БОЛЕЗНЬ ЛИБЕРАЛИЗМА

Скачать WinZip (Word 97)

 

“Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням”, - писал апостол Павел Тимофею (2 Тим. 4:3-4). И его слова все чаще вспоминаются, когда приходится смотреть на состояние современного христианства, как на Западе, так и у нас в стране и даже в нашем евангельско-баптистском братстве.

До недавнего времени верующих можно было легко узнать даже на улице, например, когда приезжаешь в другой город и ищешь собрание, по внешнему виду, манере разговора, общему Духу, просто мистическим образом. Можно было приехать в любую церковь ЕХБ и быть там “своим”, все было более-менее похоже и знакомо. Но теперь не всегда так.

С. В. Санников пишет: “Евангельско-баптистское братство Советского Союза было надежно защищено от проникновения западного богословия коммунистическим «железным занавесом». Кроме того, в условиях воинствующего атеизма практически единственным источником богословия была Библия. Эти два фактора обеспечили консервирующее действие русскоязычному богословию, поэтому битва за учение здесь шла главным образом между конфессиями, а не между либералами и фундаменталистами, как на Западе. Однако с конца 80-х годов ситуация изменилась. Открытые границы, большое количество постоянно работающих миссионеров создали благоприятный фон для широкого проникновения в церкви ЕХБ различных форм либерального богословия. Наибольший риск для наших церквей представляют образовательные и издательские программы, проводимые иностранными миссиями».

В официальном богословии наших евангельских христиан-баптистов вроде бы все у нас против либерализма в классическом понимании. Все признают Апостольский символ веры, семь баптистских принципов, никто открыто в церковной печати не пишет, что, мол, Иисус Христос не Бог, Библия, мол, нуждается в критической переоценке и очищении от "мифов"... Но все чаще попадаются люди, проповедники, дьяконы и даже пресвитеры, которые нет-нет да начнут вещать что-то странное о "четырех источниках книги Бытия", с загадочными авторами «яхвисте», «элогисте», «протоисайе» и прочих изобретениях западного ученого ума; нет-нет, да начнут сомневаться в справедливости моногамии или проповедовать экуменизм, что «все христиане нам братья, если только они исповедуют Христа как своего Спасителя», а потому различия в догматике надо преодолевать не выяснением истины, а некоей абстрактной «любовью»... И это чаще всего происходит, к сожалению, после окончания ими новых богословских заведений, в которых преподают зарубежные учителя и верующие других конфессий.

Очень грустно наблюдать метаморфозы с нашими семинаристами. Вроде бы недавно этот брат был здравым в учении и твердым в отстаивании Божьих истин, открытых нашим предшественникам в годы гонений и роста братства, а как «обучился богословию», так тут же стал до удивления непринципиальным, во всем сомневающимся, неустойчивым к «ветрам лжеучений», стал во многих вопросах либеральным, прямо диву даешься. Риторика его становится как две капли воды похожа на либералов из других конфессий, тот же язык, те же мысли, те же убеждения и оценки, которые он начинает иметь в отношении к нашему братству, нашему богословию, начинает презирать нашу историю, наш образ жизни, получает «широту взглядов». Воистину, наблюдается как бы один и тот же «вирус», имеющий одни и те же симптомы, проявляющиеся у всех, кто его «подхватит».

С грустью нужно признать, что сейчас происходит настоящее наступление этой “эпидемии”, захватывающей все новые и новые церкви, все новые и новые печатные издания и семинарии. И ведь понятно, что учиться нужно, богословское образование очень необходимо братству, необходимы грамотные, эрудированные братья, сведущие во всех сложных вопросах теологии и могущих дать квалифицированную оценку тому или иному новому учению... Но беда в том, что студентов учат не этому, а прививают им странные понятия либерального богословия Запада, от которых и до неверия один шаг.

Старики наши плачут, когда сейчас в церквях им дают понять, что они якобы “устарели” со своими узкими взглядами и не вписываются уже в новые концепции пасторского видения современных церквей... Сейчас ситуация такова, что всех баптистов у нас можно поделить на два лагеря: либералов и консерваторов, “западников” и “патриотов”. Болезнь быстро распространяется, а мы молчим и не можем назвать ее открыто...

Что же за симптомы у этой болезни, либерализма? Не претендуя на полноту охвата, постараемся перечислить хотя бы основные признаки.

1. Наши либералы не уважают русское братство ЕХБ, его историю, не видят нужным называться баптистами, имеют стремление создать нечто новое и с другим названием, выдумывая названия вроде «евангельские», «библейские», просто «протестанты», просто «христиане». Но не брезгуют и идеей преобразовать церкви братства до такой степени, что их уже трудно будет идентифицировать с нашей конфессией. Так что если какой-нибудь верующий на прямой вопрос о его конфессиональной принадлежности начинает юлить и выдавать очень обтекаемые названия, скорее всего перед вами «зараженный».

2. Как правило либералы экуменисты. По их мнению, чуть ли не все христиане любых конфессий спасутся, поскольку заповеди Божьи «можно толковать по-разному» и различные толкования якобы никак не влияют на спасение. Таким образом они отрывают важность здравого библейского учения от веры во Христа.

В экуменизме очень ярко проступает типичное либеральное стремление ставить выше всего опыт и свое собственное понимание, а вовсе не Слово Божие, очень строгое к различным ересям. «Дети Божии и дети дьявола узнаются так: всякий не делающий правды не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» (1 Ин. 3:10). «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1 Ин. 2:6). Должна быть гармония христианской жизни и учения, а не одна только «жизнь», как и не одно только учение.

Да, спасение доступно не только баптистам, верно, но если мы с вами не верим в истинность нашего вероисповедания, но состоим в нем, если мы не верим в то, что ложное учение может привести верующего к отпадению от Бога, то это расходится со Словом Божьим, рекомендующем: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит. 3:10-11).

Если верующий начинает заявлять, что во всякой конфессии возможно спасение и мы все братья друг другу, не надо, мол, «разделений» и прочее, увы, перед нами также имеющий «вирус». Разделения между братьями - грех, но отделение истинных христиан от отступников - прямая заповедь Божья Его Церкви. И потому игнорировать Божью волю на такие отделения, называть всех инаковерующих «братьями» - это значит признать греховной всю протестантскую Реформацию, отделившую одних «христиан» от других, признать греховной отделение русских верующих в XIX веке от государственной православной церкви. Это значит, в конечном счете, признать греховным отделение христиан первого века от фарисейского иудаизма, а Авраама - от халдейской веры. Если «человеческие стены», как они называют отделение церквей ЕХБ от других конфессий, не так важны, значит не важно и неоправданно само существование нашего братства, и тогда наше отделение от других вероисповеданий - просто недоразумение и «горячность», а то и грех первых баптистов России...

3. Следующим шагом в доведении экуменических убеждений до логического разрешения является вполне лояльное и благоприятное отношение наших либералов к православной церкви. Они вполне допускают возможность существование спасенных в лоне этой конфессии, даже не смотря на множество отступление ее в догматической части от Евангелия. Даже «почитание» православными икон уже не трактуется либералами как идолослужение, а считается «одной из форм молитвы» перед изображением... Хотя это пока признается ими «младенчеством» и немощью православных, либералы очень снисходительны к такому действу, в своих статьях и книгах часто поминают добрым словом ту или иную икону, а некоторые из таких писателей даже доходят до сочинения богословских трудов про некое «богословие икон».

На те или иные слова православных писателей часто ссылаются, цитируют их к месту и не к месту, дабы придать своим проповедям некий ученый вес. И благо бы ссылки были на ранних «отцов церкви», которые по учению не были такими же православными как нынешние представители этой конфессии, так нет, цитируют недавних православных писателей XIX века, которые ничего кроме неправильно понятного ими предания старцев не читали и часто всячески поносили и призывали уничтожить зарождавшееся при них в России евангельское движение.

Видимо, либералы пытаются воспользоваться мирской популярностью православия в нашей стране, а потому обычно всячески восхваляют его, и очень удивляются и обижаются, когда ревностные православные указывают им на несовместимость православия с протестантской верой этих либералов. Впрочем, либералы открыто говорят, что готовы ходить и в православную церковь, если вдруг не станет в стране церкви баптистской...

Соответственно, те, кто часто ездит по миру или живет немного западнее центра России, с тем же подобострастным рвением хвалят и уважают католическую церковь, а папу римского Иоанна Павла II-го на полном серьезе называют «величайшим из всех христиан XX века». Понятно, что ими отвергаются слова Писания: «И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее» (Откр. 18:4), предается вся история отделения истинных верующих от этих господствующих церквей, забываются все гонения и преследования с их стороны, не говоря уж о верности учению Библии.

4. Либералы очень благоговеют перед всем американским и западным. «Только там, - считают они, - передовая мысль, а у нас - одни заблуждения. Во всех вопросах веры и поведения мы должны сверяться не с Библией и опытом наших братьев, а с практикой американских церквей, их богословием». Считается уже само собой разумеющимся, что западное (прежде всего англо-саксонское) христианство якобы во всем здоровее, глубже и академичнее нашего. И нам это признать мешает только, якобы, наша «гордыня», а сами мы «лаптем щи хлебаем».

Но так ли безупречно западное христианство? Так ли безупречен американский баптизм? Может ли он быть для христиан России, прошедших более 150 лет выживания, критерием? Исследование, проведенное американской исследовательской группой Барна показали, что только 43% баптистов США верят, что спасение не зависит от дел, а 66% верят, что сатаны на самом деле нет. "Результаты этого исследования являются заслуживающим доверия показателем состояния христиан Америки и их убеждений на сегодняшний день, - сказал Р. Альберт Мохлер (мл.), президент теологической семинарии южных баптистов. - Они также являются прямым обвинением в потере доктринальной убежденности и эрозии библейских представлений, что стало характерной чертой христианства Америки".

Результаты этого исследования показали тревожную картину - огромность числа верующих, чьи верования серьезно расходятся с основополагающими доктринами христианства. Например, лишь 41% всех опрошенных совершеннолетних христиан верит в 100-процентную точность Библии. Результаты опроса среди баптистов более выгодно отличаются от общих результатов, но не намного. Среди опрошенных баптистов, 57% верят, что спасение частично зависит от дел и 45% не верят в полную безгрешность Христа. Только 51% считает, что ответственность христиан - свидетельствовать неверующим. 66% баптистов не сомневаются в абсолютной точности Библии, 81% считает свою веру важным фактором своей жизни и 85% верят, что Бог - всемогущий Творец вселенной.

«Церковь Америки погрязла в кризисе незнания библейских основ», - сказал Барн. Такое падение и либерализация баптистов Америки, увы, закономерны, ведь на Западе баптизм развивался часто как противовес другим конфессиям (например, англиканам, пресвитерианцам, меннонитам), под сильным влиянием теологии Римской католической церкви с ее юридизмом, а также пресвитерианства и кальвинизма. В конце XIX века модернизм и либерализм в богословии английских баптистов был настолько развит, что знаменитый проповедник Ч. Сперджен был даже исключен из Союза баптистов Англии за критику терпимости к либералам.

В начале XX века практически все северные баптисты США стали либералами, а южные вернулись к основным консервативным понятиям лишь к 40-50 годам. Как показывает история Церкви, за 300-400 лет любое здоровое реформационное движение что-то важное теряет, приспосабливаясь к миру, отступая от библейских позиций. Так было с первой Церковью, обманутой императором Константином, сделавшим церковь государственной, так было, к сожалению, и с американским баптизмом. Поэтому столь важна роль постоянных духовных пробуждений, очищений и освящений церквей, бодрствования их в хранении истины. Естественно, что и в Америке, как и везде, есть церкви здравые, держащиеся истины, не идущие на компромисс, и тут не надо огульно считать всех американских христиан одинаковыми. Слава за это Господу.

У нас в России баптизм во многом вырос из русского молоканства, духоборства, штунды, менонитства и рэдстокизма, исканий русского народа, глубокого осмысления проповедей иностранных братьев, усвоения Библии на современном русском языке и неудовлетворенности православной религией, стремления к более полному, чем там, посвящению себя Богу и жизни по заповедям Божьим.

Историк братства С. Н. Савинский пишет: «Русско-украинский баптизм, после англо-американского и немецко-европейского, является третьей разновидностью всемирного баптизма. Его отличает не только особенность богослужений в церквах, но и сама история возникновения первых баптистских церквей в России и развития евангельско-баптистского движения. Возникнув в разных местах и независимо друг от друга, первые поместные общины-церкви объединялись в совместной работе для Царствия Божия, образовывали группы общин, слившиеся позже в единое братство (союз).

...Прежний примитивный взгляд на происхождение русско-украинского баптизма, как на продукт «злокачественной» немецкой пропаганды, не выдерживает самой элементарной критики. Согласно современной концепции возникновения первых русско-украинских общин, это был самобытный процесс, исходящий из глубин народного духа: духовное пробуждение народа произошло под влиянием Евангелия при действии Духа Святого в определенной исторической обстановке».

Отсюда и наше отличие от баптизма западного, да такое, что, как сказал один из первых основоположников братства, В. В. Иванов-Клышников: «Русский баптизм гораздо более самобытен и национален, чем даже византийское православие». И это так.

Традиции русского братства евангельских христиан-баптистов, соответствующие Слову Божьему, часто расходятся с представлениями баптистов Запада. И часто эти расхождения вызваны именно нашей большей преданностью Библии и духу первой Церкви, нескованностью наших предков конфессиональными рамками и определениями западных баптистов. Для русских баптистов всегда истинным было то, чему учит Библия, а не то, чему учит «катехизис баптистов», принятый каким-то собранием баптистов Англии или Америки, и даже часто не то, что было напечатано (перепечатано) у нас как наше официальное вероисповедание.

Безусловно, на наш баптизм постоянно влияли западные ветры. В начале своей истории, в конце XIX - начале XX века, некоторые наши братья поездили по Европе, прошли обучение в семинариях Англии, Германии, Америки, где, к сожалению, баптизм был другой и имел уже многие болезни (тогда были популярны идеи социального, коммунистического или империалистического переустройства мира сего, технического прогресса и пр.). Слепо переняв западное богословие, западные порядки, их отношение к богослужению, миру, властям, наши братья вернулись в Россию и внесли в наш русский баптизм коррективы, и отнюдь не самые лучшие, плоды чего мы пожинаем до сих пор. Поэтому восхищаться этими «нововведениями», считать западное христианство «эталоном» для наших церквей, - глупо и неоправданно.

5. Практически все либералы как по команде считают и уверяют, что русского богословия нет вообще. Почему? Потому что нет русских, кто бы в мире был признан как «великий богослов». Другое дело, по их мнению, это Барт, Гарнак, Бультман и иже с ними. То есть богословами объявляются как раз те, кто не верили в полную богодухновенность Писания! Очень интересно, что им приписывают какие-то сверхъестественные познания Библии и древнегреческого языка, и читая аргументы либералов с ссылками на либеральных писателей Запада, часто создается впечатление, что нас пытаются уверить, что Дух Святой давно спит и всю работу поручил «передовой» человеческой мысли в лице этих лингвистов и текстовых критиков. Представляется также странным, почему такие великие знания сделали этих экспертов по сути людьми неверующими, полными рационалистами, отвергающими все сверхъестественное и Божественно непостижимое, тут же возникает справедливый вопрос: а нужно ли вообще стараться и нам быть богословами с такой репутацией? Вряд ли.

Из русскоязычных религиозных авторов почитается у наших либералов, пожалуй, только покойный православный писатель Александр Мень, который тоже, к сожалению, в своем богословии следовал тем же западным либеральным теориям, в том числе и теории эволюции. Но его книги почему-то и сегодня распространяются и пропагандируются в наших церквях...

Относительно якобы «отсутствия русского богословия» можно возразить, что если есть русское братство, русские церкви, то есть обязательно и русское богословие, потому что без богословия не бывает церквей. Братья И. В. Каргель, Г. Шипков, В. Павлов, И. Проханов писали очень здравые богословские работы, которые были благословением для наших верующих. Кроме того, богословие не обязано существовать только на бумаге, чтобы быть признанным, оно должно быть в жизни христиан, быть составной частью веры братства. И все это было и есть в наших церквях. Даже председатель Союза ЕХБ России Ю. К. Сипко как-то в одном интервью сказал: «Богословие в России есть, и оно принципиально отличается от западного. Российское богословие - это богословие жизни. Может быть, томами мы действительно похвалиться не можем и иногда ощущаем недостаток написанных богословских разработок по части тех или иных проблем. Вместе с тем ощущаем в этом и великое преимущество: отсутствие написанных трудов заставляет нас снова возвращаться к Библии. На практике оказывается, что высшее богословие - это Библия... Все труды американцев, по большому счету, лишь философия с церковной, религиозной тематикой. Настоящая, христианская жизнь - это Библия, личная вера и уже реализованный продукт веры - жизнь посвященная, преданная Богу. Русское братство, безусловно, обладает таким богословием».

6. Продолжая перечислять признаки современного российского либерализма, стоит заметить повальное их неуважение к Синодальному переводу Библии. Он почитается не точным, полным неправильных и лишних слов, устаревшим, подверженным влиянию православного богословия. От их комментариев о нашей Библии простые верующие впадают в сомнения, недоверие к Священному Писанию, не знают, читать им эту Библию или не стоит уже, вера подрывается, пропадает благоговение и радость. В результате многие читают что угодно, но только не саму Библию, а что может быть за христианство без Библии? Ответ очевиден.

Да, любой перевод Священного Писания не может быть сравним с текстами на языках оригинала, и новые переводы должны делаться и изучаться нами, однако у либералов презрение к Библии, по которой жили и спасались наши верующие, вырастает порою до просто гипертрофированных размеров. Вместо того, чтобы сверяться с действительно греческими и древнееврейскими текстами, помогать созданию нового перевода, они стремятся просто обращаться к англоязычным переводам и комментариям, постоянно произнося сакраментальную фразу: «А вот в английском переводе тут сказано обратное...», после которой всякие рассуждения о Слове Божьем можно считать напрасными.

7. Либералы-западники ненавидят формы богослужения братства ЕХБ. Здесь им скучно, все кажется однообразным, невеселым, слишком «спокойным» и неоправданно благоговейным. Идеалом выбран опять же американский образец проведения богослужения. Там богослужение идет всего 1 час (больше времени западный деловой человек не позволяет себе тратить на такое «мероприятие»), проповедует один проповедник, а не 2-4 как у нас, и причем всегда один и тот же, пастор этой церкви, получивший эту должность после обучения в семинарии.

Также либералы очень любят неформальные формы богослужений, сходные с молодежными тусовками, харизматическими шабашами, чтобы «чем больше не похоже на церковь, тем лучше». Но сами же иностранцы не раз признавались, что богослужения русских баптистов приводят их в восторг и умиление своим благочестием и благоговением перед Богом. «Если Я отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною? говорит Господь Саваоф вам, священники, бесславящие имя Мое» (Мал. 1:6). «Только все должно быть благопристойно и чинно» (1 Кор. 14:40).

8. Либералы любят на богослужениях музыку рок и поп и терпеть не могут церковные хоры и пение не в западных африканских ритмах. Наши духовные гимны, «Песнь Возрождения», поддерживавшие наших братьев в тюрьмах и лагерях, при печали и радости, ныне забыты, заменены новыми незатейливыми текстами, повторяющими по 20 раз одну и ту же простоватую фразу или куплет, или заменены новой ритмизированной аранжировкой, делающей из глубоких молитвенных гимнов обычные эстрадные песенки, под которые неверующие слушатели могут даже поплясать. Уже порою невозможно сказать слово против рок-музыки в церквях, чтобы не быть высмеянным и проигнорированным. Я вижу, как бедные наши старики, плача, пытаются образумить церковь, жалуются, что не могут молиться и читать спокойно Библию после таких «концертов» в церкви, но к ним уже давно равнодушны. Ставка делается пасторами не на них, а на молодых из мира сего, которые, получается, теперь буквально и заказывают музыку в церкви.

9. Либералы стараются преувеличить роль женщин в церкви. Прежние представления наших братьев о том, чему учит Писание, что пасторами и учителями должны быть только братья, что церковные решения вправе принимать братья, а жены должны подчиняться мужьям как Христос Богу, активно оспариваются, перетолковываются. Самой любимой героиней сейчас стала Прискилла, роль которой возносится до почти пресвитерского служения. До рукоположения еще дело, слава Богу, не дошло (хотя один такой печальный случай мне все же известен), но прецеденты объявления некоторых особо активных сестер «проповедницами», «женскими пасторами», «учителями Библии» (особенно индуктивного метода) уже не редкость. Как и постоянные открытые высказывания сестер против «братского шовинизма», «притеснений женщин», «ограничений сестер в служении Богу». Как только ныне не перетолковываются слова апостола Павла: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1 Кор. 14:34-35). Сестры, безусловно, могут и должны служить в церкви, в том числе и как диаконисы (служительницы), и без них церковь не сможет полноценно существовать, но все должно быть по Писанию, как бы это нам ни казалось устаревшим или несправедливым. Бог все устраивает справедливо, но, видимо, не для либералов.

10. Также либералы яростно выступают против женских косынок и против любых ограничений в одежде. Их прямо трясет от злости при упоминании о них. Сестра, носящая «по старинке» косынку, становится постоянным объектом их насмешек, язвительных замечаний и попыток во что бы то ни стало разубедить ее. Указания 1 Кор. 11:5, 10 игнорируются и основываются, естественно, на понимании этого места американцами, и аргумент звучит примерно так: «В этом вопросе можно поставить точку уже потому, что американских христианок косынки надевать не заставляют, а им-то там виднее». То есть опять либералы основываются не на указаниях Библии, не на опыте грекоязычных и русских церквей, которые все почему-то понимали это место как руководство для ношения (читая тексты Писания на их оригинальном языке, древнегреческом), а на примере современного западного образа жизни.

11. Похоже, что либералы не ограничивают себя в мирской жизни почти вообще никак. Они свободно ходят в кино, в театры, на спортивные матчи и прочие зрелища. И очень недовольны и удивляются, почему по нашему мнению христианам этого «нельзя». «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4:4). В советское время атеисты старались загнать верующих на эти зрелища силой и угрозами, а ныне те сами идут, дискредитируя христианство. «Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2:16).

12. Естественным образом либерализм в досуге и поведении христиан приводит их адептов к почитанию возможным выпивать иногда спиртное, разумеется «в меру» и «не упиваясь», для «здоровья желудка»... Братское постановление о полном воздержании христиан от всякого спиртного, которое одно только и возможно в стране, подверженной повальному пьянству, считается теперь «заповедью человеческой» и совсем необязательной. Но «сухой закон» баптистов не просто решение людей, а следование духу Писания, святости Божьей: «Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное» (Прит. 23:31-33).

13. Либералы, будучи практически обычными мирскими людьми, считают возможным для христианина работать где угодно, в том числе и в барах, и в любом бизнесе, и в карательных органах (армии, милиции, ОМОНе, даже палачом). Служение маммоне они вполне удачно пытаются совместить с членством в церкви, и скорее покинут церковь, чем выгодный, но часто нечистый бизнес. Заповедь «не убий» для них уже давно не авторитет, поскольку она трактуется ими почему-то только в отношении к личным врагам, как и слова Христа о невоздаянии злом на зло. Слова Павла: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь», также относятся ими вовсе не ко всем сферам жизни христианина и потому становятся «недействительны» по отношению к политике и войне.

Вообще создается впечатление, что либералов заботит больше политическая обстановка в мире, защита земного государства и проявление лояльности к кесарю, чем спасение душ грешников, соблюдение заповедей Христовых, невзирая на обстоятельства.

14. Еще одной характеристикой либералов в нашем братстве можно считать их приверженность кальвинистской теории невозможности потерять спасение.

«К тексту, записанному в послании Евреям 6:4-8, - пишет Э. Трахзель-Паули, - сторонники антиевангельского учения стараются выработать невесть сколько толкований. Удивительно, почему они не принимают эти предельно ясные слова такими, как они есть? "Ибо невозможно - однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпавших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему. Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы - негодна и близка к проклятию, которого конец - сожжение". Это слово о возрожденных христианах. Они были просвещены и вкусили дара небесного. Так можно сказать только о тех, кто принял свет жизни и хлеб духовный, то есть принял Иисуса Христа и посредством этого получил возрождение (Евр. 10:32; Иоан. 6:33). Они сделались причастниками Духа Святого, а это можно сказать только о рожденных свыше (Деян. 2:38; 2 Кор. 1:21-22; Еф.1:12-14). Да, только рожденный свыше может вкусить благого глагола Божьего и сил будущего века. Отпасть может только тот, кто однажды пережил спасение. В противном случае, от чего ему отпадать?.. В послании Евреям немало внимания уделено поучениям, как надо относиться к спасению: "Мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть" (2:1); "Будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим" (4:1)».

Однако либералы пропагандируют облегченную и удобную версию «классического христианства», когда представляют, что одного единственного опыта обращения к Богу достаточно для окончательного и бесповоротного спасения, как бы грешно потом не жил христианин (или грешить он, якобы, просто уже не сможет, если он предопределен к спасению и рожден однажды свыше). Но Писание, как и опыт Церкви показывает, что отступление христиан возможно, если они теряют веру и сознательно живут во грехах.

Апостол Павел очень ясно говорит о массовом отступлении детей Божьих в последние времена. Пришествию Господа будет предшествовать отступление Церкви, большинство христиан не устоит, о чем говорил Христос: "Но Сын Человеческий пришед найдет ли веру на земле?" (Лук. 18:8). Мы живем, несомненно, в последние времена и существует удивительная закономерность, что чем шире в мире отступление от истины, тем больше ширится учение о невозможности потерять спасение. Не удивительно ли?

15. В церковной и личной жизни либералы очень ценят «свободу», граничащую порою со вседозволенностью, полную безотчетность перед всеми и во всем, что они делают как верующие, необязательность перед церковью в разделении ее верований и учений, дозволении себе придерживаться любых взглядов и говорить все что вздумается, каждый сам по себе, каждый «сам себе папа римский и патриарх всея Руси». Никакого уважения к пресвитерам, к церковной дисциплине, глухота к обличениям и призывам к бескомпромиссному подчинению нашей жизни заповедям Божьим.

Развивается и интуитивное, мистическое определение что есть истина, а что нет, хотя истина по их мнению тоже относительна и неуловима, и уступает место всякий раз, когда она противоречит практической целесообразности и минутному настроению.

16. При таком наборе мировоззренческих понятий не удивительно, что либералы осуждают любую попытку проповедования другими баптистами консервативных мыслей, а самих консерваторов считают в лучшем случае людьми заблуждающимися, законниками, фарисеями, а вообще-то - людьми сумасшедшими или морально отсталыми, просто нуждающимися в чьем-либо авторитарном руководстве, а потому неспособными жить по своей собственной воле. Сходство с суждениями атеистов и сатанистов о христианах тут несомненное. И это самое, пожалуй, во всем этом печальное. Либерализм, развившись в христианстве, по сути, подменив его собой, уже претендует на звание «просто христианства», высмеивая и злобно осуждая все с собой не согласное.

Либералам кажется, видимо, что их максимальная мимикрия под мир в богословии, стиле общения, одежде, музыке и т.д. поможет привлечь к Богу больше мирских людей, которых отталкивает настоящее, «строгое» христианство. Но тут происходит страшная вещь. Цель почему-то не хочет оправдывать средства, и люди, зазванные либералами в церкви, так и остаются, к сожалению, людьми с мирскими привычками и образом жизни, они оказываются не способны углубиться в личные взаимоотношения с Господом, не желают отдавать всех себя Богу, не желают расставаться с миром, но впитывают разные лжеучения и теории, запутываются в них и перестают различать добро и зло, и пополняют ряды празднующих победу либералов... Сказано: «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5:13).

Братья и сестры, 2 Тим. 4:3-4 говорит нам о беде, которая грозит Церкви Христовой в последнее время. И нельзя не увидеть в наступлении либерализма начало этой эпидемии. Беда эта настолько уже захватила наши церкви, что молчать уже больше нельзя, нужно что-то делать, молиться, прилепляться к Господу, друг к другу, поддерживать тех, кто еще стоит в истине, не бояться насмешек и отвержения нашими же братьями, с любовью и терпением проповедовать Слово Божье, путь освящения и преданности Господу и Его Церкви, в том числе и либералам. Давайте решим, что каждый из нас может реально сделать, находясь на своем месте, и будем действовать. Иначе мы проиграем не просто какое-то спортивное или “богословское соревнование”, а проиграем благословение Божье, проиграем братство, проиграем себя, станем такими “как прочие народы”.

Любая болезнь лечится только тогда, когда больные принимают лекарства, а здоровые - прививки. Будем же бодрствовать и противостоять болезни либерализма, твердо стоя на фундаменте Слова Божия, не уклоняясь ни направо, ни налево, продолжая славные традиции наших братьев-предшественников, устоявших в вере. “Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми. Ему слава и держава во веки веков. Аминь” (1 Пет. 5:10-11).

Игорь КОЛГАРЁВ

О болезни либерализма (А все-таки он есть). Часть 2

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки