Атанас

КРИВЫЕ ПУТИ

(Из журнала "Баптист Украины" № 7, 1925 г.)

 

Под словами "кривые пути", подразумевается уклонение от истинного общения с Богом. Уклонения проявляются как в безнравственной жизни, так и в превратном толковании Божественного откровения. Ап. Иоанн, предостерегая от заблуждения, писал: "Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они: потому что много лжепророков появилось в мире" (Иоан. 4:9). Из слов апостола видно, что и в то время было много обманщиков. Обманщики же одинаково подлежали осуждению, хотя бы они и сами находились бессознательно в обмане. Сказано:

2 Тимофею 3:13 "Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь".

Обманщики, о которых у Ап. Иоанна была речь, были гностики. "Гностик" - слово греческое, по-русски "знающий, сведущий".

Само собой понятно, что в названии "гностик - знающий" ничего предосудительного нет. И то, что знающие называли других несведущими, тоже не повод к разделению. Суть яда в том, что отщепенцы от Апостольского единства усвоили лжеименное знание. Гностики своим учением во всем противоречили Божественному откровению. Они между другими вымыслами проповедовали, что Иисус Христос, как Бог, на земле являлся под призрачным видом. Людям казалось, что Он родился, возрастал, ел, пил, был распят на кресте и умер, как всякий из людей; но это только казалось, в действительности же этого ничего не было; ибо для Бога всемогущего подобное явление несвойственно и унизительно.

Такая проповедь для малосведущих и нерассудительных людей казалась больше приемлемою, чем проповедь об истинных явлениях жизни Сына Божия. Между тем в гностическом учении все состояло из самообмана. В наши дни гностицизм считается богопротивным, даже многими еретическими сектами. На ниве Божией злейший враг безустанно сеет и в наши времена свои гибельные плевелы. Оставляя без обсуждения другие ереси, появлявшиеся в первом, во втором, в третьем, и последующих столетиях, коснемся выяснения того, что проповедуется трясунством, т.е. пятидесятниками. Необходимость этого вызывается просьбами многих общин.

Надо знать, что учение трясунства, появившееся в России в конце 1913 года, очень сродно учению прыгунов-хлыстов. Трясунами они названы потому, что во время своего богослужения содрогаются, трясутся, впадая в страшные конвульсии. Сами же себя они называют пятидесятниками, считая себя удостоившимися получить те же Дары Святого Духа, какие были даны Христовым апостолам в день Пятидесятницы.

Вообще, трясунство известно не более сорока лет. Оно Австралийского происхождения; оттуда оно перенесено в Германию и другие страны. В Россию занесено через Финляндию американцем Бартельманом и норвежцем Шмидтом. В день появления трясунства в Германии там временно жил известный многим проповедник Евангельской общины Иван Вениаминович Каргель. Он мне сообщил об одном из происшествий немецкого трясунства.

"Одна девица, считавшаяся пророчицею, так как, имея дух прорицания, она около десяти лет своими обнаруживаниями и обличениями даже самых тайных грехов у некоторых из посетителей, этим много содействовала увеличению членов своей общины. И вот в последнее время она, сидя на диване в собрании, внезапно залилась гомерическим смехом и начала повторять: "вот я вас одурил - вот я вас одурил" - то вскакивая, то приседая и в промежутках смеха произносила разные хульные слова на Господа нашего Иисуса Христа. Все собрание перепугалось, сочло пророчицу заболевшей, и препроводило ее в дом душевнобольных. Не знаменательно ли то, что пророчица в бесновании своем произносила слова не как девушка, а как мужчина: "вот я вас одурил". Это бесспорно доказывает, что эта пророчица все время была во власти злого духа, который десять лет проявлял под видом Духа Свята, а затем был вынужден показать себя в действительном бесовстве".

Трясуны вообще свою работу признали за лучшее начать среди общин Баптистов и Евангельских христиан. Появляясь в общины, они объявляют себя благовестниками от союзов, и много раз в удостоверении предъявляли подложные письма. Баптистов и Евангельских христиан они называют Божьими Церквами святыми, но не вполне совершенными, как еще не принявшими духовного крещения. В доказательство своего крещения, трясуны указывают на проявляющиеся в них дары ведения и иных языков. Какого же духа эти дары? Объясняется печальным концом немецкой пророчицы и не меньше печальными последствиями многих русских прорицателей.

Трясуны пользуются дарами того рода духов, за изгнание которого из одной служанки Павлу и Силе пришлось тяжело пострадать от злых людей, о чем сообщается в гл. 16, ст. 16-24, Деяний Апостолов. Для доказательства этого приведу несколько проявлений из жизни трясунства.

Рябоконевская община Евангельских христиан Одесской губернии сообщила: "В августе 1924 г. в нашу общину прибыли с Кавказа двое духоборов-трясунов, и начали проповедывать крещение Святым Духом, а также отвергать брак верующих, называя его сором (хламом) жизни. Никакие увещания не могли остановить проповедников ереси.

Наши братья убеждались продавать свои имущества, выходить из Среды верующих и вступать в их Обитель, находившуюся в Крыму близ г.

Симферополя. В этой обители устанавливалось полное равенство членов; и в отношении полов проповедовалось: "Долой стыд"... Некоторые из наших верующих были прельщены ересью, продали свои имущества и отправились в Крымскую обитель. Приезжают туда, но там ничего не находят из того, о чем им так много рассказывалось и усердно обещалось. Так и остались они ни с чем... Многие из них ушли в мир, другие сознались в ереси и искренно раскаялись, а иные так и остались искалеченными духовно.

Некая Ира, отлученная Севастопольской общиной, увлекла до 40 душ баптистов Батумской общины в трясунство. Ира уличена в хлыстовстве. Она заявляла громогласно, что она не женщина, а мужчина, и что в ней находится дух пророка Иеремии. Сомневающихся просила удостовериться. Далее, Ира предлагала всем братьям и сестрам оставить семейную жизнь и начать жить, "как ангелы".

Кому приходилось поближе ознакомиться с хлыстами, и жить в дружбе с ними, тот знает к чему клонится их проповедь об ангельской жизни в связи "долой стыд". Признавать, чтобы проповедники разврата могли иметь от Бога духовные дары, это верх безумия.

Какое общение праведности с беззаконием.

В селе Носковцы Подольской губернии трясунские пророки с 1914 г. проповедовали, что Второе Пришествие Христово будет 14 февраля 1925 г., и все трясуны продавали и раздавали свои имущества как ненужные для них; а в назначенный день, одевшись по праздничному, и ни с кем не разговаривая, собравшись пели: "Христос воскрес! Аллилуия!" Но, не дождавшись исполнения слов своих пророков, должны были расходиться со стыдом и ужасом за будущую искалеченную жизнь.

Петроградские же трясунские пророки провозглашали, что кончина мира произойдет 1920 г., но так как этому не доверялись, то от этого никто не пострадал. Кстати несколько слов о бесчинстве петроградских трясунских пророков. 16.03.1924 г. один из них стоял на коленях. То изгибаясь, то корчась с исказившимся лицом, протягивая вверх руку, говорил: "Я господь, слушайте, я буду говорить, покайтесь, скоро прийду, прийду, погибнете".

Но в Библии говорится, что речь пророческая всегда начиналась от имени Господа - так говорит Господь, или же: было ко мне слово Господне, притом, пророки Господни, обращаясь к народу, стояли как власть имущие, как служители Господа, а не как отверженные по подножию валяясь.

9.09.1914 г. во время молитвы в трясунском собрании одна женщина неестественно кричала. К ней подошел Н. Смородин и сказал: "Аминь, аминь, аминь". Но она не утихала; тогда он заявил, что ее молитва не от Бога, а от злого духа; иначе она послушалась бы и умолкла. В это время выступил один человек и сказал, что сам Смородин от злого духа; и начал обличать его в не благовидных поступках. На помощь Смородину поднялся Прохоров, и со сжатыми кулаками приказывал обличителю замолчать и уходить вон. Поднялся большой шум. Смородин предложил голосовать, кто за него и кто против него. И обличитель удалился.

Перечислять все известные мне трясунские бесчинства и лжепророчества считаю излишним. Человек здравомыслящий из сказанного уразумеет, что подобные люди недостойны именоваться христианами.

Пророку Иеремии говорил Господь о лжепророках: "Я не посылал их, и не давал им повеления, и не говорил им: они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустые мечты сердца своего". (гл. 14, ст. 14).

Трясуны сознают и сами, что их учение и жизнь противоречит Священному Писанию; а потому высказывают, что живут не по букве, а по духу, и ненормальность их поступков нужна для какого то предзнаменования. Но при таком толковании жизни, всякий злодей и развратник может заявить, что он живет по духу, а потому буква закона для него не обязательна. И тогда человечеству нечем будет защищаться; всякий развратник заявит - раз позволяется хлысту-трясуну, то имеет право и он.

На трясунах и подобных им оправдываются слова Священного Писания. Ап. Павел предупреждал, что пришествие антихриста по действию сатаны будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, со всяким неправедным обольщением погибающих, за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи (2 Фес. 2:9-11).

Знаменательно то, что трясунские пророки, как и родственные им хлысты, для привлечения других в свою секту, показывают себя верующими всему Священному Писанию. Когда же заметят, что новичок во всем доверился им, тогда ему говорят, что Священное Писание при переписках изменялось и переделывалось, и вообще оно есть буква, которая убивает, а верить надо по духу, который животворит. А потому надо Библию отбросить, как ненужную ветошь, и руководствоваться только тем, что говорится их пророками.

Хлыстовщина известна не более двух сот лет, но уже успела расколоться на многие разнородные партии, и у каждой партии есть свой особый "христос". И если христианину приходится беседовать с членами какой-либо партии, и указать, что они грешат пред Богом, считая, себе подобного, Фоку Титыча Обухова - Христом. В ответ хлысты указывают на слова Апостола: "Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста" (1 Иоан. 4:3). Не знаменательно ли? Те слова, которыми Апостол осуждал заблуждения гностиков, теперь хлысты хотят превратить для оправдания своего заблуждения.

Члены Христовой церкви исповедуют и славословят Иисуса Христа, Единородного Сына Божия, пришедшего во плоти, Который за грехи человечества умер на кресте, и, совершивши дело спасения, воскрес из мертвых. И, после сорокадневного пребывания со своими избранными, Он вознесся на небеса.

Божьими вестниками в день Христова Вознесения было сказано: "Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо" (Деян. 1:11). И члены Христовой церкви не сомневаются в том, что в предназначенный день Иисус Христос вновь придет для всеобщего суда, и воздаст каждому по делам его. После этого Он проявит Свою власть в полном могуществе, и Царству Его не будет конца.

Надо не забывать сказанного: "Сей Иисус", а не иной. "Сей Иисус", о Котором предвозвещено чрез пророка Исаию (гл. 53, ст. 8, 9, 12). "От уз суда Он был взят, но род Его кто изъяснит? Он не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался Ходатаем". Пред этим Иисусом Христом Единородным Сыном Божиим должны все преклоняться и Его Одного славословить; ибо Он Един Свят во Славу Бога Отца, Аминь. Все же иные суть самозванцы, лжецы и обманщики.

Повторяю, Ап. Иоанн свои слова относил к Тому Христу, Которого лично видел и Которого именовал Богом Словом, Светом Истинным, и о Котором свидетельствовал так: "И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца" (Иоан.1:1, 9, 14). Хлысты, применяющие апостольские слова для оправдания своего суеверия, сами себя осуждают. Здравый ум не позволяет признавать Христом Филиппа Побирохима, Мину Пудихина и Фоку Обухова и других многих им подобных. Иисус Христос предупреждал народ о появлении обманщиков, говорил:

Луки 21:8 "Берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение: ибо многие придут под именем Моим".

Матфея 24:24 "Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных".

Об этом я напоминаю, потому что современное трясунство объединяется с хлыстовством. До появления сирианина Уршата, трясуны составляли одну партию и дорожили родством с баптистами и евангельскими христианами. Уршат же дал толчок менять верования одни на другие, и за прошедшие одиннадцать лет трясунство раскалывалось и изменялось около одиннадцати раз, и сегодня о единомыслии и речи нет. О трясунском учении, реформированном Уршатом, можно судить по выдержкам из двух вероисповедных выписок А. Иванова и Смородина, бывших ревностных последователей американца Бартельмана и норвежца Шмидта. Николай Смородин в своей выписке в заключении заявляет: "Да будет известно всем ищущим истину, что нет Бога, кроме Иисуса Христа Господа, ибо Он все во всем, все Им, от Него и к Нему. (Рим. 11:36). Ибо Он и веки сотворил, и Он есть Спаситель мира, Царь царствующих и Господь господствующих... (подпись) Раб Иисуса Христа Николай, счастливый в чудном и дивном всесильном имени Его. Аминь. Аллилуия".

Александр Иванов в своей выписке, рассуждая о том, чего не понимал, и как бы в заключение спрашивал: "Не надлежит ли и нам исправить ту ошибку, которую мы сделали по неведению, живя верою по плоти?

Прошу обратить внимание на главу 19 ст. 1-7 Деяний Апостолов. Ученики исправили свою ошибку и крестились в другой раз, но уже во имя Иисуса Христа. Подумав и тщательно взвесив... не сделано ли нами ошибки в том, что мы крестились во имя Отца и Сына и Святого Духа (Матф. 28:19). Почему апостолы не крестились во имя Отца и Сына и Святого Духа, а крестились во имя Иисуса Христа? О крещении во имя Иисуса Христа - Марк 16:15-17; Деян. 2:36-38; 8:12, 14, 17; 8:36-38; 10:34-48; 16:27-34; 19:1-7. Иоан. 4:1-2. В какое имя они крестили, пока не был прославлен Господь Иисус? Лук. 7:29-30. Заключение - Лук. 7:23; Марк 16:20.

Вот почему ученики не крестили по Евангелию Матф. 28:19. Из всей путаницы вопросов и ответов и указанных ссылок на тексты Библии вытекает только одно: А. Иванов усиливается убедить в том, будто бы апостолы Христовы не крестили во имя Отца и Сына и Святого Духа. Но все указанные тексты ничего не дают для оправдания его вероисповедной выписки.

А. Иванов в обнародованной выписке сознался, что он и все трясуны совершили ошибку по неведению, по причине веры по плоти. Отсюда вывод, что сегодня трясуны стоят в истине и живут по духу. Но ведь, состоя в баптизме многие годы, они постоянно всем доказывали, что стояли в истине и жили по духу. Если же то была ошибка, то кто поручится, что переход в трясунство не худшая ошибка? На признак худшей ошибки А. Иванов сам указал. Он просил обратить внимание на слова Деян. 19:1-7. Если бы он сам более внимательно вдумался в написанное, то мог бы сообразить то, что будь двенадцать учеников ефесских крещены во имя Отца, Сына и Святого Духа, то они не говорили бы, что даже не слыхали о Святом Духе.

Рассуждающий последовательно (логично) понимает, что крещение в одно имя Иисуса Христа есть то, которое было совершено сперва ефесскими учениками. Они сказали, что крестились во Иоанново крещение, которое было, как и Павел разъясняет, во имя одного имя Грядущего, который еще не был прославлен. Прославление же Грядущего, т.е. Иисуса Христа исполнилось после Его воскресения из мертвых. О чем Он Сам высказал, сообщая: "Дана Мне всякая власть на небе и на земле" (Матф. 28:18). Для оправдания своего учения трясуны в своих выписках, обнародованных в 1915 г., указывают только на такие тексты Библии, которым по желанию можно придать превратное значение; а другие тексты Библии, в которых ясно и точно свидетельствуется о боговедении, трясунами утаиваются. Повторим некоторые из этих текстов.

Богу благоугодно было, в самом начале великого дела Христова на земле, явить для избранных полноту основания веры, о Своем существе. В день, когда Иисус Христос пришел к водам Иордана, человечество удостоилось богоявления, как об этом сообщается в Евангелии Матф. 3:16-17.

Бог Отец, в небесах Своим возгласом, свидетельствовал о возлюбленном Своем Сыне. Бог Сын, Иисус Христос, в водах Иордана исполнял всякую правду, исполнял волю Бога Отца.

Бог Дух Святой, в виде голубином витал над Богочеловеком, содействовал человечеству познать Бога истинного. Это именно подтверждается словами Христова ученика: "Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух, и сии три суть едино" (Иоан. 5:7). В древнейшем псалме 32:6 поется: "Словом Господним сотворены небеса и Духом уст Его все воинство их"; и в псалме 109:1 поется: "Сказал Господь Господу моему, сиди одесную Меня доколе положу врагов твоих в подножие ног Твоих". Исаия, предвозвещая дело Христово на земле, говорит: "Он взошел пред Ним". (Ис. 53:2). Даниил, сообщая о своем дивном видении, сказал: "Сын человеческий дошел до Ветхого днями... и Ему дана власть..." (Дан. 7:13-14).

Господь Иисус сказал: "Я от Бога исшел и пришел: ибо не Сам от Себя пришел, но Отец послал Меня" (Иоан. 8:42).

Слово Господне громогласно свидетельствует о том, что Иисус Христос не от Себя приходил, но от Отца; а жалкие лжеапостолы, одурманенные Уршатом, кричат: "Нет Бога, кроме Иисуса Христа Господа". Иисус Христос Своим ученикам сказал: "В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне и Я в вас" (Иоан. 14:20).

Как слова "вы во Мне и Я в вас" не изменили числа личностей - их было двенадцать - Христос и одиннадцать апостолов, так и слова "Я и Отец одно" и "Отец во Мне и Я в Нем" (Иоан. 10:30 и 31), не обозначают одну, а две личности.

Уразумейте слова Христовы: "Вы во Мне и Я в вас". Андрей, Иоанн, Петр и другие апостолы, к которым относились эти слова, были разные личности; Христос и Его апостолы не составляли одно лице; но были едины в святости воли Божией, и это являлось истинным единством во Христе. Точно о таком единстве Иисуса Христа с Богом Отцом и со Святым Духом, нам возвещается в Св. Писании. Наш Спаситель сказал: "Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную" (Иоан. 3:16).

"И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; как единородного от Отца" (Иоан. 1:14). Так свидетельствовал от имени всех Апостолов любимый ученик Сына Божия. Я хочу обратить внимание на слово "единородный", которое некоторые сектанты усиливаются подменить словом однородный. Слово единородный обозначает единственный, происшедший от Единого.

Слово же однородный обозначает тождественность, сходство. В Слове Божием все члены народа Господня именуются сынами Божьими, но они сыны по благодати. Христос же Сын Божий по существу. Мы Его творение, Он же - есть "образ бога невидимого, рожденный прежде всякой твари" - "Им все создано" - "все чрез Него начало быть" (Кол. 1:15; Иоан. 1:3).

Сын Божий сказал: "Веруйте в Бога, и в Меня веруйте" (Иоан. 14:1). В Слове Божием свидетельствуется, что Иисус Христос Своим ученикам говорил: "Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век, Духа истины, Которого мир не может принять" (Иоан. 14:16-17). "Когда же придет утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, который от Отца исходит.

Он будет свидетельствовать о Мне". (Иоан. 15:26). "Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину" (Иоан. 16:13).

В этих словах ярко освещается то, что Иисус Христос, умолявший Отца о ниспослании Святого Духа, и Отец, исполняющий молитву Своего Сына, и Святый Дух, посещающий Христовых учеников, суть три лица. Иисус, после Своего воскресения, сказал: "дана Мне всякая власть на небе и на земле" (Матф. 28:18). "Как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жить в Самом Себе" (Иоан. 5:26). Для христианина ясно, что есть Бог-Отец, это первое лицо. И Он дал всякую власть второму лицу - Своему Сыну, Иисусу Христу. Точно также словами Иисуса Христа свидетельствуется о третьем лице Святом Духе, "который от Отца исходит" (Иоан. 15:26).

Повторим еще раз из книги Апостольских Деяний, что именно проповедовали Христовы апостолы в самый день крещения их Святым Духом, Который по обетованию Сына Божия наставил их на всякую истину. Апостол Петр в проповеди к народу сказал эти слова: "Сего Иисуса Бог воскресил, чему мы свидетели. Итак Он, быв вознесен десницею Божией и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите" (Деян. 2:32-33).

И через несколько дней тот же Ап. Петр в проповеди сказал: "Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцев наших, прославил Сына Своего Иисуса" (Деян. 3:13). И спустя несколько лет тот же Ап. Петр в своем Первом Послании гл. 1, ст. 1-2 пишет о неизменной вере во Святую Троицу; обратите внимание на его слова: "Петр апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифиниии, избранным по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровью Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится" (1 Пет. 1:1-2).

Ап. Павел в речи к высокоученым грекам высказался так: "Оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться; ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых" (Деян. 17, 16, 22, 23). Это исповедание веры свято и в неизменяемости соблюдается Христовой церковью от дней великой Пятидесятницы и до сего дня.

Из вышеупомянутых немногих свидетельств святых пророков и апостолов и личных слов Сына Божия доказано, что учение трясунов чуждо истины. Трясуны свое учение основывают на современных, лично ими получаемых, откровениях, которые ставятся ими выше слова Божия. Но всем надо помнить написанное: "Всякое слово Бога чисто... Не прибавляй к словам Его, чтоб Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом" (Прит. 30:5-6).

Н. Смородин и ему подобные до конца 1914 года всенародно доказывали, что они при получении духовного крещения не изменяли ни одного слова вероисповедания. И при всяком случае заявляли, что они, кроме крещения Святым Духом, во всем остальном единодушны и единомысленны с баптистами. Сегодня же трясуны не единодушны с баптистами. Баптисты, как до 1914 г., так и до сего дня пребывают в одной вере, не изменяя ничего; и крещение своих членов совершают во имя Отца и Сына и Святого Духа... Во всем доказывается, что виновность за разделение ложится на трясунов.

Не знаменательное ли явление? Трясуны, возмечтавши, что удостоились духовного крещения, должны бы, казалось, торжествовать, ни в чем не изменяя усвоенной истине. Но вот, появляется Уршат, проповедник иного учения, и говорит им, что крещение по Матф. 28:19 недействительно, и они, поверив ему, спрашивают: "Как же быть?" Уршат предлагает, чтобы кто-нибудь из них, трясунов, крестил его в одно имя Иисуса Христа, и, затем, обещает перекрестить всех трясунов в то же крещение.

Герасимов, Иванов, Маслов, Михайлов, Прохоров, Смородин, Степанов, пророки, столпы трясунства и иже с ними, до 64 человек, сочтя недействительными прежние крещения во имя Отца и Сына и Святого Духа, совершили иное крещение во имя Иисуса Христа.

Казалось, вождям трясунства должно бы придти на ум: раз Уршат, как и они, не получил действительного крещения, то никто из них не имеет права совершать крещение - т.е. крестить других, так как крещение от некрещенного чуждо Христова обетования. А потому Уршат, и тот из трясунов, кто крестил Уршата, считаются кощунниками. Какая же после этого ценность в выписках вероисповеданий Н. Смородина и А. Иванова?

Далее

К Содержанию

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки