ПРЕДИСЛОВИЕ
ПЕРВЫЙ ПРИНЦИП. Священное Писание — наше единственное правило и руководство во всех делах и вопросах веры и жизни
ВТОРОЙ ПРИНЦИП. Абсолютная свобода совести для всех
ТРЕТИЙ ПРИНЦИП. Церковь Божия состоит исключительно из возрожденных людей
ЧЕТВЕРТЫЙ ПРИНЦИП. Крещение и Вечеря Господня принадлежат исключительно верующим людям
ПЯТЫЙ ПРИНЦИП. Независимость каждой отдельной поместной церкви
ШЕСТОЙ ПРИНЦИП. Равноправие всех членов каждой поместной церкви
СЕДЬМОЙ ПРИНЦИП. Отделение Церкви от государства
ВЛИЯНИЕ НАШИХ ПРИНЦИПОВ НА МИР
В наше время, когда все вокруг нас так быстро меняется, и иной раз кажется, что в этом мире ничего устойчивого и прочного нет, нелишне дать в руки молодому импульсивному человеку маленькую книжечку, которая сможет для него оказаться искренним другом, опытным спутником и верным советником.
Автор настоящей книжки «Наши баптистские принципы» в молодые свои годы сильно ощущал недостаток в такой книге; ощущал он этот недостаток и тогда, когда ему по милости Божией позволено было трудиться на ниве Господней в городе Самаре, лет 15 тому назад, но он этот недостаток особенно остро ощущал последние четыре года, в которые он мог подвизаться в качестве благовестника-миссионера здесь, на далекой окраине русского Дальнего Востока среди народа, который в общем живет беспринципно и слишком мало интересуется религиозными вопросами, и совершенно не знаком с нашими баптистскими принципами.
Настоящая книга «Наши баптистские принципы» является продуктом многолетней мечты. Для осуществления ее, автору пришлось много читать, рыться в разных сочинениях, посвященных этому вопросу, молиться и взывать к Тому, Который Один только может просветить ум и сердце человека светом истинного познания воли Божией и глубоких и дивных истин Его драгоценного Слова. Автор настоящим трудом не претендует на абсолютный авторитет или на безусловное совершенство, но ему также нет надобности и челобитничать относительно содержания книги «Наши баптистские принципы» или ее скромного появления в свет.
Автор считает своим долгом настоящим предисловием высказать свою искреннюю признательность уважаемому старцу Ф. Фридриху, автору брошюры “Leitfaden zum Studium der Baptistischen Principicen”, брату Петтенгалу за его книгу „Glaubensbekentnis der Baptisten", из которых при составлении настоящей книги — «Наши Баптистские принципы» — много было позаимствовано.
Настоящим предисловием автор также находит нужным указать, кому он этот труд посвящает. Во-первых, настоящий труд он посвящает блаженной памяти его в Боге почившей матери, которая своими молитвами и своею истинною христианскою жизнью немало содействовала тому, что он в свое время пришел ко Христу за прощением и, получивши таковое, посвятил самого себя на служение Ему и Его искупленной Церкви, так что он теперь имеет счастье быть среди соработников Христовых; во-вторых этот труд он посвящает своей уважаемой, верной, преданной делу Божью и молящейся жене Елизавете Васильевне, которая своей скромной жизнью и своим самопожертвованием много содействовала тому, что автор мог уделить так много необходимого времени на составление этой книги; в третьих, он посвящает этот труд всей милой и дорогой его сердцу молодежи Благовещенской поместной церкви баптистов, которая не раз своей проявленной горячей жаждой точнее познакомиться и совершеннее усвоить наши баптистские принципы ободряла и воодушевляла его при исполнении его сложных и многообразных пастырских обязанностей.
Пусть же Сам Возлюбивший нас до смерти, и смерти крестной, благословит, укрепит, утвердит и укоренит в Божественных истинах всех читающих книгу «Наши Баптистские принципы», дабы быть вполне наставленными «в вере, однажды, преданной святым» (Иуды 1:3).
С истинной молитвой за всех вас: АВТОР,
Благовещенск-на-Амуре, 1923 год.
Пред нами великий и всеобъемлющий принцип нашего исповедания. Как из корня дерева образовывается все его существо со всеми его ветвями и сладкими плодами, так происходят и из этого первого нашего принципа все остальные принципы нашего исповедания. Мы признаем, что только правильная оценка и глубокое благоговение пред истинами Слова Божия, смогут сделать нас такими людьми, какими мы должны быть пред Богом и для Бога. Первый наш принцип говорит о нашем отношении к Слову Божию, которое должно выразиться в безусловном и абсолютном...
Это наше признание мы основываем на следующих фактах:
1) Мы глубоко верим, что все книги Священного Писания написаны боговдохновенными людьми (2 Пет. 1:21), как прогрессирующее откровение Божие и Его святой воли, которое явлением Господа нашего Иисуса Христа Спасителя, во время «полноты времен» (Гал. 4:4), достигло своего высшего совершенства (Евр. 1:1—3). Иисус Христос, олицетворенное Слово Бога Живого (Иоан. 1:1—4), Полнота наполняющая все во всем (Ефес. 1:23) и абсолютная полнота всех откровений Божиих (Иоан. 14:6—7), Существо, Слово и Дело, которого для нас является содержанием всего нашего наивысшего счастья (2 Корин. 1:20), пришел на эту землю не только для утверждения Ветхозаветной истины (Иоан. 18:37), но и для исполнения всего пророческого слова (Мат. 5: 17), и чтобы открыть людям весь чудный план Божественного искупления (Иоан. 5:30). Поэтому мы в НЕМ видим Великого Основателя Нового Завета и Единственного Главу Церкви (Ефес. 1:22) и воплощенное Живое Слово Божие к человечеству, открывающееся нам в Священном Писании.
2) Мы глубоко верим, что нет другой книги, которая по достоинству своего содержания и значения могла бы стать над, или рядом со Священным Писанием; ибо единственная книга, которая дает нам абсолютно верные сведения относительно воли Божией, спасения грешников и обязанностей, преимуществ и чаяний всех детей Божиих и загробной жизни, — эта книга Библия. Чем бы мы были без этой дивной книги, ясно усматривается из жизни тех языческих племен, которые до сего времени не имеют эту чудную книгу — Библию (Псал. 118:92, 105).
3) Из этих двух фактов мы усматриваем неоспоримое совершенство Слова Божия. Все человеческие умозаключения по отношению Бога и Им совершенного спасения для людей, которые основаны не на ясных изречениях Священного Писания, мы объявляем обманчивыми и душегубительными, ибо человек не должен, да и не в состоянии, критиковать мудрость Божью (1 Корин. 1:25). Поэтому Бог в любви Своей и предостерегает людей ничего не прилагать к Слову Божию и не отнимать от Слова Божия (Втор. 4:2; Притчи 30:5—6; Откров. 22; 18—19).
4) Вот здесь лежит демаркационная линия между нами, баптистами, и всеми другими христианскими исповеданиями. Мы, баптисты, оставаясь верными нашему первому принципу, кладем в основание всех вопросов веры и жизни исключительно авторитетное Слово Божие, и отвергаем всякую ПРИМЕСЬ человеческого учения, постановления и предания, исходят ли таковые от Римских пап, православных епископов или Вселенских соборов. Принципы, за которые мы стоим, не человеческого происхождения, но БОЖЕСТВЕННОГО, почему мы и отвергаем в самой категорической форме все то, чего нельзя доказать словами: «Так говорит Господь».
5) Итак, как ИСТИНА Бога нашего вечна (1 Петр. 1:25), ибо она покоится на престоле Всемогущего Бога, то мы верим, что человечество может эту ИСТИНУ бичевать, распинать и погребать, но оно нисколько не может ЕЙ помешать воскреснуть из мертвых и победоносно восторжествовать над всеми заблуждениями и лжеучениями человеческими. Наши принципы, будучи Божественного происхождения, устоят и одержат конечную победу и над всеми хитросплетенными баснями и преданиями старцев. Пусть другие исповедания составляют свои собственные правила веры, которые они же то отменяют, то заменяют другими подобными им, как это видно из деяний Вселенских соборов и творений так называемых «отцов церкви», мы же, баптисты, не имеем ни малейшего основания беспокоиться или бояться за наши принципы, что они могут устареть или выйти из моды, ибо они основаны на вечном Слове нашего Бога (Мат. 24:35), но мы также знаем и то, что «всякое растение (человеческое предание — Кол. 2:8), которое не Отец Небесный насадил, искоренится» (Мат. 15:13). И так как Слово Божие свято, совершенно и вечно, то мы, баптисты, безусловно признаем:
1) Мы, баптисты, преклоняемся пред абсолютным могуществом Слова Божия, сознавая, что только Один Бог имеет право определять чем мы, Его творение, должны быть, что мы должны делать или от чего мы должны воздерживаться; чему должны верить и от чего должны отворачиваться. Мы безусловно преклоняемся пред Владычеством Христа, как пред Господом и Царем над всем видимым и невидимым (Мат. 28;18; Кол. 1:16—17), Который рядом с Собой не терпит никакого другого владычества, будь это человек или ангел (Исая 42:8, 12; 48:11; Гал. 1:8—9). Если Он в отношении нашего спасения говорит: «Так поступай и будешь жить» (Луки 10:28), то мы, баптисты, отвергаем всякое человеческое постановление, противоречащее такому ясному изречению Божию и объявляем нулем и полным ничтожеством все, что люди предписывают в отношении спасения, вопреки таким ясным определениям Священного Писания. И так как Церковь Божия на земле не призвана быть законодательным учреждением, но быть живым организмом, подчиняющимся воле Создателя (Мат, 6:10), — то отсюда видно, что для всех верующих в Иисуса Христа как в личного Спасителя —
2) Безусловное послушание Христу является великим и единственным организационным принципом нашего исповедания во всем мире. Наше призвание состоит в том, чтобы быть послушными детьми Божьими (Деян. 5:29; 2 Кор. 10:5; 2 Фесс. 3:14), и чтобы к такому послушанию Христу привести и других (Мат. 28:20; Рим. 1:5). Возрастание Царствия Божия, как внутренне, так и внешне, зависит от правильного понимания и верного исполнения этого нашего первого принципа. Этот принцип приводит человека в правильное отношение к Богу и к миру; он также содействует и полной отдаче себя Христу, чтобы быть лояльным исполнителем всех своих обязанностей в церкви Христовой, и он же подкрепляет нас и в святой жизни среди развращенного мира сего. Но послушание Христу не следует понимать так узко, как это часто бывает с неутвержденными душами, что якобы исполнением акта святого крещения все наше ПОСЛУШАНИЕ Христу исчерпано; нет, оно должно пониматься как действие, распространяющееся на всю жизнь христианина в абсолютном послушании и верном служении Христу во всем (Рим. 6:17—23; 2 Корин. 2:9). Стоя на этой позиции, мы, баптисты, во имя Господа Иисуса Христа громко взываем ко всем людям, призывая их «подчиниться Христу», так как это прилично не только нам, но и всем человекам (Рим. 1:14—18), а особенно это необходимо тогда, когда. они знают “что послушание лучше жертвы» (1 Цар. 15:22). Вот почему мы верим в...
так что посредством ее, и при содействии Святого Духа, единство всех детей Божиих, о которых Иисус молился (Иоан. 17:21), может быть достигнуто на земле.
Единство в ущерб ИСТИНЕ, есть небылица, а поэтому ЕДИНСТВО верующих должно осуществиться на основании ИСТИН Слова Божия. Может быть мы никогда не будем все мыслить одинаково во всех вопросах, так как существует единство и в разнообразии, как это замечается в жизни разных поместных церквей, но ЕДИНСТВО желательное и необходимое должно иметь следующие признаки:
1) Единство познания истины без всякой примеси человеческой мудрости (Иоан. 17:6—8; 1 Корин. 1:10);
2) Единство опыта истины, который исходит от обновляющего и возрождающего Слова Божия (1 Петр. 1:3. 23; Иоан. 3:3);
3) Единство послушания истине (1 Петр. 1:22), так что все по одному правилу живут (Филипп. 3:16), как это нам предписано в Слове Божием (Ефес, 4:4—6).
Пока эта высокая цель не достигнута, мы, баптисты, как новозаветное наименование, не только имеем Божественное право, но на нас лежит и священная обязанность стоять особо от всех других вероисповеданий и с дерзновением проповедовать слово ИСТИНЫ так, как мы его познали, нисколько не сомневаясь в конечной и ее славной победе.
На нашем знамени, которое мы, баптисты, поднимаем во Имя Господа, большими золотыми буквами написано: «Абсолютная свобода совести для всех». Под свободой совести мы, баптисты, подразумеваем личное право каждою человека во всех религиозных вопросах действовать так, как это ему подсказывает его совесть; однако с тем условием, чтобы этой его свободой не был бы причинен ущерб другому человеку, имеющему на эту свободу такое же право, как и он сам.
Мы верим, что каждому человеку разрешается лично читать Слово Божие и убеждаться в том, что говорит ему Бог в Своем Слове. Это право каждый человек обязан использовать лично, несмотря на то, к какому вероучению или классу он бы не принадлежал. На основании этой свободы, каждый человек имеет право исповедывать ту или иную религию, или не исповедывать никакую, без малейшего ущерба от этого в своих гражданских правах, и никто не может быть насильственно принужден исповедывать или не исповедывать религию вообще.
Мы, баптисты, верим в абсолютную свободу совести, равно как и в свободу слова и собраний, и это мы делаем на твердом основании Слова Божия, согласно которого каждый человек ответствен за свои верования исключительно только перед одним Богом. В доказательство сказанного приведем:
1) Из Священного Писания мы видим, что этот наш принцип стоит в непосредственной зависимости от первого принципа нашего исповедания, ибо личная свобода человека никогда не может и не должна иметь места рядом или над авторитетным Всемогущим Богом и Его святым Словом; а поэтому личная свобода человека должна находиться в подчинении Богу, дабы быть руководимой и контролируемой Им.
Истинная религиозная свобода совести никогда не поощряет безбожие или безрелигиозность, так как все требования, предъявленные Богом людям, все безусловны и положительного характера, так что произвол и своеволие человека, думающего, что он не ответствен пред Богом за свои мысли, слова, верования и дела, совершенно отпадают и теряют всякую почву (Мат. 12:36). Бог не предоставляет людям свободу верить или не верить в Него и в Его Слово, но требует от нас веры, доверия и абсолютного послушания, и обращает наше внимание на последствия, истекающие от того или другого нашего отношения к Нему (Map. 12:36). Бог не предоставил людям свободу, желают ли они каяться или нет, но «Он повелевает людям всем повсюду покаяться» (Деян. 17:30). Подчинился ли человек этому Божественному требованию или нет, это обнаружится в Великий день Суда, когда все человечество предстанет пред Великим белым Престолом (Откр. 20:11-15).
2) Тем не менее Бог дает каждому человеку право свободно самоопределяться. Бог не принуждает человека подчиняться Его воле, каяться и веровать в Него вопреки собственному его желанию, но Он апеллирует в этих вопросах к нашей личной воле (Иоан. 5:6; 7:17). Бог обещает великое благословение слушающим Его (Иоан. 10:28 —29), тогда как на непокоряющихся и недоверяющихся Ему, Он взваливает всю тяжесть ответственности, говоря «Сколько раз Я хотел... а вы не захотели» (Матф. 23:37; Римл. 1:28; 2 Фессал. 1:8).
3) Доказательством правоты этого принципа служат не только пути Божии, которыми Он ведет человечество, но и ясные изречения Господа нашего Иисуса Христа и Его святых Апостолов. Ученики Господа однажды видели человека, изгоняющего бесов именем Христа, но так как этот человек не следовал за ними, они запретили ему это делать. Иисус на этот поступок религиозной нетерпимости учеников ответил: «Не запрещайте ему» (Map. 9:38—40). Жители одного Самарийского селения однажды не приняли Иисуса Христа лишь только потому, что «Он имел вид путешествующего в Иерусалим». Ученики, видя такое презрительное отношение к их Учителю, воспылали гневом и хотели истребить это селение, но Христос удержал их от этого, напомнив им «какого они духа» (Луки 9:52—53). В саду Гефсиманском Господь раз и навсегда запретил употребление вещественного меча в вопросах религии или в деле распространения Царствия Божия, сказав Петру: «Возврати меч твой в его место: ибо все взявшие меч, мечом погибнут» (Матф. 26:52). Эту самую точку зрения Христа разделяли и Его Апостолы.
Ап. Павел с глубоким сокрушением свидетельствует о себе, как он до своего обращения «жестоко гнал и опустошал Церковь Христову, будучи неумеренным ревнителем отеческих преданий» (Деян. 26:9; Гал. 1:13—14), но после его обращения мы видим его уже совершенно изменившегося, и поучающего других поступать так, как он сам теперь поступает, говоря: «Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте» (Рим. 12:14), и еще «Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает» (Рим, 14:4). Все эти тексты Святого Писания ясно доказывают Божественность нашего второго принципа «СВОБОДЫ СОВЕСТИ», а также и то, что всякое преследование «инакомыслящих» противоречит Писанию и никогда не может быть желательным примером при евангелизации мира. Если бы Господь желал обратить мир путем насилия и принуждения, то Он это сделал бы давным-давно без малейшего содействия в этом человеческой стороны (Иоан. 17:2—3. 20). Все возможные принудительные меры в вопросах веры и совести вызывают отвращение, злобу и ненависть, и являются противоречием Священному Писанию и пагубным уклонением от спасительного пути Евангелия; вот почему все репрессивные меры в деле распространения Евангелия в прошедших временах не имели, в настоящее время не имеют, и в будущем не будут иметь места среди христиан баптистского исповедания.
1) Практическое применение этого принципа ведет к следующему убеждению: все члены Церкви Божией должны быть исключительно добровольно присоединившимися к ней, отдавшись по свободной своей воле и по сердечному убеждению Господу (Деян. 2.-41; 2 Корин. 8:5). Их богослужение должно быть плодом веры, исходящим из очищенного сердца, будучи соединенным духом единства. Мы не предписываем нашим членам правила веры, ибо мы знаем, что всякий рожденный от Бога (Иоан. 1:15) непременно исследует Священное Писание, «точно ли это так», как его учат (Иоан. 5:39; Деян. 17:11).
Также и церковная дисциплина не есть принудительное средство, заставляющее человека верить и делать то, что церковь ему предписывает, как это ложно истолковывают враги Христа, — но это есть любезное увещание согрешающего, которое в случае его непокорности, заканчивается лишением с ним братского общения до его исправления (2 Фессал. 3:14).
2) На основании этого нашего второго принципа мы, баптисты, занимаем определенную оппозицию по отношении всех принудительных средств, которые применяются некоторыми исповеданиями для того, чтобы присоединять к своей церкви новых членов или чтобы удержать таковых у себя. Поэтому мы возвышаем свой голос против всех церквей и исповеданий, которые вопреки ясному Слову Божию, число своих последователей умножают чрез крещение младенцев, предают проклятию инакомыслящих и прибегают к репрессивным и насильственным мерам для убеждения своих противников в своей правоте.
3) Мы, баптисты, верим, что ни меч, ни государственные законы, не должны лишать человека возможности верить тому и исповедывать то, что он по своему глубокому убеждению признает за истину. Мы стремимся к тому, чтобы все люди, к какому бы исповеданию они не принадлежали (за исключением таких, действия которых оскорбляют чувства нравственности и целомудрия), не должны быть стесняемы в своих гражданских и общественных правах, так как религия и права гражданства и общества — два совершенно различные начала, которые никогда не следует смешивать.
4) В дальнейшем наш второй принцип учит нас, что всеоружие Церкви Божией не плотское, но духовное, данное ей для разрушения твердынь сатанинских (2 Корин. 10:3-5; 6:3-7; 1 Иоан. 5:8). Это оружие весьма различно. В первую очередь мы укажем на Слово Божие, которое «подобно молоту, разбивающий скалу» (Иерем. 23:29), или как «меч обоюдоострый» (Евр. 4:12) при чтении или слышании его попадает в сердце человека. Также и молитва есть сильное оружие, данное Церкви для завоевания мира (Иак. 5:16; 1 Тимоф. 2:1-2; Матф. 21:22). Кроме этого Бог даровал детям Своим и силу Духа Святого, которая сопровождает их свидетельство и действует на сердца неверующих людей, обличая их в их грехах (Иоан. 16:9). К всеоружию верующих людей принадлежит и сердечное братолюбие и сила святой жизни. Только этим оружием народ Божий способен завоевать и преобразить царства мира сего, создавая из них такое царство, в котором всеобъемлющая любовь Божия, как доминирующая сила, исправит все испорченные нравы человеческого общества для его собственного благополучия.
Вышесказанным мы кратко постарались доказать, что наш второй принцип «абсолютной свободы совести» чисто Библейского происхождения; а что он одновременно является бесспорно и баптистским принципом, мы увидим, рассматривая его:
Всякий человек, читавший церковную историю, знает, что большая часть ее писана слезами и кровью; и это лишь только потому, что люди отвергли Божественный принцип свободы совести. Это произошло от того, что власть имущие, признавали за собой право насильственно обращать в свою отцовскую веру инакомыслящих.
Для достижения в этом успеха часто применялись очень жестокие меры и свирепые средства. В этой кровавой игре запятнали себя Римско-католическая, Греко-кафалическая и Российско-православная церкви, и даже протестантские церкви, по временам, участвовали в этой дьявольской затее, довольно свирепо проливая невинную кровь истинно верующих людей.
Чтобы усвоить всю отвратительность религиозного насилия, следует только припомнить, что ни один из всех реформаторов, не только не составил такое вероучение, которое запрещало бы приглашать светскую власть для покорения вере инакомыслящих, но наоборот, они советовали другим и сами использовали эту власть во всех ее видах. В настоящее время в этом отношении повсюду замечается сильная перемена взглядов к лучшему, так что инквизиция в христианских странах более не процветает. Это отчасти произошло от того, что у национальных церквей отнята политически-государственная власть, но главная причина такой перемены взглядов произошло от того, что все народы убедились, что силою оружия не следует принуждать человека исповедовать или не исповедовать ту или иную религию, или жить без всякой религии.
Как произошла эта перемена в пользу свободы совести знает лишь тот, кто знаком с историей христиан баптистского исповедания. Приведем некоторые извлечения из нашей истории. Со всею скромностью и во славу Искупившего нас Господа Иисуса Христа, да будет нам позволено сказать, что мы, баптисты, как наименование, никогда не прибегали к оружию для преследования или притеснения других из-за их религиозных убеждений, несогласных с нашим верованием. Мы всегда подвизались, страдали и терпели всевозможные лишения за принцип свободы совести, но сами никогда и никого не преследовали. Эта истина кажется всем известна, но она особенно жива в памяти у наших братьев баптистов на Руси.
Также всякий, исследовавший нашу историю, знает, что баптисты всех стран и всех народов издавна известны как стойкий авангард абсолютной свободы совести, свободы слова и свободы собраний во всем мире.
А. В 1611 году в Англии было издано баптистами свое вероучение, в котором говорится: «Мы верим, что правительство не должно вмешиваться в религиозные вопросы и оно не имеет права принуждать людей исповедывать ту или иную религию, потому что единый Законодатель церкви и совести каждою человека в отдельности есть Христос». В 1614 году английскими баптистами была издана первая в мире апология в защиту всеобщей свободы совести под редакцией Леонарда Бушера, которая была озаглавлена «МИР РЕЛИГИИ». В 1644 году английскими баптистами было издано их исповедание веры, в котором мы находим следующее замечательное выражение: «Мы признаем себя обязанными подчиняться гражданской власти во всем, кроме вопросов веры, в которых мы должны повиноваться только Христу, исповедуя и сохраняя свою веру, и даже среди испытаний и горечей, жертвуя своим имуществом, своими женами, детьми, отцами, матерями, братьями, сестрами, даже собственной жизнью, и памятуя всегда, что мы должны повиноваться Богу больше чем людям» (Лук. 4-26; Деян. 4:29).
По этому вопросу Вл. Бонч-Бруевич, в Энциклопедическом Словаре товарищества Гранат и Ко. в четвертом томе на 604 странице пишет так: «Исходя из этих непреклонных принципов, баптисты всегда вели упорную борьбу за политическую эмансипацию. Английские баптисты сильно преследовались властями, и в частности Кромвелем, который считал баптистов опасными революционерами. Баптисты продолжали борьбу и добились своего официального признания в 1689 году, когда на них был распространен закон о религиозной веротерпимости (Act of Toleration)”.
Б. То же самое мы видим и в Америке. Там основателем принципа свободы совести был ни кто иной, как Роджер Вильямс. Будучи пуританским проповедником, он переселился в 1630 году в Америку, потому что в то время в Англии свирепствовало сильное гонение на инакомыслящих по религиозным вопросам. Здесь, в Новом Свете, Роджер Вильямс убедился в правоте баптистских принципов и их вероучения и, принявши водное крещение по вере, он вскоре после этого был изгнан пуританами из штата Массачусетс за то, что отрицал компетенцию гражданской власти в вопросах религии и веры. Оставивши второй раз из-за религии свое родное насиженное поместье, Роджер Вильямс основал в 1639 году, при весьма трудных обстоятельствах жизни, новую колонию, назвав ее «ПРОВИДЕНС», то есть Провидение, а в ней и первую баптистскую общину в Америке. Здесь, совместно с другими преследуемыми, которые так же сюда бежали, спасаясь от пуританского преследования, баптисты совершили огромную культурно-просветительную работу, выразившуюся главным образом в том, что здесь во время губернаторства Роджера Вильямса было включено в конституцию этого вновь образовавшегося штата «Род-Айленд» обязательное постановление, согласно которого никто из колонистов этого штата не мог быть преследуем или ограничен в своих гражданских правах из-за религиозных убеждений, и что впредь на все времена должна быть предоставлена каждому гражданину абсолютная свобода решать за себя лично, желает ли он исповедывать какую-либо религию или не исповедывать никакой. Это первая политико-государственная общественность во всем мире, которая провела в жизнь абсолютную свободу совести в полном смысле этого слова.
Из всего выше сказанного ясно усматривается, что баптисты Англии и Америки не только говорили о свободе совести, но и жестоко страдали за исповедуемые ими принципы; а поэтому все те, которые ныне живут спокойно, согласно велениям их совести, обязаны за эту свободу, помимо искренней благодарности Всевышнему, и нам, баптистам, как первым пионерам и защитникам этого славного Библейского принципа свободы совести.
Самое возвышенное учреждение в мире—это Церковь Божия (Еф. 3:10), ибо она несет на челе своем неизгладимую печать Божественного благословения. Церковь Божия основана Самим Господом, искуплена и очищена Его пречистою кровию, приготовлена и воодушевлена Святым Духом быть светом для мира и солью для земли (Мат. 5:13-14). Божественное достоинство Церкви Божией и признаки почивающей на ней любви Божией находят свою вершину в дивных словах апостола Павла: “Она есть Тело Его, и полнота Наполняющего все во всем» (Ефес. 1:23). Принадлежать Господу и быть членом Его Церкви есть самое высочайшее счастье, которого человек может удостоится в этой жизни. Рассмотрим сперва...
1) Рассматривая внимательно Слово Божие относительно характеристики Церкви Божией, мы находим, что она состоит исключительно из верующих людей, собирающихся для совместного славословия и служения Господу Богу своему в определенном для этого помещении и стремящихся всей душой исполнять все новозаветные предписания как можно точнее.
2) С этой точки зрения Священное Писание говорит о многих церквах Божиих, находящихся одновременно в разных местах, (1 Корин. 11:16; 2 Кор. 8:1; 1 Фесс. 1:1; Откр. 1:4).
Такие отдельные поместные церкви обыкновенно принято называть «общинами». Каждая такая отдельная община, или правильнее сказать «поместная церковь», если она правильно организована и признана всем братством, есть самостоятельная и независимая церковная КОРПОРАЦИЯ, которая кроме как Господу никакой другой церковной инстанции не подчинена. Единственная связь, соединяющая такие поместные церкви в одно неразрывное целое, — это взаимная любовь и уважение, так как все верующие напоены Одним Духом, научающим каждого члена оказывать друг другу взаимную помощь, любовь и предпочтение (Деян. 11:29).
3) Тем не менее Священное Писание говорит о Церкви Божией и как об одном нераздельном ОРГАНИЗМЕ, отдельные члены которого рассеяны по всему лицу земли (Ефес 3:15). Эту по всему лицу земли рассеянную Церковь Божию обыкновенно принято называть НЕВИДИМОЙ ЦЕРКОВЬЮ, так как она не представляет собой видимую организацию. Под выражением «НЕВИДИМАЯ ЦЕРКОВЬ» мы подразумеваем всех верующих людей, принятых Господом и зачисленных Им в Его союз любви, которые таким образом составляют совокупность всей Вселенской Церкви. В эту Вселенскую Церковь входит весь «торжествующий собор праведников, достигших совершенства на небесах» (Евр. 12:23), как и весь воинствующий сонм истинных детей Божиих, пока еще странствующих на этой земле. По причине человеческой слабости мы не в состоянии точно определить, кто из присоединяющихся к поместной церкви принадлежит или не принадлежит к «Вселенской невидимой Церкви», но Богу все искренние души известны (Иоан. 10:27; 2 Тим. 2:19; и Матф. 13:47-50).
4) Таким образом Церковь Божия есть о6ъединенная корпорация; союз искренно верующих людей, соединенных пречистою кровью Агнца Божия в Одно Тело, Глава которого — Сам Христос. Эта истина ясно усматривается из названий, которые прилагаются Церкви, как то: «ветви Христа — небесной Лозы» (Иоан. 15:5), «Живые камни, покоющиеся на краеуголъном Камне-Христе» (1 Петр. 2:5), «Невеста Агнца» (Откр. 21:9) и т. д. Как таковые все члены «Вселенской Невидимой Церкви» связаны между собой самыми теснейшими узами родства посредством крови Иисуса Христа и составляют ОДНУ великую семью детей Божиих, преображающихся в образ Призвавшего их из тьмы в Свой чудный свет. Поэтому никогда не следует заменять библейское название «Церковь» расхожим выражением «общество».
После усвоения первого пункта, нам необходимо теперь поразмыслить и над качествами тех лиц, которые составляют Церковь Божию.
1) На основании Священного Писания, членами Церкви Божией могут быть исключительно только истинно верующие и от Духа Божия возрожденные люди (Иоан. 3:3) Так как всякий человек Писанием объявлен «мертвым по преступлениям и грехам своим» (Ефес. 2:1), и никто кроме Всеживотворящего Духа Божия истинную Божественную жизнь дать ему не может (Иоан. 3:6), — то слишком неблагоразумно присоединять человека к Церкви Божией прежде, чем он «получит обновление Духa Святого» (Тита 3:5), и сделается причастником Божеского естества. (2 Петр. 1:4; Деян. 5:13; 2 кор. &:14-18).
2) Из этого видно, что ничто другое, как только искреннее исповедание веры, основанное на Слове Божием, и свидетельствующее об обновленной жизни НЕ МОЖЕТ БЫТЬ руководством при решении вопроса, кого из кандидатов, желающих принять святое крещение и сделаться членом поместной церкви, можно допустить до этого и кого нет (Иоан. 4:42; Деян. 2:41; 1 Иоан. 1:3). Поэтому право членства поместной церкви принадлежит не желающим креститься, как это ложно утверждают наши противники, но оно принадлежит исключительно людям, имеющим живую веру в Иисуса Христа, охотно слушающихся Господа и исполняющих Его волю без отлагательства или человеческого мудрствования (Деян. 8:36-38). Таким образом, основная мысль Слова Божия относительно Церкви Божией заключается не в образовании громоздкой церковно-религиозной системы, а в приобретении для Царствия Божия людей, доверяющихся Иисусу Христу как Единственному Ходатаю и Посреднику между Богом и человеками, и служащих Ему словом и делом, где и как это им только будет возможно.
3) Следовательно, в Церковь Божию можно принимать только таких людей, которые верою в Иисуса Христа УЖЕ сделались членами Вселенской Невидимой Церкви Божией, то есть в члены поместной церкви следует принимать исключительно только таких лиц, которые «отдали самих себя во-первых, Господу, а потом уже и нам — церкви» (2 Кор. 8:5). Только такие члены могут быть благословением для самой церкви, к которой они присоединяются, и для мира, среди которого они живут; и наоборот, небрежное отношение к этому библейскому принципу причиняет самой церкви много печали и неприятностей и немало бесславит славное Имя Господа нашего Иисуса Христа (1 Кор. 3:12-15).
Предыдущим мы кратко указали на библейское основание этого, третьего, принципа нашего баптистского исповедания. Обратим теперь наше внимание еще и на ОТСТУПЛЕНИЕ других исповеданий от этого принципа. До известной степени все христианские исповедания теоретически основаны на этом принципе, но рассматривая их тщательно, мы найдем, что в буквальном и практическом смысле этого про них сказать нельзя.
1) Греко-российская церковь, или проще говоря — православная церковь, учит тому, что для получения спасения необходимо принадлежать к церкви. Тогда как Слово Божие свидетельствует, что человек «мертвый по преступлениям и грехам, получает СПАСЕНИЕ чрез Иисуса Христа и делается близким кровию Его», находясь вне церкви (Ефес. 2:1 12-13). По учению Священного Писания «Виновником спасения вечного» (Евр. 5:9) является никто иной, как Иисус Христос, так как «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12), тогда как по учению православной церкви спасение приобретается чрез соблюдение таинств, посредством ее ходатайства. Священное Писание учит, что Церковь Божия есть корпорация таких людей, которые приняли спасение Божие и стали истинными христианами до их вступления в Церковь, тогда как по учению православной церкви Церковь есть учреждение, которое посредством таинства крещения делает людей христианами.
Православная церковь верит в магическую таинственную силу воды, употребляемой при крещении, тогда как Священное Писание нам говорит, что вся власть на небе и на земле сосредоточена в руках Богочеловека Иисуса Христа, Который Один только «дает жизнь миру» (Иоан. 6:33; Деян. 17:28). Таким образом мы видим, что учение православной церкви содержит в себе целый ряд догматов, противоречащих Слову Божию как по отношении к самой Церкви, так и по отношению к духовному характеру ее членов.
В сторону догматов, противоречащих Слову Божию, склоняется и римско-католическая церковь, и почти все протестантские церкви, так что в отношении этого вопроса между последними и православной церковью никакой существенной разницы нет.
2) Пресвитерианская и методистская церкви учат, что дети верующих родителей освящаются их рождением, то есть дети их врождаются в церковь; следовательно, их надобно крестить как принадлежащих к ней членов. Правда, представители этих церквей в беседе на эту тему отрицают такое учение, но все же все их авторитетные церковные книги подтверждают его. Главный аргумент, который они приводят в защиту крещения младенцев и учения «о возрождении от воды в крестильной купели» заключается в следующем их утверждении: дети, о которых сказано: «Таковых есть Царство Небесное», должны быть признаны достойными быть и членами Церкви Божией на земле...
3) В общем, с уверенностью можно сказать, что все христианские церкви сознательно рекрутируются из частью обращенных и верующих, а большею частью из необращенных и неверующих членов, тогда как мы, баптисты, согласно нашего третьего принципа, стараемся сознательно принимать и терпеть в своих рядах исключительно таких членов, о которых Дух Святой свидетельствует духу нашему, что они рождены от Бога (Иоан. 1:12-13), и «соделались причастниками Божескою естества» (2 Пет. 1:4) до их присоединения к поместной церкви.
Рассмотрев в третьем нашем принципе истинный характер Церкви Божией, нам теперь необходимо познакомиться с УСТАНОВЛЕНИЯМИ ГОСПОДНИМИ, которые Он завещал исполнять Церкви Своей. Премудрому и Всеблагому Богу было угодно главную сущность Евангельской ИСТИНЫ выразить двумя видимыми символами: КРЕЩЕНИЕМ И ВЕЧЕРЕЙ ГОСПОДНЕЙ, или ПРЕЛОМЛЕНИЕМ ХЛЕБА. К глубокому нашему огорчению, мы вынуждены констатировать факт, что ни одна библейская истина не подвергалась ни в прошедших веках и поныне не подвергается таким произвольным изменениям со стороны официального христианства, как эти ДВА УСТАНОВЛЕНИЯ, нами рассматриваемые. По этой причине и ни одно исповедание не преследовалось и не преследуется так резко везде и повсюду, как наше исповедание, известное во всем мире под названием баптистское.
Все официальные христианские исповедания обыкновенно смотрят на крещение и на Вечерю Господню, как исполняем эти УСТАНОВЛЕНИЯ мы, как на единственную. разницу, разделяющую нас с ними. Но предыдущие наши принципы достаточно ясно доказывают, что УСТАНОВЛЕНИЯ ГОСПОДНИ, рассматриваемые как четвертый принцип нашего исповедания, ничто иное как прямое и неизбежное следствие практического исполнения фундаментальных истин Слова Божия со стороны людей, доверяющихся Господу и Слову Его.
1) Святое крещение
А. Что касается внешней формы крещения, то таковая заключается в следующем.
После надлежащего испытания желающего принять святое крещение «перед многими свидетелями» (1 Тим. 6:12), в воду сходят оба, креститель и крещаемый (Деян. 8:38). Здесь креститель произносит: «Крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа», после чего он ЕДИНОКРАТНЫМ погружением погружает крещаемого в воду, чтобы сейчас же его опять поднять из воды. В подтверждение сказанного приведем следующие библейские доказательства. Иисус Христос, наш благословенный Господь и Учитель, Сам благоволил принять святое крещение от Иоанна Баптиста, сказав: «Так надлежит НАМ исполнить всякую правду» (Матф. 3:13-15). Иоанн Баптист (по-русски — Иван Креститель) был послан Богом (Иоан. 1:6), крещение его было с небес (Мат. 21:25-26), и совершалось в Иордане (Мат. 3:6). Поэтому и сказано про Иисуса: «крестившись, Он тотчас вышел ИЗ воды» (Мат. 3:16), а про крещение евнуха мы читаем, что оба «сошли в воду, Филипп и евнух», а после крещения сказано, что оба они «вышли ИЗ воды» (Деян, 8:38-39). Из послания апостола Павла к Римлянам 6:3-4, мы видим, что крещение изображает погребение, а так как символический смысл погребального значения крещения может быть выражен только чрез погружение крещаемого в воду, то мы признаем действительным крещением исключительно только такое, которое соответствует вышеизложенным библейским указаниям и нижеследующему символическому значению:
а) публичное исповедание Христа как личного Спасителя или «облечение во Христа Иисуса» (Гал. 3:27);
б) исповедание веры в смерть, погребение и воскресение Христа как в ОСНОВНЫЕ ИСТИНЫ Евангелия (1 Корин. 15:1-4; Рим. 4:24-25);
в) заявление верующего о своей тождественности со Христом, верою сообразуясь Его смерти, погребению и воскресению (Рим. 6:3-4);
г) утверждение верующего, что он верою во Христа УМЕР для греха и ветхой жизни и ВОСКРЕС со Христом для жизни НОВОЙ, ЧИСТОЙ, СВЯТОЙ, БЛАГОЧЕСТИВОЙ и БЛАГОУГОДНОЙ Богу (Рим. 6:1-13; Колос. 2:11-12).
Спрашивается, как могут младенцы исповедывать или объявлять все это?
Б. Из Священного Писания также видно, что крещение не есть простая форма, но что оно есть Божественное УСТАНОВЛЕНИЕ. Об этом свидетельствует личный благородный пример Самого Господа Иисуса Христа, которым Он «оставил нам пример, чтобы, мы шли по следам Его» ( 1 Петр. 2:21). Об этом также свидетельствуют и личные слова Господа: «Надлежит НАМ исполнить всякую правду» (Матф. 3:15). Слово «НАМ» указывает, что Иисус здесь говорит, как ЗАМЕСТИТЕЛЬ и ИДЕАЛ всех искупленных детей Божиих, как Вождь вечного спасения (Евр. 2:10), как Глава Нового человечества Церкви-Тела Своего (Ефес. 1:21) и как Первенец из мертвых (1 Кор. 15:20; Кол. 1:18; Отк. 1:5). К этому слову близко соприкасается и последний приказ Господа, согласно которого Он обязует всякого искренно любящего Его подчиниться этой Его воле и принять святое крещение, уверовав в Него от всего сердца и всей душой (Матф. 28:19-20).
В. Дальше мы видим, что крещение есть действие, имеющее глубокое значение в жизни верующего человека. Крещение свидетельствует о послушании и исполнении воли Божией со стороны принимающего его. Поэтому всякое пренебрежение крещением, или искажение его библейской формы, есть грех непослушания, противодействующий Божию установлению (Луки 7:30). Крещение также есть и внешнее выражение внутреннего духовного опыта верующего человека. Погружение верующего человека в воду указывает, что он духовно умер и теперь погребается для мира и греха, как и Иисус Христос умер и погребен был. Выхождение же его ИЗ воды указывает на его обновленную жизнь, в которой он теперь живет силою воскресения Господа Иисуса Христа (Кол. 2:12-13). По слову апостола Петра, крещение есть «обещание Богу доброй совести» (1 Петр. 3:21), свидетельствующее, что «крестившийся облекся во Христа» (Гал. 3:27). Одним словом, крещение есть публичное исповедание Господа Иисуса Христа как личного Спасителя и торжественный акт добровольной отдачи самого себя в служение Богу. Эти духовные переживания и опыт верующего человека невозможно выразить ни каким другим религиозным действием или обрядом, как только тщательным исполнением святого крещения по учению и примеру Нового Завета.
Г. Так как на основании Священного Писания действительным крещением может быть признано только ЕДИНОЕ крещение (Ефес. 4:5), порученное Церкви Господней исполнять однажды над каждым «верующим и охотно принявшим слово Божие» (Деян. 2:41) человеком, то его следует совершать правильно, так, чтобы в сердце искренно любящего Господа христианина не осталось бы места ни для малейшего сомнения насчет этого вопроса.
2) Святая Вечеря Господня
А. Видимые знаки Вечери Господней заключаются, по Слову Божию, в естественных веществах: в хлебе и вине, как символах Тела и крови Христа Спасителя (Мат. -26:26-27; 1 Корин. 10:16-17; 11:26-28).
Б. Установление Вечери Господней совершено Самим Господом в ту ночь, когда Он в последний раз во время Своей земной жизни праздновал с учениками Своими ветхозаветную Пасху (1 Кор. 11:23).
В. Согласно воли Основателя Церкви Божией, в Вечере Господней должны участвовать все ученики Иисуса Христа (Мат. 26:27).
Г. По существу своему Вечеря Господня есть:
а) памятник любви Иисуса. Вечеря Господня дана верующим как воспоминание смерти и воскресения Иисуса Христа ради их искупления (1 Корин. 11:24);
б) памятник личного духовного участия всех участников в заслугах Христа (Луки 22:17; Мат. 26:27), в знак чего они и приобщаются этой видимой трапезы;
в) трапеза братского общения (Кор. 10;16-17), указывающая на единство верующих со Христом и между собой как членов одного Тела (Рим 12:4-5);
г) трапеза доброй надежды. Вечеря Господня напоминает верующим не только о совершившемся на Голгофском кресте искуплении, но она указывает и на славное пришествие Христа (1 Корин. 11:26), когда все верующие вместе с Иисусом совершат эту трапезу в Царствии Отца своего Небесного (Мат. 26:29).
3) Оба эти установления Господни должны совершаться Церковью Божией так, как это благоволил определить Господь (1 Кор. 11:23). При совершении этих двух Божественных УСТАНОВЛЕНИЙ необходимо соблюсти предопределенный Господом порядок, то есть сперва следует совершать над сознательно верующим человеком крещение, а потом уже приобщать его к трапезе Господней, причем сперва верующие вкушают хлеб, а потом уже приобщаются и вина (Деян. 2:41-42).
1) После этого краткого изложения сущности Установлений Господних, мы постараемся доказать, что крещение и Вечеря Господня принадлежат исключительно верующим людям. Евангелие Царствия Божия принадлежит всему миру и должно быть проповедано ему во свидетельство, но святое крещение принадлежит исключительно уверовавшим в Евангелие и послушно исполняющим все в нем изложенные предписания (Map. 16:15-16). Апостолы Иисуса Христа действовали согласно этим данным им указаниям (Деян; 2:38, 8:37; 9:18-19; 10:47-48 и т. д.). Отступать от этой апостольской позиции есть ничто иное, как вероломство по отношению открытых нам в Священном Писании Божественных истин (Гал. 5:7).
На основании этой позиции, указанной нам Богом, мы, как христиане, основывающиеся исключительно на новозаветных принципах, вынуждены объявить НЕКРЕЩЕННЫМИ всех тех, которые не крещены согласно требований Нового Завета, хотя бы они по отношению других вопросов и оказались бы верующими. Так как по учению Священного Писания, как и всех христианских вероучений, крещению обязательно должна предшествовать вера в Святое Евангелие, а крещение в свою очередь предшествует Вечере Господней, то мы опять-таки вынуждены всем тем, которые отказывают Господу в послушании, не принимая крещения по вере, — отказать в участии в трапезе Господней как принадлежащей исключительно верующим и крещенным по вере людям.
2) Следовательно, выражение «замкнутая Вечеря Господня», которым нас, баптистов, часто обвиняют детокрещенцы, применимо к нам только поскольку нераскаявшиеся и неверующие, или не подчиняющиеся Божию требованию люди, сами себя исключают от участия в этих двух благодатных Божественных установлениях. На основании Священного Писания, каждая искренно верующая душа имеет неоспоримое право на эти два новозаветные установления Господни, но на нее возложена и святая обязанность осуществлять их в своей жизни согласно предопределенного Господом порядка.
3) Всем нам известно, что мы часто подвергаемся критике со стороны инакомыслящих, но нам также известно, что вся эта критика по большей мере основана только на недоразумениях. Только по причине недоразумений или незнании сути дела, нас обвиняют в пустом формализме, или в искании своего спасения в воде, или называют нас жестокосердными по отношению к нашим детям, не допускающими таковых до крещения и т. д. Все подобные обвинения теряют свою почву как только люди усваивают нашу позицию, и усвоив ее, они сейчас же убеждаются, что мы, как новозаветное наименование, стремимся ни к чему другому, как к практическому исполнению воли Божией так, как Он ее нам открыл, почему и жало критики, направленное против нас, касается Самого Господа, установления Которого мы стараемся удержать и осуществлять в нашей жизни так, как это Ему было благоугодно определить.
К большому нашему огорчению мы вынуждены констатировать факт, что все другие вероисповедания более или менее уклонились от этого нашего четвертого принципа.
1) В отношении крещения нам известно из исторических сочинений Иринея, Тертуллиана и других, что христианство первых двух веков по Р. X. знало только крещение верующих людей, и что крещение младенцев тому времени совершенно не было известно. Первые следы такого неапостольского происхождения крещения появляются лишь в начале третьего века. В пятом и последующих веках крещение младенцев завоевало себе доминирующее положение, каким оно остается и по сие время.
Мартин Лютер в отношении этого вопроса говорит так: «Священным Писанием совершенно невозможно доказать, что крещение младенцев учреждено Христом или Его апостолами, или что оно имеет свое начало у первых христиан после Апостольского века». Профессор Ланге, лютеранин, говорит так: «Все попытки доказать Новым Заветом правильность крещения младенцев обречены на неудачу. Крещение младенцев совершенно противоречит духу апостольского века и фундаментальным принципам Нового Завета».
Правда, Греко-кафалическая церковь сохранила часть внешней формы новозаветного крещения, погружая крещаемого в воду, но так как на основании Нового Завета, признающего лишь «ОДНО КРЕЩЕНИЕ» (Ефес. 4;5), то есть крещение, совершаемое единократным погружением в воду, мы вынуждены смотреть на крещение греко-кафалической и российско-православной церквей, совершающих его троекратным погружением крещаемого в воду, как на самовольное уклонение от первоисточника, следовательно, и как на неправильное действие, тогда как римско-католическая церковь изменила и внешнюю форму крещения до неузнаваемости. Римско-католическая, как и лютеранская и вое другие церкви, приемлющие детское крещение, заменили форму погружения более упрощенным действием: «окроплением», или смачиванием головки, груди, ножек и ручек младенца крестильной водой; причем католическая церковь говорит, что «всякий, кто скажет, что такое крещение (обливание или окропление) не существенно для получения спасения, да будет проклят»...
Большинство этих церквей приписывают установленной ими форме крещения сверхъестественную или магическую силу. Они учат, что крещение есть баня возрождения, в которой человеческая природа обновляется, что без крещения нет спасения, и что все, возрожденные чрез обряд крещения, получают спасение, так как крещение есть дверь, ведущая в Царство Божие и к общению с Богом.
Другие церкви идут как раз в противоположную сторону, объявляя крещение простой формой и человеческим преданием. По их мнению, крещение даже не заслуживает серьезного внимания, так как многие крещенные люди все равно погибнут, а другие не крещенные спасутся, и так как велено его совершать, то им совершенно безразлично, совершается ли оно посредством погружения, или обливания, или окропления, лишь бы было исполнено поручение и установление церкви.
После того как мы уже рассмотрели смысл, значение, порядок и форму новозаветного крещения, как они предписываются нам Самим Господом и как их совершали христиане апостольского века, то нам кажется нет надобности указывать на то, что ни одно из этих направлений великих национальных официальных церквей по отношению к крещению не соответствует требованиям Священного Писания, почему нам и не приходится считаться с такими, чисто человеческими постановлениями, противоречащими ясным указаниям Господа нашего Иисуса Христа.
2) В отношении Вечери Господней все вероисповедания расходятся в понятиях. Римско-католическая, Греко-кафалическая и Российско-православная церкви придерживаются теории пресуществления и учат, что под благословениями священника естественный хлеб превращается в истинное Тело Христа, а натуральное виноградное вино превращается в истинную кровь Спасителя. Лютеранская церковь учит, что в хлебе и вине все причащающиеся, как верующие, так и неверующие, приобщаются истинного Тела и истинной крови Христа. Реформатская церковь, или, так называемое, кальвинистское исповедание, учит, что верующий посредством своей веры входит в действительное общение с Вознесшимся Господом во время принятия даров в трапезе Господней.
В отношении вопроса кто может участвовать в трапезе Господней, между нами и другими вероисповеданиями нет разницы. Все, без исключения, признают, что причащающийся должен быть крещенным человеком. Поэтому несправедливо обвинять нас, баптистов, в так называемой «замкнутой Вечере Господней», так как разница между нами и другими вероисповеданиями заключается совершенно не в вопросе кто может или кто не может участвовать в Вечери Господней, а в наших различных отношениях к этим новозаветным установлениям Господним, и в форме и в практическом их исполнении.
Защитники открытого, то есть свободного допущения до Вечери Господней всех, кто бы это ни был, говорят, что хотя крещение и есть необходимое условие для участия в трапезе Господней, но так как ими признается окропление или обливание, как и вообще всякая форма крещения, над кем бы оно не было совершено, таким же действительным крещением как и крещение верующего человека чрез единократное погружение в воду, какое исповедуют баптисты, то на основании этого их взгляда они и не возбраняют никому участвовать в Вечере Господней, лишь бы он вел христианский образ жизни.
Но есть и такие законоучители, которые, не смотря на то, что разделяют нашу баптистскую точку зрения и признают, как и мы это признаем, единственным библейским крещением крещение, совершаемое над верующим человеком единократным погружением его в воду, и что такое крещение обязательно должно предшествовать Вечере Господней, все же допускают до нее и людей, заведомо не обращенных, чем и потворствуют открытой Вечере Господней. По их мнению, решение кто может или кто не может участвовать в Вечере Господней принадлежит не церкви, а каждой отдельной душе. Если человек верит, что он имеет библейское крещение и желает участвовать в Вечере Господней, то его следует допускать, безразлично, к какому вероучению он бы не принадлежал. К этому классу принадлежат и все крещенные по вере христиане, имеющие духовную связь с детокрещенцами, безразлично к какому наименованию они принадлежат. С таким понятием мы, баптисты, согласиться никак не можем.
Рассмотрев предыдущие наши четыре принципа, мы видим, что они довольно ясно нам доказали, что Новозаветная Церковь Божия рекрутируется исключительно из крещенных по вере христиан. Это доказывает и название нашего исповедания, которое нам дано нашими недоброжелателями за исполнение нами единого крещения.
В апостольское время не было надобности верующим в Господа Иисуса Христа давать отличительные названия, так как в то время все верующие исповедывали Единого Господа, Единую веру и Единое крещение (Ефес 4:5). Мы не имеем ни одного апостольского послания, адресованного национальной или вероисповедной организации, так как таких в то время еще не существовало. Все послания апостолов написаны по внушению Духа Святого отдельным поместным церквам, из которых каждая в отдельности управлялась совершенно самостоятельно. Из этого мы видим, что настоящий наш принцип имеет библейское основание, что и постараемся доказать и объяснить.
1) Под выражением «независимость каждой отдельной поместной церкви» мы подразумеваем ничего большего или меньшего, как абсолютное право управлять самими собой; право, которое она получила от Господа Христа, Главы церкви, Который Духом Святым способствует ей выявлять это право согласно Его святой воли. Кроме Христа — Главы Церкви, поместные церкви никакого другого авторитета над собой, который управлял бы ими или владычествовал бы над ними, не признают.
Поэтому все решения или постановления, вынесенные поместной церковью в законном деловом заседании, не подлежат пересмотрению или аннулированию никакой другой церковной организацией, почему и все права или полномочия каждого отдельного члена ее действительны только в той церкви, членом которой данное лицо состоит.
2) На основании изложенной в Слове Божьем воли нашего небесного Учителя, конституция каждой новозаветной поместной церкви Божией есть демократическая и котрегациональная. Как таковая она сама имеет право и власть:
а) Принимать членов в свое общение. Правда, присоединение к Вселенской невидимой Церкви Божией новых членов совершается Самим Господом и не может быть заменено никем другим (Деян. 2:47), но право принимать таковых в свое церковное поместное общение предоставлено согласно предопределенного Господом порядка (Деян. 2:41) каждой самостоятельной поместной церкви. В Послании к Римлянам в 14:1 мы читаем, как апостол Павел поучает Римскую церковь «принимать немощных в вере», что указывает на то, что право принимать членов в поместную церковь принадлежит исключительно самой церкви, и никому другому. Апостол не обращается с этим вопросом к епископам или вообще к предстоятелям Римской церкви, а «ко всем находящимся в Риме, возлюбленным Божиим, призванным святым» (Рим. 1:7). Кажется, никакого особенного остроумия не требуется для того, чтобы видеть, как здесь члены, составляющие поместную Римскую церковь, призываются действовать самостоятельно, а не то, чтобы кто то другой за них, или от их имени, действовал.
б) Поместная церковь имеет право и власть судить и наказывать согрешающих членов. Относительно церковной дисциплины Господь Сам благоволил определить ее порядок и силу, и то, как таковые должны применяться (Мат. 18:17). Выражения: «уклоняйтесь от производящих разделения и соблазны» (Рим. 16:l7), или «Завещеваем вам, братья, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно» (2 Фесс. 3:6), или «Если кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечание и не сообщайтесь с ним» (2 Фесс. 3:14), и еще «И так извергните развращенною из среды вас» (1 Кор. 5.13), довольно определенно говорят за то, что во всех этих случаях апостол обращался к поместным церквам, советуя им действовать по воле Господней и согласно Его предопределений самостоятельно. Все это говорит за то, что решения или постановления каждой поместной церкви считались для всех членов их обязательными и окончательными, которых никакая другая „власть" опровергнуть не могла.
в) Также право прощать кающихся исключенных ранее членов, по Слову Божию, принадлежит самой поместной церкви, о чем свидетельствуют следующие тексты: «Для такого довольно сего наказания от многих, так что вам лучше уже простить его и утешить» (2 Кор. 2:6-7), и слова «поэтому прошу вас оказать ему любовь» (2 Кор. 2:8), указывают на то, как глубоко великий апостол был проникнут демократическим духом независимости каждой отдельной церкви, пред которым он охотно преклонялся.
г) Поместная церковь одна имеет право и власть для себя избирать служителей, будь то пресвитеров (Деян. 14:23), диаконов (Деян. 6:1—6), или делегатов (1 Кор. 16:3). В подтверждение этого принципа Писание дает нам следующие указания: «Дошел слух до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию» (Деян. 11:22). Антиохийской церкви сказал Дух Святой: «Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян. 13:2—3), сравни с Деян. 14:26-27, и еще «Тогда Апостолы и пресвитеры СО ВСЕЮ церковью избрали из среды себя мужей, и послали их в Антиохию» (Деян. 15:22. 30. 40). Также и по отношении посланников или делегатов от церквей мы видим, что поместные церкви действовали самостоятельно. Так, например, во 2 Корин. 8:18—19 сказано: «С ним послали мы также брата... и притом избранного от церквей», и еще: «Впрочем, я почел нужным послать к вам Епофродита, брата вашею посланника» (Филипп. 2:25; 4:18).
д) Так и в отношении таких вопросов, обстоятельства которых Господь не нашел нужным точно определять, мы видим, что право решать таковые принадлежит никому другому, как самой церкви. К этим вопросам относятся определения, когда и сколько раз в году должна совершаться Вечеря Господня; когда, в какое время и сколько должно быть богослужебных, или молитвенных, или деловых собраний на неделе и т. д. Относительно всех таких вопросов апостол дает указание, чтобы «все происходило благопристойно и чинно» (1 Кор. 14:40).
3) Это возвышенное и славное право, предоставленное церкви Божией Самим Господом, возлагает на нее и соответствующую обязанность и ответственность. Только этим объясняются все те многоразличные поучения, увещевания и предостережения, написанные для различных поместных церквей. Поэтому-то ни одной церкви не дано право судить другую церковь, уклонившуюся от истины или впавшую в заблуждение, несмотря на ее многочисленность или влияние. Это право принадлежит исключительно Одному Господу, который «Ходит посреди семи золотых светильников» (1 Корин. 11:30 —32; Откр. 2:5. 21. 22; З.-З. 15. 16. 19; Матф. 28:18).
Полагаем, что вышесказанного достаточно для того, чтобы считать независимость каждой отдельной поместной церкви доказанной, а поэтому нам необходимо теперь поговорить и о взаимоотношениях одной поместной церкви с другой. Несмотря на то, что каждая самостоятельная независимая церковь есть единица, которая сама собой управляет и действует самостоятельно во всех церковных избраниях, и никакой другой церковной организации, как бы высшей инстанции, не подчинена, между ними все же существует тесная связь единства, посредством чего все они соединены в одно нераздельное целое.
1) Священная связь, соединяющая все поместные церкви в один великий и славный живой Организм, заключается в том, что у всех их Один Глава — Христос (Ефес. 1:23; 4:5; Кол. 1:18), что все они находятся в одинаковых отношениях к Царствию Божию (Деян. 14:22; 2 Фесс. 1:4. 5), и что на всех них лежит одинаковая ответственность по распространению Евангелия среди всех народов во свидетельство им (Мат. 24:14; 28:19). Эта священная связь заключается также и в том, что все они посредством «возрождения сделались причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1:4), получив «прощение грехов и жребий с освещенными» (Деян. 26:18), «жизнь вечную» (Иоан. 20:31; 1 Иоан. 5:11), и «радость во Святом Духе» (Рим. 14:17). Кроме этого у всех поместных церквей есть одно правило жизни: «не делать другому то, чего не хочешь себе» (Деян. 15:20; Гал. 6:16; Филипп. 3:16).
2) Глядя на эти неоспоримые факты совершенно естественно, что каждая поместная церковь заинтересована в благополучии своей союзницы, и что все напряжения таких церквей направлены к одной великой и славной цели, — поддерживать друг друга так, что «собирающая много не имеет лишнего; и кто мало, не имеет недостатка» (2 Кор. 8:12-15). С каким усердием и в какой форме церкви апостольского века осуществляли эту истину, видно из их взаимной поддержки во время всеобщего голода и бедствия (Деян. 11:29-30; Рим. 12:13; 1 Кор. 16:1). Все поместные церкви также имели и самую тесную духовную связь общения, что видно из их обращения за братским советом к другим церквам для разрешения трудных вопросов, о чем свидетельствует 15 глава Деян. Апостолов. Кроме этого, одна церковь помогала другой и в деле распространения Евангельской истины, принимая в этом живейшее участие, где такое было необходимо (Деян. 11:21-23).
Вообще каждая самостоятельная поместная церковь признавала свою ответственность пред Господом распространять Евангелие Царствия Божия в своей ближайшей окружности, согласно последнего приказа вознесшегося Господа, Который сказал: «Вы будете Мне свидетелями начиная с Иерусалима» (Лук. 24:47; Деян. 1:8). На основании этого факта Антиохийская церковь избрала и послала на миссионерскую работу своих первых двух миссионеров Павла и Варнаву (Деян. 13:2-6), тогда как в снабжении их необходимыми материальными средствами принимали горячее участие и многие другие церкви (2 Кор. 11:8-9; Филипп. 4:10-18).
Проникнутые этим же духом всеобъемлющей любви Христовой к погибшему миру, дети Божии последующих веков образовали Миссионерские общества и различные учреждения благотворительности, оказавшие человечеству в течение многих веков столь великую и славную помощь, распространяя Евангельскую истину среди всех народов всего мира. Хотя в Священном Писании об этих организациях и не говорится, все же мы знаем, что они основаны на миссионерском духе Апостольского времени. Такие организации очень ценны и желательны, но они не могут быть рассматриваемы как верховная церковная власть, там как они являются лишь соединяющим звеном, посредством которого поместные церкви соприкасаются с различными отраслями, объединенной благотворительностью.
То же самое следует сказать и про объединение поместных церквей в Миссионерские союзы. Все эти организации являются исключительно добровольными объединениями различных поместных церквей, находящихся в определенных географических границах. С одной стороны задача такого объединения нескольких поместных церквей в один Миссионерский союз заключается в том, чтобы содействовать духовному благоуспеванию всех церквей, входящих в него, а с другой стороны, чтобы успешнее распространить Евангельскую весть среди народов, живущих в пределах его деятельности. Такой Миссионерский союз может через своих избранников, съезжающихся на очередные съезды, или чрез ими избранное Правление союза, давать самостоятельным поместным церквам, входящим в его состав, свои советы и высказывать им свое мнение, но он не имеет права самостоятельно вникать во внутреннюю жизнь таких церквей, наводя там порядки по своему усмотрению. Такое право принадлежит исключительно самой церкви.
Примечание: В случае, когда одна из союзных царквей уклонится от истинного пути и впадет в какую-нибудь ересь, или не проявит должной дисциплины к согрешающим своим членам, или в ней возникнут недоразумения, с которыми она или не пожелает, или не сможет сама справиться, то такой церкви, или части ее членов, предоставляется право созвать специальную, каждый раз на то избираемую ЧРЕЗВЫЧАЙНУЮ КОМИССИЮ из представителей соседних церквей, но не менее как от пяти, для ликвидации всех таких вопросов. Все решения такой Комиссии считаются окончательными и не могут быть обжалованы стороной, недовольной почему-либо ее решением, так как чрез нее сказала свое слово Вселенская Церковь Божия, съехавшаяся для этого дела, в лице своих уполномоченных.
Такая независимость каждой отдельной поместной церкви больше содействует ЕДИНСТВУ ДУХА ВСЕХ ВЕРУЮЩИХ, чем какая-либо другая форма правления. Лучшим доказательством только что сказанного являемся мы, баптисты, как новозаветное наименование; ибо несмотря на то, что мы являемся самыми стойкими поборниками независимости каждой самостоятельной поместной церкви, мы все же, как НАИМЕНОВАНИЕ, так тесно связаны друг с другом, как ни одно другое вероисповедание.
Рассматривая формы правления других вероисповеданий, мы находим, что помимо нашей формы, которая есть конгрегациональная, существуют еще две формы.
1) Первая из этих трех форм правления есть епископальная, в которой иерархическая идея занимает первенствующее место. При этой форме правления вся церковная власть сосредоточена в руках священнослужителей, распределенных на три чина: на епископов, священников и диаконов. Все эти лица составляют ИЕРАРХИЮ, или абсолютную власть священнослужителей. К этой форме правления принадлежит Римско-католическая церковь, в которой папа священнодействует как высший епископ. К этой форме правления принадлежат и Греко-кафалическая и Российско-православная церкви, обе в настоящее время возглавляемые патриархами как высшими епископами. Сюда принадлежат также и Англиканская или Епископальная церковь Англии, Протестантско-епископальная церковь в Соединенных Штатах и Методистско-епископальная церковь вообще. В последней, однако, различаются епископы от пресвитеров не в чине, а в исполняемых ими служебных функциях. Во всех этих вероисповеданиях высшая и абсолютная власть находится в руках иерархии, которая как самостоятельная организация действует совершенно независимо от воли или желания самой поместной церкви.
2) Вторая форма правления есть так называемая пресвитерианская. Пресвитерианская церковь отвергает церковную иерархию и обряды, унаследованные от католической церкви, и, предоставляя своим последователям некоторое право в церковном управлении так, что члены общины сами избирают себе своих служителей, она все же как таковая не признает независимость самостоятельной поместной церкви. Название свое Пресвитерианская церковь получила вследствие того, что все церковное управление в ней сосредоточено в так называемых «пресвитериях», — выборных коллегиях «старейшин» (presbyters), состоящих из духовных проповедников и мирян. Эти коллегии принимают новых членов, наказывают или отлучают согрешающих и ведают вообще всеми делами общин.
По пресвитерианскому понятию, церковь состоит из нескольких, совершенно различных организаций, действующих чрез своих представителей. Эти организации находятся между собой в следующем чинораспределении:
а) Сессия (Session) или выборная коллегия отдельной поместной церкви;
б) Собрание старейшин (Presbyterium), состоящее из представителей нескольких «сессий»;
в) Провинциальный Синод (Synod), состоящий из представителей нескольких «собраний старейшин»;
г) Государственный Синод (General Assembly), состоящий из представителей нескольких «провинциальных синодов». Этой последней организации принадлежит высшая власть и неограниченное право вникать во все вопросы не только каждой поместной церкви, но и всех отдельных церковных организаций, перерешая, отменяя или заменяя их решения другими постановлениями. Одним словом, этому «Государственному Синоду», по учению Пресвитерианской церкви, принадлежит последнее и окончательное слово во всех вопросах, касающихся церковной жизни.
3) Третья форма церковного управления, это конгрегациональная, или как ее еще называют, «индепендентная» (Independence), то есть самостоятельная и независимая. Конгрегациональная форма церковного управления заключается в том, что вся власть и все право управлять всеми делами и вопросами общинной жизни, находятся в руках самой поместной церкви, собравшейся в законном порядке на деловое собрание или заседание. Все решения, отнесенные таким собранием не могут быть отменены или пересмотрены никакой другой церковной властью или организацией. По этому вопросу Джон Мильтон (1608—1674), один из первых английских баптистов, боровшихся за независимость каждой самостоятельной поместной церкви, пишет так: «Общины должны иметь демократическое устройство, где все члены равны и всякий может быть священником, потому что толкование Священного Писания есть дело вдохновения, а определенные традиционные молитвы, читаемые по указанию каких-то канонников, есть дело духовного насилия, замыкающего Святой Дух в кучу слов».
По нашему глубокому убеждению, единственная форма церковного управления, которая без натяжек может быть доказана Священным Писанием, — это конгрегациональная, к которой принадлежат индепенденты Англии, конгрегационалисты Америки и баптисты всех народов, рас, племен, языков и классов, раскинутых по всему лицу земли.
Главная
страница | Начала веры
| Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки