Потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе. По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа. И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов. Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, ожидая затем, доколе враги Его будут положены, в подножие ног Его. Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.
Лучшего завета поручителем соделался Иисус. Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному; а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы, ходатайствовать за них.
Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, и имея великого священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою, будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший. (Евр. 10:9-14; 7:22-25; 10:19-23)
Своим противникам Иисус сказал однажды: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь» (Ин. 5:39-40). С каким усердием изучали они Писание! И все же не смогли увидеть Того, Кто есть Альфа и Омега, содержание и образ Священного Писания, и поэтому не смогли прийти к Нему и обрести жизнь, когда Он явился среди них. Изучение Писания противниками Иисуса, несмотря на все их рвение, было трагически ущербным из-за предвзятых мнений и предубеждений, которые они питали.
Печально, что сегодня многие (и некоторые при этом совершенно искренни в своих убеждениях) скованы в изучении Писания, поскольку неспособны справиться с предубеждениями. В лучшем случае избавиться от предвзятого мнения можно лишь отчасти; наше субъективное восприятие смысла прочитанного или услышанного обусловлено в какой-то мере заранее составленным мнением, от которого невозможно полностью освободиться, и это справедливо в отношении каждого из нас. Таким образом, полезно, изучая любое место в Писании, обращаться к первоисточнику и к наибольшему количеству хороших переводов. Слишком много предвзятых мнений может скрываться за давно знакомыми словами нашего любимого перевода, которым для многих по-прежнему является излюбленная английская Библия короля Иакова.
Многие приверженцы учения о безусловной безопасности обращаются ко двум стихам десятой главы Послания к евреям: «По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа... Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (Евр. 10:10,14). Обычное прочтение, как представляется, подтверждает вывод о том, что освящение верующего (В данной главе говорится об «освящении», проистекающем из положения верующего, а не об обретаемом опытно), однажды совершенное, «единократное — навсегда», и, значит, окончательное. Но исследуем внимательно этот отрывок.
В Евр. 10:10-14 и ближайших стихах говорится о двух важнейших вещах: о принесении Христом Себя как вечно действующей «одной жертвы за грехи», а также о последующем освящении и совершенствовании всех, кто верит в Него. Отметим два момента:
1) «единократность» имеет отношение, прежде всего, к принесению Себя Спасителем как вечной жертвы за грехи, и лишь во вторую очередь — к людям; и
2) люди становятся причастны единокватному искуплению Христом грехов человечества, не совершая единократного акта веры, но постоянно полагаясь на Него.
1. О принесении Христом Себя как искупительной жертвы за грехи людей, а не о действительном освящении отдельных людей сказано «единократно — навсегда». Противопоставление многократных жертв при старом домостроительстве, которые «не могут истребить грехов», и действенной Христовой «одной жертвы за грехи» — важная тема Послания к евреям. Обратите внимание на следующие стихи:
[Иисус] не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы... ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого (Евр. 7:27).
Со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление (Евр. 9:12).
И не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью; иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею. И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение (Евр. 9:25-28). И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов. Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога. (Евр. 10:11-12).
Жертва Иисуса на Голгофском кресте была принесена в определенное время, в определенном месте. «Однажды, к концу веков...» умер Иисус на горе за стенами Иерусалима. Но произошедшее в определенное время, в определенном месте не зависит от времени и места. Эта жертва вечно современна. Ее ценность и действенность распространяются на все времена: с того момента, когда грех вошел в Эдем, и до того времени, когда неправедный должен будет еще делать неправду, а праведный творить еще правду (Отк. 22:11). То, что совершил Иисус через приношение Себя, совершено «единократно — навсегда»!
Хотя обстоятельство «единократно» имеет отношение к приношению Христом Себя как единой вечной жертвы за грехи, существует вторичная отнесенность к верующим. Вторичная, потому что является следствием единократного акта жертвы, совершенного Христом, и потому что действие жертвы распространяется на людей постепенно, по мере того как они выполняют необходимые условия. «Все совершено с Божественной стороны (hegiasmenoi, teteleioken) и постепенно обретается человеком (hagiazomenous). (В. Р. Westcott, The Epistle to the Hebrews, p. 345.)
Можно возразить, что мы недооцениваем значение Евр. 10:1-2: «Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними. Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов». Кто-то скажет, что в противоположность недейственным жертвам левитов жертва Христа действительно сообщает окончательное единократное очищение ото всех грехов — прошлых, настоящих и будущих — человеку, однажды поверившему, в результате чего у него уже не будет «никакого сознания греха». В это действительно верят и этому учат многие добрые верующие. Но автор Послания к Евреям не в их числе.
Автор не говорит, что если б одна из жертв левитов каким-то образом оказалась действенной, верующие тотчас же пережили бы окончательное единократное очищение от всех грехов — прошлых, настоящих и будущих. Он говорит, что если бы хоть одна жертва когда-либо оказалась действенной, верующие были бы однажды очищены от греха — фактически, а не просто ритуально. (Множество переводчиков передают hapax как «once for all» (однажды и навсегда) в Евр. 10:2. Но контекст указывает на то, что такой перевод ошибочен. Само слово может означать или once for all (однажды и навсегда), или once (однажды), или one time (один раз). Нарах переводится как once (однажды) в Евр. 9:7; 2 Кор. 11:25; Флп. 4:16; 1 Фес. 2:18 и Иуд. 5. В каждом из перечисленных мест был бы бессмысленным перевод once for all (однажды и навсегда). Таким образом, hapax может иногда переводиться как once for all (однажды и навсегда), а в некоторых случаях должно переводиться просто как once (однажды). Определяющим фактором является контекст. Общий смысл Послания к евреям указывает, что в Евр. 10:2 hapax должно переводиться как once (однажды).) Таким образом, вместо приношения дополнительных жертв они обращались бы к одной, оказавшейся действенной. Доказательством действенности одной определенной жертвы было бы полное избавление верующих от «сознания грехов» — то, чего никогда не испытывали ни верующие, ни первосвященник (Евр. 9:9), через приношение жертв левитов из-за того, что жертвы были лишены подлинной ценности (Евр. 10:4). Эти жертвы не только не устраняли сознание грехов и вины, но служили напоминанием о грехах (Евр. 10:3). Более того, постоянное повторение жертв свидетельствовало о том, что они были лишены подлинной действенности.
В Евр. 10:1-4 автор говорит лишь о том, что недейственные ритуальные жертвы левитов были не более чем предвосхищением высшей жертвы, которая, в противоположность им, могла действительно искупить грехи народа и оставаться вечно действенной. Жертвы левитов были лишь тенью «единократной» жертвы Иисуса.
2. Две важные вещи указывают, что в Евр. 10:10-14 речь не идет об окончательном вхождении людеq в состояние освященbя пред Богом через единократное обретение благодати во Христе. Во-первых, на это указывает использование перфектного причастия hegiasmenoi в Евр. 10:10 и причастия настоящего времени пассивного залога hagiazomenous в Евр. 10:14, которые имеют такой оттенок значения, как линейность, и указывают на настоящий момент. Значение этих причастий в полной мере выявлено в прекрасном переводе Веркиля (курсив мой): «By which divine will we are being made holy by means of the offering up once for all of the body of Jesus Christ... For with a single offering He has forever perfected those who are being made holy» (По этой божественной воле мы соделываемся святыми посредством приношения тела Иисуса Христа, совершенного однажды и навсегда... Потому что единым приношением Он навсегда сделал совершенными тех, кто обделывается святыми). Так, хотя действенность Христовой жертвы является вечно неизменной, ее действие распространяется на людей по, мере того, как они приближаются к Богу через Него и, таким о6разом, становятся святыми пред Богом, во Христе.
Обратите внимание на перевод Евр. 7:24-25, сделанный Монтгомери (в котором правильно переданы времена глагола): «But [Christ], because of his abiding forever, holds his priesthood inviolable. Hence he is able to continue saving to the uttermost those who are ever drawing near to God through him, seeing that he is ever living to intercede for them» (Но [Христос], пребывая вечно, имеет незыблемое священство. Следовательно, Он может всецело спасать тех, кто всегда приближается к Богу через Него, видя, что Он вечно живет, чтобы ходатайствовать за них). Макларен пишет:
В великом приношении [Христа], понимаемом как совокупность [Его] жизни и смерти, сопряжены в нерасторжимом единстве сила для праведности души, образ этой праведности и побуждение к ней; и тот достигает цели, ради которой был сотворен Богом, кто, возлагая руку на голову этого приношения, не только передает ему свои грехи» но и обретает его праведность. Одним приношением, стирающим всю вину, избавляющим нас от рабства зла и сообщающим нам новую жизнь в праведности по образу Того, Кто создал нас, мы освобождаемся от бремени наших грехов и становимся совершенны постольку, поскольку держимся за_еилу, призванную очистить нас. (Alexander Maclaren, Expositions of Holy Scripture: Hebrews and the Epistle of James, p. 89.)
Вторым важным свидетельством того, что в Евр. 10:10-14 не идет речь об окончательном вхождении людей в состояние благодати через единократный акт, является непосредственный контекст. Провозгласив вечную действенность единократной Христовой жертвы, автор сразу же призывает читателей к неотступности в вере: «Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа... [нашего] великого Священника над домом Божиим, да приступаем (В греческом — продолженная форма настоящего времени сослагательного наклонения) с искренним сердцем, с полною верою... Будем держаться (В греческом — продолженная форма настоящего времени сослагательного наклонения) исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший. Будем внимательны (В греческом — продолженная форма настоящего времени сослагательного наклонения) друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного [Его пришествия, Евр. 10:37]. Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим...» Автор тотчас же произносит одно из наиболее суровых предостережений об опасности отступничества — предостережений, обращенных «братиям святым, участникам в небесном звании», для которых Иисус Христос «Посланник и Первосвященник исповедания нашего» (Евр. 3:1).
Ввиду увещеваний и предостережений, следующих непосредственно за стихами, становится очевидным, что в Евр. 10:10-14 автор не говорит о том, что единократный акт веры вводит человека в окончательное состояние благодати. Приношение Христом Себя является единократной жертвой за грех, которая остается вечно действенной; но наша причастность Его жертве — продолженное действие, ее всецело определяет наше пребывание в вере и покорности Ему.
Обратите внимание на Евр. 13:12-17: «То и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат. Итак выйдем (В греческом — продолженная форма настоящего времени сослагательного наклонения) к Нему за стан, нося Его поругание; ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего. Итак будем через Него непрестанно приносить (В греческом — продолженная форма настоящего времени сослагательного наклонения) Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его... Повинуйтесь (В греческом — продолженная форма настоящего времени сослагательного наклонения) наставникам вашим и будьте покорны (В греческом — продолженная форма настоящего времени сослагательного наклонения), ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет...». (Может возникнуть вопрос о том, могут ли пасторы, убежденные в безусловной безопасности христиан, должным образом заботиться о душах своих прихожан? Мы бы поставили под сомнение не искренность этих пасторов, но правильность их пасторских воззрений. См. Деян. 14:22; 11:23; Рим. 11:20-22; 1 Кор. 15:1-2; 2 Кор. 1:24; Кол. 1:23; 1 Тим. 4:16; Гал. 5:21; 6:7-9; Иак. 1:12-16; 5:19-20; Евр. 3:12-14; 1 Ин. 2:24-25; Иуд. 20-21; 2 Пет. 1:8-12. См. Ин. 21:15-17 («паси овец Моих») вместе с Иак. 1:21, Ин. 6:63 и 8:51.)
Джеймс Денни пишет о том, что автор Послания к евреям, подобно Павлу и другим новозаветным авторам, разделяет
...представление о завершенном деянии Христа, завершенном в Его смерти. Это нечто, совершенное в отношении греха единократно, вне зависимости от того, отзывается ли на совершенное отдельная душа или нет.
[Он], подобно другим новозаветным авторам, представляет смерть Христа тем, посредством чего уничтожен грех как сила, преграждающая человеку путь к Богу. Автор послания не говорит, что Христос Своей смертью, или благодаря ей, действует непосредственно на грешную душу, превращая ее в праведную и в этом смысле уничтожая грех; грех уничтожается и перестает быть тем, что не впускает человека в присутствие Божье и делает невозможным поклонение через единократно принесенную жертву Христа.
[Принимая на Себя в Своей смерти грехи мира, Иисус] в полной мере, окончательно и единократно совершает то, через что грешные люди могут войти в общение с Богом. Он закладывает основу нового завета; Он совершает то, к чему грешники могут обращаться как к завершенному деянию; Он приносит объективное искупление за грех, совершая именно то, что Св. Павел называет katallagе, или примирением. Теперь между Богом и человеком мир; мы можем приблизиться к Святому.
В Послании к евреям не объясняется так четко, как в Павловых посланиях, каким образом смерть Христа становится действенной для людей. Автор послания был не столько проповедником, сколько пастором, и он ведет речь не о зарождении христианства, но о его сохранении.. Но ответ на вопрос заключается в понимании Христа как Первосвященника. Священник — это человек, действующий как представитель людей: он совершает то, что должно совершать им, но чего они не могут сделать сами; Божьей благодатью он совершает это, и силой этого они приближаются к Богу. В послании особо подчеркивается тот факт, что Христос отождествил Себя с человеком; по существу, можно сказать, что совершенное Им люди должны обретать, отождествляя себя с Ним.
Он предмет христианского вероисповедания, одновременно Посланник и Первосвященник (Евр. 8:1); тем, кто покоряются Ему, Он дарует вечное спасение (Евр. 8:9); Он средоточие всего, к Нему постоянно устремляются взоры и сердца христиан. [В Своей смерти Он достиг] того, к чему мы можем обращаться как к завершенному деянию и в чем мы можем обретать основание твердой уверенности о Боге. (James Denney, The Death of Christ, pp. 225-236.)
Имея Первосвященника в доме Божьем, Чья кровь обеспечивает нам доступ в Святое Святых, будем же приближаться к нему с искренним сердцем в полной уверенности веры, неуклонно держась исповедания упования. Однажды Он понес наши грехи; и всем, кто ждет Его, Он явится вновь, вне греха, во исполнение спасения.
О Ты, вечная Жертва, принесенная
За повинного человека,
Вечным Духом соделанный
Приношением вместо грешника;
Та наш вечный Священник,
Ходатайствующий Своей смертью за грешников ныне.
Приношение Твое непреходящее;
Одеяние Твое остается обагренным;
Ты вечно закалываемый Агнец,
Священство Твое все прежнее;
Дни Твои, о Господи, не могут прейти;
Благость Твоя неизменна.
О, да не ослабеет моя вера,
Но будет непоколебима, как твоя любовь!
Надежное свидетельство невидимого,
Преодолевая разделяющие века,
Пусть узрит она на древе Моего Господа,
Истекающего кровью и умирающего за меня.
(Чарлз Весли)
«Взирая на Иисуса...»
Главная
страница | Начала веры
| Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки