И. В. Каргель

ОБ УЧЕНИИ ПЯТИДЕСЯТНИКОВ

(Из лекций, прочитанных студентам Заочных Библейских курсов в Ленинграде. Публикуются в сокращении)

Оглавление

Обстановка появления пятидесятников
Дар говорения иными языками
Примеры
О разделении даров Духа Святого
Место дара говорения языками в Св. Писании
Один из примеров
Второй случай подобного рода
Третий пример
Четвертый пример
Некоторые выводы
Духовная война
Почва
Любовь? Мир? Радость?
Разобщение с Христом
Разобщение с Телом Христовым
Нечистота жизни
Разорение общин верующих
Дух разделения
Выполнение Великого Повеления
Как бороться с лжеучением пятидесятников?

 

Обстановка появления пятидесятников

С самого начала нужно сказать, что они карикатура или искажение предыдущего здравого течения (движения святости), которое за десятки лет до возникновения пятидесятничества было и в Англии, и в Америке, и в других странах Запада. В этом движении великое для дела Божия совершалось. Это и объясняет, как и почему это учение так быстро распространилось. В начале 70-х годов прошлого столетия, после того как Господь дал блаженное пробуждение в мире необращенных, Господь дал пробуждение и среди верующих. Это движение среди верующих было крайне нужным и своевременным.

В 50-х и 60-х годах прошлого века сотни и тысячи обратились по всей земле. Царство Божие расширялось и распространялось, но, к сожалению, не углублялось. Все осталось как бы поверхностно, мимолетно. И в жизни верующих много недоставало.

(Примечание. Речь здесь идет о "движении святости". Самые известные представители этого движения: Чарльз Финней, братья Веслей, Чарльз Инвуд, Р. А. Торрей. Они проповедовали о получении мгновенной святости как второго переживания после возрождения, что противоречит Священному Писанию. Каргель И. В. одно время также разделял эти взгляды).

Многие серьезные работники Божии чувствовали это. Они видели, что чего-то недостает, но все-таки не могли сказать, чего именно недостает. И вот возникло духовное движение - проповедь об освящении, которое было так неведомо, как теперь и в наших кругах. Оно началось в Англии через одного американского проповедника среди богословов и студентов богословия. Это были великие дни Англии, все вестники были переполнены этим пробуждением, было ликование детей Божиих. На различных языках это движение распространилось в отдаленные страны и на миссионерские поля.

Уже в следующие годы оно перешло в Германию, Швейцарию и все протестантские страны.

Святость жизни - это была весть искупленных: "Христос не приобрел вам только искупление, но и освобождение от власти греха, вы сегодня можете войти в свободу, которая дана всем", - так возвещали повсюду. - Вы можете "небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни" вашей (Лук. 1:74-75).

Это возвещалось очень простыми словами. Не было, как теперь, - если говорят об освящении, то ставят верующих под закон или собственное усилие, а указывалось на силу Божию и на Христа, для нас ставшего премудростью Божией, праведностью, освящением и искуплением (см. 1 Кор. 1:30).

Это был центр всего. Наверное, только вечность покажет, сколько пленников греха были тогда спасены, освобождены и узнали, что ежедневно можно жить в близком общении с Господом и иметь с Ним тесную взаимосвязь. Они свидетельствовали другим. Очень мало верующих стояли на стороне, после все верующие были увлечены этим чудным течением. А там, где не хотели, скоро случилось то, о чем говорится в Иез. 47:11. Прямо можно видеть, как те, которые не хотели освящаться, шли все дальше и дальше назад. Вот этому учению было свойственно исследование Св. Писания.

Слово стало наслаждением для многих десятков тысяч. Верующие не были довольны только одним воскресением, чтобы только в этот день слышать Слово Божие. Нет, каждый сам приходит к Источнику жизни, и последствия были такие: целый ряд истин, которые были потеряны, снова были приведены к свету; и это было не только для ума, но применялось также в жизни. Все знали, что значит быть освященным Господом. Другая истина была следующая: всем стало ясно, что мы стоим перед пришествием Господа. Совершается так, как в первые дни, когда ожидали Господа… Сердце ликует, если снова подумать об этих благословенных временах. Стало ясно, что Он не идет как Судья, а как Жених, стали ожидать Его и это привело их к 1 Иоан. 3:3. Последствием этого была такая дивная, ясная, трезвая литература, которая появилась в течение 50-ти лет, как никогда в течение предыдущих полторы тысячи лет. Все это не возникло через какую-нибудь организацию, или посредством человеческой инициативы, а в нем было ясно видно это тихое, нежное дыхание Духа Святого. Таким образом, пошли на разыскание истины о Духе Святом, и как никогда в течении полторы тысячи лет начали обращать снова внимание на Духа Святого. И здесь исследования были трезвы, ясны, спокойны, без всякой примеси плотской.

Было только желание действительно вкусить эту истину. Скоро видели, что хотя мы живем под домостроительством Духа Святого, Он пренебрегается многими детьми Божьими. Конечно, было одно желание: принести Ему Богоугодное почтение и, отдавшись Ему, скоро нашли ответы на различные вопросы своей души. Так явилось и в этой области целое море света.

Круги верующих рассматривали эту истину и приносили другим, не только чтобы приобрести знания, но чтобы внутренняя и наружная жизнь были предоставлены Духу Святому. О, что случилось в эти дни! Целые общины преобразовались, исповедовали свои дурные поступки и злые помышления, и так было удалено много сору из храма Божия, где и теперь так много его гнездится. Таким образом, путь для Духа Святого был открыт. Это не только видели верующие, но и неверующие, и все это было спокойно, трезво, в радости Духа Святого. Проходили, казалось, великие съезды с участием до 8000 тысяч людей, как на Западе, так и здесь, в России. Это были съезды об углублении веры, о пришествии Христа, об освящении и они продолжались целыми неделями. Таким образом, Дух Святой привел к Своему праву. И в течение времени выступили мужи Божии, о которых никогда раньше не слышали, в силе Духа Святого возвещая, что мы имеем во Христе через Духа Святого. Они разъехались по всему свету и понесли туда то, что так наполняло детей Божиих.

В 1905 году Господь позволил автору три месяца побыть в Англии, и он удивился, увидев целый массы детей Божиих, исполненных Духа Святого. Все, что он напечатал о Духе Святом, он там видел на практике. Но это не было только среди передовых, но во всех слоях, среди молодых и старых, даже среди рудокопов было видно это тихое веяние Духа Святого.

О, какая духовная жизнь, какой опыт духовной жизни имели эти простые люди, не получающие никакого Библейского образования на курсах. Но они вкусили эти истины. И тогда казалось, что это только во время собрания. Поэтому мы начали исследовать, как они ведут себя в ежедневной жизни. Что тогда можно было слышать о них! Чудно! Эту глубину, это счастье можно сразу видеть, здесь все сохранено во Христе Иисусе. Вот это истинное движение следования за Духом Святым!

Но дикие приемы, которые есть у пятидесятников, и которые они приписывают Духу Святому, - это прямо отвратительно. Часто черное лучше видно, если противопоставить белое. Многие так называемые "сторонники святости" стали противниками пятидесятников, но противодействуют учению Духа Святого. Сейчас они отмахиваются, это не нужно. После долгих лет это действие Духа Святого сейчас было взято в руки нетрезвых людей. Но как же оно дошло до пятидесятников? Оно дошло, как всегда на духовной почве происходит.

Мы можем быть уверены, что там, где Господь действует, всегда действует и сатана, и если даже не насильно, то подделкой или извращением. Почти нет блага, которое сатана не извратил бы. Вот это случилось и с этим движением.

После 25-30 лет такого действия Духа Святого появились искажения. Некоторые не остались под руководством Духа Святого, потеряли трезвость, и сатана ослепил их на счет самого себя. Они вдруг начали видеть себя очень святыми и совершенными. Их поведение стало таковым, что стало недопустимым для святых. Всех, которые не соглашались с ними, они отвергали как не детей Божиих.

Были ссоры и распри. Например, один из таких взволнованных, весь покраснев, сказал одному брату: "Все у меня от ветхого Адама искоренено".

Вот видите карикатуру, которую сделал сатана. Слава Богу, что это заблуждение скоро было искоренено. Но скоро появилось искажение другого, и это о пришествии Христа. Силой Слова Божия и оно было удалено. Последнее искажение этого движения - это пятидесятники. Они сохранили учение о крещении Духом Святым, но они поступали, как и другие, им предшествовавшие. Все, что Господь делает на Своем пути, что нужно каждому для освящения, - это им не по душе. Они говорили, что сразу можно всего достигнуть, и утверждали, что человек должен взять это в свои руки.

Это понравилось сатане. Пятидесятники очень осторожно начали, так что даже никто не знал, что и где. Первые сообщения, которые попали автору в руки, были из Англии. Было видно, что некоторые нетрезвые работники Божии, которые видели это действие Духа Святого, сейчас хотели достигнуть этого посредством человеческих средств, гоньбы. Оно совершалось, как им казалось очень медленно, они хотели, чтобы дело шло скорее. А желания этого высшего благословения было всегда много. Кто бы не желал иметь то, что имели первые ученики и апостолы, и ведь эти благословения обещаны также всем христианам нашего времени. Этим обстоятельством и объясняется, почему люди так бегут туда, и могут быть среди них самые искренние. Они выбирали самый простой путь: отдайся только руководителю и скоро будешь исполнен. Долгое время наблюдали за этим самые искренние наблюдатели, и не знали, что на это сказать.

Скоро из этого нового учения появились сообщения о дарах Духа Святого. Контролировать это не пришлось, а все ухватились: новое сообщение, новое откровение. И это течение скоро было в полном ходу. Теперь уже не было, как раньше, когда каждая душа отдельно обращалась к Духу Святому. Нет, это теперь шло всеобщим путем, барабанили над целыми массами, хотели они того, или нет. Они говорили людям: "Теперь, всё привести в порядок!" Дух Святой в этот момент не спрашивал, приготовлен сосуд, или нет. И только, когда увидели бесчинство, происходящее там, начались возражения. Но, как только начались возражения, ложное учение сделалось фанатизмом. Сатане удалось разрушить "движение святости" через эту карикатуру. Он употребил эту карикатуру, как пугало, так что каждый отвращался от мысли об исполнении Духом Святым, как мы это видим теперь у нас.

Вот как враг мог вкрасться. Теперь мы рассмотрим их ближе, а особенно их дары, которые они имеют, как вывеску того, что имеют Духа Святого.

 

Дар говорения иными языками

Один дар они выдвигают на первое место, - это дар говорить иными языками. Шум об этом даре пронесся по всему миру, многие удивлялись, и теперь шум еще не перестал. И я удивлялся этому.

Представители этого течения стараются различными способами достигнуть того, чтобы их подопечные издавали звуки. Находящиеся под влиянием данного течения знают, что необходимо дойти до этого состояния, как доказательство исполнения Духа Святого, и тогда уже сами стараются, чтобы угодить своим предводителям.

Когда это совершилось, они, значит, исполнены Духа Святого. Предположим, что дошло до этого, имеет ли соответствующее лицо тогда в этом действительное доказательство, что он исполнен Духом Святым. Пятидесятники настаивают на этом. Но спросим Слово Божие.

Там мы найдем таких, которые никогда не говорили иными языками и действительно были исполнены Духом Святым. Затем, мы найдем много таких, которые много говорили иными языками и никогда не были крещены Духом Святым. 1 Кор. 12:ст. показывает нам, что Коринфская церковь имела этот дар в такой мере, что через него даже беспорядки были в общине. Было ли это доказательством, что они крещены Духом Святым, как апостолы в первые дни. Ничего подобного. Апостолы именно этим коринфянам говорили то, что не говорили никому другому (1 Кор. 3:1-4).

Плотской христианин стоит на самой низкой ступени веры и потому так далек от исполнения Духом Святым, как день далек от ночи. Они говорили другими языками, как никто другой, а притом не были исполнены Духа Святого. Это ясно из того, как апостол им пишет. Он исполнен Духом Святым и приходит к ним с желанием передать то, что передал ему Дух Святой, а ему невозможно, они не принимают его. Как Христос сказал однажды Своим ученикам - "но вы не можете", - так и апостол должен сказать им.

Из намерения апостола дать им то, что открыл ему Дух Святой, можно думать, что он был того мнения, что они уже достигли этого. Но он ошибся. Он называет их плотскими, детьми, младенцами во Христе. Может быть, еще более ясное доказательство состоит в том, что дары не есть ручательство о таком исполнении Духа Святого. Из этого видно, что сами вожди пятидесятников не имеют Духа Святого, потому что они поставили доказательством то, что не есть доказательство. Если непременно нужно иметь это как доказательство, что же тогда сказать о тех, которые никогда не говорили иными языками, а все-таки имели Святого Духа.

 

Примеры

Иисус Христос. О Нем уже говорит Пс. 44:8. Это все происходит раньше, и иначе исполнено не будет. Что тут речь идет о Духе Святом, Который сошел на Господа Иисуса Христа, подтверждает Ап. Петр в Деян. 10:38. Дух Святой сошел на Него видимым образом. Как никто другой, Он был исполнен Духом Святым, а все-таки ни одно слово Он не произнес на ином языке. Значит ли это, что Он не имел Духа Святого? Пятидесятники говорят, что Он на кресте говорил иным языком, когда произнес слова: "Элои, Элои, ламма савахфани". Но это ведь был древнееврейский язык, на котором Он в Своей жизни постоянно говорил.

Дальше, как говорит Господь об Иоанне Крестителе? В Матф. 11:9-11 сказано, что он от утробы матери своей будет исполнен Духа Святого. А вот знамения Пятидесятницы он не имел. Пятидесятники скажут: "Да это было до излияния Духа Святого". Но и это им не излияние. Мы видим уже в Ветхом Завете рабов Божиих, исполненных Духом Святым, как например, Илия, Елисей и другие.

Но еще другая личность - Стефан. Он жил во время после излияния Духа Святого. И о нем сказано следующее: "Избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, …поставили перед Апостолами… И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме… А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе" (Деян. 6:5-8). Но он никогда ни между врагами, ни среди друзей ни одного слова не сказал на ином языке. Еще читаем Деян. 8:14-17. Не сказано ни единого слова о том, чтобы они говорили иными языками. Это дар, значит, не может быть доказательством, что христианин исполнен Духом Святым.

 

О разделении даров Духа Святого

По Священному Писанию Дух Святой далеко не всем дал этот дар. Послушаем трезво, что апостол говорит о разделении даров Духа Святого. В 1 Кор. 12:11, 8-10 апостол показывает, как это бывает. Дух Святой вовсе не дает этот дар каждому.

Пятидесятники же требуют, чтобы всякий имел этот дар. У них и каждый имеет удивительно... Возникает вопрос: "Кем вызван этот дар". Ведь Дух Святой не дает. Это только результат их собственного умиления и напряжения. Не каждому дан дар говорить языками. Еще раз в этой главе апостол показывает то же самое: от 29 до 30 ст. Как же они искажают Слово Божие, как исковеркали. У них всякий должен говорить иным языком, ибо без этого он не имеет Духа Святого. Конечно, каждый тогда старается.

 

Место дара говорения языками в Св. Писании

Какое место в Священном Писании занимает этот дар - говорение языками? Выступает ли он на самом деле прежде всех других даров, как у пятидесятников в самом начале их осуществления.

Уже великий шум, посредством которого этот дар получил первое место среди других даров Духа Святого - так, что о других дарах не слышишь - должен быть очень подозрителен. Но, в какую очередь ли поставил Дух Святой этот дар? Первое Послание к Коринфянам 12:8-10 - это выставка даров Духа Святого:

1. Слово премудрости

2. Слово знания

3. Вера - это великое упование на Господа, которое не колеблется ни при каких обстоятельствах.

4. Дар исцеления

5. Дар чудотворения. Во всех мертвых христианских церквях чудотворцы получают первое место. А видите, какое место этот дар получил от Духа Святого? Этот дар должен стоять за теми, которые имеют слово премудрости.

6. Слово пророчества - смотреть в будущность.

7. Дар различения духов - это значит видеть, глядеть в личность. Хотя этот дар на седьмом месте, но его даже не достает в нас. Разве было бы столько необращенных в наших общинах?

Только теперь, на 8-й ступени поставлен дар говорения языками, и на 9-й - дар объяснения незнакомого языка.

И, чтобы нам не пришло на ум, что это случайно было написано так, Духу Святому было угодно с 28-го стиха еще показать нам и перечесть, точно так же, как и здесь. Здесь выставляются мужи служения. И они стоят в том же порядке, соответственно первоочередности. И еще раз Дух Святой как бы осматривает всю вселенскую церковь и начинает переспрашивать получателей (ст. 29-30).

Дар говорить языками опять стоит не на первом месте, а Дух Святой поставил его на последнем месте. Не должны ли мы сказать, что здесь что-то неладно, не в порядке, подобно тому, как в мирских церквях.

Почему дар говорить языками получил в Св. Писании последнее место? Дух Святой не оставляет и в этом отношении в неведении. Вот как Он говорит о Своих дарах:

1 Коринфянам 12:7 "Но каждому дается проявление Духа на пользу".

Первым долгом Дух Святой имеет в виду пользу. Имейте это тоже в виду, как Он имеет. Так и в 14-й главе 16 ст. Во-первых, значит пользу, во-вторых, назидание. Церковь Божия должна как храм Божий назидаться. Но этот дар отстает от всех других даров далеко. Да, апостол Павел через Духа Святого говорит, что он бесполезен, если непонятен.

Но смотрите и слушайте это возмущение, этот хаос, как пятидесятники выдавливают звуки, притом на таком языке, какого нет в мире. Спросите кого-нибудь, что он скажет только с человеческой точки зрения о том, что тут за польза и назидание. Вот только сумасшедший может тут найти пользу. В Коринфской церкви ведь немало не сомневались, что это от Духа Святого, а все-таки апостол говорит так:

1 Коринфянам 14:7-9 "И бездушные вещи, издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать то, что играют на свирели или на гуслях? И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению? Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер".

Вот как он относился к этому: "Вы будете говорить на ветер".

Вот обстоит дело с этим даром в сравнении с другими дарами. О самом себе он так говорит:

1 Коринфянам 14:18-19 "Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками; но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке".

Если бы он тут не написал этого, мы бы и не знали, что он вообще говорил языками. И в наших собраниях есть такие вещи: молятся одновременно все, и потому никого ясно слушать нельзя, все портится. Это беспорядок и вовсе не угоден Духу Святому. В собраниях не должны двое или трое молиться одновременно. Если один молится - другой молчи. Слово Божие говорит, что лучше пять слов понятных, нежели десять непонятных. Личные надобности можно принести Богу дома, но в собраниях должны царить мир и тишина, должно соглашаться с молитвами других, должно входить в церковь Божию.

Но у пятидесятников совершенно иначе, там жмут и напрягают нервы, что даже теряют сознание, и когда доходит до этого, тогда торжествуют: это тогда, якобы, назидание и исполнение Духом Святым. И они достаточно дерзки, приписывая все это Духу Святому.

Но Он не дает дары, чтобы они были пущены на ветер, а на пользу, замечайте это хорошо.

Но, что мы еще читаем от этого Духом наполненного апостола.

Он просто запрещает употреблять этот дар, если он не употребляется в пользу (14:28). И это в то время, когда определенно знали, что Дух Святой производит этот дар на говорящих. Из этого видно, что всякое злоупотребление Богу противно. Даже если он есть на самом деле, Господь его отнимает, если он будет злоупотреблен. Какие огромные дары были даны Духом Святым Самсону! Они проявились особенно в его силе. Но когда он стал лживо употреблять их, то скоро дары были взяты от него (Суд. 16:7). Он ведь солгал, играл этой силой, которая была в нем. Так же и в стихах 11-13. Но не осталось так, дошло до стиха 19-го. Если действительно дар злоупотребляем, он отнимается. Теперь возникает вопрос: "Почему как раз этот дар выбрали, как признак исполнения Духом Святым?" Апостол говорит об этом в 12-13 стихах. Потом он говорит в первом стихе 14-й главы. На самом ли деле дар говорения языками больше и духовнее предыдущих? Разве нет целого ряда мирских людей, которые знают до десяти иностранных языков. При некотором труде и усилии можно себе приобрести языки. Но со всем трудом и прилежанием невозможно приобрести перечисленные выше дары. Если Дух Святой дает эти дары, то это славно и милостиво с Его стороны. Но Он другие дары ставит перед этим даром и говорит, чтобы мы ревновали. О, если бы это было у нас. Особенно Он указывает, чтобы ревновали пророчествовать. Пророчествовать не значит только говорить о будущем (ст. 3). Значит, каждый из нас может пророчествовать (ст. 4).

Дух Святой в первую очередь дает дух премудрости.

Спрашивается, почему именно стремиться к этому дару, а о больших дарах у них рвения нет. Почему не стремиться говорить слова мудрости премудрости или знания? Дух Святой в первую очередь дает дух премудрости (Ис. 11:2 Ефес. 1:17). Если бы пятидесятники стремились к этим дарам! Но это им даже на ум не приходит. Они действуют на первую часть, на душу, чтобы ее привести в раздражение, и люди выговаривали бы какие-нибудь звуки. Если бы все эти другие дары, стоящие впереди, были у них, то кто бы мог закрыть глаза? Никто. Но как не напрягаешь свой ум, зрение, рассматривая все это, у них не находишь предыдущих даров. Это им нужно показывать. Сознаюсь, братья, я бы сел и прислушивался, если бы кто говорил духом премудрости, все равно, кто бы он ни был.

О, что значит, если Дух Святой говорит через кого-нибудь. Душа тогда ликует, ибо она получает пищу, созидается. Но еще у пятидесятников нет ни одного, кто бы мог дать слово премудрости. "Как же?" - спросит кто-нибудь. Да, можно действовать на душу и при всем этом остаться невеждой. Кто мог бы отвратиться от мужей веры? Как, например, от Георга Мюллера. Он так уповал на Господа, все ожидал от Него. При всем этом он ни единого слова не говорил на ином языке. Кто бы мог видеть у мужей веры дар исцелять от болезни? Если бы ко всем этим дарам прибавился еще дар говорить языками, как бы тогда радовались и благодарили Господа. Это было бы так естественно.

Но у пятидесятников нет ни одного другого дара. Не приходит ли тогда мысль, что это может быть подделкой? Можно ли подделать предыдущие все дары? Нет, а этот дар можно подделать.

Очень просто: произнести несколько невразумительных слов, вот и говоришь иным языком. Можно видеть подделку. Каждому ясно.

Таким образом, маленький мальчишка увидел, как его родители говорят иным языком, ему понравилось, и он также стал болтать. Как ужасно! Но пойдите в их собрание и послушайте, как они произносят различные звуки, как кошка, как петух и так далее. И это тогда называется говорить иными языками. Если бы там были люди, знающие десятки языков, то и они не могли бы установить, на каком это языке, потому что пятидесятники говорят, что они произносят на языке ангелов. Да, но на языке каких ангелов, это еще вопрос.

Неверующие люди, входя в их собрание и видя, что там происходит, бегут в страхе от такого дикого поведения пятидесятников.

Как ужасно приписывать это Духу Святому. Странно, что может быть среди них, которые хотят назвать себя чадами Божьими и иметь Духа Святого. Но вспомним, как Дух Святой раздал языки в день Пятидесятницы. Вскоре мы увидим, что и необращенные люди там открыли чудо Божие. Теперь неверующие люди, входя в их собрание, и видя, что там происходит, бегут в страхе от такого дикого поведения. Так не было тогда (Деян. 2:5-11). Было ли это в пользу назидания? Да, это было великое благословение. Апостолы говорили иными языками, но не в диком настроении, но ясными понятными словами, что съехавшиеся в Иерусалим из различных стран могли сказать:

Деяния 2:8 "Как же слышим каждый собственное наречие, в котором родились".

И, смотря на тех, которые говорили языками, сейчас сказали: "Это же галилеяне, значит, люди из последней провинции, которые ведь не могли научиться языкам, но этот дар им дан". При этом они не слышали криков или обрывочных выражений, а речи о делах Божиих. Это могло убедить, могло привести к размышлению о Боге. И да не даст никто убедить себя иным языком, как Дух Святой тогда убедил. Вот первый пример раздачи Духом Святым этого дара. В день Пятидесятницы ученики были трезвы, спокойны, в полном уме, они говорили действительно через Духа Святого. Так должно быть и доныне, если Дух Святой действительно говорил бы через пятидесятников.

Но тех никто в делах удержать не может. Чем больше шум, суматоха, тем лучше. "Кто может удержаться, если Дух Святой влечет, если ты увлечен Им, мы не можем иначе", - говорят они.

Но тогда напрашивается вопрос: "Какой дух так напирает и увлекает". О тех, где Дух Святой действительно действует, апостол так открывается:

1 Коринфянам 14:32 "И духи пророческие послушны пророкам".

Так ясно видно, что они не мячик, бросаемый произвольно, и говорящие потому, что не могут иначе. Действительно говорящие Духом Святым будут спокойны, в уме трезвы, вообще не терзаемы ничем. Он может говорить, когда хочет, и может молчать. Он может судить, понимают его или нет.

Один брат писал: "Не знаю, был ли я в доме сумасшедших, или в доме буйных". Странно. Там Дух Святой исключен, и это только издевательство над Ним, если приписывают такие вещи Духу Святому. И потому неудивительно, что очень часто такие наказания постигают тех, которые так поступают. Потому каждая душа должна бояться пойти туда для получения благословения. Но, как же у них с даром исцеления? Они ведь говорят, хотя не так громко, что имеют также и этот дар. Этот дар нельзя подделать, по крайней мере, очень трудно. "Да, да, - твердят они, - Были исцеления, только нас там как раз не было". Но если к делу подойти до основания, тогда скоро обнаружиться, что это есть неправда. По самому характеру их проявления вы можете быть уверенны, что у них этого дара нет. Дух Святой не может запечатлеть Свое присутствие этим даром. Таким образом, как там поступают, никакой надежды не может быть на исцеление людей. Ибо это производится ремесленно. Они не знают, какова воля Божия насчет этого пункта. Господь до сих пор Тот же самый. Он не изменился. Он исцеляет ныне, как всегда, без всякого сомнения.

Но, когда Господь посылает болезнь, Он хочет что-то сказать и достигнуть через нее. И потому исцеляющий должен вначале привести больного под Духа Святого, чтобы он вернулся, если его путь нечистый, или обратился бы к Господу, если не обращен. Но это пятидесятникам непонятно. И потому многие болеют в их среде, а исцелился ли кто-нибудь, не знаю.

О, как чудно, если душа ищет действительно Божьего исцеления. Такую душу можно исцелить и духовно. Ведь написано: "Тело для Господа, и Господь для тела" (1 Кор. 6:13). О, как многие думают об этом, а употребляют тело для похоти. Пока человек не придет к тому, чтобы понимать, что Господь хочет сказать через болезнь, он не будет исцелен. Слава Богу, пришлось видеть, как Господь исцеляет мгновенно, но только после того, как человек узнал цель Господа в отношении его.

 

Один из примеров

Сорок лет тому назад автору этих строк уже пришлось слышать о подобном заблуждении, хотя оно было и не явным, но как бы завуалированным. А вот около 25-ти лет тому назад автор жил в Эстляндии. Во всей Эстляндии были собрания, которые были похожи на собрания пятидесятников (последние возникли 20-25 лет спустя). В одном городе по соседству с нами жили две родные сестры, которые были участниками этих собраний. Их уговорили, чтобы они участвовали на немецких собраниях, ибо участники их собраний не имели сообщения ни с какими другими верующими. Одно поразило их, как они после открыли автору этих строк, который на собраниях давал Библейские уроки. Их поразило одно: все, что было сказано на уроках, вытекало из Библии и было так просто, свежо и ясно. От своих руководителей они не слышали подобного. Здесь же все применялось к практической жизни, и они чувствовали, что так и должно быть. Часто они удивлялись, что все это в Библии написано. После собрания они всегда расследовали слышанные слова в эстонском переводе Библии и находили одно и то же. Развивалась у них большая охота слушать и сравнивать Слово Божие. При сравнении они всегда находили, что слышанное ими было на страницах Библии. Но Слово Божие, будучи таковым, никогда не возвращается тщетным, а делает то, к чему Господь послал. Эти сестры совершенно отрезвились, тьма устранилась, и они стали духовно и телесно здоровыми, так как эти выкрики, это волнение в их предыдущих собраниях совершенно разрушили нервную систему.

Было радостно смотреть на их счастье, тишину и спокойствие. Они потом рассказали автору, какой дикий шум и возбуждение бывают в их кругах. Тут брат К. уже из других источников знал правду об этом, помимо их. С ужасом пришлось узнать, в какое затемнение люди приходили при песнопениях, молениях и, казалось, детских отношениях. Надо было просто закрывать глаза, чтобы не видеть во всем этом действия сатаны. Доходило до криков, биения, так что весь дом дрожал. Все, мужчины и женщины, бросались на пол и бились. Иногда сотнями брались за руки и начинали прыгать, сопровождая это диким смехом и возгласами. И это они почитали за благословение. Стыдно рассказать, иногда они ходили в лес, раздевались донага, влезали на деревья и ожидали быть восхищенными. Двери и врата для всех этих ужасов у них широко открывались. Когда сестры перестали посещать те собрания, уже не было так, но все же дух бесчинства все еще был.

После того как брат К. узнал, что можно присутствовать на их собраниях, он однажды пошел туда в сопровождении сестер. Он пошел с надеждой что-либо сделать там для Господа. Дом был большой, переполнен, начало было приличным, спокойным и достойным. Но вскоре послышалась веселая музыка, люди взялись за руки и запели в такт. Брат К. чувствовал, что его присутствие им было очень неприятным. Так как проповедь была на эстонском языке, он очень мало понимал. Но из речи руководящего брат К. скоро заметил, что у него была цель - привести к экстазу, высшей возбужденности. Жара стояла сильная, и все лица стали красные. Но все-таки руководящему не удалось привести их к желаемой цели, не дошло до выкриков, прыгания. Эти сестры рассказали, что часть тех, которые обыкновенно больше всех бушуют, подошли к руководящему и говорили: "Тут чужой дух, потому мы не можем дойти до желаемой цели". Какой этот чужой дух, который не может иметь согласия с братом, каждый может рассудить?

Еще на одном собрании, где брат К. также участвовал, он испытал то же самое. Участники жаловались, что какое-то препятствие не позволяет им радоваться, как бы хотелось. Одна из общин была заражена этим духом. Брат К. пригласил поехать туда. Никаким образом их нельзя было вразумить.

Во время собраний при участии брата К. они вели себя спокойно. Когда он уходил, они сейчас же устраивали "свои" собрания. Нельзя было оставлять общину на произвол. Тогда пришлось брату К. делать то, что он только один раз сделал, то есть распустить общину. Вначале они не поняли, что это значит. Но на следующий день пригласили всех тех, которые хотели добровольно, доброохотно, благочестиво и спокойно собираться, и организовалась новая община. Так они выздоровели. Но тогда брат К. еще не имел никакого понятия о пятидесятническом движении, которое после охватило все концы мира. Это был первый случай.

 

Второй случай подобного рода

Этот случай имеет отношение к миссионерам на острове Цейлон. Он из центра движения пятидесятников. Дети Божии в Петрограде часто имели радость иметь среди себя гостей из Англии. Один из них, брат Грипп из Англии, часто приезжал и приносил с собой радость духовного общения… Брат К. имел, кроме того, удовольствие поехать с ним в Англию и Ирландию и три месяца быть в общине тех детей Божиих.

Значит, брат Грипп был близким знакомым, и ему можно было во всем доверять. В его предпоследнем посещении Ленинграда, перед своим отъездом английский брат вытянул из кармана брошюру, передал ее брату К. и сказал: "Это брошюра от моего очень близкого друга на о.

Цейлоне, он достоин всякого доверия. Будьте добры, прочтите ее и скажите мне ваше мнение, когда я вернусь к вам через год".

Только когда брат К. прочел эту брошюру, он понял, почему брат Грипп не сейчас потребовал мнение брата К., чтобы все было решено. В этой брошюре шла речь о пятидесятниках, но они также не были названы этим именем. Пятидесятничество уже тогда было в полном расцвете на Цейлоне. Было рассказано, как оно возникло, как привлекло многих, как распространилось не только на Цейлоне, но и в Индии. А потом миссионер рассказал о своем опыте, как он начал посещать те собрания, и как все то, что он видел там, произвело на него неизгладимое впечатление.

Все беспорядки в таких собраниях он приписывал характеру туземцев.

Потом рассказывал, как его сердце загорелось быть крещеным Духом Святым, а особенно говорить иными языками. В молении он боролся перед Богом, чтобы получить этот дар. Так прошли недели, месяцы, но состояние настолько ухудшилось, что он чуть не пришел в отчаяние.

Однажды, когда он прямо кричал к Господу и был в борении, он вдруг почувствовал, что нижняя челюсть начала шевелиться. Ему показалось это очень странным. Через некоторое время он подумал; что это, вероятно, уже начало говорения иными языками, и он получает дар. Но все прошло, и он далее подвизался в своих молитвах. Но вот в один день опять непроизвольно начали шевелиться обе челюсти. Каждый мог представить его радость. И когда все это повторялось снова и снова, он почувствовал, что нужно только открыть уста. Он сделал это, и действительно появились слова, хотя еще и непонятные, так как если бы маленькое дитя начинало говорить. Вот один пример, как он научился говорить иному языку: "Я очень рад". "и-й-й-й-й, а-а-а-а, о-о-о-о… ч-чч-ч-ч-ень р-р-р-р-а-а-а-а-д-д-д-д…" Мало помалу вышли очень ясные звуки, ловкие предложения, скоро одно за другим, очень плавно. После того появилось и пророчество. Из всех запечатлелось то одно особенное, которое нельзя забыть, потому что оно должно было произвести к великому сотрясению даже весь мир. Вот как было написано в этой брошюре: "9-го сентября с/г весь остров Цейлон совершенно погибнет". Это ведь великолепный остров.

Весь остров наполнен пальмовыми деревьями. С различными увещаниями миссионер закончил свою брошюру.

Спустя год брат из Англии приехал опять. День, в который остров должен погибнуть, был очень прекрасный, и остров Цейлон остался таким же, как он был 1000 лет до этого и есть доныне. Брат уже не спрашивал об этой брошюре, но показал письмо человека, от которого была эта брошюра, от того же миссионера. Брат К. читал и читал и не верил своим глазам. Бедный миссионер сознавался и раскаивался во всем том, о чем он писал в этой брошюре. Он был обманут. Как, кем - ни единого слова, но обманут. Обманут в шевелении челюстей, произнесении слов, а особенно в своем пророчестве. Только пророчество открыло ему глаза. Откуда мог быть этот обман, если не от лжеца от начала, то есть диавола. Вот свидетельство того, как бывает, если мы гоняемся за тем, что нам представляют другие, и мы не руководимы Словом Божиим. Так бывает, когда мы предписываем Богу, что Он должен нам дать. Так бывает, когда нам вообще нет дела до Святого Духа и Его даров.

Но на полях письма были еще следующие слова: "Прошу держать это письмо в тайне". Вот как сатана хитер, как он прикрывает ложь. Но брат Грипп сказал: "Вот это письмо как раз и нужно бы напечатать в 1000-х экземпляров, а брошюру уничтожить". Этот миссионер был известен, как искренний брат. Однако он все же попался и дал себя обмануть. Вот как нужно остерегаться пятидесятников.

 

Третий пример

В 1912-13 г. приехал в Петербург руководящий пятидесятников из Лондона. Брат К. узнал, что брат Фетлер его пригласил, и он уже порядочное время находится в городе. Так как у брата К. достаточно было своей работы, он не пришел туда, а любопытство его не тревожило. Но сестра брата Пашкова очень желала, чтобы брат К. имел встречу с этим братом, и чтобы это случилось у нее дома. Она устроила обед и пригласила брата Фетлера, английского гостя и брата К. Отказаться было нельзя. До обеда все три предлагали ему вопросы, а особенно требовали объяснения на счет дара говорить языками. И он рассказал.

Но для брата К. важнее было одно: ему хотелось узнать, что он пережил, когда был крещен Духом Святым, на чем он настаивал. После обеда он ему предложил свой вопрос. Брат К. должен сознаться, что у английского брата душа была открытая, искренняя и он без стеснения говорил все, как оно есть. После многих расспросов со стороны брата К. он к сожалению пришел к убеждению, что английский брат никогда не испытывал крещения Духом Святым, и дал ему это понять. Господь дал ему милость из Слова Божьего ясно показать этому брату, что совершается с теми, которые получают исполнение Духом Святым, качество за качеством, и все действия благодати.

Как все, непонятное для неисполненных Духом Святым, делается крайне непонятным? Показал ему, как потом достигается ясность (Иоанн. 14:20). Это не умственное знание, но то, что становится реальной действительностью. Он показал, как при наполнении Святым Духом Христос становится для дитяти Божия премудростью, праведностью, освящением и искуплением (1 Кор. 1:30). Это нечто другое, чем дело, совершенное Христом на кресте. Тут Христос Сам лично становится всем для дитяти Божия. Именно тогда дитя Божие начинает себя видеть распятым, умершим для греха, посаженным на Небесах и др.

Это все написано, но сделалось ли фактом в нашей жизни? О, как слушал английский брат нашего брата К., полтора часа не упуская ни одного слова, а потом бросился на пол и начал благодарить Бога, начав с благословения Господа. Ясно стало, что то, что он считал крещением Духом Святым, было только воображением и ничем другим. Но великое счастье этого человека состоит в том, что он был искренним, и истина беспрепятственно могла войти в него и устранить воображение.

Этого не бывает у людей гордых. О, никогда. Те, которые воображают, что они крещены Духом Святым, не могут принять Его, ибо чистый голубь не может спуститься. Сестра Пашкова ужасно была удивлена тем, что случилось. Она сейчас начала прислушиваться к его молитвам. После молитвы она спросила, что же произошло. Брат К. сказал: "Господь открыл ему, что он не исполнен Духа Святого". И одно верно, если он в этот момент не был исполнен Духом Святым, то, по крайней мере, имел полное предвкушение этого. Когда они после вместе ехали на трамвае на собрание, английский брат был очень счастлив и благодарен брату К. После этого он уехал в Англию. По окончанию войны брат К. услышал, что этот бывший руководящий пятидесятников совершенно отделился от них и работал в благословение. Он нашел то, что желала его душа.

Вот такие события и примеры показывают, что у самих лучших из тех, кто стоит во главе этого движения, нет того, что они хотят подать другим. Все, что они имеют, - это их воображение. А поэтому столь опасно доверяться людям, а не находиться под Божьим водительством.

 

Четвертый пример

В Германии в Тейхвольфромсдорфе был дом отдыха для детей Божиих.

Это был приют как для телесного, так и для духовного покоя. Там можно найти усталых, утомленных верующих и порядочное количество тружеников на ниве Божией. Туда привезли одну женщину с явным признаком, что она обладаема нечистым духом. Как это страшно притом, что она принадлежала к обществу верующих.

Многие бы сказали, что у нее нехристианское поведение. Но сколько больше тех, которые теперь под властью сатаны живут, и не знают этого. Они живут под ежедневным влиянием его над ними, хотя это и не так ясно выступает, как у тех, которые видимым образом заняты нечистым духом. Когда верующий мало помалу сходит с чудной высоты, тогда место дается диаволу. К таковым относятся сребролюбивые и завистливые. Сколько есть этих похотливых, которые день и ночь заняты нечистыми мыслями, - все они под властью сатаны. Если они видят, что все окружающие такие же, они удовлетворяются, и "князь мира сего" имеет свое действие в сынах Божиих.

Вот эту женщину знал брат А. А. Реймер. Он и рассказал о ней автору этих строк. Я часто сидел с ней за одним столом, внимательно наблюдая за ней. Она была женщина тихая, скромная, с великим вниманием слушала Слово Божие, и во всем ее поведении не было никакого признака, что в ней злой дух. Но она была под постоянным наблюдением. Часто, когда она думала, что за ней не наблюдают, ей становилось дурно. Она опускала руки, и видно было, что с ней что-нибудь будет. Тотчас вносили ее в ее комнату. Очень мало из живущих там знали о ее состоянии, но брат знал ее хорошо. Мне она стала известна через объемистую брошюру, где было написано, что о ней совершались молитвы, чтобы злой дух оставил ее, но он всё еще оставался в ней.

В брошюре было сказано, как из нее говорил злой дух. Многие не знают тех признаков, которые бывают у тех, которые обладаемы злым духом.

Эта женщина лежала с открытым ртом, вовсе не шевелила губами, а из нее так и лились слова. После она не знала ничего об этом. В брошюре было написано, что именно она говорила. Дух часто роптал и протестовал на молитвы, которые совершались над ней, что это для него мучение, плач и скрежет зубов, а другой раз он насмехался над всеми. Другой раз он с издевательством говорил о Боге и Христе, еще другой раз он издевался над братьями, которые молились над ней. Открывалось, что в ней обитали два духа, которых знали по голосам: один был сильнее, а другой был слабее. Часто можно было наблюдать, как они спорили между собой: слабейший уже не мог выдержать и хотел уйти, а сильнейший удерживал его. Одно особенно важно - дух вдруг ликовал и говорил: "Мне все-таки удалось, я выдал себя за духа пятидесятницы, и они меня приняли за такового". Кого он обманул? Только ли эту душу?

Но он говорил во множественном числе.

Не должны ли мы прийти в страх и ужас от всего этого, нам известного мира? Если теперь сопоставить слова того миссионера и этой женщины, можно видеть весь обман. Как нужно трезвиться, быть тихими и спокойными, если мы желаем достичь высот благодатной жизни. Суетность, шумность, дикое гонение: вот это все то, что нужно для злого духа, это открывает ворота и дверь. Это вот некоторые из многих случаев. Если бы напечатать все то, что случилось, получились бы ужасы.

Нет еще другой такой секты, где случается так много ужасного, как именно в этой.

Спустя некоторое время эта женщина была исцелена и вернулась в общение детей Божиих. Господь торжествовал, и дети Божии были бесконечно радостны. Это было во второй брошюре, которая была подписана шестью братьями, которых брат К. за исключением одного знал лично.

 

Некоторые выводы

Эти высшие области откровения полны опасности. Лишь только есть что-нибудь плотское, неверное, тут и может подойти сатана. Не напрасно в конце Послания к Ефесянам, где церковь Христа нам представляется, как на небесах, описывается страшная власть духов злобы поднебесных. Те, которые не стремятся туда, мало знают об этой власти. Те, которые заходят туда, те узнают.

Ефесянам 6:12 - "Потому что наша брань не против плоти и крови, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных".

 

Духовная война

Сатане так и хочется нас связать и положить вражду между братьями и сестрами, чтобы мы спорили. Если мы все это знаем, что сатана стоит за всем этим, мы можем правильно поступить. Вот такая брань по всей линии. Но, чем больше мы возрастаем духовно, тем больше постигаем о совершаемой духовной борьбе. Посмотрите на Ап. Павла (2 Кор. 12:1-9). Какая благодать этому апостолу. Но лишь только это совершилось, сейчас опасность готова и для Ап. Павла. Чем выше мы идем, тем больше опасность падения. Мы читаем об апостоле и ангеле сатаны. Сравните это. В течение 14 лет апостол три раза молился. Да мы бы кричали день и ночь об избавлении. Но тогда молились иначе. Апостол первый раз молился, - Господь не отвечает. После некоторого времени он молился во второй раз, - опять нет ответа. Молится в третий раз, - в ответ отказ. В чем же состояла опасность, в которой находился Ап. Павел?

2 Коринфянам 12:7 "Чтоб я не превозносился чрезвычайностью откровений".

Значит, апостол мог превозноситься. Да, да! И вот Господь велел ангелу сатаны удручать его. Это было, так сказать, предостерегательное средство. Господь хотел охранять его от всякой опасности. Великая опасность тут в том, что это сверхъестественная область.

Существуют две сверхъестественные власти. Святая Троица - это одна власть, а другая власть - это сатана со всеми нечистыми духами. Он может быть очень ужасным, когда свирепствует против детей Божиих. Но он совершенно другой, когда является под видом ангела света; тогда он подделывается и дает вид, будто он носитель благословений. Он возбуждает разные чувства, которые мало отличаются от истинных чувств; и те души, которые не руководятся Духом Святым и не трезвятся, не могут различить. И это сверхъестественно, и то сверхъестественно, всё так прекрасно. И одно, и другое приходит от иного, незнакомого нам мира.

Далее

К Содержанию

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки