Редстокизм и пашковщина

ПРИМЕЧАНИЯ

РАЗДЕЛ I

1 См. сборник статей в выпуске The Transformation of Russian Society. Aspects of Social Change since 1861, под ред. C.E. Black (Cambridge: Harvard University Press, 1960); A. Leroy-Beau-lieu, L'Empire des Tsars et les Russes (Paris, 1881), I, 415-587, (1822), II, 277-515.

2 H. Бердяев, Русская идея (Лондон, 1947), 26-27.

3 W. Weidle, Russia Absent and Present, trans, by G. Smith (New-York, 1961), 76.

4 Для детального анализа портрета русской интеллигенции см. выпуск Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции (Москва, 1910), особенно ст. "Этика нигилизма" С.Л. Франка (Вехи, 182); а также S.R. Tompkins, The Russian Intelligenttsia (Norman: University of Oklahoma Press, 1957).

5 R. Hare, Pioneers of Russian Social Thought (Oxford, 1951), 171-211.

6 Th.G. Masaryk, The Spirit of Russia (London, 1959), II, 69-79; P. Kropotkin, Memoiren eines Revolutionars ( Stuttgart, 1900), II, 102-107: Бердяев 131-137; В. Иванов-Разумник, История русской мысли (С.-Петербург, 1908), II, 72-97.

7 L. Tikhomirov, Russia. Political and Social (London, 1888), II, 12.

8 Tompkins, 97-122.

9 Weidle, 77.Compare also N.D. Gorodetzky, The Humiliated Christin Russian Literature (London, 1938).

10 Д.Н. Овсяннико-Куликовский, 'Кающиеся дворяне' и разночинцы 60-х годов" и "Мирные пропагандисты. Поколение 70-х годов'". История русской интеллигенции (Собрание сочинений) (С.-Петербург. 1911) VIII, 83-99, 188-204; Leory-Beaulieu. I. 355.

11 Согласно Тихомирову (II, 165-166) несколько сотен аристократов обоих полов, принадлежащих к народному движению, были арестованы в те годы.

12 "Несколько слов, оброненных Рудиным или Базаровым в романах Тургенева, передавали целый мир идей", П. Кропоткин, Идеалы и религии в русской литературе (Нью-Йорк, 1905), 256.

13 Бердяев, 25.

14 В своей статье "Политическая сатира Салтыкова. История одного города", VIII, 18, Овсяннико-Куликовский ссылается на письмо Салтыкова, в котором тот заявляет, что хотя название романа: "История одного города", он имеет в виду не прошлое, а настоящее.

15 См. статью Штендера-Петерсона "Der Populismus in der Prosaliteratur" в его произведении Gesehichte der russischen Literatur (Munchen, 1957), II, 413-443. Типичными представителями этой среды являются А. Михайлов (Шеллер) и Ф. Решетников. В своих романах "Гнилые болота" (1864) и "'Жизнь Шупова"(1865) Михайлов на фоне страдающих крестьян и идеалистической интеллигенции, изображает деспотического помещика, требующего расширения реформ. Картины горькой и обыденной убогости вызывали еще большую жалость в произведениях Решетникова: "Подлиповцы"(1864), "Чернорабочие"(1866) и "Свой хлеб" (1870). Описание мрачного существования крестьян, шахтеров и бурлаков, хотя и не проработанное, однако исполненное сочувствия и производит глубокое впечатление, что внесло свой вклад в пробуждение чувства вины у многих дворян.

16 Довольно доброжелательную оценку Каткова, как русского патриота, мы находим в романе С. Неведенского "Катков и его время" (С.Петербург, 1881). В этом типично реакционном романе автор отвергает реформы, изображает героические поступки аристократов, враждующих с радикалами. То же мы находим и в романе В. Крестовского "Петербургские трущобы" (1864-67). Здесь нигилисты предстают в роли злодеев российской столицы. Н. Лесков тоже на время присоединился к реакционерам в своих ранних произведениях, таких как "Некуда"(1864), где он высмеивает "незрелых юнцов", радикалов.

17 D. Tshizhevskij, Russland zwischen Ost und West: Russische Geitesgeschichte (Hamburg, 1961), II, 91.

18 D.S. Mirsky, A History of Russian Literature its Beginning to 1900, под редакцией Ф. Уайторелда (New-York, 1958), 300. Для детального анализа взглядов Г. Успенского в 1860-е и 1870-е годы см.: Овсяннико-Куликовский, VIII, 99-167; Иванов-Разумник, II, 290-308.

19 R. Pipes. "The Historical Evolution of the Russian Intelligentsia", The Russian Intelligentsia, ed. by R. Pipes (Columbia University Press, 1961), 47-62.

20 Weidle, 88.

21 Masaryk. I, 156-160.

22 Mirsky, 347.

23 Для дополнительной информации о всеобъемлющем пессимизме в произведениях русских писателей после 1880-х годов см. работу Э. Фридриха "Der Pessimismus der letzten Dezennien des 19.Jahrhunderts", из его Russische Literaturgeschichte (Gottha, 1921), 116-26. Правдивая картина того времени также представлена в книгах Овсянико-Куликовского: "80-е годы: "На ущербе", роман П.Д. Боборыкина", VIII, 239-256; "90-е годы. Российское нищенство. "Перевал", роман П.Д. Боборыкина" IX, 222-24.

24 Ср.: Овсяннико-Куликовский, "Чехов в 80-х годах [Скучная история; Иванов; Жена]", IX, 45-128.

25 Е. Колосов, Очерки мировоззрения Н.К. Михайловского (С. Петербург, 1912), 204-262; Иванов-Разумник, II, 177-181.

26 Tschizhewskij, II.105.

27 P. Miliukov, Religion and the Church (Outline of Russian Culture) (New York, 1943) part 1,78.

28 N. Zernov, The Russian Religious Renaissance of the Twentieth Century (New York. 1963), 63-85.

29 W.T. Stead, Truth about Russia (London. 1888). 332-334.

30 Zernov, 49-50,61.

31 M.H. Покровский, "Религиозный индивидуализм", Очерки русской культуры (Курск, 1924), 237.

32 Miliukov, I, 78.

33 Уровень религиозной свободы со времен Екатерины II можно охарактеризовать следующим образом: Екатерина II (1762-96) — терпимость; Павел (1796-1801) — реакция и репрессии; Александр I (1801-25) — терпимость; Николай I (1825-55) — реакция и репрессии; Александр II (1855-81) — терпимость; Александр III (1881-94) — реакция и репрессии; Николай II (1894-1917) — терпимость.

34 Согласно официальной статистике 1863 года, количество российских диссидентов составило 8.220.000 чел. Спустя каких-нибудь двадцать лет эта цифра возросла до 13.000.000, из которых 8.000.000 фактически составили сектанты и оставшееся от этого количество — староверы. S. Bolshakoff, Russian Nonconformity (Philadelphia, 1950). 15-16;
Miliukov, I, 114-116. Ср. также: Ф. Титов, "О сущности русского сектантства и причины происхождения его", Миссионерское обозрение (1896, январь), I, № 1, с. 31-44; В. Базарьянинов, "Основные причины и сущность нашего сектантства", Миссионерское обозрение (1904. январь), I, № 1, с. 17-40, 275-296.

35 Masaryk, I, 151; общий анализ влияния западного протестантизма на российское религиозное мышление в книге:

L. Muller, Russischer Geist und Evangelisches Christentum (Witten/Ruhr. 1951), 31-103.

36 Miliukov, I, 119.

37 Эта крайность появилась и в среде духоборов, которые, взяв на вооружение доктрины Толстого, намеревались жить согласно общинным принципам.

38 Н.М. Никольский, "Раскол и сектантство во второй половине XIX века", История России в XIX веке (С.-Петербург, 1907), V, 284.

39 Masaryk, I, 151; ср. также: Tschizhevskij, I, 108; Чижевский утверждает, что усилия социальных революционеров из числа староверов и сектантов были тщетны.

40 A.F. Heard, The Russian Church and Russian Dissent (London, 1887), 293.

41 И.Е. Наживин, "Что такое "сектанты" и чего они хотят" (Москва, 1906).

42 Masaryk, 11,74.

43 Mirsky, 304.

44 Stender-Petersen, II, 413; H.A. Энгельгардт, История русской литературы XIX столетия. (С.-Петербург, 1903), II, 229-238.

45 Tschizhevskij, 1I. 105.

41 Stender-Petersen, II, 416. Подробности жизни семинаристов см. в книге А. Воронского "Бурса" (Москва, 1966).

47 Tshizhevskij, II. 106.

48 Тихомиров, I, 223.

49 Были такие, кто традиционно поддерживал власть духовенства и церковь, как князь Мещерский; были и либерально мыслящие дворяне, охваченные чувством вины; были те, кто поддерживал общественно-революционное движение (князь П. Кропоткин, князь Д. Голицын (Муравлин), считающие свой класс загнивающим обществом). О российском дворянстве после 1860-х годов см. Leroy-Beaulieu, I, 315-379.

50 Г. Терлецкий, "'Секта пашковцев", Православное обозрение (1890), 1,495-500.

51 Masaryk. II. 502-503. " Miliukov. I. 124.

53 Zernov, 44-49.

54 Только в эмиграции после революции 1917 года православная церковь обрела свою новую суть и стала символом единства, центром культурной и благотворительной деятельности высших классов России. 1920-е годы знаменуют возвращение живущей в эмиграции русской аристократии в лоно православной церкви, во главе которой впервые встали хорошо образованные священники аристократического происхождения. Более детально см.: Zernov, 210-249.

55 Masaryk, II. 469-470.

56 Е.М. De Vogue. The Russian Novel (London, 1913), 328. Милюков, I, 140-141.

58 Ср.: R. Hare. Portraits of Russian Personalities between Reform and Revolution (Oksford, 1959), 266-285; Бердяев, 193-219.

59 Зернов. 294. Ср. также: Антоний (Митрополит Киевский), Ф.М. Достоевский как проповедник христианского возрождения и вселенского православия (Москва, 1908).

60 Завершающим проявлением этого религиозного возрождения стало основание Д. Мережковским "Религиозного и философского общества" (1903), которое стремилось стимулировать религиозный энтузиазм российской интеллигенции. Движение Мережковского "'Возвращение к церкви" и в не меньшей степени усилия Н. Бердяева, П. Струве и С. Булгакова вызвали оживленное обсуждение религиозных вопросов в высшем обществе России. Подробнее об этом религиозном возрождении см.: Н. Зернов. "Русский религиозный ренессанс"; В. Сидоров —'Верхи и русская интеллигенция", Миссионерское обозрение (1910, май), V, № 5. 858-862.

61 Чижевский, П. 106.

62 Зернов, 288-289.

63 Чижевский, II, 106.

64 СП. Мельгунов, "Из истории религиозно-общественных движений в России XIX в." (Москва, 1919), 200; J. Harder, Der Mensch im Russischen Roman (Wuppertal, 1961), 115-130; Т. Буткевич и В. Скворцов, ''Толстовство как секта", Миссионерское обозрение (1897, сент.). II, № 1, 807-843.

65 Е. Heier, "The Pashkovites and L.N. Tolstoy", Canadian Slavonic Papers, V, 114-121.

66 Милюков, I, 108. Также ср.; Большаков, 116; Масарик I, 151; W. Kolarz, Religion in the Soviet Union (London, 1962), 284-288.

67 De Vogue, 328.

68 J.C. Pollock, The Faith of the Russian Evangelicals (New York. 1964), 68.

РАЗДЕЛ II

1 И.В. Гете, Цитируется по словам Масарика, II, 558.

2 Список всех ведущих деятелей этого движения и их работ смотрите в исчерпывающем указателе Зернова, 331-401.

3 Е. Trotter, Lord Radstock. An Interpretation and a Record (London, 1914), I.

4 Эта путаница была следствием того, что слова "Редсток" и "Кресток" довольно близки по звучанию.

5 Н.С. Лесков, Великосветский раскол. Лорд Редсток и его последователи. Очерк современного религиозного движения в петербургском обществе (С.-Петербург, 1877), 2.

6 См. также раздел III — о редстокизме в русской литературе.

7 Trotter, 28, 44.

8 Trotter, 31.

9 Бердяев, 94.

10 Соловьев был наиболее экуменистически настроенным христианином своего времени, сочетая в своих взглядах социальную утопию и христианство в новом теократическом единстве (государство, построенное на религиозных принципах). За всеми его произведениями и поступками ощущалось его твердое убеждение в единстве вселенной. Соловьев представлял себе возможность построения этой новой теократии посредством объединения православия, католицизма и протестантизма. Риму надлежало быть центром этого объединения. Подчинение Риму должно было происходить на сугубо добровольных началах. См. также: Бердяев, 124-125. Для изучения главных идей Соловьева см.: П.П. Зубов, "Богочеловечество как главная идея философии Владимира Соловьева" (на англ. яз., Нью-Йорк, 1944); Мюллер, 85-91.

11 Trotter. 9.

12 Stead. 356-357.

13 Л.Н. Толстой. Полное собрание сочинений, юбилейное издание 1828-1928 гг. (Москва. АН СССР. 1928-1958), LXXXV.5; F.M. Philipp, Tolstoj und der Protestantismus (Marburger Abhandlungen zur Geschichte und Kultur Osteuropas), II, 67; J.H. Rushbrooke, The Baptist Movement on the Continent of Europe (London. 1923), 138-139; Большаков, 116.

14 Ср.: Trotter, 185-186; Терлецкий, 499; Sophie Lieven. Furstin, Ein Saat die reiche Frucht brachte. Aus der Erweckungs-Bewegung in Peterburg um die Wende des 19. Jahrhunderts (Basel. 1952), 8-9: R.S. Latimer. Under Three: Liberty of Conscience in Russian 1856-1909 (London, 1909), 73.

15 Терлецкий. I, 500; Д.И. Скворцов, "Пашковщина", Современное русское сектантство, (Москва, 1905), 41; Т.Н. Буткевич, "Пашковщина". Обзор русских сект (Петроград, 1915), 466.

16 Ирвингизм, религиозное движение, начало которому положил преподобный Эдвард Ирвинг в Лондоне в 1832 году. Эта религиозная группа стала известной как сторонники Вселенской Апостольской Церкви.

17 Буткевич. 465; Н. Лесков. "Новости из Петербурга", Православное обозрение (1876, январь), 803-808; ср. также: Скворцов, 39-40.

18 Терлецкий. 1. 497.

19 Скворцов, 39.

20 Лесков. "Великосветский раскол ...", 270-274.

21 Большаков, 129-132. Именно этот русский перевод Библии был принят позже Британским библейским обществом. W. Gutsche, Westliche Quellen des russischen Stundismus. Anfange der evangelischen Bewegung in Russland (Kassel. 1956), 58; И. Троицкий, "Лондонское издание (1869) Нового Завета на русском языке и значение его для наших сектантов", Миссионерское обозрение (1896), I. № 1. 44-49: Latimer, Under Three Tsars..., 77-93.

22 Большаков. 130.

23 Gutsche, 59. Подробности деятельности иностранных библейских обществ в России среди неправославного населения см. "Библейские общества в России". Энциклопедический словарь (С.-Петербург, 1892), VI, 696-708. Только после издания Библии Святейшим Синодом (1867-1876) стало возможным полное возрождение распущенного Русского библейского общества под новым названием "Общество по распространению священных Писаний в России". Ср. также: Latimer, Under Three Tsars..., 219-227.

24 M.M. Корф. Мои воспоминания (в немецком переводе — Am Zarenhof. Erinnerungen aus der geistlichen Erweckungsbewegung in Russland von 1874-1884. Wernigerode a. H, 1927), 10-13.

25 Корф. 4-5.

26 H. Dalton, Lebenserinnerungen (Berlin, 1907), II, 128.

27 Dalton, Lebenserinnerungen II, 221.

28 Городецкий, 30-31.

29 Городецкий, 96-97.

30 Ср.: Г.В. Флоровский, "Пути русского богословия" (Париж, 1937) — об учении Филарета, Иннокентия и Теодора; 166-184: 196-199:344-349.

31 Городецкий, 108-126.

32 Серийные публикации общества: Чтения в обществе любителей духовного просвещения, Московския епархальныя ведомости; Московския церковныя ведомости; Воскресныя беседы.

33 "Общество любителей духовного просвещения", Энциклопедический словарь (С.-Петербург, 1897), XLII, 626-627. Ср. также публикации общества: Секта пашковцев и разговор православного с пашковцем (С. Петербург, 1895).

34 "Общество любителей духовного просвещения", XLII, 626; Дальтон, Lebenserinnerungen, II, 224-226. "О старокатоликах" см. также: А.С. Пругавин, "Раскол внизу и раскол вверху" (С.-Петербург, 1882), 331-416.

35 Корф, 16.

36 Терлецкий, I, 507-510; Latimer, Under Three Tsars..., 73.

37 Лесков, "Великосветский раскол...". 93.

38 Н. Лесков, "Чудеса и знамения. Наблюдения, опыты и заметки", Церковно-общественный вестник (1878), № 40, 2 апреля, процитировано по А.Н. Лескову, Жизнь Николая Лескова (Москва, 1954), 342.

39 G. Langenskjold, Baron Paul Nicolay. Christian Statesman and Student Leader in Northern and Slavic Europe, (перевод на англ. — P.E. Уайльдер, Нью Йорк, 1924), 39; Н. Dalton, Evangelische Stromungen in der Russischen Kirche der Gegenwart (Heibronn, 1881), 19. Для подробного описания одной из встреч лорда Редстока см. Лесков, "Великосветский раскол...", 188-236.

40 Терлецкий, I, 509-510; Trotter, 208-210; Лесков, "Великосветский раскол...", 30-35,144-145.

41 Лесков, "Великосветский раскол...", 139-140.

42 Stead, 355; Dalton, Evangelische Stromungen..., 19.

43 Буткевич, 466.

44 Процитировано по: Stead, 355.

45 Лесков, "Великосветский раскол...", 127.

46 "Штундизм и пашковщина", Вера и разум (1884, январь), II. 165-166; Stead, 357; Dalton, Lebenserinnerungen, II, 227-228.

47 Корф, 18.

48 Лесков, "Великосветский раскол...", 134.

49 В. Мещерский, "Письмо к лорду Редстоку", Гражданин (1876), № 13,345-349.

50 Буткевич, 466.

51 Терлецкий, I, 513-514: Лесков, "Великосветский раскол...", 176-177. Ср. также: W.E. Edgerton, "Missing Letter to Leskov: An Unsolved Puzzle", Slavic Review (Славянское обозрение), XXV, № 1, с. 129, пункт 31.

52 Более подробно об этой повести см. в разделе III.

53 Православное обозрение (1876), II, № 9, с. 138-178; № 10, с. 300-326; (1877), I. № 2. с. 295-334. См. также раздел III.

54 Лесков. "Великосветский раскол...", 107-111; Trotter, 207.

55 Несущественно, является ли этот необычный рассказ искателя во Христе истинной историей пилигрима 1850-х годов или литературным вымышленным подвигом, как предполагают некоторые. Важно то, что он повлиял на церковную жизнь конца девятнадцатого века. Это произведение было переведено в 1931 году на английский язык и издано под названием The Way of Pilgrim (Издатель R.M. French) в Нью-Йорке в 1965 году. Интересно, что история этого паломника является тематической парафразой рассказа Дж.С. Сэлинджера Franny and Zooey (New York,
1964).

56 Городецкий. 99-106. Ср. также: R. Guardini, Religiose Gestalten in Dostojewskijs Werk (Munchen. 1951), 108-132.

57 Флоровский, 125: Городецкий, 100.

58 Ср. с разделом IV; Guardini, 91-107.

59 Лесков, "Великосветский раскол...", 261-265.

60 L.G. Deich. Предисловие к книге В. Засулич, Революционеры из высших классов, (С.-Петербург. 1921), 6; цитата из: Городецкий, 89.

61 Gutsche. 60-61.

62 Более подробно см.: R.S. Latimer, Dr. Baedeker in Russia: And His Apostolic Work in Russia (London, 1907), 201. Ср. также раздел III.

63 "Пашковщина и штундизм. Отрицательные и положительные стороны последователей секты пашковцев...". Миссионерское обозрение (1897. сентябрь и октябрь), II, № 1, с. 803.

64 Буткевич. 466.

65 Trotter, 184-186: Lieven. 16: Пругавин, "Раскол внизу...", 426.

66 Корф, 19.

67 Latimer, Dr. Baedeker in Russia..., 82-86.

68 M. Толстой. "Самозваный миссионер в православной Москве", Душеполезное чтение (1877), II, 78-87.

69 М. Толстой, 86.

70 Gutsche. 62.

71 Корф. 22.

72 Более подробно см. "Сборник молитв пастора Берсье в русском переводе", который служит приложением в книге Лескова "Великосветский раскол...".

73 Lieven, 36-37.

74 "Пашковцы". Энциклопедический словарь (С.-Петербург, 1899), XXIII, 63-64.

75 Милюков, 1,108-109.

76 Полный рассказ о пашковщине, ее распространении и преследовании — в разделе IV.

РАЗДЕЛ III

1 Ср.: Бердяев, 25-26.

2 Среди писателей двадцатого века, затронувших в своем творчестве религиозное диссидентство, следует назвать Д. Мережковского — "Христос и Антихрист"; А. Белого — "Серебряный голубь": 3. Гиппиус — "Светлое озеро"; М. Пришвина-"В краю непуганых птиц" и "Осударева дорога"; Г. Гребенщикова — "Чураевы" и В. Иванов — "Убегающий остров". Ср. также: M.L. Rossler, Nikolai Leskov und seine Darstellung des religiosen Menschen (Weimar, 1939); V. Pleyer, Das russische Altglaubigentum. Geschichte. Darstellung in der Literatur (1961); R. Guardini, Religiose Gestalten in Dostojewskijs Werk (Munchen, 1951); N. Gorodetzky, "The Ideal of Holiness in Russian Fiction", в The Humiliated Christ in Modern Russian Thought (London, 1938), 27-74; интересна и работа L. Muller "Russischer Geist und Evangelisches Christentum", которая по сути представляет собой обзор критики протестантизма, представленного в философских и литературных произведениях русских писателей.

3 Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников, ред. А.С. Долинин (Москва, 1964), II, 94.

4 Н.С. Лесков, "О куфельном мужике и проч.", собрание сочинений (Москва, 1958), XI, 147, примечания, 638; Ср. также: А.Н. Лесков. Жизнь Николая Лескова, 342. В своем переводе книги Буньяна "Путешествие пилигрима" на русский язык Засецкая продолжает то, что на
чал Пушкин за сорок лет до этого, переложив произведение Буньяна на поэтический русский язык в своей поэме ''Странник".

5 Лесков, "О куфельном мужике и проч.", XI. 147.

6 Из неопубликованной переписки Достоевского и Засецкой я получил доступ только к двум запискам Засецкой к Достоевскому, предоставленных мне АН СССР, Институтом Русской Литературы (Пушкинским домом), Ленинград. Ср. также Лесков, XI, 638.

7 Ф.М. Достоевский в воспоминаниях..., II, 94-95.

8 Лесков, "О куфельном мужике и проч.", XI. 148.

9 Ф.М. Достоевский, Дневник писателя; ср. также: Мюллер, 73-79 об отношении Достоевского к протестантизму.

10 Ф.М. Достоевский, Дневник писателя за 1876 год (март). Полное собрание сочинений в тридцати томах (Ленинград, 1981), XXII, 98-99. Ср. также: Дневник писателя (1876), 1,267-269.

11 Ф.М. Достоевский, Письма в четырех томах, под ред. А.С. Долинина (Москва, 1959), IV, 143, примечание, 415.

12: H.A. Энгельгардт. История русской литературы XIX столетия (С.Петербург, 1903), II, 314.

13 К.В.М. [Мещерский] "Лорд апостол в большом петербургском свете. Повесть"(С-Петербург и Москва, 1876) — далее все цитаты из этого романа приводятся под ссылкой: Мещерский. Большинство своих произведений Мешерский подписывал инициалами К. В. М.

14 W.B. Edgerton, "Leskov, Paskov, the Stundists and a newly discovered Letter", Orbis Sriptus: Dimitrij Tschizevskij zum 70. Geburstag (Munchen, 1966), 193.

15 Мещерский. I, 157.

16 Мещерский, III, 268-269.

17 Мещерский. II. 300-311.

18 Мещерский, IV. 488.

19 Лесков. "Великосветский раскол...", 5.

20 Edgerton, "Leskov, Paskov, the Stundists...", 187. Ср. также: Rossler, Nikolai Leskov und seine Darstellung des religiosen Menschen; B. Macher, Nikolaj Leskov Verhaltnis zur Orthodoxie (Marburg, 1952).

21 И.А. Шляпкин. "К биографии Н.С. Лескова", Русская старина (1895), LXXXIV, №12. с. 208: Городецкий. 70.

22 Л.Н. Толстой. Переписка с русскими писателями, изд. С. Розановым (Москва, 1962), 558.

25 Rossler, 8.

24 Шляпкин, 208: ср. также Н. Лесков "Новости из Петербурга", Православное обозрение (январь. 1876), I, 803-808; А. Фаресов "Материалы для характеристики Н.С. Лескова", Живописное обозрение (1900, апрель), 32-35.

25 См. Edgerton "Leskov, Paskov, the Stundists...", сноска 8 и 26, с. 188 и 193-194. где есть список произведений Лескова, в которых автор упоминает редстокистов и штундистов.

26 Православное обозрение, III (1876), № 9, с. 138-178; № 10, с. 300-326:1(1877), №2. с. 294-334.

27 "Великосветский раскол...", 2-10.

28 "Великосветский раскол...". 185.

29 Ср. Muller. 99-100.

30 "Великосветский раскол...", 185. 31 "Великосветский раскол...", 28-35.

32 "Великосветский раскол...", 107-111.

33 А.Н. Лесков. "Жизнь Николая Лескова", 343.

34 Шляпкин, 213. Нет оснований подвергать сомнению это утверждение. Согласно самому Лескову, Редсток выучил русский язык в течение одного лета так. что переводил с русского и мог на нем разговаривать. Более детально см.: А.Н. Лесков, "Жизнь Николая Лескова", 342; Лесков, собрание сочинений. X. 457.

35 А.Н. Лесков, "Жизнь Николая Лескова", 339-341; V. Setschkareff, N.S. Leskov. Sein Leben und sein Werk (Wiesbaden, 1959), 27.

36 Лесков, Собрание сочинений, X, 457; Edgerton "Leskov, Paskov. the Stundists...", 193.

37 Edgerton "Leskov, Paskov. the Stundists...", 198.

38 А.Н. Лесков, "Жизнь Николая Лескова", 342.

39 Н.С. Лесков, "Сентиментальное благочестие. Великосветский опыт простонародн. журнала "Русский рабочий". Православно обозрение, I, (март, 1876), I, № 3, с. 526-551; также в приложении Великосветскому расколу, 307-365.

40 "Великосветский раскол...", 310-315:"Сентиментальное благочестие".

41 Ср.: Н.Н. Гусев, "Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии с 1870 по 1881 год" (Москва: АН СССР, 1963), 198-199. Интересно отметить, что когда М.Г. Пейкер обдумывала идею издания массового народного журнала под названием "Русский рабочий", она обратилась за советом к Толстому. Тот ответил поучительным письмом, где особое ударение сделал на том, что в журнале должен преобладать простой народный язык. Среди прочего он написал: "Если бы я был редактором журнала для простого народа, я бы сказал своим сотрудникам: "пишите то, что хотите, проповедуйте коммунизм, вероучения хлыстов, протестантов, что хотите, но только так, чтобы каждое слово бы ло понятно извозчику, который будет доставлять копии журнала из типографии". Пейкер писала в феврале 1875 года, а спустя месяц Толстой предпринял первые организационные шаги к созданию издательского предприятия, которое печатало бы литературу для крестьян.

42 Лесков, Собрание сочинений, X, 462-463.

43 Лесков, Собрание сочинений, X, 584-585; ср. также три письма Лескова к Пейкер, 456-465.

44 Stead, 342.

45 Лесков, Собрание сочинений, X, 585-586.

46 Засецкая, которая ушла в самоизгнание в 1881 год, умерла два года спустя в Париже. В завещании она просила, чтобы тело ее не перевозили на родину, в Россию; она не хотела, чтобы, духовенство совершило над ним установленные православные обряды.

47 Лесков, Собрание сочинений, X, 457

48 Подробнее см. раздел IV.

49 Цитата взята из: Edgerton "Leskov, Paskov, the Stundists, 194.

50 Ср. раздел IV.

51 Лесков, Собрание сочинений, X, 292.

52 Edgerton "Leskov, Paskov, the Stundists", 194

53 Письмо Пашкова к Лескову из Баден-Бадена от 22 сеентября 1884 года см.: А. Фаресов "Умственные переломы в деятельности Н.С. Лескова", Исторический вестник (1916), CXLIII, № 3, с. 795-799.

54 Фаресов. "Умственные переломы ...", 795-796.

55 Edgerton "Leskov. Paskov. the Stundists...", 196.

56 Edgerton "'Leskov. Paskov, the Stundists...". 197. Следует отдать должное профессору Эдгертону за его поиски и находку этого важного письма Лескова.

57 Немецкий перевод был издан тоже анонимно с указанием лишь инициалов переводчика. ''Sergius Baturin. Bilder aus dem russischen Leben der neueren Zeit". Перевод с французского М[арии] ф[он] К[раут] (Halle a. S.. 1894).

58 Судя по тому, что этот роман отсутствует в ведущих библиотеках России, можно предположить, что он не был переведен на русский язык.

59 Согласно сведениям, полученным от Ж.П. Клавеля, директора библиотеки университета Лозанны. Э. Уорд де Шарье перевела несколько русских литературных произведений на французский язык, а также написала другие романы: La tour de Lough Erne; Une dette d'honneur; James Garfield, d'apres W.M. Thayer; Le premier Noel de Finette; L'onde qui bouillone.

60 Serge Batourine. Scenes des Temps Actuels en Russe (Lausanne, 1882), 114-115.

61 Dalton, Evandelische Stromungen..., 30. примечание 4. с. 37-38.

62 Serge Batourine. 137-142.

63 Serge Batourine. 200-201.

64 Serge Batourine. 295-296.

65 Толстой. Полное собрание.... LX. 287.

66 Более подробно об обращении Толстого и его религиозных взглядах можно прочесть в его произведениях: "Исповедь" (1879), "Критика догматической теологии" (1880), "В чем моя вера?" (1884), "Царство Божие внутри вас" (1893). Ср. также: K.I. Staub. Graf L.N. Tolstois Weltanschauung und ihre Entwicklung (Kempten, 1907), 1-21; и особенно: Philipp, "Tolstoj und der Protestantismus", 46-82.

67 Trotter. 198-199: Толстой, Полное собрание... [далее ПС], XLVII. 379.

68 Толстой. ПС. LXII. 249.

69 Толстой ПС. с. 261. 306-307. Переписка Толстого с Бобринским относительно религиозных вопросов пока еще не обнаружена.

70 Толстой ПС, с. 261.

71 Переписка Л.Н. Толстого с графиней А.А. Толстой (1852-1903):
Толстовский музей. I, (С.-Петербург, 1911), 267-268.

72 Ср.: Muller. 94-95.

75 Толстой ПС. LXII. 266.

74 Толстой ПС, 267

75 Ср. Гусев, 366-368.

76 Н.К. Гуджий. "История писания и печатания "Анны Карениной", Толстой, ПС,ХХ,616.

77 Гуджий, 595.

78 Гуджий, 621. 623.

79 Philipp, 70.

80 Толстой, ПС. XX, 431-433.

81 Переписка Л.Н. Толстого с графиней А.А. Толстой..., 284.

82 Ср. Гусев, 358.

83 Ср: Н.Н. Гусев "'Исповедь', История писания и печатания". Толстой, ПС, 515.

84 Muller, 96-98; Philipp, 69.

85 Philipp, 70.

86 Толстой. ПС. XL1X. 98.

87 Толстой, ПС. LII. 45, 180.

88 А.С. Пругавин, "О Льве Толстом и толстовцах" (Москва, 1911). 96.

89 Толстой, ПС, LIX, с.88.

90 Толстой, ПС, LXXXV, с.94. 118-120.

91 Толстой, ПС, LXXXV. с.4-7.

92 Толстой, ПС, LXXXV с.67.

95 Толстой, ПС, LXXXV . с. 239.

94 Толстой, ПС, LXXXV с. 77.

95 Толстой, ПС, LXXXV , с. 226.

96 Чувствуя огромную ответственность за своих многочисленных детей, жена Толстого не могла разделить религиозных, социальных и нравственных взглядов своего мужа. Он хотел жить лишениями в том смысле, чтобы самому делать себе обувь, пахать и собирать урожай. Как и многие, критиковавшие его, она считала, что Толстому следует возвратиться к своему искусству и оставить занятия сапожника и земледельца тем, кто больше в этом разбирается.

97 Толстой, ПС, LXXXV, 223.

98 Лесков. "Откуда заимствован сюжет пьесы графа Л.Н. Толстого 'Первый винокур'". Собрание сочинений, XI. 133.

99 А.И. Никифоров, ''Где любовь, там и Бог". История писания и печатания". Толстой, ПС, XXV, 681-682.

100 Последующее издание рассказов было выпущено под именем Толстого. Не успели эти рассказы (среди которых был и "Где любовь, там и Бог") выйти в свет, как Толстого обвинили в плагиатстве у Р. Сайленса, автора рассказа "Le pere Martin". Подробнее см.: А.Е. Грузинский, "Источники рассказа Л.Н. Толстого "Где любовь, там и Бог". Голос минувшего (1913), III, 52-63; Толстой, ПС. LXXII. 99-100.

101 Лесков, "Откуда заимствован...", Собрание сочинений. XI, 132-133.

102 "Последний винокур, или как чертенок краюшку заслужил". Толстой. ПС. XXIV. 676.

103 Н.К. Гудзий. "История писания и печатания 'Воскресения'", Толстой, ПС. XXXIII, 371-373.

104 О.И. Сресневская. "Доктор Бедекер — прототип Кизеветера и англичанина в "Воскресении" Толстого"; "Толстой. Памятники творчества и жизни" (Москва, 1917), III. 89-102.

105 Подробнее о миссионерской работе д-ра Бедекера в России см.: Latimer, Dr. Baedeker in Russia..., 77-109, 175-207.

106 Latimer. 207. Dr. Baedeker in Russia..., 207.

107 Толстой. ПС. L. 36.

108 Там же. т. LXIV. 220.

109 Ср.: V. Kiparsky. "English and American Characters in Russian Fiction". (Berlin, 1964), 49.

110 Гудзий. "История написания и печатания 'Воскресения' ", Толстой, ПС. XXXI. с.391. Также ср.: Kiparsky, примечание 8, с. 49.

111 Kiparsky. 49.

112 Единственный портрет Редстока и Пашкова в поэтической форме мы находим в краткой сатирической поэме Д. Минаева "Проповеднику лорду Редстоку". Эпиграммы (С- Петербург, 1889), 205.

113 П.Д. Боборыкин. "Исповедники. Повесть." Вестник Европы (1902, январь-апрель), I. 5-79; II. 482-551; III, 21-94; IV, 449-512.

114 Боборыкин, 1,22-23.

115 Подробнее об этом см. в разделе IV.

116 Боборыкин. II, 517-527; III, 72.

117 П. Козиикий. "П.Д. Боборыкин и русское сектантство", Миссионерское обозрение (1902, ноябрь), XI, 593.

118 Бобобрыкин, 11,483

119 Козицкий. 772-773.

РАЗДЕЛ IV

1 Растущее недовольство не в меньшей степени было вызвано чтением социалистической и атеистической литературы и тем революционным духом, который вызвала к жизни Парижская коммуна в 1870-е годы. Latimer. Under three Tsars.... 110-111.

2 В.Г. Чертков. "В.А. Пашков [Некролог]", Свободное слово (1902, март) №3, с. 22. Ср. также: Корф, 33-34; Lieven, 24; Dalton, Evangelische Stromungen.... 23-24; "Штундизм и пашковщина", Вера и разум (1884, январь). II. 166.

3 Буткевич, 470-471.

4 Пругавин. "Раскол внизу ...", 420-421: Буткевич, 467.

5 С. Глебов, "Полковник Пашков", Миссионерское обозрение (1904. январь), 1,80-81.

6 См. также библиографический указатель по редстокизму и пашковшине.

7 Полная переписка между Янишевым и Пашковым прилагается к: Корф, 68-79; отрывки из нее содержатся в: Буткевич, 472-475; "Штундизм и пашковщина", 199-201; Терлецкий, II, 7-14; ср. также: "Случайная встреча моя и беседа с Пашковым. Из дневника миссионера", Миссионерское обозрение (1896, январь), I, 75-78.

5 Корф, 45-46; Скворцов, 46-47.

9 Терлецкий, II, 5-6.

10 Stead, 373; Latimer, Under three Tsars..., 74.

11 Ср. Скворцов, 44; Корф, 45-46; Gutsche, 64.

12 "Штундизм и пашковщина", 166-170.

13 Пругавин, "Раскол внизу...", 427.

14 Ср.: Глебов, I, 84; III, 313.

15 Буткевич, 471.

16 Stead, 360.

17 Глебов, III, 317.

18 Буткевич, 471.

19 Глебов, III, 319-320; ср. также: Dalton. Evangelische Stromungen.... 33.

20 Буткевич, 471.

21 Ливен, 39.

22 Терлецкий, II, 3-4.

23 Глебов, 111,317-319;

24 "Секта пашковцев и разговор православного с пашковцем" (С. Петербург, 1895), 9; Корф, 47-48; Lieven, 40-44.

25 К. Дербинский, "Раскол и секты" (Варшава, 1910), 112: "Секта пашковцев и разговор...", 9-10.

26 Буткевич, 468.

27 "Пашковцы", Русский энциклопедический словарь (С.-Петербург. 1899), XXIII, 63-64; Скворцов, 125-126.

28 А.С. Пругавин, "Раскол вверху" (С.-Петербург, 1909), 246.

29 Подробный разбор пашковских брошюр и их список см.: Скворцов, 124-140; Терлецкий, I, 685-699; П. Мегорский, "По поводу попыток к распространению брошюр с пашковским лжеучением на севере России и, по преимуществу, в Олонецкой губернии", Христианское чтение (1886), II, 671-673.

30 Мегорский, 672-673.

31 Скворцов, 126-127.

32 Терлецкий, I, 522-523.

33 Пругавин, "Раскол вверху...", 246

34 Leroy Beaulieu. II, 473: Скворцов 58-59.

35 Скворцов. 52-55: о важности иконопочитания см.: Г. Остроумов, "Научно-историческое исследование важности и необходимости иконопочитания. по поводу заблуждения г. Пашкова и его единомышленника" (Карлсруэ. 1884).

36 "'Штундизм и пашковшина". 180-197. Ср. также: А. Николаевский, "'Великий пастырь земли русской" (Мюнхен, 1948), 58.

37 Терлецкий, II. 6; "Штундизм и пашковщина". 168; Скворцов, 47; Dalton. Evangelische Strmnungen..., 32.

3S Latimer. Under three Tsars..., 134-140.

39 Ср.: "Победоносцев и его корреспонденты". Письма и записки, ред. М.Н. Покровский (Петроград, 1923), 2 тома; Победоносцев К.П.. "Письма Победоносцева к Александру III", ред. М.Н. Покровский (Москва, 1925). 2 тома.

40 Об отношении Победоносцева к пашковщине см.: "Победоносцев и его корреспонденты", I. 331. 335-338; II. 445, 456-457; "Письма Победоносцева...". I. 284: II. 158-160; Stead, 372-380.

41 Терлецкий, II. 13: Ср. также: "Известия и заметки", Православное обозрение (1881), III. №11, с. 627-628.

42 Корф, 46-47.

45 Stead. 376-378.

44 В. Андерсон, "Старообрядчество и сектантство" (С.-Петербург, 1909), 238.

45 Ср. В. Корсаков. "'Молокане''. Русский вестник (1886), №2, с.860-861; Терлецкий. II. 40-51.

46 "'Победоносцев и его корреспонденты", I, 335-338.

47 А. Пругавин. "Пашковцы", Русская мысль (1884), №5, с. 339-341.

48 "Случайная встреча моя и беседы с Пашковым. Из дневника миссионера". Миссионерское обозрение (1896, январь), I, 77-78.

49 Пругавин. "'Раскол внизу...", 132-133.

50 Скворцов. 61.

51 Терлецкий. II. 52.

52 Ср. Андерсон. 285.

53 В. Павлов, "'Воспоминания ссыльного", Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола, под ред. В. Бонч-Бруевича (С.-Петербург, 1908), I. 4; подробности об этой конференции см. также: Stead, 363-366: Терлеикий. П. 51-55.

54 Корф, 58.

55 Latimer, Dr. Baedeker in Russia..., 37-38; Lieven, 49-50.

56 Корф, 60.

57 Скворцов. 48.

58 Чертков. "В.А. Пашков", 23.

59 Корф, 62-64; Stead, 369-371.

60 "Победоносцев и его корреспонденты", II, 456-457.

61 Скворцов, 21.

62 М.А. Куплецкий, "По вопросу о русском сектантстве". Право-

славное обозрение (1883), И, №8, с. 713.

63 "Победоносцев и его корреспонденты", II, 884-885.

64 "Письма Победоносцева...", II, 158-160.

65 "Победоносцев и его корреспонденты", II, 795-796.

66 Latimer, Dr. Baedeker in Russia..., 36.

67 Пругавин. "Раскол вверху", 250-251.

68 Скворцов, 71-123.

69 Г.И. Панов, "Из современной жизни русских сектантов". Православное обозрение (1878), III, №12, с. 862.

70 "Замечательный процесс", Вестник Европы (1886, июнь), III, №6. с. 789.

71 "Пашковщина и штундизм", Миссионерское обозрение (1897. сентябрь-октябрь), II, №1, с. 800-806.

72 Пругавин, "Раскол вверху", 249.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

А. ОБЩИЕ РАБОТЫ

Автор неизвестен, ''Путь Пилигрима. Пилигрим продолжает свой путь". Нью-Йорк, 1965.

Антоний (митрополит), "Ф.М. Достоевский как проповедник христианскаго возрождения и вселенскаго православия". Москва, 1908.

Антоний, "Ф.М. Достоевский как проповедник возрождения". Монреаль. 1965.

Антонович М.А.. "'Мистико-аскетический роман", Литературно-критические статьи. Москва, Ленинград, 1961, 396-448.

Арсеньев К.К., "Свобода совести и веротерпимость". С.-Петербург. 1905.

Асмус В.Ф.. "Мировоззрение Толстого". Л. Толстой, Литературное наследство. Москва: АН СССР, 1961, № 69, I, 35-101.

Базарьянинов В.. "Основныя причины и сущности нашего сектантства". Миссионерское обозрение (1904, январь), № 1, с. 17-40, 275-296.

"Библейский общества'", Русский энциклопедический словарь. С. Петербург, 1892, VI, 696-708.

Боборыкин П.Д.. "Воспоминания". 2 т. Ленинград, 1965.

Бодиско Д.. "К великому вопросу о примирении взаимных отношений церкви и современной верующей интеллигенции". Миссионерское обозрение (1904. ноябрь), XI, 610-626.

Буткевич Т.Б. и Скворцов В.М., "'Толстовство как секта". Миссионерское обозрение (1897, сентябрь-октябрь), II, Т 1, с. 807-843.

"'Вехи". Сборник статей о русской интеллигенции. Москва, 1910.

Воронский А.. "Бурса". Москва, 1966.

Гроссман Л.П.. "Н.С. Лесков. Жизнь, творчество, поэтика". Москва. 1945.

Дмитриев А.Д., "Инквизиция в России". Москва, 1937.

Жданов В.. "Творческая история романа Л.Н. Толстого "Воскресение"". Москва. 1960.

Зарайский В., "Сектантство и раскол по светской печати за последние годы". Миссионерское обозрение (1913, апрель), I, 607-618.

Иванов-Разумник Р., "История русской общественной мысли", 2 т.. С.-П.. 1908.

Кальнев М., "Материалы к изучению русского сектантства". Миссионерское обозрение (1910. июнь-август), №№ 7-8. с. 1156-1162.

20 Карташев А.В.. "Очерки по истории русской церкви", 2 т., Париж. 1959.

"Катков — вождь реакции 60-80-х годов. Письма Каткова Александру III", Былое (1917), № 4, с. 3-32.

"К вопросу веротерпимости", Вестник Европы (1888, март), III, 358-368.

Козицкий П., "Духовное наследие наступающего нового года в настроениях нашей современности", Миссионерское обозрение (1904. январь), I, 3-16.

Колосов Е.Е., "'Очерки мировоззрения Н.К. Михайловского". С.-П., 1912.

Кузина Л.Н., "'Толстой в последнее десятилетие своей жизни", Л. Толстой. Литературное наследство. Москва, АН СССР, 1961. II, 141-636.

Куплецкий М.А., "По вопросу о русском сектантстве". Православное обозрение (1883), I, № 3 с. 540-583; II, № 8, с. 709-729.

Кушнеров И., "Краткая записка о возникновении, развитии и о настоящем положении в России..." . С.-П., 1905.

Леонтьев К.Н., "Наши новые христиане", Москва, 1882.

Майский И., "О сектантах", Москва, 1939.

Мартов Г.. "'Общественное движение в России в начале XX века". 3 т., С.-П., 1909-14.

Мельгунов СП., "Из истории религиозно-общественных движений в России XIX века", Москва. 1919.

Мещерский В.П.. "Очерки нынешней общественной жизни в России", 2 т., С.-П., 1868-1870.

Наживин И.Ф., "Что такое "сектанты" и чего они хотят", Москва, 1906.

Неведенский С, "Катков и его время", С.-Петербург, 1888.

Николаевский А., "Великий пастырь земли русской", Мюнхен, 1948.

"Общество любителей духовного просвещения", Энциклопедический словарь. С.-П., 1897. XLII, 626-627.

Овсянико-Куликовский Д., "История русской интеллигенции". Т. VII, VIII, IX в. Собрание сочинений, С.-П., 1911.

Орлов Н.В., "Ирвингизм", Православное обозрение (1876. февраль), II, 244-274.

Панов Г.И.. "Из современной жизни русских сектантов". Православное обозрение (1878), III, № 12, с. 846-862.

Покровский М.Н., "Очерки истории русской культуры". 2 т.. Курск, 1924.

Помяловский Н.Ф., "Очерки бурсы", Сочинения в двух томах, Москва-Ленинград, 1965, II, 7-190.

Православие и лютеранство в России, Лейпциг, 1890.

Пругавин А.С., "Религиозные отщепенцы", С.-П., 1904.

— , "Раскол — сектантство". Москва, 1887.

"Раскол и сектантство в 1898 году". С.-П., 1901.

"Сектантство и раскол по последнему всеподданнейшему отчету Обер-Прокурора Св. Синода", Миссионерское обозрение (1903, январь), 11, 160-170.

Сидоров В.. "Вехи и русская интеллигенция", Миссионерское обозрение (1910, май), V. с. 858-862.

Скворцов В.. "О постановлениях и распоряжениях власти, касающихся миссии и расколо-сектантства", Миссионерское обозрение (1896, май), I,№ i.e. 19-31: (1897, май), II, № 1, с. 366-377.

Степняк-Кравчинский СМ.. "Россия под властью царей", Перевод с англ. М. Ермашовой. Москва, 1964.

Тальберг Н., "История русской церкви". Джорданвил: Монастырь Святой Троицы, 1959.

Тернавцев П., "Русская церковь пред великой задачей", Новый путь (1901), № 1, с. 5-22.

Титов Ф., "О сущности русского сектантства и причины происхождения его", Миссионерское обозрение (1896, январь), I, № 1 , с. 31-44.

Троицкий И., "Лондонское издание (1869) Нового Завета на русском языке и значение его для наших сектантов". Миссионерское обозрение (1914, май). V. с. 13-30.

Уфимский Н.. "Отношение русской "интеллигенции" к основным устоям русского государства", Миссионерское обозрение (1914, май), V, "l 3-30.

Филевский И.. "Об отношении церкви к современным религиозным запросам нашей интеллигенции". Миссионерское обозрение (1903, январь), I. 3-20.

Флоровскпй Г.. "Чтения по философии религии магистра философии B.C. Соловьева", Orbis Scriptus: "Дмитрий Чижевский", Мюнхен, 1966.

— , "Пути русского Богословия", Париж, 1937.

Фуделя И.. "Основа борьбы с сектантством", Миссионерское обозрение (1896, январь), I. № I, с. 18-22; (март), I, № 3, с. 12-17.

"Шестидесятые годы". Материалы по истории литературы и общественному движению. Под ред. Н.К. Пиксанова. Москва, 1940.

Энгельгардт Н.. "История русской литературы XIX столетия", 2. т., С.-П.. 1903.

Amburger, E. "Geschichte des Protestantismus in Russland". Stuttgart, 1961.

Berdyaev, N. "The Russian Idea". London, 1947.

Billington, J. "Mikhailovsky and Russian Populism". Oxford, 1958.

Brandes. G. "Impressions of Russia". London, 1889

Bruckner, A. "Geschichte der russischen Literatur". Leipzig, 1905.

Cherniavsky, M. "Tsar and People: Studies in Russian Myths". New Haven & London. 1961.

Friedrichs, E. "Russische Literaturgeschichte". Gotha, 1921.

Gorodetzky, N.D. "The Humilited Christ in Russian Literature". London, 1938.

Grass, K. "Die russischen Sekten". 2 vois. Leipzig, 1907-1914.

Guardini, R. "Religiose Gestaiten in Dostojewskijs Werk. Munchen. 1951.

Harder. J. "Der Mensch im russischen Roman", Wuppertal-Barmen. 1961.

Hare, R. "Pioneers of Russian Thought". Oxford, 1951.

—, "Portraits of Russian Personalities between Reform and Revolution". Oxford University Press, 1959.

Heard, A.F. "The Russian Chuch and Russian Dissent". London. 1887.

Iswolsky, H. "Soul of Russia". London, 1944.

Kleinschmidt, A. "Russlands Geschichte und Politik dargestellt in der Geschichte des russischen hohen Adels". Kassel, 1877.

Kropotkin, P. "Ideals and Realities in Russian Literature". New York. 1905.

— , "Memoiren eines Revolutionars". 2 vols. Stuttgart. 1900.

Leontovitsch, V. "Geschichte des Liberalismus in Russland". Frankfurt a.M., 1957.

Macher, B. "Nikolaj Leskovs Verhaltnis zur Orthodoxie". Marburg, 1952.

Pleyer, V. "Das russische Altglaubigentum. Geschichte. Darsteilung in der Literatur". Munchen, 1961.

Rossler, M.L. "Nikolai Leskov und seine Darsteilung des reiigiosen Menschen". Weimar, 1939.

Schubart, W. "Europa und die Seele des Ostens". Luzern, 1947.

Schultze, B. "Russische Denker; ihre Stellung zu Christus, Kirche und Papsttum". Wien, 1950.

Stender-Petersen, A. "Geschichte der russischen Literatur". 2 vols. Munchen, 1958.

"The Transformation of Russian Society". Cambridge: Harvard University Press, 1960.

Tixomirov, L. "Russia, Political and Social". Trans!, by E. Aveling. 2 vols. London, 1888.

Tompkins, S.R. "The Russian Intelligentsia". Norman: University of Oklahoma Press, 1957.

Tschizhevskij, D. "Zwischen Ost und West. Russische Geistesgeschichte II". Hamburg, 1961.

Weidle, W. "Russia Absent and Present". New York, 1961.

Zernov, N. "The Russian Religious Renaissance of the Twentieth Century". New York, 1963.

Zouboff. P. "Vladimir Solovyev on Godmanhood". New York, 1944.

 

Б. РАБОТЫ. СОДЕРЖАЩИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО РЕДСТОКИЗМУ И ПАШКОВЩИНЕ

Андерсон В.. "Старообрядчество и сектантство". С.-П., 1903.

Антоний А.. "Разговор православного и пашковца о Священном Писании и преданиях церковных". Москва. 1909.

Арсений. Иеромонах. "Беседы синодального миссионера Иеромонаха Арсения с сектантами, пашковцамн о разных православных церковных обрядах". С.-П., 1894.

"Беседы со штундо-пашковцами Ямбургского у. о клятве и присяге". Миссионерское обозрение (1899, апрель), IV. 477-480.

Боборыкин П.Д., "Исповедники", повесть, Вестник Европы (1902, январь-апрель). I, 5-79: III. 21-94; IV. 449-512.

Буткевич Т.. "Обзор русских сект и их толков". Петроград, 1915.

Варжанский Н.. "Сектантство в Москве", Миссионерское обозрение (1907. ноябрь), XI. 1603-1615.

Глебов С. "Полковник Пашков", Миссионерское обозрение (1904, январь), I, 80-95, III. 306-321.

Грузинский А.Е.. "Источники рассказа Л.Н. Толстого "Где любовь — там и Бог". Голос минувшего (1913), III, 52-63.

Гусев Н.Н., "Лев Николаевич Толстой. Материалы к библиографии с 1870 по 1881 год". Москва: АН СССР, 1963.

Двинская А.. "Крещение у столичных пашковцев", Миссионерское обозрение (1902. январь), 1, 294-302, 909-913.

— . "На призывном экстренном собрании у столичных пашковцев". Миссионерское обозрение (1899, февраль), I, 242-249; (апрель)
462-468.

— . "Среди столичных пашковцев: 'Незнакомая знакомка", Миссионерское обозрение (1909. январь), 100-109.

Дебинский К.К.. "Раскол и секты". Варшава, 1910.

Достоевский Ф.М., Дневник писателя за 1876 год. Берлин, 1922.

— . Письма в четырех томах. Ред. А.С. Долинин. Москва, 1959.

Достоевский в воспоминаниях современников. Ред. А.С. Долинин. 2 т. Москва. 1964.

"Замечательный процесс". Вестник Европы (1886, июнь), III, № 6. с. 788-790.

Засецкая Ю.Д.. Часы досуга. С.-П.. 1876.

"Известия и заметки". Православное обозрение (1881), III, 227-228.

Кальнев М.А.. Русские сектанты: их учение, культ и способы пропаганды. Одесса. 1911.

Карев А.В.. "Русское евангельско-баптистское движение". Братский вестник (1957), № 3. с. 5-51; № 4, с. 3-38.

Клибанов А.И., "История религиозного сектантства в России". Москва: АН СССР, 1965.

Корсаков В., "Молокане", Русский вестник (1886), № 2. с. 849-885.

Козицкий П., "П.Д. Боборыкин и русское сектантство". Миссионерское обозрение (1902, ноябрь-декабрь), XI-XII, 580-599. 755-773.

—, "[Обзор ст. Г. Терлеикого] Секта Пашковцев", Миссионерское обозрение (1896, июнь-август), I, 90-97.

— , "Секта пашковцев и разговор православного с пашковием". Миссионерское обозрение (1897, февраль), II, № 1,с. 197-198.

К пастырской борьбе с сектою пашковцев, называющих себя "Евангельскими христианами". Сергиевой Лавры, 1910.

Лесков А.Н., "Жизнь Николая Лескова". Москва, 1854.

Лесков Н.С., "Гренвиль Вальдигрев лорд Редсток, его жизнь, учение и проповедь", Православное обозрение (1876), III, № 9. с. 138-178: № 10, с. 300-326; (1877), I, № 2, с. 194-334.

— , "Новости из Петербурга", Православное обозрение (1876. январь), I, 803-808.

— , "Сборник молитв пастора Берсье, в русском переводе", прил. к: "Великосветский раскол", С.-П., 1877. 27 страниц.

— , "Сентиментальное благочестие", Православное обозрение (1876), I, №3, с. 526-551.

— , Собрание сочинений. И т. Москва. 1956-1958.

— , "Великосветский раскол. Лорд Редсток и его последователи. Очерк современного религиозного движения в петербургском обществе". С.-Пет., 1877.

Мартынов А., "Разбор и опровержение догматических заблуждений пашковцев". Москва, 1893.

Мегорский П., "По поводу попыток к распространению брошюр с пашковским лжеучением на севере России и, по преимуществу, в Олонецкой губернии", Христианское чтение (1866). II, 671-730.

Мещерский В.П., "Лорд-Апостол в большом Петербургском свете", 4 т., С.-Пет., 1876.

— , "Письмо к лорду Редстоку", Гражданин (1876), № 13. с. 345-349.

Минаев Д.. "Лорду-проповеднику Редстоку", Эпиграммы. С.-Пет., 1899.

Никольский Н.М., "Раскол и сектантство во второй половине XIX века", История России в XIX веке, С.-Пет., 1907. V. 228-292.

Орнатский П., "Секта пашковцев и ответы на пашковские вопросы", С.-Пет., 1903.

Остроумов Г., "Научно-историческое исследование важности и необходимости иконопочитания по поводу заблуждения Пашкова и его единомышленников", Карлсруэ, 1884.

Открытый письма старосты Исаакневскаго собора г. Пашкову, С-Пет, 1883.

Павлов В., •'Воспоминания ссыльного", Материалы к истории и изучения русского сектантства и раскола. Ред. В. Бонч-Бруевич, С.-Пет.. 1908.1.2-10.

Памяти А.В. Пашкова. С.-Пет., 1904.

"Пашковцы". Русский Энциклопедический словарь. С.-Пет., 1889. XXIII, 63-64.

"Пашковцы в Ярославской епархии", Прибавление к церковным ведомостям (1889), №40, с. 1199-1203.

"Пашковцы и их лжеучение и опровержение его. В. Сахарова [Обзор]" Миссионерское обозрение (1897, сентябрь-октябрь), II, № 1, с. 922-927.

Пашковщина — краткие справки под разделом "Хроника", Миссионерское обозрение (1896, январь), I, № 1, с. 57-74; (1876, февраль), № 1, с. 32-53; (1897, февраль), II, № 1,с. 171-188; (1903, январь), 1,№ 1, с. 117-127.

"Пашковшина и штундизм", Миссионерское обозрение (1897, сентябрь-октябрь). II, № 1. с. 797-806.

Победоносцев К.П., Письма Победоносцева к Александру III, Ред. М.Н. Покровский, 2 т., Москва, 1925.

Победоносцев и его корреспонденты. Письма и записки, Ред. М.Н. Покровский, 2 т., Петроград, 1923.

"По поводу попыток к распространению брошюр с пашковским лжеучением...", Христианское чтение (1886), II, 671-730.

Пругавин А.С, "Пашковцы", Русская мысль (1884), № 5, с. 336-350.

— . "Раскол внизу и раскол вверху". С.-Петербург, 1882.

— . "Раскол вверху". С.-П., 1909.

— , "О Льве Толстом и толстовцах". Очерки, воспоминания, материалы. Москва, 1911.

""Разбор вероучения пашковцев", Миссионерский сборник (1891, январь-февраль), 65-71,218-226, 282-287.

"Редсток", Русский энциклопедический словарь, С.-Пет., 1899, XXIV. 469-470.

Сахаров В.. ''Пашковцы: их лжеучение и опровержение". Орел, 1897.

"Сектантство в С.-Петербургской епархии", Миссионерское обозрение (1911, март), 111,719-720.

"Секта пашковцев и разговор православного с пашковцем", С-Пет„ 1895.

Скворцов Д.И., "Современное русское сектантство", Москва, 1905.

"Случайная встреча и беседа с Пашковым. Из дневника миссионера", Миссионерское обозрение (1896, январь), I, № 1, с. 75-78.

Слюсарев Д., "Беседы с сектантами-пашковцами ..., Иеромонаха Арсения [Обзор]", Миссионерское обозрение (1897, май), I, 452-453.

Сресневская О.И., "Доктор Бедекер, прототип Кизеветера и англичанина в "Воскресении" Толстого", Толстой. Памятники творчества и жизни. Москва, 1923. III, 89-102.

Терлецкий Г., "Секта пашковцев", С.-П., 1891.

— , "Секта пашковцев", Православное обозрение (1890. март). 1. 495-523; (апрель), I, 685-709, (январь), II, 1-58.

Толстой Л.Н., Переписка с русскими писателями. Москва. 1962.

—, Переписка Л.Н. Толстого с графиней А.А. Толстой в: Толстовский музей I. С.-П., 1911.

—, Полное собрание сочинений. Юбилейное издание. 1828-1928. 90 т. Москва: АН СССР, 1928-1958.

Толстой М., "Самозваный миссионер [Редсток] в православной Москве", Душеполезное чтение (1877), II, 78-87.

Фаресов А., "Материалы для характеристики Н.С. Лескова", Живописное обозрение (1900, апрель), 30-58.

—, "Против течений. Н.С. Лесков. Его жизнь, сочинения, полемика и воспоминания о нем". С.-Пет., 1904.

— , "Умственные переломы в деятельности Н.С. Лескова". Исторический вестник (1916), CXLIII, № 3, с. 786-819.

Федоренко Ф.. "Секты: их вера и дела". Москва. 1965.

Феофан, Еп., "Письма к одному лицу в С.-Петербурге по поводу появления там нового учителя веры". С.-Пет., 1881.

Чертков, В.Г. "В.А. Пашков [некролог]", Свободное слово (1902, март), №3, с. 22-23.

Чичерин Б.Н., "Воспоминания". 4 т. Москва, 1929-34.

Шляпкин И.А., "К библиографии Н.С. Лескова", Русская старина (1895), LXXXIV,№ 12, с. 205-215.

"Штундизм и пашковщина", Вера и разум (1884, январь), II, 154-203.

Bolshakoff, S. "Russian Nonconformity". Philadelhia. 1950.

Dalton, H. "Evangelische Stromungen in der russischen Kirche der Gegenwart". Heilbron, 1881.

— , "Lebenserinnerungen". 2 vols. Berlin, 1907.

Dostoevski], F.M. The Diary of a Writer. Transl. and annotated by B. Brasel. 2 vols. New York. 1949.

Edgerton, W.E. "Leskov. Paskov, the Stundists. and a Newly Discovered Letter". Orbis, Scriptus: Dmitrij Tschizevskij zum 70. Geburtstag. Munchen, 1966.187-199.

—, "Missing Letters to Leskov: An Unsolved Puzzle", Slavic Review, XXV, № 1,120-131.

Gehring, T. "Die Sekten der russischen Kirche (1003-1897) nach ihrem Ursprung und inneren Zusammenhang". Leipzig, 1898.

Gutsche, W. "Westliche Quellen des russischen Stundismus. Anfange der evangelischen Bevvegung in Russland". Kassel, 1965.

Heier, E. "A Note on the Paskovites and L.N. Tolstoy", Canadian Slavonic Papere (1962), V. 114-121.

Kahle, W. "Aufsatze zur Entwicklung der evangelischen Gemeinden in Russiand'". Leiden. 1962.

Kalbe, E. 'Kirchen und Sektern der Gegenwart". Stuttgart, 1907.

Kiparsky, V. "English and American Characters in Russian Fiction". Berlin, 1964.

Klimenko, M. "Anfange des Baptismus in Sudrussland/Ukraine nach offiziellen Dokumenten". Erlangen, 1957.

Kolarz, W. "Religion in the Soviet Union". New York, 1961.

Korff, M.M. "Am Zarenhof. Erinnerungen aus der geistlichen Erweckungsbewegung in Russiand von 1874-1884". Transl. from the Russian by M v. Kroeker. Wernigerode am Harz, 1927.

Langenkjold. G. "Baron Paul Nicolay. Chistian Statesman and Studentleader in Northern and Slavic Europe". New York, 1924.

Latimer, R.S. "Dr. Baedeker in Russia and his Apostolic Work in Russia". London. 1907.

— . "Under three Tsars: Liberty of Conscience in Russia, 1856—1909". London, 1909.

Leroy-Beaulieu. A. "The Empire of the Tsars and the Russians". Transl. by Z.A. Ragozin. 3 vols. New York & London, 1893-1902.

Lieven. Sophie Furstin. "Eine Saat, die reiche Frucht brachte". Basel, 1952.

Masaryk, Th.G. "The Spirit of Russia". 2 vols. New York, 1918.

Miliukov, P. "Outlines of Russian Culture". Ed. by M.Karpovich, transl. by V.Ughet and E.Davis. 3 vols. New York, 1942.

Muller, L. "Russischer Geist und evangelisches Christentum. Die Kritik des Protestantismus in der russischen religiosen Philosophic und Dichtung im 19. und 20. Jahrhundert". Witten/Ruhr, 1951.

Philipp, F.H. "Tolstoj und der Protestantismus". Giessen, 1959.

Pollok. J.C. "The Faith of the Russian Evangelicals". New York & Toronto, 1964.

Prokhanov. I.S. "In the Cauldron of Russia, 1869-1933". New York, 1938.

Rushbrooke, J.H. "The Baptist Movement on the Continent of Europe". London, 1923.

Setchkareff, V. "N.S. Leskov". Wiesbaden, 1959.

Stead, W.T. "Truth about Russia". London, 1888.

Trotter, E., "Mrs. Lord Radstock. An Interpretation and a Record". London, 1914.

Tsakni, N. "La Russie Sectaire". Paris, 1888.

Vogue, E.M. de, "The Russian Novel". Transl. by H. A. Sawyer. London, 1913.

Ward de Charriere, E. Serge Batourine. "Scenes des Temps Actuels en Russe". Lausanne, 1882.

 

В. ДРУГИЕ РАБОТЫ, СОДЕРЖАЩИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО РЕДСТОКИЗМУ И ПАШКОВЩИНЕ

Астраханские епарх. ведомости (1888), № 13.

Богданович Е.В., "Голоса из России против пашковского лжеучения по поводу недавнего прискорбного случая", С.-Петербург, 1891.

Буткевич Т.И., "Штундизм и пашковщина", Харьков, 1884.

"Две беседы православного мирянина с пашковцем", Миссионерское обозрение (1900, октябрь).

"Действия Пашкова и его последователей", Друг истины (1888), № 8.

Екатерининские епарх. ведомости (1888), № 17.

Малицкий П., "Пашковцы и их богословскпя тенденции". Тульские епарх. ведомости (1881).

Мартынов, "Разбор и опровержение догматических заблуждений пашковцев", Богословский вестник (1893).

Миссионер (1877), № 15.

Московские церковные ведомости (1880), № 16; (1883), № 14, 15, 16; (1886), № 9; (1887), № 18, 38, 50.

Никитин Д., "К делу п*ашковской пропаганды", Кавказские епарх. ведомости (1880), № 11.

"Новый Завет у пашковцев", Церковные ведомости (1889), № 40; (1897), № 51-52.

"О воспрещении публичной проповеди г. Пашкова", Новости (1880), № 129.

Пашков В.А., "Дружеския беседы".

"Пашковец", Богословский вестник (1892, апрель), 141-156.

"Пашковское согласие", Церковный вестник (1888), № 12: (1883), №24.

"Пашковцы в Старицком уезде", Церковпо-обшественный вестник (1885), № 62.

Петербургские ведомости (1888) № 249.

Попов Н., "Нечто о Пашкове и его пропаганде", Саратовские епарх. ведомости (1887), № 13.

Савельева А.. "Новейшие анабаптисты пли пашковцы". Новости (1880), № 129.

Сахаров Н., "Пашковец", Богословский вестник (1892).

Тверские епарх. ведомости (1883), № 15, 16, 18, 19.

Тверский вестник (1880), № 20, 19; (1883), № 36,; (1886), № 45.

Церковно-обществеппый вестник (1874), № 30-38; (1876), № 40, 55: (1880), №35,41,44. 146.

Черниговские епарх. ведомости (1885), № 35.

Чернышев. "О пашковской секте", Тамбовские епарх. ведомости (1883), № 12; (1888), № 4, 6. 7.

Янишев И., "Религиозныя мнения Пашкова", Церковный вестник (1880), № 11, 16,197.

К Содержанию

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки