Атанас

ИНЫЕ ЯЗЫКИ

(Статья из журнала "Баптист Украины" № 5, 1926 г.)

 

"Ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать. Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу потому, что никто не понимает его" (1 Коринфянам 14:1-2 )

Эти слова указывают, что Ап. Павел сообщил коринфянам об известных им явлениях, но все же не вполне им понятных, а потому требующих пояснения. Но то, что могло удовлетворить словами главы, для нас все же остается непонятным. О каком именно языке речь: о языке ли иностранном, или же об иносказании.

В истории Церкви о значении иных языков нет не только никакого пояснения, но даже и данных об их продолжительности или прекращении их среди Церкви. Нет также никакого указания, было ли это явление также в других церквях, или же только в церкви коринфской. Это можно объяснить так: выражение в иносказательной или загадочной форме при многократном повторении теряют свою привлекательность и, как частичные явления, оставляются и забываются.

Знаменитый пресвитер Ориген, живший в 3-м столетии Р.Х., в своих объяснениях Библии также коснулся 14-ой главы Первого Послания к Коринфянам. Но из того, что сказано им, видно одно: Ориген считал иные языки иностранными и упомянутую главу оставил без пояснения. В 1915 году епископом Георгием была издана книжечка под греческим названием "Глоссолалии", но и эта книжечка по существу затронутой задачи иных языков не объясняет.

Калужский епископ Георгий взглянул в своем труде только с одной стороны. Между тем, значение явления в Коринфской церкви нуждается во всестороннем освещении.

Некоторые из богословов считают, что иные языки Коринфской церкви есть иностранные языки, как и те, о которых сообщается во 2-ой главе Деяний Апостолов. Но подобное мнение неосновательно.

1 Коринфянам 14:2 "Кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу, потому что никто не понимает его".

Если бы речь была об иностранном языке, то неуместно было бы выражение "не людям". В день Пятидесятницы проповедь на иных языках была понятна для людей, слышавших ее.

Стих 9 - "Невразумительные слова". Если бы речь была об иностранном языке, то было бы написано "чужестранные слова".

Стих 16 - "То стоящий на месте простолюдина, как скажет аминь?". Бесспорно, что простолюдин не всегда бывает иностранцем; притом свой родной язык одинаково понятен всякому иностранцу: и пастуху, и ученому философу. Ни тому, ни другому родные слова не кажутся невразумительными. Что речь об иносказании, подтверждается и стихом 23. Не сказано "войдут к вам иностранцы". Что же касается незнающих или неверующих, то их много среди всех народов.

Стихи 18-19 - "Я больше всех вас говорю языками, он в Церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке".

Если бы говорить об иностранных языках, то слова "но в Церкви лучше" были бы не у места. Некоторые говорят, что "сказанное умом моим" обозначает невысказанную вслух мысль. Но подобное понимание опровергается словами "чтобы других наставить". Невысказанная же мысль не может служить наставлением. Повторим стихи 23-24 и 25.

1 Коринфянам 14:23-25 "Если вся Церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь? Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится. И таким образом тайны сердца его обнаруживаются и он падает ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог".

Само собой понятно, разговор иностранными языками никто не считает беснованием. Англичане и китайцы неодинаково говорят. И если греки не понимают их разговора, то это для грека не повод называть чужие языки беснованием. Но когда в собрании говорят иносказаниями, то для случайного посетителя подобные речи могут казаться ненормальностью.

Представьте, что в собрании один поет: "О, моя скала. В твоем ущелье укрыт я от любого тигра. Тобою драгоценным камнем, я навеки обогащен". Другой же поет: - "О, мой добрый Пастырь! Хвала Тебе освободившему бедную овцу из пасти хищного волка". А третий как бы в ужасе кричит: "Бегите, но не останавливайтесь. Свирепый лев преследует. О, вы беззаботно ходящие над пропастями, горе, горе, не избежать вам падения, гады пожрут вас. Одумайтесь и бегите на гору Сион". Четвертый же рассказывает: "Я каждый день умираю под тяжестью креста: для меня мир распят, борьба со зверями изнуряет меня". И много других подобных иносказаний. Конечно, для незнающих значения подобных языков, все собрание может показаться беснованием. И хотя и пение, и разговор шел погречески, но греки без истолкователя ничего не понимали.

Могут возразить, что попытка назвать иные языки иносказаниями в смысле слов Ап. Павла: "Я каждый день умираю" (Кор. 15:31) не подходит, так как эти слова для многих были понятны, а в ст. говорится, что никто не понимает его. Но подобное возражение неосновательно. Известно, что многие фарисеи и саддукеи внимательно слушали слова Иисуса Христа на родном языке, но им не было понятно значение слышанного, т.е. сущность Евангелия Христова.

То, что сказано в выражениях из книги Деяния ("начали говорить на иных языках", Деян. 2:4) и у Ап. Павла ("иными языками буду говорить", 1 Кор. 14:21), - не одно и то же. Однозвучность слова не всегда является однозначностью мысли.

В книге Бытие сказано, что Рахиль похитила идолов, которые у отца ее. Иаков же похитил сердце у Лавана (Быт. 31:19-20). Первые слова обычные, а вторые иносказательные. Рахиль тайком взяла чужое. Иаков же чужого не трогал, но его жены и дети были дочери и внуки Лавана; то для Лавана они были то же, что сердце. А потому Иаков, взяв из дому Лавана их без его ведома, оказался похитителем, виновником сердечного горя.

К рассказу о поступке Рахили пояснения излишни. К сообщению же иным языком о деянии Иакова необходимо истолкование.

Иначе, малосведущие вообразят, что Иаков совершил два злодеяния - воровство и убийство, так как из груди вынуть сердце, раньше убиения человека невозможно. Перед нами случайные пробелы языка, каковые имеются не только в русской речи, но и в речи всех народов, что, конечно, служит причиною многих ошибок. Но, однако, от этого не уменьшается виновность тех, кто поверхностно относится к авторской мысли при чтении или слушании.

Еще об иносказании: если бы пророчествовал грек на итальянском языке среди греков, то разве это было бы не пророчество, а иной язык. Пророчество, произнесенное на иностранном языке для тех, кому этот язык родной, истолкования не требует. Для всех же других необходим только перевод оного. Пророчество на родном языке для всех приятнее. Но, по отношению к иносказанию оно считается не то, чтобы приятнее, а превосходнее. В стихе 5 сказано, что пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками. Это и подтверждается 6-м стихом: "Какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением".

Сказанное на иностранном языке не требует для понимания ни одного из упомянутых способов, а это доказательство, что в Коринфской церкви были усвоены приемы иносказаний. Эта мысль подтверждается далее:

1 Коринфянам 14:26 "Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, - все сие да будет к назиданию".

Пророчество, язык и знание поставлены рядом. Если бы Павел говорил об иностранном языке, то оно не соответствовало бы действительности. Так как Любовь вечна, то языки греков и арабов, как и других спасенных Любовью народов, никогда не умолкнут, но будут славословить Бога во веки веков. Язык же, как способ загадок и образных назиданий, умолкнет за ненадобностью. В дни, когда земля будет наполнена ведением (см. Ис. 11:9), не потребуется ни проповедь, ни обличение. Тогда никому не понадобится напоминание подобным языком: "Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской" (Матф. 16:2-12).

Итак доказано, что речь шла не об иностранных языках. После этого понятен и этот 22 стих - "Языки суть не для верующих, а для неверующих, пророчество же не для неверующих, а для верующих".

Некоторые говорят, что обетования Иисуса Христа о том, что будут говорить новыми языками (Марк 16:17), есть то же самое, что и иные языки. Но, исследуя Св. Писание, убеждаешься, что подобное мнение ошибочно.

Сопоставьте слова Ап. Павла: "Кто во Христе, тот новая тварь" (2 Кор. 5:17). Новость твари не в изменении формы личности, а в изменение миропонимания - в силе разумения воли Божьей и согласовании всей жизни с волей Господа Бога. Человек обновленный не повторит перед миром старых гнилых слов, как не повторит богопротивных дел. Он всегда и перед всеми проповедует новыми словами и новыми делами о славе Бога Отца и о Его любви во Христе Иисусе.

Все, что высказано для выяснения правильного значения слов об иных языках, вызвано проявлением (как выше указано) особо напряженной деятельности трясунов. Трясуны, указывая на слова из Марк 16:17-18 и Деян. 2:17-18, говорят, что только одни они обладают этими признаками истинности веры. Но уже доказано, что у них и дары языков, и дары пророчества все ложные.

Далее, важно знать и помнить, что проявление великих знамений и чудес было только в первые времена христианства, а позже чудеса редко совершались. Бог проявлял знамения и чудеса тогда, когда было мало благовестников и трудно было рассеянным по всей земле членам народа Божия иметь полноту сведений для веры о великом деле Иисуса Христа. Писание Евангелия появилось не раньше 20 лет после Христова Воскресения. Да и после этого долгое время редко кто мог их иметь. Способ печатания тогда не был известен, а ручная переписка требовала много досуга, да при том и приобретенные с великим трудом Священные книги часто отнимались и сжигались врагами креста Христова.

Когда же Священное Писание стало легче доставать, и для убеждения в вере оказались достаточные свидетельства, то проявление чудес еще более приостановилось. Иисус Христос сказал: "Блаженны не видевшие и уверовавшие". Это слово в применении к нашему времени. Блаженны верующие не ради видимых чудес, а ради истины утверждаемой Священным Писанием.

Надо помнить, что по Божьему допущению в последние времена будут совершаться великие знамения и чудеса рабами сатаны, о чем высказаны точные предостережения (см. Матф. 24:24; 2 Фес. 2:9-11; Откр. 13:13, 16, 14).

Зная это, надо быть особо осмотрительным при известии о проявлении каких-либо чудес. Нам важно помнить урок искренности и осмотрительности. Когда Павел и Сила возвестили верийцам об Иисусе Христе, то верийцы не требовали чудесных доказательств, а приняли слово, со всяким усердием ежедневно разбирая Писания, точно ли это так. А, убедившись в истине, уверовали (Деян. 17:10-12).

Так и нам следует поступать, чтобы убедиться, которая из многих и разнородных церквей есть именно та, которая создана Словом Божиим, и которой дано обетование о ее непобедимости. Нам надо обращать внимание не на чудесные признаки, а на то, соответствует ли в должной полноте церковное исповедание веры Слову Божию? (См. Матф. 16:18, 28; 18-20, Иоан. 15:16; 20:21-23; Ефес. 2:20-21; 1:11-15.)

О трясунских партиях выяснено, что у них нет истинного основания. Они не сознают того, что враги человеческого рода, воспользовавшись их неопытностью, вовлекли их в тьму иноязычества. Ведь то, что многие из них впадают в бессознательное состояние, и в этом состоянии произносят какой-то бессвязный лепет, не соответствующий ни одному из существующих языков, - может быть богохульством.

Еще одна странность. Подвергающиеся произношению бессознательного лепетанья претерпевают особые судороги лица и всего тела, часто с неестественными вздохами и криками и конвульсивным падением на подножие. В один день, когда двое лепетали иными языками, я спросил их пророка: на каких языках говорилось? Он ответил: "На древнегальском и древнеитальянском". Был ли ответ на мой вопрос лжив, или пророку откуда-то было внушено, что лепеты были на древнегальском и древнеитальянском, но и то, и другое - обман.

В Слове Божием нет указаний, чтобы подобное явление было и что оно необходимо для Церкви Христовой. В данном вопросе странно то, что трясуны усиливаются выставить необходимость явления языков в Церкви, тогда как Ап. Павел сказал:

1 Коринфянам 14:57 "Но лучше, чтобы вы пророчествовали, ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками".

Надо ли доказывать, что члены Церкви Христовой должны усваивать только лучшее и превосходнейшее. Ведь не при разговорах иными языками, а только во время пророчества присутствующие (незнающие и неверующие) сознают присутствие Бога среди христиан.

1 Коринфянам 14:24-25 "Когда же все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится и таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог".

Необходимо напомнить, что трясуны по недомыслию придают одностороннее значение словам "пророк" и "пророчество". Назначение пророка - не только предвозвещать будущее. Но главное, - это напоминать человечеству о его высоком предназначении, обличать в уклонении от этого призвания и призывать к святой жизни.

Христова Церковь убеждена, что в наши дни новые предсказания будущего излишни, все необходимое сказано и хранится в Библии.

Правильное понимание назначения пророков указывается в их деятельности, сообщаемой в их книгах (см. Ис. 1:2-20; Иер. 5:21-31; Иез. 18:31-32; 3 Цар. 18:17-19).

Еще одно соображение. Бесспорно, что для русских слушателей, как и для татар, и других народов бесполезно говорить на каких-то неведомых языках. А всё, что бесполезно, то и неумно, и оно никого не может подвигнуть к возданию хвалы Богу.

Трясуны считают себя крещенными Святым Духом, имеющими дары языков, которые были проявлены в день Пятидесятницы, а между тем никто из них не говорил и не может говорить на языках иностранных, не изучая их обычным порядком. Апостолы, получившие дар Святого Духа, могли говорить так, что речь была понятна для всех иностранцев без переводчиков. Трясуны же, хвалящиеся духовными дарами, на это не способны, как не способны вообще на что-нибудь полезное. Одному из трясунских пророков задали вопрос: "Зачем в собрании кричат по-петушиному?" Он ответил так: "Тот, кто крещен духом, закричит и по-собачьи, и по-кошачьи".

Вот каково одурение еретиков. Это явный признак гибельного пути. Из этого же вытекают ужасные выводы. Люди, не могущие сознать, что содержится в лопотании, выходящем из уст их, не могут убедить себя, что в чуждых для всех людей звуках не произносится хула на Бога и Его святых. Задайте себе этот вопрос и не успокойтесь, пока правильно не выяснится он для вас. Благоразумие убеждает не говорить того, что могло бы оказаться клеветой на наших ближних. Нерассудительные же создания отдают себя неизвестному им духу для произношения чуждых непонятных звуков, в которых может скрываться драконовская клевета и хула на Сына Божия Спасителя человечества. Оправдания трясунам нет. В Слове Божьем сказано:

1 Иоанна 4:1 "Не всякому духу верьте, но испытывайте духов от Бога ли они".

Отрезвитесь же, бедные странники, и осмотритесь, на каком вы пути. Вспомните сказанное: "Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их - путь к смерти" (Прит. 14:12). Многим людям многие вещи кажутся хорошими. Опыт же доказывает, что бывают печальные ошибки. Слово Божие говорит: "Кто наблюдает благоразумие, тот находит благо" (Прит. 19:8). В заключение напоминаю слово Ап. Павла:

1 Коринфянам 14:20 "Братия! не будьте дети умом; на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетними".

Далее

К Содержанию

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки