"Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире" (1 Иоан. 4:1)
В последнее время много толков среди наших членов породило появление в пределах Украины так называемых, "пятидесятников" или "трясунов". В 1922 г. приехал из Америки некто Иван Ефимович Воронаев, который, скрывая свое настоящее учение - трясунство, вошел в евангельскую и баптистскую общины в г. Одессе, где ему и удалось увлечь за собой несколько легковерных членов, преимущественно женщин, и составить из них общину. А потом, узнав о начинавшемся брожении в некоторых общинах Подольской губернии, он стал часто ездить туда и сеять свои плевелы, пользуясь их простотой и незнанием Святого Писания своих последователей.
Апостол Иоанн знал, что будут духи лжи, выдающие себя за Духа Божия, дабы отвлечь верующих от истины.
Передо мной письмо одного из братьев из Подольской губернии, М. Б., в котором этот простодушный ребенок по духовному возрасту убедительно просит написать ему, все ли евангельские христиане в г. Одессе так молятся, как у них в Баглае. "У нас, - пишет Мефодий, - сильное движение телом и на иных языках говорят и пророчествуют, вот такие действия" - заключает он. Вероятно, лжеучители, чтобы лучше повлиять на души, разглашают, что в г. Одессе все евангельские христиане так молятся. Имея в виду, что таких, как Мефодий, желающих знать освещение этого учения, есть немало, я решил написать несколько слов для всех стремящихся к истине, резюмируя их призывом - "Не всякому духу верьте". Эти слова внушены Святым Духом Ап. Иоанну, когда он писал свое послание к верующим. Он знал, что будут духи лжи, выдающие себя за Духа Божия, дабы отвлечь верующих от истины.
Дух Божий есть Дух Истины (Иоан. 16:13). Если же какой-то дух говорит, что в г. Одессе все евангельские христиане трясутся во время молитвы и произносят невразумительные слова, то видно с самого начала, что это - дух лжи. Апостол Иоанн пишет: "Испытывайте духов, от Бога ли они" (1 Иоан. 4:1), а во втором стихе этой же главы указывает признак, по которому мы можем отличить Божьего Духа от духа лжи. Всякий, "исповедующий Иисуса Христа" и "не исповедующий". Некоторые полагают, что под словом "исповедывать" нужно понимать - признавать, верить. Нет, это не вполне так. Ведь и бесы веруют и трепещут (Иак. 2:19).
Мы поймем слово "исповедывать", когда прочтем Матф. 10:и Рим. 10:9-10. Исповедывать - значит открывать Христа другим, говорить о Христе, оставить все остальное на второй план, как это делал Ап. Павел (1 Кор. 2 гл.). Итак, признак Духа Божия заключается в том, что он исповедует Христа, а не себя. В Деяниях Апостолов 1:8 читаем: "Сойдет на вас Дух Святый и будете Мне свидетелями". Тот же признак Духа Истины мы находим в Ев. Иоанна 15:и в 1 Иоан. 5:6. Он свидетельствует о Христе.
Задача Святого Духа - свидетельствовать о Христе, прославлять Христа, и, значит, исповедывать Христа.
Другой признак Божьего Духа также указал нам Сам Христос в Ев. Иоанна 16:14, говоря: "Он прославит Меня". Итак, задача Святого Духа - свидетельствовать о Христе, прославлять Христа, и, значит, исповедывать Христа. Ибо все из Него, Им и к Нему (Рим.
11:36). Когда же вы присмотритесь и прислушаетесь к трясуну, то скоро заметите, что он больше исповедует и прославляет себя, а если и говорит иногда, подобно сынам первосвященника Скевы (Деян. 19:13-14), о Христе, то он не занят Им всецело и постоянно.
Мы должны быть внимательны к Слову Божию и распознавать духов, особенно потому, что и сам сатана иногда принимает вид Ангела Света (2 Кор. 11:13-15). Господь хвалит тех, которые испытывают духов, а не доверяются им легкомысленно.
Последователи трясунства говорят: "Если мы просим у Бога хлеба, то не даст же Он нам камень, - как написано в Лук. 11:11, - и если мы просим Святого Духа, то не даст же Он духа заблуждения". Здесь они делают неправильное сравнение. Хлеб - насущная необходимость, и с ним сравнивает Господь Святой Дух, Который необходим каждому. Что же касается Его даров, то Бог положил это в Своей воле и дает каждому не как нам, а как Ему угодно (1 Кор. 12: 11). Мы тогда можем быть уверены, что Бог слушает нас, когда просим по воле Его (1 Иоан. 5:14). Бывают и неразумные молитвы, как, например, у Саломии (Матф. 20:20-22).
Нынешние "симоны" измыслили новый путь к получению Святого Духа и Его даров: молитвы до потери сознания и посты до истощения.
Из чего мы узнаем, что молитва трясунов о дарах не по воле Божией? Из того, что Его воля в получении нами даров, ясно выражена в Его Слове (Деян. 2:38). Сказано: "Покайтесь и да крестится каждый из вас и получите дар Святого Духа". Дар - это иным словом подарок. Та же мысль выражена и в Деян. 8:18-20. Тогда Симон хотел за серебро получить Божий дар. А нынешние "симоны" измыслили новый путь к получению Святого Духа и Его даров: молитвы до потери сознания и посты до истощения. И за это они желают получить Духа Божия. Молитвы и посты сами по себе благословенны Господом и освящены Его Словом. Они есть орудия для укрепления верующих в духовной жизни. Но когда за них, как за подвиги, ждут в качестве платы Божьих даров, то это есть отступление от Евангелия, ересь. Евангельский путь к получению Святого Духа есть путь веры (Гал. 3:2, 5, 14; Ефес. 3:14).
Затем, защищая свои неистовые крики, которые именуют усиленными молитвами, они ссылаются на притчу о вдове, докучавшей неправедному судье (Ев. Луки, 18 гл.). Но мы никак не можем себе представить ту Евангельскую вдову кричащей, что есть силы под окнами судьи, стучащей кулаками в дверь и прочее в этом роде.
Полагаем, что усиленная просьба ее заключалась в смиренной, любезной, тихой, но неотступной просьбе, побудившей и неверного судью принять в ней живое участие.
"Дай, дай!" - это не молитва, а бунт против Бога.
Молитвы же трясунов бывают похожи на молитвы Ваала (3 Цар., 17 гл.), о которых пророк Илия сказал, что так молиться можно только "такому богу, который спит и равнодушен к нуждам человеков, или в дороге и его нет на всяком месте, или он оглох от старости". Что же касается Илии, то он обыкновенно молился так, чтобы могли понять окружающие, и был услышан. Мы знаем, что Господь "готов всегда слышать детей Своих", "И будет, прежде нежели они воззовут, Я отвечу, они еще не будут говорить и Я услышу" (Ис. 65:24).
Наши молитвы в собраниях должны быть громки, чтобы окружающие могли понять и сказать "Аминь" (1 Кор. 14:16). Всякий же неистовый крик, с поднятыми руками вверх и словами "Дай, дай!" - это не молитва, а бунт против Бога. Это бесчинство и неблагопристойность, о которых предупреждал Ап. Павел.
Последователи трясунства, доказывая необходимость говорения языками, ссылаются на 16 гл. Ев. Марка и 14 гл. 1-го Послания к Коринфянам. Но при исследовании этих мест Слова Божия, в связи с 12 гл. 1-го Послания к Коринфянам, нам становится ясным их заблуждение. В 16 гл. Ев. Марка сказано: "Уверовавших будут сопровождать сии знамения". Но там и намека нет на то, что "языки будут непременно сопровождать всякого уверовавшего", "Дары различны, а Дух один и тот же" (1 Кор. 12:4). Затем читаем: "… иному разные языки" (1 Кор. 12:10). Иному - это значит, что не всем. "Все ли говорят языками?", - говорит Ап. Павел (ст. 30). Нет, не все. А "иному" - языки.
Нет легче для сатаны, как подделать "языки". Произноси, что в голову взбредет, и воображай, что владеешь новыми или разными языками.
Надо заметить, что из всех знамений, перечисленных в Ев.
Марка 16 гл., последователи трясунства признали необходимым признаком крещения Духом Святым только "языки", а все другое у них между прочим, т.е. не является необходимым. А между тем, нет легче для сатаны, как подделать "языки". Произноси, что в голову взбредет, и воображай, что владеешь новыми или разными языками. 14 гл. 1-го Послания к Коринфянам, хотя много говорит о языках, но не в их пользу. Там разумеются такие языки, какие были во дни Пятидесятницы. Они были даны Господом на пользу, чтобы разным народностям сказать о великих делах Божиих на их родном наречии. Такой язык был в доме Корнилия-римлянина, где пришедшие с Ап. Петром иудеи понимали их и говорили, что они славили Бога. Но когда некоторые верующие говорили такими языками там, где их не понимали, то таких, бесплодно пользующихся этим даром, Ап. Павел называет "детьми умом" (ст. 20) и предупреждает о последствиях: "Не знающие скажут, что вы беснуетесь" (ст. 23).
Важно заметить, что последователи трясунства, говорящие языками, обыкновенно ничего определенного и связного не говорят, а соответственно своему умственному развитию и знакомству с каким-либо языками, употребляют несколько несвязных выражений.
Бесплодно пользующихся этим даром Ап. Павел называет "детьми умом" и предупреждает о последствиях: "Не знающие скажут, что вы беснуетесь".
Трясунство своей изворотливостью идет дальше, и всякие, не соответствующие никакому языку звуки, произносимые ими, они называют новыми, еще не появившимися в мире, или ангельскими языками, которых никто из людей понять не может. Подобными рассуждениями и доказательствами они кощунственно низводят премудрость Божию до своего неразумения, приписывая Ему то, что производят сами или получают из лагеря лукавого духа. Апостол Иаков в своем послании (1:17) говорит: "Всякий дар совершенный нисходит свыше от Отца светов". А это бормотание, которое трясуны именуют "языками", ничего общего с совершенным не имеет.
Последователи трясунства хвалятся еще тем, что у них есть пророки, прорекающие будущее. Но когда вы прислушаетесь к этим пророчествам, то заметите, что все пророчества их вращаются вокруг них. В своих пророчествах они или восхваляют сами себя, или тех, кто имеет общение с ними, а всех остальных порицают. Предсказания их в большинстве своем лживые, а это и есть признак лживого духа (Втор. 18: 21-22; Иер. 22:20-23). Духи лжи иногда допускаются Богом в наказание человекам, не держащимся Его Слова (Цар. 16: 23 и 3 Цар. 22:22-23).
В своих пророчествах трясуны или восхваляют сами себя, или тех, кто имеет общение с ними, а всех остальных порицают.
Евангельский взгляд на пророчества выражен в книге Откровение: "Свидетельство Христово есть дух пророчества" (19:10). Дух, говоривший в пророках Ветхого Завета, ныне говорит во всех истинных свидетелях Христовых, говорящих в назидание, увещевание и утешение (1 Кор. 14:3) Были и в церкви Христовой вначале пророки, прорекавшие будущее отчасти (1 Кор. 13:8-9). Ныне же все необходимое нам знать мы находим в Его Божественном Слове. Последователи трясунства чуть ли не хвалятся даром пророчества, часто на тех же незнакомых языках, что одинаково является бесполезным. Бог дает каждому проявление духа на пользу (1 Кор. 12:8).
Далее, последователи трясунства, желая оправдать различные телодвижения во время своих собраний, доходящие до безобразия, ссылаются на 2-ю гл. Деяний Апостолов, где сказано, что там был шум, как бы от несущегося ветра. Но одно они как бы упускают из виду, что там был шум с неба. Шум же, которым сопровождаются их собрания, не с неба, а это они его производят. Нигде в Слове Божьем не сказано, чтобы исполнившиеся Святым Духом тряслись или прыгали, а если и говорится о потрясающих духах в Евангелии от Марка 1:26; 5:2-5; 9:17-18 и других, то как раз не о Божьих. Больной, освобожденный Христом от духов бесовских, уже не трясся, а спокойно, в здравом уме сидел у ног Христа (Марк 5:15).
Общие признаки заблуждения трясунов обнаруживаются у них с самого начала их деятельности, которую они стараются распространить, главным образом, среди верующих. Они стремятся внушить сомнение верующим, что они не имеют Духа Божия, и когда им это удается, тогда они предлагают самоизмышленный способ получения духа, внушая молиться до потери сознания, часто советуя произносить одно какое-либо слово - "Крести, крести!" или "Дай, дай!" И когда просящий потеряет сознание, получает дары... От кого?
Получившие не становятся лучшими в жизни от этого, а ко всему прежнему у них прибавляется гордость, что у них теперь видимые признаки присутствия духа - "языки". Эти "духи" не живут мирно между собой, ссорятся и разделяются, порицая один другого, называя друг друга настоящим именем, - духом заблуждения. Апостол Павел в Послании к Римлянам (12:1) призывает нас к сознательному и разумному служению Богу. В трясунстве же мы видим бесполезное, противоречащее разуму явление. Да сохранит Господь всех Своих от этой болезни.
В заключение, мы должны помнить: две опасности стоят на пути верующих. Одна из них - это жизнь без Духа Святого (Рим. 8:9), а другая, не меньшая опасность, - это трясунство. Вот почему Святой Дух через Ап. Иоанна предупреждает нас испытывать духов - от Бога ли они. Итак, не получившим Святого Духа нужно помнить (Деян. 2:38-39), что обетование о Духе Святом есть достояние всех, кого призовет Господь.
- Всякий, покаявшийся и исполнивший волю Божию в крещении, может верою получить Его (Гал. 3:14).
- В день искупления Господь запечатлевает Духом Святым (Ефес. 4:3-30).
- Получившим же Святого Духа сказано не огорчать Его (Ефес. 4:3-30).
- И повиноваться Ему (Деян. 5:32).
А верующим, не ощущающим в себе Духа Божия, следует бежать не в трясунство, а отыскать причину, послужившую препятствием Святому Духу. Нужно устранить ее покаянием и верою. Да научит же нас Господь испытывать духов, распознавать их и ходить в Его Святом Духе, быть верными до конца!
Главная
страница | Начала веры
| Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки