надо разбираться в сновидениях, если они кажутся и настоящими вещами, и даже "откровением" от Бога.

Несомненно, что через сновидения иногда приходят от Бога очень важные вразумления и даже откровения. Но порою через сновидения же приходят и тяжелые искушения, о которых мы не рассказали и сотой доли, приходящие непосредственно от диавола. Вот насколько надо быть осторожным и осмотрительным каждому, когда он видит сновидения.

Совсем недавно одна сравнительно еще молодая одинокая женщина, довольно искренняя и богобоязненная христианка, призналась мне, в какое тяжелое искушение она попала через сновидение. Во сне она увидела старшего пресвитера по области, который оказал ей особую вежливость и даже любезную услугу. Ей это было настолько приятно, что и проснувшись, она никак не могла об этом забыть. Но со временем, думая о значении этого сна, она буквально влюбилась в этого человека, несмотря на то, что у него есть жена и дети, да и по возрасту она гораздо старше него. Все это она прекрасно понимает, но не понимает только одного: почему же в таком случае ей приснился такой сон? От Бога ли это, или нет? Я объяснил ей, что сны бывают не только от Бога, но и от дьявола, чтобы искушать искренних, но простодушных детей Божиих, пользуясь их неосведомленностью об этом. А потому надо бодрствовать и бороться с этим.

И если некоторые все же и в наше время сновидениями руководствуются больше, нежели Словом Божиим, то таковым необходимо понять, что только одно Слово Божие должно быть для каждого верующего "СВЕТИЛЬНИКОМ НОГЕ и СВЕТОМ СТЕЗИ" (Пс. 118:105),-"СВЕТИЛЬНИКОМ СИЯЮЩИМ В ТЕМНОМ МЕСТЕ" (2 Пет. 1:19).

Вот что надо знать и помнить каждому верующему о сновидениях. И если о голосе Божием мы поем: "Учи Твой голос различать, от голосов иных", то и о сновидениях надо и молиться, и петь: "Учи и сновидения различать. Твои от не Твоих".

Далее

К Оглавлению / К Сноскам

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки