Начало современного движения пятидесятников датируется точно с 7 часов вечера в канун 1901 года. Методистский пастор Чарльз Парэм, в поисках объяснения старательно изучал вместе с группой учеников Новый Завет, чтобы разгадать тайну силы первоапостольского христианства. Все пришли к выводу, что причина кроется в "говорении на языках", которое, как они думали, всегда сопровождало принятие Святого Духа в Деяниях Апостолов. Придя к этому выводу, они решили неустанно молиться Богу о "крещении Духом Святым", и вместе с ним о получении дара "говорения на иных языках".
31 декабря 1900 года они молились весь день, с утра до вечера, без какого-либо результата, пока одна из присутствующих девушек не предложила осуществить написанное о "возложении рук". Парэм тотчас возложил свои руки на голову девушки, и она заговорила на незнакомом языке. Уже через три дня и сам Парэм и ещё 12 других священников различных деноминаций были "крещены", и все они получили способность "говорения на языках". Вскоре это движение охватило весь мир и сейчас оно насчитывает 10 млн. последователей. В течение полстолетия движение пятидесятников встречалось враждебно, но с 1960 года в некоторых деноминациях появилось тоже "говорение на иных языках", и о нём заговорили.
С 1969 года в Америке это движение "говорения на иных языках" приобрело широкую известность, и несколько тысяч католиков, захваченные этим движением, всё глубже вносили понятия о "крещении Духом Святым" и "говорении на языках" в свои церкви и страны. И теперь периодически собираются конференции "харизматическими", "говорящими" конфессиями, на которых присутствуют десятки тысяч участников. Незадолго до смерти папа Павел VI принял делегацию "харизматиков" и заявил, что сам он тоже пятидесятник.
Каковы же причины этого неслыханного успеха "харизматического возрожденчества"?
- Восприимчивая почва, состоящая из тех миллионов христиан, которые чувствуют, что их религия суха, лишена силы и горячности.
- Это действительно могучий дух, производящий все феномены: исцеления, говорения на языках, толкования пророчеств.
- А главное, переживание "крещения Духом Святым"!
Правда, странно то, что крайне удивительные действия этого духа почему-то не вызывают у последователей интереса к его исследованию. Их переживания, духовные опыты обладают таким мощным воздействием на психику, что не возникает никаких опасений относительно обмана. Да и не дерзает никто сомневаться, чтобы не "похулить Духа Святого".
Чтобы подвести Библейское основание для учения о пробуждении, которое в последнее время должно охватить весь мир, всегда ссылаются на Деян. 2:17-18. Первая часть этого пророчества действительно и фактически исполнилась в событиях Пятидесятницы, когда была основана Церковь. Вторая - не исполнилась ещё.
Следует отметить, что Петр воспользовался этими стихами Ветхого Завета, когда находился в Иерусалиме. В связи в этим необходимо обратить внимание на стих Зах. 12:10, где подчеркивается, что Господь изольёт Свой Дух на жителей Иерусалима. Таким образом, Апостол раскрывает это пророчество прежде всего для своего народа, перебрасывая мост через тысячелетия и сочетая эти два события первого и второго излияния Духа Святого на жителей Иерусалима.
Так, когда же состоится второе излияние Духа Святого? И если мы будем объяснять Библию Библией, то целый ряд мест, например, Ис. 32:14-18; Иез. 11:17-20; 36:24-29; Иез. 39:28-29 ясно дают видеть, что предсказываемое второе излияние Духа Святого сопряжено с собиранием израильского народа, и, весьма вероятно, что оно совпадает с началом Тысячелетнего царства. Пророчество Осии о "дожде позднем" (Ос. 6:1-3) опять-таки связано с судьбой Израиля. Последующие стихи Деян. 2:19-21 в сочетании с Откр. 6:12 указывают на приблизительный момент этого события. А событие это совершится не в период благодати, а в период судов. Также необходимо учитывать, что, как следует из Рим. 11:25, Израиль как народ не обратится к Христу в этот нынешний период спасения. Однако Бог обещает спасение всего Израиля (Рим. 11:26) после времени язычников. Таким образом, совершенно очевидно, что Господь совершит ещё раз особое вторжение в историю Своего народа, но не во времена язычников, а позже, касаясь его, как Ветхозаветного народа завета.
Мы тщетно будем искать в назидательных Посланиях указаний относительно пробуждения в конце периода Церкви, мы найдём там скорее противоположное. Потому что Новый Завет явно указывает, что Церковь будет наблюдать в последнее время другое пробуждение - оккультное.
Матфея 25:24 "Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить если возможно и "избранных".
Церковь же при этом охватит целый спектр обольщения (1 Тим. 4:1; 2 Тим. 3:1; 2 Тим. 4:3-4; 2 Пет. 3:17; Лук. 18:8; Матф. 24:5, 12).
Поэтому учение о том, что Церковь последнего времени будет наблюдать великое пробуждение с теми же проявлениями, как в День Пятидесятницы, самым благоприятным образом подготавливает верующих к принятию знамений и чудес лжепророков. Тем более, что они любят приходить под видом Ангела света (2 Кор. 11:13-15).
Есть разница между событиями и учением, которые содержит Библия. Их нельзя отождествлять. События, как правило, вызваны вполне конкретными причинами и обусловлены определённым местом. Учение же выражает истину, не зависящую от места и времени. Поэтому книга "Деяния Апостолов" не является в более узком смысле учебником церковной жизни или учебником истины о Духе Святом. Деяния Апостолов - это повествование о событиях переходного периода от древнего периода спасения (закона) к новому, периоду благодати. И нам необходимо различать исторические сообщения от указаний назидательных посланий.
Послания Апостолов говорят о получении Духа Святого по вере, а не в силу каких-то дел.
Превращение же сообщений об особых событиях в Библии в учение, в догму, приводит к ошибкам, к заблуждениям. Такова история возникновения почти всех сект. Не избежало этой участи и "харизматическое движение". Именно на таком принципе оно основало учение о необходимости получения Духа Святого через возложение рук, в то время как Послания Апостолов говорят о получении Духа Святого по вере (Гал. 3:14; Ефес. 1:13), а не в силу каких-то определяемых законом действий или дел (Гал. 3:2).
Бог вчера, сегодня и во веки тот же, в Нём нет тени перемен.
Но Бог не действует всегда одним и тем же образом, как свидетельствует стих Евр. 1:1. И если мы посмотрим на Библию в целом, то заметим, что обилием знамений и чудес Бог обычно сопровождал новые откровения и начало каких-то новых фаз в Своём спасительном плане. Так чудеса и знамения сопровождали выход евреев из Египта и заключение с Израилем Завета (Деян. 7:36; Пс. 104). В нормальном же периоде Бог разговаривает посредством Своего Писаного Слова (Лук. 16:29).
Потом, Бог действует сверхъестественным способом при чрезвычайных обстоятельствах. Например, когда народ Израильский был в пустыне, Бог даровал манну с неба. Когда же Израиль прибыл в землю обетованную, то пищу они добывали естественным способом. Точно так же при заключении Нового Завета, когда Церковь ещё была в младенческом состоянии, ещё сильны были Ветхозаветные пережитки. Опыта же хождения по вере, жизни по благодати почти не было, и Бог вновь действует посредством сверхъестественных проявлений, чтобы поддержать ещё не утвердившуюся Церковь в жизни по вере и благодати.
Следует отметить, что в возведении фундамента для Новозаветных отношений с Богом, Господь избирает особую категорию людей, Апостолов (Ефес. 2:20-21). Обладая особым положением, Апостолы обладали и особыми полномочиями. Знамения и чудеса являлись признаками их апостольства (2 Кор. 12:12). Апостолы оставили написанное слово в Новом Завете, которое для нас обладает Божественным авторитетом: "Всё Писание богодухновенно" (2 Тим. 3:16). Это откровение Божие в Новом Завете завершается временем апостолов, и никто уже не в состоянии прибавить к нему ни слова. Новый Завет - это Слово Божие и, как таковое, не нуждается уже в подтверждении чудесами и знамениями. Именно поэтому вместе со смертью Апостолов прекратились знамения и чудеса Апостолов.
Но, уместны ли сейчас чудеса вообще, возможны ли они сегодня? На этот вопрос отвечает Ганс Бранденбург:
"Мы знаем, что для Господа нет ничего невозможного, и по молитве детей Своих Он силен совершить что-то особенное, чрезвычайное.
Почему же в таком случае нам не говорить о чудесах? Но ведь это личный опыт веры, который не должен составлять содержание всеобщей проповеди и вообще не должен предназначаться для печати, чтобы не предлагать его как знамение для нынешнего христианства".
Подтверждением этой мысли служит порядок исцеления, изложенный в Послании Иакова 5:14-16.
Воспользуемся сравнением: Церковь покоится на основании Апостолов и пророков (Ефес. 2:20-21). Такие краеугольные камни, как известно, полагаются только однажды. Чтобы удалить "массы земли", которые нужно устроить для того, чтобы положить фундамент, нужны особые орудия (Деян. 9:15), машины. Сегодняшние "новоапостольцы", ссылаясь на особые начальные события в Деяниях Апостолов, проносят свои учения в церкви, пробираются, собственно, на своих "бульдозерах" и "экскаваторах" в верхние этажи и, можно сказать, даже в чердачные помещения. При этом у них, как будто, честные намерения, они ссылаются на начальную историю Церкви и на другие происшествия в Писании, только после всего этого остаётся не больше, как поле развалин, иногда даже и трупы.
Тот, кто тоскует по "апостольским" временам и событиям, которые, по их мнению, сопряжены с регулярно появляющимися знамениями и чудесами, кто молится о том, чтобы Господь вторгался в жизнь и действовал так, как во времена "первого христианства", должен быть честным; поэтому пусть он молится и о том, чтобы Господь судил грех таким же видимым образом, как Он судил Ананию и Сапфиру. К сожалению, обычно они не молятся в таком направлении. Свои молитвы люди посвящают более приятным и более удобным проявлениям присутствия Божьего.
В литературе "харизматического возрождения" особо ярко просматривается деталь, которая была и ранее в отдельных сектантских группах, то есть выделение какой-то определённой, особо любимой догмы. Так, руководители этого движения и их литература говорят о том, что "крещение Духом Святым бывает засвидетельствовано первоначальным физическим знаком говорения на языках".
Более того, об ином языке нужно ревновать. Но такое подчёркивание говорения на языках противоречит учению Ап. Павла (1 Кор. 14:1-3), который сознательно ставит язык на последнее место.
Нужно быть особенно внимательным, ведь даже пятидесятники говорят о том, что источники говорения на незнакомых языках могут быть разными. Если в Евангелии дар даётся Духом Святым, как Ему угодно (1 Кор. 10:11), то здесь наблюдается другое: "говорение на языках" вызывается с помощью профессиональных приёмов. Например, взявшись за руки, через совместную декламацию молитвы; через возложение рук с непрестанным повторением какой-либо фразы; некоторые сами "помогают", твердя бессмысленные звукосочетания, пытаясь открыть дорогу молениям на языке.
Один иезуитский богослов рассказывает, как он осуществляет советы на практике:
"Я почувствовал сильное влечение прийти в храм. Пришёл, сел и стал говорить всего лишь "ля, ля, ля". К ужасу своему, я почувствовал сильное движение языка и губ с потрясающим ощущением глубокого преклонения".
Эти психические явления не имеют ничего общего с Духом Святым. Эти психические приёмы не имеют ни малейшего сходства с тем духовным даром, который описан в Деяниях Апостолов, и, скорее, близки к шаманскому "говорению на языках", практикуемому в примитивных, то есть языческих религиях, где шаман или знахарь пользуются отработанной техникой для погружения в транс, а затем передачей послания к "богу" или от него на языке, которого не учил.
Но в последнее время дух говорения на языках наделён такой силой и властью из преисподней, что способен овладеть человеком, который всего лишь только находится в обществе "харизматов" и имеет доброжелательное или даже нейтральное отношение к этим явлениям.
Следует отметить, что Ап. Павел допускает такой язык, который обладает следующими свойствами:
- Язык должен быть понятным для Церкви (1 Кор. 14:1-12);
- Сам говорящий должен его понимать (1 Кор. 14:13-15);
- Язык должен оказывать положительное действие на неверующих (1 Кор. 14:22-23).
Фактически, Ап. Павел требует наличия тех свойств, которыми обладали языки, описанные в Деян. 2:4-11, то есть иностранные языки. Нужно обладать интеллектуальной честностью, чтобы признать, что коринфскую практику говорения на языках (которые ни сам говорящий, ни окружающие его не понимали, и на вошедших в собрание они производили отталкивающее действие), Ап. Павел не поощряет, а порицает.
Потом, необходимо понимать, что коринфская церковь имела серьёзные догматические и духовные повреждения:
- повреждение самого Евангелия (1 Кор. 15:12; 33, 34);
- общение с бесами (1 Кор. 8:10;18-22);
- упразднение Вечери Господней и фактически замена её языческой оргией (1 Кор. 11:17, 20, 21);
- атмосфера смешения с язычеством (2 Кор. 6:14-17);
- расположенность к другому Иисусу, иному Духу и иному благовестию (2 Кор. 11:4).
Поэтому практиковать опыты этой духовно больной церкви более чем рискованно.
Многие уже длительное время исследовали это движение "возрождения". Одним их тех, кто предпринял тщательное и объективное изучение "говорения" на языках, был западногерманский пастор, доктор Курт Кох. Рассмотрев сотни случаев этого "дара", проявившиеся за последние несколько лет, он на основании Священного Писания пришёл к выводу, что только четыре из них могли бы иметь ту же природу, что и дар, описанный в Деяниях Апостолов, да и то все они вызывали у него сомнения. Но в противовес этим, более или менее допустимыми случаям, доктор Кох нашёл множество случаев несомненной одержимости бесами. В заключение, он говорит, что движение "языков" - это вовсе не "возрождение", потому что мы находим в нём очень мало раскаяния и исповедания грехов, а в основном стремление к власти и переживаниям. Феномен "языков" - это не описанный в Деяниях дар и даже, в большинстве случаев, не одержимость бесами. На 95% этот феномен, скорее, носит характер "медиумизма", (см. К. Кох "Борьба языков").
Кто такой "медиум"? Это лицо, обладающее определенной психической чувствительностью, которая позволяет ему быть орудием или средством проявления невидимых сил или существ, то есть падших духов. Почти все нехристианские религии широко используют медиумическую одарённость: ясновидение, спиритизм, "чудесные исцеления", гипноз, появление и исчезновение предметов и т.п.
Наиболее известная форма медиумизма на современном Западе - это спиритические сеансы. Для их успешного прохождения необходимо соблюдение следующих условий:
Пассивность. Необходимо предоставить своё тело сознательно и по доброй воле, так же, как свои ощущения и интеллект, в распоряжение проникающего в него или руководящего им духа;
Единодушная вера. Все присутствующие должны быть "настроены с симпатией, чтобы поддержать медиума".
Магический круг. Все присутствующие берутся за руки, образуя круг. Путём такого замкнутого кольца каждый участник снабжает энергией определённую силу, которая коллективно передаётся медиуму. Однако "магический круг" нужен только не очень развитым медиумам. Мадам Блаватская, основоположница современной "теософии", сама была медиумом и позднее высмеивала грубую тактику спиритизма, когда столкнулась с более сильными медиумами Востока, которым не нужны физические прикосновения.
Мистическая атмосфера. Необходима мистическая атмосфера, обычно создаваемая искусственными приёмами, как, например, пение гимнов, слушание тихой музыки и даже совместная молитва.
Поразительно то, что все эти предписания имеют место на "харизматических" молитвенных собраниях.
Пассивность спиритических сеансов соответствует тому, что "харизматические" писатели описывают следующим образом: "Это как бы отпустить себя… что заключает в себе нечто большее, чем волевое посвящение всего своего сознательного существования; это относится к огромной, даже скрытой от нас бессознательной жизни… Всё, что можно сделать - это предоставить себя: тело, ум, даже язык, чтобы Дух Божий мог полностью овладеть тобой".
Бог не для того наделил нас разумом, чтобы его отключать.
Но ведь от этого состояния пассивности "так, как бы вели вас" предостерегает Ап. Павел в самом начале рассуждения о дарах духовных, потому что в пассивном состоянии человек не может проконтролировать: проклинает ли он Христа этим даром, или прославляет (1 Кор. 12:2). Состояние, близкое к трансу, когда "дух мой молится, но ум остаётся без плода" (1 Кор. 14:4) Ап. Павел не разрешает иметь, заявляя: "Что же делать?" (дословный перевод: "Что же должно быть?"). Этому состоянию он противопоставляет: "Стану молиться духом, стану молиться и умом: буду петь духом, буду петь и умом" (1 Кор. 14:15), то есть активное сотрудничество ума и духа. Бог не для того наделил нас разумом, чтобы его отключать.
Духи же зла делают это с удовольствием. Поэтому коринфскую увлечённость неконтролируемыми разумом сверхъестественными проявлениями Ап. Павел характеризует, как детство (1 Кор. 14:20).
Общность веры. Специфическое единодушие в ожидании "харизматических" явлений. Ярко выраженная общность требуется для опыта "крещения Духом Святым", которое обычно проводится в маленькой комнате в присутствии немногих уже знакомых с этим переживанием.
Спиритический магический круг соответствует "возложение рук" у пятидесятников, которое производят те, кто уже прошёл через "крещение" с "говорением языками" и кто служит, по словам пятидесятников, "проводником Святого Духа". Это слово спириты применяют к своим медиумам. Показательно то, что посвящённые харизматы очень любят прикасаться к каким-либо частям тела другого человека, часто помимо воли человека, подвергая его тем самым воздействию "благодати". Но всё это типичные приёмы медиумического посвящения (инициации).
Нужно заметить, что, как и у восточных медиумов, с которыми познакомилась Блаватская, "харизматический" дух сегодня наделён уже такой силой, что способен осуществлять посвящение без физических прикосновений.
"Харизматическая" атмосфера, как и "спиритическая", создаётся с помощью воздействующих на психику гимнов и молитв, а часто также и хлопаньем в ладоши, что создаёт эффект всё возрастающего возбуждения, сходного с опьянением.
Создаётся эффект всё возрастающего возбуждения, сходного с опьянением.
Таким образом, "харизматическое возрождение" - это, по сути дела, медиумическое движение. Многое в нём непонятно, когда смотреть на него, как на "христианское", но становится ясным, если раскрыта его медиумическая сущность.
В движении харизматиков замечается то, что "крещение Духом Святым" сопровождается конкретными физическими переживаниями. Приведём в качестве примера свидетельство католического священника, который говорит:
"Когда я переживал крещение Духом Святым, то ощутил, как мой мозг стал кувыркаться, моя грудь подниматься на голову, меня бросило в жар и вдруг… я ощутил удивительное блаженство и стал смеяться всё громче и громче… это был смех Святого Духа, при этом пришло чувство полной свободы.
Другой пример: "Когда на меня возложили руки и молились вместе со мной о крещении Духом Святым, я почувствовал, как меня ощутимо физически затрясло… я упал навзничь, я чувствовал рядом присутствие Бога (Ис. 28:13)".
Таких свидетельств достаточно много, но в них мы не наблюдаем ничего схожего с христианскими переживаниями, описанными в Деяниях Апостолов. Дух Божий не овладевает нашим телом непосредственно. Дух Святой пребывает в нас, чтобы свидетельствовать духу нашему, что мы дети Божии. А злые духи действуют в человеке, унижая его до положения робота. Дух Божий просит нас и призывает к сотрудничеству с Ним; нечистые же духи помышляют о том, чтобы захватить прямой контроль над нами.
Признаками проникновения злых духов в тело и психику человека являются: сильное потрясение, временная парализация, дрожание, электризация, может возникнуть чувство холода, как от прикосновения ветра или жар в крови, чувство переполняющей радости или парения в воздухе и многое другое.
Тех, кто водится не Духом и волей, а своими чувствами, сатана легко ловит в свои сети, посылая чувства и сверхъестественные ощущения. К ним приходит "пульсирующий", "видимый", "опрокидывающий дух", который приближается и "вливается".
Враг сочетает ересь в развивающемся учении о духовном крещении с искренним стремлением многих верующих освободиться от всяких уз и одержимости сознательными прегрешениями. Каким же обольстительным образом действует весть о том, что какой-то однократный опыт освобождает нас от всякой борьбы! Вместо того, чтобы в простой вере и в послушании возрастать в познании Иисуса Христа, человек часто хочет одним скачком прыгнуть в "жизнь на более высокой ступени и в другом направлении". С настойчивым нетерпением и усилиями человек молится о том, чтобы удостоиться столь вожделенного переживания. Если у него такая настроенность, то в самом начале он чувствует себя, словно опьянённым таким чувством блаженства, которого он никогда не испытывал прежде. Он убеждает себя, что он, наконец, удостоился духовного крещения. Приобретённое состояние оценивается и рассматривается более высоким христианским состоянием, нежели обычное обращение к Иисусу и получение оправдания.
"Переживания", вызванные этим учением, которые действительно могут вызвать чувство и состояние "блаженства", отчуждают дело Иисуса Христа от дела Духа Святого, разделяя действие Креста и действие Духа Божия. Устанавливаются всё более тесные отношения с Духом Святым, всё большее Его прославление, в то время как Кровь и Крест Христа остаются в стороне. Это совершенно противоречит служению Духа Святого, которое неразрывно связано с Иисусом Христом и направлено на прославление Христа (Иоан. 16:14; Матф. 3:11).
Всё чаще сообщается теперь о знамениях, чудесах, видениях, сновидениях, вместо того чтобы сохранить в центре внимания провозглашение Слова Божия. Всё более и более уходят верующие с истинной основы, с основы Евангелия, открывая себя нашёптываниям и воздействиям обольстительных духов, о чём так ясно говорит Слово Божие (1 Тим. 4:1). Шлаттер пишет, например:
"Вот врата нападения, чрез которые способен проскользнуть обольщающий дух с помощью своих обольщающих козней усиливается благочестие, но одурманивающим образом, подделываясь под действия Духа Святого, вооружаясь чрезвычайной силой и даже жаром, может быть, даже силой творить чудеса и видения; искупление воспринимается чувствованиями, притом, столь удивительным образом, захватывая душу, так что исчезает потребность в ежедневном очищении от грехов по благодати Христовой, а вместе с тем исчезает и вера! Но именно такова главная цель обольщения, проводимого сатаной: он пытается отдалить человека от Христа, увлечь его от Него и подменить его духовные силы такой "полнотой", что человеку уже кажется совершенно излишней потребностью искать спасение у Креста".
Поиск чудес - это дело, которое совершенно противоположно богословию Креста. Не уничижая никогда веры, Господь Иисус неоднократно замечал: "Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения" (Матф. 12:39; 16:4). Бога можно почтить только верою, а "без веры Богу угодить невозможно" (Евр. 11:6). Радость, даруемая чудесами, а также жажда переживаний приводят медленно, но неизменно к другому основанию, к колеблющемуся фундаменту чувств и опыта. Постепенно, может быть незаметно, верующий уходит с почвы веры, соскальзывая на неверные пути всевозможных заблуждений. А Бог хотел бы привлечь нас в школу веры (2 Кор. 1:9).
Вера, как известно, прямая противоположность видения (2 Кор. 5:7); она никогда не сомневается в том, чего она не видит (Евр. 11:). Для ветхой природы это тяжёлый и непримиримый путь. Плотской человек и душевный христианин хотел бы вместо того, чтобы верить, - видеть, слышать, чувствовать, вкушать, осязать, постигать сверхъестественное и т.д. Но ведь всё это означает фактическое отпадение от веры, о чём явно говорит Библия (2 Фес. 2:3).
Радость, даруемая чудесами, а также жажда переживаний приводят медленно, но неизменно к другому основанию, к колеблющемуся фундаменту чувств и опыта.
Основной принцип обольщения оказался уже в обольщении Адама и Евы. Побуждения их были честными и чистыми (они ещё были без греха). Но ведь всё это не является защитой от обольщения (Рим. 16:19). Враг обещал им "большее". "Вы будете как боги". Он увлёк их в область видения, которое является противоположностью веры: Ева видела, что плоды дерева хороши в пищу, что они приятны для глаза и т.д. Точно также происходит сегодня: хочется пережить больше силы, влияния, "полномочий", знамений, чудес, даров, если возможно, видимых.
Церковь всегда сознавала необходимость даров Духа, которыми бы верующие служили друг другу. Но мы сегодня хотим предостеречь от одностороннего подчёркивания сенсационных (чувственных) даров и сопровождающих их сверхъестественных проявлений, которые касаются чувств, а не веры, увлекая в область видения, а потому и приводят к отпадению.
Мы живём сегодня в подготовительное время для выступления антихриста. Библия говорит нам, что антихрист откроется в обольщающем религиозном облачении и достигнет поклонения во всём мире. Это великое обольщение совершится благодаря знамениям и чудесам (Откр. 13:13-14; 16:14). По всей видимости, пришествие этого лжемессии будет подготовлено так называемым "пробуждением", которое охватит весь мир (Откр. 13:18). Оно будет сопровождаться знамениями и чудесами (2 Фес. 2:9), дарами, видениями и пророчествами (3 Цар. 22:22-23; Иер. 23:15). "Дар" будет содействовать объединению церквей. Если обратить внимание на тот факт, что римские католики всё более приобщаются к "духовному крещению", что в силу "говорения языками" некоторые протестантские направления всё более испытывают влечение к римскому направлению, что сегодня разыгрываются величественные "сцены братания" между протестантами и католиками на основе "даров благодати", то возможность создания суперцеркви не представляется уже более ошибочной мыслью. Арнольд Биттлингер пишет:
"Не следует недооценивать экуменического воздействия говорения языками и экуменический отпечаток на нынешних харизматических молитвенных богослужениях. Говорение языками создаёт общение, которое сильнее всевозможных конфессиональных и деноминационных рамок".
Замечено, что харизматическое движение распространяется особенно среди либеральных церквей, меньше среди евангельских и совсем мало затронуло фундаментальные протестантские церкви.
Там, где легко принимается иное благовествование, там легко проникает и иной дух (2 Кор. 11:3-4). Работа в этом направлении проводится во Всемирном Совете Церквей. Так сказать, теперь "поверхностные догматические основы отметаются в сторону, верующие пришли в единству во Святом Духе". Но подлинного единства дух "харизматического возрождения" не производит. Мы видим, как новопятидесятничество дробится на множество направлений. Это и "Собрание Бога" и "Церкви Бога", и "Объединения Пятидесятницы", и группы "Святости", и группы "Полного Евангелия" и прочие, многие из них ещё распадаются на более мелкие ответвления.
Там, где легко принимается иное благовествование, там легко проникает и иной дух.
Мы видим сегодня, что оккультизм наступает. И не только в мире. Враг простирает своё спиритическое царство, царство мёртвых, также посреди Церкви. Он дарует потерявшему Крест христианину потерявшие Крест переживания и дары. Потерявшее Крест и Кровь евангелие, исполненное чудесами, знамениями, сенсационностью, - это евангелие сатаны, евангелие последнего времени. Как следует из Священного Писания (Иоан. 16:8-11), деятельность Духа Святого проявляется прежде всего через познание собственной греховности по отношению к святости Божией и в меньшей степени через "взрыв" даров. Но вот сегодня люди всё более тоскуют и стремятся к этим проявлениям даров, полагая, что в них заключается истинная сила Божия (Деян. 8:10). Сегодня всё больше говорят о переживаниях, но всё меньше о послушании и сокрушении. Поэтому есть все основания утверждать, что харизматическое движение в общем представляется распространением охватившей мир волны иррационального (недоступного объяснению) оккультизма и мистицизма на жизнь Церкви. Обстоятельство это и объясняет, почему оно распространяется со столь чрезвычайной быстротой.
Сегодня всё больше говорят о переживаниях, но всё меньше о послушании и сокрушении.
Дело усложняется сильным подобием нынешних сверхъестественных явлений с Библейскими дарованиями. Если это сочетать с фактом, что у огромного множества молодых людей сияющие лица, что они много говорят об Иисусе, что они отказались от таких своих прежних привычек, как наркотики, преступление и разврат, что они обнаруживают преданное благочестие, тогда человека, который решается усомниться в происшедшем и который решается утверждать, что это может быть в действительности ложным (каким представляется и нам), легко счесть подозрительным, недружелюбным, предвзятым. Но нам не следует забывать, что самое опасное - такое заблуждение и самое смертельное - такое подражание, которое ближе всего напоминает истину. И принятие таких подделок врага представляет простор силам обольщения (1 Тим. 4:1). Тогда осуществляется ужаснейшее смешение сатанинского идоложертвенного учения с учением Божиим, душевной деятельности с духовной, Библейского с небиблейским, духа тьмы с Духом Святым; так что едва ли может быть что-то худшее.
Самое опасное заблуждение и самое смертельное подражание - такое, которое ближе всего напоминает истину.
Мы не преувеличиваем и не переоцениваем силы врага. Но хотели рассказать о смертельной опасности игнорирования (не признания) и недооценивания коварных атак (Ефес. 6:12) этого гениального противника. Библия не учит нас, чтобы мы игнорировали (не признавали) сатану, и тогда только он убежит от нас (Иак. 4:7). Нам не следует забывать, что сатана обольстит весь мир (Откр. 12:9).
Он был пред лицом Божиим, а потому знает, как искусно подделываться под Духа Святого, хотя мы едва ли это считаем возможным.
И только духовная трезвость и послушание истине сделают нас способными противостоять надвигающейся извращённой, сатанинской пятидесятнице, которую подготавливает преисподняя.
Для духовного состояния современного человечества весьма показательно то, что "харизматические" и "медитационные" опыты начинают укореняться среди христиан. Причина этой всё возрастающей тенденции - потеря чувства понимания самого христианства.
Жизнь, которую ведет большинство современных христиан, сосредоточена на себе и на самоублажении. И такой настрой полностью отторгает их от понимания духовной жизни. А когда такие люди обращаются к "духовности", то лишь как к новой форме самоублажения. Это можно с ясностью увидеть в абсолютно ложном религиозном идеале и "харизматического" движения и "христианской" медитации: все они обещают, и незамедлительно обеспечивают, ощущение "блаженства" и "мира". Но это вовсе не похоже на идеал христианский, который обращён к ежедневному очищению от греха, к жизни сораспятия, к постоянному отвержению своего "я", как условию принятия жизни Божией.
"Блаженство" и "мир", которые афишируют современные "духовные" движения, направлены на чувственное и интеллектуальное ублажение человеческого "я", и это совершенная гибель для духовной жизни, центром которой является Христос. Все эти формы "христианской" медитации действуют только на психическом, душевном уровне и совершенно не затрагивают дух человека.
Мы живём в последнее время. И сам факт, что власть тьмы утверждается не только среди язычников, но и среди христиан, говорит нам о близости конца. Самой природе антихриста свойственно представлять царство дьявола, как будто это царство Христа.
Разумеется, не всякий, кто успешно "медитировал" или думает, что он получил "крещение Духом", действительно получил посвящение в царство сатаны. Но именно в этом заключается цель таких "экспериментов". Несомненно, приёмы посвящения в бесовские обряды будут всё более совершенствоваться по мере того, как человечество всё лучше подготовлено к их восприятию настроем на пассивность и раскрытость "новым религиозным опытам", насаждаемым этим движением.
Наше слово предостережения обращено ко всем, кто стремится вести жизнь сознательного христианина в мире, одержимом нечистотой. Пусть описания всё более явных и наглых происков сатаны побудят христиан к бдительности и твёрдости, чтобы держаться чистых истоков христианской жизни и не быть "увлечёнными стихиями мира" (Кол. 2:8).
Главная
страница | Начала веры
| Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки