V. Как мы должны смотреть на проявление языков и прочего среди последователей трясунства

1. Все явления, связанные с так называемыми "языками" и "пророчеством" у трясунов включает в себя все ненормальности, проявленные когда-то в Коринфской церкви, за которые Ап. Павел их увещевал.

2. Сверх того, все явления, сопровождающие движения трясунов, представляют собой такие извращения, которые превосходят всё то, что было в Коринфской церкви. Эти явления распадаются на две части:

а) относящиеся к явлениям истерического припадочного характера.

б) исходящие от нечистых духов.

Общее типичное явление среди трясунов - это следующее. Если трясун начинает говорить, то он начинает, прежде всего, тяжело дышать, сопеть, затем трястись. Среди этого трясения он начинает кричать, произносить бессвязные слова, которые называют пророчеством, если слова несколько понятны. Но, если слова принимают совершенно невразумительный, дикий характер, то это именуется "иными языками".

Выкрикивание или произнесение бессвязных слов называют пророчеством, если слова несколько понятны. Если же слова принимают совершенно невразумительный и дикий характер, то это именуется "иными языками".

Значительная часть этих явлений объясняется медицинской наукой. Вот что говорит медицина об истерических явлениях:

Чаще всего встречаются истерические судороги. Сознание при этом сохраняется, чем и отличаются истерические судороги от эпилептических. Судороги проявляются или в виде отдельных подергиваний, или же они распространяются на все тело, давая картину эпилептических судорог. Судорожный смех, плач - составляют обычное явление.

Расстройства душевные выражаются при истерии живостью чувств, которые от малейших причин доходят до самого эксцентрического выражения радости или горя; впечатление поверхностных настроений очень изменчиво. У больных является стремление преувеличивать свои страдания, иногда они наносят себе раны и т.п.

Та же медицина говорит, что с людьми бывают эпилептические припадки.

"В таких случаях перед припадком больной получает ощущение, как будто на него что-то дует, и ощущение это, начинаясь с рук или ног, восходит к голове и быстро переходит в припадок. В других случаях последнему предшествует подергивание, галлюцинации, искры в глазах, шум в ушах, головокружение и т.п. Дыхание во время припадка сильно расстроено".

По своей наивности и неведению некоторые люди эти чисто эпилептические явления признают за действие Духа Святого. Так один из трясунских проповедников говорил пишущему эти строки, что при крещении Духом Святым его пронизал, как бы огонь.

Всякий непредубежденный человек должен поражаться, насколько явления трясунства совпадают с явлениями истерическими. Здесь мы находим объяснения того, что у магометанских дервишей, не имеющих никакого понятия о Духе Святом, происходят те же явления. Это все истерия и эпилепсия, одинаковая для всех людей мира.

Но еще хуже для трясунов то, что явления трясунства совпадают с явлениями, наблюдающихся среди духов тьмы. В Евангелии от Марка 9:26 написано, что дух, "вскрикнув и сильно потрясши его", вышел из него, и бесноватый сделался как бы мертвым. Здесь говорится о нечистом духе (глухом и немом). Это трясение характерно именно для духов нечистых.

Нигде в Слове Божием не сказано ничего подобного о Духе Святом. Если псалмопевец говорит: "Я потрясен и не могу говорить" (Пс. 76:5), то здесь разумеется нравственное потрясение. В том же смысле нужно понимать и слова "кости мои потрясены" и "душа моя сильно потрясена" (Пс. 6:3). Во всяком случае, это потрясение у псалмопевца происходит от греха, сомнения и т.п. и никакого отношения не имеет к вопросу о Духе Святом и Его действии.

Чтобы оправдать свое трясение, последователи этого неправильного учения говорят, что будто действительно при трясении человека выходит из него нечистый дух. Но дело в том, что трясение, главным образом, происходит с ними самими в их собраниях.

Тогда выходит, что собрания трясунов и они сами являются особо любимыми вместилищами для нечистых духов. Поистине, становится страшно за них.

Выходит, что собрания трясунов и они сами являются особо любимыми вместилищами для нечистых духов.

Чтобы оправдать себя, трясуны приводят разные тексты для подтверждения, что будто трясение и пр. может происходить в церкви Христовой. Они ссылаются на пример Петра, который, молясь наедине, пришел в исступление и имел видение (Деян. 10:10). Приводят также пример Ап. Павла, который молился в храме и пришел в исступление и увидел Господа (Деян. 22:17-18). Некоторые ссылаются на Иов. 1:12-17; Дан. 10:8-11. Но эти случаи не имеют никакого отношения к трясунству. Здесь говорится об особых молитвах наедине, а не в собраниях и именно о тех моментах, когда душа человека видит Господа. Эти молитвы были чрезвычайно настойчивы, так что тело молившегося уставало, и они приходили в состояние крайнего расслабления.

Слово "исступление" в этом случае никоим образом нельзя понимать в смысле бурных, безумных припадков. Слово "исступление" есть перевод греческого слова "экстаз". Экстаз (восторженность) есть высшая степень воодушевления человека, когда ум настолько поглощается одной определенной мыслью, что внешние чувства как-то перестают чувствовать. В это время душа как бы покидает тело, вступает в общение с духовным миром и видит видения. Приблизительно то же испытал Валаам (Чис. 24:4, 16).

Такое состояние не имеет ничего общего, с какими бы то ни было бурными проявлениями физической стороны организма. Из Слова Божия видно, что такое исступление (экстаз) случалось очень редко с великими мужами веры и именно в те моменты, когда Господь давал им видения. Но нигде в Слове Божием нет указаний, что это случалось в собраниях в массовом масштабе, с дикими проявлениями трясения и т.п. И это вполне понятно.

Состояние высшей восторженности (экстаза, исступления), когда Господь дает человеку особо важное видение, доступны не толпе, а только мужам, достигшим самой высокой степени духовного развития.

Последователи трясунского движения в своих стремлениях выдвигают добрые намерения, но нам надо помнить, что добрыми намерениями вымощен путь в ад. Они не довольствуются спокойным трудовым христианством и, считая бурные проявления беспорядка в собраниях с криками и невразумительными словами признаком истинной духовной жизни, называют спокойных христиан и их церкви мертвыми, а себя и свои собрания живыми. На самом деле, практика показала, что, применяя свои бурные приемы к собраниям, они не достигают улучшения в духовной жизни. После некоторого шума и сумятицы оказывается, что плоть среди них царствует во всю и даже в большей степени, чем в спокойных общинах.

Правильное отношение верующих к Духу Святому

Правильное отношение верующих к Духу Святому и Его действиям, воспринятое евангельскими христианами, представлено в Слове Божием следующим образом:

1. Характер истинной христианской духовной жизни определяется вовсе не явлениями видений, пророчеств, языков и чудес и даже молитвенных излияний, хотя все это имеет свое значение для христианина. Может существовать церковь, в которой много пророчеств и языков, но в которой духовная жизнь может быть очень низка.

Такою церковью была, например, Коринфская церковь. Македонские же церкви изобиловали добродетелями, хотя о пророчествах и других проявлениях в них ничего не говорится. Правильность этого указана самим Господом:

Матфея 7:21-23 - "Не всякий говорящий Мне: "Господи", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: "Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали и не Твоим ли именем бесов изгоняли, и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: "Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие".

Ясно, что при наличии пророчеств, чудес и языков общества людей могут быть отвергнуты Тем, во имя Которого они все это совершали. В чем же состоит главная особенность духовной жизни христиан и их общин? В "исполнение воли Отца Небесного" (Матф. 7:21), в делании Его дела, в постоянном и непрерывном труде по распространению Царства Божия и укреплению его в сердцах верующих. Каждый должен трудиться согласно его дару и возложенной на него обязанности: проповедник должен проповедовать, увещеватель - увещевать, посещающий - посещать, певец - петь и т.п. Родители должны воспитывать детей, дети должны учиться, хозяйки и жены должны образцово вести хозяйство. Все же должны привлекать души к Христу и т.п. Вот эта мирная трудовая жизнь, озаренная любовью к Господу, Его делу и ближним при подкреплении Духа Святого и есть истинная духовная жизнь верующих.

Истинное христианство есть трудовое христианство. Если же кто-либо придет к таким верующим и будет говорить, что эта спокойная трудовая жизнь не есть настоящая духовная жизнь, а что где-то есть община, в которой происходят невероятнейшие события с языками и пророчествами, среди которых люди проводят в неистовом крике целые ночи, так что у них не остается времени для исполнения прямых обязанностей, то к таким словам надо относиться прямо отрицательно.

2. В связи с вышеуказанным, церковь Христова заботится о том, чтобы везде все ее члены были не только верующими, но и возрожденными от Духа (крещеными Духом Святым) душами. В соответствии с этим, применяется особая осторожность при приеме новых членов и дается усилие к различению духов. Если каким-либо образом в число членов проникнут члены действительно не возрожденные от Духа (не крестившиеся Духом), то таковым нужно это показать и привести их к возрождению (крещению Духом Святым). Если кто-либо придет и будет говорить всем членам, что, дескать, хоть вы и рождены свыше, но не крещены Духом Святым, нужно сказать, что это учение противоречит Слову Божию, т.к. возрождение от Духа и крещение Духом Святым - одно и то же событие.

Но, с другой стороны, всем членам общины, возрожденным (крещеным Духом Святым) необходимо напоминать великое слово Ап. Павла: "Исполняйтесь Духом!" (Ефес. 5:18). Стремление к исполнению Духом должно быть постоянным. Апостолы исполнялись Духом Святым несколько раз. Петр исполнялся Духом дважды (Деян. 4:8; 4:31 и т.п.) Исполнение Духом дает верующим полноту тех сил, какие нужны при его работе.

3. В связи с этим должно напоминать о необходимости достижения плода или плодов Духа: 1) любви; 2) радости; 3) мира; 4) долготерпения; 5) благости; 6) милосердия; 7) веры; 8) кротости; 9) воздержания (Гал. 5:22-23). Плод Духа Святого, в сущности, суть свойства возрожденного (крещеного Духом Святым) человека. Если человек не имеет плода Духа Святого, то он, в сущности, не имеет самого главного, а именно, самого возрождения (или крещения) Духом Святым. Не имея пророчества, языков, чудес человек, может наследовать жизнь вечную; но, не имея плода Духа, среди которых упоминается вера спасающая, человек подвергается большой опасности, ибо без веры угодить Богу невозможно (Евр. 11:6). Если придут люди и будут говорить, что говорение языками и вообще дары более важны, чем плод Духа Святого и, что без них человек может погибнуть, то ясно, что они противоречат всему смыслу Св. Писания.

4. Хотя духовные дары имеют для верующих менее важное значение, чем плод Духа, но нужно также ревновать и о них (1 Кор. 14:1). Нужно ревновать о 1) даре мудрости, 2) даре знания, 3) даре веры, 4 и 5 дарах веры, исцелений, чудотворений. Среди нас имеются дары мудрости, знания, веры героической, исцелений и чудотворений.

В разных местах России, в общинах и церквах проявляются чудесные исцеления больных, но мы должны молиться Господу, чтобы Он умножил эти случаи. При этом мы должны хранить смирение, не приписывая этих действий кому-либо из людей, не делать из этого шумихи, рекламы с преувеличением и т.п. Если же где-либо появляются люди, делающие по поводу таких проявлений чудесного исцеления много шуму и рекламы для своего дела, то ясно, что это исходит не от Духа Божия.

5. Но особенно ревновать Ап. Павел советует о даре пророчествования (1 Кор. 14:1). Мы уже объясняли выше, что под даром пророчествования в Слове Божием разумеется дар произносить в церкви для верующих речи назидания, увещания и утешения (1 Кор. 14:3), т.е. речи, имеющие своею целью духовное воспитание верующих. Так как от духовного воспитания общин зависит их духовное процветание и вся их духовная жизнь, то становится ясно, почему именно Апостол придает такое большое значение дару пророчествования. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы в общинах как можно чаще устраивались, собрания воспитательного характера.

Если же где-либо явятся люди, которые будут устраивать собрание, в которых люди с неестественно возбужденными лицами, закатыванием глаз, сопением, трясением, с разными криками будут говорить несвязные речи со зловещими предсказаниями, то совершенно ясно нужно понимать, что эти пророчества не от Духа Святого.

6. Что касается двух последних даров: 8) разных языков и 9) истолкования их, то нужно помнить, что разъяснено выше:

а) Языки, о которых упоминается в Слове Божием, были языками определенных народностей (Деян. 2:6-11), а вовсе не теми сумбурными наборами слов, которые практикуются среди трясунства.

б) При возрождении от Духа Святого (крещение Духом Святым) только тогда проявлялись языки, когда имелась в них нужда вследствие наличия людей, говорящих на разных языках (Деян. 10:24 и Деян. 19: 1-8). Там же, где этой нужды не было (Деян. 8:17 и 8:39), языки не проявлялись. Поэтому не заслуживают никакого внимания те люди, которые говорят, что при крещении Духом непременно всегда должны быть языки.

в) Ап. Павел считает разные языки самым маловажным даром. В 1 Кор. 12:19 в списке даров он поставил языки и их толкование последними; в 1 Кор. 14:5 он разъясняет, что пророчествующий превосходит того, кто говорит языками. При всем этом, он не рекомендует говорить языками, а только говорит: "Не запрещайте говорить языками", т.е. он не поощряет языки, а только терпит, как слабость. Но он так относится к настоящим языкам, каковы были в Деян. 2:6. А такие ненормальные языки, какие явились в Коринфской церкви, он прямо запрещал: "Молчи в церкви" (1 Кор. 14:28). А такие нелепые языки, какие теперь проявляются у трясунов, он, несомненно, запретил бы самым строгим образом. Если встретятся лица, придающие особое значение иным языкам, представляющих собой сочетание сумбурных слов, то таких людей надо встречать как тех, которые не приносят учения Апостольского (2 Иоан. 10).

г) Ап. Павел придавал настолько малое значение настоящим "иным языкам", что в 1 Кор. 14:19 сказал: "Но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставлять, нежели тьму слов на незнакомом языке". В другом месте Ап. Павел говорит: "Подражайте мне, как я Христу" (1 Кор. 4:16). Мы хотим подражать ему. И поэтому, не желая иметь тех неправильных языков, которые проявлялись в Коринфской церкви и отвергая дикие языки, проявляющиеся среди трясунов, мы говорим, что если бы даже теперь и не прекратились истинные языки (Деян. 2:6-11), то и тогда мы решили бы с Ап. Павлом лучше сказать пять слов умом нашим для назидания всех, чем тьму слов на незнакомом языке (1 Кор. 14:19).

д) Целью иных языков было свидетельство Евангелия иным народам, т.к. в то время не было текстов Св. Писания на языках иных народов. Теперь же, когда на всех языках мира имеется Библия, нужда в них прекратилась.

7. При этом свете нас не могут смущать слова нашего Господа, записанные в Ев. Марка 16:17-18 - "Уверовавших не будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить иными языками, будут брать змей, и если, что смертоносное выпьют - не повредит им, возложат руки на больных и они будут здоровы". Мы можем сказать, что эти великие знамения сопровождают истинно уверовавших. В общей церкви христианской, а также и среди евангельских общин совершаются случаи изгнания духов, исцеления больных и различные чудесные избавления от всяких опасностей. Что касается до иных языков, то они были в церкви до своего определенного времени, и потому пророчество Христа исполнилось.

8. Что же касается всех других явлений, происходящих среди трясунов на собраниях (сопения, трясения, крики, невразумительные речи и всякие неистовства), то они ясно доказывают, что это движение не от Бога, ибо Бог не есть Бог неустройства, но мира (Кор. 14:33), и потому все это движение не устоит. Оно, как тиф, перенесется по местности, и когда температура спадет, начнется благодетельный кризис к выздоровлению.

9. Всё трясунское движение есть результат двух главных ошибок. Первая ошибка самая главная. Они, не имея дара различения духов, приняли духов нечистоты за Духа Святого, а проявление эпилепсии и истерии за действие Духа Божия. Вторая ошибка чисто логическая. Второстепенное приняли за главное: говорение языками, которое Ап. Павел считает почти за ненужное, ставят выше других предметов.

Все же движение трясунства есть движение паразитическое.

Этого движения не видно на великой миссионерской ниве, где бы оно проповедовало Евангелие или насаждало новые церкви. Оно проявляется среди благоустроенных христианских общин, которые они расстраивают сумбурной проповедью странных явлений, сделавшись орудием в руках врага душ человеческих для противодействия развитию Царства Божия на земле. Начинаясь бесплодно, оно и оканчивается бесплодно. Во многих местах христианские общины, поддавшись действию этих духов на время, затем вновь приходили в себя и продолжали спокойную работу. Иначе и не может быть. Всякий вихрь кратковременен.

Недавнее прошлое показывает следующее. В Эстонии они появились лет 15 тому назад, перетрясли многих, но потом общины пришли в свое естественное состояние, освободившись от этого угара. В Латвию трясунство проникло года 4 тому назад, захватило многие баптистские общины и даже самого их представителя Союза Инкиса. Среди них было много высказано пророчеств, что Господь повелевает им переселиться в Бразилию и вот целые сотни семейств отправились в ту отдаленную страну. По приезде туда, планы их оказались расстроенными, большинство из них рассеялось и они убедились в том, что пророчество их оказалось ложным. Об этом Председатель Союза Латышских Баптистов, известный деятель А. И. Фрей в своем письме на имя автора от 22 августа с.г. сообщает следующее:

Три-четыре года тому назад среди здешних латышских баптистов возникло сильное движение трясунства, проявляющееся в разных видах.

Одним из таких видов было "бегство жены в пустыню" - Бразилию.

Многие говорили на иных языках, много было пророков, особенно же пророчиц, которые на иных языках многое предсказывали. Брат Инкис сделался организатором сего, к нему присоединились многие видные проповедники. Около 2000 душ покинуло свою родину и переселилось в Бразилию; поселились в одной колонии, и им жилось хорошо до тех пор, покуда были средства. В силу этого, вслед за ними переселилась еще часть латышских верующих. Жизнь была коммунальная. Однако, спустя некоторое время, более состоятельные, т.е. те, которые не сдали своего имущества в Коммунальное Управление, отделились, приобрели себе собственность, а здоровые молодые люди поступили на службу. Оставшимся в коммуне, сохранившим веру, жизнь становилась тяжелее в материальном отношении. Душ 600-700 работали на кофейных и других плантациях при тяжелых условиях и ничтожной заработной плате. Несколько сот переселились в другую колонию. Лишь немногие вернулись на родину и то только те, которые получили на то средства у оставшихся в Латвии состоятельных родственников. Некоторые еще в пути. Хорошо живется тем, которые пристроились к своим единоверцам в старых латышских колониях. Но быть может, что после долгих упорных трудов всем переселенцам будет жить легко.

Трясунское движение проникло почти во все латышские общины, а проникло оно сюда из Эстонии через прибывшего оттуда душевно расстроенного брата Гердцмана, обладающего иными языками. Наиболее выдающимися пророками были: Вебер, Скрабе, Фокрок и др. Брат Инкис подпал под это влияние благодаря иным языкам Вебера и Скрабе.

Много наблюдалось здесь так называемых пробуждений, исполнений Духом и крещений Духом, но все это вылилось в воображения. Такие пробуждения дали очень мало трезвых христиан. Стараясь приблизить грядущий день суда, они тем самым почти совсем загородили доступ к вечной жизни. Они оставили еще лишь немногие дни, вернее, часы, в течение которых лишь помазанные Духом могли еще приготовиться к принятию Господа и, именно, в Бразилии, куда Ему надлежало придти. Европа же, ввиду многочисленности злых людей и вековых грехов должна была погибнуть. Но это движение приостановилось. Трясуны не признают никакого порядка, и потому это было время великих испытаний для латышских общин. Все дело трясунов в Латвии окончилось крахом. Этим окончился вихрь.

Мы не коснулись еще того, что среди трясунов в настоящее время развиваются и разные другие заблуждения. Многие из них учат совершенно неправильно о троичности Божества, приближаясь к ереси арианства, отрицают водное крещение во имя Отца и Святого Духа вопреки ясному повелению Иисуса и т.д. Многие из них учат о совершенстве, что они, якобы, уже теперь достигли совершенства, т.е. безгрешности. Среди них очень популярно учение о духовном женстве, ведущее к разврату и т.п. Сверх того, трясунство разбилось на разные мелкие группы, из которых одна предает анафеме другую и т.п. Словом, это целая река заблуждений, и мы будем хорошо делать, если будем держаться от них подальше, а к истине Евангельской поближе.

 

VI. Правильное учение об исполнении Духом Святым

Апостол Павел пишет: "Исполняйтесь Духом" (Ефес. 5:18) и тем увещевает верующих, чтобы они не ограничивались малою мерой Духа Святого, а стремились бы обладать полнотою Духа. С другой стороны, мы доказали выше, что крещение Духом Святым есть то же самое, что и возрождение и что оно есть первое исполнение Духом, что в последующей жизни верующему нужно снова и снова исполняться Духом, подобно тому, как Ап. Петр исполнился Духом несколько раз (Деян. 4:8; 2:31).

Самое слово "исполнение" значит, наполнение и указывает на то, что человек может иметь Духа Божия в малой, большой и полной мере. Он может быть в потоке по лодыжку, по колено, по поясницу и с головой. Сердце верующего подобно сосуду, в котором может быть воды немного, до половины, до края и сверх краев. (Иез. 47). Объем полученного Духа Святого зависит не от Самого Духа, ибо "Бог не мерою дает Духа", а от человека и именно от того, насколько он ревнует об этом и т.п.

Для того чтобы быть исполненным Духом, необходима усиленная молитва. "...Тем более Отец небесный даст Духа Святого просящим у Него" (Лук. 11:13). "Ученики все единодушно пребывали в молитве" (Деян. 1:14) и только потому получили Духа в полноте.

Теперь спрашивается, какое же различие между первым исполнением (крещением Духом или возрождением от Духа) и последующим исполнением?

Хотя все земные примеры, относящиеся к Духу Божию, носят несовершенный и даже грубый характер, но все-таки в этом случае придется прибегнуть к некоторым уподоблениям. Возьмем кусочек пустыни. На этом кусочке пустыни нет никакой растительности, никакой жизни. Невыносимый зной и раскаленный песок и больше ничего. Представьте, что к этому кусочку пустыни проведен канал, полный проточной воды. Что произойдет? Мертвый кусочек пустыни будет оживлен: появится трава, вырастут деревья, начнет цвести роскошный сад, украшаться плодами и пр.

Это есть первое исполнение Духом (крещение Духом или возрождение от Духа). Но этого недостаточно. Если канал израсходует всю воду, то вскоре и расцветший кусочек пустыни начнет блекнуть и засыхать. Надо, чтобы канал наполнялся водою по мере израсходования. Должен быть некто, кто, заметив, что вода в канале израсходована, должен сказать: "наполнись", открыть шлюз из запасного бассейна и наполнить его вновь водою. Вот это есть обыкновенное повторное исполнение Духом.

Первое исполнение Духом (крещение Духом Святым или возрождение от Духа) есть зарождение духовной жизни и ее расцвет.

Последующие исполнения имеют целью восполнения убыли в духовных силах и поддержание расцвета духовной жизни.

Для верующего часто является непонятным это изменение в степени обладания Духом Святым. Казалось бы, раз наполнившись Духом Святым, человек должен был бы оставаться в этом состоянии, а между тем, через некоторое время у него ощущается как бы недостаток в Духе и ему нужно просить о новом наполнении.

Это явление имеет, однако, некоторое подобие с физическою природою. Атлантический океан как будто наполнен. Между тем, в нем регулярно происходят приливы и отливы. Во время прилива русло реки Эйван наполняется водою и по ней плывут суда. Во время отлива вода из реки уходит, русло осушается, и суда остаются на песчаном дне. Такие приливы и отливы бывают и в духовной жизни человека. В океанах причина приливов и отливов не зависит от человека, а в духовной жизни эти явления и обуславливаются самим человеком, ибо Бог всегда готов наполнить сердце человека Своим Духом и если этого не бывает, то причина связана с человеком.

Как себе это объяснить? Очень просто. Если канал идет из какого-либо бассейна, то в нем количество воды регулируется степенью открытия шлюза. Если шлюз закрыт, то воды в канале не будет. Если он немного открыт, - то будет немного воды и т.д. И если он совершенно открыт, то весь канал будет наполнен и переполнен.

Если сердце верующего разобщается заботами века сего, грехом и пр. от Источника Духа Святого, то действия Духа в нем прекращаются; если сердце открыто к Господу в небольшой степени, то проявления Духа слабые и т.д. Но, когда сердце верующего, откинув заботы века сего и прочее, широко распахнется для Господа, тогда Дух Святой наполнит его через край, и получается исполнение.

Каковы проявления первого исполнения Духом Святым (крещение Духом Святым или возрождение)?

Люди, неправильно понимающие Слово Божие, утверждают, что самым главным действием этого явления - дар иных языков. Выше мы показали, что это проявление языков не всегда сопровождают крещение Духом или возрождение и, кроме того, в глазах Апостолов проявление языков было самым маловажным. Каковы же самые важные проявления Духа в эти моменты? Эти проявления описаны в первых главах Деяния Апостолов:

1). Полное духовное изменение (превращение пустыни в сад) состояния человека. В день Пятидесятницы духовная нищета Апостолов превратилась в духовное богатство.

2). Дерзновенная, могущественная проповедь о Христе (Деян. 2:14-41).

3). Радость (Деян. 2:46), неугасимая даже перед лицом страданий.

4). Любовь (Деян. 2:45).

5). Великая благодать (Деян. 2:42).

6). Устранение эгоизма (Деян. 2:44).

7). Образцовая святая жизнь (Деян. 2:27).

8). Твердая непоколебимая вера и все остальные плоды Духа: мир в сердцах, долготерпение, благость, милосердие, кротость, воздержание и пр.

Сверх того, некоторые участники исполнения Духом в день Пятидесятницы получили дары Духа Святого: 1). Слово мудрости; 2).

Слово знания; 3). Веру героическую; а еще некоторые 4). Дары исцеления; 5). Дары чудотворения; 6). Пророчество; 7). Различение духов; 8). Разные языки; 9). Истолкование языков.

Само собою разумеется, не все участники первого исполнения Духом в день Пятидесятницы получили все проявления Духа целиком. Часть из участников получили только некоторые из даров соответственно их служению.

В день Пятидесятницы имело место образцовое показательное первое исполнение Духом (крещение Духом или возрождение). Поэтому действия Его были особенно разносторонние. В других же случаях первое исполнение (крещение Духом Святым или возрождение) сопровождалось более скромными явлениями. При первом исполнении Духом евнуха в качестве очевидного проявления Духа упоминается радость - "он продолжил путь, радуясь" (Деян. 8:39).

В Деян. 8:17 не указано никаких особенных проявлений Духа при первом исполнении Им. Этим мы не хотим сказать, что у евнуха и у самарян не было ни плодов, ни даров. Нет, несомненно, они должны были получить в известной степени плоды Духа: радость, мир и пр., ибо эти плоды суть неразрывные спутники живой веры.

Что касается даров Духа, то не только дары языков, истолкования, различения духов, чудотворения и исцеления, но и вера героическая, знание и мудрость - не составляют элементов, неразрывно связанных со спасающей верой, а являются только элементами духовного обогащения, а потому нельзя сказать, чтобы они обязательно сопровождали первое исполнение Духом (крещение Духом или возрождение от Духа). Поэтому, не было бы ничего удивительного, если бы в этих особых проявлениях Духа чудотворного характера в случаях евнуха и самарян не было совсем.

Теперь, в чем же выражались последующие (повторные) исполнения Духом? Разберем два случая, когда Ап. Петром после Пятидесятницы повторилось исполнение Духом. В Деян. 4:8 сказано: "Тогда Петр, исполнившись Духом Святым, сказал им" и т.д. Здесь исполнение Духом восстановляло у Петра то дерзновение и силу, с которой он говорил о Христе в день Пятидесятницы. В Деян. 4:сказано: "По молитве их поколебалось место, где они были собраны и исполнились Духа Святого и говорили Слово Божие с дерзновением". Здесь также исполнение Духом обозначало прилив силы дерзновения в речи. Из дальнейших стихов видно, что это повторное исполнение Духом укрепило в них дух любви и единства, благодарное состояние, устранение эгоизма и пр. и пр. (Деян. 4:32-37).

Повторное исполнение Духом может соединиться с чудными проявлениями (Деян. 4:31), но оно может и не выходить из рамок обычных духовных явлений (Деян. 4:8). При обычном характере своем повторное исполнение Духом есть приливы духовной силы для дерзновенной проповеди и для выявления высших сторон духовной жизни. Оно должно выражаться в особой радости, в увеличении работоспособности и в укреплении святости и т.п. Пишущий эти строки испытывал такое состояние многократно. Все проповедники испытывают то же самое, хотя часто и не знают, что это именно и есть исполнение Духом. В нем нет ничего потрясающего.

Всякое же учение о том, что повторное исполнение Духом должно выражаться в необычных явлениях, незнакомых невразумительных словах, трясении и видениях, совершенно ни на чем не основаны и не может опереться ни на одно место Святого Писания. Поэтому к такому учению следует относиться совершенно отрицательно.

С другой стороны, повторное "исполнение Духом Святым", как средство для получения большей силы для проповеди и для укрепления духовной жизни должно сделаться предметом наших искренних желаний.

Апостол говорит нам: "Исполняйтесь Духом" (Ефес. 5:18). Ответим ему на это единодушно: "Да, мы хотим исполниться Духом!

Господи, исполни нас Духа Твоего Святого, переполни нас Им, чтобы Он истекал из нас на окружающие нас души!"

Далее

К Содержанию

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки