Будучи детьми Божьими, искупленными Кровью Сына Его, Господа Иисуса Христа, мы знаем, что наш Спаситель в недалёком будущем возвратится к нам. Это и будет концом благодати Божьей, дарованной людям через Сына Его - Единородного Господа Иисуса Христа.
Следует, однако, сказать, что время это рассматривается Словом Божиим и как отступление от благодати, получаемой человечеством от его Создателя согласно 2 Фес. 2:3, где говорится, что "придёт прежде отступление". Поэтому решительно всем верующим нужно тщательно разобраться в том, каким образом это отступление может поразить и их?
Получивший рождение свыше, получил нетленный дар жизни.
Свидетельствуя об этом, Слово Божие говорит, что верующие должны любить друг друга, "как возрождённые не от тленного семени, но от нетленного", от Слова Божия - живого и пребывающего вовек. Кроме того, согласно Ефес. 1:13 и 2 Кор. 1:22, каждый рождённый свыше запечатлён Духом Святым Господним. Эту святую печать Божию не способна нарушить ни одна сила в мире: ни сатана с его мрачными приспешниками, бесами, ни даже сам верующий.
Печать эта - Божия, и поэтому Он только Один властен над нею.
Кроме всего этого, Сам Господь Иисус Христос сказал: "Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей; Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех, и никто не может похитить их из руки Отца Моего" (Иоан. 10:28-29). Созвучно этому свидетельствует и Слово Божие устами Ап. Павла, который сказал: "Я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем" (Рим. 8: 38-39). Из всего этого следует, что ни одно чадо Божие не может лишиться Самим Господом ему дарованного спасения.
Слово Божие говорит, однако, о том, что можно отпасть от веры.
Это значит, что странствование на этой земле может быть осквернено, и верующий может отойти от Христа. Слово Божие разъясняет это устами Ап. Павла, который сказал: "Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским" (1 Тим. 4:1). Подобное положение вещей определилось особенно ясно в наши дни. Отступников от истинной веры так много, что многим церквам угрожает опасность стать блудницами, тогда как вся Церковь Христова должна явить Богу своё целомудрие, согласно 2 Кор. 11:2.
Следует, однако, с прискорбием отметить, что любовь к истине так понизилась, что множество детей Божиих не ходит в ней и отпадает от подлинной веры в своего Господа. Их сознание становится отравленным всякими ложными учениями, нередко проникающими в их общины. Предупреждая об этом старейшин церкви в городе Ефесе, Ап. Павел сказал:
Деяния 20:29-31 "Я знаю, что по отшествии моём войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте".
С аналогичным предупреждением обратился Ап. Павел и к Коринфской церкви, сказав:
2 Коринфянам 11:3-4 "Боюсь, чтобы, как змей хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились уклонившись от простоты во Христе. Ибо, если бы кто, пришед, начал проповедывать другого Иисуса, которого мы не проповедовали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, - то вы были бы очень снисходительны к тому".
Из сказанного видно, что существует печальная возможность того, что даже истинные дети Божии могут говорить не о том, что нужно; проповедовать другого Иисуса, даже принимать у себя духов обольщения и, более того, хорошо уживаться с ними. Такое положение вещей имеет место сегодня в особенно отчётливой форме и при этом не только на Западе, но и на Востоке. Именно в России деятельность этих злых духов получает сегодня особенно широкое распространение. Довольно уже многочисленные группы верующих затронуты сегодня такими лжеучениями, о которых Ап. Павел предупреждал около двух тысячелетий тому назад. Одно из опаснейших учений, уже нанесших людям сильный ущерб, - это так называемое пятидесятничество, проявляющееся в речи "иными языками" и в обольстительном возложении рук. Все эти учения проповедуются дьяволом, принимающим на себя в данном случае образ ангела света, как об этом упоминается в послании к коринфянам, где говорится, что "сам сатана принимает вид служителей правды, но конец их будет по делам их" (2 Кор. 11:14-15).
В своих проповедях Ап. Павел предостерегает о возможных опасностях. Так, например, если он предостерегает верующих от общения с демонами (1 Кор. 10:20), то это означает, что такое общение может иметь место в действительности. Или же, если апостол пишет "не давайте места дьяволу" (Ефес. 4:27), то это означает, что такое прискорбное явление может, всё же, случиться, и верующий может попадать под влияние своего злейшего врага. Послание к Ефесянам адресовано верующим, и поэтому все верующие не должны закрывать глаза на эти серьёзные предупреждения.
Точно так же, обращаясь к верующим фессалоникийцам, апостол предупреждает их: "Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать" (1 Фес. 5:4). Не означает ли это предупреждение боязнь того, что верующие, при известных обстоятельствах, могут оказаться в этой страшной тьме. Ещё серьёзнее звучит утверждение о том, что "Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжём и не поступаем по истине" (1 Иоан. 1:6).
Не означает ли это что, в определённом плане, верующие могут пребывать во тьме? Весьма отчётливо делается верующим города Ефеса предупреждение: "И не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте" (Ефес. 5:11). Не означает ли это, что и верующие могут принимать участие в разного рода грехах. Более того, в своём послании к Тимофею апостол прямо говорит о том, что "некоторые уже совратились вслед сатаны" (1 Тим. 5:15). Перед этим апостол упоминает о молодых вдовах, уклоняющихся вследствие праздности на греховные пути и подпадающих таким образом под страшную и злую волю дьявола.
Всё это свидетельствует о том, что даже верующие люди при известных обстоятельствах не защищены от такой страшной участи. И можно с уверенностью сказать, что именно сегодня эта проблема становится особенно актуальной.
Ефесянам 5:11 "И не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте".
Так называемое движение пятидесятников, стремящееся к крещениям Духом, к разговорам "иными языками", к сновидениям и видениям, желанию сверхъестественных переживаний, мощных явлений, ощущений и проявлений силы Духа Святого, организации различных целительных собраний, возложению рук с целью исцеления и передачи предполагаемой полноты Святого Духа Господня - всё это не соответствует Слову Божию и отвергается им.
Святой Дух Божий - это Личность, Которая даруется каждому верующему в момент его возрождения в Духе. Слово Божие говорит, что "не мерою даёт Бог Духа". Следует сказать, что, если мы в данном отношении не будем обладать кристально чистым познанием Слова Божия, если мы не будем иметь твёрдой позиции и ясности взглядов о непоколебимых основаниях Слова Божия, тогда всем нам грозит опасность рано или поздно подпасть под власть врага. Именно поэтому Сам Господь предупреждает, говоря: "Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас" (Матф. 24:4). Это имеет и в виду Ап. Павел, сказавший: "Не обманывайтесь" (1 Кор. 15:33); "…никто да обольщает вас пустыми словами" (Ефес. 5:5); "…да не обольстит вас никто никак" (2 Фес. 2:3).
Ап. Павлу сосвидетельствует также евангелист Иоанн, сказавший: "Дети! да не обольщает вас никто" (1 Иоан. 3: 7). Всё это свидетельствует о том, что соблазны и искушения - чрезвычайно серьёзное явление, которое ни в коем случае нельзя умалять. Только лишь познанием Слова Божия и Его благодатью, усиленной молитвой и подлинным смирением можно защититься от всех этих бед. В своём 2-ом Послании Ап. Иоанн говорит, что "многие обольстители вошли в мир" (2 Иоан. 7). В своём же 1-ом Послании Ап. Иоанн говорит, что "дух антихриста, о котором вы слышали, что он придёт и теперь есть уже в мире" (1 Иоан. 4:3). В Откровении Иоанна говорится и указывается на сатану, как на обольстителя (Откр. 12:9), а в 20-й главе этой же книги говорится о громадных размерах этого страшного явления (Откр. 20:8).
Относительно "провозвещения иными языками" можно сказать, что здесь мы имеем дело с сильнейшим заблуждением, которое Господь Бог попускает людям, потому что у них охладела любовь к истине. По сути дела, это можно рассматривать как суд над церковью, в которой Слову Божию не уделяется должного внимания, так как нам об этом говорит Ап. Пётр в своём 1-ом Послании (1 Пет. 4:17) В своём 1-ом Послании к Коринфянам Ап. Павел хотя и упоминает о разных языках, но в этом же послании он пишет, что "в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтоб и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке" (1 Кор. 14:19). К сожалению, имеются сегодня верующие, предпочитающие "провозвещать" на незнакомом языке, которого они сами не понимают, но который они считают основным фактором их следования за Христом.
Слово Божие говорит, что "иные языки суть знамение" (1 Кор. 14:22).
Следует сказать, однако, что как раз сегодня мы живём во время веры, а не знамений. Свидетельствуя об этом, Слово Божие говорит, что "мы ходим верою, а не видением". Ап. Павел сказал, что он живёт верою в Сына Божия (Гал. 2:20). Больше того, в своём Послании к Римлянам апостол пишет, что "всё, что не по вере, грех" (Рим. 14:23). Апостол утверждает, что "праведный верою жив будет" (Рим. 1:17).
Следует сказать, что знамения относятся, главным образом, к жизни еврейского народа в его прошлом. Так, например, исход Израиля из Египта был подтверждён рядом особых знамений (Исх. 4:17). Следует сказать, что знамениями увлекаются при отсутствии веры и недостатком ведения (Ос.. 4:6). Сам Господь Иисус Христос засвидетельствовал об этом в обращении к фарисеям, сказав, что "род лукавый и прелюбодейный ищет знамения" (Матф. 12:39).
И сегодня верующие, сердца которых не очищены, стремятся к знамениям. Будучи слабыми в вере и послушании Слову Божию, они, всё же стремятся иметь большие переживания. Таким людям слишком скучен путь смирения и уничижения, нужды и печали, долготерпения и послушания Слову и надежды на Бога. Такие люди хотят быстрых успехов, плодов и могущества. Поэтому они и стремятся к сильным переживаниям. Господь Бог отвечает на это допущением тьмы и соблазнов.
В Слове Божием говорится, что "многие, видя чудеса, которые Он (Христос) творил, уверовали во имя Его, но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех, и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке; ибо Сам знал, что в человеке" (Иоан. 2: 23-25). Вера, утверждающаяся на знамениях, - жалка и немощна.
Некоторое время спустя, эти же люди кричали: "Распни, распни Его".
Сам Господь Иисус Христос творил многие знамения. Это было и чудо на браке в Кане Галилейской, и исцеление сына царедворца, и многое другое. И всё же, "они не веровали в Него". Ах, как нужно, - несмотря на все эти многочисленные знамения, которые Он даровал им, - иметь Божию веру в Него! (Марк 11:23).
Подлинные знамения были дарованы ещё и первохристианской Церкви, как об этом говорится в книге Деян. 2:43. Это были и чудеса и знамения, совершавшиеся первомучеником Стефаном, как об этом говорится в Деян. 6:8. Об этом же повествуется в той же книге в связи с диаконом Филиппом (Деян. 8:6). Аналогичное говорится об Ап. Павле и его спутнике Варнаве, что Господь Бог "творил руками их знамения и чудеса". Все эти люди были призваны Богом.
Поэтому и служение их было истинным и угодным Богу. Всё это, однако, имело место только во времена первых апостолов и первоапостольской церкви.
Современные "провозвещания иными языками" - это тоже знамения, только их источники идут не от Бога, а от дьявола. Так свидетельствует Священное Писание, где говорится о беззаконнике, "которого пришествие будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными" (2 Фес. 2:9). Подлинное провозвещение иными языками, о котором говорится в 1 Кор. 12:10, носило временный характер и в своё время прекратилось, как об этом и говорится в Слове Божием (1 Кор. 13:8). Настанет же время, когда мы увидим всё нам дарованное "лицом к лицу" (1 Кор. 13:12; 2 Кор. 5:7).
Следует сказать, что в своей проповеднической деятельности, Ап. Павел, согласно Кол. 1:25, занимался разъяснением Слова Божия, которое он облекал в удобовоспринимаемые формы. Дарованной ему свыше благодатью апостол удостоился написать многие замечательные Послания, входящие в состав Новозаветных книг.
Все эти Послания - чистое Слово Божие. Вне всякого сомнения, это несравненно полезнее, чем провозвещение на никому не известном языке. С превеликой уверенностью можно сказать, что чистое Слово Божие, передаваемое на всем понятном языке, конечно, понятнее и доходчивее сердцу каждого верующего. Милостью Божией в нём собрано всё то, что нам нужно знать. Сейчас оно уже переведено на множество языков, которые, за исключением латинского и греческого, - живые языки, которые используют живые люди. То же, что некоторые движения и отдельные личности пытаются выдать за идущее сверху, от Бога, в действительности берёт своё начало от Божьего и нашего врага - сатаны. Всё это, идущее снизу, из преисподней, является подражанием сил тьмы, имеющим задачу затемнить Церковь и ослабить её свидетельство. Подобное служение на никому не понятном языке - это попытка не только бесчестить Господа и печалить Его, но и сильно унижает в Его глазах всех, кто занимается этим.
Одно из величайших коварств сатаны с давних времён (со времени создания первых христианских общин), состоит в том, чтобы вбить клин между абсолютно верным Словом Божиим и Его народом - детьми Божьими. Это началось уже в Едемском саду, когда отец лжи сказал Еве (или спросил): "Подлинно ли сказал Бог?" Не ослабевая, идёт эта борьба и сегодня. В наши дни мы встречаем два различных, но родственных вида сатанинской стратегии: 1) рациональное сомнение и 2) отрицание приведенных в Библии сверхъестественных случаев или событий. Эти две позиции, ввиду компромиссов с органической эволюцией, становятся в евангельских кругах очень приметными. Здесь явно очевидна попытка Господнее чудо - творение объяснить эволюционными процессами, как бы направляемыми Богом (теистическая эволюция).
Враг приводит христиан к тому, чтобы сегодня видеть чудеса там, где они не происходят. Для этого он применяет притязания самозваных чудотворцев. Первая стратегия имеет цель: часть за частью отнять у нас Библию, пока перед нами не станет вопрос: "А что же останется?" Посредством второй стратегии мы должны быть отняты у Библии: наше внимание отвлекается на, якобы новые, явления Божественных откровений или на новые сверхъестественные силы через современных пророков, так что мы очень мало интереса будем проявлять для старательного изучения Священного Писания, чтобы в нём узнать, изучить Господнюю правду и методы её передачи и познания. Мы поставлены посреди этой напряженности, между этими двумя крайностями, чтобы избрать истинный путь и идти по нему.
Часто верующие спрашивают: "Не мог ли бы Бог и сегодня сворить чудеса, какие Он творил через Моисея, Иисуса и апостолов. Он ведь не изменяющийся!" Это верно. "Ибо Я - Господь, Я не изменяюсь" (Мал. 3:6; Евр. 13:8). Но это не значит, что Он с нами, людьми, всегда одинаково обращается. Вспомним только, что во времена Ноя Он судил мир водой, а нынешний мир будет судить огнём (2 Петр. 3:6-7). Вопрос заключается не в том, может ли Бог творить чудеса и знамения, а в том, соответствует ли это в наше время Его плану. А, если бы Господь время от времени чудесным образом представлял видимые и ощущаемые знамения Своего присутствия, не укрепило бы это чудесным образом веру спасённых, которая (вера) сегодня оспаривается библейской критикой, эволюционным учением и т.д.? И не придали бы, вызванные Богом знания, нашему свидетельству в скептическом мире решающую, пробивную силу? Это справедливые вопросы.
Мы постараемся на основании Библии, по порядку, на них ответить.
Иные, наверняка, уже подумали, что если бы они, хотя бы один раз, получили действительно сильное знамение присутствия (что Он существует) Господа, то они, безусловно, впредь не сомневались в Его присутствии и твёрдо доверяли бы Ему. Соответствует ли это действительности? Хотелось бы полагать. Но чему учит нас Библия? Наши понятия и представления очень часто являются заблуждением. Поэтому рассмотрим поучительный пример с Израилем, который дан нам как образец (1 Кор. 10:6-11; Рим. 15:4). Мы всегда очень хорошо делаем, ориентируясь на то, что верный Господь нам в Своём Слове сообщает.
Дети Израиля, как никакой другой народ, пережили видимые действия Бога в своей среде. Вспомним знамения, которые свершились в Египте через Моисея и удивительный переход через Красное море; возбуждающие страх знамения, через которые Бог огласил Себя у горы Синай; и ежедневную манну с неба. Представим себе один раз следующее: "На третий день, при наступлении утра, были гром и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный: и вострепетал весь народ, бывший в стане" (Так реально было явлено им присутствие Бога). "Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошёл на неё в огне; и восходил от неё дым, как дым из печи (в оригинале стоит: плавильной печи), и вся гора сильно колебалась. И звук трубный становился сильнее и сильнее" (Исх. 19:16-19). Это мощнейшее событие дети Израиля никогда не забывали. Но Господа они забывали: "Забывали Бога, Спасителя своего, совершившего великое в Египте" (Пс. 105:21). И не последующие поколения, а непосредственно после этого выдающегося события Божественной силы: "Скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им" (Исх. 32:8).
Очевидно, что сердце человека не затрагивается тем, что он видит глазами. Израиль видел славу Господа (Исх. 16:10) и, тем не менее, променяли на славу свою на изображение вола, ядущего траву (Пс. 105:20).
Если наше сердце не достигнуто, то ничего не достигнуто. Но сердце наше достигается Богом не пятью нашими чувствами, а только через веру. Это мы понимаем из Рим. 10:10: "Потому что сердцем веруют к праведности". Вера возбуждается не видимыми или чувствительными вещами, о только лишь через Слово Божие: "Итак, вера от слышания, а слышание от Слова Божия" (Рим. 10:17). В разных периодах с момента грехопадения Бог проверял человека на его способность повиноваться и любить Бога. При этом с подавляющей отчётливостью выявилось, что "плоть не пользует ни мало" (Иоан. 6:63), и что те, кто живет по плоти, Богу угодить не могут (Рим. 8:8). Это было Израилем - Божиими сынами по плоти - очень ярко продемонстрировано. Бог делал для них всё (Ис. 5:4), чтобы они по плоти, то есть на основе их естественных способностей, могли служить Богу. Он дал им Свои совершенные законы, питал их ежедневно чудесами. Он дал им видеть Свою славу и силу. А что было потрясающим результатом? "Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне" (1 Кор. 10:6). В оригинале написано: "О большинстве не благоволил".
Безусловно, Бог знал это уже наперёд, но Он должен был и нам людям это дать понять, что мы действительно так глубоко пали, что нам остаётся одно: Богу и Его Слову верить. "Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал" (Иоан. 6:29). Поэтому Иисус не говорит: "Если вы увидите славу Божию - вы поверите", а наоборот: "Если будете веровать - увидите славу Божию" (Иоан.
11:40). Через наши пять чувств и наш затемнённый разум мы не можем приблизиться к Богу. Бог знает это, потому что Он нас знает совершенно. Поэтому будем Ему благодарны за то, что Он дал нам Своё Слово, которое через силу Святого Духа проникает в наши сердца и нам Его открывает, если мы верим: "А без веры Богу угодить невозможно, ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал" (Евр. 11:6).
Иоанна 11:40 - "Если будете веровать - увидите славу Божию".
И Павел говорит: "Ибо мы ходим верою, а не видением" (2 Кор. 5:7). Это значит - через Слово, которое питает веру, а не через знамения, которые мы воспринимаем нашими чувствами. Нам не нужны видимые и ощущаемые знамения или слышимые голоса. Они только снова, как было с Израилем, докажут нашу несостоятельность. Или мы верим, что мы лучше Израиля? Или мы думаем, что Бог напрасно поставил нам Израиля в пример? Надеюсь, что нет.
Не ввел ли нас Бог с бесконечной благостью в удивительное спасение? Так будем же Ему Одному, мудрому Богу молиться!
Чтобы ответить на этот вопрос, сделаем обзор Евангелий. Здесь евреи уже не рассматриваются более, как избранный народ Божий (как в Исх. 14:30 и 15:13, а как "злой прелюбодейный род", как "порождения ехидины", не как дети Авраама, а как - сатаны. (Матф. 3:7 и 12:39; Иоан. 8:44)). Особенно ярко это выражено в Евангелии от Иоанна. С самого начала ясно, что Иисус пришёл к Своим, которые, однако, Его не приняли. На этом основании в этом Евангелии идёт речь о крепостях евреев, а не о крепостях Господа, в оригинале - о крепостях Яхве, как они первоначально назывались. (О крепостях евреев см. Иоан. 7:2, а о крепостях Господа - Левит 23:2-4). Они стали чисто человеческим поводом, которого Святой Дух не мог более связывать с Господом (Яхве) - Богом Израиля.
Итак, евреем явлены примеры великих дел в служении Иисуса, а также знамения, которые Он совершал для неверующих. Стихи 30-31 в 20-й главе - ключевые в Евангелии от Иоанна: "Много сотворил Иисус перед учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей; сие написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его". Так хочется крикнуть: "ЗДЕСЬ ЖЕ НАПИСАНО!!!" Иисус творил знамения, чтобы в слушателях и зрителях произвести (вызвать) веру.
При поверхностном рассмотрении этих стихов, как и в целом Евангелия от Иоанна, можно действительно подумать, что Христос творил знамения ради самих же знамений. Однако же в стихе 31 написано: "Сие же написано, дабы вы уверовали".
Как мы ещё увидим - эти знамения Иисуса, за исключением отдельных редких случаев, не пробуждали спасающей веры, а наоборот, ставили (обнажали), доказывали неверие евреев. Тогда как через чтение Евангелия от Иоанна неисчислимое множество людей пришло к спасающей вере в Сына Божьего. Из всех знамений, которые творил Иисус, Святой Дух записал определённый выбор (Иоан. 20:25), а именно такие, которые особым образом открывают величие Сына Божьего, чтобы через это в читающем пробудить живую веру. Это есть собственный смысл этих ключевых стихов.
Следующие места в Евангелии от Иоанна, кажется, показывают, что люди становились верующими также через знамения и спасались - 2:23; 3:2; 6:2-14; 7:31; 11:45; 12:18. Поэтому рассмотрим их вкратце по порядку.
Иоанна 2:11 можем пропустить, потому что здесь идёт речь не об учениках. Как нам показывает глава 1, они были уже верующие.
К тому же, они доказывали свою веру готовностью следовать за невзрачным Иисусом из Назарета, Который к тому времени не сотворил ни одного знамения на длинном пути от Иордана до Каны в Галилее.
Иоанна 2:23 - "И когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его". Этот стих действительно кажется ясным. Однако, из стиха 24 становится ясно, какая вера имеется в виду: "Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех". Он смотрел в их сердца и знал, что это только мёртвая вера была, какую имеют и демоны (Иак. 2:19). Посредством такой веры не могла возникнуть связь между евреями и Иисусом.
Иоанна 3:2 - "Равви! Мы знаем, что Ты - Учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог". Так гласит прекрасное признание Никодима об Иисусе. Но Иисус ответил на это признание веры Никодима, что он ещё настолько удалён от Царствия Божия, то есть так далеко от него, что даже не может его увидеть (стих 3). Затем до стиха 21 Иисус говорит о Своём пришествии и вере ко спасению.
По-видимому, на основе этого наставления, Никодим обратился (сравните 50-51; 19:39).
Иоанна 6:2 - "За ним ПОСЛЕДОВАЛО множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными". Почему они следовали за Ним? Хотели ли они стать Его учениками? Иисус сотворил (показал) им умножение хлебов. По этому поводу читаем в Иоан. 6:14: "Тогда люди, видевшие чудо, сотворённое Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир".
Итак, следовали они за Ним потому ли, что признали в Нём пророка? Так хотелось бы думать. Иисус, однако, говорит: "Вы ищите Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились" (стих 26). Поэтому они и хотели сделать Его царём. Лучшего они и пожелать не могли. Любая атеистическая современная нация признала бы Его своим вождём. Человека с такими способностями! Человек, который может больных исцелять и дать в избытке продовольствие, то есть избавить от всех проблем. Что евреи действительно думали о материальном преимуществе, доказывает их реакция на последующую проповедь Иисуса. Он объясняет им то, что хотел высказать насыщением пяти тысяч, а именно: "Я есмь хлеб жизни". Здесь Он совершает Свое истинное пророческое служение. Он проповедует Слово. При этом люди стали расходиться - те, которые незадолго до этого славили Его как великого Пророка (Иоан. 6:60-66). Равным способом и сегодня хотят иметь пророков со способностями творить чудеса. А кто бескомпромиссно проповедует Слово Божие, того не хотят слушать. Иным образом думал Пётр. Когда Господь спросил учеников, не хотят ли и они отойти от Него, Пётр ответил: "Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни" (Иоан. 6:68). Он не говорит: "Мы останемся, потому что Ты творишь знамения и чудеса".
Иоанна 7:31 - "Многие же из народа уверовали в Него и говорили: когда придёт Христос, неужели сотворит больше знамений, нежели сколько Сей сотворил?". Опять читаем, что на основании знамений люди поверили в Иисуса. Но и здесь мы должны спросить: что это была за вера? В главе 8:31-59 нам даётся точный ответ: "Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него иудеям: "Если пребудете в Слове Моём, то вы истинно Мои ученики" (стих 31). Истинно - значит не только согласно внешних признаков. В последующей речи Господа выявляется много ли было тех, которые хотели пребывать в Его Слове. Иисус открывает евреям, кто они есть - "от дьявола" (стих 44), "потому не слушаете, что вы не от Бога" (Иоан. 8:47). Но это те же люди, которые под впечатлением знамений, которые Он творил, называли Его Мессией, ответили: "Не правду ли мы говорили, что Ты Самарянин и что бес в Тебе" (стих 48). Тогда Иисус им говорит, кто Он есть: "Прежде, нежели был Авраам, я есмь" (стих 58). Итак - Вечный! Тогда взяли каменья, чтобы бросить в Него! И это, стало быть, была их вера в Иисуса, в Мессию!
Иоанна 11:45 - "Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и увидевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него". Между тем, мы научились уже спрашивать: "Что за вера имеется в виду?" То же и в отношении следующего места.
Иоанна 12:18 - "Поэтому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо". Почему они Его встретили? Во всяком случае, не потому, что они так Ему верить хотели, как говорится в Писании (7:38). Ибо в этой же главе мы читаем, что люди не понимают Иисуса и Его призыв - верить в Свет, пока Он есть - остаётся не принятым. Потому что после всего этого следует это печальное предложение: "Сказав это, Иисус отошёл и скрылся от них" (стих 36). И затем следует этот ошеломляющий комментарий, который охватывает воздействие всех знамений, сотворённых среди евреев.
Иоанна 12:37 - "Столько чудес сотворил Он перед ними, а они не веровали в Него"! Их сердца окаменели! (стихи 38-40). Окаменевшие сердца не смягчаются и через знамения! Кто не хочет веровать, не будет верить и через знамения, а наоборот, более отчётливо откроется его неверие. Знамения совершаются к суду (наказанию). Это знал Исаия, потому что видел славу Его и говорил о Нём (стих 41, сравните Ис. 6). Кто видел Славу Господа, тот знает человеческие сердца. Поэтому и жалуется Исаия: "Кто поверил слышанному от нас" (Ис. 53:1). Он видел неверие.
Через приход Иисуса этот принцип подтвердился. Вначале мы задавались вопросом, не укрепляется ли вера спасённых через знамения и чудеса, и не будут ли сомневающиеся и неверующие приведены к вере. С поразительной ясностью показывает нам Библия на примере спасённых Израиля и неверующих евреев, что знамения этой цели не служат (не способствуют) ни малейшим образом. Поэтому должно было быть ясно, что знамения не должны доказывать существование Бога. Не сверх ясно ли Бог открылся в творении (Пс. 19:1-3; Рим. 1:19-20), в сознании, в Слове, в Своём Сыне Иисусе Христе!
Требование знамений было чистейшим отрицанием этих фактов, открытым вызовом Богу! Но, для чего Бог давал знамения и чудеса? Чтобы ответить за этот вопрос, рассмотрим сначала встречающиеся во всей истории Святого Писания знамения и чудеса.
Кто внимательно читает Библию, заметит, что знамения встречаются экономно, по периодам, по плану!
Ни Енох, который ходил перед Богом (Быт. 5:22), ни Ной - проповедник праведности, ни Авраам - отец веры, не творили знамений и не были наделены силой творить чудеса. Тем не менее, Енох был духовным человеком, а Ной получил от Бога чрезвычайно серьёзную весть для своих современников. Авраам представлен как образец для всех верующих (Рим. 4). Сила творить знамения не имеет никакого отношения к особой духовности и большой вере! А именно в это нас хотят заставить поверить сегодня! Не Пётр ли выразительно в Деян. 3:12 говорит, что не его благочестие исцелило хромого? Как же тогда христиане могут утверждать, что если бы мы были сильны в вере, духовными и более благочестивыми, то могли бы творить те же знамения, что и апостолы?
Первый в истории спасённый человек, который творил знамения, был Моисей. Следует отметить, что он появился 2700 лет от начала истории человечества! И через его преемника Иисуса Навина совершались знамения. После этого проходят снова 700 лет, пока появились Илия и Елисей, творившие тоже знамения. Даже Давид, который был мужем по сердцу Бога - не творил знамений.
Очевидно, Богу было неугодно в то время совершать знамения. Снова проходят столетия, пока силой Иисуса снова свершаются большие знамения. Сам Иоанн Креститель, о котором Иисус свидетельствует: "Да, говорю вам, и больше пророка" (Матф. 11:9) не творил знамений, о чём выразительно свидетельствует Иоан. 10:41.
На всём пути спасения знамения редки. Почему? Как так?
Потому, что через свою редкость, или в этой редкости, заключается ценность их свидетельства. И с этой точки зрения нужно задаться вопросом: "Какой ценой или силой свидетельства обладает сегодня действительное с точки зрения знамений исцеление, если это делают шарлатаны на каждом углу?" Когда Иисус в Марка 2 исцелил хромого, то весь город был поражён: "Никогда ничего такого мы не видели" (стих 12). И в Иоан. 9:32 читаем: "От века не слышно, чтобы кто отверз очи слепорожденному". Что Иисус тогда творил, было впервые и единственно в своём роде, и поэтому оно было действительным знамением. В Откр. 13:14 читаем, что чудо исцеления станет парадом чудес врага, что обеспечит зверю поклонение всего мира! На этом основании они не могут быть нормальным наделом или снаряжением каждого отдельного верующего. Даже в периодах самого пути спасения, в которых Бог действовал через знамения, только отдельные личности были наделены этими дарованиями.
В 1 Кор. 14:22 апостол спрашивает, все ли имеют чудотворную силу или знамения говорить языками. Безусловно, нет! В Деяниях чудеса творили почти исключительно апостолы. Исключения были Стефан и Филипп (принадлежащие к семи дьяконам Иерусалимской церкви), которым, однако, лично апостолы путём возложения рук сообщили эту способность. Поэтому Павел хорошо говорит о "знамениях апостолов" (2 Кор. 12:12). Он хочет сказать, что знамения являются специфическими апостольскими полномочиями. Знамения появлялись экономно и не только по времени, но и с точки зрения их распределения между верующими.
Приведём одну цитату из книги Джона Стотта "Баптист и исполнение полноты" (стр. 97-98):
"Если мы попытаемся установить, где встречаются Библейские чудеса, то мы обнаружим, что в Св. Писании они концентрируются, как звёзды на ночном небе. Существуют четыре больших созвездия по положению на небе. Сначала знамения и чудеса концентрируются вокруг Моисея; во-вторых, вокруг Илии, Елисея и пророков; в третьих, вокруг Господа Иисуса; и, в четвёртых, вокруг апостолов. Это основные четыре периода откровения: закон, пророки, Господь, Апостолы".
Эти четыре периода концентрации чудес на пути спасения дают возможность недвусмысленно заключить, что они совершались по Божьему плану.
Это полностью соответствует существу Бога, гармонии мира.
Бог не есть Бог беспорядка. Бог изрёк Своё всемогущее Слово и сотворил за шесть дней удивительной гармонии и порядка мир. Этот созданной Богом порядок, протекающий во всех процессах природы, возвещает мудрость и славу Его (Пс. 18:2). Бог создал все растения и живые существа "по роду их" (Быт. 1). Везде мы встречаем этот удивительный порядок, который указывает на всемогущество и силу Создателя и склоняет нас к молитве. По другому ли обстоит дело в действиях Бога по отношению спасения в истории человечества? Нет! И здесь Бог ведёт человека по истечении шести периодов пути спасения (2 Кор. 6:2; Матф. 24:37) в седьмой день - день отдыха и мира, в Тысячелетнее Царство. И как в периоде "всё по своему подобию", так и на пути спасения - "каждый в своём порядке" (1 Кор. 15:23).
Каждый период пути спасения имеет свои принципы, в соответствии с которыми Бог входит в общение с человеком. Соответственно, знамения и чудеса служат постоянно установленной Богом Цели и имеют от Бога определённое место. Всё совершается по точно предначертанному плану и в соответствии с мудростью, достойной Бога. Павел даёт нам возможность это осознать (или узнать) сразу после своего экскурса в план спасения, говоря о "бездне богатства и премудрости и ведения Божия" (Рим. 11:33-36).
Ныне, подобно тому, как враг Бога посредством теории доисторического взрыва и теории эволюции (сюда же относится и теистическая эволюция!) скрывает славу Бога Создателя, таким же образом скрывает он среди верующих славу Господа Бога тем, что он в их разуме в беспорядке перемешал удивительный порядок периодов Божьего плана спасения. И именно это случается, если требуют знамений и чудес, где по Божьему плану и намерению они не предусмотрены и не ожидаются. За таким неуместным требованием стоит дьявол, извратитель всех Божиих принципов и порядков.
На основании всего того, что сказано выше, мы отчётливо узнаём, что знамения в плане спасения имеют значение, а именно то, что они - во-первых, подтверждают или скрепляют вновь введенное откровение, а во-вторых, - узаконивают носителей новых откровений и, в-третьих, - утверждают суд над неверием. Мы уже установили, что знамения совершались в связи с основными периодами откровений. Далее, очевидно, что они постоянно скрепляют вновь введенное. Джон Стотт пишет в упомянутой книге: "Основное намерение чудес лежало в подтверждении соответствующей новой стадии откровений". Моисею было от Бога дано задание ввести Израиль в завет закона. Этой цели в плане спасения Бог дал свидетельство посредством знамений и чудес. Иисус должен был ввести Израиль в Новый Завет. Бог подтвердил Его служение тоже знамениями и чудесами. Апостолы были, прежде всего, свидетелями заключения Нового Завета с Израилем. Бог через них свидетельствовал, как и при Иисусе. "При засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами и различными силами" (Евр. 2:4). После того как Израиль отверг свидетельство, и, таким образом, не мог быть введён в Новый Завет, Бог начал собирать общину из язычников. Это совершалось, в основном, через служение Ап. Павла, апостола язычников. Этому новому, что он ввёл, Бог дал опять мощные знамения и чудеса для свидетельства.
Согласно Деян. 3:24, время пророков начинается с Самуила, а именно - в связи с важной переменой в истории Израиля - переход от царствования Господа к царствованию под человеческим представительством (1 Цар. 8:6-7). К этому новому периоду Бог дал в ответ на молитву Самуила два знамения (1 Цар. 7:10 и 12:16-18).
После того как это новое на пути спасения было введено, ни Давид, ни Соломон знамений не совершают!!! То, что мы здесь видим, - общепринято. После того, как новое в спасении введено, свидетельство знамений и чудес прекращается. Они сменяются Словом. Теперь Бог ждёт веру и послушание.
Поэтому и достойно внимания то, что Илия и Елисей творили чудеса не в Иерусалиме, где стоял храм Господа, где исповедывались Закону, а в Израиле - где впали в идолопоклонство, где введено было своевольное служение "Господу": Ваал и священники Ваала.
Здесь Бог подтверждал в Своей любви и терпении к Израилю свидетельство Своих посланников - один раз - посредством знамений.
К сожалению, бесплодно. Ассирийский плен не мог быть предотвращён.
Вместо возбуждающих ужас знамений по случаю вывода Израиля из Египта, введён ежегодный праздник воспоминания - Пасха. С приходом в Обетованную страну прекратилась манна. Израиль вынужден добывать свой хлеб земледелием. Прекратилось и явление облачного и огненного столпов. Верный израильтянин должен был своё путеуказание получать из наставлений закона. Староеврейское слово, которое в нашей Библии переводится словом "закон", обозначает собственно "указание".
Для общины времени благодати, Церкви, имеет силу то же самое - Слово Божие, а знамения и чудеса совершили своё служение при введении свидетельства. После того как свидетельство было утверждено, однако, не позднее времени, когда было дано писаное Слово, знамения стали излишними. Основа церкви было заложена делом Иисуса Христа и благовествованием апостолов (1 Кор. 3:10; Ефес. 2:20; Откр. 21:14).
Это основоположение нельзя повторить. В плане спасения оно единственное в своём роде. При этих, единственных в своём роде, событиях Бог совершал Своей премудростью и всемогуществом знамения и чудеса. Наш милостивый Господь утверждал новое, что Он вводил, причём шёл, одновременно, навстречу нашей человеческой лености, инертности и косности. Но ожидать или даже требовать знамений при дальнейшем домостроительстве Божием - это против мыслей Бога, направлено против Божественного плана спасения, противоречит течению Духа.
Моисей боялся, что Израиль усомнится в его посланничестве от Бога, а стало быть, и в том новом, что он должен был возвестить. Поэтому Бог дал ему способность совершить три знамения для Израиля, которые недвусмысленно узаконивают посланника от Бога. Иисус творит в Израиле знамения, чтобы этим доказать, что Он посланный от Бога Мессия. Поэтому на вопрос Иоанна Крестителя: "Ты ли тот, Который должен придти?" Иисус ответил не прямо, а указывает на знамения, которые Он творит (Матф. 11:2-5).
Чудеса, совершаемые Христом, доказывают, что Он Царь мессианского царства, для которого были такие чудеса предсказаны (Ис. 35:1-6). Поэтому Иисус в Своём ответе указывает на пророчество Исаии. Это объясняет и применённое в Евр. 6:5 высказывание: "и сил (в оригинале написано "чудеса") будущего века". Эти чудеса будут характеризовать Тысячелетнее Царство - время Нового Завета для Израиля (Евр. 8:8; Иер. 31:31-34). Но, так как Израиль отверг Своего Царя вместе с Его предложениями Нового Завета, а впоследствии отверг и посланников Царя, которые, прежде всего, Израилю повторили предложение Иисуса, тогда Бог начал нечто новое, совсем Новое, которое ветхозаветные пророки никогда не предвидели: Он начал создавать церковь из язычников (Деян. 2:7).
Это создание Церкви представляет вставку в плане спасения и не имеет ничего общего или никакого отношения к мессианскому царству для Израиля. Чудеса, которые творил Иисус, конкретно относились, только к Израилю. Поэтому абсолютно неверно делать выводы: Иисус исцелял больных, поэтому и мы должны это делать.
Мы - не Иисус и не посланы предлагать Израилю Новый Завет. К тому же, чудеса, которые творил Иисус, были знамениями, которые Его утверждали как Сына Божьего, Сына Авраама, Сына Давидова и Сына Человеческого (Сына Человеческого только для евреев).
Итак, Его чудеса и знамения стояли в теснейшей связи с Его единственной в своём роде Личностью. Ф. В. Грант пишет в своей "Numerical Bible" в отношении Матф. 8:
Эти знамения проявляют Царя. Они не просто голое доказательство мощи, но несут во всём печать Божественности, как нечто такое, что органически брало начало из того, Кем Он был. Совершаемые чудеса давали Ему Его место и, наряду со всем остальным, служили Ему и прославляли Его. Они выражали Его существо. Во всех этих Божьих свидетельствах, в Евангелиях, те чудеса и знамения, которые привлекают наше внимание, - ни что иное, как проявление духовной реальности. Внешнее проявление - всего лишь оболочка невидимого, показ Божественного по плоти. Чудеса - это не просто чудеса, но знамения, которые насквозь полны высказываний и значений. Так, в Иоан. 6 Иисус говорит: "Я есмь хлеб жизни" и насыщает 5000 человек. А в Иоан. 8:12 Он - "Свет миру" и исцеляет при этом слепорожденного. В Иоан. 11:25 Он есть "Воскресение и Жизнь" и воскрешает Лазаря.
В свете этого высказывания, мы осознаём, как это дерзко - требовать, что и мы должны творить те же знамения, которые творил Иисус. За этим не может стоять что-либо иное, как дух антихриста, который сам над всем превозносится: над Богом и всем, что является предметом Божьего служения (2 Фес. 2:4).
Апостолы творили знамения, которые их, как Божьих посланников, утверждали. Они были посланы от Господа, прежде всего, повторить Израилю предложение Иисуса о Мессианском Царстве, и затем, когда Израиль это предложение отверг (Деян. 7:51), "Евангелие благодати" предложено для спасения язычникам (Деян. 20:24).
В обоих кругах действия (среди евреев и язычников) давал Бог свидетельство через знамения и удостоверял этим в глазах всех Божественность посланников. Поэтому Павел говорит о знамениях апостолов (2 Кор. 12:12 и Рим. 15:12), которые он являл в Коринфе, и которые были доказательством того, что он действительно был апостол в противоположность фальшивым, которые хотели оспаривать его апостольство. Интересно то, что Павел не говорил: "Я буду среди вас знамения творить, когда к вам приду, чтобы доказать, что я уполномочен Господом".
При введении Евангелия в Коринфе совершались знамения и чудеса. Этим свидетельство уже было подтверждено и известно.
Отныне Павел будет обращаться к коринфянам только через увещевания и учение. Если мы теперь установили, что новые откровения сопровождаются знамениями, удостоверяя этим носителей этих знамений, то какого мнения мы должны быть о чудотворцах нашего времени? Могут ли они быть посланниками Бога с новыми откровениями? Не говорится ли в Послании к Евреям, что "Бог в последние дни сии говорил нам в Сыне"? (Евр. 1:1-2). И не подтверждает ли Откр. 22:18, что со стороны Бога не следует ожидать дальнейших сообщений? Не призывает ли Ап. Иуда верующих бороться за одну, однажды данную нам веру. Если вера уже передана, потому что Бог говорил, и говорил именно в заключение и окончательно, что же это тогда за пророки, которые встают и делают смелое высказывание: "Так говорит Господь". И последующие знамения, которые они делают, где только можно, из каких источников они исходят? В Евр. 2:3-4 читаем, что Бог свидетельствовал Иисусу и апостолам через:
- знамения (греч. "семеиа")
- чудеса (греч. "терата")
- различные силы (греч. "дунамеис")
Во 2 Фес. 2:9 встречаем снова эти же три греческих слова в связи с искушением последнего времени. Что применяются те же слова, указывает на то, что в последнее время будут встречаться внешне схожие проявления. Только источник другой! Они совершаются не в силе Божьей, но на основании действенности сатаны. Какие тяжёлые последствия это может иметь, если с самого начала со всей решительностью не отклонить каждое антибиблейское "откровение", идущее из сатанинского источника.
Это видно, если исследовать хотя бы только одно проявление из действий секты мормонов, зародившейся и процветающей в Америке. И вообще, почти всё обольщение происходить оттуда. Эта секта получила начало через одного человека, который утверждал, что он лично получил от Бога новые откровения. Что же он говорил, чтобы доказать своё "Божие" послание и убедить сомневающихся?
"И далее говорю я вам, которые откровения Бога отрицают и говорят, что они прекратились и что не будет более откровений, пророчеств, одарённых, исцелений, способности говорить языками и их толкования, смотрите, я вам говорю: кто эти вещи отрицает, не знает Евангелия Христа; он не читал Писание или не понимает его. Ибо не читаем ли мы, что Бог неизменяющийся - вчера, сегодня и вовек, и что в Нём нет перемены и тени изменчивости" (Книга Мормон 9:6-9).
Подобно этому аргументу, доказывают и сегодня некоторые христиане. Над этим стоит поразмыслить. Находимся ли мы в стадии последнего времени? Безусловно! Встречаются ли предсказанные Господом и Ап. Павлом вызванные сатаной чудеса? Да, и это мы имеем!!! Откуда, тогда, это появившееся при смене столетия движение, трубящее всему миру о возрождении апостольских сил творить чудеса, из Божьих или сатанинских источников? Дорогой читатель, на основе вышеизложенного суди сам!
Главная
страница | Начала веры
| Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки