Я. Я. Винс
НАШИ БАПТИСТСКИЕ ПРИНЦИПЫ
(Продолжение)
Изучая, согласно нашего пятого принципа, автономность каждой самостоятельной поместной церкви Божией, наш шестой принцип свидетельствует еще об одной истине, утверждая принцип равноправия всех членов Церкви Божией. Подобно всем принципам нашего наименования, и этот принцип глубоко затрагивает жизнь истинных христиан. Представители других исповеданий нам, баптистам, иногда делают упрек, что якобы наше церковное управление слишком демократично и лишено необходимого авторитета и влияния; а так как у нас нет высшей правящей центральной власти, то у нас нет и достаточной дисциплинарной силы, чтобы исправлять или наказывать согрешающих; а поэтому нам, как наименованию, говорят они, и не удается произвести впечатление, достойного уважения, на окружающий нас мир.
На все такие и подобные им обвинения и аргументации, мы, со Словом Божием в руках, постараемся защитить занятую нами позицию, ссылаясь исключительно на Писания святых апостолов и личные изречения Господа нашего Иисуса Христа.
1) В первую очередь мы видим, что принцип равноправия всех членов каждой самостоятельной поместной церкви основан на совершенно равном отношении всех их к Господу и друг ко другу. На основании Священного Писания, каждый член Церкви есть чадо Божие, наследник Божий и сонаследник Христу (Рим. 8:17). У всех членов Церкви один Глава — Христос, и все они ветви одной небесной виноградной Лозы (Иоан. 15:5), и все они «Живые камни, утвержденные на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (1 Пет. 2:5; Ефес. 2:20). Эти неопровержимые истины не допускают ни малейшего основания для господства над наследием Божиим со стороны «властей» или «организаций», какие бы они ни были.
2) Равноправие всех членов каждой самостоятельной поместной церкви зиждется и на лучших изречениях нашего Господа Иисуса Христа. В Евангелии от Матфея наш Божественный Спаситель говорит следующие достопримечательные слова: «Вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос. Больший из вас да будет вам слугой: ибо кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, тот возвысится» (Мат. 23:8—12). Эти личные слова Иисуса Христа довольно ясно свидетельствуют о том, что в Церкви Божией нет места иерархии, властвующей над членами, и среди таковых не должно быть «старших и младших», так как отношения их ко Христу и к Его установлениям у всех одинаковы.
3) Равноправие всех членов каждой самостоятельной поместной церкви усматривается еще и из их общей задачи жизни. По слову Божию, все верующие призваны быть «царственным священством» (1 Петр. 2:5, 9), а не только некоторые из них. Высшее преимущество и священнейшая обязанность всех верующих в Иисуса Христа как в своего личного Спасителя, заключается в их праве молиться за погибший мир и в их ответственности просвещать его светом Евангелия. Все верующие без исключения призваны об этом ревностно молиться, на это щедро жертвовать свои материальные сбережения и над этой задачей искренно трудиться «по мере веры, какую каждому Бог уделил» (Рим. 12:3). Это отношение верующих к распространению Царствия Божия на земле и составляет ту громадную разницу, которая существует между истинными живыми христианами и мертвым, так называемым «христианством».
Эти три пункта составляют главнейшее основание, на котором покоится принцип равноправия всех верующих.
1) В Апостольское время Церковь Божия сама избирала из своей среды таких мужей, которые в силу своего Божественного призвания и одарения способны были занимать официальные церковные должности. Такой порядок учрежден Самим Господом, и его не следовало бы изменять человеческим авторитетом в угоду личным интересам.
а) Лицам, которые исполняют проповедническую должность, Священное Писание дает разные названия. Так, например, они называются пресвитерами (presbiterois, то есть старейшины), и епископы (episkopoi, то есть надзиратели или пастыри). Тщательное рассмотрение всех текстов, относящихся к этому вопросу, убеждает нас, что эти два разных названия прилагаются к лицам, исполнявшим в Апостольских церквах одну и ту же должность. Так апостол Павел называет предстоятелей Ефесской поместной церкви пресвитерами (Деян. 20:17), но он называет их и блюстителями, то есть епископами (см. греч. текст Деян. 20:28). Aпостол Павел также писал Титу окончить в Церкви Божией недоконченное на острове Крите и рукоположить по всем городам пресвитеров (1:5), и, описывая необходимые нравственные качества таких поставляемых лиц, он называет их епископами (1:7). Aпостол Петр увещевает ПРЕСВИТЕРОВ (греческ. текст) «пасти Божие стадо, какое у них» (1 Петр. 5:1-2); что указывает на то, что Священное Писание между пресвитером и епископом не делает разницу, но что это лишь два разных названия, означающих одно и то же чиноположение.
В этой должности епископы, или пресвитеры, обязаны руководить всеми богослужебными собраниями, проповедывать «неисследимое богатство Христово» (Ефес. 3:8), воспитывать верующих, чтобы они «Не колебались и не увлекались всяким ветром учений» (Ефес. 4:14), и быть духовными советниками своей пастве, охраняя ее, насколько это им возможно, от заблуждений и лжеучений. Но «господствовать над наследием Божиим» (1 Пет. 5:3) им не приличествует и не разрешается.
Пресвитеры церкви нигде в Новом Завете не называются «священниками», так как это название принадлежит всем членам Церкви Божией, о которых сказано, что они «священники и цари» (Отк. 1:6).
На епископов, или пресвитеров, церкви Божией возложена также обязанность преподавать святое крещение и совершать святую Вечерю Господню, как и вообще иметь неусыпное попечение о духовном благополучии каждого члена в отдельности. Все изречения Нового Завета неоспоримо свидетельствуют о том, что епископы, или пресвитеры, занимают в церкви Божией РУКОВОДЯЩЕЕ, но никак не ГОСПОДСТВУЮЩЕЕ положение. Эту истину наш благословенный Спаситель выразил следующими словами: «Князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими, но между вами (то есть в церкви) да не будет так; а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугой; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Матф. 50:25-27).
Б. Священное Писание говорит также и о диаконской должности (Деян. 6:1-6), или о так называемых помощниках. Диаконы суть помощники пресвитеров и служители церкви. На них возложена обязанность иметь сердечное попечение о следующих трех столах:
а) о столе бедных, дабы никто из бедных членов поместной церкви не был бы обойден или лишен братской благотворительности (Деян. 6:1);
б) о столе Господнем, дабы этот стол, как-то: хлеб, вино, чаши, салфетки и скатерти, всегда были бы в полной исправности для совершения Вечери Господней;
в) о столе духовных служителей церкви, дабы те не отвлекались от исполнения своих прямых обязанностей заботой о насущном хлебе.
Вообще на диаконах лежит обязанность пещись о временных материальных нуждах всей церкви.
2) Несмотря на то, что Сам Господь определил для Церкви своей эти две должности, мы все же не имеем права смотреть на этих лиц, исполняющих их, как на стоящих как бы НАД церковью, то есть выше всех ее членов, но мы должны смотреть на них как на избранников церкви и утвержденных Господом «на дело служения для созидания тела Христова» (Ефес. 4:12), членами которого все они состоят в одинаковой мере. Эта истина особенно ясно усматривается из Апостольских посланий, адресованных исключительно поместным церквам, а не их епископам или пресвитерам. Ведь апостолу Павлу не пришло в голову написать свое Послание к Римлянам на адрес епископа-папы, но он написал его «всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым» (Рим. 1:7), как равноправным членам тела Христова — Церкви Божией (см. также и Послание к Филиппинцам 1:1, и другие послания).
Из всего вышесказанного ясно усматривается, что принцип равноправия всех членов каждой самостоятельной поместной церкви не только доказывается личными изречениями Господа нашего Иисуса Христа, но что этого принципа держались и все церкви Апостольского времени, осуществляя его практическим образом в своей жизни (1 Кор. 3:5).
В течение первых двух веков церкви Божии не отступали от этого принципа. Об этом довольно ясно и определенно свидетельствуют так называемые отцы церкви, которые в своих литературных произведениях говорят о епископах не иначе, как о предстоятелях церкви, равных всем членам ее, ничуть не стоящих выше их. Позже этого времени принцип равноправия всех членов церкви стал нарушаться, пока он совершенно не затерялся в иерархическом священновластии. Епископы более сильных церквей стали присваивать себе право управлять ими по своему усмотрению; это право они впоследствии распространили и на более слабые церкви, находившиеся в районах их деятельности. Отсюда уже возникли и учреждения и разные церковные чины, о которых наш Господь ничего не говорил и о чем в Новом Завете ничего не сказано. Таким образом создалась иерархическая система, вершину которой в Римско-католической церкви занимает папа, которому как главному епископу подчинены по своему чиноположению кардиналы, архиепископы, епископы, священники и диаконы. В Греко-кафалической и в Православно-российской церквах это священноначалие выработалось в еще более сложную иерархическую лестницу, возглавляемую патриархом, которому уже подчинены митрополиты, епископы, архимандриты, протоиереи, священники, протодиаконы и диаконы.
Жажда власти и тщеславие этих церковных клириков уничтожило первоначальную автономию поместных церквей; и простой, но благословенный принцип равноправия всех членов церквей Господних, поныне грубо нарушается церквами официального христианства, так что тягостные последствия такого отступления от Господнего определения видны во всех христианских странах, в которых пасомые угнетаются их алчными пастырями.
При иерархической форме управления мы видим, что христианство разделено на два по количеству не равных, и по положению не похожих один на другой, лагеря. На одной стороне стоит армия священнослужителей, одетых в материю из золоченной парчи и украшенных блестящими драгоценными камнями, бархатными скуфьями и камилавками, с крестами и посохами в руках и с орлицами под ногами, тогда как на другой стороне мы видим стадо духовно обнищавших последователей, которые, не исследуя Священное. Писание (Иоан. 5:39) и доверяясь своим священникам, ведущим их, слепо идут за ними. Про них Христос сказал: «они слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мат. 15:14).
Если поместные церкви этих исповеданий, которые утратили свободу и автономность, дарованные всем нам Самим Господом, пожелают эти ценности снова получить, то им для этого открыт лишь один единственный путь — верою принять исповедуемый нами принцип, осуществляя его практическим образом в своей жизни. Этот наш шестой принцип свидетельствует о мудрости, доброте и любви нашего великого Бога и Спасителя, Который желает, чтобы всем людям жилось хорошо.
Всеосеняюшая иерархия и всеобъемлющее центральное священновластие — ничто иное, как вредная и душегубительная организация. Правда, первое, чисто внешнее впечатление, получаемое от такой системы, внушает мысли о единстве и силе; но стоит только подойти ближе к духовной жизни таких церквей, которые управляются такой системой, как сейчас же убеждаешься, что здесь действует не сила Божия, а чисто человеческая, мирская, и кажущееся единство есть ничто иное, как абсолютное безмолвие грубо обесправленных паств великих национальных церквей.
Такая система церковного управления не только лишает членов церкви личных церковных прав и личной духовной инициативы, но и разрушает до основания их личную религиозную свободу, тогда как принцип равноправия всех автономных церквей и всех их членов является могущественным противником разрушительного влияния священновластия и сильным оплотом личной религиозной свободы каждого члена в отдельности.
Перед нами последний ПРИНЦИП нашего исповедания, но этот принцип ничуть не уступает по своей важности ни одному из предшествующих наших принципов.
Незнание сего принципа и неуважение, проявленное к нему со стороны официальных исторических церквей, причинило много неизмеримого горя и печали тем, которые сознавали себя обязанными исполнять все новозаветные установления так, как это подсказывает совесть всякому искренно любящему Господа.
В темные века абсолютного иерархического произвола и грубого насилия, которые учинялись над инакомыслящими со стороны представителей официальных церквей, многие государства лишились своих лучших и благороднейших подданных, которые по жизни своей составляли собой соль всего населения, — лишь только потому, что Церковь была в союзе с государством. Церковь вмешивалась в гражданские дела и поддерживала светскую власть всеми возможными и «хитросплетенными баснями», за что государство щедро расплачивалось, жестоко наказывая, по указанию иереев, всех «инакомыслящих» как врагов Церкви и государства. По причине союза Церкви с государством пролито немало потоков слез и крови, и миллионы невинных жертв были убиваемы, распиливаемы, сжигаемы, утепляемы и всячески до смерти замучиваемы разными ужасными инструментами церковной инквизиции, за что, конечно, народы, допускавшие такие зверства, не избежали своего наказания. Они нравственно разложились и материально обнищали.
Всегда и везде, где церковь опиралась на меч гражданской власти, она сама себе этим вредила, а если государство вмешивалось во внутренние распорядки церкви, христианство лишалось своей духовной красоты и ниспускалось на уровень светского учреждения. Самые лучшие взаимоотношения между Церковью и государством соблюдаются тогда, когда каждое из этих учреждений, и все граждане, исполняют свои функции по предписанному Христом правилу: «Отдавать кесарево кесарю, а Божие Богу» (Матф. 22:21).
1) Под гражданской властью мы подразумеваем те учреждения, которые уполномочены правительством, облеченным доверием всего народа, издавать законы и устанавливать порядки, направленные на благо всей гражданской общественности, будь то при монархическом, республиканском или советском образе правления.
2) По Слову Божию такие учреждения установлены Самим Богом (Рим. 13:1-7) «для наказания преступников и для поощрения делающих добро» (1 Пет. 2:14).
3) На такую власть возложена обязанность заботиться о спокойствии граждан, и об их благосостоянии, охраняя их самих и их имущество от «посягающих на чужое» (1 Пет. 4:15); но на властях лежит и обязанность иметь сердечное попечение о проведении в жизнь законов нравственности и целомудрия так, чтобы нация не растлевалась в страстях и похотях. Но власти также имеют право производить и суд и наказание над всеми, делающими зло, так как «начальник есть Божий слуга, и не напрасно он носит меч» (Рим. 13:4).
Из вышесказанного мы видим, что сфера деятельности гражданской власти распространяется исключительно на временные материальные вопросы настоящей жизни своих сограждан, тогда как сфера деятельности Церкви Божией находится как раз на противоположной стороне. Наш Божественный Учитель сказал: «Царство Мое не от мира сего: если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда" (Иоан. 18:36), а поэтому Церковь Божия может быть благословением для мира только тогда, когда она не выходит «из пределов сферы деятельности, указанной ей Господом» (Матф. 5:13.14).
Но несмотря на то, что Священное Писание точно указывает государству и Церкви их определенные сферы деятельности, мы все же не должны упускать из виду и то обстоятельство, что каждый член Церкви Божией также имеет и свои гражданские права и обязанности, почему мы и должны теперь рассмотреть таковые на основании Слова Божия.
1) Слово Божие, приказывающее нам «отдавать кесарево кесарю», в первую очередь относится к членам Церкви Божией. Их Священное Писание поучает быть примерными и послушными гражданами, искренно заботящимися о благоуспеянии и процветании своей родной страны. Эту обязанность верующие граждане осуществляют, когда они молятся за свое правительство (1 Тим. 2:1-2) и «повинуются и покоряются начальству и властям» (1 Пет. 2:13; Тита 3:1).
2) Как лояльные подданные своего государства, верующие граждане также имеют и право обращаться за защитой или содействием к гражданской власти, когда это требуют обстоятельства (Деян. 22:25; 16:37).
3) Кроме этого, на членах Церкви Божией лежит еще большая обязанность «ОТДАВАТЬ БОЖИЕ БОГУ». Отсюда видно, что государству не принадлежит право издавать законы или определять для своих граждан где, когда и как они должны, или не должны, молиться или ПОКЛОНЯТЬСЯ Богу. Также не дело государства следить за верующими и молящимися гражданами, посещают ли они, или не посещают, те или другие помещения, предназначенные для молитвы. Это право принадлежит, ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО Господу Иисусу Христу как ЕДИНОМУ Законодателю и Его святой Церкви (Деян. 4:19-20).
Также не дело государства требовать или взимать с верующих, или с членов какой бы то ни было секты, денежные и вообще материальные оброки для содержания официальных национальных церквей, противоречащих своей обрядностью и внешней мишурой Слову Божию. На этом самом основании и Церковь Божия не имеет права требовать или ожидать финансовую поддержку от государства для распространения Евангельской вести во свидетельство народам. Пока члены Церкви Божией «отдают Божие Богу», они как Тело Христово не будут нуждаться в государственной помощи.
Всегда и везде, где отдельные церкви или церковные учреждения пользовались финансовой поддержкой государства, они нарушали и отступали от этого Божественного принципа. Если христианство от Бога, то оно не нуждается в человеческой помощи и защите; если же оно не от Бога, то никакие человеческие усилия не смогут его удержать от разрушения и уничтожения. Но так как мы, баптисты, относительно истинного христианства и его внутренней духовной силы глубоко убеждены, что оно Божественного происхождения, то мы спокойно и с уверенностью смотрим вперед, ожидая окончательной победы наших принципов над всеми человеческими учреждениями, зная, что Сам Господь заботится не только об их сохранении, но и о распространении Своего благодатного Царства Мира, правды и любви среди всех народов земли.
Настоящим объяснением мы полагаем, что принцип ОТДЕЛЕНИЯ Церкви от государства достаточно ясно доказан, и что государство в своей сфере деятельности имеет право принимать принудительные меры, тогда как «оружия воинствования церкви» (2 Кор. 10:4) совершенно другого качества, ибо она признана действовать любовью на сердца неверующих и непокоряющихся истине.
Итак мы видим, что Господь неба и земли, вручивший государству стальной меч «для наказания делающих зло» (Рим. 13:4), категорически запрещает Своей Церкви употреблять его в делах или вопросах веры и совести (Матф. 26:52). Церкви Своей Он даровал Духа Своего, помазав ее уста «благовествовать мир и любовь всем дальним и близким» (Ефес. 2:17), и снабдил ее способностью разумно управлять пером. Эти сильнейшие оружия во много раз превосходят силой своего влияния все мечи государства. А поэтому предоставим государственной власти управлять мечом вещественным, а мы будем удовлетворяться своими оружиями, разумно употребляя их на благо всех окружающих нас, памятуя, что «закон производит гнев» (Рим. 3:15), тогда как «любовь назидает» (1 Кор. 8:1), приобретает и облагораживает.
1) Всем известно, что до обращения Константина Церковь была вполне свободна и независима от государства. Она обладала Божественным небесным устройством и стояла вне мира. Она, несмотря на все враждебные препятствия, шла своим путем не вследствие защиты государства, а благодаря Божественной поддержке и силе.
Вместо поддержки со стороны светской власти, она с самого начала своего существования преследовалась ею, как нечто чужое и как упорное и вредное суеверие; но со дня заключения союза с государством все сразу резко изменилось. Если бы Церковь сохранила верно в памяти день своего обручения, как и любовь Того, Который удостоверяет нас в Своем слове, что «Никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь церковь» (Ефес. 5:29), то она никогда не приняла бы покровительство Константина ценою своей верности Христу. Однако она смешалась с миром в одно целое и удалилась от первой любви.
Это произошло так. В 312 году по Р. Х. Константин предпринял поход против своего соперника Максентия. Предстоящее сражение имело для Константина неизмеримую важность. Исход этого сражения вел или к полному падению, или к возведению его на высочайшую вершину власти. Это заставляло его серьезно думать и размышлять, к какому богу лучше прибегнуть, чтоб найти защиту и успех. Его мысли обратились к его отцу, Констанцию. Он вспомнил, что отец всегда молился Богу христиан, и что его предприятия почти всегда были увенчаны успехом. Когда Константин был занят этими мыслями, он увидел, как о том передает Евсевий, однажды после полудня необыкновенное явление на небе. Это явление постепенно принимало вид сияющего креста, на котором было написано: «Сим побеждай». Император и все войско, которое было свидетелем этого чудесного видения, были поражены.
По рассказам Евсевия, Константин тотчас приказал явиться к нему золотых дел мастерам и ювелирам, и велел им приготовить по его плану штандарт. Евсевий видел это знамя и оставил нам об нем подробное описание. По его словам, длинная рукоятка знамени была покрыта золотом. На верхушке был венец, составленный из чистого золота и усеянный драгоценными камнями. В венце был изображен знак креста с начальными буквами имени Спасителя, то есть соответственно греческому алфавиту: X и Р. Под этим венцом непосредственно находился портрет императора, тоже из чистого золота, а под ним перекладина, с которой спускался четырехугольный пурпуровый флаг, который был окаймлен и усыпан драгоценными камнями. Этот штандарт был назван Labarum, что означает «Императорская хоругвь», и носился впереди императорского войска и охранялся пятидесятью избранными воинами, которые в силу этого крестного знамени считались неуязвимыми.
Это новое императорское знамя служило первым доказательством соединения Церкви с государством, и было предназначено для поклонения как для языческих, так и для христианских воинов и для воодушевления их в дни битв.
Кроме этого, Константин присвоил себе, как владыка мира, также и право быть единственной главой Церкви, и употреблял свой авторитет, чтобы предписывать и учреждать определенные, признаные им учения и принятую религию. Как главу Церкви, его теперь более всего пленяло его положение в глазах мира; тогда как в то же время он сохранил за собой и звание Ponti ex Maximus, то есть звание верховного жреца язычников. Это звание он не оставлял по самый день своей смерти.
Так как исповедание христианской религии теперь было верной дорогой к благосостоянию и почету, то множество людей из всех классов и состояний стремилось быть крещенными. Этому желанию также сильно содействовало и императорское обещание каждому новообращенному дать белую одежду и двадцать золотых монет, вследствие чего, как признает это сам Евсевий, явилось много лицемерия и ложного обращения. При таких обстоятельствах внутренней и внешней жизни церкви, Константин созвал в июне, 325 года Первый вселенский собор в Никее, в Вифинии. На этом соборе кроме большого числа диаконов, присутствовало и около трехсот восемнадцати пресвитеров или епископов. «Цвет духовенства», говорит Евсевий, «от бесчисленных общин Европы, Африки и Азии находился теперь в сборе». Это было совершенно необычайное зрелище даже для самих пресвитеров, которые не так-то давно были предметом жесточайших гонений, и за свое выдающееся положение подвергались особенным мукам и притеснениям. Многие из них еще имели на своих телах знаки страданий за Христа. Они испытали, что значило быть отправленными в ссылку, на принудительные работы в рудники, или быть предметом позорного обращения, равно как и терпеть всякого рода страдания. Но теперь все изменилось, и изменилось так сильно, что сами они едва могли верить, что это не сон, а действительность. Двери дворца теперь для них были открыты, и сам император всемирной империи председательствовал на их собрании. «Ничто не могло дать миру более ясного доказательства падения Церкви и ее подчинения государству, — пишет «Всеобщая история Христианской церкви», — как место, занятое императором на этом соборе».
Вредные последствия такого союза Церкви с государством тут же дали знать о себе. Епископы стали пользоваться большим расположением императора и являлись постоянными посетителями двора, так что все внутренние споры христиан стали рассматриваться как дела государственные. С этого времени почти все ереси, как их обыкновенно называют, подвергались судебным взысканиям. Монтанисты, павлиты, новоциане, маркиониты и валентиниане принадлежали к запрещенным и гонимым сектам. Во время разбирательства того или другого вопроса, касающегося исключительно Церкви, сам Константин или один из его прелатов являлся в собрание епископов, вмешивался в их совещания и лично рассматривал решения всех религиозных вопросов. С этого времени к церкви стало прилагаться название «католической» (Всеобщей Церкви) во всех официальных бумагах.
Из всего этого мы видим, как Церковь превратилась в полицейско-светское учреждение, больше заинтересованное мирской славой, пышностью и великолепием своих храмов, чем духовно-нравственной жизнью своих членов, и таким образом перестала быть благословением для мира.
Также и протестантские вожди великой Реформации не сознавали пагубного влияния от соединения Церкви с государством. Требуя для себя свободы совести, они в то же самое время были чужды тому, чтобы предоставить такую же свободу и тем, которые не во всех вопросах мыслили одинаково с ними. По этой причине все реформаторы старались расположить к себе и к своей реформации царей, князей и правителей, заискивая перед ними, дабы с их помощью преследовать или наказывать всех «инакомыслящих».
Таким образом и реформатские церкви, по примеру католической, стали навязывать отдельным поместным церквам людей-проповедников, которых эти последние не избирали для себя; их принуждали также участвовать в расходах по содержанию храмов, костелов и кирх, как и самих священников или пасторов, которым они не верили, тогда как родителей под страхом жестоких наказаний обязывали крестить своих детей или конфирмировать их, то есть делать то, чего Священное Писание от верующего человека не требует.
Все эти, и подобные им репрессивные меры, причиняли неизмеримо много печали и скорби и утопили не одну сотню тысяч лучших сынов и дочерей в их собственной крови, пролитой рукой правительственной власти, но по указанию представителей той церкви, которая считалась в то время господствующей в данном государстве.
3) Иногда мы слышим, как люди не совсем точно знающие нас, утверждают, что все религиозные общества друг друга преследовали и угнетали, коль скоро на это им представлялась возможность. С одной стороны такое утверждение почти верно, так как мы, как наименование, почувствовали на себе тяжкую руку духовного угнетения не только со стороны римско-католической, греко-кафалической и православно-российской церквей, но и всех протестантских церквей, как епископальной, лютеранской, кальвинистской, пресвитерианской и всех других. С другой же стороны это утверждение не совсем верно, ибо мы, баптисты, как наименование, никогда не обращались за содействием к гражданской власти, чтобы убедить «инакомыслящих» в правоте наших принципов и взглядов, хотя нам на это тоже представлялись возможности не раз; но мы этого никогда не делали и уверены, что и в будущем это с нами не случится. Как наименование, мы, баптисты, имеем право хвалиться тем, что мы еще никого никогда не преследовали и не угнетали за его религиозные мысли или убеждения, не во всем согласные с нашими убеждениями, и что этой нашей славы нас никто не лишит.
4) В законодательстве штата Род-Айленд, США, основанного баптистами в 1639 году, мы в первый раз в истории человечества находим определение в пользу принципов, нами исповедуемых, согласно которым никто из граждан того государства не может быть ни наказан, ни лишен каких бы то ни было гражданских прав или преимуществ из-за его религиозных воззрений или убеждений.
Благодаря неусыпным стараниям баптистов, принципы «свободы совести для всех» и «отделение Церкви от государства» были включены в 1789 году и в конституцию Соединенных Штатов Америки, так что истины, которые проповедовал Роджер Вильямс, и которые практически осуществлялись в его государстве, впоследствии сделались славным украшением великой нации Соединенных Штатов Америки. В настоящее время мы видим, как эти наши баптистские принципы уже завоевали себе права гражданства почти во всех европейских государствах, и мы смотрим с твердой уверенностью вперед, глубоко веря, что эти наши принципы восторжествуют и в России на благо измученного и многострадального русского народа.
5) Смотря на такие неоспоримые факты, которые весь мир должен знать, мы, баптисты, никакого основания не имеем стыдиться своих предков по вере, ни принципов, за которые они подвизались столь добрым подвигом веры, страдая и терпя всевозможные гонения и лишения во всех государствах сей земли. Кто открытыми глазами рассмотрит наши принципы, тот непременно осознает, что они не только составляют сущность истинного христианства, но и являются главным основанием гражданской и религиозной свободы во всех порядочных государствах.
Нам часто говорят, что если баптистские принципы справедливы и если они покоятся на библейском основании, то почему они не были более влиятельны, успешны и благотворны в прошлом? Считаю не лишним рассмотреть этот вопрос, дабы каждый интересующийся истиной смог бы убедиться, какое значение имели наши принципы в прошлом, какое впечатление они производят в настоящем и какое славное действие им предстоит совершить в будущем.
Мы, баптисты, с великим смирением сознаемся, что наши многократные ошибки жизни в прошлом часто ослабляли благотворное действие наших принципов на окружающую нас среду, мешая им проявлять свое благотворное влияние на мир; но мы также не упускаем из виду и то обстоятельство, что противодействовать укрепившимся веками лжеучениям и суеверию различных, так называемых христианских религий, не так легко, как это кажется на первый взгляд. Но, несмотря на эти и на многие другие препятствия, наши принципы все же проявили и поныне проявляют весьма благотворное влияние на все человечество. Чтобы уразуметь эту истину, нам необходимо взглянуть, — хотя бы и очень бегло, — на нашу историю, которая доказывает это со всею последовательностью.
Доктор Друмонд, английский богослов и профессор естественных наук Университета в Глазго, но не принадлежащий к нашему исповеданию, свидетельствует об этом так: «Баптисты — это единственное христианское наименование, которое существует со дней апостолов, и которое сохранило Евангельское учение в полной его чистоте без человеческой примеси так, как оно изложено Господом нашим Иисусом Христом».
В подтверждение этого признания следует отметить, что главное основание возникновения папства было положено Киприаном, обезглавленным в 258 году при императоре Валериане, который учил, что епископы или пресвитеры являются заместителями церкви. Такое учение встретило подготовленную почву среди некоторых епископов, как на Западе, так и на Востоке, пока оно впоследствии не было разработано в определенную систему и подтверждено Львом I Великим (440—461). Лев Великий сумел своею искусственною политическою и административною деятельностью, своим поведением в эпоху нашествия Аттилы снискать себе громадное почтение во всем западном мире и возвысить римского папу над всеми остальными епископами; он назвал себя Vicarius Christi, применив к себе слова Христа, сказанные в Евангелии от Матфея 16:18. Таким образом было положено начало Римско-католяческой церкви в противоречие ясному слову Иисуса Христа, Который говорит: «Не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель —Христос, все же вы — братья; ...и больший из вас да будет вам слуга» (Мат. 23:8-12). Всем известно, что греко-кафалическая церковь образовалась вследствие разделения Римской церкви, которое произошло в 1054 г., после чего западная часть церкви стала, называться Римско-католической, а восточная часть Греко-кафалической церковью. Английская церковь отделилась от Римской во время царствования Генриха VIII (1491—1547), который в Англии уничтожил власть папы. Из этого видно, что Англиканская церковь не старше протестантских церквей Великой Реформации, которые возникли в это самое время. Нынешняя Российско-православная церковь возникла в конце 17-го и в начале 18-го столетия в России, отделившись от Греко-кафалической церкви. Это отделение вызвал патриарх Никон, который смелой рукой взялся за устройство настоящего церковного благочиния, как и за чрезвычайно важный и сложный вопрос исправления богослужебных книг. Реформа Никона не имела бы успеха, если бы государственный меч не оказал этому предприятию всестороннего содействия. Подавив вспыхнувшее во всей России неудовольствие и возмущение защитников «старою церковною благочиния» страшной жестокостью, Никон и его сторонники назвали свою сформированную церковь «Российско-православною», а всех оставшихся верными «благочинию», принесенному из Византии в Киев при Владимире, они назвали «старообрядцами» или «раскольниками». По справедливости раскольниками должны бы называться Никон и все его последователи за учиненный ими раскол, который и по сие время существует.
Приблизительно в это самое время возникли и Пресвитерианская и Котрегациональная церкви, тогда как Методистская церковь образовалась в 1729 году. В 50-х годах 18-го века у нас на Руси образовалась секта молоканства, отвергающая все установления Нового Завета как ветхозаветные обряды; тогда как община, так называемых Плимутских братьев, по месту их возникновения, или как их еще называют, «дарбисты», по имени их основателя Джона Дарби (1800—1882), отрицающая церковную организацию и признающая лишь свободное богослужение, была основана в Англии в 1825 году. Учение этих братьев проникло в 70-х годах XIX века и в Россию, где оно среди высшего общества Петрограда приобрело себе много последователей. Один из первых таковых последователей был отставной полковник Пашков, по имени которого это движение в России и поныне называется.
Укажем еще на одну секту, известную в России, это адвентисты седьмою дня, или как их еще называют, «субботники». Эта секта возникла в середине 19 века в Соединенных Штатах Америки, а оттуда она старается проникнуть всюду.
Такова краткая история возникновения различных церквей и сект. Но мы знаем, что начиная с самого Апостольского века, и кончая настоящим временем, существовали люди, то под тем, то под иным названием, иногда в том или другом государстве многочисленнее, чем в другом, которые на основании их принципов и вероучения должны быть признаны принадлежащими к наименованию, которое ныне во всем мире известно как баптистское. Эти люди прошли чрез неимоверные гонения, страдания и скорби, но они сохранили Божественные УСТАНОВЛЕНИЯ, как драгоценное сокровище, НЕПОВРЕЖДЕННЫМИ и НЕЗАПЯТНАННЫМИ человеческими преданиями и умозаключениями, на благо всему человечеству до сего дня.
Ундергилл, английский историк, по этому вопросу свидетельствует так: «Вероучение (баптистов) послужило первоначальным толчком в пользу великого реформаторского движения», а немецкий богослов Кнапп по этому же вопросу говорит так: «Они (баптисты) являются хранителями неповрежденного христианства. Без вальденцев, виклефитов и гуситов Великая Реформация не состоялась бы». Эти краткие свидетельства достаточно ясно доказывают, что главное основание, на котором стояли Лютер, Меланхтон, Кальвин и Цвингли, было положено народом, который как тогда, так и ныне, не пользуются ни официальным признанием, ни симпатией окружающего его народа. Историки Реформатской церкви в Нидерландах свидетельствуют по этому вопросу так: «Прежде чем имя Лютера, как реформатора, сделалось известным, баптисты усердно трудились над подготовкой почвы для Великой Реформации, убеждая и располагая своих соотечественников отрешиться от Римской церкви».
Бесспорно доказано, что то, что дало Великой Реформации силу, мощь и влияние, — это были наши баптистские принципы, за которые наши предки по вере всегда подвизались не покладая своих рук, то есть признание абсолютного авторитета Священного Писания во всех вопросах веры и жизни, начиная оправданием верой и кончая правом свободно эту свою веру всенародно исповедывать. Эти принципы составляют семя Реформации; сама же Реформация есть ни что иное, как всходы и жатва. Если эти утверждения верны и основаны на истинных фактах, в чем мы, конечно, ничуть не сомневаемся и допускаем, что это действительно так, — то ясно, что наши принципы очень много сделали в деле передачи миру того, что Реформацией было поставлено как светильник, освещающий людям путь, то есть оправдание верой, независимо от дел закона. Но мы осмеливаемся сделать еще один шаг дальше, утверждая, что если бы реформаторы были такие серьезные, постоянные и основательные труженики, как пионеры — наши братья, их предшественники, — тогда Великая Реформация не была бы остановлена на полпути, но была бы доведена до полной и славной победы, предоставляя миру одновременно и религиозную, и политическую свободу, как непременное следствие, вытекающее из нашего первого принципа.
Во всех народах, не исключая и русского, мы видим много таких верующих людей не нашего исповедания, которые, если бы они искренно и открыто заявили о своих сердечных убеждениях и тайных верованиях, то несомненно они открылись бы как христиане, сочувствующие нашим баптистским принципам. Некоторые выдающиеся общественные деятели в Северной Америке свидетельствуют, что в Соединенных Штагах Америки не мало имеется представителей крещения младенцев, которые в душе своей уже на 50 процентов соглашаются с нашими принципами. Из них некоторые даже утверждают, что в Америке в настоящее время «Едва ли из каждых 10 новорожденных младенцев подвергается крещению один». Это ясно доказывает, что веками тяготевшая на христианском мире католическая анафема, определяющая, что «всякий говорящий, что крещение младенцев несущественно для получения спасения, да будет проклят», — теряет свою силу, а истина Божия все больше и больше проникает в сердца и чувства людей, просвещая их дивным светом Евангелия Христова. Эта перемена взглядов происходит в настоящей время и в русском народе, среди которого мы замечаем массовое оставление традиционных святынь, и католических ритуалов, в пользу простоты Евангельского учения, как мы, баптисты, его исповедуем и практически проводим в жизнь.
Историки повествуют, что во всех веках христианской эры жили мужи, которые были проникнуты принципами, которые ныне исповедуют все баптисты во всем мире. Вполне соглашаясь с историком доктором Крамом, который говорит, что с учреждением догмата «возрождения посредством таинства крещения» и с введением обычая «крестить младенцев», — «прогресс истинной религии в недрах церкви идет на убыль, и чистое учение Евангелия и неповрежденность его Установлений с этого времени следует искать исключительно среди тех, которых церковь проклинает, как еретиков и раскольников», мы все же не должны упускать из виду и тот факт, что в третьем и в четвертом веках встречаются еще и такие руководители церкви, которые не только сами были крещены лишь только после своего сердечного обращения к Господу, но которые и других учили этому образу веры и жизни. К числу таких мужей бесспорно принадлежат, как это доказано в брошюре «С какого времени существуют баптисты», Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий, Ефрем Сирин и многие другие, к которым следует причислить и Ульфилу, епископа готов (311-381), и Блаженного Иеронима (340-420). Все эти мужи ревностно были озабочены проведением в жизнь принципов, за которые ныне во всем мире подвизаются баптисты.
Так, например, Ульфила перевел Библию на готский язык. Часть этого перевода сохраняется ныне в Упсале в Швеции. Иероним изучал в течении многих лет еврейский и греческий языки, и, трудясь над манускриптами, он в 382 году в Риме приступил к исправлении» латинского перевода Священного Писания, каковой, по свидетельству Тертуллиана (160-230), уже существовал до него. Принимая во внимание, что эти два перевода были сделаны задолго до появления папства, которое, как это уже было указано, учреждено папой Львом I Великим в 405 году, и что папство с первого времени своего существования всегда категорически запрещало и поныне запрещает мирянам иметь и читать Священное Писание на своем родном языке, мы убеждаемся, что эти два мужа, потратившие столь много драгоценного времени, энергии и материальных средств, как на перевод Священного Писания, равно как и на его распространение, никоим образом не могли быть католиками образца 5-го, или следующих столетий, но что они были глубоко верующие мужи «подвизавшиеся добрым подвигом за веру, однажды преданную святым» (Иуды 1:3), как и за принципы, которые ныне исповедуем мы, баптисты. Все это бесспорно доказывает не только лояльность этих мужей к первому нашему принципу, который определяет «святое Писание, как единственное правило и руководство во всех делах и вопросах веры и жизни», почему они и переводили его на языки других народов, дабы и те этим словом руководились, но и их принадлежность к тому исповеданию, которое ныне называется баптистским.
Дальше мы видим, как Петр Вальдо, богатый гражданин города Лиона, руководитель вальденских баптистов 12-го века, усердно старался о переводе и распространении Священного Писания в таком обильном количестве, что один историк удивленно говорит: «Просто поражаешься, как широко их (вальденских баптистов) принципы были распространены по всей Европе, как до, так и во время Великой Реформации». В 1477 году в Голландии уже существовало несколько переводов Библии, в издании и распространении которых голландские баптисты принимали самое горячее и живейшее участие.
Виклеф, зарница Реформации, которого некоторые историки называют «принципиальным баптистом», был воодушевлен нашими принципами, когда приступил к переводу Библии на английский язык. Но Виклеф не остановился на переводе Библии, но пошел дальше, ревностно заботясь и о самом широком распространении ее среди своего родного народа, за что и получил от него всеобщую признательность.
В этом духе действовали и все баптисты всех последующих веков, усердно трудясь в деле распространения Священного Писания среди всех народов земли. Так, например, Вильям Кэри, баптист, и его единомышленники в 1809 году уже закончили полный перевод Библии на бенгальский язык и, проявляя небывалую ревность по распространении Священного Писания среди различных племен многомиллионной Индии, они в течении 30 лет сделали Библию доступной книгой для одной трети жителей всей земли, переведя ее на языки и наречья обитателей той части света.
Только что сказанное про Вильяма Кэри вполне может быть применено и к нашему брату Адонираму Гудзону, первому миссионеру бирманских племен. Для нашего наименования также очень показателен и тот факт, что первая попытка образовать Библейское общество, с исключительной задачей распространить Священное Писание, была сделана в 1698 году баптистом Джон Юзом (John Hughes). Старейшее и крупнейшее Библейское общество — «Британское и Иностранное библейское общество», было основано в Англии при горячем и всестороннем участии баптистов в 1804 году, цель которого была определена таким образом: «распространять Священное Писание и отдельные его части без всяких прибавок, примечаний и объяснений, в авторизованном для Англии переводе, и по возможности содействовать чужеземным странам в приобретении Библии на их родном языке». После этого подобные Библейские общества уже были основаны во многих странах, так что в настоящее время вся Библия в целом переведена более чем на 450 языков и диалектов; некоторые же ее части — более чем на 550 языков и диалектов среди народов всей земли.
В 1784 году английские баптисты, во время одного своего годового съезда в городе Нотингеме, решили каждый первый понедельник в месяц иметь молитвенное собрание для просьб, молитв и молений Господу о скорейшем распространении Царствия Божия среди всех народов земли. Эти собрания послужили причиной к учреждению тех ежемесячных миссионерских собраний, которые вот уже более ста лет охватывают своим священным пламенем и своей неугасимой жаждой спасать гибнущее человечество все церкви новозаветного типа во всем мире. В 1792 году из недр этих собраний образовалось первое миссионерское общество, которое поставило своею целью просвещать светом Евангелия Христова, насколько это возможно, все народы земли.
Правда, в Англии уже с 1701 года существовало одно миссионерское общество, но общество это распространяло исключительное влияние Англиканской церкви в Английских колониях, среди своих соотечественников, нисколько не выходя из границ этих колоний.
Вильям Кэри, организатор и вдохновитель этого первого миссионерского общества, ясно определил своим духовным чутьем, что без Христа все человечество гибнет, но он также вполне правильно познал и то, что Евангелие Царствия Божия есть единственное средство, которое дано Богом гибнущему человечеству для спасения его.
В этом отношении Кэри не признавал ни государственных границ, ни национальных особенностей, и решившись быть первым миссионером этого образованного им общества, он отправился в Индию, чтобы благовествовать «неисследимое богатство Христово» сидящим во тьме и тени смертной язычникам той страны. История современной протестантской миссии в языческих странах достаточно ярко свидетельствует об этом, так что распространяться здесь по этому вопросу считаю совершенно лишним. Позволю себе сделать лишь краткое извлечение из речи доктора И. Ед. Ч. Веллдона (J. Ed. С. Welldon), епископа Калькутты, которую он произнес 29 декабря 1900 года в Серампорском институте во время конференции христианских студентов, в которой мы читаем следующее: «Вне всякого сомнения, что раньше или позже, но я молюсь о том, чтобы скорей настало то время, когда эта великая страна со своими 300 миллионами жителей подчинится влиянию креста Христова и когда настанет такой желанный день, тогда христианская Индия достойно почтит тот холм, под которым покоятся смертные останки того мужа Божия, чрез которого Небесный Учитель так неизреченно много сделал для бедных жителей этой великой страны, — я имею в виду основателя Христианской миссии в Индии, друга и добродетеля всех людей, как христиан, так и нехристиан всей Индии без различия касты, положения или племени, — Вильяма Кэри».
Так гласит беспристрастное свидетельство методистского епископа Калькутты, который не принадлежит к нашему исповеданию.
Сюда принадлежит и однообразная система международных уроков воскресных школ, разработанные баптистом города Чикаго Б. Ф. Джекобсом (В. F. Jacobs), как и первый в мире журнал, посвященный воскресной школе и юношеству вообще, издаваемый баптистами Соединенных Штатов, под названием «Молодой Жнец» (Young Reaper).
Донатистские баптисты во время Константина Великого (314) возвышали свой голос против соединения Церкви с государством, говоря: «Не дело императора вмешиваться в дела Церкви, как и не дело Церкви вникать в дела государственные, а поэтому епископам нечего делать в царских палатах». Этот клич мощно раздавался во все века: он не умолкал и во время самых свирепых гонений и страшных страданий, и везде, где люди прислушивались к нему и осуществляли его в жизни, он приносил им желанную свободу. Самые свободные народы в настоящее время во всем мире, — это граждане Англии и Америки, и это как раз те страны, в которых когда-то мощно раздавались голоса Джона Буньяна и Роджера Вильямса, этих энергичных и неустрашимых проповедников абсолютной свободы совести для всех и отделения Церкви от государства.
Когда первый конгресс Соединенных Штатов Америки заседал в Филадельфии в 1774 году, баптисты той страны не замедлили обратиться к нему с петицией, прося народных представителей признать право религиозной свободы за каждым гражданином, что и было сделано конгрессом. В 1776 году по настоянию баптистов в конституцию штата Виргинии был включен параграф, гарантирующий всем гражданам того штата тоже абсолютную свободу совести. Первый президент Америки Джордж Вашингтон сделал нашим братьям баптистам после Гражданской войны следующее официальное признание: «Я с большим для меня удовольствием вспоминаю заслуги религиозных общин, к которым вы принадлежите, выразившиеся во всей Америке в самоотверженном, твердом, единодушном и верном служении делу гражданской свободы, проявляя себя везде непоколебимыми сторонниками нашей славной революции».
По настоянию баптистов в 1789 году в конституцию США была включена поправка, согласно которой Церковь отделяется от государства, и на основании которой ни один конгресс той страны не может издавать законы, предоставляющие преимущество одной религии в ущерб другой, или объявлять ту или другую церковь государственной религией, как и вообще издавать законы, направленные против религиозной или гражданской свободы в общем. Это была великая победа наших принципов в Америке, которая не замедлила проявить свое благотворное влияние как на характер американского христианина, равно как и на взаимоотношения всех граждан той страны. Американские историки единогласно приписывают всю честь по отношению к утверждению в Америке принципов «свободы совести» и «отделения Церкви от государства» со всеми отсюда вытекающими последствиями исключительно нашим братьям баптистам.
Не меньшую победу предстоит одержать нашим принципам и в России, несмотря на то, что в настоящее время эта цель кажется еще слишком далекой. Но когда мы присмотримся поближе, то и сегодня уже замечаем сильное влияние наших принципов на народные массы. Краткая история этого влияния следующая. В 70-х годах 19 века наши заграничные братья, будучи верны своему первому принципу, принесли в Россию Евангельское учение, а с ним и баптистские принципы, ныне исповедуемые во всем мире. Проповедь Благой Вести нашла в русском народе, измучившемся в исканиях спасения своей души и изнуренном различными церковными эпитемиями, восприимчивую почву, так что вскоре после этого на Юге России образовались в различных местах баптистские общины по плану новозаветных церквей Божиих. Вкусивши сладость Евангельского учения, эти церкви усердно старались распространить среди своих сверстников то, что теперь было для них так дорого и мило. За такую проповедь на них обрушилась царская и иерархическая власти, так что им нигде спокойного житья не было. Их ссыпали в глухие холодные места Сибири или в лихорадочные места Закавказья; их морили голодом и мучили всевозможными истязаниями в тюрьмах и на местах ссылки, так что очень многие из них пали жертвою такого церковно-полицейского насилия.
Наконец, в 1905 году 17 апреля был оглашен царский манифест, возвестивший всем «верноподданным» свободу совести. Это было от Господа, и являлось дивно в очах наших братьев и сестер; но не долго суждено было им радоваться этой свободе. К великому несчастью русского народа, эта «свобода» вскоре после ее обнародования, была превращена сенатскими толкованиями и министерскими разъяснениями в простой клочок бумаги, от которого в конце концов не осталось следа.
На наших братьев снова обрушилась затаенная злоба иереев православной церкви, которые, добившись своего, опять стали наполнять Нарымский край и Якутскую область лучшими сынами русской земли, и это только за то, что они на основании Евангелия учили об «отделeнuи Церкви от государства» и про «абсолютную свободу совести для всех», без исключения звания, класса и национальности.
Но Господь услышал вопль и стон Своего народа, невинно сделавшегося жертвою царско-церковного произвола. Он воздвигнул Февральскую революцию, которая одним сильным взмахом ниспровергла царизм, а вместе с ним и иерархическую власть церкви, и освободила всех политических и религиозных страдальцев на радость всей русской земле. Радости было неописуемо много, вся страна ликовала; но полную победу наши баптистские принципы все же и на этот раз еще не одержали в России. Враг души человеческой и враг свободы снова поднял свою тиранскую голову. Сперва слегка, а потом уже и смелей и чувствительней, он стал накладывать на религиозную свободу свои цепкие руки. Это тем более обидно и больно, ибо религиозная свобода на этот раз была возвещена народу не отжившим царизмом, ревностно исполнявшим все репрессивные предписания иереев, но самим народом, в лице своих представителей. Как приятно заучат слова конституции РСФСР, утвержденной 5-м Всероссийским съездом советов 10 июля 1918 года, в которой 13 параграф пятой главы второго раздела, гласит: «В целях обеспечения за трудящимися ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ СВОБОДЫ СОВЕСТИ, церковь отделяется от государства и школа от церкви, а СВОБОДА религиозной и антирелигиозной ПРОПАГАНДЫ ПРИЗНАЕТСЯ ЗА ВСЕМИ гражданами». Но сегодня мы все же все знаем, что и эти слова различными декретами превращены в такой же клочок бумаги, как некогда и царский манифест от 17 апреля 1905 года.
Но несмотря на то, что советская власть в отношении религиозной свободы начинает проявлять все более враждебное настроение, мы все же замечаем, как наши баптистские принципы проникают в широкие народные массы, которые пробуждаются сознанием в пользу полного отделения Церкви от государства, а также и отделение государства от Церкви, и абсолютной свободы совести в самом широком смысле этою слова.
Мы крепко верим, что не далек тот день, когда и для русского народа навеки спадут все цепи религиозного стеснения, и когда над его совестью прекратится всякое опекунство со стороны государства, и тогда выяснится, какую роль в этом освободительном движении сыграли наши принципы. Правда, точная история нашего братства в России еще не написана, но мы верим, что это осуществится, коль скоро для этого наступит подходящее время и найдется рука, которая сумеет собрать весь сюда относящийся материал. Да будет так по воле и во славу Божию.
Всем известно, что характер человека вырабатывается и определяется его занятием, идеалами и подвигами жизни в борьбе за существование; но также известно и то, что наши принципы воспитывают и облагораживают характер человека и придают ему в этой борьбе крепость и стойкость, как ничто другое во всем мире.
Чтобы достойно оценить место, которое мы, баптисты, занимаем в мире, нам необходимо познакомиться с нашей исторической заслугой и героической преданностью гражданской свободе, как и с нашим активным участием в устройстве социальной жизни на благо всего человечества. Бесспорно доказано и ныне это всем известно, что баптисты являются авангардными борцами гражданской и религиозной свободы во всех передовых странах, но что Джон Кларк (John Clarke), видный баптист Новой Англии, сделал больше в пользу закрепления этих свобод, чем кто либо другой, когда он обратил внимание всего мира на пуританскую религиозную нетерпимость, это, конечно, знает не каждый. Он своими протестами и ходатайствами добился в 1643 году королевского признания, на основании чего Род-Айленд был признан свободным демократическим штатом с абсолютной свободой совести. Здесь им же была выработана и проведена в жизнь совершенно новая в истории человечества школьная реформа, которая предусматривает всеобщее обязательное обучение всех детей школьного возраста обоего пола за счет государства. Эта новая система вскоре после того была воспринята и многими другими государствами, так что в настоящее время этот способ обучения детей принят уже почти во всех цивилизованных государствах. Отсюда видно, что баптисты очень много сделали в отношении грамотности вообще, но что они делают в этом отношении для своих детей, мы поймем, когда вникнем в следующие неоспоримые факты.
Первый ректор Гарвардского университета (Harward College) в Америке был баптист Генри Дюнстер (Henry Dunster), а первыми добродетельными и ревностными защитниками этого университета были баптисты Фома Холис (Thomas Hollis) и его семейство, богатые английские колонисты. В этом университет ими же была учреждена и первая богословская кафедра в Америке. Также и так называемый Брауновский университет (Brown University), первое высшее учебное заведение в средних штатах, стоящий во главе всех американских университетов, тоже был основан баптистами в 1764 году. Устав этого учреждения предусматривает, что ректором его может быть исключительно член баптистской церкви. И первое высшее женское учебное заведение, Васарский институт, тоже в Америке, также был основан видным баптистом Матфеем Васаром (Matthew Vassar). Этому учебному заведению принадлежит не только первенство, но и неоспоримое превосходство перед всеми ему подобными учреждениями во всем мире.
Нелишне будет указать и на тот факт, что американские баптисты затрачивают ежегодно большие миллионы долларов на образование своей молодежи; гораздо больше, чем какое-либо другое исповедание. Американские баптисты в настоящее время имеют 10 больших высших богословских семинарий (причем одна из них является самой большой семинарией во всем мире), и целый ряд библейских институтов. Кроме этого они имеют свыше 250 средних, вышесредних и высших учебных заведений, на сооружение которых ими затрачено более 85000000 долларов.
В этих баптистских учебных заведениях обучается до 55000 студентов обоего пола, а в библиотеках этих учреждений насчитывается свыше одного миллиона книг.
Баптисты обогатили также своими кандидатами и именные списки великих ученых людей. Это, например, Даниил Дефо (Danial Defoe), знаменитый английский писатель (1661-1731), сделавшийся всемирно известным своею брошюрой «The shortest way with the Dissenters», написанной в 1702 году против преследования за религиозные убеждения, как и своей книгой «Жизнь и приключения Робинсона Крузо»; Джон Фостер (John Foster) и Фома Эдисон (Thomas Edison), прославившиеся своими многочисленными изобретениями в электрической области; Джон Говард (John Howard), известный как великий филантроп; Джон Мильтон (один из величайших поэтов и писателей всемирной литературы) (1608-1674), прославившийся своей поэмой «Потерянный и возвращенный рай»; Джон Буньян, автор бессмертных произведений «Путешествие пилигрима» и «Духовная война», переведенных больше чем на сто языков и наречий, — все были нашими братьями баптистами.
Также и Самуил Кларк (Samuel Clarke), английский богослов и философ, сочинения которого широко распространены среди англочитающей публики; Сандфорд (Candford), составители целой серии арифметических задачников; Харкнес (Harkness), автор восьмитомного учебника латинского и греческого языков, числящихся лучшими пособиями на английском языке; Харперс (Harpers), составитель учебника еврейского языка; Бродус (Broadus), автор пространной гомилетики и Робертсон (Robertson), составитель греческой грамматики, которые считаются лучшими пособиями даже во всех пресвитерианских, методистских и епископальных семинариях в Америке, — все были действительные члены наших баптистских церквей.
Нелишне будет, если укажем и на Александра Мак-Ларена, известного знаменитого проповедника и комментатора настоящего времени; на Ф. Б. Майера, проповеди и духовно-нравственные и поучительные сочинения которого распространены по всему лицу земли; на А. И. Гордона, получившего название «титанического толкователя Священного Писания»; на Андрю Фуллера, который крепко держал «бичевку веры», когда Кэри спускался в трущобы греховной тьмы и невежества Индии; на Роберта Халла, который составил изящный словарь, находящийся в употреблении у всех англоговорящих ораторов; на Христиана Ивенса, который своим одушевляющим красноречием много тысяч душ привел ко Христу, и на Чарльза Сперджена, которого слушали, и ныне читает, больше людей, чем какого-нибудь другого великого проповедника всех прошедших веков. Все упомянутые мужи были баптистскими деятелями.
С глубоким чувством самой сердечной радости, мы констатируем исторические факты, свидетельствующие о том, что среди всех энергичных защитников библейских принципов, сияющих как светила, выделяются наши братья баптисты, как то: апостол Павел, Поликарп, Игнатий, Ириней, Тертуллиан, Григорий Богослов, Ефрем Сирин, Петр де Бруис, Петр Вальдо, Джон Мильтон, Джон Буньян, Роджер Вильяме, Чарльз Сперджен и Абрам Линкольн, имена которых в анналах истории стоят много выше, чем имена остальных великих мужей в соответствующей сфере их деятельности.
Нелишне будет указать и на то, что весь христианский мир многому обязан баптистам и за целый ряд духовно-нравственных гимнов, которые ныне поются по всему лицу земли и почти на всех языках и наречиях. Так, например, среди гимнов, захватывающих душу человека, искренно любящего Господа, в России больше всех известны: «О, Сын Божий, Примиритель»; «Ты Свой дождь благословенья»; «Как сладостны для нас»; «В руках я Иисуса»; «Христа да возвеличит все»; «Примкните к Иисусу»; «Нет лучше места одного»; «Я не свой, Христом спасенный»; и т д., все составлены и скомпозированы баптистами. Эти песни очаровывают и услаждают опечаленное сердце человека больше, чем все философские сочинения мудрых людей мира сего. Одним словом, мы находим, что во всех областях науки и знания самые выдающиеся лица принадлежат к нашему наименованию. Так, например, среди библейских комментаторов ярко выделяются наши братья баптисты: Хилл, Сперджен, Мак-Ларен и Каролл; среди богословов Кларк, Хони и Стронг; среди гебраистов Харпер и Сампей; среди элленистов Бродус, Буртон и Робертсон; среди социологов Веддер и Раушенбуш. Также и среди всех остальных отраслей науки, как то: поэзии, химии, физики, медицины, естествоведения, астрономии и т. д., мы встречаем наших братьев баптистов как светил, далеко не последней величины.
Настоящим обозрением мы главным образом старались указать как на исторические факты, так и на свидетельства авторитетных лиц, не принадлежащих к нашему исповеданию, дабы не возбуждать мысль самохвальства. Глядя назад, в даль прошедших веков, мы с великой благодарностью, но вместе с тем и с искренним сердцем, исповедуем, что мы сами по себе слишком ничтожный народ, но что при содействии Духа Святого мы все же смогли сделать великое, как во славу нашего Искупи геля, а также во благо всему человечеству; и смотря вперед, мы сознаем, что в будущем нас ожидают еще большие задачи, ибо принципы, за которые мы, баптисты, подвизаемся, суть Божественного происхождения, почему они и свидетельствуют об истинном христианстве в духе новозаветных церквей Божиих.
Такова вкратце история нашего братства. В Англии, Америке, России и во всех других государствах наши братья жертвовали в пользу наших принципов вообще, а особенно в пользу отделения Церкви от государства и абсолютной свободы совести для всех в частности, не только своим имуществом и добрым именем, но и своею жизнью, перенося по временам неимоверные жестокости со стороны своих притеснителей, НО САМИ ОНИ НИКОГДА И НИКОГО ЗА РЕЛИГИОЗНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ НЕ ПРЕСЛЕДОВАЛИ, чем и сохранили учение Господа нашего Иисуса Христа ЧИСТЫМ И НЕПОВРЕЖДЕННЫМ во славу Божию до сего дня. Этой чести нас, баптистов, никто не лишит.
О, нет, никто во всей вселенной
Сам Бог любви свободу дал
Свободы верных не лишит.
Пусть плоть боится цепи пленной
И пусть тюрьма ее страшить!
Но мысли тьмой порабощенной
И цепи ей освобожденной
Доныне мир не отковал!О, нет, никто во всей вселенной
Нас чести нашей не лишит!
Пускай с враждою откровенной
Толпа позором нас клеймит, —
Поднимем знамя правды вечной,
Любовью злобу обовьем
И честь не в славе быстротечной
А в торжестве любви найдем.О, нет, никто во всей вселенной
Не похитит богатств у нас!
Пусть на алтарь борьбы священной
От нас возьмут в жестокий час
И серебро, и что имеем, —
Мы совесть чистой сохраним,
Мы тайной счастья овладеем
И ею мир обогатим.Аминь.
Перевел и составил для баптистского юношества Я. Я. Винс,
миссионер Генерального Миссионерского общества Германо-баптистских церквей Северной Америки,
г. Харбин, 1924
Главная
страница | Начала веры
| Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки