Глава II

ВЫСОКАЯ ЦЕНА БОЖЬЕГО ДАРА

Ибо благодатью вы спасены, через веру, и cue не от вас. Божий дар. (Еф. 2:8)

Дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. (Рим. 6:23)

Благодарение Богу за неизреченный дар Его! (2 Кор. 9:15)

 

Все лучшее в мире дается даром, — гласит народная мудрость. Более того, сама жизнь дается даром — жизнь с избытком и жизнь вечная. В Послании к римлянам Павел говорит об оправдании, праведности и жизни как «даре по благодати» (5:15-18) и утверждает, что в то время как «возмездие за грех —смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем». Бог вручает спасение людям как дар. И его нужно принять. Вот этого многие, как представляется, и не способны постичь.

Некий пожилой мусульманин, влиятельный человек в Египте, недавно засвидетельствовал о своей вере и уповании в беседе с американским журналистом. «Сэр, — сказал он, — всю жизнь я был послушен Корану и преданно поклонялся Аллаху. Если после смерти я обнаружу, что нет ни рая, ни гурий, с которыми человек может найти утешение, как обещает Коран, я пойму, что был жестоко обманут».

Бесчисленное количество «христиан» надеются обрести рай благодаря своей праведной жизни, щедрым пожертвованиям и преданности «религии». Всех, кто намерен торговаться с Богом о месте на вечном небе, постигнет разочарование. Божий дары не продаются. Симону из Самарии, который полагал, что дар полноты Духа можно приобрести за деньги, Петр ответил:

«Серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги» (Деян. 8:20).

Спасение — это Божий дар недостойным людям. Мы должны лишь просить о том, чтобы принять его. «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, — сказал Иисус самарянке, — то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин. 4:10). В Отк. 22:17 в последний раз в Библии слышим благодатный призыва воскресшего Спасителя: «Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром». «...Берет... даром»! Воду жизни можно получить даром. Какая добрая весть для жалких грешников!

Значит ли это, что спасение теперь ничего не стоит? Наоборот, ничто во всей вселенной не стоит так дорого. Цена спасения — Слово, бывшее прежде времен Богом и равным в Святой Троице; цена ему унижение, которое пережил Он, покинув престол вселенной; отказ от славы и величия, которые принадлежали Ему; приятие столь полного уподобления человеческой природе, что Он навсегда останется Сыном Человеческим — и это будет неизменным в вечности.

Цена спасения — жертва, которую принес Отец, отдав Своего единородного Сына, в Котором было Его благоволение, на Голгофском кресте, когда «возложил на Него грехи всех нас» и не знавшего греха «сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом... праведник за неправедных».

Цена спасения — терпеливое прохождение Иисусом пути покорности — покорности до смерти и смерти крестной, когда «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо» и «душа Его принесла жертву уми-лостивления»; погружение в духовное одиночество самого ада; вырвавшийся из груди Христа крик боли, в котором была горечь чаши, назначенной Отцом: «Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?»

Цена ему — вековое служение Святого Духа, Который терпеливо добивается ожесточенных сердец грешных людей зовом сладостного Благовестия Христа, и долготерпит людей, огорчающих Его (а огорчают Духа и некоторые из тех, кто принадлежит Ему). Не все ангелы на небесах могут назвать цену славного спасения, которое Бог по благодати дарует недостойным грешникам.

Но несмотря на то, что спасение — это Божий благодатный дар духовно нищим людям, цена принятия этого дара, как и цена, которой было добыто спасение, высока. Цена ему — отказ от себя и от многого, что так дорого людям. Павел, с радостью вносивший эту плату, говорил об этом так: «Я сораспялся Христу... Живет во мне Христос... Что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа...» Невозможно принять Христа и спасение, дарованное Им, не подчинившись полностью Ему.

Мы, пасторы, порой вносим неясность призывами с кафедры: «Вы приняли Христа как своего Спасителя: но стал ли он Господом вашей жизни? Почему бы вам не отдать Ему полностью всю жизнь?» Подобные обращения означают, что принятие Христа как Спасителя и как Господа являются совершенно отдельными друг от друга действиями, в то время как это неотделимые аспекты одного действия. Подобно покаянию и вере, они взаимосвязаны; не может быть одного без другого. Никто не может принять Иисуса Спасителем своей души без того, чтобы принять Его Господом своей жизни. Многие «христиане» сегодня словно и не ведают об этой истине.

Нынешняя церковь парализована в тот самый момент, когда ей даны величайшие возможности, оттого, что мы совершаем богохульство, утверждая: то, за что Бог заплатил так дорого, достанется нам без труда. Мы не осмеливаемся обратиться к своим прихожанам с нелицеприятной благой вестью (Dr. Paul Calvin Payne, General Secretary, the Board of Christian Education, the Presbyterian Church in the USA. Использовано с разрешения.)

Благовестие Христа, будучи Словом утешения, — в каком-то смысле «нелицеприятная весть». Иисус предупреждал Своих учеников о том, что ученичество дорого стоит. В Лк. 14:25-35 читаем о том моменте Его служения, который фактически игнорируют в нынешние времена «легкого ученичества»: «С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк. 14:25-27). Помните о цене, предупреждал Иисус, и будьте уверены, что готовы идти до конца (Лк. 14:28-30). Соль хороша, если только остается соленой (Лк. 14:34-35). Цена ученичества высока. «Какой царь, — спрашивал Христос, — идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире» (Лк. 14:31-32). «Мир», обещанный царем более слабому царю, который не отважился выступить войной против него, был всецелым подчинением. Более слабый царь стал вассалом, выплачивающим дань, отдав самого себя и все, чем владел, во власть господина. «Так всякий из вас, —; заключил Христос, — кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк. 14:33).

Необходимо признать господство Христа над собою и всеми аспектами своей жизни, если хочешь знать Его как Спасителя. Все должно быть подчинено Тому, Кто все отдал нам. Тот, Кто сказал: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные», сказал также:

«Возьмите иго Мое на себя». Нам не найти покой душам нашим в Нем, если мы не возьмем Его иго на себя. «Тот, кто упадет на этот камень, — сказал Иисус, — разобьется» (Мф. 21:44). Падая на Камень нашего спасения, мы разбиваем себя. Но если этого не будет, произойдет страшное: «На кого он упадет, того раздавит». Мы должны упасть и разбиться, а иначе будем навечно раздавлены.

Иисус поручил Своим ученикам проповедовать покаяние и прощение грехов во имя Его (Лк. 24:47). Вне покаяния нет прощения грехов. И покаяние распространяется на всю жизнь. Оно выражается не просто в сожалении о прошлом, но в большей степени в наших устремлениях. Покаяние это отказ от собственной эгоистичной жизни ради Божией жизни в послушании и общении с Ним.

«Лишь примите Христа, и спасетесь» — вот призыв, с которым обращаются многие. Но принятие Иисуса Христа как Спасителя — это не «лишь» принятие Его — «и никаких обязательств». Мы не можем принять Христа как Спасителя, не изменив в корне свое сознание, сердце, волю и всю нашу жизнь со всеми привязанностями и устремлениями. Необходимо полностью подчиниться господству Христа, искренне принять Его иго.

Слава Богу, умирающий разбойник, которому нечего отдать, кроме исповедания своей нужды и мольбы о милости, может обрести прощение и спасающую благодать Божию во Христе. Но те, кто надеется спастись «просто как умирающий разбойник», заблуждаются, забывая о словах: «отвергнись себя... возьми свой крест... следуй за Мной... соблюдите Мои заповеди...». Только умирающий может быть спасен «просто как умирающий разбойник». Это не означает, что у Бога различные замыслы спасения для разных людей — в соответствии с обстоятельствами их жизни. Это лишь означает, что в какой бы момент жизни мы ни пришли ко Христу за спасением, с этого мига вся наша жизнь должна быть подчинена принятому решению и отдана во власть Спасителя. Если бы разбойник, распятый на кресте, встретил Иисуса в середине жизни, а не в преддверии смерти, он оказался бы лицом к лицу с нелегкими требованиями Иисуса, которые Он часто провозглашал как неизменное условие ученичества для всех, кто познает Его и последует за Ним. Невозможно принять Христа как Спасителя, не отдавшись полностью Ему. Спасение стоит людям многого — и ничего.

Можно с уверенностью сказать, что христианин начинает жизнь во Христе подобно младенцу. Чтобы расти, ему необходимы время и пища. Он многое должен познать. Ему недостает понимания, и он может часто спотыкаться, во многом проявляя духовную незрелость. Но его сердце будет открыто Солнцу Праведности, и главным ориентиром в его жизни будет Бог. Он признает, пусть не в совершенстве, господство Христа над своими сердцем и жизнью.

Всей жизни не хватит, чтобы научить нас всему, что предполагает подлинное ученичество. Но хотя даже в лучших проявлениях наши преданность и послушание будут вовсе не совершенны, они тем не менее должны быть подлинными и искренними, если мы хотим, чтобы Иисус был нашим Спасителем. Поистине трудно переоценить важность слов Иисуса:

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Ян. 15:13-14). «Кто говорит: "я познал Его", но заповедей Его не соблюдает, — утверждает Иоанн, — тот лжец, и нет в нем истины» (1 Ин. 2:4). Подчинение власти Иисуса необходимо для тех, кто хочет познать Его как Спасителя.

Следование за Иисусом дается дорогой ценой. Символ нашей веры — крест. Крест был для Иисуса. Крест был для Петра. И для каждого, кто хочет следовать за Иисусом, есть своей крест. «Если кто хочет идти за Мною, — говорил Иисус, — отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 14:24-26).

Дар спасения дорого стоит. Он стоил Богу того, что невозможно выразить словами. Он стоил Иисусу креста. Он стоит каждому, кто обретает его, всецелого подчинения собственного «я» в принятии праведных притязаний Иисуса на жизни и души всех, кто хочет принадлежать Ему во времени и в вечности.

Иисус, я взял свой крест,
Чтобы все оставить и идти за Тобой;
В лишениях, презираемый, покинутый —
Ты отныне будешь всем для меня.
Исчезли все честолюбивые мечты,
Все, что искал и знал, на что уповал;
И как я все асе богат:
Бог и небеса мои отныне!

(Генри Ф. Лайт)

Далее

К Содержанию книги

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки