Эдмунд Хейер

РЕДСТОКИЗМ И ПАШКОВЩИНА

ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ПРОБУЖДЕНИЕ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО ВЕКА

Редсток Пашков

Перевод сделан по книге:

RADSTOCKISM AND PASHKOVISM
by Edmund Heier

Скачать текст Word в Zip

ПРЕДИСЛОВИЕ

Исследуя жизнь интеллектуальных и духовных кругов России девятнадцатого века я пришел к выводу, что как только светские взгляды энциклопедистов проникли в Россию, интерес аристократии к религии заметно ослабел. Однако, духовный вакуум, возникший как результат таких обстоятельств, не мог продолжаться долго, особенно в течение последующих за 1860-ми годами десятилетий, когда обострились моральные, социально-политические и религиозные проблемы, Последующие поиски путей ко спасению и всеобщий интерес к религии в кругах, известных на западе как русская элита, особенно проявились в работах таких известных религиозных мыслителей и философов как В. Соловьев, К. Леонтьев, Н. Федоров, Ф. Достоевский и Л. Толстой. Впрочем, они составляют лишь небольшое число тех, кто горел желанием найти религиозную истину и водительство в то неопределенное и неустойчивое время.

Во второй половине девятнадцатого века в кругах русской аристократии распространилось социально-религиозное движение, известное как редстокизм или пашковство. Целью этого движения было религиозное обновление, которое привело бы к преобразованию России на моральных и этических началах. Эти аристократы, мужчины и женщины, в дни своей молодости безразличные к вере, никогда не останавливались в поисках решений как своих собственных проблем, так и проблем России. Они верили, что решение этих проблем может основываться на моральных и религиозных принципах Евангельского Христианства. Евангельское Христианство не было новостью в России. Новым было то, что особое рвение к этому учению, как и покровительство ему, исходило из аристократических кругов, что до некоторой степени и предопределило успех и распространение этого движения. Религиозное движение, начало которому в 1870-х годах положил англичанин лорд Редсток, было увековечено В.А. Пашковым, гвардии полковником, и в последующие несколько десятилетий достигло поразительного размаха. Этот религиозный подъем придал тому времени черты Реформации в пределах традиционного уже существующего социального и религиозного порядка. Редстокизм как таковой привлек к себе многих людей, принадлежащих к высшим слоям общества. Это явление тщательно исследовалось как в научных трактатах, так и в художественной литературе того времени. ''Не быть редстокистом [в 1870-х годах] означало унизить себя в глазах общества и. следовательно, подвергнуть себя риску прослыть человеком отсталым. Возразить учению английского лорда в чьем-либо доме приравнивалось к оскорблению хозяина."

Успех этого "салонного" возрождения в первую очередь объясняется тем фактом, что многие разочаровались и пресытились ''избитостью традиционных яств", предлагаемых официальной церковью. Принадлежавшие к элите нации, аристократы-редстокисты становились серьезной опасностью для православия. С другой стороны, стражи русского православия отвергали редстокизм как чуждую поросль иностранного происхождения. Это проявилось, в первую очередь, в нескольких книжных изданиях, а также в многочисленных тенденциозных статьях в периодике в течение последних десятилетий девятнадцатого века, что свидетельствовало о тревоге, исходившей со стороны высших чинов упрочившейся государственной церкви. Отсутствие библиографических сведений об этих забытых источниках побудило меня внимательно изучить многие периодические издания. Они перечислены в библиографическом приложении.

В наше время этому религиозному движению уделяется мало внимания, несмотря на признание его важности со стороны многих экспертов. И менее всего о нем говорится в контексте общего общественно-религиозного развития России во второй половине девятнадцатого века. По очевидным причинам русское социально-революционное движение девятнадцатого века изучается с большим рвением, нежели движения, подавленные царским правительством. Я надеюсь, что мое исследование будет способствовать лучшему пониманию русского духа, того духа, который является синтезом общественно-религиозных усилий, прилагаемых для достижения свободы. Мы обнаружим, что это движение, будучи по природе евангельским, не преследовало цели отделиться от православия, и что его первоначальной целью было возрождение христианских идеалов и их применение в жизни. Более того, мы увидим, что движение в аристократической среде было сродни христианскому социализму Толстого, целью которого было преобразование России на моральных и религиозных принципах.

Этой работой я постарался предложить объективное исследование редстокизма и движения пашковцев, первое из которых представляет собой уникальное историческое явление русского религиозного и социального мышления, а второе — явление в художественной литературе России девятнадцатого века. Особенное внимание уделено таким известным религиозным мыслителям и писателям, как Толстой, Достоевский, Лесков, а также Боборыкин и князь Мещерский, из литературного наследия которых мы узнаем об их отношении к этому движению. Я счел необходимым вначале предложить читателю вступительную часть, в которой обсуждается скептицизм и всеобщее социальное и религиозное разочарование, охватившие русские умы в девятнадцатом веке, поскольку именно отсутствие веры и апатия по отношению к религии позволили укрепиться редстокизму и пашковству. В книге такого малого объема детальный обзор существовавших в то время различных социальных и религиозных течений диссидентского характера практически невозможен. Также невозможно дать и полную характеристику православию. На эту тему написаны превосходные работы таких известных ученых, как профессор Н. Зернов, Ф. Флоровский, И. Мейендорф и А. Шмеман. Впрочем, так как в этой работе прослеживается происхождение религиозного движения, порожденного несостоятельностью официальной государственной религии, я счел необходимым упомянуть некоторые негативные стороны обычаев православия, имевших непосредственное отношение к распространению редстокизма среди православных аристократов, а позже и в массах. Я многим обязан отдельным людям и библиотекам, которые предоставили мне большой объем источников для подготовки этой рукописи. Особенно хочется отметить библиотеки Гарвардского университета, университетов Вены и Хельсинки, публичные библиотеки Нью-Йорка, Библиотеку Конгресса, Британский музей, Ленинградскую Государственную Публичную Библиотеку им. Салтыкова-Щедрина, Теологический православный институт в Париже и Православную семинарию им. Святого Владимира в Нью-Йорке. Я должен воздать дань особого уважения сотрудникам библиотеки университета Ватерлоо за их помощь в исследовании уникальных документов. Я также в долгу перед Канадским Представительством и университетом Ватерлоо за стипендию, которая позволила мне заниматься исследованиями для этой работы. Хотелось бы также поблагодарить многих моих коллег за ценные указания и исправления.

Эдмунд Хейер
Университет Ватерлоо

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

РАЗДЕЛ I. СОЦИАЛЬНОЕ И РЕЛИГИОЗНОЕ РАЗОЧАРОВАНИЕ ПЕРИОДА 1850-1900 ГОДОВ
Старые консервативные и новые либеральные силы. Поражение в Крымской войне и начало нового периода. Эпоха великих реформ, последствия реформ, разочарование и недовольство. Образование новых классов: буржуазии, рабочих, ремесленников; просвещенная прослойка: либеральные и революционные симпатии интеллигенции. Работа Чернышевского "Что делать?".'Нигилисты, интеллектуалы-авангардисты, их борьба за свободу личности. Реакция и радикальная молодежь. Движение народников. Хождение в народ. Кающееся дворянство.

а. Литература: Отражение социальных и политических течений
Салтыков-Щедрин и писатели из народа — утилитарный подход к литературе. Разочарование и пессимизм как тема в литературе — Успенский и Некрасов. Политические убийства и терроризм. Победа реакционеров — преследование политических и религиозных диссидентов в 1880-х годах. Преобладание скептицизма: Гаршин и Надсон. Воплощение пессимизма — Чехов, Михайловский; дисгармония и безверие в переходный период. Символизм и уход от одиночества.

б. Разочарование в официальной церкви
Распространение диссиденства. Неспособность церкви стать путеводителем для народа в период религиозных исканий. Влияние европейского протестантизма на аристократов. Социалистические идеи и сектантство. Распространение атеизма среди интеллигенции. Неудача
духовенства как религиозных просветителей — Альбов и Помяловский. Российская аристократия, озадаченная скептицизмом и религиозными сомнениями, — Голицын и Боборыкин. Апатия к православию в аристократической среде. Культурная и социальная изоляция государственной церкви. Отсутствие теологии в западном смысле. Отчаяние и поиски праведности и религиозной правды. Богоискатели — Достоевский и Толстой. Евангелическое христианство в аристократической среде; начало редстокизма и пашковства.

РАЗДЕЛ II. ЛОРД РЕДСТОК И ДУХОВНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ В ВЫСШИХ СЛОЯХ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
"'Религиозный ренессанс" на рубеже веков. Лорд Редсток и духовное возрождение в 1870-х годах, его учение. Деятельность Редстока в Англии. Сравнение Соловьева и Редстока. Знакомство Редстока с русскими аристократами, его прибытие в Россию. Восприимчивость аристократии к учению Редстока. Публикация русской Библии. Барон Корф, распространение Библий, Британское Библейское общество. Шуваловы и библейские чтения. Озабоченность православной церкви по поводу разногласий, Митрополит Филарет, попытки усовершенствовать православие. "Общество любителей духовного просвещения". Высокие церковные чины, попытки объединить европейские церкви. Встречи Редстока в аристократических салонах, представление основ Евангелия. Повальное увлечение салонными собраниями. Противопоставление спасения верой спасению добрыми делами. Учение Редстока вызывает горячие дискуссии. Князь Мещерский рассматривает редстокизм как потенциальную секту. Идеал христианства — личные помощь и служение осуществляются редстокистами на деле. Учение Тихона Задонского — образец русской святости. Изображение Зосимы и Макара Достоевским. Княгиня-редстокистка и Вера Засулич. Иностранцы — проповедники — Мюллер, Бедекер. Редстокизм и русско-турецкая война (1877-1878 гг.). Подлинные приверженцы нового учения. С.-Петербург — оплот редстокизма. Редсток в Москве. Редстокисты остаются формально в православной церкви. Новое учение, духовное обогащение, дополняющее православие. Полковник Пашков становится основным руководителем движения. Общество поощрения духовно-нравственного чтения. Знакомство масс с новым учением.

РАЗДЕЛ III. РЕДСТОКИЗМ И ПАШКОВЩИЫА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО ВЕКА
Литература как барометр русской духовной жизни — представление различных религиозных групп. Редстокизм в русской художественной литературе.

а. Достоевский и Засецкая
Неприятие редстокизма Достоевским, его отношение к Засецкой, поддерживающей Редстока. Роман Джона Буньяна "Путешествие пилигрима". Изображение Редстока Достоевским в его "Дневнике писателя" (1876).

б. Князь Мещерский
Роман Мещерского "Лорд Апостол в большом петербургском свете" — сатирическое изображение Редстока и его последователей. Изображение православия как идеального образа жизни; князь Баянов — главный герой. Тенденциозность романа.

в. Лесков и Пейкер
Озабоченность Лескова религиозными проблемами, его интерес к религиозному возрождению в аристократической среде. Его "Великосветский раскол", написанный в противовес роману Мещерского. Критика доктрины оправдания верой. Лесков приветствует редстокизм, так как он восстанавливает христианские идеалы у его последователей. Его отношение к Пейкеру, редактору "Русского рабочего", журнала, издававшегося в духе нового учения. Лесков становится редактором и сотрудником "Русского рабочего". Его некролог на смерть Пейкера. Предостережения Лескова, направленные против тех, кто заявляет, что нашли путь ко спасению.

г. Уорд де Шарье
Уорд де Шарье и ее роман "Сергей Батурин". Одобрительное повествование о движении возрожденцев в С.-Петербурге. Князь Батурин и его обращение к редстокизму. Александр II; перевод Библии на современный русский язык дает надежду на религиозное возрождение.

д. Толстой
Толстой как олицетворение борьбы русских интеллектуалов. Заповеди Евангелия, этическая система Толстого. Его контакты с Бобринским; первое знакомство с редстокнзмом. Графиня Толстая рассказывает ему о новом учении. "Анна Каренина" и редстокисты в романе: Каренин и Лидия Ивановна. Толстой изображает наихудшие черты редстокизма, которые только возможно найти. Толстой отрицает учение о спасении верой. Чертков — самый преданный последователь Толстого и связующее звено между редстокистами и романистом. Его уважение к Пашкову. Рассказ Толстого "Где любовь там и Бог" и пьеса "Первый винокур". "Воскресение" и контакты князя Нехлюдова с редстокистами в доме его тети княгини Чарской. Нехлюдов как выразитель взглядов Толстого. Толстой рассматривает редстокизм и пашковство как пародию на истинно христианское братство. Прототипом проповедника Кизеветера и английского миссионера в романе является Бедекер, евангелист, который встречался с Толстым в 1889 году.

е. Боборыкин
Летописец своего времени. Его повесть "Исповедники" — рассказ о вероотступниках в России, евангельских сектах, штундистах, редстоки-стах и пашковцах. Основная тема повести — свобода совести. Булашов, главный герой, — защитник и представитель сектантов. Попытки показать, что сектанты — люди по происхождению русские; другой образец традиционного русского богоискательства. Несмотря на преследования, пашковство продолжает распространяться. Реакционные взгляды критика повести Боборыкина "Исповедники". Требования Боборыкина в поддержку свободы вероисповедания — отражение взглядов российских интеллектуалов.

РАЗДЕЛ IV. ПАШКОВЩИНА: РАСПРОСТРАНЕНИЕ В МАССАХ И ПРЕСЛЕДОВАНИЕ
Религиозное диссидентство и антирелигиозное брожение. Церковь - еще одно орудие гнета в глазах рабочего класса. Распространение пашковщины; Корф, Бобринский и Пашков организуют библейские чтения в массах. Пашков — покаявшийся дворянин, его щедрость и благотворительная деятельность. Особняк Пашкова — место встречи людей всех сословий. Сущность учения Пашкова. Практическое воплощение его учения в среде низших слоев общества. Запрет на публичные собрания. Пашковщина в оппозиции к нигилизму. Причины быстрого распространения нового учения. Пашков как явление толстовства. Социальное выражение пащковщины. Изучение пашковщины Глебовым — замечание о ее быстром распространении. Оказание Пашковым практической помощи нуждающимся рабочим и студентам. Общественная и благотворительная деятельность пашковцев-аристократов в столице и в губерниях. Корф и Пашков как главные пропагандисты. Общество поощрения духовно-нравственного чтения, его публикации на религиозные и моральные темы, Библия и религиозные брошюры. Популярность религиозных брошюр. Попытки нейтрализовать успех общества пашковцев. Русский крестьянин выражает свой религиозный протест. Причины распространения сектантства среди низших слоев населения после 1860-х годов. Миссионеры-пашковцы; результат пропаганды пашковцев среди крестьян. Распространение пашковщины благодаря позиции русского духовенства и его отношения к прихожанам. Признание высшими чинами православия того, что пашковщине можно противостоять, только используя ее собственные методы.

а. Победоносцев и анти-пашковщина
Победоносцев — обер-прокурор Святейшего Синода, его попытки сокрушить пашковщину; его докладная записка царю (1880 год). Он рассматривает пашковщину как серьезную угрозу православию; издает указ, запрещающий собрания пашковцев в столице. Пашков на время оставляет С.-Петербург, перемещение его пропаганды в губернии. 1881 год, терроризм и убийство Александра П. Повторные нападки на пашковщину. Докладная записка Победоносцева министру внутренних дел (1882 год) — просьба об изгнании Пашкова из России. Пашков и Бобринский перемещают свою работу в губернии. Деятельность Пашкова среди штундистов, баптистов и молокан; его благотворительная деятельность. Отзыв о Пашкове православного миссионера. Популярность Пашкова среди сектантов; его попытка объединить евангельские секты. Евангельская конференция 1884 года в С.-Петербурге; невозможность достижения союза.

б. Изгнание и преследование
Евангельская конференция 1884 года расценивается как организованное сопротивление православию. Арест делегатов конференции. Упразднение общества поощрения духовно-нравственного чтения. Изгнание Пашкова и Корфа; конфискация литературы, изданной обществом Пашкова. Письмо Победоносцева к Пашкову. Изгнание Пашкова и Корфа —конец эры редстокизма и пашковщины. Церковные власти и полиция пристально следят за последователями Пашкова. Движение Пашкова продолжает расти с помощью проповедников из крестьян. Пашковство на Дону и в юго-восточной Украине. Визит Пашкова в Россию в 1887 году. Победоносцев еще раз осуждает аристократических последователей Пашкова, его письмо к Александру III. Новые усилия искоренить пашковство; гонения, аресты и ссылки. Тщетность преследовании. Толстой как символ сострадания.

в Разделение и упадок пашковщины
Результаты гонений, крестьяне-пашковцы начинают объединяться с баптистами и штундистами. Стремление к учению, содержащему новое слово. Упадок пашковщины в аристократической среде.

ПРИМЕЧАНИЯ К РАЗДЕЛАМ
БИБЛИОГРАФИЯ
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН И НАЗВАНИЙ

Далее

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки