Знамения, как суд над неверием

Это же проявилось при рассмотрении знамений в Евангелии Иоанна. Вспомним фараона. Он знает требование Бога: отпусти Израиля. На его дерзкий вопрос: "Кто такой Господь, чтобы я послушался голоса Его и отпустил Израиля?" Господь ответил знамениями и бедствиями. Заметим, что Господь сказал: "Но Я знаю, что царь Египетский не позволит вам идти" (Исх. 3:19). Он знает, что фараон не будет верить и слушаться. В отношении его все знамения стали судом за неверие. А, какое же следствие? "Но для того Я сохранил тебя, чтобы показать на тебе силу Мою, и чтобы возвещено было имя Моё по всей земле" (Исх. 9:16). Тот, кто видит эти знамения, очерствеет (ожесточится) и в заключение будет окончательно осуждён в Красном море, а такие, которые об этом услышат, будут Бога бояться. Хорошим плодом этого известия о чуде над фараоном является блудница (Ис. Нав. 2:10-11).

Подобно этому, мы установили в Евангелии от Иоанна, что евреям знамения служили только судом. Однако другим, слышавшим эту весть о знамениях, служили побуждением к вере, к спасению.

Блудница Раав, язычница - прообраз, указывающий на общину, Церковь Иисуса. Поразительная параллель!

Существуют и другие параллели между знамениями Моисея и знамениями Иисуса и апостолов: народ Божий в сопровождении знамений освобождается от египетского рабства; при котором тех, которые задерживают народ Божий, судил Бог. В Деяниях семья детей Божиих освобождаются от рабства закона, что снова сопровождается мощными знамениями, что однако стало судом над теми, которые противились созиданию Церкви Божией, то есть евреям.

Как о фараоне, так и о евреях Бог знал, что они очерствели (Деян. 22:18). Сердца их ожесточились (Деян. 7:51). В этом смысле знамения ничего изменить не могли. В Своём огромном терпении Бог пошёл на уступки и в ответ на требования евреев дал им знамения (сравните 1 Кор. 1:22), посредством чего недвусмысленно доказано, что Бог со Своей стороны ничего не упускал, чтобы указать Своему народу дорогу, но люди, наперекор всем заботам Бога, отвергли Господа. "Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоём") (Рим. 3:4).

И сегодня неуверенные христиане пристают к "полномочным" проповедникам, что ведёт к абсолютно бедственной зависимости от людей, что очень бесславит нашего Господа.

Что знамения не вызывали спасающей веры ( и у евреев) в Сына Божьего, а наоборот, многократно увеличивали идолопоклонство, мы видим из Деяний главы 14 и 28. Оба раза того, через которого совершались чудеса (Павла), обожествляли, возвеличивали, как Бога. Не боготворят ли и сегодня всех больших исцелителей и людей, имеющих большие видения или творящих их. Следует отметить то обстоятельство, что исцелённый в Деян. 3:11 пристал к Павлу и Иоанну. Типичным образом пристают и сегодня неуверенные христиане к "полномочным" проповедникам, что ведёт к абсолютно бедственной зависимости от людей, что очень бесславит нашего Господа.

Илия и Елисей подтверждают то, что мы только что нашли. В знамении, которое Бог дал при жертвоприношении (через огонь), которое Илия совершил на горе Кармил (3 Цар. 18:36), подтвердил Бог в нём Своего посланника. Далее кажется, что это знамение действительно вызвало покаяние и веру: "Увидев это, весь народ пал на лице своё и сказал: Господь есть Бог!" В действительности же, их признание было только поверхностным. Оно произошло под непосредственным воздействием знамения. Подобным образом - под впечатлением чуда насыщения хлебами - евреи признали: "Это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир" и даже хотели сделать Иисуса Царём (Иоан. 6:14-15). Несмотря на служение Илии и Елисея, читаем далее, что делал Израиль: "И делал неугодное в очах Господних" и держался "грехов Иеровоама", через которые тот ввёл народ в грех (4 Цар. 3:2-3). Несмотря на все знамения, не происходит настоящих раскаяний и очищения от идолопоклонства, из-за чего ассирийский плен не был и не мог быть предотвращён.

Но мы видим, как служение Илии стало благословением другим: вдове в Сарепте, язычнице и Нееману сириянину. Господь говорит об этом в синагоге в Капернауме (Лук. 4:25-28). Почему евреи пришли в ярость, что даже хотели убить Его? Потому что они поняли намёк Иисуса! Как и современники Илии и Елисея, несмотря на знамения, остались ожесточёнными, так и евреи во дни Иисуса. И им знамения стали лишь свидетельством их неверия, а потому - судом!

Если Израиль дан нам в пример, то мы можем ожидать, что и сегодня знамения вызовут лишь увеличение ожесточения и, таким образом, увеличение вины. Бог знает сердца человеческие. Он знает, почему Он сегодня не даёт знамения.

 

Прекращение знамений

Господь предсказал прекращение знамений в век Церкви - в период благодати

В Иоан. 14:12 читаем много раз цитируемые Господом слова: "Верующий в Меня, дела которые творю Я, и он сотворит и больше сих сотворит; потому что Я к Отцу Моему иду". Что означает: "Больше сих"? Ещё больше мёртвых воскресить? Ещё больше слепых сделать зрячими? Чудеса, которые творил Господь, были бесчисленны. К тому же, они были впечатляющие и недвусмысленные, что ни один человек не сомневался, что здесь совершается сверхъестественное. Этого не превзойти. Очень странные и сомнительные те исцеления и воскрешения, о которых сегодня сообщается. Нет, Господь имел совсем другое в виду. Когда Он исцелял больных, то восполнял временные нужды.

Мёртвых воскрешать и Христос, и апостолы могли только к физической, а стало быть, к смертной жизни. Бедный Лазарь! Это действительно, что Иисус воскресил его из мёртвых, немедленно и основательно, так что ему не нужно было время для выздоровления. Но впоследствии он снова умер! Хотелось бы тебе два раза умирать? Если Христос в один прекрасный день воскресит твоё тело к жизни, хотел бы ты снова возродиться для смертной жизни? Безусловно, не большое удовольствие было доставлено Лазарю этим воскрешением! И не это было главное намерение. Скорее, это было чисто временное, ограниченное значение силы и власти Христа.

Большее дело Христа - воскрешение в День Господа для прославления Его (Иоан. 5:28-29). Эти "Большие дела", которые могут все ученики, все дети Божьи делать, согласно Иоан. 14:12, - абсолютно иной природы. Они смогут навеки восполнить глубочайшие потребности людей. Это происходит, если христианин приведёт неверующего к Христу! Апостолу Петру было дано первому после Пятидесятницы сотворить "большие дела": через его проповедь покаялось около 3000 человек, они поверили в Господа и получили вечную жизнь.

Через служение апостола много больше людей получили вечную жизнь, нежели через служение Иисуса Христа, когда Он был на земле. Через Свою смерть и воскресение Он положил основание.

Соответствующие спасению дела дозволено делать верующим в Него. Это можно доказать на основании деятельности множества проповедников, евангелистов, миссионеров из двухтысячной истории Церкви Иисуса Христа. Вспомним Лютера, Цинцендорфа, Витфильда или Муди. Все они творили "большие дела", то есть большие, чем Иисус. Но знамений и чудес они не творили. Именно это предсказал Господь в Иоан. 14:12.

Даёт ли возможность отображение развития пути спасения в Евангелиях сделать заключение о прекращении знамений?

Рассмотрим для этого в Евангелии от Матфея характерный переход: с 5-ой по 12-ю главу Господь Иисус проявляет Себя народу Израиля посредством учения, дел и жития как Сын Божий и Сын Давида, Еммануил и Мессия. При этом мы устанавливаем: чем яснее Господь открывает, Кто Он есть, тем яснее открывается Ему сердце народа. Чем больше проявление Его благодати, тем решительнее их отклонение. В 12-ой главе развитие настолько обострилось, что верхушка народа отклонила Его действия, назвав их действиями сатаны (стих 24). По этому поводу Иисус объясняет, что это есть хуление Святого Духа (стих 30-32). И они ещё осмеливаются просить у Иисуса знамения! (сравните Иоан. 7:30).

Этим исполнилась мера их злобы. Этому народу может Иисус теперь только суд огласить. Он (народ) будет в семь раз сильнее одержим, нежели прежде (ст. 43-45). Господь отворачивается от этого народа. Это ещё раз отображено в событии (ст. 46-50), когда члены семьи Иисуса хотят говорить с Ним. Они думают, что их кровная и плотская связь с Ним даёт им положение известного преимущества.

Но теперь всё это меняется (сравните Матф. 3:9-10; Иоан. 8:32-36).

В такое преимущественное положение приходит впредь тот, кто будет исполнять волю Отца Небесного. Это означает, что ты должен вновь родиться (если это ещё не совершилось). Авторитетными являются только духовные отношения. Здесь мы имеем перемену на пути спасения от евреев к язычникам, от Израиля к Церкви Иисуса Христа, от закона к благодати, от плотского к духовному, от видимого к невидимому. Поэтому совершенно типичны сообщения в главе 13: "Вышед же в день тот из храма, Он оставляет дом Израиля".

Впредь их дом пуст (сравните Матф. 23:38). Их религия состоит из одних формальных обрядов, без духовного содержания (главы 15 и 23).

Поэтому Иисус садится у моря, что означает, что Он обращается к язычникам. Библейское значение водных просторов - это массы людей, язычников, весь мир людей, которые в противоположность Израилю, не имели закона и поэтому жили в постоянном беспокойстве, смятении, смущении и т.д., как водные массы в море (сравните Ис. 17:12-13; Пс. 64:8; Откр. 17:1). Сидя у моря Иисус излагает ход Царствия Божия в мире язычников, то есть развитие христианства от начала возвещения Евангелия до дня Господа, при кончине века сего (Матф. 13:39-49).

В притче о сеятеле Господь с самого начала делает ясным, что всё зависит от принятия или непринятия Слова Божия. Это снова говорит о чисто духовных, невидимых связях. Огромнейшее значение имеет то, что развитие Царствия Небесного является "тайной" (Матф. 13:11). С момента основания мира оно было скрыто (Матф. 13:35), так что многие праведники и пророки очень хотели бы видеть его, но никогда не видели (Матф. 13:16-17). Весь период Церкви не был известен Ветхозаветным пророкам. Бог не сделал им об этом никаких сообщений, о чем Ап. Павел подтверждает нам (Рим. 16:25; Ефес. 3:5-6; Кол. 1:26-27). Это обстоятельство объясняет нам также, почему слова Иоиля в Деян. 2:17-21 не относятся к Церкви, то есть к нашему времени. В отличие от всех Ветхозаветных пророков, Иоиль пророчествовал НЕ О ЦЕРКВИ, А ОБ ИЗРАИЛЕ.

Поэтому Ап. Пётр в своей речи выразительно обращается к "мужам Израилевым" и "мужам Иудейским" (стихи 14 и 22).

Троица была первым исполнением многих пророчеств в отношении грядущего излияния Святого Духа над всем Израилем (Ис. 44:3; Иез. 39:28-29; Ос. 6:3; Иоил. 2:23; 28-32; Зах. 12:10). Равным образом, как Илия должен был придти (Мал. 4:5-6; Лук. 1:17) согласно обетованию, но был отвергнут (Матф. 11:14; 17:12), так что он снова придёт "перед устроением всего" (Матф. 17:11), чтобы пророчества Малахии полностью исполнить, так и грядущее излияние Духа Божьего над Израилем исполнит предсказание Иоиля, после того как Израиль воспротивился первому свидетельству Духа (Деян. 7:51).

Поэтому "поздний дождь" обещан не Церкви, а Израилю. Таким образом, для Церкви характерно существо тайны. Дела Божии совершаются скрыто, невидимо (1 Кор. 2:7; Кол. 3:1-3), материальным глазом непознаваемые (1 Иоан. 3:1-2). Поэтому Бог говорит к Своим детям не посредством знамений, сновидений и им подобным образом, что охватывает и воздействует на наши пять чувств, а через Своё Слово. А именно, достигает наших сердец тем, когда верим Его Слову. "Ибо мы ходим верою, а не видением", - говорит Ап. Павел во 2 Кор. 5:7.

Все видимые, слышимые и ощущаемые проявления Бога не относятся ко времени благодати. "Потому ныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем" (Кор. 5:16). И Иоанн так говорит: "Мир потому не знает нас, что не познал Его" (1 Иоан. 3:1). Церковь потому и была оснащена в Деяниях полномочиями творить мощные знамения.

Несколько лет позднее положение явно изменилось. Всё же, прославленный Господь хвалит церковь в Филадельфии за её верность к Нему и Его Слову и утверждает: "Ты немного имеешь силы" (Откр. 3:8). Как всё же иначе судит Бог, нежели те, которые сегодня хотят быть "мощными", которых Евангелие благодати Божией уже не удовлетворяет; которые поэтому желают "полного Евангелия", которые недовольны служением учителей, пастырей и евангелистов в церкви, но требуют ещё и "апостолов", и "пророков". Таковые не поняли, что всё это стремление к чисто внешним явлениям эффекта не соответствует сущности современного этапа пути спасения.

Этим автор ни в коем случае не хочет сказать, что наш Бог неживой. Он Бог, Который чудеса совершает постоянно. Каждый, кто следует за Господом искренне, переживает чудеса ежедневно: ответы на молитвы, удивительное водительство и руководство, Его ежедневное верное обеспечение. Но это не знамения. Это жизнь, которую мир не признаёт и не познаёт. Неверующие на такие свидетельства отвечают, что это всё случайные совпадения.

2 Тимофею 3:16-17 - "Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности. Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен".

Показательно, что в письмах к Тимофею слово "учение" встречается 10 раз и 6 раз слово - "учить"! И именно во втором письме он говорит об отступлении и о распространяющихся ложных учениях в среде христианства. Случайно ли это? Кто Слово Божие хотя бы немного знает, тот уверен, что в нём нет ничего случайного. В виду опасности совращения ложными учениями, Павел с особым ударением указывает на Священное Писание. "Ты пребывай в том, чему научен, и что тебе вверено (в оригинале стоит: "и в чём ты убеждён"), зная, кем ты научен; притом же из детства ты знаешь Священные Писания" (2 Тим. 3:14-15). И это ответ на 13-й стих - "Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь".

Ничто, кроме Слова истины не может уберечь нас от заблуждения. И напротив, чтобы вызвать сомнение, нет почти ничего более подходящего, как знамения и чудеса. Поэтому, согласно Слову, искуситель придёт в последнее время во всякою силою и знамениями и чудесами ложными (2 Фес. 2).

Исходя из этого, Святой Дух направляет верующего к Слову, ибо "всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности. Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен" (Тим. 3:16-17). Нигде не сказано, что знамения, чудеса или сверхъестественные явления "Божьего человека" сделают совершенными, а лишь правильное пользование Словом Божиим! "Как содержать юноше в чистоте путь свой?" - спрашивает псалмопевец. В том, что Бог снабдил его чудесной силой? Нет! "Хранением себя по Слову Твоему" (Пс. 118:9). Посредством чего "Божий человек" будет "ко всякому доброму делу приготовлен"? Через способность знамения творить? Мы знаем: путём следования за Писанием и выполнением его указаний.

Не достаточно ли ясно Павел здесь говорит, что ничего больше не нужно? Должно же нам уразуметь, что в последнем своём письме он ни одного слова больше не упоминает о знамениях. Не достаточно ли у нас оснований принять, что они действительно прекратились?

 

Какое значение Марк 16:17-18?

Прежде всего, зададимся вопросом: "Не упраздняет ли это слово Писания всё то, что до этого момента установлено нами? " Безусловно, нет! Поэтому это предсказание Господа нетрудно привести в общую связь. Иисус дал здесь не общее (или всем обязательное) для всех верующих обетование творить перечисленные знамения.

Это доказывает вопрос Ап. Павла коринфянам: "Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцеления? Все ли говорят языками?" (Кор. 12:29-30).

Во-первых, это ограничивает число лиц, что сегодня умышленно не замечают. Во-вторых, заметим, что Иисус не обещал, что эти знамения будут сопутствовать верующим во всех будущих столетиях. Как дословный текст, так и связь со всем Словом Божиим дают возможность заключить (обзор всего пути спасения требует этого), что это обетование ограниченного временем служения апостолов. Иначе мы должны были бы сделать вывод, что все верующие на пути истории Церкви, которые не творили чудес, не были истинными верующими, что не соответствует действительности.

Как мы читаем в Деяниях, верный Господь исполнил Свои обетования. Вспомним только служение знамений на пути спасения, и всё станет ясно. Особенно странным кажется то, что многие верующие в принципе это признают, но не хотят или не могут признать, что к знамениям, которые прекратились, относится и знамение говорить языками. Эта странная, необычная нелогичность, где речь идёт об этом знамении, наводит на подозрение, что ни кто иной, как только враг всего Божьего порядка стоит за этим. Тем более, что Бог специально сообщил нам по поводу этого знамения: "Языки умолкнут" (1 Кор. 13:8).

В виду того, что всегда ссылаются на Деяния или 1 Коринфянам, то относительно этого следует дать краткое объяснение значения говорить языками. В общем обзоре Библейского значения знамений стало ясно, что они встречаются всё время ограниченно и в соответствии с Божьим планом. Далее знаменательно, что появление знамений нигде не отмечается отдельным или целым этапом пути спасения, а после введения каждого нового откровения знамения ослабевали, а затем постепенно совсем прекращались. Эту закономерность мы видим как при введении Ветхого Завета (Исход), так и при введении Нового Завета (Евангелия и Деяния).

Является ли знамение говорения языками исключением из этого правила? Впервые это знамение упоминается в Марка 16:17 при обетовании Господа. Здесь оно абсолютно ясно стоит в связи с миссионерством, распространением Евангелия. Это обстоятельство позволяет ожидать, что это знамение - для неверующих. В 1 Кор. 14-ой главе Павел останавливается на употреблении способностей этого знамения и объясняет запутавшимся коринфянам, что является его собственной функцией: "В законе написано: "Иными языками и иными устами буду говорить народу сему, но и тогда не послушают Меня, говорит Господь".

Итак, языки - суть знамение не для верующих, но для неверующих (стих 21-22). Это объяснение подтверждает наше понимание Марка 16:17. Знамение языков предусмотрено неверующим. Поэтому и кажется крайне странным то, что сегодня многие верующие эти явления особо ценят и насаждают!

Но далее становится ещё яснее и точней, и это многозначительно: это знамение дано "народу сему", то есть евреям. Появление этого знамения в Деяниях подтверждает это абсолютно и точно. Прежде всего, следует отметить, что языки встречаются практически не на каждой странице и не в каждой главе Деяний, а всего лишь три раза; и это на протяжении нескольких десятков лет! Поэтому это знамение и рассматривается, как редчайшее! Вопрос заключается в трёх следующих случаях:

- Деян. 2 - при излиянии Духа Святого, во время рождения Церкви Иисуса Христа.

- Деян. 10 - в день обращения Корнилия, что является образом излияния Духа Святого на язычников, присоединение язычников к Церкви.

- Деян. 19 - при введении учеников Иоанна Крестителя в Новый Завет.

 

Деяния Апостолов, глава 2

День Пятидесятницы недвусмысленно является единократным, неповторимым событием на пути спасения. Это событие так же неповторимо, как и страстная пятница, как день воскресения Христа, и при этом могущественном событии свершились особые знамения. Среди прочих, знамение говорения языками, что не должно нас удивлять. Ни в коем случае мы не должны требовать повторения тех явлений, которые пережили ученики в день Пятидесятницы.

День Пятидесятницы так же неповторим, как и страстная пятница и Пасха. Просить нового дня Пятидесятницы так же бессмысленно, как и требовать, чтобы Иисус снова стал человеком во плоти. Единократность и неповторимость пути для первых учеников имеет следствие, что со дня Пятидесятницы мы живём на новом этапе пути спасения, и с этого момента ни один человек, подобно первым ученикам Христа, уже не должен проходить этой дорогой из Ветхого Завета в Новый. Через знамение говорения языками обращался Бог к неверующим, к евреям и прозелитам (Деян. 2:10).

 

Деяния Апостолов, глава 10

В Деяниях Апостолов, в 10-ой главе нам изображен особый случай: первый язычник был крещён одним Духом в одно Тело (1 Кор. 12:13). Это для присутствующих евреев было что-то неслыханное, почему они и изумились (стих 45). Они ещё не могли этого постичь, - что благодать пришла и к язычникам. Но знамение говорить языками убедило их в том, что Святой Дух действительно излился и на язычников. Итак, и здесь знамение было для евреев. Итак, когда "братья бывшие в Иудее" услышали, что и язычники приняли Слово Божие, то они изумились (11:1-3). Поэтому Пётр вынужден был случившееся объяснить перед этими "неверующими" евреями. Вскоре после события в доме Корнилия Пётр свидетельствовал в ответ на вопросы и упрёки со стороны еврейского христианства: "Когда же начал я говорить, сошёл на них Дух Святой, как и на нас вначале (11:15). Проявившаяся способность говорить языками показала Петру и его спутникам, что событие в доме Корнилия является повторением -"как и на нас вначале" - события дня Пятидесятницы.

Впрочем, из этого стиха видно, что в первоначальной церкви способность творить знамения была редка и ограничена. Пётр выразительно ссылается "на начало", а не на продолжающееся распространение этих явлений.

 

Деяния Апостолов, глава 19

И глава 19 есть особое явление. Учеников Иоанна Крестителя спрашивает Павел: "Приняли ли вы Святого Духа, уверовавши?" Павел хотел знать, веруют ли они в смысле Нового Завета. И это, между прочим, значит, что это было нормальное апостольское учение, как мы видим в Ефес. 1:13. Кто веровал в Господа Иисуса Христа, тот имел Святого Духа. Кто Его не имел, показывал этим, что он не Христов (Рим. 8:9). Поэтому этот вопрос показывает, что такой человек в смысле Нового Завета - ещё неверующий. Ученики Иоанна Крестителя были верующими в смысле Ветхого Завета.

Павел же излагает им совершенный план спасения. Бог для подтверждения верности их решения (послушания наставлению Павла) даёт им личное знамение - говорить языками. Так что и здесь знамение для евреев. Ученики Иоанна Крестителя, безусловно, были евреями, потому что он не проповедовал язычникам. Если сегодня кто-нибудь говорит: "Ученики в Деяниях 19 говорили языками, когда получили Святого Духа" ( это не явилось их рождением свыше), поэтому и мы должны это переживать!" Но тогда сегодня должны бы ещё найтись такие люди, которые знают только проповедь Иоанна Крестителя, а это значит быть верующими только к смысле Ветхого Завета. Это, безусловно, бессмыслица. Поэтому мы не можем этого требовать.

Итак, мы видели, что эти три случая в Деяниях - единичны и это особые случаи. Известные круги хотят сегодня сделать исключение к закону. И кто это делает, тот является ложным учителем.

Ещё одно замечание к 1-му Посланию к Коринфянам, которое вновь и вновь цитируют, если хотят оправдать явления говорения иными языками. 1 Кор. - одно из ранних Посланий Павла. Он пишет его из Ефеса (Деян. 19), то есть в такое время, когда он сам ещё совершал знамения. В более поздних письмах - Ефесянам, Колоссянам, Филиппийцам, Тимофею - не встречается больше ни слова ни о языках, ни о прочих знамениях. Так же мало пишут об этом Пётр, Иоанн, Иаков или Иуда. Так же и в Посланиях отсутствуют указания и ссылки на знамения. Для коринфян ещё подходили особые обстоятельства. Это мы видим в том, что Бог не только проявлял знамения говорения языками, но Он также судил о верующих на основании того, что они недостойно участвовали в Вечери Господней, что было для них мощным знамением (1 Кор. 11:30). Случается это ещё и сегодня? Вспомним только протестантские обычаи давать неверующим причастие. Если бы Бог равным образом продолжал к нам говорить знамениями, как тогда в Коринфе, то мы имели бы в церквах (в зданиях церквей) много умерщвлённых, и не только в церквах, но и во многих общинах, где нарушается Божий порядок причащения! Не достаточно ли ясно? С прекращением знамений в общем прекратились и языки!

 

История Церкви показывает прекращение знамений

Высказывание отцов церкви показывают то, что мы видим на основании Слова Божьего, что именно знамения и чудеса прекратились со смертью апостолов. Доктор Б. Б. Варфилдс в своей книге "Counterfeit Miracles" пишет:

После исследования литературы писателей 3-го века (Тертулиана, Минуция, Феликса, Оригена и Киприана), мы переходим в постоянно нарастающем потоке в четвёртый век. В поток, в котором ни один писатель от своего имени или от имени любого церковного деятеля не утверждал, что совершались какие-либо чудеса. Не удалось также найти ни одного детального обсуждения такого случая" (стр. 12).

Августин в 392 г. Р.Х. спрашивает:

Почему сегодня не совершаются чудеса и знамения?" и отвечает: "Они никого не волновали бы, если бы они не были удивительны и редкостны... Бог обходился поэтому с нами мудро в том, что дал их раз и навсегда, чтобы впоследствии мир надеялся на массу, которая таким путём приведена к вере (стр. 41).

И, оценивая то, как Августин и другие обосновывают прекращение знамений, нужно увидеть и понять, что они прекратились.

Иоанн Златоуст жил в 4-ом столетии и считался лучшим проповедником своего времени. Он говорил:

Не утверждай, что чудеса тогда не совершались, потому что они сегодня не совершаются. В те дни они были полезными, сегодня же - нет...

Сверхъестественные проявления прекратились.

Иосиф Пеллузий (4-й век) рассуждает:

Возможно, и сегодня случались бы чудеса, если бы жизнь учителей в своём значении соответствовала жизни апостолов.

Исидор из Севильи (7-й век) пишет:

Причина, по которой Церковь сегодня не творит чудеса, как во дни апостолов, состоит в том, что чудеса тогда нужны были, чтобы убедить мир в правдивости откровения; после того, как мир убеждён, необходимо нам светить добрыми делами... Кто сегодня, как верующий, стремится к сверхъестественным силам, добивается тщеславия и человеческого одобрения (аплодисментов).

Во всяком случае, стремление к сверхъестественному проникало в христианство вместе с растущим проникновением всего мирского, суевериями и верой в чудеса. В средние века каждому римско-католическому "святому" были приписаны невероятнейшие чудесные силы. Все притязания на знамения и сверхъестественные откровения Мартин Лютер отвергал как фанатизм и говорил:

Бог остаётся в пределах Своего Слова и иначе, как только через Слово, не хочет с нами действовать.

Лютер был человек Слова Божьего и в этом мире стал благословением. Но он не был в вопросе крещения против Господа, как думают сегодняшние лютеране во всём мире. Он стоял за правильное крещение: крещение по вере. А почему он, под влиянием князей, пошел на компромисс, напишу позже. Но баптисты, насколько мне известно, держат в этом вопросе верный курс - в соответствии со Словом Божиим.

Хотя в этом никого не нужно убеждать, но посмотрите, как слепо упорствуют в этом вопросе лютеране во всём мире. Это один из самых выдающихся примеров религиозности: повторять по традиции то, что совершали родители и предки, противно Священному Писанию, и это в Библии называется "суетной жизнью" (1 Петр. 1:18-19). Из этих стихов ясно видно - да будет это известно всем религиозным церковникам - что религия не спасает!

Вернёмся, однако, к нашей теме. Игнатий Лойола был современником Лютера. Поворот в его жизни произошёл на основе видения "Святой Марии" с Младенцем Иисусом. Из видений получал он для себя и впредь решающие указания. Он стал основателем иезуитского ордена - этого активного действующего органа Рима в его борьбе против Реформации. Охотнее всего он называл себя "антиЛютером". При сравнении этих двух личностей возникает вывод: "Один, руководимый только Словом Божиим, становится орудием Бога и благословением многих народов; другой, руководимый видениями, становится орудием сатаны, проклятием для многих народов". К примеру, Австрия была уже на 94 % протестантской, когда католицизму удалось с помощью иезуитов практически всю Австрию обратить в католическое вероисповедание.

Следующий пример того, как сатана с пристрастием прибегает к знамениям и чудесам, чтобы завести в заблуждение людей, есть американский руководитель секты "джим джоунс", который основал в Калифорнии "Peoples Temple". В одной проповеди он жалуется: "Слишком много людей смотрят в Библию, вместо того, чтобы смотреть на меня!" Своему негритянскому помощнику в проповеди он даже приказывал: "Иди и проповедуй меня! А я подтвержу это чудесами!" Как важно одной "верой ходить" и каждое сверхъестественное явление и действие, которое каким-то образом воздействует на наши пять органов чувств, с самого начала поставить под вопрос, видно из примера с Эваном Робертсом. Он был орудием в руках Бога, чтобы начать большое пробуждение в Уэльсе в 1904-1905 годах.

Пробуждение шло на убыль, когда врагу удалось посредством чудес и разного рода сверхъестественных проявлений отвлечь от Слова Божия. Следующий случай наглядно это поясняет.

Робертс имел привычку уединяться в комнате или коморке для молитвы, перед выходом на служение. При одном таком случае он был очень удивлён, когда увидел, что комната, где он молился, наполнилась сверхъестественным светом. Он затрепетал от мысли, что происходящее было от Отца Небесного и, таким образом, воодушевился, пошёл на проповедь, и много душ было спасено в этот день. Это было в одну среду.

В ближайшее воскресение он прибыл в один город, где ему предстояла особо решительная проповедь. Этот город оказывал Евангелию до этого момента очень большое сопротивление. Поражение крепко укрепило бы врагов; победа, напротив, воодушевила бы верующих. После того как Робертса оставили одного в комнате, он встал на колени для молитвы. Он испытал большое сопротивление врага, стал бороться против него, но прорыва не добился. Он почувствовал тяжесть воздуха. Комната была мрачной, как мрак Египта.

Он молился дальше.

В конце концов, без признаков победы он вынужден был идти на кафедру. Определённой победы нельзя было отрицать, потому что и другие молились, но открытой победы не получилось. В ту ночь враги торжествовали (речь идёт больше о демонах, о невидимом мире).

Их укрепления были непоколебимы. Месяцы спустя, когда во время отдыха в Манчестере он анализировал опыт пробуждения, он пришёл к заключению, что оба случая: как свет, так и мрак - были от врага! Перед этими событиями каждая победа базировалась только на вере и достигалась в полной зависимости от Святого Духа.

Во время этих событий (видений света и тьмы), Робертсу казалось невозможным присутствие сатаны, но это было так! Стратегия сатаны была в том, чтобы отвести его от основы веры, отвлечь внимание на впечатления и чувства, обескуражить его непосредственно одним только мраком врагу не удалось бы, потому что его веру не удалось бы поколебать. А необыкновенный свет достиг цели врага, исполнил его намерения. Робертс признал, что после этого события со сверхъестественным светом он начал и дальше ожидать таких явлений, вследствие чего позиции его веры были ослаблены.

Если всё это направление, характеризуемое сенсационными чудесами и знамениями исходить не от Бога, а от сатаны, тогда нельзя нам оставаться нейтральными. Некоторые терпение к инакомыслящим считают мудростью или братской любовью. Но дело тут не в инакомыслящих, а в соответствующих делах и учении. Что такое мудрость? Священное Писание определяет мудрость совсем скромно и просто как Послушание Божьему Слову (Втор. 4:5-6; Матф. 7:24). А что предлагает нам Слово? "Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте" (Ефес. 5:1). Это значит: обнажайте дела тьмы и занимайте против них твёрдую позицию. Господь хвалил верующих в Ефесе за то, что они ненавидят дела Николаитов, которых и Господь ненавидит" (Откр. 2:6). А псалмопевец требует: "Любящие Господа, презирайте злое!" Оставаться по отношению ложных учений нейтральными и пассивными - это не выражение любви (чтобы никого не поранить), а, скорее, выражение самовлюблённости, желанием щадить только себя, по возможности, остаться незамеченным и не рисковать выставлять себя неприятно. Интересным образом связывает апостол нелицемерную любовь непосредственно с отвращением от злого (Рим. 12:9). Если мы любим Господа и Его Слово, то будем усердствовать, чтобы держать учение Господа в Его Церкви в чистоте и, если мы любим братьев и сестёр, тогда мы будем предупреждать их и делать им замечания по существу истин Писания.

Если мы не займём твердую позицию, то кому мы тогда ещё сможем давать напутствия (указывать верную дорогу)? "И если труба будет издавать неопределённый звук, кто станет готовиться к сражению?" (1 Кор. 14:8). К сожалению, и среди христиан сегодня очень популярно быть терпимым, как это требует дух времени. Только не быть упрямым - "каждому своё" - так гласит девиз. Это правильно, если дело касается личных вкусов, мнений о еде, питье и т.д., о чём в Рим. 14 ясно сказано. Но если затрагивается Слово Божие, тогда речь уже не идёт о личном. Нет, это касается в высшей степени каждого из нас. Тут мы не может отвечать словами Каина: "Разве я сторож брату моему?" (Быт. 4:9), а должны помнить о том, что все мы в отдельности члены одного Тела, и если один член страдает, то все остальные страдают вместе.

Как благотворно ясно высказались ведущие братья из свободных церквей Германии в так называемом "Берлинском объяснении" в сентябре 1909 года, в котором они заняли твёрдую позицию против возникшего движения пятидесятников: "Так называемое движение пятидесятников происходит не сверху, а снизу. В нём действуют демоны, которые, руководимые коварством сатаны, смешивают так называемые "духовно-одарённые" вопросы и показывали себя дополнительно, как одержимые".

Каким всё же благословением было "Берлинское объяснение" для верующих Германии! Здесь труба давала ещё определённый звук, и к сражению можно было готовиться, и Германия ещё долго оставалась защищённой от влияния движения языков. А сегодня?

Кто ещё осмеливается так ясно говорить? Остаётся пожелать мужества в вере всем, чтобы "истинною любовью возвращали в Того, Который есть глава Христос" (Ефес. 4:13).

Ещё несколько мыслей по поводу видений, которые имели современник Лютера Игнатий Лойола и Эван Робертс. В Осии 4:6 Господь говорит: "Истреблён будет народ Мой за недостаток ведения.

Так как ты отверг ведение (познание), то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною". То же самое можно и сегодня сказать о детях Божиих: стонут и страдают от недостатка знаний, стоят в бессилии перед этим новым для них течением, а сатана тем временем продолжает успешно свою разрушительную работу. Ссылка на незнание не есть оправдание и не считается перед Господом, не обеспечивает нам снисхождения.

Дети Божии в нашей стране не имеют ясных позиций! Среди верующих распространено гадание, вера в сновидения (сбывающиеся сны), вера в счастливые и несчастливые приметы, лечение недугов заговариванием (что есть белая магия), видения и т.д.

Господь не только призывает нас к Себе, спасает для вечной жизни, но также ежедневно проявляет к нам чрезвычайную милость, говоря прямо, незаслуженную (Рим. 9:15, 16-18). Он вырывает нас из обрядового болота религиозности, дает познать здравое учение, широко открывает глаза на всё, что сейчас происходит со Словом Божиим во всём мире, дает особую любовь в сердце, чтобы помогать детям Божиим в своей стране и в других странах, потому что Он показывает, можно сказать, трагическое состояние народа, не знающего Бога.

Господь также показывает, что приёмы сатаны одни и те же в разных частях света и в разное время! Да поможет нам Господь и даст в сердце желание помочь другим, которые из-за недостатка знаний всё ещё с большим удовольствием вращаются и двигаются в болоте оккультизма. Аминь.

Далее

К Содержанию

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки