Часть 1. Что учит Библия о церковной дисциплине
Благочиние поместных церквей или церковная дисциплина (из журналов "Баптист" и "Братский вестник")
Чему Библия учит в вопросе церковной дисциплины? Нам нужно исследовать, что говорит Библия о дисциплине в обществе святых людей. Этот вопрос нужно внимательно изучить, имея в виду то, что он весьма деликатный, и что ответственность за сохранение дисциплины возложена исключительно на пасторов церквей. Эта истина изложена следующими словами: Евр. 12:12-13 - "Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колена... дабы хромающее не совратилось, а лучше исправилось".
Цель Бога заключается не в том, чтобы уничтожить, но чтобы исправить согрешающих верующих и сделать их плодоносными на Его ниве.
Евангелизация призвана для того, чтобы церковь служила внешнему миру, т.е. тем, кто находится в грехах. Церковная дисциплина - это служение для тех, кто уже находится в церкви, но связаны грехом. Осуществляемое с любовью поддержание церковной дисциплины поможет святым. находящимся в грехах, осознать греховность их поведения и несовместимость такого поведения с их верою в Христа. Церковная дисциплина предназначена для того, чтобы люди осознали свои грехи и покаялись в них.
Для того, чтобы лучше понять проблемы, которые возникают в церквях, не поддерживающих церковную дисциплину, рассмотрим некоторые Библейские примеры.
Апостол Павел упрекает коринфян в отсутствии церковной дисциплины, указывая на известный всей церкви случай аморального поведения её члена: 1 Кор. 5:1 - "Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего".
Греческое слово "порнея", переведенное как "блудодеяние", выражает общую идею супружеской неверности, а в данном случае - кровосмешение, когда молодой человек вступил в половую связь со своей сводной матерью (жену отца своего). Сравнивая это место с Матф. 14:4, 22:28, а также 1 Кор. 7:2, 29, можно заключить, что речь шла именно о кровосмесительной связи. В Ветхом Завете были строго запрещены кровосмесительные браки (Лев. 18:6-18; Втор. 22:30). Случаи кровосмесительных браков не были особой редкостью среди язычников; однако, они не были распространённым явлением и не одобрялись обществом.
Как же коринфская церковь отнеслась к такому постыдному случаю?
Коринфские верующие столкнулись с другою серьёзною проблемою - они возгордились собою (1 Кор. 4:6-7; 18-19). Они гордились своими руководителями, своей мудростью и своей свободой. Они считали, что их церковь намного лучше, чем другие церкви в Македонии и Ахаие.
Ослеплённые гордостью, они просто не заметили, что в их церкви произошло такое мерзкое событие. Апостол Павел, когда говорил: "И вы возгордились" (ст. 2), не имел в виду, что они возгордились этим случаем блудодеяния (как проявлением их духовной свободы в Христе), но что они допустили гордость, несмотря на этот случай. Они считали себя настолько совершенными христианами, что просто обратили мало внимания на этот постыдный случай. Грех, который должен был бы погрузить их в великую печаль, на самом деле, не смог даже поколебать их самодовольство.
В своё оправдание они не могли сослаться на незнание. В 9-ом стихе апостол напоминает им: "Я писал вам в послании - не сообщаться с блудниками". Послание, о котором упоминается здесь, было написано раньше 1-го Послания к Коринфянам, и в нём говорилось о церковной дисциплине и об отношении церкви к согрешающим членам, но оно не дошло до наших дней. В ст. 11 апостол Павел приводит более подробное напоминание о содержании этого несохранившегося послания: "Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остаётся блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником, с таким даже и не есть вместе".
И поскольку церковь не поступила так, как она должна была поступить, апостол Павел, пользуясь данной ему апостольской властью, предписывает, какое дисциплинарное взыскание должно быть наложено на согрешившего.
Коринфская церковь пренебрегла своею ответственностью в вопросах церковной дисциплины и должна была пожать соответствующие плоды.
Упущения в вопросах, относящихся к церковной дисциплине, неизбежно приведут к компромиссам и в других вопросах. Коринфяне стали судиться между собою, злоупотреблять своей свободой, пренебрегать святостью Вечери Господней, преуменьшать значение любви, неправильно пользоваться своими дарами и даже допустили сомнение в воскресении умерших. Церковная дисциплина стала своеобразным водоразделом в Коринфской церкви. Пренебрежение вопросами дисциплины послужило отправной точкой для скольжения вниз по наклонной плоскости.
В Откр. 2:19 мы читаем: "Знаю твои дела, и любовь, и служение, и веру, и терпение твоё, и то, что последние дела твои больше первых".
Однако, подобно Коринфской церкви, церковь в Фиатире, одолеваемая самодовольством, пренебрежительно отнеслась к проявлению безнравственности в её среде. Такое самодовольство подогревалось лжеучением исходившим от "Иезавели". Это имя очевидно выбрано иносказательно с целью напомнить о жене царя Ахава, который благодаря ей стал поклоняться Ваалу и ввёл в этот грех всё Северное Израильское Царство (3 Цар. 16:31; 18:19). Служение Ваалу было не только идолопоклонством, но оно также поощряло ритуальную проституцию. Поклонники Ваала вступали в храме Ваала в половое сношение со жрицами, служившими при храме, с тем, чтобы возбудить жажду в Ваале и склонить его к совокуплению с богинями и, таким образом, повысить урожай земли. Подобно тому, как под влиянием Иезавели израильтяне впали в безнравственность, верующие в Фиатире под влиянием ложного пророчества тоже склонились к безнравственному поведению.
В Фиатире существовал особый моральный климат, толкавший к безнравственному поведению. Поскольку экономика города была основана на торговле, и всеми делами в городе управляли торговые гильдии, которые были тесно связаны с языческими религиями, то отказ от членства в такой гильдии означал социальную изоляцию и потерю работы. Ссылаясь на слова "...идол в мире ничто..." (1 Кор. 8:4), "Иезавель" учила, что верующие не должны впадать в нищету из-за того, что они отказываются подчиняться правилам торговых гильдий, а для этого они должны подчиняться им. То, что религиозные праздники требовали половой распущенности, по-видимому, нисколько не тревожило ни "Иезавель", ни её последователей (Откр. 2:20-21).
Это учение можно вкратце свести к следующему: духовность верующего человека не зависит от того, как он живёт в теле, и, по учению Иезавели, фиатирским верующим следовало участвовать в языческих религиозных обрядах (даже, если они были тесно связаны со служением диаволу) и тем показать миру, что зло теряет всякую силу перед лицом Божьей благодати.
Поскольку церковь не приняла никаких дисциплинарных мер, Господь пообещал, что Он Сам сделает это (Откр. 2:22-23). Причём Он пообещал не только показать виновных, но также сдвинуть светильник церкви.
Ничто не говорит о себе так громко, как духовный мрак.
Христос пришел не только для того, чтобы спасти верующих, но также чтобы их освятить. Апостол Павел ясно пишет об этом в Ефес. 5:25-27. Христос особенно заинтересован в том, чтобы в церкви царила чистота. Грех, допускаемый членами церкви, будет производить всё большее отступление от Бога (1 Кор. 5:6; Евр. 12:15; 2 Тим. 2:16-17).
В Кор. 5:7-8 Ап. Павел, со ссылкою на Ветхий Завет, призывает верующих к церковной чистоте. Иудейская Пасха, как прообраз жертвенного подвига Иисуса Христа, следовала сразу же за праздником Опресноков (Лев. 23:4-8). Перед наступлением праздника Опресноков всё квасное должно быть удалено из домов и сожжено на огне. Указывая на это, Ап. Павел призывает: 1 Кор. 5:7 - "Итак считаете старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы безквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас".
Поскольку Христос стал жертвою за грехи всего мира, и в Нём исполнился Ветхозаветный образ Пасхи, то Церковь вошла в период непрекращающегося праздника Опресноков. И апостол Павел продолжает: 1 Кор. 5:8 - "Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины".
Пренебрежение вопросами дисциплины приводит к возникновению нечистоты в церкви, и поскольку мы не можем выйти из мира, мы должны мир удалить из церкви. Вот почему апостол Павел призывает: 1 Кор. 5:13 - "Итак извергните развращённого из среды вас".
Седьмая глава книги Иисуса Навина говорит о потере силы израильтянами при сражении у города Гай из-за того, что согрешил Ахан. Перед тем израильтяне, войдя в землю обетованную, одержали блестящую победу над Иерихоном. Предвидя вторую победу над гораздо более слабым городом Гаем, Иисус Навин послал только 3000 вооружённых израильтян, чтобы они захватили город, однако израильтянам пришлось бежать! При этом 36 израильских воинов погибли у города Гай. Потерпев позорное поражение, израильтяне пали духом, а Иисус Навин смутился (см. И. Нав. 7:4-9). Ведь Гай был маленьким городком. Почему же Господня армия потерпела столь унизительное поражение? Иисус Навин воззвал к Господу, и Бог открыл ему причину этого поражения (см. И. Нав. 7:11-12).
Господь повелел Иисусу Навину собрать всех израильтян и обнаружить виновного. Вскоре открылось, что Ахан взял заклятые вещи и нарушил тем самым Господне повеление (И. Нав. 6:16-19). В стане израильтян появился грех. И этот грех лишил силы всю израильскую армию.
"Постойте, постойте, - можете возразить вы, - разве не один Ахан согрешил? Почему же весь народ должен был страдать из-за греха одного человека?" Хотя из Библии становится ясно, что согрешил действительно только один Ахан, Бог вполне определённо указывает на то, что весь Израиль согрешил: И. Нав. 7:1.11 - "Но сыны израилевы сделали преступление...
Израиль согрешил..." Вина всего народа обуславливалась принципом всеобщей солидарности. С точки зрения Бога, грех одного человека распространяется на всю семью, к которой он принадлежит (см. Рим. 5:12; Евр. 7:5). Один Ахан лишил весь израильский народ данной ему Богом чистоты и святости.
Грех лишил Божьего благословения весь израильский народ. И подобно тому, как Израиль не мог относиться равнодушно к греху одного из его сынов, так и поместная церковь не может относиться равнодушно к согрешению члена своей общины.
Отсутствие чистоты всегда приводит к отсутствию прогресса. Только после того, как грех Ахана был открыт, и весь израильский стан очистился, Израиль снова получил силу Божью и победил Гай (И. Нав. 8:1-19).
1. Если мы согрешаем, это известно Богу (поскольку Он есть и знает всё).
2. Если мы согрешаем Бог, отнимает Своё благословение. Он может лишить благословения даже всю группу, к которой принадлежит согрешающий.
3. За совершённый грех мы можем осудить сами себя, или же нас осудит Бог.
4. После такого осуждения Божье благословение возвращается вновь.
Церковь, желающая получить Божьи благословения, не должна пренебрегать духовною чистотою её членов. На примере 7-ой главы книги Иисуса Навина показано, как непослушание одного члена церкви может привести к духовному поражению всей общины. Церковь, которая равнодушно относится к греху её членов, потеряет не только чистоту. Она также потеряет духовную силу и не сможет побеждать. Пока грех Ахана оставался ненаказанным, израильтяне терпели поражение у города Гай.
Хотя согрешающий несёт полную ответственность за свой грех, Библия учит, что те, кто не согрешает, но равнодушно относится к греху других, также становятся виновными (см. Рим. 24:11-12). Подобно сторожевому, стоявшему на страже в Израиле, Бог предупредил Иезекииля, чтобы он учил народ ответственности за их непослушание. Согрешающий нёс ответственность за свой грех, но долг Иезекииля заключался в том, чтобы предупреждать согрешающего (см. Иез. 3:18).
Прежде, чем рассматривать вопросы церковной дисциплины, нам следует обратить внимание на пример поддержания Богом дисциплины среди Его детей. В Евр. 12:5-13 представлен такой пример Божьего дисциплинирования, которому церковь должна подражать.
Евр. 12:1 - "Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще".
Сам Христос показал пример верующим, как это можно сделать (12:2).
Терпение, проявленное Им во время Его крестных страданий, должно воодушевить верующих, переживающих различные трудности и испытания. Ключевое слово в этом стихе - это слово "претерпел". Именно терпение - наиболее необходимое качество, когда христианин переживает различные искушения (см. Гал. 6:9). Автор Послания к Евреям ожидал, что пример Христа поможет его читателям "не ослабеть душами вашими" (12:3).
Далее, в стихах 4-13 этого послания подробно описаны те благословения и преимущества, которые приносят верующему Божественное дисциплинирование. Божье наказание предназначено для того, чтобы согрешающие святые исправились и их святость была восстановлена. Такое дисциплинирование и его цели служат примером, которому церковь должна подражать.
Божье наказание Его детей вызвано не гневом, а любовью. В Евр. 12: 4 указано, что хотя верующие евреи много страдают (10:32), никто из них не был убит за имя Христа (...вы ещё не до крови сражались"), подобно Стефану (Деян. 7) или Иакову (Деян. 12). Затем он напоминает своим читателям слова истины, сказанные Соломоном: Пр. 3:11-12 - "Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает, и благоволит к тому, как отец к сыну своему".
Связь между любовью и наказанием видна также из слов Христа, сказанных Лаодикийской церкви: Откр. 3:19 - "Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся".
В этом мире наказание часто считают проявлением гнева и ненависти; однако, согласно Слову Божьему, именно любовь требует применения дисциплинарных мер. Знание того, что Бог наказывает тех, кого Он любит, служит средством, предохраняющим от греха. Тот же самый принцип действует и в системе воспитания детей в семье.
Греческое слово "пайдея" (Евр. 12:6), переведенное "наказывает", означает действие, предпринимаемое с целью воспитания детей. В Ефес.
6:4 апостол Павел говорит о двух типах дисциплинирования, находящихся во власти родителей: 1) учение действием (наказание) и 2) учение словом (увещевание). Чаще всего родители принимают дисциплинарные меры с целью исправления детей, и такое дисциплинирование - это реакция на непослушание детей. Такое дисциплинирование может осуществляться или в форме физического наказания или в форме лишения какой-то привилегии. Дисциплинирование с целью заблаговременного предотвращения того или иного акта непослушания также важный метод воспитания детей. Для этого требуется, конечно, сначала выслушать ребёнка и понять мотивы его поведения, а также для того, чтобы создать атмосферу, в которой ребёнок положительно отреагирует на наставление или наказание.
Второй метод дисциплинирования - это наставление словами в виде поучения, одобрения или обличения. Священник Илий именно в этой области допустил великую небрежность. Видя грех своих сыновей, он "не обуздывал их" (1 Цар. 3:13). Однако, оба метода дисциплинирования, учение действием и учение словом, должны использоваться родителями, если они желают успешно воспитывать своих детей. В конце концов, оба эти метода используются Отцом Небесным в процессе воспитания святых, живущих на земле.
Есть два возможных неверных пути, которыми дети могут пойти в ответ на дисциплинирование их родителями: пренебречь им или прийти от него в отчаяние. Некоторые дети считают родительское дисциплинирование чем-то отсталым и ненужным. Другие просто приходят в отчаяние от того, что они не в состоянии поступать так, как того требуют родители. В обоих случаях дети не поддаются дисциплинированию и считают, что их родители поступают с ними не по любви.
Верующие не должны, подобно этим детям, пренебрегать Господним наказанием. Они не должны также приходить в отчаяние. Хотя этот процесс и болезненный, наказание Господне - это проявление любви и милости всемогущего Бога! Кого Он любит, тех Он и наказывает. Кого Он принимает, тех Он и "бьёт". То, что Бог "бьёт" означает, что процесс дисциплинирования может быть физически болезненным. Тем не менее, несмотря на это, он всегда продиктован любовью.
Будучи отцом, я лично нахожу физическое наказание детей очень неприятным для меня занятием, и мне не хотелось бы прибегать к нему.
Я не люблю "шлепать" моих детей, и мне не нравится их крик и плач. Я бы с удовольствием воспользовался каким-нибудь другим методом дисциплинирования моих детей. Но я просто не могу игнорировать совет, данный в Св. Писании: "не жалей розгу". И в некоторых случаях именно розга - наилучшее средство воспитания детей.
Только одно заставляет меня "шлёпать" моих детей - любовь. Я не стану физически наказывать соседских детей, хотя они иногда просто нуждаются в этом! Но огромная любовь к моим собственным детям требует того, чтобы их нехорошее поведение не оставалось без последствий. Моя любовь заставляет меня действовать так, чтобы мои дети были воспитаны должным образом и могли в своё время своим поведением прославить нашего Господа. Бог поступает с нами таким же образом, только в несравненно более совершенной форме.
В Послании к Евреям, в стихах 7-9 указывается на то, что Господне наказание происходит в семейной обстановке. Если верующие подвергаются Божественному дисциплинированию, то Бог относится к ним, как к "сынам". Автор послания приводит на память именно семейную обстановку, говоря: "Ибо есть ли какой сын, которого не наказывал отец?" Несомненно, что ответ может быть только один: "Нет". Любой любящий отец должен прибегать к мерам дисциплинарного воздействия.
Любой сын нуждается в воспитании. Даже Сын Божий "страданиями навык послушанию" (Евр. 5:8).
В 8-ом стихе Послания к Евреям указывается на то, что наказание - это признак сыновства: "Если же остаётесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны".
Слово "незаконный" относится к тем, кто не переживает Господнего наказания. Во времена Римской империи незаконнорожденные (побочные) дети не пользовались равным правом наследства с законными детьми. Незаконный ребёнок не мог претендовать на нормальные взаимоотношения отца и сына. Такой ребёнок не подвергался наказанию со стороны своего отца, но он не имел и отцовского наследства.
Из 8-го стиха совершенно определённо вытекает заключение, что если христианин впадает в грех, он обязательно подвергнется Господнему наказанию. И если такого наказания не происходит, то есть все основания подумать над тем, истинный ли христианин такой человек. Возможно, что такой человек просто "религиозный", а не истинный Библейский верующий. Отсутствие наказания в жизни члена церкви, который упорствует в том или ином грехе, может свидетельствовать о том, что он не спасён и не истинный член семьи детей Божьих (см. Матф. 7:15-23; Тит. 1:16; 1 Иоан. 3:6-10). В ст. 9 говорится о правильном отношении христианина к Божьему наказанию: Евр. 12:9 - "Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?" Выражение "Отцу духов" относится к нашим земным родителям. В Послании указывается на то, что уважение к земным родителям имеет духовную параллель: если мы уважаем наших земных родителей и проявляем послушание им, то тем более важно уважать Бога и быть Ему послушным, принимая Его наказание. Если земные родители иногда допускают ошибки, наказывая своих детей, наказание нашего Отца Небесного всегда заслужено и справедливо. Истинные дети Божьи - всегда объекты Божественного дисциплинирования. И такое дисциплинирование - признак того, что человек рождён свыше и имеет духовную жизнь.
Божественное дисциплинирование, основа которого неограниченная Божья любовь, приносит благословение. В Евр. 12:10 наказание, которым наказывает земной отец, сравнивается с наказанием Отца Небесного. Земные родители наказывали нас "по своему произволу". Отец же Небесный наказывает нас "для нашей же пользы" Далее кратко показывается земная власть родителей и их способность ошибаться и проводится сравнение этого с чистой любовью и вечной справедливостью Бога.
Божье дисциплинирование рассчитано на то, чтобы помочь христианину идти тропою освящения, как заповедал Бог: "Будьте святы, потому что Я свят" (1 Пет. 1:15-16).
В Евр. 12:11 отмечен тот факт, что любое наказание (земных родителей или Бога) кажется не радостью, а печалью. Проповедник Евангелия Билли Грэм выражает эту же мысль словами: "Розга во многих домах считается устаревшим предметом, а психиатры коробятся при одном воспоминании о ней. Но когда я был маленьким, моя мать заставляла иногда "коробиться" меня самого, и это нисколько не мешало развитию моей личности".
Боль, причиняемая дисциплинарными мерами, однако, приносит свою пользу: "…но после, наученным через него доставляет мирный плод праведности".
Жизнь Билли Грэма служит хорошим свидетельством того, что наказание любящих родителей приносит хорошие плоды. Однако, такая польза проявляется не сразу. Спортсмен, например, хорошо знает, что сможет пожать плоды только тогда, когда окончит цикл интенсивных тренировок.
Окончательная польза вообще не всегда кажется очевидною. И это можно видеть на следующем примере: маленький мальчик как-то пускал по воде в городском парке небольшой кораблик, и вдруг порывом ветра кораблик отнесло настолько далеко от берега, что мальчик не мог его достать. Бесплодные попытки мальчика достать кораблик привлекли внимание находившегося поблизости дедушки. И он пришёл на помощь.
Однако мальчик испугался, когда увидел, что дедушка хочет бросать камни в направлении кораблика! И только позже мальчик увидел, что камни, брошенные дальше, чем находился кораблик, возбудили волны, пригнавшие кораблик к берегу.
Нечто подобное происходит и с Божественным дисциплинированием. Когда мы удаляемся от Бога, нам может показаться, что Он бросает в нас камни. На самом же деле Он использует возникающие "волны" для того, чтобы вернуть нас назад к Себе.
Текст Евр. 12:12-13 имеет прямое отношение к тому, что сказано в стихах 5-11. Ключом к извлечению благословения из Божественного наказания является правильное отношение к нему. Верующие евреи отнеслись неверно к Божественному наказанию и стали унывать при виде постигших их искушений. Над ними нависла угроза духовного паралича, который мог сделать их духовными калеками, и в таком случае они не получили бы никакой пользы от Божьего наказания. Обращаясь к Ветхому Завету, автор послания призывает их: "Итак укрепите опустевшие руки и ослабевшие колена и ходите прямо ногами вашими..." (12:12-13; ср. Ис. 35:3; Пр. 4:26).
Другими словами: "Сбросьте с себя парализующее вас уныние и снова укрепитесь силою Бога". Такое выпрямление и укрепление может быть осуществлено силою Духа Святого (Рим. 8:3-4), если верующие делают это, "взирая на начальника и совершителя веры Иисуса" (Евр. 12:2). В стихе 13 изложена цель, с которой Бог наказывает Своих детей: "...дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось".
Божье наказание призвано для того, чтобы верующий не оказался навсегда парализованным его грехом. Бог хочет с помощью наказания исцелить и восстановить согрешающего, приведя его к покаянию.
В Ветхом Завете записано много примеров того, как Бог применял к Своему народу дисциплинирующие взыскания. Бог наказывал Моисея (Втор. 32:48-52), Мариам (Числ. 12:1-15), Саула (1 Цар. 16:14) и царя Манасию (2 Пар. 33:1-20). Один из классических примеров Божьего наказания в Ветхом Завете - наказание Давида за то, что он совершил прелюбодеяние с Вирсавиею и убил её мужа Урию.
В 11-ой главе 2-ой книги Царств описан случай самого печального падения царя Давида. Вместо того, чтобы со своею армиею пойти на войну, он на этот раз без всякой причины для этого остался в Иерусалиме. Бессонная ночь и красота Вирсавии возбудили в Давиде плотскую похоть, и Давид вступил в половую связь с женою одного из своих воинов. Когда Давид узнал от Вирсавии, что она забеременела, он решил сделать так, чтобы его грех остался незамеченным, и призвал её мужа домой, чтобы он провёл ночь со своею женою. Однако Урия отказался от того, чтобы провести ночь со своею женою в то время, когда его товарищи находятся на поле боя, и это толкнуло Давида на дальнейший грех. Он осуществил заговор с целью убить Урию.
По приказанию Давида Иоав устроил так, что Урия во время битвы оказался один, и был убит; и хотя он погиб от руки врагов, фактически, причиною его смерти послужил заговор, осуществлённый Давидом. После того, как Вирсавия оплакала своего мужа, Давид взял её себе в жены.
Краткое описание этого печального случая заканчивается словами: 2 Цар. 11:27 - "И было дело, которое сделал Давид, зло в очах Господа".
Бог должен строго поступать с теми, кто ослеплён грехом. Для того, чтобы Давид осознал греховность своего поступка, Бог послал к нему пророка и советника Нафана (2 Цар. 12:1-12). Когда Давид осознал всю тяжесть своего греха, он сказал Нафану: 2 Цар. 12:13 - "Согрешил я пред Господом".
Давид был "мужем по сердцу Бога" (1 Цар. 13:14; Деян. 13:22) и потому, несмотря на свой великий грех, он не потерял сердечную чувствительность к Богу. На основании покаяния Давида (см. Пс. 50), Нафан заверил Давида, что Бог простил его грех, и он не умрёт за него (см. Лев. 20:10. Затем Нафан добавил: 2 Цар. 12:14 - "Но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрёт родившийся у тебя сын".
Бог поразил родившегося ребёнка смертельной болезнью. Через семь дней сын Давида умер. Несмотря на Свою безграничную любовь и бесконечную милость, Бог наказал Давида за совершённый им грех. Смерть ребёнка - это, пожалуй, самое тяжёлое переживанием для родителей, но Бог допустил именно такое наказание, чтобы Давид мог исправить своё поведение.
Наказание также служило той цели, чтобы была восстановлена репутация Бога. Грех Давида стал поводом к тому, чтобы Божьи враги хулили имя Божье, поскольку один из его избранных сосудов морально пал. Они могли говорить: "Что же это за Бог, Который избрал и помазал такого царя, который убил своего же воина и взял себе его жену?" Грех, совершённый прилюдно приносит результат, который становится известным всем. Давид должен был быть наказанным так, чтобы весь Израиль и его соседи смогли увидеть Божье осуждение и не имели повода хулить имя Божье.
Можно было бы рассмотреть и другие случаи Божьего наказания, но уже из этого одного случая хорошо видно, что Бог наказывает для того, чтобы согрешающие святые смогли исправиться. Бог не умертвил Давида, хотя он и заслуживал этого. Видя раскаяние Давида, Бог удовлетворился его исповедью и прибегнул к дисциплинарному взысканию с тем, чтобы Давид снова стал полезным для Него. В случае с Давидом Господне наказание было весьма серьёзным. Однако, Его наказание всегда вызвано Его любовью и рассчитано на то, чтобы восстановить в праведности Его согрешающих детей.
Церковные дисциплинарные взыскания также предназначены не для того, чтобы карать, но чтобы восстанавливать упавших. Конечно, они могут быть болезненными наподобие того, как йод причиняет боль, когда им дезинфицируют рану на теле человека. Однако, таким образом создаётся возможность для восстановления согрешившего. С помощью боли, причиняемой обличением, исповеданием и прощением согрешивший восстанавливает общение с Иисусом Христом и Его церковью. А такое восстановление - как раз единственная цель церковного наказания.
Главная
страница | Начала веры
| Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки