"Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они" (1 Иоанна 4:1)
Вопрос о Духе Святом и Его дарах, под влиянием возникших в разных местах неправильных учений, сделался в последнее время предметом особых обсуждений. С первых дней Евангельского движения в России верующие делали особое ударение на факте духовного возрождения или крещения Духом Святым, которое каждый испытал, вступая в церковь Господню. Верующие также имели постоянную жажду осуществления полноты духовной жизни в той мере, как она была проявлена в первоапостольской церкви. Это стремление привело их к желанию достигнуть осуществления на основании Слова Божия следующих действий и состояний:
- исполнения Духом (Ефес. 5:18);
- плода Духа: любви, радости, мира, долготерпения, благости, милосердия, веры, кротости и воздержания (Гал. 5:22-23);
- даров Духа: исцелений и чудотворений по молитве (Иак. 5:15);
- даров пророческих в правильном их понимании (1 Кор. 14:1-3) и всех других даров Духа, как-то: мудрости, слова знания, веры и др. (1 Кор. 12:7-10).
Все эти дары проявлялись и проявляются в церквах евангельских в правильном их понимании. Правильное понимание этих даров, а также даров языков будет подробно изложено ниже. Здесь же скажем только одно: вся жизнь церквей Господних протекала до сих пор в условиях благопристойности, чинности и порядка, что и было доказательством того, что эта жизнь была от Бога и согласна с Его Духом, ибо Бог не есть Бог неустройства, но мира (1 Кор. 14:33).
Появляются люди, которые доказывают, что возрождение и крещение Духом Святым есть разные акты, и что все другие церкви мертвы и не имеют понятия о Духе Святом и Его дарах.
Но в последние 13 лет в России начали появляться люди, которые стали доказывать, что возрождение и крещение Духом Святым есть разные акты, что все другие церкви мертвы и не имеют понятия о Духе Святом и Его дарах. Они же сами, будто бы, несут с собой крещение Духом Святым, полноту Духа и истинные дары Духа Святого. На практике в своих собраниях они стараются доказать, что имеют полноту духовной жизни и драгоценные дары Духа. Чтобы показать, что это за полнота духовной жизни и что это за дары, считаем нужным привести несколько выдержек из писем очевидцев, полученных нами из тех местностей, где это течение проявилось.
Выдержка из письма, полученного из Нижегородской губернии:
"В одну из общин евангельских христиан явился человек с длинными волосами и стал учить: "Каждый должен покаяться во всем, что он сделал от юности своей, несмотря на то, что он был верующим несколько лет и проповедовал любовь Божию к грешникам".
"После покаяния человек должен исполниться Духом Святым, для чего он должен поднять кверху голову, открыть рот и вдыхать в себя воздух.
Он делает это, задыхаясь. Когда такой человек глотает воздух, новый учитель говорит: "Принимай, глотай, вот является Дух Божий, пей, глотай, как воду!" Если какой-либо обновляющийся запинается, то это значит, что он одержим нечистым духом. Стоящий возле него человек, сжимая кулаки, делает руками вроде трубы к уху кающегося и, возвышая голос, говорит, что ему было в бане такое-то видение, а теперь он неистово кричит: "Именем Иисуса Христа повелеваю нечистому духу выйти!" Эти слова он повторяет много раз, кающийся продолжает стоять на коленях и, вдыхая воздух, задыхается и падает без чувств. Это значит, что нечистый дух изгнан, и начинается принятие Духа Святого.
Кающийся глотает воздух, а стоящий возле кладет одну руку ему на голову, а другой начинает махать над открытым ртом кающегося и тем как бы намахивает изливающегося Духа Святого".
"После этого спрашивает кающегося: "Получил ли ты Духа?" Кающийся с потрясенными нервами, не успев разобраться в своих ощущениях, говорит: "Получил", хотя на самом деле с ним и не было никакой перемены. После этого каждый обновившийся должен молиться с поднятой головой и громким голосом, насколько хватит силы. Если кто будет молиться обыкновенным голосом, тот еще не освободился от нечистого духа".
"Теперь среди обновленных происходят новые явления. Явились два пророка: избирают пророка старого и двух молодых пророков и прорицателей. Слово Божие у них не читают, говорят, кому какое было видение и откровение. Во время молитвы прыгают и ломаются, махая своими руками, изображая этим крылья, говорят новыми языками и т.п."
Из Нижегородской губернии также пишут:
"Я прибыл в село, где и нашел братьев иными. Было раскаяние о грехах с юности, а затем получили силу - кто изгонять бесов, кто молиться, а мне Господь дал силу слова проповеди. После этого я пошел в селение "Г"; Здесь пришлось провести покаяние, и много изгнано из одной сестры бесов под разными именами. Бесы просились обратно в человеческую плоть, но им указали, согласно Слова Божия, идти в бездну; бесы рвались плясать, смеялись диким голосом, лаяли по собачьи, хлопали в ладоши, кричали "Браво" и т.п."
Из Пензенской губернии один руководящий группой верующих брат сообщает:
"Ко мне пришли пророки и стали говорить, что у меня церковь мертвая и что, будто их Господь послал возвестить нам, чтобы церковь стала живая. Была беседа, я утомился, положил их в другой комнате и сам лег спать. В час ночи меня разбудили и сообщили, что пророки пророчествуют. Я прихожу и вижу всевозможное: один ногами топает, другой в ладоши хлопает, третий кричит, рот кривит - даже трудно все пересказать. И это все продолжается до рассвета".
"Я им сказал, что такого учения я не принимаю, а они стали еще сильнее пророчествовать. Я хотел уйти, но один стал у двери, не пускает, держит дверь, а другой надо мной пророчествует, хлопает в ладоши и дует на меня, прижал меня к стенке, кричит, выгоняет из меня духа нечистого и чуть было меня не удушил. Но тут жена одного из них пришла и в окно стала звать его с криком. Трое мужиков подошли, выставили окно, вытащили их всех в окно, и они ушли. Сохрани Бог от таких пророков".
Из Смоленской губернии сообщают:
"Проникло пятидесятничество... нечто ненормальное. Какое безумие!
Они все измучены сатаною, так что даже не походят на человека; говорят ложь, проповедуют "новыми языками", пророчествуют; дух, живущий в них, заставляет их молиться голыми. Одна женщина стала молиться (что нам стало совестно), что дух сказал ей, чтобы все мужчины были в кальсонах, а женщины без юбок. Позволяли себе ходить домой из бани голыми; а что говорят ложь, - подтверждаем. На одну сестру нашей общины они напророчествовали, что она, будто, совершила грех с одним известным братом, родила дитя и бросила в реку. Настоящее дело было расследовано: было предоставлено свидетельство от врача о том, что она девственница. Но они этому не хотели верить и говорят: "Нам сказал дух".
Из Екатеринославской губернии пишут:
"Пророки, получившие духа и языки, бросаются на кого попало: на верующих и внешних, и с неистовыми криками приказывают им выйти из них. Если это делается несколькими пророками, они повергают жертву свою на пол и подвергают ее пытке с криком: "Выйди из него!" Однажды в Анновке пророчица набросилась на ехавшего по улице милиционера, остановила лошадь за подузцы, стала теребить его и кричала: "Как твое имя, приказываю, выйди!" В Кривом Роге пророков подвергли медицинскому обследованию, так как их мозг и умственные способности легко могут повредиться, потому что они по трое-четверо суток постятся и кричат до сумасшествия, прося языков. Причем, начинают говорить неведомо что, биться о пол и кататься по нему".
Оттуда же другой брат сообщает:
"У нас появились пророки, говорящие на незнакомых языках, и очень настаивают и говорят, что все должны креститься Духом Святым и получать дары, иначе погибнут. Далее объявляют, что все верующие, без исключения, одержимы бесами и что им нужно покаяться и получить крещение Духом Святым и разные языки, которые сопровождаются и необходимо должны сопровождаться сильными криками и потрясениями и очень пагубными явлениями".
Еще из Екатеринославской губернии:
"У нас явились люди, говорящие новыми языками и пророчествующие. Я был на собрании в Г. Сначала одна приближенная женщина говорит: "Будем петь Псалом 29 из Псалтыря". Пропели. Потом следующий брат сказал, кто должен молиться, кто должен читать Слово. Брат сказал, начали молиться назначенные души, и поднялся в собрании большой шум. Молились и на иностранных языках. Пророк говорил, какие это были языки. Один молился на немецком языке, одна сестра на еврейском. В собрании присутствовал наш брат Антонов и сестра из Екатеринослава Галя Классен, знающая 4 языка, окончившая гимназию в Берлине. Когда кончилось собрание, сестра Классен сказала, что там не было сказано ни одного немецкого или еврейского слова. Когда они говорили в собрании на своих языках, я пришел в испуг и думал: "Разве такие действия Духа Святого?"
Из Одесской губернии сообщают:
"От Подольских трясунов остались одни развалины. Пророки пророчествуют неправду. Исцелители напрягают все свои силы, но не удается ни одного исцеления. Примеры:
1. Дух по пророчеству намечает некоторых и посылает к больной. Идут, молятся, поют, повелевают больной встать и ходить, а сами уходят и сообщают, что больная выздоровела. Впоследствии оказалось, что больная в ту же ночь скончалась.
2. Посылает дух для посещения больного. Приходят, а человек вовсе не болен и уехал из дому в тот же день.
3. Посылают к больному мальчику с сухой ногой. Молятся, повелевают встать и ходить. Мальчик встает с постели, проходится, хромая по комнате, и опять ложиться в постель. Исцелители же сообщают, что больные стали здоровыми".
Еще из Одесской губернии сообщают:
"Мы писали вам о распространившемся в некоторых районах трясунстве. Должны вам сообщить теперь, что оно уже сходит на нет. Многие братья и сестры разочаровались в этом и приходят к правильной духовной евангельской организации".
Данное движение выражается в том, что все существующие общины и церкви объявляются мертвыми. Все верующие - одержимыми нечистыми духами, так как по мнению сторонников движения, они не пережили крещения Духом Святым, не пророчествуют и не говорят иными языками. Все верующие призываются к покаянию, и из них изгоняются нечистые духи при применении "дутья" и разных других способов. Все это сопровождается молитвами с неистовыми криками всего собрания, трясением всех молящихся, иногда диким смехом, лаем по-собачьи и пр.
3 Царств 18:28-29 "Стали они кричать громким голосом, и кололи себя по своему обыкновению… так что кровь лилась по ним… а они все еще бесновались…"
Во время этих собраний происходит произнесение пророчеств, т.е. выкрикивание грозных слов от имени Бога. При этом, дикими глазами люди напоминают умалишенных. Также практикуют говорение иными языками, которые понимаются в виде иностранных языков: немецкого, еврейского, хотя на самом деле и не похожи ни на тот, ни на другой, но большей частью в виде никому не известных языков, состоящих из набора сумбурных слов. Собрания этих людей продолжаются целую ночь напролет. Неистовый шум и крики, кривлянья, прыганье, лай и всякие подобные звуки потрясают не только людей, но и здания. Люди в истинном значении слова трясутся и доходят до исступления, совершают нелепости, вроде того, что выбегают голыми, некоторые кусают себе руки до крови и т.п.
Все это отчасти напоминает то, что проделывали жрецы Ваала на горе Кармил (см. 3 Цар. 18:28-29).
В недавнее время, в 1911 г., это учение появилось в Гесильнгфорсе, как результат деятельности некоего американца, Смита. Русские последователи этого учения, по примеру американцев, стали называть себя "пятидесятниками". В народе же русском ввиду их выдающейся черты - трясения - они получили название "трясунов".
Это движение было с севера. В 1922 г. приехавшие в Одессу из Америки русские привезли с собой то же учение на юг. Хотя между этими двумя учениями есть некоторая догматическая разница, но по существу своему они одинаковы.
Это учение имеет тот же корень, что и учение известного пастора Пауля в Германии, о котором было помещено разъяснение в журнале "Христианин" за 1910 г., которое мы и помещаем в конце настоящего исследования. На самом деле, теперешнее движение в России пошло гораздо дальше, чем у пастора Пауля. При внимательном рассмотрении, в этом учении нет ничего нового для России. Уже издавна в России существовали хлыстовство, прыгунство, духоборы и т.п. секты, проявляющие себя в таких же неистовых действиях, в связи с учением о пророчествах, иных языках и т.п.
Прежде всего, в учении о крещении Духом Святым и в учении о дарах Духа.
Есть некоторые видные христианские писатели, которые крещение Духом Святым отличают от рождения от Духа. Трясуны пользуются этим учением для того, чтобы вносить смуту в церкви среди верующих. Они приходят в общины верующих и всех озадачивают словами: "Вы обратились и, может быть, даже возродились, но вы не крестились Духом Святым". Такого рода заявления, сделанные с большим натиском, застигают некоторых врасплох, и отсюда получаются весьма печальные следствия. Поэтому нам нужно выяснить вопрос о крещении Духом Святым и об отношении его к возрождению от Духа.
Как уже сказано выше, мнение о различии крещения Духом Святым и возрождении от Духа было высказано некоторыми видными духовными деятелями. Вот что говорит по этому поводу известный американский проповедник д-р Торрей:
"Крещение Духом Святым есть нечто особое и отдельное от возрождения Духом. Быть возрожденным Духом Святым - одно, быть крещенным Им - другое. Это шаг вперед. Это ясно видно из Деян. 1:5, где Иисус говорит: "Вы через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым". Они, следовательно, будучи уже тогда возрожденными, не были еще крещены Духом Святым, и это засвидетельствовал Сам Господь. В Иоан. 15:3 Он тем же ученикам говорил: "Вы уже очищены через слово (сопоставьте Иак. 1:18-20; 1 Пет. 1:23). Также Иоан. 13:10 - "И вы чисты, но не все", подразумевая под этим нечистым единственного между ними, т.е. Иуду Искариота (см. Иоан. 13:11). Апостолы, исключая его, были люди возрожденные, но еще не были крещены Духом Святым".
"Из этого ясно, что возрождение - одно, а крещение Духом Святым - другое, высшее. Можно быть возрожденным и все-таки не крещенным Духом Святым, как мы, например, ясно видим из Деян. 8:12-16. Тут говорится о целой группе верующих, принявших крещение. Из них некоторые были, несомненно, люди возрожденные. Однако сказано, что когда пришли к ним Петр и Иоанн, то помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого, "ибо Он не сходил еще ни на одного из них".
Итак, вполне ясно, что можно быть верующим, возрожденным и все-таки не иметь крещения Духом Святым".
"Возрождение и крещение Духом Святым - это два различных события, и второе следует после первого. Не всякий возрожденный имеет крещение Духом Святым, хотя, как мы увидим, каждый может получить его. Раз человек прошел через возрождение Духом - он спасен, но для служения не пригоден. Разве что он сверх того примет еще крещение Духом Святым".
Вышеизложенный взгляд Р. А. Торрея нельзя назвать правильным. Напротив, ниже мы докажем, что на основании Слова Божия нельзя отделять крещение Духом Святым от возрождения, что то и другое обозначает одно событие в жизни христианина. Этим мы не хотим бросить тень на все сочинения д-ра Торрея. Мы думаем, что в них есть очень много ценного, но мы должны понять, что одно только Слово Божие непогрешимо, а что проповедники, учителя и писатели могут иметь свои личные мнения, могут ошибаться. Поэтому к их писаниям следует относиться всегда с осторожностью.
У Р. А. Торрея есть еще другой личный взгляд относительно водного крещения детей, которое он признает правильным и тем расходится со Словом Божиим. Поэтому, читая таких писателей, как д-р Торрей, необходимо проверять их на основании Слова Божия.
Нельзя отделять крещение Духом Святым от возрождения; то и другое обозначает одно событие в жизни христианина.
Р. А. Торрей доказывает, что еще до крещения Духом Святым в день Пятидесятницы апостолы были возрождены. Однако, доказательства его совершенно не убедительны. Он не привел и не мог привести ни одного выражения, которое говорило бы прямо о том, что Апостолы были возрождены до дня Пятидесятницы. Таких выражений нет. Д-р Торрей приводит только косвенные доказательства.
То, что Иисус сказал ученикам в Иоан. 15:3, что они очищены через слово, нельзя понимать в смысле возрождения. Очищение Словом надо понимать в смысле очищения через обличение, которое приводит человека к покаянию и прощению грехов, но это не есть возрождение, а только пробуждение. Слова Его "вы чисты, но не все" (Иоан. 13:10) также говорят не о возрождении, а об избавлении от греха путем покаяния и прощения. Что они были пробуждены, т.е. получили первую ступень духовной жизни, этого отрицать никто не станет. Такое пробуждение и покаяние, совершается при крещении Иоанна.
Очищение Словом надо понимать в смысле очищения через обличение, которое приводит человека к покаянию и прощению грехов, но это не есть возрождение, а только пробуждение.
Приводимые д-ром Торреем стихи (Иак. 1:18-20; 1 Пет. 1:23) говорят "о рождении словом истины, от Слова Божия, пребывающего в век", т.е. о настоящем возрождении, которое происходит не только от Духа, но и от воды (Иоан. 3:5). Под водою же в данном случае, нужно разуметь то, что разумел Иисус, когда Он говорил: "Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать во век" (Иоан. 4:14), т.е. - это учение Христа, Его Слово.
Возрождение христиан происходит, с одной стороны, от Духа, а с другой - от Слова. Поэтому, говорю ли я о возрождении от воды, т.е. от Слова, в сущности, я говорю об одном и том же акте.
Выражение Ап. Иакова "родил Он нас словом истины" (Иак. 1:18) никак не может быть понято в том смысле, что Апостолы были возрождены до Пятидесятницы, т.к. эти слова написаны Иаковом много времени спустя после Пятидесятницы и относятся к уверовавшим после Пятидесятницы. Тем более, нельзя так понимать слова Ап. Петра "любите друг друга от чистого сердца, как возрожденные не от тленного семени, а от Слова Божия" (1 Пет. 1:23), так как они относятся даже не к Апостолам, а к другим верующим, принявшим Евангелие от Апостолов, очевидно, уже после Пятидесятницы (1 Пет. 1:1).
Как пример того, что одни могут быть возрожденными, но не крещенными Духом Святым, д-р Торрей указывает на самарян (Деян. 8:12-16), о которых говорит, что, будто, "некоторые были, несомненно, люди возрожденные". Но на самом деле из текста этого не видно. О самарянах можно сказать только одно, что они "приняли Слово Божие", "веровали", т.е. были духовно пробуждены, но не возрождены. Если бы они были возрожденные, то о них не было бы сказано, что "Дух не сходил ни на одного из них"(ст. 16), ибо ведь возрождение происходит от Духа, Который при возрождении "сходит" на человека. Совершенно непонятно, откуда Р. А. Торрей взял, что "некоторые из них были, несомненно, люди возрожденные", когда ни на одного Дух не сходил. Разве что, по мнению д-ра Торрея, возрождение может происходить без участия Духа Святого (?) В сущности, самаряне были в таком же состоянии духовного пробуждения, а не возрождения, в каком были ученики в Ефесе (Деян. 19:1-7).
Возрождение от Духа и крещение Духом Святым суть разные наименования одного и того же события.
Таким образом, доказательства Р. А. Торрея совершенно не доказывают, что крещение Духом Святым и рождение свыше - различные факты. Везде же, где он указывает на состояние возрождения до получения Духа в день Пятидесятницы, в сущности, речь идет об очищении, об уверовании, о принятии Слова, а не возрождении. Наоборот, в Слове Божием имеются совершенно прямые доказательства, что возрождение от Духа и крещение Духом Святым суть разные наименования одного и того же события. О крещении Духом Святым, прежде всего, стал говорить Иоанн Креститель:
Матфея 3:11 "Я крещу вас в воде в покаяние, а идущий за мною будет крестить вас Духом Святым и огнем".
Тем, которые крещены водою, Иоанн обещает, что они будут крещены Духом Святым и огнем. Когда это должно было совершиться? Произошло ли оно до Пятидесятницы? Нет. Но из слов Господа в Деян. 1:5 видно, что предсказанное Иоанном Крестителем крещение Духом Святым совершится в день Пятидесятницы.
Деяния 1:4-5 "И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым".
Спрашивается, произошло ли с Апостолами возрождение от Духа Святого до Пятидесятницы? Как мы видим из рассмотрения доводов д-ра Р. А. Торрея, ни в одном из приведенных им текстов нет даже намеков на это. Но зато есть ясное указание, что этого не могло произойти с ним. Ученикам было сказано:
Иоанна 7:37-39 "Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него, ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен".
Слово "верующие" здесь ничем не ограничено и поэтому равно относится к близким и дальним ученикам Христа и всем тем, которые веровали в Него и следовали за Ним. Здесь сказано, что на них в то время, когда это говорил Иисус, "Еще не было Духа Святого".
Следовательно, не было и возрождения от Духа. Но здесь еще и прибавлено: "Потому что Иисус еще не был прославлен". Значит, до прославления Иисуса они не могли получить Духа Святого, и не могло быть с ними возрождения. Под словом "прославлен", мы должны понимать Его смерть, воскресение и вознесение (Иоан. 12:27-29; 17:1-5; Деян. 8:18-21; 1 Тим. 3:16). Поэтому до вознесения Христа ученики не могли получить Духа Святого в такой мере, чтобы пережить возрождение.
Но нам могут сделать возражение:
1. По воскресении Своем Христос посетил учеников, дунул и сказал: "Примите Духа Святого" (Иоан. 20:22). Значит ли это, что принятие здесь Духа Святого обозначает возрождение?
Для уяснения этого вопроса, нам нужно сопоставить указанный стих с Лук. 24:45 - "Тогда отверз им ум к уразумению Писаний". Из сравнения этих текстов видно, что принятие Духа Святого в тот момент имело определенную цель - "открыть ум учеников к уразумению Писаний". Это было частичное проявление Духа. Господь сказал замечательные слова Своим ученикам: "Дух Святой с вами и в вас пребывать будет" (Иоан. 14:17). Слова "в вас будет" значат, что в то время Дух Святой в них не был, что они еще не пережили внутреннего переворота, т.е. возрождения, что и согласуется с Иоан. 7:37-39. Но слова "с вами пребывает" означают, что наружно Дух Святой пребывает вокруг них и производит Свои частичные действия.
Апостол Павел говорит: "Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым" (1 Кор. 12:3). Это значит, что во всех действиях духовной жизни человека есть некоторое участие Духа Святого: в наименовании Иисуса Господом, в молитве, в покаянии и пр. Но все это только частичные проявления Его. Такое частичное проявление Духа было, например, у Валаама. Хотя он был нечестив, но для определенной цели Дух Божий употребил его Своим орудием - "и был на нем Дух Божий; и произнес он притчу" и т.п. (Числ. 24:1-3).
Возрождение свыше или крещение Духом Святым есть не частичное, а первое полное проявление Духа (первое исполнение Духом), что и случилось с учениками в день Пятидесятницы, ибо сказано, что они исполнились Духа Святого (Деян. 2:4). Этого до Пятидесятницы у учеников Христа не было.
2. Семьдесят учеников (Лук. 10:17-20) имели силу изгонять бесов и действительно изгоняли. Какой силой они это делали?
Здесь следует отметить, что в этом деле большую роль играло имя Иисуса. Это имя само собою имело силу, которою пользовались даже люди, не принадлежавшие к кругу учеников Христовых.
В Марк 9:38 сказано, что ученики видали человека, который именем Иисуса изгонял бесов. Господь сказал ученикам: "Не запрещайте ему, ибо никто, творивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня" (Марк 9:39). Семь сыновей Скевы и некоторые другие (Деян. 19:14) употребляли также имя Иисуса для изгнания бесов, хотя иногда и неудачно. Среди отвергнутых будут и те, кто будет восклицать: "Не Твоим ли именем бесов изгоняли?" (Матф. 7:22).
Чудеса, о которых говорится здесь, совершались, вероятно, силою веры во имя Иисуса. Но, если бы даже здесь и было действие Духа Святого, оно носило опять-таки частичный характер.
Таким образом, те факты, что Апостолы изгоняли бесов и что по Воскресении при встрече с ними Христос сказал: "Примите Духа Святого", не устраняют справедливости того, что они не получали возрождения вплоть до Пятидесятницы.
Крещение Духом Святым: "Через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым" (Деян. 1:5).
Господь об этом говорил им в последней беседе. И это, несомненно, относилось ко дню Пятидесятницы.
Исполнение Духом Святым: "И исполнились все Духа Святого" (Деян. 2:4).
Излияние Духа Святого: "Изолью от Духа Моего на всякую плоть" (Деян. 2:17).
Все эти выражения обозначают в данном случае одно и то же, т.е. возрождение от Духа, совершившееся при торжественной обстановке. Возрождение от Духа есть полная перемена в человеке, создание новой твари в нем.
Посмотрим на Петра, на того, кто отрекся от Христа из страха перед служанкою, кто после Воскресения Иисуса проявлял робость и уныние (Иоан. 21). Теперь, после излияния Духа Святого в день Пятидесятницы на него, он превращается в мужественного, вдохновенного свидетеля, смелого в тысячной толпе тех, которые распяли Христа. Впоследствии Петр ведет героическую борьбу за истину против фанатизма людей. В этот день он стал новым человеком, переродился. Та же перемена произошла и с другими учениками Христа.
Таким образом, крещение Духом Святым в день Пятидесятницы в то время было возрождение от Духа. Да иначе и быть не может. Смысл крещения Духом Святым есть погружение в Него, как в стихию, и восстание из нее. А возрождение есть восстание к жизни, что в сущности - одно и то же. Кроме того, это доказывается словами Ап. Павла: "Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом" (1 Кор. 12:13). Совершенно ясно, что здесь под крещением Духом Святым разумеется возрождение. Таким образом, все коринфские верующие были крещены водою, и все были крещены Духом Святым, т.е. все были возрождены. Следовательно, стремление некоторых людей разделить возрождение от крещения Духом Святым не находит для себя подтверждения в Слове Божием.
Второю неправильностью учения трясунов, переходящего в заблуждение и ересь, является учение о духовных дарах. Согласно Слову Божьему, имеется девять даров Духа Святого. В 1 Кор. 12:8-10 эти дары перечисляются:
1. Одному дается Духом слово мудрости.
2. Другому слово знания.
3. Иному вера.
4. Иному дары исцеления.
5. Иному чудотворения.
6. Иному пророчество.
7. Иному различие духов.
8. Иному разные языки.
9. Иному истолкование языков.
Если выделить два последних дара (8 и 9), т.е. дар разных языков и истолкований, относительно которых евангельские христиане, на основании Слова Божиего, имеют особый взгляд, то все остальные дары проявляются в обильной мере в евангельских церквах.
Среди них по милости Божией проявляются и слова мудрости, и слова знания, и вера в ее героической, освящающей силе, и дар различения духов, благодаря чему, они легко убеждаются, что дух трясунов - не от Бога, и т.п.
Имеются ли дары исцеления и связанные с ними дары чудотворения? Во всех евангельских церквах в России во всех случаях болезней верующие в собраниях и на домах (рядовые члены общины, пресвитеры или самые церкви), молятся о больных (Иак. 5:14-15), и больные чудным образом выздоравливают и часто даже в самый час молитвы.
Многие люди верят в счастливый случай, а я еще больше - в слепой.
Милостью Господа я поверила в Его могучую силу и получила по ней.
Подобно женщине из Лук. 8:43, я страдала кровотечением и нигде никакими способами не могла получить излечения. Применялись скобления, рентгеновские лучи (35 сеансов), грязи, вспрыскивание йода, всевозможные патентованные средства, лечилась у известных докторов, - ничто и никто не оказал мне помощи. Бабка, мать, тетки, дочь умерли в молодых годах от истощения, не в силах более противостоять заболеванию. Я, по наследству, тяжело страдала, но продолжала жить.
В 1920 году, 31 декабря, я впервые увидела оригинальный плакат: "Я есть путь, истина и жизнь. Познайте истину, и она сделает вас свободными" (Иоан. 8:32). "Бог есть любовь". Плакат помещался в собрании евангельских христиан. Через него я познакомилась с истиной. Я поверила и теперь свободна от греха наследственности и его прямых последствий - болезни.
Три года я умоляла Господа, на основании Его Слова, сжалиться надо мною, так как очень страдала не 12 лет, а 32 года. В мае прошлого года приносит мне сын адрес больницы его учреждения, прося туда обратиться за помощью. В этой больнице мне раньше два раза отказали (то ремонт, то другие причины).
Я просила благословения у моего Господа и вновь пошла. Меня приняли, объявив, что у них с этой недели работает знаменитый гинеколог, профессор Д. И. Ширшов, который осмотрел меня и нашел миому (упорного характера). Операция должна была быть произведена через чревосечение. Я согласилась. Пробыв неделю в больнице, моя операция все откладывалась. Я поняла, что это испытание веры и начала молиться. Милость Божия внушила профессору исключительное внимание ко мне. Он пришел в означенный день (16 июня 1923 г.) опытное в хлороформировании лицо, так как у меня слабое сердце, и я всегда плохо переносила хлороформ. Операция была продолжительная, но блестящая, хотя меня попеременно держали то на эфире, то на хлороформе.
Профессор, как мне говорили, работал необыкновенно тщательно и спокойно. Были вырезаны миома и подолизный полип. На шестой день сняли швы: кожа срослась удивительно гладко, а на 7-й день организм начал страдать от хлороформа: поднялась температура, появилась желтуха, колики в кишках, гной и белок в моче. Внутреннее рассасывание швов замедлилось, появился внутри у шва инфильтрат. Я замучилась от боли и просила церковь за меня молиться.
Через два с половиной месяца профессор меня выписал, найдя, что дома я скорее успокоюсь. Но дома я слегла, напугав домашних, и решила в силе Господа идти на собрание. И с этого благословенного дня началось мое полное выздоровление. Через два месяца я пошла на осмотр к профессору, и он удивился результатам, говоря, что наука не могла дать больше, чем он видит. Через год (29 августа 1924 г.) я снова пошла на осмотр, и профессор был поражен исходом операции. Все органы целы, функционируют правильно, и от швов внутри никаких знаков. "Если бы, - говорил профессор - посторонний врач осмотрел вас, то он не нашел бы и следов операции. Испытание веры было велико, но помощь в исцелении сказалась еще больше. Усердно прошу молитвенно прочесть Быт. 17:1; 18:14".
(Ленинград, ул. Плеханова, д. 8, кв. 17. Л. И. Роза).
Из сообщения А. В. Карева (Ленинград, Столярный, 18, кв. 26):
(Примечание. Изгнание бесов были в братстве единичные случаи, а учения об этом не было из-за отсутствия основания в посланиях церквам.).
20 марта 1922 г. с братом Ф. Г. В. я отправился в деревню Варошино, Ржевского уезда, Тверской губ., где, как было известно, находилось несколько одержимых или "порченых". Мы вошли в избу, хозяйка которой была одержимой. До собрания, пригласив хозяйку присесть и, открыв Евангелие от Марка, мы начали читать гл. 1-ю со стиха 23. Дойдя до слов Христа в 25 стихе: "Замолчи и выйди из него", мы были прерваны громким криком одержимой: "Выйду, выйду, выйду!" Возложив на больную руки, мы стали умолять Господа явить силу Свою - изгнать нечистого духа из этой несчастной женщины. В ответ на молитву, бесы, ломая женщине руки, стали выходить через рот в виде сильных, коротких порывов ветра. Затем больная, словно уснула, руки бессильно опустились, глаза закрылись. Через некоторое время женщина открыла глаза и сказала, что чувствует себя освобожденной. Мы преклонили колени и благодарили Господа за исцеление. Во время собрания в избу вошла другая бесноватая женщина этой же деревни. Бесы не вытерпели молитвы: они схватили женщину, повергли ее на пол и стали ломать ее. Мы, возложив на нее руки, стали молиться. Женщина постепенно успокоилась. На наш вопрос, освободилась ли она, мы услышали: "Много вышло, но еще много осталось". Мы продолжали собрание. По мере того как мы читали Слово Божие, бесы снова схватывали эту несчастную женщину и повергали на землю. Несколько сильных мужчин, пытавшихся удержать бившуюся женщину, не в состоянии были это сделать. В течение нашего собрания нечистые духи схватывали ее 8 раз.
Мы убедились, что перед нами тот род бесов, который изгоняется только постом и молитвой (Матф. 17:21). Мы решили поститься. С раннего утра до 8 часов вечера при посте и молитве боролись с бесами. К вечеру вышли все, за исключением одного, который на наш вопрос, как ему имя, назвал себя "сильнейшим". Двадцать два года он властвовал над этой женщиной и никак не хотел оставить ее. Когда мы стали посылать его в бездну, то он умолял нас не посылать его туда, потому что там плохо, и просил послать его к больным по больницам. Двадцать шестого марта церковь наложила на себя пост, и этот "сильнейший" был изгнан.
Из сообщения брата Кузьмина Г. (Томск, Благовещенская, 17):
Направляясь в одну общину в Нарымском крае вместе с одним, который сопровождал меня на лошади, мы подверглись опасности ночью от разбойников, которые хотели сделать нам зло, но по любви Господа и волос с нашей головы не пал на землю. Господь разрушил их замысел: наслал людей, которые помешали им осуществить свое злодеяние.
По милости Божией пришлось через молитву с постом, изгнать беса из одной девочки, лет 13-ти (в Перелюбской общине Томского уезда). Я сам был очевидцем, как эта девочка бесновалась. На мой вопрос бес отвечал: "Имя мое - легион". Бес в третий раз уже приходил к ней.
Девочка - полька, но бес говорил в ней по-татарски и по-русски. Сперва я спросил его: "Откуда ты пришел?" Он отвечал: "Оттуда, куда меня посылали - из бездны. Эта девочка молиться стыдится, псалмов не поет, верует притворно, и потому я пришел". В начале бес говорил, что не выйдет уже из нее. Мы начали молиться и три часа боролись с ним, с 9 час. вечера до 12 час. Это было 11 января текущего года. Бес стал утверждать, что выйдет завтра; потом просил побыть в девочке лишь 8 часов, далее 7 часов и 6 часов и так просил он до одной минуты. И в 12 час. ночи вышел с плачем. После этого девочка стала с нами молиться. При этом присутствовало много народу. Об этом деле было сделано сообщение в газете.
Все такие случаи сделались обычными, что евангельские христиане относятся к ним, а основании Слова Божия, спокойно, т.е. не приписывают их отдельным личностям, а благодарят Господа и наставляют исцеленных благодарить Его не шумом, а тихою святою жизнью. Отношение к таким случаям у трясунов совершенно плотское. Если у них что-либо и бывает в этом роде, что объясняется естественными причинами, (а не Духом Святым), то они к этому относятся как к величайшему событию, трубят о том, пользуясь этим случаем, как бы рекламою для данного человека или всего дела. Так они поступают и тогда, когда у них происходят исцеления, как видно из приведенных выше писем. Это указывает на то, что среди последователей трясунства действует не Дух Святой, а какой-то иной дух.
Последователи трясунства под пророчеством понимают странные речи, произносимые с трясением, грозным тоном и начинающиеся словами: "Я, Господь Бог Твой, и т.п." и содержащие в себе какие-либо прорицания относительно отдельных лиц и общин. За исключением случайных совпадений, эти пророчества не сбываются, и все это носит дикий, уродливый характер. Конечно, этот род пророчества не есть от Духа Святого. Пророчество Новозаветное, по Слову Божиему, представляет собой нечто иное. Иногда пророчество содержит в себе предсказание, верно сбывающееся (Деян. 11:28-30). Но главную часть пророчества составляют не предсказания, а нечто другое.
Свидетельство Иисусово есть дух пророчества (Откр. 19:10).
Свидетельство Иисусово не есть свидетельство об Иисусе, т.е. не есть благовестие. Это есть свидетельство, исходящее от Иисуса через Духа. Это есть вдохновенная речь для верующих (1 Кор. 14:22), служащая для назидания, увещания и утешения (1 Кор. 14:3).
Эти речи имеют целью духовное воспитание верующих. Пророчество Захарии (Лук. 1:67-68) отвечает главным образом духовные и нравственные последствия рождения Иоанна. В нем имеются выражения: "Служить Ему в святости и правде...", "направить ноги наши на путь мира", откуда ясна цель пророчества - назидание и воспитание духа верующих.
Таким образом, пророчества - это обыденное явление в евангельских церквах. В евангельских собраниях верующими братьями, имеющими опыт и соответствующий дар, произносятся вдохновенные речи к назиданию, утешению и увещеванию детей Божиих. Эти речи производят соответствующее впечатление. Одни получают утешение и благодарят Господа, другие слышат обличение для себя и сокрушаются, прося прощение и т.п. Все это происходит благопристойно и чинно (1 Кор. 14:20). В этой благопристойности и чинности трясуны видят признак смерти.
Мы же, на основании Слова Божия, видим в этом признак того, что эти пророчества от Духа Святого, от Бога, ибо Бог не есть Бог неустройства, но мира (1 Кор. 14:32). Эти пророческие речи, служащие к духовному воспитанию церкви, настолько важны, что Ап. Павел увещевает всех верующих ревновать о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать (1 Кор. 14:1).
Разные языки и истолкование их Прежде всего, что нужно разуметь под разными языками. Идет ли здесь речь о языках, известных на земле, о языках каких-либо народностей или языках, совершенно не существующих на земле. У трясунов, хлыстунов и др. большей частью практикуются языки, неизвестные никому на земле, состоящие из подбора сумбурных слов.
Посмотрим, что сказано в Священном Писании. В первый раз такие языки появились в дни Пятидесятницы, и из сказанного видим, что иные языки были языками существующих народов. Что же там сказано:
Деяния 2:1-12 "Исполнились Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать... каждый слышал их говорящими его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Ассии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киренее, и пришедшие из Рима. Иудеи и прозелиты, Критяне и Аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? И изумлялись все и недоумевая говорили друг другу: что это значит?"
Дар языков изливался для скорейшего распространения Евангельской истины среди иных народов.
Так как в это время не было книг Священного Писания Ветхого Завета на других языках, кроме еврейского и греческого, а Новозаветные книги ещё совсем не были написаны, то дар языков изливался для скорейшего распространения Евангельской истины среди иных народов. Потому-то сказано, что языки есть знамение для неверующих (1 Кор. 14:22).
Здесь приходится опровергнуть одно заблуждение. Трясуны утверждают, что, будто, языки сопровождали всякое крещение Духом Святым (или духовное возрождение). Так ли это? О том, что получившие Духа Святого говорили иными языками, сказано, кроме дня Пятидесятницы, еще и в других (местах) случаях: при обращении Корнилия и его людей (Деян. 10:46) и затем при получении Духа человеками в Ефесе (Деян. 19:6).
Языки сопровождали не всякое крещение Духом Святым.
Зато в других случаях об этом совершенно не упоминается.
Когда к самарянам пришли Апостолы, то возложили руки на них, и те получили Духа Святого (Деян. 8:17). О языках совершенно ничего не сказано. О евнухе читаем (Деян. 8:39), что Дух Святой сошел на него. Это было крещение Духом или возрождение от Духа. И также ничего не сказано о языках.
Следовательно, языки сопровождали не всякое крещение Духом Святым, а что иногда оно происходило и без явления иных языков и т.п.
Почему же в одном случае произошло излияние Духа с языками, а в другое время этого не было? Ведь Бог ничего не делает без определенной цели. Наше мнение таково: если бы в Иерусалиме не было такого множества разных наречий и языков, представителей разных народностей, которым нужно было разъяснить великое событие излияния Духа, то проявления языков и не было бы.
В случаях с евнухом и самарянами не было нужды в языках, так как язык Апостолов был для евнуха и самарян вполне понятен и доступен. В случае с Корнилием ясно, что языки были необходимы, так как Корнилий был римлянин. И когда Петр к нему пришел, у него было много собравшихся (Деян. 10:27), из которых многие могли и не говорить по-еврейски или по-гречески, и потому здесь была некоторая нужда в языках. Они и проявились.
Что касается случая с 12-ю учениками в Ефесе, то мы знаем, из кого они состояли. Ефес в то время был город богатый и населенный представителями разных народностей: евреев, римлян, греков т.п. Возможно, что среди 12 человек было несколько, говоривших разными языками. Кроме того, мы не знаем, где эти ученики были собраны. Если Апостол имел с ними собрание где-либо на площади или на берегу реки, где могли быть люди разных наречий, то было вполне естественно, если было проявление языков для представителей разных народностей. Там же, где этого не было, дар языков не проявлялся, ибо Бог ничего не делает без строго определенной разумной цели.
В наше время, когда Священное Писание переведено на все языки и проповедуется на всех наречиях, необходимости в этом нет.
Основная причина проявления языков, как мы сказали, состояла в том, что на других языках, кроме еврейского и отчасти греческого, в то время не было Священного Писания и, конечно, нужно было возвещать истину на других языках. По мере же того, как писалось Слово Божие на разных языках, необходимость в проявлении языков исчезла и, вполне естественно, что в наше время, когда Священное Писание переведено на все языки и проповедуется на всех наречиях, необходимости в этом нет.
Поэтому вполне понятно, почему в наше время крещение Духом Святым (возрождение) происходит без проявления языков, как в случае с евнухом и самарянами. Ошибка коринфян, перенятая у них трясунами, заключается в том, что они придали этим языкам не то значение, какое они имели, а именно:
1. Назначение языков - разъяснить как можно точнее истину всем людям на их наречии. Коринфяне же стали затемнять эту истину тем, что начали говорить на иных языках в собраниях, где люди понимали только одно наречие. Следующий упрек относится как раз к нынешним трясунам.
1 Коринфянам 14:6-11 "Если я приду к вам, братья, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением... и пр. И бездушные вещи, издающие звук, свирель или гусли если не производят раздельных тонов, как распознать то, что играют на свирели или гуслях? И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению? Так, если и вы языком произносите невразумительные слова, то, как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер. Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения. Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец".
2. Так как они стали говорить на разных языках в собраниях, где все знают один язык, то выход из этого один: или самому иметь дар истолкования, или чтобы другие были истолкователи (1 Кор. 14:13, 27, 28). Но они говорили без истолкователей, и получился сумбур.
3. Они ввели язык в собрание для верующих, когда они предназначены для неверующих (1 Кор. 14:22), за что Апостол их увещевал. То же самое наблюдается и у трясунов.
4. Они придали языкам большее значение, нежели пророчеству.
Апостол же говорит как раз обратное: "Пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками" (1 Кор. 14:5). Разница в оценке Апостолом пророчества и языков видна из всего смысла 14-й гл. 1-го Послания к Коринфянам. О пророчествовании он говорит: "Ревнуйте о том, чтобы пророчествовать" (1 Кор. 14:39). Самое говорение языками он ограничивает: "Если же не будет истолкователя, то молчи" (1 Кор. 14:28). И сверх всего этого заявляет: "В церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке" (1 Кор. 14:19). В настоящее время евангельские христиане держатся вышеприведенного апостольского правила - "лучше пять слов умом", нежели тьму слов на незнакомом языке, и говорят только на знакомом языке. Трясуны же возлюбили тьму слов на незнакомом языке (1 Кор. 14:19). В этом случае трясуны делают ошибку, свойственную всем узким сектантам и переходящую в ересь. Подобно адвентистам, придающим значение второстепенному вопросу о седьмом дне, они придали второстепенному вопросу о языках значение самого главного, и через него производят смущения и разделения.
5. Помимо того, они извратили самое применение языков. Говорение языками у них производилось в беспорядке и т.п., так что Ап. Павел их увещевает, чтобы у них все было благопристойно и чинно.
Но беспорядок, по-видимому, выражался в том, что они не только не имели истолкователей, но и не соблюдали очереди. Апостол напоминает им о порядке (1 Кор. 14:40).
Главная
страница | Начала веры
| Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки