Г. К. Тиссен

ЭСХАТОЛОГИЯ

Скачать Word 97 (WinZip)

Содержание:

Глава 1. Личная эсхатология и значение второго пришествия Христа
Глава 2. Второе пришествие Христа: природа Его пришествия и цель Его пришествия в воздухе
Глава 3. Второе пришествие Христа: цель Его пришествия на землю и период между восхищением и откровением
Глава 4. Время Его пришествия до Тысячелетнего царства
Глава 5. Время Его пришествия до скорби
Глава 6. Воскресения
Глава 7. Суды
Глава 8. Тысячелетнее царство
Глава 9. Завершающее состояние
Приложение. Краткий обзор событий конца времен

 

У каждой системы богословия имеется своя эсхатология. Если существует начало, должен быть и конец, не в том абсолютном смысле, в котором вселенная не существовала до своего сотворения, а в смысле перемены и замены того, что является временным, тем, что является вечным. Именно под таким значением нам следует рассматривать и размышлять о Библейском учении о последних вещах. А это учение о втором пришествии Христа, о воскресении, о судах, о Тысячелетнем царстве и о завершающем состоянии.

 

ГЛАВА 1
Личная эсхатология и значение второго пришествия Христа

В эсхатологии можно выделить две обширные области: личную и общую эсхатологию. Общая эсхатология охватывает собой объем будущих событий, начиная вторым пришествием Господа Иисуса и кончая сотворением нового неба и новой земли. Личная же эсхатология касается в отдельности каждого от момента его физической смерти и до того момента, когда он облечется в тело воскресения. В этом исследовании мы бегло коснемся вопроса личной эсхатологии и приступим к более широким размышлениям над вопросом общей эсхатологии. Тем не менее, фокусом этой главы окажется вопрос личной эсхатологии и важность вопроса второго пришествия Христа.

I. ЛИЧНАЯ ЭСХАТОЛОГИЯ

В этом вопросе выделим две темы: поразмыслим о физической смерти и о промежуточном состоянии.

А. Физическая смерть

Физическую смерть не следует смешивать с духовной, или вечной смертью. Духовной смертью является то духовное состояние, в котором находится человек до своего спасения. Сказано, что, находясь в этом состоянии, человек «мертв» по грехам и преступлениям (Еф. 6,1-5). Иисус сказал: «Истинно, истинно говорю вам: наступает время и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышавши, оживут» (Ин. 5,25). Таким образом, человек считается духовно мертвым до того, как оживет во Христе в спасении. Эта смерть — это «озеро огненное. Это смерть вторая» (Отк. 20,14).

Духовная смерть и вечная смерть касаются души, физическая смерть касается тела. Физическая смерть — это разделение души и тела, это конец физической жизни. В Писании она изображается несколькими способами: разделением тела и души (Еккл. 12,7; Деян. 7,59; Иак. 2,6), гибелью души или жизни (Мф. 2,20; Мк. 3,4; Ин. 12,37) и исходом (Лк. 9,31; 2 Пет. 1,13). Не следует однако учить, что смерть — это уничтожение, прекращение существования или несуществования; скорее, это изменение в состоянии и в отношениях. Существует ведь разделение естественных отношений между душой и телом. Тело подвергается тлению в могиле и возвращается в прах (Быт. 3,19), душа продолжает свое существование.

Физическая смерть сопряжена со грехом. Адам ведь не подвергался физической смерти, пока не упал. Физическая смерть — это результат духовной смерти человека (Рим. 5,21; 6,23; 1 Кор. 15,56). Она не является чем-то существенным в существовании человека. Она является осуждением (Рим. 1,32; 5,16) и проклятием. Христос освободил верующего от власти смерти. Писание повествует, что Христос приобщился плоти и крови, «дабы смертию лишить силы имеющего державу смерти, т.е. диавола и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр. 2,14-15).

Хотя смерть является общим врагом, верующему во Христе уже не нужно более отдаваться страху пред ней. Смерть для верующего является вхождением в присутствие Христово. Он лишается тела и оказывается в присутствии Господа (2 Кор. 5,8). Смерть для верующего является «разрешением», чтобы «быть во Христе» (Флп. 1,23). Жало смерти уже устранено (1 Кор. 15,55-57) и христианин умирает в Иисусе (1 Фес. 1,14). Резкий контраст с верующим составляет неверующий, у которого нет такой утешающей надежды. Он оказывается пред лицом осуждения и вечной смерти вне присутствия Господнего (Ин. 3,36; 2 Фес. 1,9; Отк. 20,10).

Б. Промежуточное состояние

Физическая смерть касается физического тела; душа бессмертна, и как таковая, не умирает. Хотя Писание заявляет, что только один Бог обладает бессмертием (1 Тим. 6,16; см. 1,17), человек то же бессмертен в том смысле, что душа его никогда не умирает. И тот факт, что душа бессмертна даже после физической смерти, подтверждается Писанием. В ответ на вопрос саддукеев, касающихся воскресения, Иисус ответил, цитируя то, что Бог сказал Моисею в книге Исход 3,6: «Я Бог Авраама, и Бог Иакова» (Мф. 22,32). И далее Он Сам изъяснил: «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22,32); суть сказанного состоит в том, что, если Бог был Богом Авраама во дни Моисея, тогда Моисей и ныне жив. История богача и Аазаря тоже свидетельствует о бессмертии души (Ак. 16,19-31), об этом свидетельствует также упоминание о душах, находящихся под жертвенником (Отк. 6,9 и далее).

Что же, однако, происходит с душами после смерти, но до воскресения? Обратим прежде всего внимание на доказательство Писания, а затем уже на четыре положения, не соответствующих Писанию.

1. Доказательство Писания. Хотя Библия не предлагает нам огромной информации по этому вопросу, все же она предлагает нам достаточно материала для того, чтобы прийти к определенным заключениям. Прежде всего, верующий пребывает со Христом. Павел сказал, что он желал бы «лучше выйти из тела и водвориться у Господа» (2 Кор. 5,8; см. ст. 6). Далее, у Павла было желание «разрешиться и быть со Христом» (Флп. 1,23). А вот то ободрение, которое Иисус предложил раскаивающемуся человеку, который висел рядом с Ним на кресте: «Истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23,43). Что рай — это небо, ясно из 2 Кор. 12,3 и далее. В небесах верующий не только с Господом, но и в общении с другими верующими. В послании к Евреям говорится о «торжествующем соборе», Церкви первенцев, написанных на небесах» (12,23). Верующие живые, обладают сознанием и счастливы (Лк. 16, 19-31; Отк. 14,13). Это состояние между смертью и воскресением является таковым, которое следовало бы предпочитать нынешнему состоянию. Павел говорит о нем, что оно «несравненно лучше» (Флп. 1,23). Он утверждает, что желает «лучше выйти из тела и водвориться у Господа» (2 Кор. 5,8). Тщательное изучение текста 2 Кор. 5,1-9 предлагает ту мысль, что верующий предпочел бы быть восхищенным, чтобы переселиться к Господу, нежели умереть и войти в промежуточное состояние. Он предпочитает облечься в тело воскресения, нежели оставаться необлеченным. Но необлеченное состояние следует предпочитать нынешнему физическому состоянию, потому что, если даже он не облечен, верующий все же пребывает с Господом. В истории богача и Лазаря очевидно следующее: Лазарь утешен был и находился на лоне Авраама, а богач пребывал в страданиях (Лк. 16,19-31). Из сказанного приходим к выводу, что и неспасенный пребывает в каком-то временном состоянии, испытывая мучительные угрызения совести, ожидая суда великого белого престола (Отк. 20,11-14).

2. Чистилище. В римо-католическом богословии душам, которые совершенно чисты в момент смерти, разрешается войти в небеса, войти в присутствие Божие, в сферу блаженного видения. Тем же душам, которые не вполне чисты и которые нуждаются еще в дополнительном очищении, необходимо войти в место очищения. Это место называется «чистилищем», оно предназначается для очищения от вины прощаемых грехов. Это не место испытания, но это место очищения. Верующие страдают там, потому что на какое-то время они потеряли радость неба и души их там подвергаются наказанию. В подтверждение этого учения пользуются некоторыми местами Писания (Зах. 9,11; Мф. 12,32; 1 Кор. 3,13-15). Однако, вопреки такому положению следует возразить, что нет достаточно солидной Библейской опоры для такого взгляда и что Христос вполне уплатил положенную цену за наше наказание. Мы ничего не можем прибавить к Христовым заслугам (Евр. 1,3). Совершенно верно, что в этой жизни имеется временное наказание за грех, однако Писание нигде не учит прямо или косвенно тому, что эти страдания продлятся и после смерти. Главное доказательство в пользу чистилища находят в неканонической книге Маккавеев (2 Мак. 12,42-45).

3. Сон души. Те, которые придерживаются этого взгляда, утверждают, что после смерти душа впадает в состояние сна или какого-то несознательного отдыха. Правильность этого взгляда доказывают различными путями. Писание действительно часто представляет смерть, как сон (Мф. 9,24; Ин. 11,11; 1 Фес. 4,13). Далее, некоторые места учат тому, что мертвые лишены сознания (Пс. 145,4; Еккл. 9,5 и далее; Ис. 38,18). Наконец, никто из воскресших из мертвых, не сказал этого об этом временном состоянии. В ответ на эти возражения заметим, во-первых, что обычно говорят, что верующие спят после смерти. Это эвфемистическое выражение, которое заимствовано из внешнего подобия между мертвым телом и спящим человеком (см. Иак. 2,26). Писание свидетельствует о том, что верующие, которые умерли, наслаждаются спасительным общением со Христом. Стихи, которые предполагают несознательное состояние души, отражают взгляд, направленный из перспективы живых. Из преимущественной точки зрения живых, мертвые, конечно, спят.

4. Уничтожение. Это учение касается прежде всего неспасенных. Согласно этому учению, вообще не существует сознательной жизни для грешников после смерти. Большинство из тех, которые придерживаются этого взгляда, учат, что после смерти неспасенный человек просто перестает существовать. Такие Библейские выражения, как смерть, разрушение и погибель, толкуются в том смысле, будто они означают «лишенный существования» или «уничтоженный для несуществования» (Ин. 3,16; 8,51; Рим. 9,22). Однако, в ответ на этот взгляд скажем, что Бог не уничтожает того, что Он Сам сотворил. Жизнь является противоположностью смерти; если смерть является просто прекращением существования, то жизнь является продолженным существованием. Но вечная жизнь является еще и качеством жизни, а не просто количеством ее. Далее, смерть является еще погибелью и наказанием; трудно было бы понять, как уничтожение могло бы оказаться наказанием. А Писание ясно утверждает, что неспасенные будут существовать вовеки (Еккл. 12,7; Мф. 25,46; Рим. 2,5-10; Отк. 14,11). Кроме того, существуют еще и степени наказания, а вот уничтожение не учитывает этого (Лк. 12,47 и далее; Рим. 2,12; Отк. 20,12).

5. Условное бессмертие. Согласно этому учению, душа не сотворена или не родилась бессмертной, а приобретает его после исповедания веры в Христа Иисуса. Это бессмертие является даром Божиим. Поэтому тот, кто умирает без Христа, просто перестает существовать, потому что не получил дара бессмертия. Придерживающиеся такого взгляда, утверждают, что только один Бог обладает бессмертием (1 Тим. 6,16) и Он дарует его тем, которые отвечают на Его призыв. Они утверждают далее, что Писание нигде не говорит о бессмертии души. Мы же отвечаем, что это учение смешивает бессмертие с вечной жизнью. Вечная жизнь, которая приобретается в спасении — это нечто значительно большее, нежели просто вечное существование; это, скорее, качество жизни, обилие жизни в присутствии Христа. Совершенно верно, что только один Бог обладает, присущим Ему, бессмертием, но тем не менее, и человек приобрел бессмертие, когда был сотворен. Он родился бессмертным существом.

Мы приходим к выводу, что, умирая, верующий входит в присутствие Христово. Он приобретает с Господом общение, пребывает в состоянии сознательного блаженства, ожидая времени воскресения, в котором он приобретает венец славы. Неверующий входит в состояние сознательных мучений, тоже ожидая воскресения, когда он будет ввержен в озеро огненное. Учений о чистилище, о сне души, об уничтожении, об условном бессмертии нельзя считать Библейскими.

 

II. ВАЖНОСТЬ ВТОРОГО ПРИШЕСТВИЯ ХРИСТА

Первая Церковь проявляла живой интерес к возвращению Христа. Апостолы считали, что Его возвращение может осуществиться и в их дни, а последующие поколения живо хранили эту блаженную надежду, как нечто такое, что весьма близко. Вплоть до третьего века не было никаких исключений из этого правила, однако, начиная с эпохи Константина и впредь стали постепенно отвергать эту истину, пока ее едва ли не всецело отклонили в сторону. И только в последние сто лет или около этого, это учение опять ожило в Церкви. Хотя и теперь наблюдается некоторое безразличие и даже оппозиция по отношению к ней, однако наблюдается постоянно растущий здоровый интерес к этой Библейской истине. В то время, как преданные христиане говорят: «Аминь! Ей, гряди Господи Иисусе» (Отк. 22,20) — неверующие и безбожники говорят: «Где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения все остается также» (2 Пет. 3,4). Но неверие безбожников не умаляет важности этого учения; наоборот, многое указывает на важность его.

А. Важность его учения в Писании

В Писании предложено выдающееся место учению о втором пришествии Христа. Хотя первое и второе пришествия Христа очень тесно сопряжены друг с другом в пророчествах в Ветхом Завете, так что очень трудно бывает выделить какое-то особое обетование, которое касалось бы только второго пришествия Христа, все же в Ветхом Завете имеются ясные указания относительно него (Иов 19,25 и далее; Зах. 14,4; Мал. 3,1; Дан. 7,13 и далее). В Новом Завете это учение упоминается более трехсот раз. Этому предмету посвящены целые главы (Мф. 24,25; Мк. 13; Лк. 21; см. 1 Кор. 15). Некоторые из книг Писания фактически посвящены этому предмету (1 Фессалоникийцам, 2 Фессалоникийцам, Откровение). По своему смыслу и значению это учение находится в одном ряду с главными учениями Писания.

Б. Оно является ключом к пониманию Писания

Мы говорим о молитве и о назидающем духе, как о ключах к пониманию Слова Божиего, однако, таким же ключом к Писанию является признание фундаментального характера учения о втором пришествии Христа. Многих Библейских учений, постановлений, обетовании и образов мы не смогли бы понять вполне, если бы у нас не было света учения о пришествии Господнем. Обратим свое внимание вот на такое учение Писания. Христос является пророком, первосвященником и царем, но никто, собственно, не может понять Его царского сана, не признав истины о Его втором пришествии. Спасение является делом прошлого, настоящего и будущего, однако, нельзя усвоить себе соответствующего взгляда на аспект спасения в будущем вне веры в пришествие Господа Иисуса Христа. Учение Иоанново о двух воскресениях (Отк. 20,4-15) представляло бы загадку вне этого учения. Завет Давидов (2 Цар. 7,12-16; Ис. 88,3 и далее) так и останется необъяснимым для того, кто отвергает истину о Христовом пришествии, и пророчество относительно восстановления природы и животного мира (Ис. 11,6-9; 65,25; Рим. 8,20-22), окажется абсурдным, если его толковать вне ссылки на второе пришествие Христа. Предсказание о поражении сатаны в голову (Быт. 3,15) теряет свою подлинную и главную сущность, если его не сочетать со вторым пришествием Господним.

И многие прообразы Писания теряют свои привлекательные черты, если их не рассматривать в свете пришествия Христова. Служение и переселение Еноха является одним из них (Быт. 5,22-24; Евр. 11,5; Иуды 14). История Ноя снижается до уровня простого исторического факта, если ее лишить прообразного значения, как и первосвященнического благословения народа в день искупления (Евр. 3,2).

Сказанное верно и в отношении многих обетовании Писания. Пришествие Господне является ключом к пониманию многих псалмов (Пс. 2; 21; 44; 71; 88; 109). Петр заявляет, что все святые пророки говорили о времени восстановления и пришествия Христова (Деян. 3,19-24). Кроме этого, в Новом Завете имеется ряд определенных обетовании касательно Его второго пришествия (Мф. 16,27; Ин. 14,3; 1 Фес. 4,13-18; Евр. 10,37; Иак. 5,8; Отк. 17; 22,12 и 20). Эти обетования призывают христианина приготовиться к Его возвращению, утешают фактом Его пришествия, побуждают утешать сокрушенных и обремененных истиной о Его втором пришествии, умоляют переносить скорби в свете Его пришествия, напоминают хранить доверие, потому что Он скоро придет и заверяют, что Его пришествие будет сопровождаться благословениями и наградами для всех, ныне ожидающих Его. Бесспорно, некоторые из самых драгоценных побуждений к благословению утеряны, благодаря отвержению истины о пришествии Христовом.

Сказанное верно и в отношении установлении, они теряют свое полное значение для того, кто отвергает истину о втором пришествии Господнем. Крещение заключает в себе идею воскресения для обновления жизни, и эта новая жизнь во Христе Иисусе обнаруживается тогда, когда Он, являющийся нашей жизнью, явится во славе (Кол. 3,1-4). Так и Вечеря Господня свидетельствует нам о втором пришествии. Павел говорит, что «ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1 Кор. 11,26). А Иисус сказал: «Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф. 26,29).

В. Оно является надеждой Церкви

Пришествие Господне представляется нам великой надеждой Церкви. Ни смерть, ни обращение мира не являются надеждой верующего; этой надеждой, по Писанию, является пришествие Господне. Павел сказал: «За чаяние воскресения мертвых меня судят» (Деян. 23,6; см. 26,6-8; Рим. 8,23-25; 1 Кор. 15,9; Гал. 5,5).

«Ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2,13). Петр писал: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому» (1 Пет. 1,3; см. 2 Пет. 3,9-13). И Иоанн сказал: «Возлюбленные! Мы теперь дети Божий, но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так как Он чист» (1 Ин. 3,2-3).

Г. Оно является побуждением для библейского христианства

Пришествие Христово является великим побуждением для библейского христианства. Искренняя вера в это учение имеет очень много общего с ортодоксальностью, потому что, сохранившие эту надежду, самым сердечным и разумным образом никогда не отрицали Божества Иисуса Христа, не сомневались в авторитете Библии, никогда не уклонялись от веры, которая некогда была дарована святым. Но и это еще не все. Принятие этой веры производит самоочищение (Мф. 25,6 и далее; 2 Пет. 3,11; 1 Ин. 3,3). Оно побуждает к бодрствованию и постоянству (Мф. 24,44; Мк.13,35 и далее; 1 Фес. 5,6; 1 Ин. 2,28); оно призывает отпавших возвратиться (Рим. 13,11 и далее); оно является предостережением для нечестивых (2 Фес. 1,7-10) и оно является опорой в бедствиях и в тяжелых потерях (1 Фес. 4,13-18; 5,11; 2 Тим. 2,12; Евр. 10,35-39; Иак. 5,7). Совершенно очевидно, что эта блаженная надежда была побуждением для Апостольского христианства. Люди, которые слышали, как Иисус говорил, что Он опять придет, не могли более уступать обольщению этого мира. Они жаждали Его пришествия, они жили для Него, пытались привести других к Нему и к надежде Его пришествия.

Д. Оно обладает значительным воздействием на христианское служение

Писание предлагает в обетованиях и перспективах Его пришествия величайший стимул для служения (Мф. 24,45-51; Лк. 19,13; 1 Кор. 3,11-15; 2 Кор. 5,10 и далее). В нем раскрывается для нас Божественная цель и программа служения (Деян. 1,8; 15,13-18; Рим. 11,22-32). И далее, эта истина, по существу, составляет основание самых эффективных призывов для принятия Христа и для посвящения жизни Богу. Павел, бесспорно, так и пользовался им (Рим. 13,11 и далее; 2 Фес. 1,7-10). Таким образом, мы приходим к выводу, что второе пришествие Христа является самым важным учением.

 

ГЛАВА 2
Второе пришествие Христа: природа Его пришествия и цель Его пришествия в воздухе

В связи с учением о пришествии Христа на ум приходит несколько вопросов. Во-первых, какова природа Его пришествия? Затем мы задаемся вопросом, существуют ли фазы в Его пришествии? И если существуют, то каковы они? Установив, что существует несколько фаз в пришествии Христовом, возникают другие вопросы, которые относятся к Его второму пришествию в воздухе, к судам над народами, к пришествию Христа для господства в воскресении, а также многие другие подобные вопросы. В этой главе мы посмотрим прежде всего на природу Его пришествия, а затем попытаемся изучить цель Его второго пришествия в воздухе.

 

I. ПРИРОДА ПРИШЕСТВИЯ ХРИСТА

Все верующие в Библию, как в Слово Божие, верят во второе пришествие Христа, однако в этом вопросе существует огромное различие во мнениях относительно того, что следует считать пришествием Господним.

А. Учение Писания

В Библии содержится большое учение относительно второго пришествия Христа. Иисус сказал, что Он придет лично (Ин. 14,3; 21,22 и далее), неожиданно (Мф. 24,32-51; 25,1-13; Мк. 13,33-37), внезапно (Мф. 24,26-28), во славе Отца Своего и со святыми Ангелами Своими (Мф. 16,27; 12,28; 25,31) и с победою (Лк. 19,11-27). Мужи, облеченные в белые одежды, свидетельствовали при вознесении Христовом, что Он придет лично во плоти видимым образом и внезапно (Деян. 1,10 и далее). Свидетельство Апостолов является пространным. Петр свидетельствует, что Он придет лично (Деян. 3,19-21; 2 Пет. 3,3 и далее) и неожиданно (2 Пет. 3,8-13). Павел свидетельствовал, что Он придет лично (Флп. 3,20 и далее; 1 Фес. 4,16 и далее), внезапно (1 Кор. 15,51 и далее), во славе и сопровождении Ангелов (2 Фес. 1,7,10; Тит. 2,13). Послание к Евреям свидетельствует, что Он придет лично (9,28) и скоро (10,37). Иаков утверждает, что Он придет лично (5,7 и далее). Иоанн пишет, что Он придет лично (1 Ин. 2,28; 3,2 и далее) и внезапно (Отк. 22,12). Иуда говорит об Енохе, чтобы показать, что Он придет публично (ст. 14 так и далее). Библейские доказательства ясны и достаточны.

Б. Некоторые ошибочные толкования

Несмотря на недвусмысленность и достаточные доказательства, существует много ошибочных толкований пришествия. Вот поэтому необходимо обратить внимание на эти учения прежде, чем мы приступим к дальнейшему исследованию этой доктрины. Обратим внимание кратко и бегло на пять из них.

1. Сошествие Духа Святого. Некоторые учат, что возвращением Христовым является сошествие Духа Святого в день Пятидесятницы. Они ссылаются на стих Мф. 16,28: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» в день Пятидесятницы. Подобным образом некоторые толкуют стих Иоанна 16,16: «Вскоре вы не увидите Меня; ибо Я иду к Отцу»; они утверждают, что это слово исполнилось, когда сошел Дух Святой. Но обетование в Ев. Матфея более ясно указывает на повторное явление Христа после Его воскресения. Иисус обещал, что Он пошлет Утешителя, но ведь Он не послал Самого Себя (Ин. 14,16; 15,26). Действительно, Он заявил, что сошествие Духа обусловлено Его уходом (Ин. 16,7). В Деяниях 2,33 Иисус представлен изливающим Дух, сидя одесную Отца. Это случилось в день Пятидесятницы. В Деян. 3,19-21 уже после Пятидесятницы, Петр призывает Израиль покаяться, чтобы Бог мог послать Христа, «Которого небо должно было принять до времени совершения всего. После Пятидесятницы произнесено было и много других обетовании о пришествии Христовом, а потому эти два события не являются взаимосвязанными.

2. Обращение души. Так утверждают некоторые, но и этот взгляд не соответствует Писанию. Иисус говорил об Отце и Сыне, которые будут обитать в верующем (Ин. 14,23), однако, непосредственно после этого Он сказал, что придет Утешитель и научит его всему (Ин. 14,26). Дух Святой — это Дух Иисуса (Деян. 16,7), Дух Христов (Рим. 8,9; 1 Пет. 1,11), но Христа и Духа Святого никогда не следует смешивать друг с другом. Павел в свое время произнес слово, которое часто легко искажают: «Господь есть Дух» (2 Кор. 3,17). Мы признаем, что здесь существует определенная тождественность между сущностью и силой; Христос в Свое время сказал в Своих проповедях следующее: «Я и Отец — одно» (Ин. 10,30). Сказанное, однако, не означает одного и того же лица, а лишь одно и то же существование. Заметим, что, по общему признанию, Христос и Дух фактически одно и то же, поскольку Христос сообщает Самого Себя в обращении да и в другие времена средствами Духа. Дух Святой — это Его Дух Одушевляющей динамикой Господа, пребывающего в верующем и влияющего на верующего, является Дух Божий (Рим. 8,9 и далее; Гал. 2,20; 4,6; Флп. 1,19; см. Деян. 20,28 и Еф. 4,7 и 11). Интересно отметить, что Павел пользуется выражениями «Дух», «Дух Божий», «Дух Христов», «Христос», «Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса», и «Его Дух» взаимозаменяемым образом в Рим. 8,9-11.

Конечно, все авторы посланий были обращенными, когда писали их; тем не менее, они говорили о пришествии Господа в форме будущего времени. Поэтому вхождение Христа в жизнь раскаивающегося грешника не является пришествием Его в эсхатологическом смысле этого слова.

3. Разрушение Иерусалима. Некоторые полагают, что пришествие Христа явилось разрушением Иерусалима в 70 году. Некоторые и толкуют таким образом стих Мф. 16,28. Мы можем согласиться с тем, что пророчество о разрушении этого города тесно взаимосвязано с предсказаниями о пришествии Христа в Мф. 24; Мк.13; Лк. 21 и это событие можно назвать пришествием Господа в судах, но в то же время нам необходимо согласиться и с предсказаниями о грядущем личном пришествии Спасителя. Книга Откровения и первое послание Иоанна были написаны через несколько лет после разрушения Иерусалима, однако, в каждой из этих книг имеется ряд предсказаний о втором пришествии Господа (1 Ин. 2,28; 3,2 и далее; Отк. 1,7; 3,11; 22,12 и 20). Мы можем еще дополнить сказанное тем, что с разрушением Иерусалима сочетается рассеяние Израиля, а в момент пришествия Христа Израиль соберется в Палестину.

4. Наступление смерти. Некоторые относят стих Мф. 24,42: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь наш придет», — и к смерти, и к возвращению Христа. Действительно верно, что тогда, когда верующий умирает, Господь принимает его душу к Себе, но этого момента нам не следует смешивать с возвращением Христовым. Нам не нужно относить тех мест, которые говорят о пришествии Христа к смерти. В действительности это два различных явления. Смерть рассматривается в Библии, как враг (1 Кор. 15,25 и далее; Евр. 2,14 и далее), а пришествие Господа ожидается, как блаженная надежда (Тим. 2,13). В смерти наполняется гроб, а в пришествии Господа гроб освобождается (Ин. 5,28 и далее; 1 Фес. 4,16). Ученики поняли намек Господа на Его пришествие, который заключается в освобождении Иоанна от смерти (Ин. 21,21-28). Если смерть и второе пришествие — это одно и то же, тогда мы могли бы заменить словом «смерть» второе пришествие. Тот, кто хотел бы совершить такой эксперимент с такими местами Писания, как Мф. 16,27 и далее; 1 Фес. 4,16 и далее; Отк. 1,7, вынужден будет убедиться в абсурдности такого толкования.

5. Обращение мира. Некоторые полагают, что намеком на обращение мира являются слова: «Да приидет Царствие Твое» (Мф. 6,10). Они утверждают, что тогда именно, когда мир примет принципы Христовы, придет и Сам Христос. Однако Писание учит, что в последние дни совершится великое отпадение от веры (Лк. 18,8; 2 Фес. 2,3-12; 1 Тим. 4,1), что наступят «времена тяжкие» (2 Тим. 3,1), что люди не будут терпеть звука учения и что они введут, достойные осуждения, ереси (2 Тим. 4,1-4; 2 Пет. 2,1 и далее); что вновь будут преобладать состояния времен Ноя и Лота (Лк. 17,26-30). Но все это не похоже на обращение мира в пришествие Христово. Кроме того, Писание представляет пришествие Христово, как нечто внезапное, мгновенное, как молнию (Мф. 24,27), как нечто неожиданное, как вор (Мф. 24,43; 1 Фес. 5,2). Да и воскресение мертвых совершится во мгновение ока (1 Кор. 15,52).

Сказанное также не согласуется с идеей постепенного обращения мира. Далее, Библия сочетает обращение мира с пришествием Христовым, но она утверждает, что это пришествие совершится уже после этого события (Ис. 2,2-4; Зах. 8,21-23; Деян. 15,16-18; Рим. 11,12 и 25). Этот момент будет рассмотрен ниже в другой взаимосвязи, но совершенно ясно, что пришествие Христово не является обращением мира.

В. Фазы в пришествии Христовом

Всякий, кто впервые сталкивается с истиной о втором пришествии Христовом, может смутиться от кажущегося противоречия описания его. Он читает, что Христос придет за Своими, что он придет видимым для мира образом, что Он будет судить людей в общем и что Он будет судить дела верующих. Он читает о об особом воскресении спасенных, о брачном пире, о борьбе с антихристом и его силой, о том, что сатана будет связан, об установлении земного Царства и о суде пред великим белым престолом. Как же ему применить все эти высказывания, каков порядок событий в этой сложной картине? Многие приходят в отчаяние в поисках какой-то определенной программы в этом пророческом лабиринте, многие осуждают даже всех тех, которые полагают, что могут прийти к чему-то, что является в итоге окончательным. Мы полагаем, что ключ к этому вопросу содержится в двух фазах Его пришествия. Мы знаем, что Он придет на облаках, в воздухе, а потому некоторые события совершатся в воздухе; мы знаем также, что Он придет на землю, а потому некоторые события произойдут на земле.

Следовательно, необходимо отличать друг от друга оба эти пришествия.

1. Его пришествие 6 воздухе. Павел пишет: «Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде, потом мы, оставшиеся в живых, восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе» (1 фее. 4,16-17). В 2 Фес. 2,1 речь о нашем собирании к Нему. Эта же идея выражена и у Иоанна 14,3: «И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я». В этом пришествии Христос вообще не явится на землю, а соберет Своих в воздухе. Мертвые во Христе воскреснут, а живые изменятся ( 1 Кор. 15,51-54). Это пришествие следует отличать от Его второго пришествия на землю.

2. Его прмиестбие на землю. К книге Захарии 14,4 сказано: «И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая пред лицом Иерусалима к востоку». В Деян. 1,11 мужи, облеченные в белые одежды, утверждают, что Иисус «придет таким же образом, как мы видели Его восходящим на небо». И покинул гору Елеонскую видимым образом, а потому Он видимым образом возвратится на гору Елеонскую. В Мф. 29,28 сказано, что Он воссядет на Своем престоле славы и Его двенадцать учеников сядут на двенадцати престолах, чтобы судить двенадцать колен Израиля. В главах Мф. 24, 29-31 и Мф. 25,31-46 изложено это пришествие Его на землю. Пророк Захария (12,10-14) представляет дом Давидов, жителей Иерусалима, а также все семьи Израиля, которые будут печалиться, когда воззрят на Того, Которого пронзили. В Отк. 1,7 сказано: «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око, и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные». Когда Он придет на землю, Он придет вместе со Своими (Иоиль 3,11; 1 фее. 3,13; Иуды 14). факт этот предполагает два аспекта в Его пришествии: один — в котором избранные Его будут восхищены к Нему, и второй, в котором избранные Его придут вместе с Ним.

 

II. ЦЕЛЬ ЕГО ПРИШЕСТВИЯ НА ВОЗДУХЕ

Итак, мы приступаем к изучению первой фазы Его пришествия на землю. Мы дальше задаемся вопросом: какова же цель Его пришествия на воздухе? На этот вопрос можно предложить несколько ответов.

А. Взять избранных Своих

Иисус придет, чтобы взять избранных Своих к Себе. Иисус сказал: «Приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин. 14,3). Иисус жаждет самого тесного общения с избранными, но мы знаем, что, водворясь в теле, мы устранены от Господа (2 Кор. 5,8). Когда же верующий умирает в Господе, он «выходит из тела», чтобы «водвориться у Господа» (2 Кор. 5,8). Но и это также не является идеальным состоянием, потому что это состояние вне тела. Когда же придет Иисус, Он примет к Себе верующих уже в теле. И, начиная с этого времени, верующие «всегда с Господом будут» (1 Фес. 4,17). Но так как «плоть и кровь Царства Божиего не наследуют» (1 Кор. 15,50), то очевидно, что должны произойти какие-то изменения прежде, чем Он возьмет нас к Себе. О них будем рассуждать далее.

1. Предпосылки. «Свои» либо находятся теперь в Его присутствии в Духе (2 Кор. 5,8; Флп. 1,23; Евр. 12,23; Отк. 6,9) и в сознательном состоянии (Лк. 16,19-31; Отк. 6,9), а тела их находятся во гробе, либо еще «водворены в тела», а потому «устранены от Господа» (2 Кор. 5,6). Но пребывать со Христом в духе — это не окончательная цель искупления. Христос искупил равным образом и тело, как и душу (Рим. 8,23; Еф. 1,14; 4,30), однажды же Он преобразит и тело, «что оно будет сообразно славному Телу Его» (Флп. 3,21). Эти два события весьма необходимы для того, чтобы Он мог взять нас к Себе: во-первых, мертвые во Христе должны воскреснуть, во-вторых, живые верующие должны измениться. Обратим свое более пристальное внимание на оба этих события.

1) Мертвые должны воскреснуть. Когда Господь сойдет с небес, умершие во Христе воскреснут (1 Фес. 4,16). Так как Иисус — воскресение и жизнь (Ин. 11,25), то всякий, верующий в Него, «если и умрет, оживет» (ст. 25). «Всякий живущий и верующий в Меня не умирает вовек» (Ин. 11,26). Павел пишет: «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему — облечься в бессмертие» (1 Кор. 15,53). Эти места Писания свидетельствуют о том, что произойдет в верующих в Его пришествие: мертвые оживут, а живые облекутся в бессмертие.

Писание не говорит о таком общем воскресении, в котором все мертвые воскреснут в одно и то же время. Хотя Ев. Иоанна 5,28 и далее не первый взгляд как будто и говорит об общем воскресении, место это, однако, не говорит что одни воскреснут в «воскресение жизни», а другие — в «воскресение осуждения». И то, что оба эти воскресения совершатся в одно и то же время, не представляет трудностей. «Последнее время» Иоанна продолжается (1 Ин. 2,18) уже около девятнадцати веков. Можно думать, что оба эти воскресения произойдут одновременно. Намек на эти оба телесных воскресения находится у Дан. 12,2: «Итак, одно воскресение к жизни, а второе воскресение к смерти» (Юнг, «Пророчество Даниила» стр. 256).

Как следует из Отк. 20,4-7, первое и второе воскресение разделяет промежуток времени в тысячу лет. Некоторые предполагали, что первое воскресение, о котором речь в Откровении 20, — это духовное спасение (см. Ин. 5,24-26), а за ним уже последует общее воскресение. Если кто-то удостоился первого воскресения (или духовного воскресения), ему уже не следует опасаться второй смерти. Однако язык сказанного не допускает такого толкования. Обратим внимание на слова Альфорда, известного греческого богослова:

«Если в каком-то месте Писания, где речь о двух воскресениях, некоторые «психаи ексесан» в первом воскресении, а остальные «некрос ексесан» только в конце определенного периода, после первого воскресения — если в таком месте Писания первое воскресение можно воспринимать в смысле духовного воскресения во Христе, тогда как второе воскресение обозначает буквальное воскресение из могил — тогда наступает конец всякому смыслу в языке, а Писание лишается определенного свидетельства. Если первое воскресение является духовным, тогда духовным должно быть и второе, а мне думается, что никто не станет утверждать этого, но если второе является буквальным, тогда таковым является и первое, что я и утверждаю вместе со всею Церковью и многими из лучших современных богословов и что воспринимаю, как статью веры и надежды» (Альфорд, «Греческий Завет», т. IV, стр. 732-333). Мы можем дополнить сказанное тем, что это то воскресение (тен ексанастасин тен ек некрон), в котором Павел стремился иметь часть (Флп. 3,11) и нет нужды бороться за участие в общем воскресении, так как Писание много свидетельствует о том, что, в конечном итоге, воскреснут все люди, несмотря на то, хотят ли они этого или нет.

Но даже и в первом воскресении существуют фазы. Воскресение нашего Господа (1 Кор. 15,23), восхищение Церкви, когда Христос придет за Своими избранными (Ин. 14,3; 1 Кор. 15,51-54; 1 Фес. 4,14-17; 2 Фес. 2,1), воскресение двух свидетелей во время скорби (Отк. 11,11 и далее) и воскресение ветхозаветных святых и верующих великой скорби (Дан. 12,2; Отк. 20,4 и далее) — все это различные фазы в первом воскресении. Даже воскресение некоторых святых в воскресении Христовом можно считать частью этой более значительной группы (Мф. 27,52 и далее).

2) А живущие и верующие во Христа должны измениться. Установив, что умершие, во Христе должны воскреснуть прежде, когда Господь явится с небес на воздухе, Павел говорит: «Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем в срете-

ние Господу на воздухе» (1 Фес. 4,17). Но поскольку «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия» (1 Кор. 15,50), то тела живых верующих должны измениться. Павел объясняет эту мысль: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся (1 Кор. 15,51-52). Может быть Павел имел ввиду живых верующих в Флп. 3,20, когда писал: «Наше же жительство на небесах, откуда мы и ожидаем Спасителя, Господа (нашего) Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному Телу Его». Заметим, что нигде не открыта нам точная природа этого преобразования, о котором здесь речь, однако, возможность быть восхищенным, не увидев смерти наглядно представлена нам в переселении Еноха (Быт. 5,24; Евр. 11,5) и Илии (4 Цар. 2,11-18).

Немедленно возникает вопрос, все ли спасенные будут восхищены. На этот вопрос мы можем ответить так: природа Церкви требует того, чтобы каждый, который принадлежит к ней, был восхищен. Церковь является храмом (1 Кор. 3,16; 2 Кор. 6,16; Еф. 2,20 и далее; 1 Пет. 2,5). Но может ли случиться так, чтобы на земле осталась часть того строения, в котором обитает Дух? Далее, Церковь является Невестой Христовой (2 Кор. 11,2; Еф. 5,24 и 32; Отк. 19,6-9). Останется ли тогда какая-то часть Его Невесты? Церковь является Телом Христовым (1 Кор. 12,12-17; Еф. 1,22 и далее; 4,12; 5,29 и далее; Кол. 1,18 и 24; 2,19). Конечно, Он не оставит на земле какой-то части Своего Тела. Итак, то, что все верующие будут восхищены, не представляется более невероятным, нежели то, что все умершие во Христе воскреснут в то время. Некоторые готовы утверждать на основании Флп. 3,11; «Чтобы достигнуть воскресения мертвых», — что Павел говорил о частичном воскресении; однако эти слова вовсе не являются выражением какого-то сомнения, а единственно, надежды и смирения. Перечисляя порядок воскресения, Павел говорит: «Каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу» (1 Кор. 15,23-24). Обратите внимание на выражение «Христовы», они сгруппированы вместе и воскреснут в одно и то же время, среди них не будет никаких делений.

2. Способ, Внимательное чтение Писания раскрывает перед нами тот факт, что перемещение верующих в присутствие Христово — это еще не все, что сопряжено с перемещением избранных Его к Нему. Главное состоит в том, что Церковь вступит в брачное отношение с Ним. Церковь является Невестой. Она находится в состоянии обручения или представления (2 Кор. 11,2). В конечном

итоге Христос представит ее «Себе славною Церковью, не имеющею пятна или порока, или чего-либо подобного» (Еф. 5,27). Иоанн пишет: «И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: Аллилуйя! Ибо воцарился Господь Бог Вседержитель! Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых» (Отк 19,6-8). Иисус Христос придет, как жених, чтобы взять Церковь, которая будет Его Невестой. Иоанн Креститель был другом жениха Ин. 3,19-29) и, как таковой, готовил путь для пришествия Христа.

Б. Чтобы судить и награждать

И то, и другое сочетается с пришествием Христа. 2. Суд над верующими. Христос придет, чтобы судить дела верующих и чтобы установить для них награды. Верующий не будет судим за свои грехи (Ин. 5,24), так как он уже осужден за них в лице Христа на кресте (Ис. 53,5 и далее; 2 Кор. 5,21), а потому он уже не будет более привлекаться к ответственности за них в пришествие Христа. Однако, в этой жизни он подвергается наказанию за совершенные грехи, чтобы не быть осужденным с миром 1 Кор. 5,5; 11,32; Евр. 12,7; см. 2 Цар. 7,14 и далее 12,13 и далее). Когда же придет Христос, верующий будет судим в отношении того, как он пользовался дарованными ему талантами (Мф. 25,14-30) и минами (Лк. 19,11-27), а также теми благоприятными возможностями (Мф. 20,1-16), которые были дарованы ему. Спасение является свободным даром Божиим (Ин. 4,10; 10,28; Рим. 6,23). Когда Иаков говорит, что мы спасаемся делами (Иак. 2,24), он имеет ввиду ту веру, которая производит дела (2,22 и 26). И Павел указывает, что мы спасены по благодати, но спасены на добрые дела (Еф. 2,8-10). Иначе, Господь предложил народу Своему благоприятную возможность собирать себе сокровище на небесах теперь, когда он спасен (Мф. 6,20), «ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Пет. 1,11).

Итак, когда придет Христос, верующий будет судим с учетом этих дел. Павел пишет: «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5,10). Он пишет также: «А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов» (Рим. 14,10). Эту же мысль продолжает далее: «Итак, каждый из нас за себя даст отчет Богу» (ст. 12). Когда Он придет, тогда огонь испытает наши дела; если они из золота, серебра или драгоценных камней, мы получим награду (1 Кор. 3,11-15). Нет сомнений, что многие будут принадлежать к той группе, которая будет спасена, но у которой будет мало наград; у других же будет много наград. Теперь мы приглашаемся к тому, чтобы пребывать во Христе, а потому, когда Он явится, мы не будем постыжены в пришествие Его (1 Ин. 2,28). Павел пишет: «Ибо кто наша надежда или радость, или венец похвалы? Не вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его!» (1 Фес. 2,19).

2. Награда верующею. Господь и в этом отношении вполне определенно исполнит Свое Слово, как и в отношении спасения. Следовало бы обратить внимание на несколько вопросов, которые сочетаются с наградами.

(1) Во-первых, какова основа для награды? В Писании говорится о нескольких вещах, которые приводят к награде. Как служитель тайн Божиих (1 Кор. 4,1-5), верующий несет ответственность за свое служение. Определенная награда обещана верным (1 Кор. 4,2) за правильное использование благоприятных возможностей, талантов и мин, которые были доверены им (Мф. 20,1-16; 25,14-30; Лк. 19,11-27). А те, которым доверено было материальное состояние, удостоятся награды сообразно тому, как они пользовались своим состоянием (Мф. 6,20; Гал. 6,7). «Кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9,6). Далее, каждый несет ответственность за души других и каждый верующий награжден будет сообразно тому, сколько душ он призвал к правде. Ангел сказал Даниилу: «И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, во веки, навсегда» (Дан. 12,3). Подобным образом говорит и Павел: «Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его» (1 Фес. 2,19). Как и те, которые живут в этом нуждающемся мире, и мы должны делать добро всем людям и удостоимся награды (Гал. 6,10). Награждены будут гостеприимство (Мф. 10,40-42), как и попечение о больных и гонимых (Мф. 15,35-40). Даже чаша холодной воды не останется незамеченной в тот день (Мф. 10,42). Сказанное особенно верно в отношении истинной любви, оказанной еврейскому народу. Наконец, так как христианин страдает в этом злом мире, он удостоится награды за терпение. Таким образом, мы читаем, что если они оскорбляют нас, поносят нас, преследуют нас, клевещут на нас любым способом, награда наша будет чрезвычайно велика на небесах (Мф. 5,11 и далее; Ак. 6,22 и далее). Если мы с Ним страдаем, то с Ним и царствовать будем (2 Тим. 2,12; см. Рим. 8,17). Иаков говорит: «Блажен человек, который переносит искушения, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак. 1,12).

(2) Когда же состоится это награждение? Награды будут розданы тогда, когда Он придет (Мф. 16,27; Рим. 2,5-10); в связи с этим ошибочно утверждать, что верующие когда умирают, уходят за своей наградой. Павел заявляет, что он получит свою награду тогда, когда явится Христос, а не в момент своей смерти. Умершие в Господе находятся теперь в Его личном присутствии, но все они ожидают дня признания и воздаяния.

(3) Какова природа этой награды? Писание представляет награды в образе венцов и трофеев. Нам сказано, что это будет нетленная награда (1 Кор. 9,25), нас предупреждают, чтобы мы не потеряли венца своего (Тит. 3,11). Приобретенные для Господа души, будут венцом нашего ликования (1 Фес. 2,19). Кроме того, существует венец правды (2 Тит. 4,8), венец жизни (Ин. 11,12; Отк. 2,10) и венец славы (1 Пет. 5,4). Но что бы не подразумевалось под предлагаемым образом, мы можем быть вполне уверенными, что он представляет славную и вечную часть в присутствии Господа. Как часть награды, обещано также и место со Христом на Его престоле (Лк. 19,11-27; 2 Тим. 2,11 и далее; Отк. 3,21).

В. Чтобы устранить удерживающего

Он придет, чтобы устранить удерживающего откровение, человека греха. Павел пишет: «И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят из среды удерживающий теперь, — и тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет Духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Фес. 2,6-8). В связи с пришествием Христовым здесь упоминаются две личности: удерживающий, которого надлежит устранить с пути, и беззаконник, который будет убит духом уст Христовых. Павел говорит, что тайна беззакония уже в действии, она была в действии уже в то время, но вот, существует нечто, «что не допускает» и существует еще «удерживающий теперь», который препятствует полному развитию беззакония.

Что является этим «недопускающим»? И кто является этим «удерживающим»? Некоторые усматривают эту удерживающую силу в законе и порядке. Другие усматривают ее в человеческом управлении; иные же отождествляют ее с самим сатаной. Несомненно верно, что правительство ограничивает зло, но можно ли это сказать о скверном правительстве? Бесспорно, сатана не ограничивает зла.

В Быт. 6,3 Дух Святой представлен борющимся с порочным человеческим родом во дни Ноя, и сказано, что «не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками». Когда Он перестанет сопротивляться порочности людей», тогда суды Божий прольются на мир. Может казаться, что Он является этим удерживающим и в конце времени, когда повторятся дни Ноя. Он ограничивает зло часто через Церковь, потому что в силу Его присутствия в верующих, они являются солью земли и светом мира (Мф. 5,13-16). Когда Церковь будет восхищена, тогда и соль и свет будут изъяты из мира. На какое-то короткое время после восхищения, пока новые души обратятся к Господу, спасенных не окажется на земле. Тогда, очевидно, Дух Святой откажется от Своего особого служения ограничивать зло. Тогда же стремительно будут развиваться испорченность и тьма; тогда беззаконие окажется в изобилии, тогда же откроется и беззаконник. Дух Святой по прежнему будет пребывать на земле, как Он пребывал в ветхозаветные времена, но уже не в том особом смысле, в котором он пребывает в нынешнем веке. Сатана вместе со своими лидерами будет обладать огромной властью на этой земле перед наступлением последнего суда. Пришествие Христово устранит удерживающего развитие беззакония и программы последнего времени.

Далее

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки