Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности. Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью.
Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак. Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы. для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?.. Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. (Рим. 6:11-16,23).
Человек может быть не спасен лишь по двум причинам. Он либо не слышал Благой Вести, либо не желает покаяться и принять ученичества, благодаря чему Евангелие Христа стало бы для него лично «силой Божьей ко спасению».
Иисус поручил Своим ученикам проповедовать «во имя Его покаяние и прощение грехов во всех народах» (Лк. 24:47). Нет прощения грехов без покаяния. Павел возвещал «Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа» (Деян. 20:21). Человек не может верить во Христа как своего Спасителя, избавляющего от греха, не имея покаяния пред Богом. Бог, Чья «заповедь есть жизнь вечная», — тот Бог, Который «ныне повелевает людям всем повсюду покаяться» (Ин. 12:50; Деян. 17:30). Люди не могут быть причастны Его жизни вечной, не имея покаяния пред Ним.
«Не хотим, чтоб он царствовал над нами!» Таково отношение всех, кто сознательно отвергает Благую Весть. Люди отвергают Христа лишь по одной причине: они хотят быть «свободными» — свободными от господства Христа, от божественных ограничений и всех священных обязательств. И они действительно свободны. Но свободны они также от прощения грехов, от спасающей благодати, вечной жизни и будущего пребывания на небесах. Всякий человек «свободен» — либо от господства Христа и будущего пребывания на небесах, либо от господства греха и будущего пребывания в аду.
Точно так же всякий человек слуга — либо Господа Иисуса Христа и Его царства праведности, либо дьявола и греха. Не существует промежуточного состояния.
«Кто не со Мною, — сказал Иисус, — тот против Меня» (Мф. 12:30). Тот, Кто сказал: «Придадите ко Мне... и Я успокою вас», сказал также: «Возьмите иго Мое на себя» (Мф. 11:28-29). Кто не берет иго Его на себя, тот не может обрести душевный покой во Христе. «Никто не может служить двум господам, — сказал Иисус. — Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24). Есть лишь два господина. Каждый должен служить одному из них; никто не может служить обоим. Перед каждым встает вопрос: кто будет моим господином? Ответ на этот вопрос является всеопределяющим во времени и в вечности.
Если человек хочет, чтобы Христос был его Спасителем и Господом, он должен принять определенное решение. Трагическая ошибка многих пасторов и церквей в том, что они не ставят человека перед необходимостью принять определенное решение в пользу Христа. Проповедь, которая не подводит слушателей к личности Христа и не раскрывает Его требований таким образом, что принятие решения становится необходимостью, слишком расплывчата и туманна, чтобы осуществить замысел Того, Кому угодно «юродством проповеди спасти верующих» (1 Кор. 1:21).
Конечно, в каком-то смысле нет человека, который не принял бы личного решения в отношении Христа. «Кто не со Мною, тот против Меня». Нет «промежуточного состояния». Всякий человек говорит «нет», покуда не скажет «да». Если человек хочет, чтобы Христос был его Спасителем и Господом, он должен сделать определенный выбор с осознанием его окончательности. Нельзя принять Христа как личного Спасителя и Господа, не имея искреннего стремления всегда доверять Ему и следовать за Ним через жизнь в вечность. Если нет подобного стремления, всякая «вера во Христа» совершенно неискренна.
Было бы, однако, ошибкой полагать, что можно или должно лишь однажды избрать Христа Спасителем и Господом. Предполагается, что брак заключается на всю жизнь, «покуда смерть не разлучит нас». Никто не вправе вступать в брак с иным намерением. Но если клятвы, принесенные друг другу пред алтарем, не будут подтверждаться постоянно делами и самой жизнью, внутреннее духовное содержание брака будет разрушено, и наиболее вероятно, что нечто иное, нежели смерть, положит конец и самому браку.
Необходимой отправной точкой является момент, когда человек вверяет себя Христу, принимая Его как Спасителя и Господа. Но первоначальное решение должно подтверждаться последующей жизнью. Мы должны постоянно выбирать между владычеством Христа и господством греха. Нам никогда не удастся каким-то образом служить и Богу, и маммоне. «Не знаете ли, — вопрошает Иаков, — что дружба с миром есть вражда против Бога! Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4:4). Мы не можем заключить некоего особого соглашения, благодаря которому оказались бы способны служить двум господам. Бог есть Бог ревнивый. Христос не может быть Господом тех, кто неверен Ему. «Что вы зовете Меня: "Господи! Господи!" и не делаете того, что Я говорю?» (Лк. 6:46). «Христианин», полагающий, будто он может носить по сосуду с водой на каждом плече, будто он может благополучно существовать, «отдавая дань» Богу, и якшаться с дьяволом, пребывает в роковом заблуждении.
«Не любите мира, — пишет Иоанн, — ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей; ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его [и все, кто живут ради этого]; а исполняющий (Poion, причастие настоящего времени. Ср. Уильямс: «whoever perseveres in doing Gods will lives on forever» (всякий, кто неотступен в выполнении Божьей воли, живет вечно)) волю Божию пребывает вовек» (1 Ин. 2:15-17).
Иисус пришел спасти «людей Своих от грехов их». Многие, как представляется, желают быть «Его людьми», но не слишком стремятся спастись от своих грехов. Они хотят лишь спастись от последствий грехов. Представление о том, что есть «спасение», спасающее человека не от грехов, но от их последствий, является заблуждением. Нельзя быть в числе «Его людей», оставаясь верным миру, плоти и дьяволу.
Жители Коринфа, возможно, в большей степени, нежели обитатели любого другого города во дни Павла, были печально известны своей похотливостью и сладострастием. Как и в других местах в иные эпохи, религия и похоть были неотделимы друг от друга. «О впечатлениях [Павла] от Коринфа можно сделать вывод, исходя из того, что здесь им был написан последний раздел первой главы Послания к римлянам, «нравственная история язычества, отказавшегося от своей сути ради похоти». (J. Massie, The New Century Bible: Corinthians (ed. W. F. Adeney), p. 7.) Вполне понятно, что обращенным из язычников в коринфской церкви нужно было многое преодолеть в борьбе с прочно укоренившимися давними обычаями и образом жизни. Они были спасены; но все еще были «плотскими». Это выражалось не только в «зависти, спорах и разногласиях» (1 Кор. 3:3) между ними, но и в явном равнодушии к совершаемому в их среде кровосмешению (1 Кор. 5) и в общей склонности к безнравственному поведению (1 Кор. 6:13-20).
Павел был терпелив; но он не мог прощать коринфянам их плотской жизни, и было бы ошибкой с их стороны так истолковывать его терпение. Слова Павла — «вы все еще плотские» — означают, что они не должны были оставаться таковыми. Его резкие упреки и предостережения указывают на то, как глубоко он переживал за коринфян. Они в опасности, если полагают, будто можно праздновать «пасху нашу, Христа» с «закваскою порока и лукавства». Напротив, праздновать нужно «с опресноками чистоты и истины» (1 Кор. 5:7-8). Так, они должны «очистить старую закваску», что значит не только отлучить от церкви страшного преступника, но главное, судить себя, чтобы не быть судимыми Господом, наказываемыми и (в том случае, если не исправятся) в конце концов осужденными с не покаявшимся миром (1 Кор. 11:31-32). Они должны осознать, что не могут оставаться сынами и дочерьми Отца, если не желают очиститься ото «всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2 Кор. 6:14 — 7:1). Приводя в пример многих израильтян в пустыне, Павел призывает коринфян извлечь урок из их трагической судьбы, оставить глупое самодовольство и пустую самоуверенность, «убегать идолослужения» (1 Кор. 10:14) и всего зла, которое оно несет.
Коринфяне не должны воспринимать его предостережения с легкостью. Их нынешнее поведение, если они не исправятся, будет иметь роковые последствия. Ибо «не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской» (1 Кор. 10:21). «Чаша Господня», о которой говорит Павел, — это не только сосуд, используемый при совершении Вечери Господней. О заповеди причастия Павел подробно пишет в 1 Кор. 11:17-34 и упоминает в 1 Кор. 10:16; но в ст. 21 он говорит о духовном причастии, а не о физическом действии за столом причастия. (Ср. 1 Кор. 10:17,4.) Тогда, как и теперь, многие из тех, кто с наслаждением «пил» чашу бесовскую, пили из чаши Господней за столом Святого Причастия. Но хотя они могли физически совершать причастие, невозможно было быть духовно причастными. Опасность, о которой говорит Павел, заключается вот в чем: человек может думать, что пребывает причастным Христу духовно, в то время как сознательно и намеренно совершает грех. Таково было заблуждение многих израильтян (1 Кор. 10:1-10). Опасность была реальной и постоянной как для Павла (1 Кор. 9:27), так и для коринфян (1 Кор. 10:6-21). Для Павла и коринфян, равно как и для тех, кто слышал Его в Галилее, звучат слова Господа: «Никто не может служить двум господам».
Всегда современным остается предостережение Иакова: «...сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1:15). Отметим, что, в противоположность многим евангелическим проповедям, предостережение Иакова обращено не к неверующим. Грех не может «рождать смерть» в них, поскольку они уже «мертвые по преступлениям и грехам». Иаков обращает свое серьезное предостережение не к людям, посторонним церкви, которые не исповедуют веру во Христа, но к «братиям возлюбленным» (Иак. 1:16). Они должны считаться с опасностью духовной смерти, которая настанет, если впасть в упорный грех. Наставляя Тимофея относительно попечения о вдовах в церкви, Павел пишет, что те, кто предаются сладострастию, духовно умирают: «Сластолюбивая заживо [будучи жива физически] умерла [духовно]» (1 Тим. 5:6).
О том, что господство греха имеет роковые последствия в духовном отношении, ясно говорится во 2 Кор. 12:21, где Павел выражает опасения по поводу того, что, вернувшись в Коринф, будет вынужден оплакивать тех, кто, невзирая на его послание и лично сделанные предостережения, «согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали».
Некоторые понимают слова Павла в том смысле, что непокаявшиеся, о которых он пишет, не покаялись в своих изначальных грехах и никогда не были обращены. Но это не так. Если бы ситуация была такова, Павел не должен был бы проводить различия между ними и остальной церковью, называя их ton proemartekoton. Ибо кто из них прежде не грешил, будучи язычниками? Если бы Павел имел в виду тех, кто еще не покаялся и не пережил обращения, у него не было бы повода говорить об этих людях как о тех, кто грешил прежде; он мог бы говорить о них просто как о непокаявшихся. В 2 Кор. 13:2 Павел вновь проводит различие между «прежде согрешившими и всеми прочими», что было бы невозможным, если бы он говорил о совершении привычного греха, отличавшем их в то время, которое предшествовало их обращению. Мейер так комментирует эти стихи: «Коль скоро грехи, о которых говорится в 2 Кор. 12:20, были совершены лишь после обращения, нет основания... полагать, что грехи, перечисленные в 2 Кор. 12:21, относятся ко времени до обращения, ведь и в 1 Кор. 5:1 также указывается на время после обращения... Pro [Павла] [приставка в proemartekoton] отсылает ко времени, прошедшему с момента обращения коринфян...» (Н. A. W. Meyer, Critical and Exegetical Hand-Book to the Epistles to the Corinthians, p. 695. Курсив его.)
[Павел], несомненно, узнал от Тита, что «многие» обретшие бессмертие нуждались тем не менее в его предостережениях. Он опасается, что ему придется оплакивать этих людей. Оплакивание не может означать простого сожаления или печали, как если бы эти люди были побеждены природными слабостями. Слово, использованное в оригинале, означает собственно оплакивание умевшего, и здесь указывает на скорбь по тем, кто будет претерпевать наказание, которому, как пишет Павел (2 Кор. 13:2), он их подвергнет. Коль скоро совершенное ими сродни преступлению, о котором говорится в 1 Кор. 5, можно предположить, что Павел намеревается вынести им тот же приговор, что и тому человеку, — отлучить от церкви, — и поэтому будет вынуждав, скорбеть о них как об отлученных и, по крайней мере на некоторое время, умерших членах видимой Церкви. (Joseph Waite, The Second Epistle to the Corinthians (The Bible Commentary, ed. F. C. Cook), Vol. Ill, p. 474. Мы бы отвергли всякое предположение о том, что отлучение влекло духовную смерть. Отлучение производилось не для того, чтобы навлечь духовную смерть; отлучение было признанием того, что духовная смерть, доказательства которой были несомненны, уже произошла.)
О том, что некоторые члены коринфской церкви (кроме человека, виновного в кровосмешении) духовно умерли, свидетельствуют не только скорбные слова Павла во 2 Кор. 12:21, но и его радость, вызванная рассказом Тита о том, что суровые упреки апостола пошли им на пользу и привели к покаянию — во спасение.
Посему, если я опечалил вас посланием, не жалею, хотя и пожалел было [на время]; ибо вижу, что послание то опечалило вас, впрочем на время. Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда. Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть. Ибо то само, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы доказали себя чистыми в этом деле (2 Кор. 7:8-11).
Ни у Павла, ни у коринфян не было больше причин сожалеть об огорчении, вызванном его суровыми упреками в послании; ибо осуществилась цель апостола, и они пришли к покаянию и были восстановлены в благодати.
Слова Павла о том, что его укоры так опечалили их «ради Бога», что привели к покаянию ко спасению, нельзя понимать как указание на первоначальное обращение коринфян в веру. Обращение это (по крайней мере, для многих из них) произошло во время личного служения Павла в Коринфе и предшествовало написанию письма, в котором он укорял их. Покаяние, о котором говорит Павел, было ответом на его послание, написанное после того, как коринфяне стали испытывать опасную успокоенность в отношении греха, о чем свидетельствует Первое послание к коринфянам.
(Мы не знаем, сколько посланий написал Павел коринфянам. Очевидно, что по крайней мере одно предшествовало тому, которое мы называем «Первым посланием к коринфянам» (см. 1 Кор. 5:9). Павел, несомненно, написал много посланий к коринфской церкви (см. 2 Кор. 10:10). Представляется очевидным, что послание, на которое он ссылается во 2 Кор. 7:8, не является известным нам «Первым посланием к коринфянам». Первое послание к коринфянам «в целом... едва ли отображает те сильные переживания, которые сопутствовали, по словам апостола, написанию послания. А именно о послании в целом говорит Павел (2 Кор. 2:3-4; 7:8). Можно ли предположить, что 1 Кор. («послание то» — 2 Кор. 7:8) «опечалило их», или что о 1 Кор. Павел «пожалел» или готов был пожалеть? Более естественным кажется предположить, что существовало промежуточное послание, выдержанное в гораздо более строгом тоне, возможно более краткое и насыщенное, посвященное исключительно предмету спора. В последнее время исследователи все больше утверждаются в этой мысли». — J. Massie, The New Century Bible: Corinthians (ed. W. F. Adeney), p. 46.)
Успокоенность, очевидно, овладевшая многими, сделала коринфян равнодушными к совершаемому в их среде кровосмешению. Для многих это в конце концов закончилось духовной смертью. К счастью, в ответ на суровые упреки Павла, коринфяне пришли к покаянию и вновь обрели благодать (хотя, как опасался Павел, не все, — 2 Кор. 12:21; 13:5).
Павел указывает (2 Кор. 7:12), что послание, в котором он укорял коринфян, не только ради виновного в кровосмешении или оскорбленного этим постыдным поведением, но ради того, чтобы вся церковь была осведомлена о своем попечении о самом Павле и осознала его апостольскую власть, которую некоторые оспаривали. (Прочтение 2 Кор. 7:12 является спорным; Американская стандартная Библия предлагает перевод, который одобряют большинство ученых.) Уважение к Павлу и его власти как апостола заставило бы их (и заставило) внять его укорам и предостережениям. Павел же писал не как имеющий «власть над верою вашей», но как «споспешествующий радости вашей» о том, что верою они будут «тверды» (2 Кор. 1:24; ср. Рим. 11:20). Обращение Павла с коринфянами является иллюстрацией важнейших обязательств, о которых апостол говорит в Евр. 13:17, призывая: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтоб они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас не полезно». Несомненно, случившееся с коринфянами подтверждает истинность изречения Господа: «Никто не может служить двум господам». Никто не может покоряться и господству Христа, и господству греха; господство греха имеет роковые последствия в духовном отношении.
В Рим. 6:14 Павел пишет: «Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью». Некоторые понимают слова Павла в том смысле, что грех не может стать господином того, кто находится под благодатью. Сторонники этого взгляда считают, что Павел имеет в виду следующее: подобно тому как Христос, умерев и вновь воскреснув, был навсегда освобожден от власти смерти (Рим. 6:9), так и христианин, вошедший во смерть Христа за грех, был навсегда избавлен от господства греха.
В таком толковании не учитываются две вещи. Во-первых, игнорируется природа спасающей веры, которая, как мы говорили выше, не является одномоментным действием, в результате которого все, что даруют жизнь, смерть и воскресение Христа, тотчас переходит в окончательное владение верующего, и ничто не может этого изменить. Вера же, напротив, является нынешним состоянием, благодаря которому верующий причастен вечной жизни Того, Кто «жизнь наша» и Кто «может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр. 7:25).
Кроме того, такое толкование игнорирует непосредственный контекст. Павел не только не говорит, что мы не можем оказаться во власти греха, но и утверждает, что мы будем избавлены от господства греха лишь в случае, если будем претворять в жизнь избавление, добытое для нас Христом: «Так и вы почитайте себя мертвыми для греха... да не царствует грех в смертном вашем теле... и не придавайте членов ваших греху в орудие неправды» (Рим. 6:11-13). «Неужели вы не знаете, что кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?» (Рим. 6:16).
Есть два господина, и верующие в Риме должны постоянно избирать одного из них. Да, прежде они покорились Благой Вести и, избрав ее, перестали быть «рабами греха», были освобождены от греха и «стали рабами праведности» (Рим. 6:17-18). Но выбор этот не был окончательным; первоначальное решение должно постоянно подтверждаться и претворяться в жизнь. «Как предавали вы члены ваши в рабство нечистоте и беззаконию, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые» (Рим. 6:19). Павел напоминает римлянам: конец того, что они совершали, будучи «рабами греха» и «свободными от праведности», — смерть (Рим. 6:10,21), в то время как «ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу», конец их рабства — жизнь вечная (Рим. 6:22). Пусть же они пребывают рабами праведности и остерегаются покоряться беззаконию. Ибо для верующих римской церкви остается справедливым: «возмездие за грех — смерть [ср. Иак. 1:12-16; Гал. 6:7-9], а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:23) — дар, которым они могут обладать только в том случае, если покоряются Его господству, а не господству греха. (Рим. 6:23 — еще один стих, который часто звучит в евангелических проповедях, и это правильно. Но отметим, что предостережение обращено не к людям, посторонним церкви, не исповедующим веру во Христа, a к самим христианам.)
Пусть никто не думает, что Павел в этих стихах настаивает на спасении по делам, а не по благодати, в противоположность многим местам, где говорится о спасении по благодати через веру. Вовсе нет. Павел лишь настаивает на необходимости претворять в жизнь принцип, провозглашенный Самим Иисусом: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит... Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Ин. 14:12; 15:13-14). Ученик подобен учителю. Вновь перед нами истина, о которой так настойчиво говорит Иаков и которая столь удачно выражена в изречении Меланхтона: «Спасает одна вера; но та вера, что спасает, — не одна». Не всякая «вера» — спасающая. «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:26). Такая «вера» не может спасти.
Ту же мысль высказывает Павел в Гал. 5:6: «Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью». Лайтфут так комментирует эти стихи: «Слова di agapes energoumепе — мост через пропасть, которая как будто разделяет сказанное св. Павлом и св. Иаковом. Они оба утверждают принцип деятельной энергии — в противоположность бесплодной, бездейственной теории». (J. В. Lightfoot, The Epistle of St. Paul to the Galatians, p. 205.)
Иисус является Спасителем не всех, кто исповедует веру в Него, но «всех послушных Ему» (Евр. 5:9). Лишь послушная вера является спасающей. Обратите внимание на Ин. 3:36: «верующий [pisteuo\ в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий [не покоряющийся apeitheo] в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем». В греческом тексте использованы два различных слова (различие не выявлено в Переводе короля Иакова), и ударение делается на покорности как основной составляющей спасающей веры. Нет спасающей веры вне покорности.Иоанн настаивает, что «Кто говорит: "я познал Его", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1 Ин. 2:4-6). «Должен?» Воистину так! Ибо если человек не стремится «поступать так, как Он поступал», его исповедание веры — пустое притворство, которым он обманывает (возможно, больше всех) самого себя! (Обратите внимание на возможное страшное заблуждение, о котором говорится в 1 Ин. 2:9-11; Иак. 1:22,26.) Бессмысленно говорить о вере во Христа как Спасителя, если человек не покорился господству Христа и решительно не противостоит господству греха в своей жизни. (Церкви повсюду пережили бы возрождение, если бы все «христиане» осознали эту важнейшую истину!)
Хотим ли мы, чтобы грех господствовал над нами? На протяжении всего нашего пребывания на земле это должно оставаться предметом обеспокоенности и молитвенных размышлений; мы должны постоянно принимать определенные решения. Комментируя Рим. 6:14, Лид дон пишет: «Грех не станет вашим господином (hurieusei, а не просто basileusei), если только вы не пожелаете этого». (Н. Р. Liddon, Explanatory Analysis of St. Pauls Epistle to the Romans, p. 113.) О необходимости постоянно выбирать, быть ли нам рабами «греха к смерти, или послушания к праведности» и жизни со всей очевидностью говорит Павел в Рим. 8:12-14: «Братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо, если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божий». Неправильный выбор господина и жизнь по плоти имеют следствием духовную смерть. Вновь отметим, что предостережение Павла обращено не к людям, посторонним церкви, но к верующим. Вот что пишет Годет:
Жизнь Духа не раскрывается в верующем без его участия лишь как следствие того, что Дух был однажды низведен на него. От человека требуется непоколебимое решение, действенная покорность в отдаче себя водительству Духа. Дух постоянно ведет к принесению в жертву плоти; и если верующий отказываться следовать водительству на этом пути, он отвергает жизнь Духа и славные привилегии. (P. L. Godet, Commentary on the Epistle to the Romans, p. 307.)
Как и галаты (Гал. 6:7-9), мы должны выбирать, сеять ли в Дух и пожинать жизнь вечную или, унывая, ослабеть в сеянии в Дух, и, сея в плоть, пожать тление. Если мы благоразумны, мы прислушаемся к призыву Павла: «Делая добро [сея в Дух], да не унываем; ибо в свое время пожнем [жизнь вечную — окончательное спасение], если не ослабеем» (Гал. 6:9).
Автор Послания к евреям призывает читателей:
«Наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить "ныне", чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом» (Евр. 3:13). Давид страшился смириться с грехом. Обратите внимание на его молитву: «Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня. И от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения» (Пс. 18:13-14). Дилич так комментирует эти стихи:
...[Давид] молит о прощении многих грехов, совершенных по немощи (хотя в большинстве своем неосознанных), которые совершает даже прощенный человек... Никто не может различить «погрешности свои», ввиду непроницаемости человеческого сердца, а также обманчивой внешности, подчас столь благовидной, и незаметности греха. И так возносится молитва: избавь меня также [ото] всех тех грехов, которые даже тот, кто со всей искренностью стремится к освящению, не может различить, хотя желает этого, по причине ограниченности знания о себе и о грехе... Молитва об оправдании сменяется в Пс. 18:14 молитвой об освящении и сохранении от умышленных грехов... Умышленные грехи, если они повторяются, становятся господствующими и непреодолимо порабощают человека... так молитва достигает кульминации (от peccatum involuntarium к prooereticum я наконец, к regnans): «чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения». (Franz Delitzsch, Biblical Commentary on the Psalms, Vol. I, p. 288 f.)
Как пишет Дилич, еврейское слово, переданное как великое развращение, означает «расширяться, выходить за рамки, прорывать, нарушать, грешить» и является «общим названием для умышленного, господствующего греха, разрушающего отношения человека с Богом и, следовательно, лишающего его Божьего благоволения, — или, одним словом, для отступничества». (Там же, с. 289.)
Долгое сопротивление Духу, пренебрежение его порицанием может достичь апогея, и человек может сознательно отвергнуть иго Христово в единократном акте протеста, чтобы завершить борьбу. Но гораздо вероятнее, что окончательное ожесточение наступит неприметным образом, и Дух неслышно покинет человека, так что тот даже не узнает об этом. Самсон «не знал, что Господь отступил от него» (Суд. 16:20). Иоанн говорит о трагическом положении человека, который «говорит, что он во свете», а «во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза» (1 Ин. 2:9-11). Будучи на пути к аду, он воображает, что идет к небесам. Он по-прежнему исповедует веру, и ему кажется, что все благополучно. Он не ведает о своем отступничестве.
Духовное ожесточение в обольщении грехом (Евр. 3:12-13) едва ли произойдет подобно катастрофе. Маловероятно, что верующий неожиданно нарушит подлинную верность, с отвращением отвергнет веру и, потрясая кулаками, воскликнет, обращаясь ко Христу: «Оставь меня! Я более не желаю, чтобы ты был моим Спасителем и Господом!» Реальная опасность заключается в том, что верующий может постепенно смириться с грехом: станет прощать себе грехи, перестанет исповедовать их и искать прощения и очищения, станет пренебрегать терпеливым служением Святого Духа, его порицаниями. Если верующий станет угашать Духа, отвергать Его преданное служение. Его укоры и долгое ожесточение в конце концов станут оскорблением «Духа благодати» (Евр. 10:29). Слова «попирает Сына Божия», как может показаться, описывают катастрофичность умышленного отречения. Однако контекст указывает на то, что отречение является следствием намеренного совершения греха в течение долгого времени. Причастие настоящего времени активного залога hamartanonton (Евр. 10:26) указывает на упорное совершение греха, а не на единократное действие. В Евр. 10:26 звучит предостережение не от единственного акта протеста, но от умышленного совершения греха, которое является отречением от Спасителя, постыдным равнодушием по отношению ко святой крови завета и пренебрежением благодатным служением Святого Духа, служением наставления и порицания.
Контекст указывает, что, «оставляя собрание свое» (хотя само по себе это не обязательно является отступничеством), человек предается опасному бездействию, влекущему к духовному бедствию. Тот христианин, который не посещает богослужений в своей церкви, очевидно, мало интересуется Царством Христовым и не испытывает потребности в духовном ободрении. Он постепенно проигрывает битву веры. Окончательное поражение наступает незаметно. Человек все еще думает, будто является христианином; но он лишь обманывает себя — от этой неприметной опасности и предостерегает так часто Библия. Миллионам «христиан», удовлетворенным своим «христианским опытом» (прошлым) и исполненным самодовольства в своем равнодушии ко Христу и Его Церкви, необходимо исследовать себя, чтобы понять, в вере ли они (2 Кор. 13:5). Любовь к миру — это путь компромисса, ведущий к бедствию.
Великий богослов Кьеркегор рассказывал «Притчу о Дикой Утке», которая летела весной на север. Пролетая над Европой, она опустилась на птичий двор в Дании и оказалась среди домашних уток. Дикая с удовольствием поклевала их кукурузных зерен и осталась ненадолго на птичьем дворе. Вначале она решила остаться лишь на час, потом на день. Прошел день, и она осталась на неделю, а затем и на месяц. Ей так нравился хороший корм, так приятно было чувствовать себя в безопасности на птичьем дворе, что она осталась на все лето.
Однажды осенью, возвращаясь на юг, дикие утки пролетали над птичьим двором. Утка услышала их крики и, охваченная прежним радостным волнением и восторгом, взмахнула крыльями и взлетела, чтобы присоединиться к своим товарищам. Но она так раздобрела и отяжелела, что не смогла подняться над крышей птичьего двора. Она опустилась на землю, утешаясь мыслью: «Ну что ж, здесь я в безопасности, да и корм хорош».
Каждую весну и каждую осень она слышала крики диких уток, пролетающих над птичьим двором. На мгновение глаза ее загорались, и утка взмахивала крыльями, чтобы присоединиться к былым товарищам. Но настал день, когда она не обратила ни малейшего внимания на крики пролетающих диких уток. Поражение было полным. (The Intermediate Leader, Vol. 40, Number 2 (Second Quarter, 1957), p. 41. Издано The Sunday School Board of the Southern Baptist Convention, Nashville 3, Tennessee. Использовано с разрешения.)
Друг во Христе, было бы безрассудством с нашей стороны полагать, что предостережения в Божьем Священном Слове об опасности отступничества обращены не к нам и что не стоит переживать из-за возможности окончательно подпасть под власть греха. Напротив, «братия святые, участники в небесном звании», будем остерегаться опасности смириться с грехами, которые пригвоздили Иисуса ко кресту, чтобы «не ожесточиться, обольстившись грехом» и чтобы, наконец, «не было в ком из [нас] сердца лукавого и неверного, дабы [нам] не отступить от Бога живого» (Евр. 3:1,13,12). Закалим же наши сердца и сделаем их невосприимчивыми ко сладкозвучной песни Ярмарки Тщеславия, чтобы нам слышать голос Спасителя и зов Его Духа.
Если б обрела весь мир я, но Спасителя утратила,
Стоило бы жить тогда хотя бы день?
Обрело бы сердце покой и утешение
В том, что так скоро должно исчезнуть?
Если б обрела весь мир я, но Спасителя утратила,
Стоило бы обретенное борьбы длиною в жизнь?
Сравнятся ль все земные наслаждения
Хоть на миг с жизнью, наполненной Христом?
Если бы были у меня несметные богатства и
любовь
И имя, почитаемое всюду,
Но не было бы надежды запредельной и гавани,
Куда могла б направить я истерзанное штормами
судно;
Если б обрела весь мир я, но утратила Спасителя,
Претерпевшего крест и умершего за меня,
Нашлось бы тогда в целом мире пристанище,
Где укрылась бы я в страдании?
О какая пустота! — без Спасителя,
Средь грехов и скорбей здесь на земле!
И вечность как темна без Него! —
Лишь ночь и слезы и бесконечное горе!
Как бы жила я без Спасителя,
И в смерти, что было бы со мною?
О, быть в долине тени смертной без Него!
И без Него быть всю вечность!
(Анна Оландер)
Главная
страница | Начала веры
| Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки