Многие, читая в Святой Библии повествования о таких событиях, как молитвы Христа до кровавого пота в Гефсиманском саду (Марк 22:41-44), молитва Ап. Петра на кровле дома Симона кожевника (Деян. 10:9-16), восхищение Ап. Павла до третьего неба (2 Кор. 12:1) и, наконец, состояние Иоанна Богослова перед написанием книги Откровение (Откр. 1:10), думают, что состояние это можно достигнуть чисто искусственным путём, и поэтому начинают приводить свою нервную систему путём различных телодвижений в возбуждённое состояние, превращающее молитвенные собрания подобных людей в безумную оргию распутства. К числу таких людей можно отнести сектантов-хлыстов и недавно появившихся пятидесятников или трясунов.
Основной корень экстатических сект надо искать в гностицизме и чёрной магии древних времён, когда человечество стало обожествлять "тёмную силу", то есть дьявола.
Подобное состояние можно объяснить также атрофией личной воли человека, которая не может распоряжаться организмом человека, предоставляя его самому себе. Нельзя сказать, чтобы это состояние, производящее у человека конвульсивное дрожание всего тела, не имело влияния на его мозг, который от усиленной работы в одном направлении приходит в состояние дряблости, и в корковых центрах больше уже не могут правильно сочетаться впечатления, воспринимаемые от внешнего мира.
Весь вред от подобного рода искусственного экстаза показывает нам также история. Католические монахи в средневековье также искусственными средствами приводили себя в подобное состояние, последствием чего были галлюцинации, которые они принимали за откровения. В подобном состоянии человек при полной тишине начинает слышать таинственные голоса, а также и при помощи зрения видеть несуществующие в действительности предметы. Это происходит вследствие лёгкой возбуждаемости корковых центров мозга, но это возбуждение не во вне, а изнутри, как вызванные путём воображения большого мозга. При этом надо сказать, что человек, погружающийся в искусственно созданный его фантазией мир и замкнувшийся в нём от живой действительности, уподобляется пьянице, который видит видения в приступе белой горячки.
Пятидесятники, думающие подобным путём достигнуть получения дара языков, скорее, можно сказать, уподобляются той греческой жрице дельфийского оракула, которая посредством одуряющих паров приводилась в бесчувственное состояние и начинала бормотать, как больной в бреду, а жрецы выдавали этот бред за особое откровение богов. Между экстазом этой жрицы и пятидесятников всё различие лишь в технических средствах приведения себя в подобное состояние. Там наркоз одуряющих паров, здесь безумные телодвижения, но результат один и тот же. Пусть сойдутся к пятидесятникам представители всех существующих народностей земного шара и спросим, услышали они, чтобы хоть один из членов этого сборища говорил на каком-либо из существующих на земле языков, кроме своего родного. Да и то, они произносят на нём один бессвязный набор слов. А между тем, когда апостолы получили дар языков через сошествие Святого Духа, то собравшиеся люди различных национальностей слышали от апостолов проповедь на различных языках (Деян. 2:7-8). Поэтому мы можем с полной уверенностью сказать, что пятидесятники в данном случае подобны помешанным, которые в припадке своей болезни начинают воображать себя в различных ролях.
В лице пятидесятников перед нами стоит тип людей, переживающих один из видов религиозного помешательства. Эта болезнь в средние века среди монахов, предававшихся различным изнурительным подвигам, принимала эпидемический характер. Её можно встретить и среди православного монашества, которое часто хвалится видениями своих святых. Но надо сказать, что если мы подробно исследуем почву, на которой возникают подобные видения, то нам придётся согласиться с безбожниками, что религия - дурман для народа. И действительно, подобная религия есть дурман, так как она отбрасывает в сторону Евангелие и искусственными способами старается достигнуть каких-то видений и пробуждения пророческого дара. Можно сказать, что подобный экстаз есть ничто иное, как печальная наследственность от официальных церквей, которые своими внешними формами богопочитания усыпляют сознательную работу мысли и делают человека какой-то машиной, работающей под внушением этого духа.
Мы должны ясно понять, что наше дело заключается не в том, чтобы стремиться со своими грубыми органами проникнуть в тайны духовного мира, и искусственно вырабатывать в себе какие-то силы, которые напоминали бы дары Святого Духа. Нет, наша цель - идти исключительно по стопам нашего возлюбленного Господа Иисуса Христа, и тогда благодатные дары Святого Духа раскроются сами в нашем сердце без искусственных усилий со стороны человека.
Поэтому мы должны считать своим нравственным долгом вести упорную борьбу с подобными явлениями в области религиозной жизни, как хлыстовство и пятидесятничество, так как, в противном случае, мы будем содействовать как физическому, так и нравственному вырождению общества, и тем навлечём на себя гнев Божий и неминуемую гибель.
Станем же с помощью Божьей бороться с этими болезненными наростами на теле нашей Церкви и не будем смущаться их появлением, так как всё это показывает нам, что настало время, когда дьявол изо всех своих сил хочет поколебать устои Церкви Христовой, но это ему не удастся сделать.
Главная
страница | Начала веры
| Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки