Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа, Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою вашею спасения душ. (1 Пет. 1:3-9)
И будут уповать на Тебя знающие имя Твое, потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи. (Пс. 9:11)
«Я хотел бы быть христианином. Но что пользы? Я знаю, что не выдержал бы». Как часто приходится слышать подобные слова! Многие, остро ощущая немощность плоти, искренне опасаются, что неотступность в христианской жизни им не под силу. Так оно и есть. Однако многие не осознают величественной истины: Христос не предлагает нам одним проходить поприще. Он обещал пребывать со Своими во все дни до скончания века. Поддерживая всех, кто следует за Ним в покорности веры. Он проявляет бесконечную благодать и силу Всемогущего Бога!
Божий замысел спасения людей охватывает бесконечные века вечности. Колоссянам (Кол. 1:21-22) Павел пишет, что их, в прошлом отделенных от Бога враждебностью и греховными делами, «ныне примирил в теле плоти Его, смертью Его», с тем чтобы «представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою» в Своем вечном святом присутствии.
Павел был совершенно уверен в соблюдающей благодати Божьей. Зная о том, что приближается к концу своего странствования и битвы, он писал Тимофею: «Избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного царства» (2 Тим. 4:18).
Иуда обращает свое послание к «"призванным, которые освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом", чтобы принадлежать Ему во времени и в вечности». (J. Е. Huther, Critical and Exegetical Handbook to the General Epistles of James, Peter, John, and Jude, p. 669.) В заключительном славословии апостол пишет: «Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости, Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему...» (Иуд. 24).
Петр пишет о наследстве «нетленном, чистом, неувядаемом, хранящемся на небесах для вас» (1 Пет. 1:4). Какое драгоценное наследство! Но в этих словах содержится не вся дивная истина. В том же предложении Петр говорит о том, что мы «силою Божиею... соблюдаемы ко спасению, готовому открыться в последнее время» (1 Пет. 1:5). Какое чудо! Вечное наследство, которое откроется в последнее время, ныне хранится на небесах для нас, всемогущей силою Бога соблюдаемых к этому наследству.
Но заметили ли вы, что, цитируя 1 Пет. 1:5, мы опустили два слова? Лишь два, но очень важных. Многие, как представляется, опускают их — если не в цитатах, то, по крайней мере, в собственном сознании. Что это за слова? «Чрез веру»! Петр говорит о том, что мы «силою Божиею чрез веру соблюдаемы ко спасению»! Эти слова словно не задерживаются в памяти многих. Недавно один проповедник, выступавший по радио, говорил о соблюдающей благодати Божьей. Он дважды обращался к 1 Пет. 1:5, и ни разу не прочел дальше слов «силою Божиею соблюдаемы...». И хотя проповедник говорил много правильного, в проповеди никоим образом не упоминался тот факт, что мы «силою Божиею соблюдаемы» через веру. Мы не можем позволить себе игнорировать главного условия действия соблюдающей благодати Божьей. Епископ Моул пишет:
«Соблюдаемых...» Я прекрасно знаю, что можно исказить эту блаженную метину, как и всякую другую. Можно так представить ее (просто игнорируя при этом другую истину), что слова эти станут едва ли не отрицанием нашей бессмертной личности или нынешней ответственности. (Н. С. G. Moule, Thoughts on Christian Sanctity, p. 68.)
Павел не забывал о нашей «нынешней ответственности», размышляя о сохраняющей благодати Божьей, действующей ради нас, чтобы привести нас к вечной радости Отчего присутствия. Говоря колоссянам о Божьем замысле представить святыми и непорочными и неповинными пред Собою тех, кого Он примирил с Собою через смерть Своего Сына, Павел предостерегает: Божий замысел может осуществиться для них, «если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования» (Кол. 1:23). Епископ Моул так комментирует этот стих:
Но для вас это свершится, только если, ударное «если» {eige), пребываете в вере вашей (tei), держитесь этой великой тайны, просто полагаясь на вседостаточного Спасителя, и ни на что, кроме Него; тверды, имея основанием Камень, и непоколебимы в стремлении оставаться на Нем всегда; и не отпадаете (metakinoumenoi, причастие настоящего времени, указывающее на постоянную склонность к нарушению равновесия) ото надежды (благословенной надежды на пришествие Господа для окончательного спасения Своих, ожидающих и верных), надежды благовествования. которое вы слышали, когда вам впервые проповедовали Евангелие. (Moule, Colossian Studies, p. 97 f. Курсив его.)
Уверенность Павла, что «избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства» была уверенностью человека, который мог сказать: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2 Тим. 4:7) и который увещевает в послании пастора ефесской церкви: «Пребывай в том, чему научен... Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса» (2 Тим. 3:14-15).
Послание Иуды открывается и завершается величественными словами о соблюдающей силе Божьей, однако слова послания перемежаются многочисленными предостережениями об опасности и трагичности отступничества. В кратком обзоре Послания Иуды А. Т. Пиерсон пишет:
Апостол предостерегает от отступничества. От веры происходят верные святые, сражающиеся аа веру и неотступность. Они соблюдаемы Благодатью и будут поставлены пред Славою. В послании делается различие между не сохранившими прежнего положения и соблюдаемыми на суд — и сохраняющими себя и соблюдаемыми от падения. Отступничество представлено в образах: антиномисты, обращающие благодатную свободу в похотливую распущенность; неверующие израильтяне во время Исхода; непокорные ангелы; похотливые жители Содома; самодовольный Каин; жадный Валаам; самонадеянный Корей; богохульники и насмешники. Все мы принадлежим либо к соблюдаемым на День Суда, либо к сохраняемым на День Славы. Если мы храним себя в Любви Божьей, сражаясь за веру, назидаем себя в вере, молясь Святым Духом и ожидая пришествия Господа, Бог будет хранить нас (так, как если бы охранял с гарнизоном). (А. Т. Pierson, Keys to the Word, p. 158 f. Курсив его.)
(Прекрасно изложив суть Послания Иуды в своем кратком резюме, благочестивый д-р Пиерсон, размышляя над Писанием, не всегда в полной мере осознавал ту важную истину, о которой говорит Иуда. К примеру, в книге «The Heart of the Gospel» д-р Пиерсон пишет: «Вы спрашиваете меня, верю ли я в неотступность святых. Я отвечу вам: нет. Я не верю в святых и в их неотступность; но я верю в неотступность Иисуса Христа. Святые же неотступны в благодати потому, что Иисус Христос неотступен в святых». (Pierson, The Heart of the Gospel, p. 130.) Между тем Иисус, напротив, утверждал, что Он неотступен в святых, только в том случае, если они неотступны в Нем. «Пребудьте во мне, и Я в вас... Кто не пребудет во Мне, извергнется вон...» [Ин. 15:4,6].)
Говоря о соблюдающей благодати Божьей, Иуда предупреждает, что и на нас возложена ответственность. Приведя примеры отступничества в прошлом и в настоящем, он оставляет размышления об отступниках, «отделяющих себя от единства веры, душевных [думающих о земном], не имеющих духа» (Иуд. 19), и обращается с предостережением к читателям: «А вы, возлюбленные [в отличие от отступников], назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни» (Иуд. 20). В отношении слова teresate в увещевании Иуды, «сохраняйте себя», Робертсон пишет: «Первый аорист активного залога повелительного наклонения (со значением принуждения) глагола fereo. В Иуд. 1 говорится, что призванные сохранены, но заметьте: в Иуд. 6 читаем об ангелах, не сохранивших своего достоинства». (A. T. Robertson, Word Pictures in the New Testament, Vol. VI. p. 194.)
Соблюдающая благодать Божья драгоценна. Но Писание открывает, что и от человека требуется «соблюдение». В этом смысл увещевания Господа: «Пребудьте во Мне, и Я в вас». Во многих местах в Писании говорится о тесной взаимосвязи Божьего Соблюдения и соблюдения, требуемого от человека. В дополнение к указанным стихам из послания Иуды, обратите внимание на следующие примеры:
1. Иисус обращается к Филадельфийской церкви со словами: «...ты сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего... И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную» (Отк. 3:8, 10).
2. Если считать прочтение Ватиканского Манускрипта верным, то в 1 Ин. 5:18 содержатся драгоценные слова о соблюдающей благодати Христа: «Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит, но рожденный от Бога хранит себя» («но Сын, рожденный от Бога, хранит его» — Уильямс). И вслед за этими словами звучит наставление: «Дети! Храните себя от идолов» (1 Ин. 5:21); Иоанн уже предупредил своих возлюбленных детей в вере об опасности отступничества, которой подвергает верующих обольщение «многих антихристов», пытающихся соблазнить и увести от благовестия, которое было проповедано изначально (1 Ин. 2:18-26).
3. Павел пишет фессалоникийцам о своей уверенности в том, что Бог, будучи верен, сохранит их дух, душу и тело «без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5:23-24) и молится (1 Фес. 3:11-13) о том, чтобы Бог утвердил их сердца «непорочными во святыне пред Богом и Отцом нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его». Но Павел не говорит, что на самих фессалоникийцах не лежит ответственности. Напротив, он призывает их «стоять в Господе» и в вере (1 Фес. 3:1-10).
4. Много пострадав как апостол и проповедник благовестия, Павел не стыдился страданий; ибо был совершенно уверен, что Тот, в Кого он уверовал и ради Которого с радостью страдал, «силен сохранить залог мой на оный день» (2 Тим. 1:12). Но, выразив полную уверенность в соблюдающей благодати Божьей, он наставляет Тимофея: «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе. Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас» (2 Тим. 1:13-14) Храня благовестие, вверенное ему, Тимофей не просто исполняет долг служителя; это необходимо для его собственного спасения. Пребывая в истинном благовестии, в то время как злые люди и обманщики «преуспевают во зле», — все более и более обольщая других и себя, — Тимофей пребудет умудренным «во спасение верою во Христа Иисуса» (2 Тим. 3:13-15). Держась истинного учения тогда, когда многие отойдут от веры (1 Тим. 4:1), Тимофей спасет и себя и всех слушающих его (1 Тим. 4:16).
5. В первосвященнической молитве, незадолго до Своих страданий, Иисус молил: «Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы... Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла [злого человека]» (Ин. 17:11,15). Некоторые утверждают, что, однажды уверовав в Иисуса, человек не может впоследствии погибнуть, поскольку Бог должен ответить на молитву Своего Сына. Между тем Иисус молил о предавших Его крестной смерти: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают». Должны ли мы заключить, что по молитве Иисуса все члены Синедриона, Пилат, Ирод, Иуда, солдаты и все множество насмешников были прощены, просто потому, что Иисус помолился о них? Должны ли мы заключить, что спасение было уготовано для всех этих людей просто потому, что Иисус помолился о них? Иисус молился вслух у могилы Лазаря ради «народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня» (Ин. 11:42). Должны ли мы заключить, что все те, кто слышали Его молитву и о ком Он молился, убедились в том, что Он действительно был послан Богом? Конечно, нет. Из повествования Иоанна явствует, что хотя одни иудеи, присутствовавшие при воскресении Лазаря, уверовали в Иисуса, другие не уверовали.
Несомненно, соблюдающая благодать Отца не бездейственна; она бесконечна. Не было недостатка и в соблюдающей силе Иисуса, сказавшего: «Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели» (Ин. 17:12). Тех, кого Отец дал Ему (О том, кого Отец дает Иисусу, см. Приложение В.), Иисус сохранил, кроме одного. Ни Отец, ни Сын не могут сохранить тех, кто не хочет принять условий «сохранения». Некоторые по безрассудству задаются вопросом, «кто сильнее, люди или Бог». Божья сила здесь ни при чем. Не важно также и то, что Бог мог бы совершить. Важно лишь то, что Он совершает по свидетельству Священного Писания. В Библии говорится, что люди вольны отойти от Бога, и Писание предостерегает верующих от отступничества (Евр. 3:12). О тех, кого Он сохранил, Иисус сказал: «Они сохранили слово Твое» (Ин. 17:6). И это не случайно, как мы понимаем из обетования (и предостережения) Иисуса: «Кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек» (Ин. 8:51). «Соблюдение Слова» не просто мгновенное приятие. Соблюдать Слово нужно постоянно, следуя примеру Самого Иисуса, сказавшего: «Я знаю [Отца] и соблюдаю слово Его» (Ин. 8:55). Иисус сказал: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам... Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим... Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте [тепо] в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви» (Ин. 14:21,23; 15:9-10). Те, кто соблюдают, соблюдаемы.
6. Автор Послания к Евреям наказывает нам: довольствуйтесь «тем, что есть. Ибо Сам сказал: "не оставлю тебя и не покину тебя"» (Евр. 13:5). Если что и может вызывать довольство в любых обстоятельствах, то это обетование о том, что Господь не покинет Своих. Но прежде чем напомнить обещание Господа, автор предостерег читателей: «Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушавши глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес» (Евр. 12:25). Автор много раз предупреждает читателей о страшной опасности покинуть Господа, опасности, постоянно им угрожающей.
Кроме обещания не покинуть Своих (Вт. 31:6,8), которое цитирует автор Послания к евреям, во Вт. 31 содержится предупреждение Господа: когда сыны Израилевы покинут Его и нарушат Его завет, гнев Его возгорится на них, и Он покинет их (Вт. 31:16. Ср. 1 Пар. 28:9; 2 Пар. 15:2; Пс. 9:11; Езд. 8:22). «Опасность заключается не в том, что Господь может покинуть Свои народ, но в том, что Его народ может покинуть Его. «Если отречемся, — предупреждает Павел, — и Он отречется от нас» (2 Тим. 2:12). «Пребудьте во Мне, и Я в вас».
Лишь Твоим, о Христос, на земле
Именем можно спастись:
Отойти от Тебя — ад;
Верить в Тебя — рай.
(Избранное)
7. Тех, кого увещевает — «страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро» (1 Пет. 4:19), — Петр одновременно и наставляет: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить; противостойте ему твердою верою» (1 Пет. 4:8-9). Апостол уже увещевал верующих, как пришельцев и странников на земле, «удаляться от плотских похотей, восстающих на душу» (1 Пет. 2:11). Бог верно хранит наши души, но это не отменяет нашей обязанности «сохранять себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни» (Иуд. 21). Нам необходимо сохранять себя в Его любви, верно ожидая милости от Спасителя для вечной жизни, чтобы Он сохранил наши души. Мы можем верить, что Христос спасает нас, мы можем верить, что Он хранит нас; но мы должны верить Ему.
8. Обратимся вновь к 1 Пет. 1:5. Петр говорит, что мы «чрез веру» «силою Божиею соблюдаемы ко спасению, готовому открыться в последнее время». Указав, что вера необходима, чтобы сила Божия соблюдала нас ко спасению, Петр ободряет, призывая быть непоколебимыми в нынешних испытаниях (1 Пет. 1:6-9). Апостол говорит, что на основании нашей нынешней веры мы ныне достигаем спасения душ (1 Пет. 1:8-9). Mы можем верить, что Христос спасает нас и всегда хранит нас, но мы должны верить Ему — всегда. Священное Писание учит не только тому, что Христос верен и силен спасти и сохранить всех верующих в Него, но также тому, что нам необходимо хранить себя в спасающей благодати Христа.
Павел хвалил фессалоникийцев за непоколебимую веру: «хвалимся... терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами в доказательство того, что будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете» (2 Фес. 1:4-5). Поражают слова о том, что мы, Грешники, можем быть признаны достойными Царствия Божия. Но Сам Господь говорит о неосквернивших одежды в Сардисе: «...будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны. Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его» (Отк. 3:4-5).
Мы можем быть признаны достойными Царствия Божия, достойными ходить со Христом пред Отцом и ангелами Его только по благодати любящего Спасителя, Который сделался нашими «праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор. 1:30) и самой жизнью нашей (Кол. 3:4). Однако в праведности и спасающей жизни воскресшего Христа (Рим. 5:10) нет пользы для неверных. Праведность, которой Бог требует ото всех, кто хочет принадлежать Его вечному Царству, есть «правда Божия чрез веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих» (Рим. 3:22) — не длящаяся мгновение, но постоянная праведность во всех испытаниях. Павел увещевал обращенных «пребывать в вере, [ибо] многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22) — «вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Пет. 1:11), окончательное спасение, которое мы должны ожидать, пребывая в живой вере в живого Спасителя.
Христианская жизнь— это духовная битва, и все, кто хочет вечно принадлежать Христу, должны «подвизаться добрым подвигом веры», постоянно «держаться вечной жизни» в борьбе против «козней диавольских [и] мироправителей тьмы века сего» и против «плотских похотей, восстающих на душу». Иаков пишет: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан [букв. став испытанным], он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак. 1:12). Некоторые утверждают, что Иаков говорит об обетовании не самой жизни, но лишь венца жизни. Жизнь, — говорят сторонники этого взгляда, — дар, а венец (лишь символ этой жизни) — награда. Между тем tes zoes в Иак. 1:12 (как и в обетовании Господа в Отк. 2:10) — родительный приложения, а значит, венец, о ротором, говорится, и есть сама жизнь. Робертсон так комментирует эти слова: «Это родительный приложения, сама жизнь как венец». (Robertson, op. cit., p. 17.) Мэйор пишет: «Родительный определительный... "венец, содержащий вечную жизнь"». (J. В. Mayor, The Epistle of St. James, p. 49.)
Вечная жизнь подлинно является свободным даром Бога недостойным грешникам. Но как приятие (мы размышляли об этом в главе II), так и сохранение этого дара, однажды обретенного, стоит дорого. В каком-то смысле вечная жизнь, будучи благодатным Божьим даром недостойным людям, является наградой тем, кто преданно проходят испытания, преодолевая все силою Христа, и «становятся испытанными», как пишет Иаков. Обетования Иисуса, данные побеждающим, подтверждают, что обещанный венец не просто символ, но сама вечная жизнь: «Буль верен до смерти, и дам тебе венец жизни... Побеждающий не потерпит вреда от второй смерти... Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его... Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» (Отк. 2:10-11; 3:5; 2:7). Борьба реальна, и речь идет о вечной жизни.
Мы должны побеждать, если хотим править вечно со Христом. Он обещал: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как я Я победил и сел со Отцем Моим на престоле Его» (Отк. 3:21). «Если терпим, — пишет Павел, — то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас» (2 Тим. 2:12). Лишь в случае, если мы страдаем со Христом, мы будем прославлены вместе с Ним (Рим. 8:17). «Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном. Боязливых [«tois deilois, устаревшее слово... обозначающее малодушных людей, отрекавшихся при гонениях» (Robertson, op. cit., p. 469.)] же и неверных [«apistois, неверные, ненадежные, в противоположность Христу "ho pistos" (Отк. 1:5)» (Там же.)]... участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Отк. 21:7-8). Мы должны побеждать, если хотим наследовать то, что приготовлено для любящих Его.
Не будем же чуждаться «огненного искушения» как приключения странного. Станем радоваться в испытании веры. Станем радоваться, участвуя во Христовых страданиях, «да и в явление славы Его» возрадуемся и восторжествуем (1 Пет. 4:13). Будем же вместе с Павлом считать, что «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас... если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим. 8:18,17). Станем радоваться в испытаниях нашей веры; они свидетельство сыновства и залог будущего блага. Будем помнить, что «многими скорбями» (Деян. 14:22) надлежит нам войти в Царство Божие — окончательно войти в «вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Пет. 1:11) в его осязаемом божественном явлении, когда вера станет видением.
Мы можем разделить уверенность Павла, веря в Него: «избавит [нас] Господь от всякого злого дела и сохранит для своего Небесного Царства» (2 Тим. 4:18). Если мы верим Ему и следуем за Ним, Он всегда пребудет с Нами и в день Своего торжества отыщет нас среди тех, о ком написано: «Они победили его [сатану] кровию Агнца и словом свидетельства своего и не возлюбили души своей даже до смерти» (Отк. 12:11). Сейчас же нам нужно заботиться лишь о том, чтобы «держаться Господа искренним сердцем» (Деян. 11:23).
Как-то молодой отец семейства в тиши моего кабинета делился переживаниями: он познал горечь тяжелой утраты, его настигли беды — болезнь, снижение заработка, увеличение расходов. Никогда не забуду его слов. Помолчав немного, он поднял голову и сказал спокойно: «Но эти пронзенные Руки — мои. Они крепко держат меня».
Над дверями своего Пасторского колледжа в Лондоне Сперджен написал: «Я храню веру и храним». Драгоценная истина! Но нельзя отделить первую часть предложения от второй, они дополняют друг друга и вместе выражают смысл слов Спасителя: «Пребудьте во Мне, и Я в вас».
Итак, суть всего — пребывание во Христе. Пусть же наша жизнь и все наше существо будут укоренены в Нем, и тогда Божье сокровенное желание исполнится, и Он введет нас, незапятнанных и непорочных, в сияние Своего присутствия. Всепроникающий свет будет пронизывать нас. Как же можем мы надеяться «явиться пред ним неоскверненными и непорочными в мире»? Есть лишь один путь — жить, постоянно проявляя веру во Христа, и так крепко держаться за Него, чтобы мир, плоть и дьявол не могли разжать наших рук. И тогда Он поддержит нас, и Его великий замысел, приведший Его на землю и пригвоздивший ко кресту, исполнится в нас; и, изумленные, мы воздадим хвалу «Могущему соблюсти нас от падения и поставить вред славою Своею непорочными в радости». (Alexander Maclaren, The Epistles of St. Paul to the Colossians and Philemon (The Expositors Bible, ed. W. Robertson Nicoll), p. 115.)
«Я храню веру и храним».
Главная
страница | Начала веры
| Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки