Власть Бога в Иисусе проявилась в том, что Он пользовался правом принимать поклонение. Он также провозгласил, власть воскресить Себя и говорил с внушающей страх властностью, как сам Бог.
Мало о чем говорится в Писании с большей ясностью, чем о вопросе поклонения. Как Ветхий, так и Новый Заветы подчеркивают, что одному Богу следует принимать поклонение. Иисус сказал Сатане: „Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи" (Матф. 4:10; Лук. 4:8). Ни человек, ни ангел никогда не должен был принимать поклонение (Матф. 4:10; Апокалипс. 19:20; 22:8, 9). Бог не давал „славы" Своей иному (Исайя 42:8).
Новый Завет применяет по преимуществу одно слово для „поклонения" — греческое проскинэо. Именно это слово Иисус употребил, говоря Сатане о поклонении единому Богу: оно употребляется чаще, чем любое другое, в описании поклонения Богу (Иоан. 4:24; Апокалипс. 5:14; 7:11; 11:16 и т. д.).
После того, как Иисус исцелил человека, тот воскликнул: „Верую, Господи? и поклонился (прошедшее время глагола поскинэо) Ему" (Иоан. 9:38). То же греческое слово употреблено в Матф. 14:33, когда ученики поклонились Иисусу, увидев Его идущим по воде. Другой раз ученики, видя Иисуса после воскресения, „приступивши, ухватились за ноги Его и поклонились Ему" (Матф. 28:9). Таким образом, и до, и после воскресения Иисус принимал поклонение. Во всех этих примерах тот самый Иисус, Который упрекнул Сатану за то, что тот искушал Его поклоняться ложно, не отшатнулся в ужасе из-за того, что „только Богу следует поклоняться". Напротив, Он принимал поклонение как должное.
В Евр. 1:6 Ангелам Божиим велено поклоняться (ргоз1сипео) Иисусу. В Апокалипе. 5:8-14 целый раздел посвящен хвале и поклонению Иисусу „Агнцу" и Богу. Павел со страстью провозглашал, что при имени Иисуса каждое колено в небесах и на земле склонится (подразумевая поклонение) и признает, что Иисус — Господь (Филиппис. 2:10, 11). Сыну Божьему поклонялись во время многочисленных событий в Новом Завете, по мере того как Он становился предметом веры, надежды и обожания.
Совокупные свидетельства новозаветной церкви и, более того, всей церкви на протяжении столетий гласят, что поклоняться следует Триединому Богу: Отцу, Сыну и Святому Духу.
Даже пока Иисус был подвержен смерти как человек. Он притязал на могущество и власть воскресить Себя, власть, которую мог иметь лишь Бог. Некоторые могли бы спросить: „Если Иисус Христос — Бог, как мог Он воскресить Себя?" В Иоан. 2:19 Иисус сказал: „разрушьте храм сей. и Я в три дня воздвигну его (говоря о Своем теле: ст. 21)". О своей жизни Он сказал: „Имею власть отдать ее, и впасть имею опять принять ее" (Иоан. 10:18).
Иисус не только притязал на имена, звания и определения Бога, принимал поклонение и утверждал, что властен воскресить Себя. Он также говорил вещи, какие по праву мог говорить один Бог. Однажды, когда фарисеи послали служителей схватить Его, те вернулись с пустыми руками. Когда их спросили, в чем дело, они могли ответить лишь: „никогда человек не говорил так, как Этот Человек" (Иоан. 7:46). Это была правда.
Трудно, читая евангельские повествования, нс поражаться Божественной власти Иисуса. Он призывал к Себе людей, прося их следовать за Ним и даже жертвовать за Него жизнью. Он говорил с неслыханной личной властностью.. Другие учителя Его времени, книжники и фарисеи, цитировали закон и пророков, дабы обосновать свои положения. Иисус говорил: „Истинно, истинно (Я. — В русском тексте местоимение обычно пропускается, в английском сохраняется — Прим. перев.) говорю..."События подтверждали Его авторитет Бесы бежали по Его слову. Ветер и море успокаивались по Его приказу. Мертвые восставали, хромые ходили, слепые видели. К. С. Льюис писал:
„Человек, который, был бы просто человеком и говорил такое, как Иисус, — не мог быть великим учителем нравственности. Он был бы либо помешанным — вроде того, кто выдает себя за яйцо всмятку, — либо же Дьяволом Ада. Приходится выбирать. Либо человек этот был, и есть, Сын Божий; либо же безумец или того хуже. Можно заткнуть ему глотку как дураку, плюнуть в него и убить его как одержимого бесом, или пасть к его ногам и назвать его Господом и Богом. Но давайте не станем, вылезать со всякой снисходительной ерундой насчет того, будто он великий учитель нравственности. Этой возможности Он нам не оставил. И не собирался".
Описание | В применении к Богу | В применении к Иисусу |
YHWH (Я есмь) | Исход. 3:14 Второзак. 32:39 Исайя 43:10 |
Иоан. 8:24 Иоан. 8:58 Иоан. 18:4-6 |
БОГ | Быт. 1:1 Второзак. 6:4 Псал. 44:6-7 |
Исайя 7:14; 9:6 Иоан. 1:1,14 Иоан. 20:28 Тит. 2:13 Евр. 1:8 2 Петр. 1:1 |
АЛЬФА И ОМЕГА (ПЕРВЫЙ И ПОСЛЕДНИЙ) | Исайя 41:4 Исайя 48:12 Апокалипс. 1:8 |
Апокал. 1:17,18 Апокал. 2:8 Апокал. 22:12-16 |
ГОСПОДЬ | Исайя 45:23 | Матф. 12:8 Деян. 7:59, 60 Деян. 10:36 Римлян. 10:12 1 Коринф. 2:8 1 Коринф. 12:3 Филиппис. 2:10,11 |
СПАСИТЕЛЬ | Исайя 43:3 Исайя 43:11 Исайя 63:8 Лук. 1:47 1 Тимоф. 4:10 |
Матф. 1:21 Лук. 2:11 Иоак. 1:29 Иоан 4:42 Тит 2:13 Евр. 5:9 |
ЦАРЬ | Псал. 94:3 Исайя 43:15 1 Тимоф. 6:14-16 |
Апокалипс. 17:14 Апокалипс. 19:16 |
СУДИЯ | Быт. 18,25 Псал. 49:4, 6 Псал. 95:13 Римлян. 14:10 |
Иоан. 5:22 2 Коринф. 5:10 2 Тимоф. 4:1 |
СВЕТ | 2 Царств 22:29 Псал. 26:1 Исайя 42:6 |
Иоан. 1:4, 9 Иоан. 3:19 Иоан. 8:12 Иоан. 9:5 |
ТВЕРДЫНЯ | Второзак. 32:3, 4 2 Царств. 22:32 Псал. 88:27 |
Римлян. 9:33 1 Коринф. 10:3, 4 1 Петр. 2:4-8 |
ИСКУПИТЕЛЬ | Псал. 129:7, 8 Исайя 48:17 Исайя 54:5 Исайя 63:9 |
Деян. 20:28 Ефес 1:7 Евр. 9:12 |
ОПРАВДАНИЕ НАШЕ | Исайя 45:24 | Иерем. 23:6 Римлян. 3:21-22 |
МУЖ | Исайя 54:5 Осия 2:16 |
Матф. 25:1 Марк.2:18,19 (Жених) 2 Коринф. 11:2 Ефес. 5:25-32 Апокалипс. 21:2,9 |
ПАСТЫРЬ | Быт. 49:24 Псал. 22:1 Псал. 79:2 |
Иоан 10:11,16 Евр. 13:20 1 Петр. 2:25 1 Петр. 5:4 |
ТВОРЕЦ | Быт. 1:1 Иов. 33:4 Псал. 94:5,6 Псал. 102:25, 26 Исайя 40:28 |
Иоан. 1:2, 3,10 Колос. 1:15-18 Евр. 1:1-3,10 |
ДАЮЩИЙ ЖИЗНЬ | Быт. 2:7 Второзак. 32:39 1 Царств 2:6 Псал. 35:10 |
Иоан. 5:21 Иоан. 10:28 Иоан. 11:25 |
ОТПУСКАЮЩИЙ ГРЕХИ | Исход. 34:6-7 Неем.9:17 Дан. 9:9 Иона 4:2 |
Марк 2:1-12 Деян. 26:18 Колос. 2:13 Колос. 3:13 |
ГОСПОДЬ - ЦЕЛИТЕЛЬ НАШ | Исход. 15:26 | Деян. 9:34 |
ВЕЗДЕСУЩИИ | Псал. 138:7-12 Притч. 15:3 |
Матф. 18:20 Матф. 28:20 Ефес. 3:17; 4:10 |
ВСЕВЕДУЩИЙ | 1 Царств 8:39 Иерем. 17:9,10,16 |
Матф. 11:27 Лук. 5:4-6 Иоан.2:25 Иоан. 16:30 Иоан. 21:17 Деян. 1:24 |
ВСЕМОГУЩИЙ | Исайя 40:10-31,18 Исайя 45:5-13,18 |
Матф. 28:18 Марк. 1:29-34 Иоан. 10:18 Иуд. 24 |
ПРЕДСУЩЕСТВУЮЩИЙ | Быт. 1:1 | Иоан. 1:15, 30 Иоан. 3:13, 31, 32 Иоан. 6:62 Иоан. 16:28 Иоан. 17:5 |
ВЕЧНЫЙ | Псал. 101:26-27 Аввак. 3:6 |
Исайя 9:6 Мих. 5:2 Иоан. 8:58 |
НЕИЗМЕННЫЙ | Исайя 46:9,16 Малах. 3:6 Иаков 1:17 |
Евр. 13:8 |
ПРИНИМАЮЩИЙ ПОКЛОНЕНИЕ | Матф. 4:10 Иоан. 4:24 Апокалипс. 5:14 Апокалипс. 7:11 Апокалипс. 11:16 |
Матф. 14:33 Матф. 28:9 Иоан. 9:38 Филиппис. 2:10,11 Евр. 1:6 |
ГОВОРЯЩИЙ С БОЖЕСТВЕННОЙ ВЛАСТНОСТЬЮ | „Так говорит Господь..." — употреблено сотни раз. | Матф. 23:34-37 Иоан. 7:46 „Истинно, истинно (Я) говорю..." |
Главная
страница | Начала веры
| Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки