С. В. Белоусов

ТРЯСУНСТВО

(Статья из журнала "Баптист" № 2 1925 г.)

Оглавление

Новое ли учение трясунов, и каковы его проявления
Развивается ли трясунство? Что мы знаем о нём в настоящее время?
Основано ли трясунство на Слове Божьем?

 

Появление трясунства в России оставалось до сих пор мало отмеченным нашими журналами, ибо трясунство, носящее все признаки хлыстовства, не прививалось в наших общинах, и верующие относились к нему, как к учению "не от Бога". Конечно, кое-где трясуны имели временный успех над неутверждёнными душами, которые, подпав под влияние трясунов, разочарованные, были помяты духовно и после глубокого раскаяния возвратились в общину. Бывали и исключения, когда увлёкшиеся трясунством, отлучённые общинами, возгордившись, впадали в безбожие, а иные продолжали защищать своё заблуждение. Ныне нам сообщают о проявлениях трясунства в некоторых общинах на берегах Чёрного моря.

Некоторые робкие душой склонны предвидеть печальные последствия не в смысле развития трясунства, а в том, что души, подпавшие под влияние трясунства, будут быть духовно искалечены.

Мы согласны с последним мнением, что неутверждённые души могут быть духовно искалеченными, если не будет надлежащего разъяснения с нашей стороны и всестороннего освещения этого вопроса. Мы и решили взять на себя труд по написанию этой статьи, дабы на основании Слова Божьего и имеющихся в нашем распоряжении данных указать читателям на то, что трясунство является чуждым Евангельскому учению, и что оно есть не что иное, как хлыстовство и малеванщина, чуть-чуть прикрашенное Евангельским учением.

Впервые трясунство появилось в 1924 году в городе Тифлисе.

Два проповедника с удостоверениями, скреплёнными подписью И. С. Проханова, были допущены к проповеди руководящим тогда общиной А. Е. Леушкиным. После первых проповедей Леушкин заметил нечто ненормальное в проповедях приезжих, а когда в личной беседе один из проповедников, Маслов, оскорбил Леушкина, то для выяснения личности приезжих Леушкин запросил Проханова о приезжих, имеющих за его подписью удостоверения.

И. С. Проханов ответил, что Маслов и Степанов трясуны-хлысты. После сего община решила не допускать их до проповеди в собраниях, но в виду того, что 70 душ были уже увлечены ими, община постановила разрешить им работу в частных квартирах под наблюдением опытных старших братьев.

После такого постановления Маслов и Степанов покинули Тифлис. На смену им в Тифлис приехал вначале Смородинов и Иванов, и затем Герасимов и Прохоров, которым удалось увлечь известную Агафью Ивановну Капранову, которая давала приют всем проповедникам трясунов, и в квартире которой происходили трясунские радения. Капранова, в свою очередь, увлекла до 30 душ; когда они предстали на суд общины, то 16 из них тут же раскаялись, а 14 во главе с Капрановой были отлучены. В конце концов, из 14 отлученных половина раскаялась, а другая половина частью впали в безбожие, а частью стали чистыми хлыстами.

Попытка трясунов насадить своё учение в общинах Закавказья не увенчалась успехом, ибо Тифлисская община оповестила все общины быть осторожными, не принимать Капранову и тех, кто приедет с ней.

 

Новое ли учение трясунов, и каковы его проявления

Учение трясунов не ново, оно тождественно с учением хлыстов и малеванцев, что мы и постараемся доказать в дальнейшем.

Начало своё оно берёт, по-видимому, от язычников. На протяжении многих веков христианства язычество тянется и до наших дней. Мы знаем, что у православных, которые хотя и называют себя христианами, сохранилось также немало языческих обрядов, которые исполняются ими и поныне. Нам при рассуждении о трясунах почему-то представляется картина, описанная в 3-ей книге Царств, где жрецы Ваала в безумии скакали вокруг жертвенников.

Профессор Коновалов в своём труде "Психология сектантского экстаза" пишет, между прочим, что все эти проявления объясняются "разрядом нервно-психического возбуждения, вызываемого искусственными религиозными упражнениями, подготовляемого суровым аскетическим режимом, обусловленного в значительной мере особенной организацией самих сектантов-экстатиков. Первые признаки наступления экстаза обнаруживаются в тот момент, когда присутствующие, поддаваясь возбуждающему действию экстазирующих средств - проповеди, чтения Писания, молитв и особенно пения, начинают волноваться и невольно утрачивают самообладание".

Посмотрим теперь, что происходит на собрании трясунов. Трясунские проповедники, получивши каким-либо способом возможность говорить в наших собраниях, стараются во всём подражать порядку, существующему у нас. Когда же трясунскому проповеднику удастся завладеть вниманием и душами слушающих его, он начинает внушать, что они, состоя членами общин баптистов или евангелистов, не имеют видимого духа, а поэтому дело спасения их души совершенно наполовину, впоследствии чего им угрожает вечная гибель. Видя страх на лицах, трясун-проповедник предлагает слушающим его сейчас же просить силу Святого Духа.

Но это, говорит он, не даётся легко, нужно усиленно, с плачем и воем, просить об этом Господа. Присутствующие подают на колени, начинается плач, причитания, а проповедник диктует: "Просите громче, неотступно". Поднимается крик "дай", "дай". Слабонервные не выдерживают, распростёршись на полу, начинают передвигаться всем телом. Такие иступлённые молитвы длятся часами и приводят участников в полное изнеможение, появляется пена во рту.

После молитвы проповедник с удовлетворением отмечает работу Святого Духа. Появление пены и дёрганье тела он объясняет, как борьбу с нечистым духом.

Те, кто падал на пол, как-то невольно стремятся и к дальнейшему, они считают себя как бы приобщившимися к чему-то новому и весьма возвышенному. Враг души после этого рисует ему все его слабости, а подчас и отступление от Господа в ярких красках. Нападает страх, и естественное желание освободится от такого состояния.

Это первая часть работы. Потом следует стремление получить дары Святого Духа "языки", "пророчества", "чудотворение" и т.д.

Опять молитвы, посты, самоизнурение, самовнушение, проповедь трясуна не отступать после первого шага, а стремиться к совершенству.

После сего проповедник-трясун бесцеремонно дует в рот, предлагая получить силу Святого Духа. Внушение делает своё дело. Тот, кто в начале валялся на полу, кто вопил, бился в судорогах, кому вдували в рот, начинает верить, что он действительно получил какую-то силу. Появляется духовная гордость, сознание своего превосходства над другими, всё прошлое ставится в ничто. Дни обращения к Господу, первая радость о прощении грехов, всё забывается. Находясь в особо приподнятом настроении, под внушением возможности получить силу Святого Духа в виде языков или чудотворения, такой человек начинает, как бы, чувствовать, что он в состоянии говорить на языках, творить чудеса и т.д.

И вот начинается говорение на незнакомом языке, причём произносятся однообразные звуки вроде "гам", "гам", "гам", "рув", "рув". Чтобы поддержать авторитет, проповедник-трясун тут же начинает истолковывать речь. Проверить трудно, так как "лишь ему одному" дано знать, что говорится, поэтому переводится всё, что взбредёт в голову.

Но мы обратимся вновь к труду профессора Коновалова и посмотрим, что заметил он при посещении собраний хлыстов и малеванцев.

"Проникаясь чувством греховности, сектанты плачут горькими слезами, громко, с криками и воплем сокрушаются о грехах, публично, забывая всякий стыд, просят прощения друг у друга. После сих действий сектанты ощущают, что тело их стало необыкновенно лёгким, как бы невесомым, воздушным, и что их сердце, все жилы и ноги радуются, играют, все члены приходят в движение, начинают веселиться, нападает неудержимый смех. По мере усиления телодвижения, растёт и восторг.

От неизъяснимой радости они впадают в какое-то забвение, чувствуют себя совершенно иными, как бы переродившимися существами. Человеку грезится, будто бы он получил силу Святого Духа, Который завладел им, влагает в его голову новые мысли и откровения, которые он вещает от имени Святого Духа.

Сектанты представляют Святого Духа под образом дыхания, проникающего через дыхательные пути. В собраниях начинают втягивать в себя воздух, ловить ртом Святого Духа. Одарённые духом обычно сообщают его другим посредством дуновения в рот.

Малеванцы от простого напоминания о сошествии Святого Духа начинают трястись всем телом, говорить и писать на разных языках, все начинают радоваться, плясать, биться о землю, кричать, свищут, падают на землю, начинается громкое неудержимое икание, также начинают обниматься, целоваться, прижимаются руки к груди пророка, называют друг друга ласкательными именами".

Приведенные выше выдержки из труда профессора Коновалова ясно свидетельствует о том, что нового в учении и действиях трясунов нет ничего, и говоря о трясунстве, мы говорим в то же время о хлыстах или малеванцах.

 

Развивается ли трясунство? Что мы знаем о нём в настоящее время?

В последнее время трясунство появилось в городе Батуме в виде короткой вспышки. Братья из Батума уведомили Тифлисскую общину о появившейся среди них некой, именующей себя сестрой Ирой, отлученной Севастопольской общиной. Безвольный и слабохарактерный брат руководитель Батумской общиной, подстрекаемый своим помощником, допустил её к проповеди. После её первого выступления община пришла в большое волнение и смущение.

Часть членов поддержала приезжую проповедницу, а другая была против. Тифлисская община послала в Батум брата Ханояна и сестру Остромову, первый от евангельских, а вторая от баптистов, так как община в Батуме смешанная.

Пробыв более недели, брат и сестра возвратились, будучи уверенны в том, что увлечение несерьёзно и вскоре пройдёт. Беседовать же с Ирой им не пришлось, так как она выехала в Сухум. Вскоре батумские братья вновь подняли тревогу. Ира возвратилась в Батум, привезла с собой красноармейцев, которых уже успела обработать, и которым впоследствии пришлось сидеть под арестом, так как они отказались не только от службы, но и от работ.

На сей раз, брат Ханоян приступил к решительным действиям.

После некоторых вопросов и ответов Ира была уличена в хлыстовстве и отступничестве от истины. Например, она заявляла громогласно, что она не женщина, а мужчина, и что в ней находится дух пророка Иеремии. Сомневающихся просила удостовериться. После окончания собрания, как свидетельствуют братья, она целовала всех без разбора, причём целовала, как говорят, взасос и непременно грудь к груди. Далее Ира предлагала всем братьям и сёстрам оставить совместную жизнь и начать жить, как ангелы, при этом ссылаясь на слова Христа: "Кто оставит ради меня жену, мужа и детей, тот получит во сто крат".

В дальнейшей беседе, Ира не могла публично защищать свои убеждения и после одного диспута бежала позорно из собрания, а с ней ещё 14 человек. Нужно отметить, что вначале она увлекла до 40 душ, и лишь после разоблачения за ней пошли 14 человек, которых община тоже отлучила. По имеющимся у нас сведениям некоторые отлученные уже раскаялись и просятся в общину.

Мы умышленно остановились несколько больше на батумской истории, так как это событие имело место в начале этого года. Те, которые были увлечены вначале трясунством, рассказывали впоследствии, что Ира приказывала им кричать в молитве и требовать от Бога "сылу" ("силу", по-украински). Пресвитер В., увлечённый трясунством, одно время начал неудержимо смеяться, иные на собраниях начали давиться и икать; это явление Ира объясняла муками рождения от Святого Духа. Падение на пол, пена изо рта, языки с возгласами по-собачьи, по куриному, всё это имело место в Батуме. Ныне эта община находится в нормальном состоянии. Мы находим нужным отметить, что трясунские проповедники не ведут свою работу среди грешников, не знающих истину, но, наподобие православных миссионеров, врываются в благоустроенные общины и ведут свою работу. Те общины, которые имеют во главе верных и стойких руководящих братьев, где вся община, как одна душа, имеет связь с центром, где разные проходимцы, не имеющие надлежащего свидетельства, не допускаются к кафедре, там не может быть и речи о появлении трясунства. Но, горе той общине, где отсутствует порядок, где между братьями есть обидчики и обиженные, где нет духовной дисциплины, такие общины скоро испытывают последствия своего ненормального состояния.

Таким образом, мы видим, что трясунство, в своё время обнаруживаемое и разоблачаемое, так же скоро исчезает, как и появляется. Следует отметить и лукавство трясунских проповедников: являясь в общину, они скрывают своё настоящее лицо и лишь после того, как им удаётся увлечь некоторых, они снимают свою маску.

Что же мы видим после работы трясунов в некоторых общинах? Совершили ли они хоть одно чудо, о чём они больше всего говорят, как о проявлении силы Святого Духа? Нет, ни одного чуда не совершили. Были попытки совершать, молились над больными, мазали маслом, приказывали вставать с постели, но всё это было тщетно. Исполнилось ли хоть одно пророчество трясунов? О немедленной гибели мира, о развале наших общин? Нет… мы видим, что наши общины численно увеличиваются и внутренне крепнут. В то же время мы не знаем ни одной общины в России, состоящей из трясунов, правильно организованной. Говорил ли кто из трясунов на языках, притом на таких, которые существуют в мире? Нет, никто.

Болтовню однообразных фраз, крики по-петушиному мы никак не можем отнести к разговору на языках. Итак, все обещания трясунов своим последователям являются обманом, дешёвой рекламой торгашей, заманивающих в свою лавочку. В то же время мы находим много душ, искалеченных этими лжеучителями. Большинство увлечённых возвращаются в общины, предварительно раскаявшись.

Но есть и такие, которые в упорстве впадают в безбожие. Так мы можем указать на некую Ямонд в Тифлисе, которая увлеклась трясунством, впоследствии же, при расколе трясунов, перешла на сторону Герасимова. Теперь же она говорит, что у неё вначале была душа медведя, а теперь у неё душа жены Лота. Одна девица пророчествовала на собрании трясунов, говорила языками; ныне она безбожница. Некто Андрей Щитухин тоже говорил на языках, ныне он проповедник молоканской общины. Считаю нужным также отметить, что трясунством, в большинстве случае, увлекаются души, весьма духовно настроенные, а также и низко упавшие. Первые никогда не бывают удовлетворенны своим духовным состоянием; душа их жаждет более возвышенного, совершенного, они часто уединяются в молитве, постятся, воздерживаются от мясного; вот они-то более всего склонны к принятию учения о получении силы Святого Духа. Вторые, то есть низко павшие, исключённые за пороки из общин, выжидают удобный момент, чтобы отомстить обидчикам.

Такой момент наступает, когда в общине появляется трясунство, они стремятся туда, возглавляют на стороне такую группу, благо, что у трясунов нет никаких правил приёма и отлучения, валяйся на полу, болтай, что придёт на ум, ругай всех нетрясущихся, вот ты и член общины трясунов.

Как на одну из причин нашего молчания о трясунстве, мы можем указать на то, что трясунство не является оформленным, законченным и где-либо и как-либо изложенным учением. Трясунство - это для одних бунт неудовлетворённости своим состоянием, а для других средство потешить своё самолюбие. При этом трясунство в своём развитии принимает такую форму, которую предлагает тот, кто возглавляет это движение. Так, трясуны Маслов и Степанов, за всё время своей работы в Тифлисе, ни разу не проявили своих трясунских действий, ограничиваясь лишь проповедью о получении Святого Духа. Смородинов и Иванов всю свою работу направляли к тому, чтобы слушающие тряслись, падали на пол и получали силу совершать чудеса. Герасимов и Прохоров явно отвергали Слово Божие, пытались вызвать "языки", и когда таковые появлялись в виде болтовни, они толковали произносимое. Между тремя этими группами не было согласия и единства взглядов; каждая группа работала самостоятельно.

Вот эти обстоятельства, то есть отсутствие ясно изложенного учения, несогласованность действий вождей трясунства, лишали нас возможности, да и теперь представляют немалые затруднения, писать что-либо о трясунском учении, и нам приходится ограничиваться лишь изложением фактов. Так, некоторые трясунские проповедники перекрещивали присоединявшихся к ним. По этому поводу покойный брат Василий Гурьевич Павлов писал:

"Пятидесятники всё ещё продолжают распространять своё пагубное учение. За последнее время они уловили несколько душ в Москве, которых вновь крестили во имя Иисуса, так как теперь пятидесятники крещение во имя Святой Троицы признают неправильным. Но единомыслия между пятидесятниками нет: один из их проповедников, Герасимов, во время своей деятельности в Тифлисе, дошёл до того, что отверг авторитет Святого Писания в делах веры в загробную жизнь, за что и был отлучен. По слухам, за последнее время пятидесятники изменили некоторые свои догматы. Дар говорить иными языками они уже признают ошибкой, но зато ввели перекрещивание всех, кто крещён во имя Отца и Сына и Святого Духа, чего прежде у них не было. Из бесед с ними выяснилось, что крещение во имя Троицы они считают неправильным на том основании, что ученики тогда ещё не получили Святого Духа и не поняли Иисуса, а после получения Святого Духа крестили только во имя Иисуса. Пятидесятники, не произнося над крестящимися имен Отца и Сына и Святого Духа, а только одно имя Иисуса, тем самым склоняются к унитарианству, которое отвергает троичность Божества, а признаёт в Боге лишь одно Лицо. Мы должны твёрдо держаться Святого Писания и отвергать всякие новшества и односторонние толкования еретиков, а в Святом Писании Сам Господь Иисус повелел крестить во имя трёх лиц, а не во имя Иисуса (В. Павлов, журнал "Слово Истины" 1920 г., № 2).

 

Основано ли трясунство на Слове Божьем?

Мы знаем, что дело спасения души человека, начинается с того момента, когда Дух Святой через Божественное слово указывает грешнику на его гибельное состояние и в то же время указывает на спасительное средство через Кровь Иисуса Христа. Это мы признаём первым действием Святого Духа на сердце грешника. Когда эта пробуждённая душа посредством веры получает оправдание, мы говорим, что эта душа возродилась, каковое действие также приписываем Святому Духу. Это необходимо для каждого человека, как и Христос сказал в беседе с Никодимом (Иоан. 3:6). Возрождённое сердце становится "новой тварью во Христе Иисусе" (2 Кор. 5:17; Ефес. 2:10).

Крещение Духом Святым происходит одновременно с возрождением. Так, мы читаем о Корнилии, который пригласил Петра, выслушал всё, что он сказал ему, поверил и без криков "дай", "дай" получил Святой Дух. Самаряне, на которых апостолы возложили руки, также без воплей и без валяния по полу получили Святого Духа.

Не кричал о духе и евнух, получив Его через Филиппа. В Святом Писании мы не находим случая, когда кто-либо из уверовавших кричал или трясся, напротив, мы знаем, когда по молитве верующих тряслась земля и трепетали души грешников. Только бесноватые, жившие в гробах, бились головой о землю, испускали пену, а когда Господь исцелял таковых, они смиренно садились у ног Его (Марк 5).

По учению хлыстов-трясунов, Дух Святой является на время, как гость, а потом уходит, поваляв предварительно по полу, заставив наговорить массу непонятных изречений и после этого оставляет человека в его первоначальном положении. Слово Божие учит нас, что Дух Святой есть неотъемлемая часть нашего духовного существа, постоянно пребывающая с нами, хотя не всегда в полной мере, которая держит нас, управляет нами, помогает нам, наставляет нас на всякую правду и свидетельствует духу нашему, что мы дети Божии.

Мы постоянно стремимся к тому, чтобы иметь полноту Святого Духа, переходить от силы к силе, и мы не умаляем действия Святого Духа, не отрицаем, что уверовавших будут сопровождать знамения, допускаем чудеса исцеления, языков, но говорим: "Всё сие Господь пошлёт в своё время туда, где не знают истинного, живого Бога, как это имело место в Уэльсе среди язычников". Мы допускаем, что есть языки, но такие, которые существуют в мире, и отрицаем всякое подражание сему и кликушество со стороны трясунов.

Повторение Пятидесятницы нам не обещано Господом, и Иерусалимская горница нужна была в своё время для начала работы среди тех языков и наречий, которые собрались в то время в Иерусалиме, и которые слушали апостолов, говоривших на их наречии (Деян. 2:6).

В главе 13-ой послания Ап. Павла к коринфянам говорится, что языки умолкнут, пророчества прекратятся, ибо на земле будет Евангелие, которого вполне достаточно для того, чтобы человек мог получить спасение (1 Кор. 13). Трясуны же пытаются продолжить Евангелие, считая, что существующее не совершенно. Трясуны вопреки Слову Божию доказывают, что все должны пророчествовать, творить чудеса (1 Кор. 12:29). Дух Святой даётся на благо человеку.

Что же мы видим среди трясунов? Лишь зло, огорчения, ненависть, разлад, духовную гордость, блудодеяние и безбожие.

В 5-ой главе Послания к Галатам читаем о делах плоти: "Прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство". Спрашивается, есть ли это у трясунов? Да, есть. Мы уже говорили о том, как в Батуме Ира предлагала удостовериться в том, что она не женщина, а мужчина, в следствии чего один падший брат из армян после испытания умственно помешался. Указывали также и на то, что Ира предлагала оставить жён и мужей, приглашала куда-то в Крым, где братья и сёстры живут, как ангелы. Указывали на то, как Ира, прижимаясь грудью к красноармейцам, целовала их взасос. Дальше апостол продолжает: "Идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, ненависть, гнев, распри, разногласия, ереси". Есть ли это у трясунов? Да, есть.

Рядом фактов мы уже указали, что все эти дела плоти цветут пышным цветом среди трясунства. Апостол предупреждает, что поступающие так Царства Божия не наследуют. Каковы же плоды, а не дела духа? Проявляются ли они во внешнем движении, в трясении, прыганье и прочих чудачествах? Нет, тот же апостол пишет: "Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, воздержание, кротость". Бог наш катехизис о силе или о действии Святого Духа (который подтверждается 13-ой главой 1-го Послания к Коринфянам, где Ап. Павел перечисляет все внешние проявления духа первой церкви: языки, дары исцеления, самопожертвование) - сводит в ничто, если нет любви и вытекающей из неё всей совокупности христианской жизни. Коринфская церковь, обладая всеми этими дарами, была в низком, греховном состоянии, и мы читаем, что среди них были такие дела, о которых Ап. Павел даже стеснялся говорить (1 Кор. 5). В 14-ой главе Послания к Коринфянам предлагается достигать любви через духовные дары, в особенности через пророчества, ибо кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение. Мы знаем, что в наших собраниях основной темой для проповедующих является назидание, увещание и утешение. Апостол Павел разговор на незнакомом языке относит к числу неполезных. Труба, издающая неопределённый звук, - только пустой звук. Невразумительные слова говорятся на ветер. Молитва на незнакомом языке оставляет ум без плода (1 Кор. 14:8, 9, 14). Апостол Павел доказывает, что языки суть знамения не для верующих, а для неверующих, пророчества же - для неверующих (ст. 22).

На основании этого трясунским проповедникам и пророчицам следовало бы идти в вертепы, дома разврата, кабаки и там проявлять свои дары пророчества и чудотворения. Апостол Павел учитывает и впечатление, которое будет произведено на внешних, когда они войдут в собрание и услышат говорящих на незнакомом языке.

Люди скажут, что там беснуются. И, напротив, когда человек войдет и услышит, что все пророчествуют, то будет обличаться и судиться, тайны его сердца обнаружатся, и он падёт ниц, поклонится Богу и скажет: "Истинно, с вами Бог" (1 Кор. 14:23-25).

Не всякому духу верьте! Эти слова сказаны через Ап. Иоанна.

Он сказал, что будут духи лжи, дабы отвлечь от истины. Дух Божий есть дух истины (Иоан. 16:13). Если же какой-то дух говорит, что нужно трястись, говорить невразумительное, то ясно, что это дух лжи. "Всякий исповедующий Иисуса Христа". Некоторые полагают, что под словом "исповедывать" нужно понимать признание, то есть верить. Это неверно, ибо и бесы веруют (Иак. 2:19). Мы поймём слово "исповедывать", когда прочтём Матф. 10:32 и Рим. 10:9-10. Исповедовать, значит открывать Христа душам, говорить о Христе, оставив всё другое, как это сделал Ап. Павел (1 Кор. 2:2). У трясунов же мы видим нечто другое. Имя Христа почти не произносится. Говорят о силе, духе, о чудесах, пророчествах и когда под всё это подделаются, то прославляют не Христа, а человека.

У трясунов и сам путь получения даров неправильный. Они учат достигать всё это своими усилиями, постом, молитвами, криками, падением на землю, пляской, иканием и т.п. Нам известен случай из Деян. 8:18, когда Симон хотел получить этот дар за деньги. Мы подчёркиваем слово дар, подарок Божий, а не то, что мы сами можем получить через наши усилия. О том, что это дар, мы читаем во 2-ой главе Деянии Апостолов, где Ап. Пётр говорит: "получите дар Святого Духа" (Деян. 32:38), а в послании к Галатам (3:2, 5, 14), читаем: "что дар Святого Духа получается верою". Не напоминают ли трясуны своими молитвами жрецов Ваала во времена пророка Илии, которые кричали, кололи себя до крови перед своим божеством, и которым Илья говорил: "Кричите громким голосом… может быть, он задумался … а, может быть, и спит, так он проснётся". Илия же молился без крика, но с верою, и получил ответ (3 Цар. 17).

Апостол Павел призывает нас к разумному служению Господу. Наш Бог не есть Бог неустройства. Всё должно быть благопристойно и чинно.

Слава Богу, что Он слышит нас в тихой молитве, даже шепотом. Мы можем и должны молиться вслух, но разумно, не беснуясь. Наш Бог многомилостив, и мы не смеем представлять Его себе жестоким, чтобы требовать от Него с криком. Дело усиленной молитвы не в крике, а в смиренной, настойчивой, неотступной вере, что Он даст просимое. Тряска во время молитвы и другие, часто непристойные, телодвижения у трясунов не оправдываются ни единым словом Евангелия. Трясуны ссылаются на места Писания, где пророки падали перед видением, но мы знаем, что они падали не от избытка духовной силы, но из страха перед видением, и везде Дух Божий или Ангелы подымали их. Трясуны, приходя в экстаз, не отдают себе отчёта в том, что они делают.

Апостол Павел призывает нас к разумному служению Господу.

Наш Бог не есть Бог неустройства. Всё должно быть благопристойно и чинно (1 Кор. 14:33-40). Доказательство лживости духа, якобы получаемого трясунами, служит и то, что они как и до получения, так и после него, остаются такими же (если не хуже). Важно помнить всякому верующему, что для нас истинную и совершенную радость составляют не дары чудотворения или изгнания бесов, а то, что "имена наши записаны на небесах".

В действиях трясунов замечается сильное влияние гипноза.

Приведенные ниже факты почерпнуты нами из статьи Браунштейна.

"Несколько сестёр, поколебленные известным трясунским проповедником Воронаевым в вере и в том, что они, якобы, не имеют силы Святого Духа, начали поститься и молиться о том, чтобы Бог дал им духа, который бы потряс их, и дал бы им иные языки. Всего этого они не могли получить до тех пор, пока не позвали Воронаева, и тот передал им, уже ослабевшим от поста и молитвы, свой дух через "гуканье" наподобие лошадиного ржанья. Одна сестра, ныне вернувшаяся в общину, рассказывает, что она была увлечена этим учением и хотела получить все дары трясунства, долго просила, но не получала до тех пор, пока не пригласила того же Воронаева, и тот стал молиться с нею. И вот во время молитвы, - рассказывает сестра, - около моего носа хлопнули в ладоши, и я услыхала звуки "хуцу, хуцу". Открыв на мгновение глаза, я увидела, что всё это проделывал Воронаев около моего лица: и у меня сейчас же открылся дар речи на ином языке: "гав, гав". Но тотчас же вернувшееся сознание подсказало мне, что это не от Бога, а его, Воронаевское". С того времени она начала просить Бога, чтобы Он её освободил от этого духа. После этого сестра с покаянием вернулась в общину.

Вблизи города Одессы есть селение Кривая Балка. Там живёт некто Губанов со своей женой, имеющей искалеченную ногу. Наслушавшись Воронаева, Губанова начала трястись и пророчествовать, а вскоре сему последовал её муж. Нужно сказать, что жена Губанова поддалась этому учению в надежде получить исцеление ноги, а муж - в надежде улучшить своё материальное положение.

Так как кроме трясения и болтовни у них ничего не было, то вскоре пророчества Губановой обрушилось на Воронаева. Губанова своими пророчествами, обличениями, угрозами стала порицать Воронаева, а тот, в свою очередь, объявил, что Губанова сумасшедшая, что в ней дух лжи и заблуждения".

В заключение мы должны сказать следующее:

Братья и сёстры… Вы, кто искуплен драгоценной кровью Господа нашего Иисуса Христа и запечатлен Духом Святым в день обращения, будьте осмотрительны! Не всякому духу верьте. Испытывайте, от Бога ли это. Стремитесь к святой, непорочной жизни, исполняйтесь Духом, стремитесь к жизни, сокрытой во Христе, со Христом. Дух Святой должен быть вашей неотъемлемой сущностью, вашей духовной природой. Пусть Он руководит всей вашей жизнью; погрузитесь в Него всем своим существом. Если же на пути жизни вам встретятся лжепророки, то проверяйте их слова и действия по Слову Божьему. Не увлекайтесь чувством, которое приходит и уходит. Стойте в вере, постоянно пребывайте в молитве. В церковной жизни придерживайтесь порядка, руководствуясь Словом Божьим и советами верных, стойких руководящих братьев. Нам не страшна работа трясунов, ибо по слову нашего Господа Иисуса Христа Церковь Его не одолеют врата ада.

Познакомившись с материалом данной статьи, вы, наверное, уже убедились в том, что учение трясунов не от Бога, но это дух заблуждения. Прикрываясь высоким, возвышенным, к чему стремится всякий верующий, то есть получению Святого Духа, трясуны ввергают доверчивые души в такое ужасное состояние, из которого бывает впоследствии трудно вырваться. Трясуны именуют себя пятидесятниками, но мы умышленно не употребляем это наименование, ибо оно совершенно к ним не подходит, ибо это чистое хлыстовство. Мы предлагаем братьям воздерживаться от применения к ним наименования пятидесятников.

Братья и сёстры! Крепите снасти нашего корабля в этом бушующем море греха и разврата. Научимся отличать голос Божий от чужих голосов, которые, как сирены, заманивают путника сладкими голосами, а потом ввергают его в погибель. Не забывайте утешительных слов Господа, Который наш Пастырь, ведущий к тихим водам, а не к бурным потокам, что Господь наш не в буре и грозе, но в тихом веянии. И, наконец, Он говорит в 31-ом псалме: "Вразумлю тебя, наставлю на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, Око Моё над тобою".

Да благословит Господь во славу Его имени и во благо всем любящим Его.

Далее

К Содержанию

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки