М. В. ИВАНОВ

БИБЛЕЙСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОТЕРЕ СПАСЕНИЯ

Скачать WinZip (Word 97)

Введение
I. История вопроса,
II. Взгляды современных конфессий

III. Анализ библейских текстов
IV. Богословие потери спасения
V. Потеря спасения и другие библейские доктрины
VI. Злоупотребления среди сторонников возможности потери спасения,
Заключение

 

Введение

Пожалуй, ни одна тема так часто и активно не обсуждалась и не продолжает обсуждаться в церквах Российского Союза евангельских христиан-баптистов, как тема возможной потери личного спасения. Эта тема стала предметом обсуждений и споров с конца 80-х и особенно в начале 90-х гг. в свете изменившихся условий в нашей стране. Перестройка и последовавшие за ней процессы сделали Россию обществом открытым для контактов с внешним миром. Для всех верующих евангельских христиан-баптистов в бывшем СССР наступило время активного сотрудничества с единоверцами из США и других стран мира. За прошедшие несколько лет на русский язык было переведено и опубликовано большими тиражами значительное количество зарубежной богословской литературы, множество российских студентов-христиан получило возможность учиться в западных богословских заведениях различного уровня и профиля, а также в открытых при помощи западных братьев и на основе их методики и опыта учебных заведениях в СНГ.

В итоге среди прочих западных богословских веяний получила широкое распространение и так называемая концепция «вечной безопасности», которая начала обретать своих сторонников, особенно среди молодых членов поместных церквей и нового поколения служителей. В то же время большинство служителей и активных членов церквей братства остаются верными российско-украинской евангельско-баптистской традиции последовательно арминианских взглядов. Эта традиция, преобладавшая в нашем братстве в течение многих десятилетий, доказала свое право на существование, воспитав несколько поколений верующих, сумевших пронести живую веру во Христа через долгие годы испытаний и преследований. Однако было бы неверным думать, что сторонники возможности потерять спасение исходят лишь из церковной традиции. Их взгляды стоят на довольно прочном библейском фундаменте. Но из-за того, что в нашей стране отсутствовала собственная научная богословская школа, противостоять наступлению теории «вечной безопасности» было и остается затруднительным. Российские верующие, как и весь бывший советский народ, воспитаны в духе доверия печатному слову, находясь под прессингом переводной христианской литературы, многие евангельские христиане-баптисты переживают период дезориентации в личных духовных воззрениях.

Хотя российские евангельские христиане-баптисты относятся к семье так называемых «общих» (т.е. арминианских) баптистов, тон на наших книжных прилавках задают книги, отстаивающие кальвинистские взгляды и подчас претендующие на то, что выражают мнение чуть ли ни всех баптистов. Например, Пол Р. Джексон, являющийся автором опубликованной на русском языке в 1993 г. книги «Доктрины и устройство баптистских церквей», в разделе, посвященном доктринам баптистов, пишет буквально следующее:

«Баптисты верят, что Бог как разумное Существо имеет Свои план для каждого человека и для всей Вселенной и у Него есть необходимая власть и желание осуществить этот план. Многие деноминации придают слишком большое значение свободной воле человека, как будто Бог поставил осуществление Своих планов в зависимость от изменчивых решений людей, пребывающих во грехе и мертвых для благодати... Мы верим в неизменность Божьего избрания и усыновления всех верующих во Христе. Господь охраняет их Своей силой».

Таким образом получается, что те, кто, как пишет автор, «придают слишком большое значение свободной воле человека», стоят ближе к неким иным деноминациям, чем, так сказать, к «нормальным» баптистам. Другие авторы идут еще дальше. Р. К. Спраул в своей книге «Святость Бога» называет арминианство «полупелагианством» и считает, что оно «представляет собой богословие компромисса с нашими естественными склонностями».

Нередко можно слышать несерьезное и даже неуважительное отношение к возможности потери спасения и со стороны зарубежных преподавателей и служителей. В то же время ответом многих российских служителей и верующих бывает не конструктивная дискуссия и не попытка обосновать или развить собственное богословие, а уход в глухую оборону, выражающуюся либо в «ругательной» критике, либо замалчивании проблемы. Такая позиция бесперспективна. Мы не должны повторять ошибок западных арминиан, о которых хорошо написал Ф. Лерой Форлайнс:

«Возможно, кто-то удивится: почему кальвинисты написали гораздо больше ученых трудов, чем арминиане. Арминиане более склонны к практической деятельности, чем к теоретическим изысканиям. К тому же арминиане полагают, что здравый смысл заставит людей принять их убеждения. Я мог бы сказать моим единомышленникам арминианам: если мы хотим быть силой, с которой считаются, то должны уделять и время и энергию серьезной разработке нашего учения».

Для нас важно показать, что верить в возможность потери спасения — значит исповедовать поистине библейское учение, которое, однако, должно быть правильно осмыслено и соответствующим образом применено в церковной и личной духовной практике.

Далее

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки